УДК 159.923.2
В. А. Худик, Н. В. Логинова
Психологические аспекты изучения представлений о «гражданственности» и «патриотизме» у старшеклассников
В статье обсуждается роль воспитания у школьников позиций гражданственности и патриотизма в условиях общеобразовательной средней школы. Рассматривается возможности психологического изучения рефлексивной оценки старшеклассниками гражданской позиции и готовность к самостоятельной учебной и трудовой деятельности. Анализируется роль воспитательных программ, реализуемых во внеурочное время.
In article the role of education at schoolboys of positions of civilization and patriotism in the conditions of general educational high school is discussed. It is considered possibilities of psychological studying of a reflective estimation by senior pupils of a civic stand and readiness for independent educational and labor activity. The role of the educational programs realized during after-hour time is analyzed.
Ключевые слова: учащиеся, воспитание, психологические методы, гражданственность, патриотизм, рефлексия, готовность к труду.
Key words: Pupils, education, psychological methods, civilization, patriotism, a reflection, readiness for work.
В условиях современных социально-политических преобразований в обществе вопросы воспитания подрастающего поколения становятся приоритетными среди остальных программ учебновоспитательной работы с детьми. Подготовка молодых людей к самостоятельной жизни немыслима без формирования у них адекват -ных чувств гражданственности и патриотизма к родному Отечеству, где учебная и трудовая деятельность способствуют дальнейшему личностному развитию молодых людей, в том числе и после завершения учебы в средней школе [1-3, 9-10].
В истории отечественного и зарубежного образования вопросам патриотического воспитания уделялось особое внимание [2, 7, 9]. Причем проявление гражданственности и патриотизма, как качеств личности, рассматривалось отечественной педагогикой в аспекте морально-физических свойств человека, способности быть защитником завоеваний государства. Взросление личности подрастающего человека понимается в контексте жизненной позиции, которая в новых меняющихся условиях приобретает следующие черты: преданность делу Отечества; проявление социальной и трудовой активности; этнической толерантности и непримиримости к национальным предрассудкам [6, 7, 10].
С момента принятия государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2010 годы» [5, 8] сделано немало - создана система патриотического воспитания граждан, способная обеспечить решение задач по консолидации общества, поддержанию общественной и экономической стабильности, упрочению единства и дружбы народов Российской Федерации.
Программа стала реальной перспективой нравственного возрождения в обществе. Государственные и общественные деятели, ученые, представители религиозных конфессий предлагают пути сплочения российского общества после почти полной девальвации понятия «патриотизм» в 90-х годах прошлого века, утраты нашим обществом традиционно сильного российского патриотического общественного сознания. В их выступлениях и статьях подчеркивается необходимость укрепления российского государства, признается тот факт, что реформы, проводимые в стране, нуждаются в четком идеологическом обосновании. А оно может базироваться, как правило, на одном из главных факторов - патриотизме.
Как следует из положений Программы, «патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина, патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время» [5, с. 247-252]. В условиях общеобразовательной школы проблема патриотического воспитания лежит в плоскости создания целевых программ, направленных на формирование у школьников адекватных социальных установок, активной жизненной позиции, готовности к защите завоеваний Отечества. Такими педагогическими технологиями могут выступать реально моделирующиеся условия взаимодействия школы и других социальных институтов - военных частей, милиции, пожарной охраны и др., в деятельности которых отмечается реализация основных принципов профессиональнопатриотического долга перед гражданами России и государством.
Изучение роли воспитательных программ в образовательном процессе школ муниципального района, в частности, воспитания чувств гражданственности и патриотизма, в связи с приобщением молодых людей к социальной активности и формированием интере -сов и установок зрелой личности осуществлялось нами [7] в школьных группах, - контрольной и экспериментальной, - где использовались в практике работы с учащимися традиционные и разработан -ные муниципальным отделом образования программы воспитания
гражданственности и патриотизма. При этом исследуемые группы были выделены по номинальному учебному признаку, то есть с учетом педагогической классификации лиц старшего школьного возраста. Такое разделение на группы предполагало получить как «срезо-вые» характеристики по изучаемым параметрам, так и особенности их становления, изменения на различных этапах обучения. По полу во всех исследуемых группах отмечалось примерно равное количество лиц женского и мужского полов.
