Вестник экономики, права и социологии, 2009, № 4
Право
УДК 342
Гражданское общество, государство и самореализация личности
Железнов Б.Л.
Доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного права и прав человека Казанского государственного университета
В статье рассматриваются сущность и проблемы становления гражданского общества в России, подчеркивается необходимость его
формирования в диалектическом единстве с демократическим правовым государством. Граж-
данское общество исследуется в институциональном разрезе, особое внимание уделено взаимо-
действию общества, государства и личности.
Ключевые слова: государство, гражданское общество, конституционные права и свободы, местное самоуправление, правовое государство.
Конституция Российской Федерации непосредственно не включает понятие «гражданское общество», хотя в первоначальном ее проекте, представленном осенью 1990 г. Конституционной комиссией, оно упоминалось*.
Тем не менее содержание этого понятия определяется многими нормами основного закона и, в первую очередь, признанием человека, его прав и свобод высшей ценностью, наделением гражданина широким кругом прав и свобод. Гражданское общество, объединяющее граждан государства, представляет собой важную сферу самореализации личности.
Конечно же, гражданское общество - это не просто совокупность граждан, имеющих паспорта, а категория конституционного строя, понятие сложное и многогранное, разветвленная
* В проекте Конституции РФ 1993 г. содержание понятия «гражданское общество» увязывалось с такими категориями как собственность, труд, предпринимательство, общественные объединения, воспитание, образование, наука, культура, семья, средства массовой информации.
система институтов, общественных отношений и принципов. Его характеризуют деятельность общественных объединений (прежде всего - политических партий), коммерческих и религиозных организаций, личностное и профессионально-производственное общение граждан, активное участие граждан в решении общих дел, информированность граждан, единство экономических, политических и социальнокультурных целей общества, наличие самостоятельных механизмов самоуправления, уважение к личности и оптимальные возможности для ее самореализации [1, с. 441].
В основе гражданского общества лежат принципы рыночной экономики, свобода труда, коллективизм, всестороннее взаимодействие с государством, политический и идеологический плюрализм. И все это органически связано с формированием свободной личности, обладающей таким уровнем самосознания, общей, политической и правовой культуры, защищенности своих прав и свобод, который позволяет полноценно удовлетворять законные интересы человека.
73
Вестник экономики, права и социологии, 2009, № 4
Право
Отсюда вытекает самое общее понятие гражданского общества. Это - общество свободных и активных граждан, осознающих цели и механизм общественного развития, добровольно и непосредственно участвующих в деятельности общественных институтов, умело пользующихся защищенными правами и добросовестно выполняющих свои обязанности перед обществом и государством.
Можно ли сказать, что такое общество уже построено в нашей стране? Конечно, нет. В этом вопросе Россия еще далека от продвинутых западных демократий, хотя и у них остается немало проблем. Нам предстоит еще предпринять огромные и длительные усилия для построения реально функционирующего гражданского общества. Но это необходимо сделать. «Задачей государства считаю создание условий для развития гражданского общества. Люди неравнодушные к тому, что происходит вокруг, должны иметь все возможности для реализации своих благородных устремлений», - отметил Президент Российской Федерации Д.А. Медведев в своем послании Федеральному собранию Российской Федерации 12 ноября 2009 года [2].
Непременным условием формирования гражданского общества является строительство демократического правового государства. Любое общество, включая гражданское, существует в рамках государства и права. Но государство авторитарное не создает условий для развития гражданского общества, более того, оно противостоит обществу и отдельно взятому человеку; подобно грозовой туче, оно нависает над обществом, постоянно угрожая испепелить все, что способно ограничить его абсолютную власть. В таких условиях личность не защищена от произвола властей, она не получает возможностей для самовыражения и самоидентификации, вынуждена приспосабливаться и жить по принципу «чего изволите», ожидая милостей от власти. Вместо общества гражданского возникает некая лакейская раболепная среда, люди стараются «не высовываться», торжествуют серость и боязнь показаться не похожими на других, навлечь на себя репрессии. Конституция и законы авторитарного государства могут лицемерно содержать вполне корректные и даже прогрессивные нормы, од-74
нако практика полностью им противоречит. За примерами далеко ходить не надо. Все советские конституции говорили о правах граждан и их гарантиях, о преимуществах так называемой социалистической экономики и демократии, о свободных выборах и участии граждан в управлении государством. На самом же деле власть была оторвана от народа. Выборы были без выбора и по существу носили фиктивный характер, вся экономика, здравоохранение, жилищное строительство, обслуживание населения и т.д. были сосредоточены в руках государства. Любые попытки создания частных предприятий сурово пресекались, на корню уничтожалась любая инициатива, направленная на ограничение диктатуры коммунистической партии и советского государства. Напуганные голодом и репрессиями 30-х и 50-х годов, люди не могли проявлять самодеятельность и инициативу вне рамок, жестко очерченных государством, а инакомыслящих привлекали к уголовной ответственности либо лишали гражданства и родины. Результат известен: пустые магазины, однобоко развивающаяся экономика, технологическая отсталость, аварийное состояние и хронический дефицит жилья, а также прочие «достижения» тупикового социализма, которые в конченом итоге привели к провалу загубившего десятки миллионов людей исторического эксперимента и к трагическому распаду СССР.
