Научная статья на тему 'Формирование научного мировоззрения как условие патриотического воспитания учащейся молодежи'

Формирование научного мировоззрения как условие патриотического воспитания учащейся молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
879
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-МИРОВОЗРЕНЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И ИДЕНТИФИКАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Улубекова Назани Шихмахмудовна

В статье раскрываются проблемы патриотического воспитания учащейся молодежи Дагестана в процессе формирования ее мировоззрения средствами общественных дисциплин. Дается обоснование роли и значения формирования патриотического сознания в мировоззренческом самоопределении молодежи. Представлены результаты исследования мировоззренческих представлений современной молодежи в гражданско-патриотической сфере; определены основные направления повышения эффективности воспитания патриотизма с помощью научно-мировоззренческого потенциала общественных дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование научного мировоззрения как условие патриотического воспитания учащейся молодежи»

96

• • •

Известия ДГПУ, №2, 2009

УДК 377.5.02

ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

©2оо9Улубекова Н.Ш. Дагестанский государственный педагогический университет

В статье раскрываются проблемы патриотического воспитания учащейся молодежи Дагестана в процессе формирования ее мировоззрения средствами общественных дисциплин. Дается обоснование роли и значения формирования патриотического сознания в мировоззренческом самоопределении молодежи. Представлены результаты исследования мировоззренческих представлений современной молодежи в гражданско-патриотической сфере; определены основные направления повышения эффективности воспитания патриотизма с помощью научно-мировоззренческого потенциала общественных дисциплин.

The author of the article reveals the problems of Daghestan students’ patriotic education in the process of the development of their world outlook by means of social disciplines. She motivates the role and the significance of the development of the patriotic consciousness in young people’s world-vision self-determination. She presents the results of the research of modern young people’s world-vision ideas in the civil-patriotic sphere; determines main trends of increasing the efficiency of the patriotic development by means of scientific and world-vision potential of the social disciplines.

Ключевые слова: научно-мировоззренческий потенциал, патриотическое воспитание, самоопределение и идентификация личности, мировоззренческая позиция.

Keywords: scientific and world-view potential, patriotic education, personality’s selfdetermination and identification, world-view position.

Радикальные перемены, охватившие фактически все сферы общественной жизни российского общества, происходят сегодня и в Республике Дагестан, регионе, специфическом по своим полиэтническим, религиозным, социокультурным и другим характеристикам. Во всех этих процессах прямо или опосредованно участвует и молодое поколение, от мировоззренческой позиции и активности которого во многом зависит не только социальная стабильность в республике, но и решение такой жизненно важной проблемы, как формирование гражданского общества.

Актуальность проблемы обусловлена тем, что одной из самых крупных социальных групп нашего обще-

ства является молодежь, в которой, по мнению Г. М. Андреевой, отмечается наибольшая, в сравнении с другими возрастными группами, потребность в социальном и национальнокультурном самоопределении и идентификации личности [1. С. 269].

Анализ исследований отечественных ученых (Л. С. Выготский, И. В. Дубровина, И. Ю. Кулагина, А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых) позволяет сделать вывод, что именно в подростковом и юношеском возрасте особенно ярко проявляется рефлексия, рассматриваемая как способность человека к самоанализу, осмыслению и переосмыслению своих предметносоциальных отношений с окружающим миром, способствующая формирова-

Психолого-педагогические науки

97

• ••

нию самооценки, идеалов, ценностей личности, определению ее мировоззренческой позиции. В. А. Сухомлин-ский отмечает в этом возрасте «появление интереса к мировоззренческим вопросам, стремление оценивать собственными умственными усилиями те или иные события, желание иметь собственное суждение, мнение по тому или иному вопросу» [9. С. 77].

Ученый В. В. Гаврилюк определяет молодежь как «особую социальную общность, отличающуюся своими возрастными характеристиками, находящуюся в стадии становления, формирования структуры ценностной системы, не имеющую реального положения на социальной лестнице» [2. С. 96]. Следовательно, именно в этом возрасте есть все предпосылки для мировоззренческого самоопределения личности человека, проявляющегося в формировании своей внутренней позиции, осознанием себя как члена общества, готового решать проблемы своего будущего.