Большинство обследуемых составили возрастную группу в возрасте 14-15 лет. Причем 64 % учащихся экспериментальной группы принимали участие в дальнейших программных мероприятиях, реализуемых в связи с воспитанием чувств гражданственности и патриотизма. Относительно меньшее число учащихся старших возрастных групп (рис. 1), очевидно, свидетельствует об общей тенденции уменьшения учащихся старшеклассников, продолжающих обучением в общеобразовательных учреждениях.
Все обследуемые принимали участие в поперечном исследовании, в котором использовался заранее подготовленный методический материал для изучения рефлексии понятий, отражающих представления молодых людей о гражданственности и патриотизме, как свойствах личности, готовой к социальной активности и самореализации, в целях организации дальнейшей практики педагогического взаимодействия коллектива школы и других общественных и неформальных организаций по реализации разработанной муниципальным отделом образования системы воспитания учащихся.
Более 17 лет Т Я ЭГ
14—15 лет
16—17 лет
%
0
10
20
30
40
50
60
70
Рис. 1. Данные об исследуемых группах учащихся по возрасту
Методический материал состоял из следующих специально направленных методов:
1) анкета для изучения особенностей представления у старших школьников гражданской позиции в сфере интересов и социальной активности;
2) методика шкалирования интересов учащихся в сфере социальных установок личности;
3) анализ рефлексии понятий гражданственности и патриотизма в текстах сочинений.
Учащиеся средних и старших классов общеобразовательной школы, воспринимая и усваивая технологии педагогического воз -действия, которые несут в себе тематику воспитания гражданственности и патриотизма, обретают стиль жизненных ориентиров профессиональной педагогической деятельности, интегрируются в своей непосредственной учебной деятельности, которая становится для них и профессиональным интересом, и мотивационным побуждением к усвоению знаний как основой для профессии в будущей трудовой деятельности. Условия образовательной среды оказывают существенное влияние на организацию учебной деятельности учащихся, а навыки учебной деятельности служат детерминантами успешной адаптации и обучаемости школьников в связи с определением гражданской и военно-патриотической позиции в обществе.
Учитывая «сквозной» принцип участия школьников в военнопатриотических и гражданских мероприятиях, организуемых администрацией Ломоносовского муниципального района Ленинградской области, старшеклассники имеют постоянную возможность не толь -ко приобретать определенные знания и практический опыт, но и сверять, проверять собственные концептуальные образовательные и воспитательные модели по их эффективности при их реализации в жизни.
Настоящее положение было взято за основу при разработке методических приемов изучения эффективности воспитательной программы в целях формирования эмпирического опыта, когда учащиеся имели возможность изложить свои представления (текстуально) о роли образовательных и воспитательных программ в жизни школы в связи с подготовкой молодых людей к проявлению социальной активности и отношения к Отчизне. Изучив особенности становления чувств гражданственности и патриотизма у старшеклассников на различных этапах их обучения в школе, мы сможем скорректировать технические приемы обучения и воспитания, определить значимость тех или иных программ, конкретных воспитательных мероприятий.
Естественно, что проектирование программы воспитания гражданственности и патриотизма для школьников должно быть основано на предшествующем опыте их включения в военнопатриотическую и гражданскую активность в начальных и средних классах, то есть поэтапном усвоении конкретных знаний и умений, опыта социальной активности, что должно обеспечиваться системностью, мировоззрением и стилем обретаемого гражданского опыта поведения и деятельности. Следовательно, предварительно необходимо рассмотреть особенности построения системы обучения и воспитания школьников в целом, определив при этом приоритетную роль получения знаний и опыта, относящихся к формирующимся чувствам гражданственности и патриотизма. Далее необходимо остановиться на анализе самой программы воспитания гражданствен -ности и патриотизма, как системы воспитательных мероприятий в структуре образовательной среды школы. В частности, особое внимание должно быть отведено раскрытию программы, ее содержанию, методам и средствам реализации в образовательном процессе школы и во внеурочное время.
Таким образом, организация учебно-воспитательного процесса при усвоении учащимися опыта социализации личности предусматривает поиск путей так называемой «обратной связи», когда педагоги школы имеют возможность не просто проанализировать уровень включения учащихся в социальные сферы жизни школы или района, но и выявить проблемы собственно педагогического характера -особенности взаимодействия педагогов и учащихся в связи воспитательным воздействием проводимых мероприятий администраци -ей районного муниципального образования. Именно посредством спроектированных педагогических технологий оба субъекта педагогического взаимодействия - и учащийся, и педагог школы, молодежной организации - получают необходимую информацию о структуре собственной деятельности и поведении, а также совместного взаимодействия и общения. Очевидно, это положение должно быть взято за основу формирующихся принципов при организации и про -ведении психолого-педагогического исследования, направленного на изучение роли педагогических приемов воспитания гражданст-венности и патриотизма, как ценностных ориентиров и чувств, свидетельствующих об уровне социальной зрелости личности подрастающего человека, готовности к социальной гражданской активности.
