Научная статья на тему 'Институты гражданского общества в России: конституционно-правовой аспект'

Институты гражданского общества в России: конституционно-правовой аспект Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
7593
318
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / CIVIL SOCIETY / РОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННОСТЬ / ДЕМОКРАТИЯ / ЛИЧНОСТЬ / ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА / ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / LEGAL FOUNDATION / СONSTITUTIONAL / MECHANISM OF STATE GOVERNING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Андреев Александр Владимирович

В статье раскрываются конституционно-правовые основы функционирования институтов гражданского общества. Автор обосновывает необходимость участия российской общественности в проведении воли участников гражданского общества и воздействия этой воли на институты государственной власти. Указывается важность взаимодействия институтов общественности и государства как средства смягчения социальной напряженности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The institutions of civil society in Russia is: constitutionally-legal aspect

In the article are the main causes constitutional legal foundation of civil society, the role of civil society institutions. The author justifies the need for the participation of the Russian public in the mechanism of state governing.

Текст научной работы на тему «Институты гражданского общества в России: конституционно-правовой аспект»

права человека и их обеспечение

УДК 347.1

институты гражданского общества в россии: конституционно-правовой аспект

Андреев Александр Владимирович, доцент кафедры конституционного права Уральского юридического института МВД России, кандидат юридических наук

e-mail: trixter2001@mail.ru

В статье раскрываются конституционно-правовые основы функционирования институтов гражданского общества. Автор обосновывает необходимость участия российской общественности в проведении воли участников гражданского общества и воздействия этой воли на институты государственной власти. Указывается важность взаимодействия институтов общественности и государства как средства смягчения социальной напряженности.

Ключевые слова: гражданское общество; российская общественность; демократия; личность; права и свободы человека и гражданина; правовое государство.

The institutions of civil society in Russia is: constitutionally-legal aspect

Andreev Alexader Vladimirovich,

Аssociate Рrofessor of the Department of Constitutional Law of the Ural Law Institute of the Ministry of the Interior Affairs of the Russian Federation, Gandidate of juridical sciences

In the article are the main causes constitutional legal foundation of civil society, the role of civil society institutions. The author justifies the need for the participation of the Russian public in the mechanism of state governing.

Key words: œnstitutional; legal foundation; civil society; mechanism of state governing.

Гражданское общество - это организация устойчивого порядка, поддерживаемого не только (и не столько) силой государственного принуждения, но и самодеятельными усилиями самих граждан - его членов. Гражданское общество отличается высокой степенью самоорганизации, ему не требуется массированного воздействия государственных органов. Правовое государство возможно только под контролем гражданского общества, хотя бы потому, что существует на средства, собранные с помощью налогообложения граждан, предприятий и учреждений. Это общество регулирует не только свою политическую, культурную, но и экономическую, социальную жизнь. Далеко не все общества являются гражданскими. Гражданское общество - показатель достаточно высокого уровня общественного развития. Такими можно назвать общества в странах с развитой демократией. Основная причина затрудненности перехода негражданского общества в разряд

гражданских - многолетняя традиция зависимости общества от государства, экономическая и политическая несамостоятельность граждан. Основными элементами гражданского общества являются разнообразие и равенство форм собственности, свобода труда и предпринимательства, идеологическое многообразие и свобода информации, незыблемость прав и свобод человека, развитое самоуправление, цивилизованная правовая власть.

В конституциях большинства демократических государств не содержится прямых норм о гражданском обществе, но отсутствие в них этого комплексного понятия вовсе не означает, что отношения, складывающиеся при функционировании гражданского общества, не могут быть предметом конституционно-правового регулирования.

Одно из важнейших различий между странами выявляет ответ на вопрос: что возникло раньше - государ-

ВЕСТНИК УРАЛЬСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА МВД России

ство или гражданское общество? В США гражданское общество явно предшествовало государству. Смысл статей «Федералиста» заключался в том, чтобы оправдать хотя бы минимальные элементы федерального, т.е. центрального, правления. В Англии гражданское общество тоже возникло раньше, чем появилось эффективно действовавшее центральное правительство. Это справедливо и для некоторых других европейских стран, например для Швейцарии. Однако в остальных странах, особенно во Франции и Испании, а позже и в Португалии государство укоренилось первым, и гражданскому обществу приходилось отвоевывать свои права в борьбе с не желавшим отдавать власть государством, пусть иногда и просвещенным.

Законодательная база требуется также для появления достойного «общественного сектора» - добровольных союзов и благотворительных фондов, не относящихся ни к государственным учреждениям, ни к предпринимательской деятельности. Процветание «общественного сектора» - характерный признак существования подлинно гражданского общества.