В условиях многонациональной России важнейшим средством становления гражданского общества является патриотическое воспитание молодежи. Для дагестанского общества этот фактор приобретает особое значение, если учитывать то, что более 60% населения составляют граждане до 30 лет.

Дагестанская молодежь проходит свое социально-возрастное становление в сложных условиях коренного изменения мировоззренческих ценностей, значительного снижения общественно-политической активности граждан, преобладания в общественном сознании утилитарнопрагматических ориентаций. Разрушение отлаженной системы воспитания молодежи стало одной из причин роста популярности мировоззрения националистического, шовинистического и даже фашистского толка, проникновения в сознание молодых людей безыдейности, эгоцентризма, цинизма, агрессивности, нравственного релятивизма.

Все это является следствием того, что проблемы молодежи оказались без внимания общества и государства: она оказалась не востребованной в профессиональном, общественно-политичес-ком плане, ухудшились социально-экономические условия жизни, утрачено доверие молодежи к

системе прежних мировоззренческих гуманистических ценностей. А ведь именно эти ценности и определяют главные цели, идеалы и смысл как общественного, так и личностного бытия. Особую тревогу вызывает утрата гражданских и патриотических чувств у молодежи.

Характеризуя сложившуюся в стране ситуацию, В. В. Путин обозначил патриотическое воспитание молодого поколения как главное средство укрепления единства и целостности Российской Федерации, отметил, что «утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения» [8].

К. Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и его могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так и нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» [13].

Поэтому приоритетным направлением государственной политики на современном этапе является патриотическое воспитание граждан, осуществляемое на основе разработанной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы».

Главным звеном системы патриотического воспитания различных категорий учащихся детей и молодежи является институт образования. Одной из функций учебных заведений становится формирование ценностно-

мировоззрен-ческих ориентаций и развитие нравственных качеств, являющихся основой гражданского самоопределения и самореализации. «Образование, особенно гуманитарное и социально-экономическое, является важным фактором формирования нового качества общества, специфические проблемы которого в условиях перехода России к правовому государству вызваны сменой системы ценностей и социальных приоритетов. Образование должно стать важнейшим фактором формирования новых жизненных установок личности» [5. С. 9].

98

Известия ДГПУ, №2, 2009

Патриотические качества личности должны воспитываться всем укладом жизни и деятельности, как в учебное, так и во внеурочное время. Развитие патриотизма следует осуществлять системно, мерами политического, экономического, социального, духовно-идео-логического, информационно-психо-логического, педагогического и иного воздействий -на основе общегосударственной идеи, на базе существующих и прошлых традиций. И в этом роль общественных дисциплин неоценима.

Определяя общую цель образования и воспитания - формирование у граждан патриотизма, чувства дружбы народов и веротерпимости, государство задает основные ориентиры деятельности в этом направлении всем субъектам Российской Федерации. Дагестан, подобный по своему полиэтническому составу России, может стать моделью воплощения идей патриотизма в системе мировоззренческого воспитания своих граждан.

К сожалению, как показывает педагогическая практика, работа по патриотическому воспитанию молодежи сегодня носит фрагментарный, бессистемный характер, в рамках отдельных образовательных учреждений. Все это актуализирует задачу создания в обществе единого воспитательного пространства, требующего разработки концепции воспитания подрастающего поколения, основные положения и принципы которой должны быть одинаковы для всех уровней образования, но при этом вариативны, что обеспечивало бы, с одной стороны, преемственность воспитания в системе школа - колледж - вуз, с другой - учитывало бы специфику различных типов образовательных учреждений.