При организации и проведении исследования по проектированию и внедрению программы воспитания гражданственности и патриотизма у старших школьников в общеобразовательных учрежде -ниях муниципального района необходимо учитывать ряд принципов,
позволяющих с достоверностью судить о рефлексивной оценке учащимися роли данных программ в развитии и становлении социальной зрелости и активности по отношению к родному краю, Отчизне в целом.
Проектирование программы воспитания гражданственности и патриотизма в условиях школ муниципального района предполагает создание базовых центров воспитания, в основе которых могли бы быть сконцентрированы ресурсы учебно-воспитательного воздействия. Учебно-методическая база - работа библиотек, молодежных объединений, центров физического воспитания и оздоровления детей и др. - должна исходить из разработанных для данного региона концепций культурно-исторического, этнического, экологического, нравственно-духовного воспитания. Поэтому вопросы программы воспитания гражданственности и патриотизма должны занимать свое определенное место в общей структуре концепции воспитания и реализовываться с учетом мероприятий, планируемых отделом образования администрации муниципального района.
Задачи, стоящие перед центрами воспитания гражданственности и патриотизма - воспитание чувств гражданина по отношению к Отчизне, бережному хранению культурно-исторических и духовных ценностей, возрождение любви к «малой Родине» и уважение народных традиций края. Центры ориентированы в своей деятельности на широкую поддержку коллективов образовательных учреждений различного уровня, общественные и молодежные организации, чье участие может обеспечить широкое вовлечение не только учащихся, но и взрослых к проявлению социальной активности, гражданской позиции к нравственно-духовным, социально-
экономическим и экологическим проблемам региона.
Проектирование программы объективно включает в себя как построение концептуальной модели, включающей общую методологию воспитания, так и выделение конкретных педагогических условий, при которых могли быть эффективно реализованы положения федеральной концепции воспитания гражданственности и патриотизма.
При проектировании программ воспитания учащихся необходимо учитывать особенности успеваемости - уровень когнитивного развития школьников по данным их самооценки об успеваемости. В частности, посредственная учеба не исключала (от 5 до 14 % опрошенных школьников) низкую эффективность включенности учащихся в воспитательные мероприятия по формированию социальных гражданских позиций. Основной процент опрошенных учащихся лиц контрольной группы (41,09 %) ориентированы на хорошую учебу по
отдельным предметам, связывая мотивацию обучения с дальнейшим предметно-профессиональным образованием, тогда как примерно больше половины опрошенных лиц экспериментальной группы (58,82 %) хорошую и отличную учебу рассматривают в связи с традициями воспитания и обучения, заложенными в семье и школе. Тем не менее, старшеклассники и контрольной, и экспериментальной группы (89,04 % и 80,88 % соответственно) в оценивании перспектив обучения в своих планах отмечают необходимость «продолжить учебу по избранной специальности».
Наряду с этим особое значение при проектировании воспитательных программ имеет учет факторов жизнедеятельности школьников в условиях семьи и школы, изучение мотивации выбора интересов и увлечений. Как результат вовлечения школьников в программы воспитания гражданственности и патриотизма, мотивированность предпочтений в проведении досуга, в выборе увлечений становится значимым в организации учебно-образовательной и воспитательной среды школьников различных возрастных групп. Так, общественно значимые события - посещение театров, музеев, занятия спортом, самодеятельность и прочие - отмечают большая часть опрошенных школьников экспериментальной группы.
Следует также учитывать и ту социально-культурную среду, которая способствует формированию интересов и увлечений школь -ников. Роль общественных и других неформальных организаций в жизни подрастающего поколения существенно возрастает. Однако организация и проведение общественных мероприятий, организуемых школой, формальными и неформальными молодежными движениями всегда затрагивают прямой и косвенный аспекты воспита -тельного воздействия. Старшеклассники контрольной и экспериментальной групп отмечают важность общественных мероприятий в их жизни, которые квалифицируются ими как молодежные движения, направления молодежной политики, что существенно влияет на выбор интересов и увлечений, времяпрепровождения в течение дня. Общественные мероприятия оцениваются старшеклассниками как значимые детерминанты в формировании интересов и увлечений (рис. 2).