Если же обратиться к государству демократическому, то при наличии прогрессивной политической воли оно располагает всеми необходимыми возможностями для того, чтобы, не подменяя собой общество, всячески способствовать его формированию и развитию, а это значит прежде всего воспитание в человеке гражданина, который способен самостоятельно мыслить и действовать во всех сферах общественной жизни. Общество состоит из отдельных людей. Какими будут люди, таким будет и общество. Если люди поймут, что государство не обязано их кормить и обслуживать, ибо в принципе оно - прежде всего политическая организация, созданная для упорядочения общественной жизни, если люди будут знать, что от них самих в основном зависят их благосостояние и благополучие; если они научатся сами решать свои проблемы, прибегая к помо-
Вестник экономики, права и социологии, 2009, № 4
Право
щи государства лишь тогда, когда она действительно необходима, они построят самостоятельное гражданское общество, и тогда уже не государство будет вершить судьбы народа, а народ станет сувереном, подлинным хозяином государства.
В демократическом мире выработаны принципы цивилизованного взаимодействия государства и гражданского общества. К ним, в частности, относятся:
- обеспечение прав человека в полном объеме, в соответствии с Всеобщей декларацией прав человека и международно-правовыми нормами;
- обеспечение добровольной гражданской кооперации посредством свободы ассоциаций;
- обеспечение полноценного общественного диалога, идеологического и политического плюрализма;
- правовая защищенность гражданского общества и его структур;
- ответственность государства перед гражданином и обществом, осознанное самоограничение власти.
Взаимодействие демократического правового государства и гражданского общества, государства и гражданина должно опираться на прочную правовую базу, и в России она уже формируется. Это, прежде всего, Конституция, такие её главы, как «Основы конституционного строя», «Права и свободы человека и гражданина», ряд норм в других главах Основного закона. Если же обратиться к текущему законодательству, то здесь можно назвать такие нормативно-правовые акты, как законы об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ, о выборах Президента Российской Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, о средствах массовой информации, об общественных объединениях, о политических партиях, профсоюзах, о религиозных организациях, об Уполномоченном по правам человека, о борьбе с терроризмом и экстремизмом, об адвокатуре, об Общественной палате, об организации демонстраций и митингов, издан ряд кодексов. По многим вопросам защиты демократического конституционного строя и прав личности приняты постановления
и заключения Конституционного суда РФ, акты конституционных и уставных судов субъектов федерации. Конечно, далеко не все акты, мягко говоря, безупречны, органам государственной власти в центре и на местах предстоит еще не раз изменять и дополнять действующие нормы права, укреплять правовую базу страны. Так, заслуженной, на наш взгляд, критике в свое время подвергся известный 122 закон о льготах для пенсионеров, не все согласны с законом от 11 декабря 2004 года, лишившим электорат право избирать глав субъектов Федерации, с усложненным порядком проведения референдума Российской Федерации. Здесь важную роль должна играть политическая воля формируемого в стране гражданского общества.
Государство и общество развиваются совместно, одно влияет на другое, институты государства и общества взаимно обусловлены и как бы переплетаются между собой.
Например, без участия избирателей и политических партий немыслимы организация и деятельность парламента; посредством референдума можно принимать законы и судьбоносные решения. В свою очередь, без государства и права общество не в состоянии решать задачи укрепления правопорядка, борьбы с терроризмом, защиты от внешней агрессии, в конечном счете - охраны Конституции и прав граждан. Иными словами, демократическое правовое государство не может существовать без гражданского общества, а последнее - без демократического правового государства.
К сожалению, их развитие не синхронно. По многим причинам развитие российского государства в годы перестройки серьезно опережало развитие гражданского общества. Этим сегодня обусловлена недостаточная активность нашей общественности, ее неготовность должным образом корректировать действия власти. И не случайно, многие инициативы, направленные на развитие гражданского общества в России, пока еще исходят не из самого общества, а из коридоров власти: чтобы убедиться в этом, достаточно обратиться к ежегодным Посланиям Президента Федеральному Собранию РФ.