В настоящее время образовательные учреждения утратили воспитательные рычаги воздействия на подрастающее поколение. Идеи патриотизма и патриотического воспитания не заняли должного места как в общественном сознании, так и в практике воспитания молодого поколения. В этой связи следует рассмотреть причины слабости патриотического воспитания в современной образовательной среде. На наш взгляд, это в первую очередь:

- отсутствие соответствующих духовно-мировоззренческих основ в российском обществе как следствие отсутствия определенных ценностнозначимых ориентиров и долговременной научно обоснованной стратегии воспитания;

- недостаточная доля предметов общественно-гуманитарного цикла в учебных планах;

- вымывание воспитательных элементов патриотизма из программ учебных, в том числе общественных, дисциплин;

- слабое научно-методическое обеспечение образовательного процесса по патриотическому воспитанию учащейся молодежи;

- безучастность многих педагогов в реализации воспитательных функций образования;

- отстранение многих общественных организаций и государственных институтов от социализации подрастающего поколения;

- негативное информационное воздействие СМИ на формирующееся мировоззрение молодых людей;

- снижение авторитета Вооруженных сил, осложнившее военнопатриотическое воспитание молодежи;

- резкое падение авторитета роли

семьи в воспитании детей, авторитета родителей и родных, снижение их педагогической культуры. Ведь

именно в семье закладываются основы мировоззрения, мироощущения, формируется гражданская ответственность у детей.

В этих условиях действенным фактором развития патриотического сознания остаются общественные науки, обладающие для этого огромным научно-мировоззренческим потенциалом. Однако при всей актуальности и общественной значимости проблемы потенциальные возможности предметов общественного цикла в патриотическом воспитании учащихся средних специальных учебных заведений реализуется недостаточно. Без обществоведческого образования невозможно в полной мере выполнить требование закона о формировании гражданина, интегрированного в современное общество. Решение этой задачи предполагает усвоение учащимися гражданской культуры. Гражданская культура включает в себя и политическую, и

Психолого-педагогические науки

99

• ••

правовую, и экономическую, и нравственно-патриотическую составляющие. Она охватывает не только взаимоотношения гражданина и государства, но и различные аспекты отношений в гражданском обществе. Все они наиболее полно представлены в содержании обществоведческого образования. Интерпретация гражданского воспитания только лишь как правового образования и воспитания противоречит современным научным представлениям о культуре гражданственности.

Известно, что сущность мировоззренческого развития личности понималась педагогами, прежде всего, как социальное и гражданско-патриотичес-кое самоопределение молодых людей в российском обществе. Практически данная проблема решалась путем воспитания патриотических чувств и социальнонаправленных качеств личности как в процессе организации обучения, так и в условиях общественно-полезной и трудовой деятельности обучающихся.

В основу патриотического воспитания молодого поколения многонационального и многоконфессионального российского общества должны быть положены идеи народов России в тесном сочетании с общенациональной, общероссийской идеей, которая воспринимается ее гражданами как ценностный стержень, как смысл жизни. Неслучайно К. Д. Ушинский в своей концепции общественного воспитания человека-гражданина, «достойного сына своего достойного народа», наряду с научным познанием и христианской духовностью, ведущей идеей воспитания личности определяет принцип народности. Народность понимается им как «общая для всех прирожденная наклонность», национальное самосознание личности и общества, выступающая их принципом жизни, сохраняющая самобытность, национальную культуру народа и государства, которые и «поступают в общее наследство человечества» [11. С. 252-253].

Духовно-нравственное развитие личности на основе национальнокультурных традиций является, исходя из взглядов К. Д. Ушинского, условием формирования у обучающихся «округлённого миросозерцания»,

иначе - целостного мировоззрения, обладающего «ясным, живым и верным» характером для личности, идентифицированной к полноценной гармонической жизни в рядах своего народа и общества» [12].

В. Я. Стоюнин, последователь К. Д. Ушинского, считал, что средством, придающим мировоззренческое «направление душевным силам» личности, является изучение словесных и исторических наук. Их изучение развивает у молодых людей сочувствие к «интересам человеческим и гражданским», действует на умственную, нравственную и эстетическую стороны личности. Оно становится основанием мировоззренческих убеждений человека и предоставляет в то же время богатый материал для развития мышления» [10. С. 74-75].