В понятие «культурно-массовые мероприятия» школьники нередко включают и все другие формы общественной деятельности, а поэтому именно данный показатель оказался наиболее представ -ленным в рефлексивной оценке учащихся опыта их участия в орга -низуемых школой социально-массовых мероприятиях. И в контрольной, и в экспериментальной группах этот показатель достаточно высокий (примерно 1/2 часть опрошенных старшеклассников).
Следует отметить, что организуемые школой или отделом образования администрации муниципального района государственные праздники оцениваются 23,5 % опрошенных школьников экспериментальной группы, как мероприятия культурно-массовые, имеющие общественно-воспитательный эффект в формировании интересов и увлечений.
Праздники, организуемые школой
1^/^^73 23,52
у////////////////////////////4411
Культурно-массовые мероприятия 54 79
Туризм, физкультурно-оздоровительное движение 51,47
Военно-патриотическое движение 22,05 ПЭГ
Мероприятия по экологическому воспитанию 233223
г у у .■ л1/I 8 82
Работа по благоустройству класса, школы 23 28
0 10 20 30 40 50 60
%
Рис. 2. Оценка значимости и участие в общественных мероприятиях
Среди известных праздников, старшеклассники экспериментальной группы отмечали «празднование Нового года» и «День Победы» (77,9% опрошенных), тогда как другие праздники, в том числе и социально-трудовой направленности (например, «День работника сельского хозяйства», «Международный день трудящихся» и др.) оценивались ими как менее запоминаемые.
Организуемые школой праздники: «День знаний», «День защитника Отечества» и др. способствовали увеличению числа школьников, отдающих предпочтение изучению истории и памятных дат, формированию собственного мировоззрения. В числе опрошенных лиц экспериментальной группы примерно 1/3 школьников связывали данные праздники с организацией своего быта во внеурочное время и при активном участии организуемых администрацией муниципального района молодежных мероприятий: «Автопробег по Зеленому Поясу Славы Ораниенбаумского плацдарма», «По тропам боевой славы Ленинградской области», «День допризывника», «Экологическая тропа Ломоносовского района» и др.
По результатам внедрения программ воспитания гражданственности у школьников экспериментальной группы отмечается незначительное увеличение тенденции к более активной социальной активности в классе и школе в целом, когда мотивированность поручений отличается систематичностью и желанием со стороны школьников 8-10 классов. Так, по обобщенным данным исследуемой экспериментальной группы лиц 27,2 % школьников отмечают
наличие систематических школьных поручений и желание их выполнять, а 1/3 школьников экспериментальной группы выразили готовность поддержать общественные мероприятия, организуемые школой.
Готовность к трудовой деятельности выразили около половины опрошенных учащихся экспериментальной группы. Причем различные формы общественно-трудовой деятельности (рис. 3) свидетельствуют не только о влиянии регионального компонента (житель города, поселка или деревни), но и определены с учетом отношения к будущему предпринимательству, как форме организации труда. Старшеклассники экспериментальной группы больше ориентированы на трудовую деятельность с учетом социально-экономических преобразований в обществе - они знакомы с трудом в фермерских хозяйствах и с особенностями работы в предпринимательской дея -тельности малого бизнеса, поскольку программа профессиональной ориентации в аспекте выбора будущей профессии и формирования социальной активности граждан предусматривала знакомство учащихся с различными видами труда и средствами производства, включая и сферу частной собственности в малом и среднем бизнесе. Школьники контрольной группы по-прежнему приоритетными считали занятия, связанные с трудовой активностью в классе, школе и тем самым оказывались ограниченными в вопросах будущей трудовой социализации.
Конечно, трудовому воспитанию в школе уделяется внимание в несколько усеченном виде, то есть в соответствии с требованиями школьной программы. Однако участие старшеклассников в ориентированном предметно-профессиональном виде деятельности в период летних каникул и при ориентированной трудовой деятельности в условиях школы создают адекватные предпосылки для выбора будущей профессии и личностного самоопределения.