Сотрудничество государства с гражданским обществом должно быть сбалансированным. Это значит, что государство не должно произ-
75
Вестник экономики, права и социологии, 2009, № 4
Право
вольно вторгаться в прерогативы общества, а гражданское общество - в компетенцию государства. Институты государства и гражданского общества не могут подменять друг друга, нарушая тот договор между государством и обществом, каковым является Конституция. Это касается всех сторон жизнедеятельности общества и государства.
Есть еще один аспект проблемы - национальный. Россия - многонациональное федеративное государство, в котором национальные, а вместе с тем и межконфессиональные отношения играют огромную, можно сказать, решающую роль. В своей основе национальный вопрос - это вопрос этнической самоидентификации человека, его конституционного права на выбор своей национальной принадлежности, на защиту своего национального достоинства, своего языка, религии, национальной самобытности и культуры. В области межнациональных (и межконфессиональных) отношений «... равнодушие, а иногда и попустительство со стороны некоторых органов власти (особенно, судебной) может привести к очень серьезным последствиям и поставить под вопрос базовые права многих российских граждан, создать угрозу целостности страны» [3]. Но государство не в состоянии само пресекать все проявления межнациональной и межконфессиональной розни, все без исключения нарушения национальных прав человека, если общество ему в этом не помогает. Понимание и грамотное решение проблем в этой непростой сфере человеческих отношений - важная задача гражданского общества.
Наконец, социальный аспект. Гражданское общество может и должно разделять с государством расходы и усилия по поддержке социальных групп, нуждающихся в материальной помощи и посторонней заботе. Почти ни одно государство, определяющее себя как социальное, не в состоянии все это целиком взвалить на свои плечи, ему необходимо содействие общества. Более того, зрелое гражданское общество способно помогать малозащищенным социальным группам даже больше, чем государство. Так, в США, например, существует широкая сеть благотворительных организаций, фондов, которые поддерживают малоимущих, обеспе-76
чивают бесплатное обучение студентов и т.д. Заметную роль в этом играют и религиозные общины. Проводится множество благотворительных мероприятий, богатая часть населения выделяет из своих доходов значительные суммы социального предназначения, а государство поощряет эту деятельность, снижая налоги на юридических и физических лиц, занимающихся благотворительностью. «Делиться надо!» - это призыв уже не раз прозвучал и в России, но, к сожалению, наше общество еще весьма далеко от широкой поддержки незащищенных слоев населения, а государство пока не в силах по-настоящему компенсировать нуждающимся ущерб, причиненный их сбережениям в начале 90-х гг. и стремительным разгосударствлением социальных отношений. Значит, гражданское общество в нашей стране необходимо и для решения неотложных социальных задач, для обустройства жизни и удовлетворения законных интересов человека.
Что представляет собой гражданское общество в институциональном разрезе, какие его институты должны способствовать самовыражению личности?
Непосредственно в сфере гражданского общества существуют политические партии и общественные движения, коммерческие и некоммерческие организации, включая благотворительные, религиозные объединения, территориальное общественное самоуправление, негосударственные средства массовой информации, негосударственные правозащитные организации и др. Большинство книжных издательств, газет, журналов, радиостанций и телевизионных каналов у нас не являются государственными. Можно сказать, что российское общество уже сегодня обладает потенциалом, необходимым для достижения своих конституционных целей.
Среди институтов гражданского общества, оказывающих непосредственное влияние на реализацию прав личности и ее самовыражение, известным своеобразием обладают неправительственные правозащитные организации, создаваемые специально для защиты прав человека. Деятельность этих организаций получила государственную поддержку в Указе Президента РФ от 25 сентября 2004 г. «О дополни-
Вестник экономики, права и социологии, 2009, № 4
Право
тельных мерах государственной поддержки правозащитного движения в Российской Федерации». Тем не менее, с одной стороны, положительное значение гражданской активности таких организаций пока еще не всегда правильно оценивается обществом и властью, с другой - некоторые из них «...излишне политизируют свою деятельность и высказывания» [3].
Наряду с институтами, непосредственно создаваемыми гражданским обществом в целях самореализации личности и защиты ее прав, наше государство также образует органы, способствующие не только совершенствованию функций гражданского общества, но и укреплению взаимодействия между ним и государством. Примерами таких органов могут служить Совет при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека и Общественная палата Российской Федерации.
Совет по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека возник на базе Комиссии по правам человека при Президенте РФ, что само по себе свидетельствует о связи между такими понятиями, как права человека и гражданское общество. Этот Совет взаимодействует с Администрацией Президента РФ, поскольку одной из функций Администрации является подготовка предложений Президенту по реализации государственной политики в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина.