Поэтому одной из важнейших проблем дагестанского общества в плане мировоззренческого самоопределения личности и народа в целом является проблема определения их социальной и национальной идентичности. Суть вопроса сводится к тому, что только через самосознание личности, группы, народа, через его самоопределение в окружающем мире, осознание и определение своего отличия от других возможно его мировоззренческое самоопределение и утверждение своего статуса в мире. В этой связи актуализируется роль обществознания в выявлении мировоззренческих ценностей, определяющих духовность народа и его особый статус среди других народов.

Как показывают социологические и психологические исследования, поиск идентичности у учащихся старшего подросткового и юношеского возраста носит конфликтный характер, проявляющийся в стремлении «продемонстрировать свою уникальность, самоценность - с низким уровнем толерантности, вплоть до агрессивности» [7]. Поэтому особо актуализируется проблема воспитания у учащихся толерантности как основополагающего условия патриотического воспитания молодежи,

особенно в условиях полиэтнического общества, каким является Дагестан.

А. А. Мусин-Пушкин, просветитель и педагог, в начале XX века ратовал за развитие «здоровой идеализации», иначе - мировоззренческих

100

Известия ДГПУ, №2, 2009

• • •

идеалов, у юношества в процессе обучения. Они формируются на основе «сокровищницы возвышающих душу, светлых, величавых, художественных образов, встречающихся в нашей литературе, в родной истории», выстраданных родным народом и составляющих потому его драгоценную культурную собственность [6. С. 476-479]. Это и является, с точки зрения педагога, условием формирования патриотически ориентированного мировоззрения личности и развития у нее духовных чувств - сопричастности родной культуре и уважения к культурным ценностям прошлого и настоящего, патриотической гордости и нравственного удовлетворения от личного приобщения к ним.

Поэтому особую значимость в целях усиления патриотического воспитания приобретает задача разработки и реализации национально-

регионального компонента государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования в образовательной области «Обществознание» в РД. Это позволит сделать изучение теоретических положений обществознания практически ориентированным и личностно-значимым.

Важным шагом на пути реализации государственной программы по патриотическому воспитанию молодежи в Республике Дагестан является монография З. Г. Гасанова «Воспитание культуры межнационального общения: методология, теория и практика», ставшая научно-методической основой для разработки программ и учебных пособий по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации [3].

С целью изучения вопроса о мировоззренческих представлениях современной молодежи в гражданскопатриотической сфере Республиканским методическим объединением преподавателей общественных дисциплин был проведен опрос студентов 1-2-3-х курсов колледжей (МПЭК, МФК, ДПК). Исследования проводились по следующим направлениям:

- место гражданских и патриотических позиций в структуре мировоззрен-

ческих ценностей современной молодежи;

- связь этих понятий с жизненными планами молодого поколения;

- роль социальных институтов в формировании гражданственности и патриотизма?

Для изучения были выделены понятия «гражданственность, патриотизм, Родина».

Большинство респондентов понятие «гражданственность» связывают с патриотизмом, защитой своего Отечества. Только 14% респондентов указали, что патриотизм свойствен их поколению. Большинство (65%) считают Родиной место, с которым связаны детские воспоминания; 43% соотносят понятие Родины со страной проживания соотечественников; 42% идентифицируют понятие это по культурному принципу: «язык, национальный характер, история моего народа»; 17% ответили: «Родина - там, где хорошо». Для 6% это понятие ничего не значит, или они затрудняются определить свою позицию. В среднем только 13% опрошенных назвали «служение Родине» в ряду приоритетных жизненных ценностей. Как цель своей жизни «быть полезным Родине» определили 25%. Тем не менее 65% респондентов определили важность идеи «быть полезным Родине» для становления их личности.

Наличие взаимосвязи гражданскопатриотических идей и жизненных планов молодых людей позволило выявить намерения респондентов связать свое будущее с Дагестаном. На вопрос: «можете ли Вы покинуть Родину и уехать на постоянное место жительства в другую страну?» 54% ответили утвердительно, для них желание карьерного роста на профессиональном поприще и улучшение материальных условий жизни имеют превалирующее значение в жизненных планах. У 27% нет сложившегося мнения по этому поводу, и только 33% ни при каких условиях не покинут Родину. Таким образом, результаты исследования характеризуют ситуацию в гражданско-патриотичес-ком воспитании как неблагополучную (табл. 1).