Работа на государственном предприятии во время школьных каникул
Работа на приусадебном участке школы
^Щ/////////////Л 54,41
84,93
88,23
Уборка школьных кабинетов, класса
94,11
%
10 20 30 40 50 60 70 80 90 100
Рис. 3. Оценка готовности к различным видам трудовой деятельности
56
Особое значение в эффективности воспитательных мероприятий имеют организуемые школой специально направленные общественные, физкультурно-оздоровительные программы. Суть данных программ сводится к комплексному и всестороннему воздействию на личность учащегося, подготовки его к социальноориентированной деятельности и самоопределению. Занятия и увлечения физической культурой, раскрытие организаторских способностей в сфере различных общественных мероприятий отмечает около 44 % опрошенных лиц экспериментальной группы. Мотивация выбора увлечений на основе проводимых воспитательных мероприятий способствовала актуализации нравственно-этической сфе -ры школьников - нравственных идеалов, положительного влияния примеров взрослых и сверстников, положительного примера семьи. Поэтому организуемые администрацией муниципального района программы воспитания школьников на традициях семьи, здорового образа жизни, туризма, экологического воспитания и пр. может способствовать формированию личностной позиции, мотивированности в выборе занятий и увлечений.
По данным нашего исследования результатом проводимых вос -питательных мероприятий выступают сформированные личностно направленные социальные установки, характеризующие расширение сфер активности и проявления гражданской позиции в вопросах отношения к родному краю и Отчизне, в познавательных интересах по изучению истории родного края, участии в походах и туристических маршах, посвященных празднованиям знаменательных исторических дат, в трудовых свершениях по благоустройству территории школы, села, поселка.
Включение воспитательных программ в режим жизнедеятельности школьников способствует их гражданскому становлению, формированию зрелых личностных установок, влияющих на самоопределение, стиль жизни, мировоззрение. В некотором смысле характер организуемых общественных мероприятий влиял на выбор занятий, занятость в течение дня, учебных и производственных недель, особенности времяпрепровождения в дни летних каникул.
Учитывая цели патриотического воспитания и воспитания чувств гражданственности у старшеклассников, которые сводятся к формированию физических, психологических, моральнополитических и социальных качеств, определяющих осознанное стремление личности к активности, проявлению гражданской пози -ции и патриотической деятельности, следует разработать критерии эффективности в реализации предложенных нами программ. Комплекс воспитательных мероприятий, представляющих собой содер-
жание процесса формирования чувств гражданственности и патриотического сознания, направлен на обеспечение целостного характера деятельности, в которую вовлечены старшеклассники. Целепола-гание в системе воспитания гражданственности и патриотизма предполагало обращение к традиционным приоритетам: любви к Родине, служению сокровенным интересам Отечества, включающим защиту Отчизны, труд на благо Родины, сохранение национальной этнической культуры.
Воспитание чувств гражданственности и патриотизма у старшеклассников продолжалось на основе уже имеющихся представлений и осознания себя частицей общества, познания ценности Отечества. Посредством включения старшеклассников в социальную актив -ность и патриотические действия происходило окончательное пре -вращение знаний и оценок в личные убеждения, формировалось и проявлялось стремление к патриотическому поведению.
Реализация программы воспитания гражданственности и патриотизма у старшеклассников основывалась на проектировании системного подхода к процессу воспитания, учитывающему следующие факторы:
а) целостность объекта воспитания - личности учащегося, воспитание которой осуществляется всесторонне;
б) взаимосвязь всех сфер общественной жизни, требующей преемственности и однозначности направленности воспитания гра -жданственности и патриотизма в семье, школе, других социальных институтах;
в) единство основных принципов и общих закономерностей воспитания;
г) воспитание гражданственности и патриотизма должно орга -нично вписываться в более общую систему воспитания, конечным итогом которого выступает всестороннее развитие и социальная зрелость личности подрастающего человека.
Как и в любом виде профессионально-педагогической деятельности, эффективность воспитания чувств гражданственности и патриотизма заключается в достижении учащимися определенных результатов в соответствии с поставленными целями и решаемыми задачами методики воспитания. Определение эффективности спроектированной системы воспитания гражданственности и патриотиз -ма можно осуществлять в целом и по отдельно взятым частям на основе качественных и количественных показателей - критериев результативности воспитательного процесса. Показатели мировоззрения и убеждений нередко носят размытый (этико-философский) характер, что затрудняет конкретизацию психолого-педагогического
анализа социальной зрелости личности учащегося. Поэтому для целей и задач педагогики среднего образования необходимы более конкретные показатели (критерии), характеризующие эффективность системы воспитания.