Открытое общество и демократия являются, в сущности, всего лишь формами. Они предоставляют возможность свободы, но сами не создают межличностной солидарности или чувства принадлежности к общему делу. Свободные общества нуждаются в институциональной базе, которая позволила бы осуществлять необходимые социальные реформы, не прибегая к насилию; но им необходимо также чувство сплоченности, формирующее фундаментальные общие ценности. Открытое общество является как бы формой свободы; гражданское общество наполняет его содержанием, порождая атмосферу общественной солидарности. Это не просто сплоченность ради нее самой, которую мог бы породить, например, национализм или тоталитарное государство. Это сплоченность вокруг бескорыстной, добровольной, подлинно демократичной гра ж-данской деятельности. Чтобы приблизиться к свободе, открытое общество должно стать гражданским обществом.

Обычно в структуру гражданского общества включаются различные общественные объединения, в том числе партии, негосударственные институты собственности, труда, предпринимательства, воспитания, образования, культуры, средства массовой информации, церковь, семья и т. п. Негосударственный характер этих институтов означает, что они:

1) представляют собой в основном сферу частных интересов индивидов;

2) основаны на горизонтальных связях, предполагающих юридическое равенство и договорные начала во взаимодействии формально независимых друг от друга индивидов;

3) действуют на основе принципов свободы, самоуправления и координации.

Разумеется, что степень и характер правового регулирования этих отношений существенно отличается от отношений в сфере государственного устройства. Если для системы государственных органов право является единственным нормативным регулятором, определяющим порядок их формирования и деятель-

ности, то в регулировании организации и деятельности институтов гражданского общества право - далеко не единственный, а порой и не основной источник. Поскольку и государственные институты, и институты гражданского общества составляют единый организм, т. е. общество как совокупность исторически сложившейся на определенной территории формы деятельности индивидов, отношения в гражданском обществе не могут быть полностью освобождены от правового регулирования. Данные институты не способны действовать изолированно друг от друга, и государство как организация политической власти всего общества в общих интересах должно направлять и координировать деятельность всех негосударственных социальных структур. В зависимости от степени и методов такого управления со стороны государства можно судить о характере сложившегося в обществе политического режима (демократического, либерального, авторитарного, тоталитарного и т. д.).

Как ядро правовой системы и база для текущего законодательства Конституция РФ фокусирует все элементы гражданского общества, при этом сам каркас этого общества отражен в гл. 1 «Основы конституционного строя». В то же время проявление конкретных интересов гражданского общества реализуется через конституционные права и свободы человека (гражданина), отраженные в гл. 2 Конституции РФ. Статья 2 в совокупности со ст. 18 Конституции РФ призвана показать через провозглашение прав и свобод человека высшей ценностью производный от интересов отдельного человека, а значит, всего гражданского общества характер государственной власти.

Как это принято в любом демократическом государстве, государство находится на службе у человека, обеспечивает его частные интересы, а не наоборот, человек служит орудием осуществления политики государства. Таким образом, ценность личности, на интересы и потребности которой ориентирована деятельность всех государственных и общественных институтов, является одним из важнейших устоев гражданского общества. В свою очередь, обеспечить необходимый баланс между интересами каждого отдельного человека, гражданского общества и государства призвано право. Сами по себе институты гражданского общества действуют на основе саморегулирования и не нуждаются в правовой регламентации. Как полагают А. В. Малько и В. В. Субочев, «гражданское общество - сфера взаимоотношений между людьми, испытывающая на себе косвенное влияние правовых предписаний, находящаяся в русле его "дозволенностей" и "незапрещенностей" -полигон попыток осуществления законных интересов. Право здесь оставляет субъектам свободу усмотрения, которая находит свое практическое воплощение именно в актах реализации законных интересов» [1, с. 33-36]. Необходимость в правовой регламентации возникает, когда интересы гражданского общества пересекаются либо с интересами государства, либо с интересами отдельной личности, либо когда интересы одного института входят в орбиту интересов другого института гражданского общества. Вот поэтому соблюдение общих правил своего существования, которые

зафиксированы в Конституции и законах в интересах и гражданского общества, и государства, и отдельной личности. Обязанность действовать в рамках Конституции и законов - это обязанность в т. ч. и объединений граждан (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ), т. е. различных структур гражданского общества. Кроме устоев гражданского общества, обозначенных в Конституции РФ как ценность человека, его прав и свобод, и требования функционирования общества на основе Конституции и законов, содержательные аспекты модели гражданского общества проявляются, соответственно, в его социальной, экономической, политической и духовной сферах. Особенностью отражения в ст. 7, 8, 13, 14 Конституции РФ модели гражданского общества является то, что отражение это происходит в большей части не непосредственно, а через государство. Так, ст. 7 о социальном государстве указывает на основные обязанности и функции государства по обеспечению достойной жизни и свободного развития человека. Данная норма ориентирована на:

1) поддержание общего, минимально необходимого для достойного существования уровня жизни человека, гарантированного государством;

2) поддержку государством тех слоев населения, которые в силу естественных причин нуждаются в такой поддержке (пенсионеры, дети, инвалиды и т. д.).