Таблица 1

Родина как ценность у современной дагестанской молодежи, обучающейся в системе среднего профессионального образования

Психолого-педагогические науки

• ••

101

Проблема

мировоззренческого

самоопределения

Мировоззренческий выбор

Личностная позиция учащихся

да

нет

Затрудняюсь

ответить

1. Родина - это место, где я чувствую себя комфортно

17%

77%

Мировоззренчески-смысловое содержание понятия «Родина»

2. Родина - это страна, где проживают мои соотечественники

43%

46%

3. Родина - это место, где я родился и вырос

65%

32%

4. Родина - это язык, национальный характер, история моего народа

42%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

38%

6%

11%

13%

21%

Ценностномировоззренческое отношение к понятию «Родина»

1. Служение Родине как приоритетная жизненная ценность

13%

66%

2. Быть полезным Родине как цель жизни

25%

71%

3. Быть полезным Родине как важная идея для личностного развития

65%

32%

21%

43%

3%

Место понятия «Родина» в перспективных жизненных планах

1. Я покину Родину и уеду в другую страну из-за желания сделать карьеру и повысить свое материальное благополучие

54%

27%

2. Я ни при каких условиях не уеду из страны

33%

45%

19%

22%

Исследования показали, что семья играет хотя и незначительную, но более весомую роль в формировании гражданских и патриотических позиций - 33,2% респондентов поставили ее на первое место, 29,9% указали учебное заведение, 23,5% отметили средства массовой информации. Если учесть, что влияние семьи и учебного заведения на формирование взглядов молодых людей проходит на фоне передач телевидения и публикаций в газетах и сети интернета,

вклад средств массовой информации можно считать более весомым. Более половины (76,2%) опрошенных заявили, что средства массовой информации не способствуют формированию патриотических чувств. Этот вывод закономерен, так как тематика телевизионных передач и периодических изданий по своему содержанию не отвечает требованиям общества по формированию молодого поколения в духе патриотизма (табл. 2).

Таблица 2

Роль социальных институтов в формировании патриотического мировоззрения учащихся

Роль социальных институтов в патриотическом воспитании учащихся Да Нет Затрудняюсь ответить

Семья формирует патриотическое сознание молодежи 33,2% 54,0% 12,8%

Учебное заведение формирует патриотическое сознание молодежи 29,9% 60,0% 11,1%

СМИ формируют патриотическое сознание молодежи 23,5% 76,2% 0,3%

Результаты проведенного опроса однозначно свидетельствуют о том, что гражданственность и патриотизм по-прежнему играют определенную роль в становлении мировоззренческих позиций нынешней молодежи. Однако, к сожалению, отношение молодых людей к этим ценностям свидетельствует о недостаточных

положительных результатах в деле решения обострившихся проблем современной молодежи, что не способствует нормальной ее социализации. Поэтому работа по формированию этих ценностей не потеряла своей актуальности и сегодня.

Исследование рассматриваемой проблемы позволило нам опреде-

102

Известия ДГПУ, №2, 2009

лить основные направления повышения эффективности воспитания патриотизма с помощью научно-мировоззрен-ческого потенциала общественных дисциплин:

- Усиление воспитательного ак-

цента в преподавании общественных дисциплин путем обогащения их научно-мировоззренческого потенциала сведениями культурноисторического, военно-

исторического, духовно-нравственного характера, патриотической направленности; включения в их содержание портретов выдающихся общественных и политических деятелей, служащих наглядным примером высокой гражданственности и патриотизма. Воздействие такого интегрированного и конкретизированного материала на когнитивную и эмоционально-чувственную сферы личности поможет учащимся сделать самостоятельный осознанный выбор ценностно-мировоззренческих ориентиров, собственной модели поведения в гражданско-патриотической сфере.