Обращаясь к общественной палате РФ, сегодня можно утверждать, что она представляет собой важный механизм диалога и сотрудничества институтов гражданского общества и государства, позволяющий гражданам полноценно использовать возможности гражданского общества в области защиты прав человека [4; 5].
Органы, подобные Общественной палате РФ, давно уже действуют в различных странах. Например, во Франции есть Экономический и социальный Совет, определяемый как «консультативное собрание при государственной власти» и по сути своей являющийся структурой, которая объединяет в своем составе организации, представляющие и государство, и гражданское общество. В его состав входит 231 человек, часть из которых назначается правительством
(68 советников), остальные различными общественными объединениями, в частности, профсоюзными организациями государственного и частного секторов, объединениями промышленников и коммерсантов. Совет консультирует Правительство по вопросам социально-экономической политики, способствует диалогу и сближению позиций различных социо-профес-сиональных структур и снабжает соответствующей информацией институты гражданского общества. Правительство может обращаться в Совет за рекомендациями по любым вопросам своей компетенции, а Совет вправе ставить перед Правительством проблемы общества, в том числе и связанные с защитой прав человека.
Общественная палата России официально функционирует с 1 января 2006 г. Она включает 126 наиболее уважаемых и заслуженных граждан, из них 42 человека утверждаются Президентом после консультаций с общественными объединениями, академиями наук, творческими союзами; остальные члены в два этапа принимаются в её состав утвержденными членами палаты по представлению общероссийских, межрегиональных и региональных общественных объединений на основе конкурсного отбора. В целом, состав Палаты отражает основные социальные структуры общества. Члены Палаты независимы: они не связаны решениями своих общественных объединений, приостанавливают свое членство в политических партиях и не могут быть отозваны. Членами Палаты не могут быть Президент РФ, депутаты, другие выборные лица, государственные и муниципальные служащие всех уровней управления.
Палата обладает широкими совещательными, контрольными, рекомендательными, наблюдательными, экспертными функциями, хотя и не издает нормативно-правовые акты. Её полномочия позволяют ей давать заключения о нарушениях законодательства государственными органами исполнительной власти (муниципальными органами), проводить экспертизу проектов законов, нормативных актов Правительства, федеральных и региональных органов исполнительной власти, а также соответствующих органов местного самоуправления, осуществлять общественный контроль за деятельностью Правительства РФ, органов
77
Вестник экономики, права и социологии, 2009, № 4
Право
исполнительной власти всех уровней, за соблюдением свободы слова в средствах массовой информации, давать заключения о нарушениях законодательства органами исполнительной власти всех уровней и о нарушениях свободы слова в средствах массовой информации. Органы государства, местного самоуправления и средства массовой информации должны рассматривать заключения, предложения и обращения Палаты перед принятием своих решений и в ходе их исполнения.
Анализируя современное состояние гражданского общества, взаимодействие общества, государства и личности, нельзя обойти вниманием и роль церкви в укреплении такого взаимодействия. Хотя Россия и светское государство, церковь, независимо от конкретной конфессии, призвана содействовать духовному развитию человека, и ярким примером в этом отношении могут служить блистательные проповеди патриарха Кирилла. Но не следует забывать и о том, что все конфессии должны быть юридически равноправными, потому что за ними стоят верующие разных национальностей и религиозных взглядов, имеющие равные конституционные права.
Что же касается свободы личности, о которой так много говорят у нас и за рубежом, то
активное взаимодействие личности, гражданского общества и демократического правового государства позволяет надеться, что впредь на крутых поворотах российской истории судьбу страны будет решать не толпа, не охлос, а Человек разумный.
Литература:
1. Авакян С.А. Конституционное право России. Т. 1. - Юристъ, 2005. - 540 с.
2. Российская газета. - 2009. - 13 ноября.
3. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации // Российская газета. - 2005. - 31 марта.
4. Федеральный закон «Об общественной палате Российской Федерации» от 4 апреля 2005 г. // Российская газета. - 2005. - 7 апреля.
5. Федеральный закон «О внесении изменений в ст. 2 и 16 Федерального закона «Об общественной палате Российской Федерации» от 27 декабря 2005 г. // Российская газета. - 2005. - 29 декабря.
Civil Society, State and Self-Realization of the Person
B. Zheleznov
The Kazan State University
The article refers to the essence and problems of establishing of civil society in Russia; focuses on the necessity of its development in dialectic unity with democratic constitutional state. The notion of civil society is studied in its institutional aspect, special attention is given to interconnection of society, state and person.
Key words: state, civil society, constitutional rights and freedoms, local government, constitutional state.
78