Все остальное поле деятельности в этой сфере предоставлено гражданскому обществу по принципу «разрешено все то, что не запрещено законом». Данная норма рассчитана на социально активного человека, который как лично, так и через различные объединения гражданского общества будет стремиться обеспечить себе достойную жизнь. «Стремление человека к расширению своего реального доступа к материальным и культурным благам общества, - отмечает К. А. Струсь, - реализация материальных и духовных интересов позволяют рассматривать гражданское общество как объединение индивидов, заинтересованных в обеспечении достойной жизни для каждого человека в отдельности» [2, с. 30-32]. С социальной сферой гражданского общества очень тесно связана его экономическая основа. Не случайно в учебной и научной литературе по конституционному праву социальные и экономические права человека часто объединяются в одну категорию социально-экономических прав. Представляется, что такой подход продиктован еще советской действительностью, когда экономическая свобода человека была обусловлена его личными социальными потребностями. Советская конституция не знала понятия частной собственности, а в личной собственности граждан, источником которой являлись только трудовые доходы, могли находиться предметы обихода, личного потребления, удобства и подсобного домашнего хозяйства, жилой дом и трудовые сбережения, т. е. то, что направлено на обслуживание потребностей самого человека. Провозглашенная в ст. 8 Конституции РФ свобода экономической деятельности означает не только свободу выбора различных организационно-правовых форм такой деятельности, но и вида деятельности и получаемого в результате нее продукта (товара, услуги), выбора места осуществления этой деятельности,

определения средств и способов ее осуществления, размера оплаты ее потребителям и т. п. Конституцией введены общие пределы экономической свободы для человека, а значит, и для гражданского общества. Из содержания ст. 34 Конституции РФ следует, что такими пределами являются:

1) запрещенные законом виды экономической деятельности;

2) запрещение экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Политическая составляющая гражданского общества наиболее близка государственным институтам власти. При этом гражданское общество следует рассматривать не как антипод государства. В своем политическом содержании государство - это высшая ступень развития гражданского общества, поскольку его цели и задачи направлены на процветание и благополучное существование этого общества. Для этого в самом гражданском обществе должны быть созданы надежные каналы проведения воли участников гражданского общества и рычаги воздействия этой воли на институты государственной власти. С учетом степени приближенности отдельных видов политических институтов гражданского общества к государству, их влияния на формирование и деятельность государственных органов (в частности, политических партий) законодательством могут быть введены дополнительные, по сравнению с другими общественными объединениями, требования к условиям их функционирования. Так, в силу подп. «в» п. 3 ст. 41 Федерального закона от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» политическая партия может быть ликвидирована в случае неучастия политической партии в выборах [3, ст. 2950]. А согласно ст. 33 данного Закона государством осуществляется финансирование политических партий по итогам их участия в выборах.

Большой общественный резонанс вызвало появление в системе гражданского общества Общественной палаты Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» Общественная палата предназначена для обеспечения взаимодействия граждан РФ с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан РФ, защиты их прав и свобод, а также прав общественных объединений при формировании и реализации государственной политики... [4, ст. 1277]. Однако прецедент учреждения этой общественной структуры федеральным законом, определение 42 кандидатур Общественной палаты Президентом РФ, обеспечение деятельности Общественной палаты аппаратом, который является государственным учреждением, и ее полное финансирование за счет средств федерального бюджета может породить некоторые негативные тенденции по чрезмерному вмешательству государства в дела гражданского общества в русле концепции так называемой «управляемой демократии». При этом речь

ВЕСТНИК УРАЛЬСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ

идет именно о законодательном подходе к решению такого рода проблем интеграции гражданского общества и государства, поскольку, как справедливо отметил А. А. Уваров, «сама идея расширения канала их взаимодействия посредством создания такого механизма, как Общественная палата РФ, да и сама ее практическая деятельность в этот сравнительно небольшой период ее существования заслуживают всяческого одобрения» [5, с. 118-121].

Само гражданское общество - общество равноправных индивидов, свободно проявляющих свою личность, творческую инициативу, общество равных возможностей, освобождения от лишних запретов и дотошной административной регламентации. Именно поэтому необходимо отметить прямую заинтересованность современного государства в развитии институтов гражданского общества в социальной, образовательной и культурной сферах.

Список литературы

1. Малько А. В. О роли законных интересов в формировании гражданского общества / А. В. Малько, В. В. Субочев // Актуальные вопросы государства и гражданского общества на современном этапе: материалы Международ. науч.-практ. конф. 10-11 апреля 2007 г. - Уфа, 2007. - Ч. 1.

2. Струсь К. А. Государство и гражданское общество: проблемы правового взаимодействия в России / К. А. Струсь; под ред. А. В. Малько. - Санкт-Петербург, 2005.

3. Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» (с изм.) // СЗ РФ. - 2001. -№ 29. - Ст. 2950.

4. Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» (с изм.) // СЗ РФ. - 2005. - № 15. - Ст. 1277.

5. Уваров А. А. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина / А. А. Уваров // Вестник ОГУ. - 2005. - № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.