- Целенаправленное использование конкретного обществоведческого материала, побуждающего учащихся к осмыслению базовых мировоззренческих проблем, касающихся смысла жизни человека и смысла истории, назначения человека в обществе, основных тенденций и перспектив современного общества. Такая деятельность будет способствовать развитию позитивно-критического мышления, социально-нравственных качеств личности, способной к принятию собственной жизненной позиции, готовой к выполнению своего гражданского и патриотического долга.

- Выявление в содержании обще-

ствоведческих предметов фундаментальных мировоззренческих категорий, которые являются основополагающими в формировании патриотического сознания учащихся и таких понятий, как «патриотизм», «российский патриотизм», «дагестанский

патриотизм», «дружба народов»,

«интернационализм», «Отечество»,

«малая родина», «национальная

гордость», «достоинство», «толе-

рантность». Эмоциональное насыщение этих категорий конкретным жизненным материалом за счет привлечения личностного опыта учащихся позволит преподавателю создать благоприятную среду для самовоспитания, самоопределения и самореализации личности молодого человека в гражданско-

патриотической сфере.

- Развитие и активизация многообразных форм внеурочной деятельности (поисково-краеведческая работа, участие в исследовательском проекте, выступление на научно-практической конференции и т.д.) по патриотическому воспитанию молодежи с использованием мировоззренческого потенциала общественных дисциплин.

- Включение в содержание программ общественных дисциплин мировоззренческого материала патриотической направленности с опорой на общероссийские и национальнорегиональные гуманистические ценности в их единстве. Все это будет способствовать развитию у учащихся культуры межнационального общения.

- Применение на уроках педагогических технологий, в основе которых лежат активные методы обучения (этическая беседа, учебная дискуссия, исследовательская деятельность, проблемная ситуация, ролевая игра, метод примера, самоанализ, самооценка, убеждение), позволит сделать преподавание общественных дисциплин практикоориентированным и тем самым более значимым в патриотическом воспитании учащихся.

- Включение в рекомендуемые органами образования типовые учебные программы по общественным дисциплинам в обязательном порядке элементов патриотического воспитания и мер по их реализации в учебном процессе; разработка на их

Психолого-педагогические науки

• ••

103

основе рабочих программ и кален- | дарно-тематических планов.

Примечания

1. Андреева Г.М. Психология социального познания. Изд.2. М. : Аспект-Пресс, 2000. 288 с. 2. Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации // Социологическое исследование. 2002. №1. С. 96. 3. Гасанов З.Г. Воспитание культуры межнационального общения: методология, теория и практика. Махачкала, 1998. 4. Иванов В.П. Мировоззрение как форма сознания, самосознания и культуры личности // Мировоззренческая культура личности: (философские проблемы формирования) / Отв. ред. В. П. Иванов. Киев : Нау-кова думка, 1986. 5. Концептуальные основы программы модернизации гуманитарного и социально-экономического образования в России на 2004-2008 годы (проект). Всероссийское совещание заведующих кафедрами гуманитарных и социально-экономических дисциплин. МГУ им. М. В. Ломоносова, 20-21 ноября 2003 г. М., 2003. 6. Мусин-Пушкин А.А. О космополитизме нашей школы // Антология педагогической мысли России второй половины XIX-начала XX вв. / Сост. П. А. Лебедев. М. : Педагогика, 1990. С. 476-480. 7. Проблемы толерантности в подростковой субкультуре // Труды по социологии образования. T.VIII. Вып. XIII / Под ред. В. С. Скобкина. М., 2003. 8. Путин В.В. Россия на рубеже тысячелетий // Независимая газета. 30. 12. 1999. 9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии : Учеб, пособие для пед. вузов и институтов повышения квалификации. М., 1988. С. 77. 10. Стоюнин В.Я. Мысли о наших гимназиях // Антология педагогической мысли России второй половины XIX-начала XX вв. / Сост. П. А. Лебедев. М. : Педагогика, 1990. С. 72-76. 11. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Пед. соч. в 6 т. Т.1. М. : Педагогика, 1988. 12. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии // Пед. соч. в 6 т. Т.6. М. : Педагогика, 1990. 13. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т.2. М., 1995.

Статья поступила в редакцию 03.06.2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.