Как правило, образовательные учреждения эффективность обучения и воспитания в школе оценивают по результатам выбора дальнейшего образования выпускниками, определения ими дальнейшего жизненного пути. В нашем исследовании не выявлено существенных различий среди опрошенных старшеклассников контрольной и экспериментальной группы - в планах на будущее они отмечают актуальными продолжение учебы по избранной специальности, создание семьи и трудоустройство. Незначительный процент опрошенных лиц экспериментальной группы позитивно высказываются в отношении предстоящей службы в вооруженных силах Российской Федерации (10,2 %) и около 3 % опрошенных вообще не имеют определенных планов на будущее. Однако в динамике исследуемой экспериментальной группы, где представлены обобщенные данные по возрастным подгруппам, число лиц мужского пола, желающих выбрать военную профессию возрастает, а число лиц женского пола, готовых служить в рядах национальной армии и получить военную специальность (около 7 %) свидетельствует о растущем интересе и профессиональной ориентации лиц подросткового возраста.
В сочинениях учащихся экспериментальной группы нашли отражение все социальные проблемы современного российского общества. Учащиеся с горечью отмечают трудности социальноэкономического характера, которые переживаются на местах - в конкретном регионе (деревне, поселке, городе) - это и проблемы трудоустройства молодежи и взрослых, негативные социальные явления (алкоголизм и наркомания, преступность), это и проблемы сохранения здоровья граждан, и проблемы экологии и чистоты. Причем следует отметить, что учащиеся 9-10 классов, участвовавшие в различных программах воспитания гражданственности, экологического воспитания, патриотизма, с выраженной готовностью берутся за обсуждение этих проблем, сами пытаются на практическом уровне принимать участие в реализации некоторых проектов, касающихся уборки территории, памятников и улиц своего родного уголка, места жительства.
Слова-понятия, относящиеся к характеристикам государства, его функциям, в текстовых сообщениях учащихся 9-10 классов наполнены не только знаниями из области гуманитарных учебных дисциплин, но и переполнены чувствами переживания за свою
страну, ее настоящее и будущее. Пессимистические оценки носят констатирующий характер, а оптимизм - связан с преобразованиями и будущим России. Высоко оценивая деятельность Президента и его администрации, учащиеся высказывают уверенность в том, что и другие государственные структуры смогут эффективно наладить свою работу и взаимодействие в рамках вертикали власти, что будет способствовать исполнению законов на местах и развитию де -мократии в государстве.
Демократические свободы граждан описываются учащимися в контексте предоставляемых Конституцией Российской Федерации прав. В этом смысле учащиеся достаточно адекватно используют понятия «избиратель», «выборы», «голосование», «демократия», «защита прав» и др. Данные сравнительного анализа свидетельствуют о том, что учащиеся экспериментальных групп (рис. 4) все чаще прибегают к данным понятиям при описании своего отношения к гражданскому обществу.
Защита прав, интересов
Выборы, голосвание
26,53
30,23
Свобода, равенство Права
ЭГ (о.д.)
ЭГ
КГ
1 31,19 32,65
31,19 32,65
%
10
15
20
25
30
35
0
5
Рис. 4. Слова-понятия, относящиеся к описанию демократического общества (КГ - контрольная группа; ЭГ - экспериментальная группа;
ЭГ о.д. - экспериментальная группа, обобщенные данные)
Наряду с данными понятиями, школьники все чаще обращаются к понятиям «личность» и «социальные группы», рассматривая их с позиции ведущих факторов преобразования окружающей среды. Школьники считают, что гражданское общество строится конкретными людьми, состоящими в социальных группах - производственных коллективах, частных и государственных предприятиях.
Таким образом, формирование нравственно-этической направленности личности в старшем школьном возрасте зависит от особенностей организации учебной деятельности учащихся. Педагогу в этом процессе отводится значимая роль, следовательно, своим
примером, образцом он способствует развитию у школьников рефлексии познавательной и трудовой деятельности как источника развития личности. Учебная, а в дальнейшем, и трудовая деятельность представляют собой иерархию «ближних» и «дальних» перспектив, реализация которых свидетельствует не только о социальной зрелости личности, ее адаптации, но и об уровне личностного развития субъектов педагогического процесса, как единственного источника и предпосылки гражданской направленности и самореализации лич -ности в юношеском возрасте.
Список литературы
1. Ахаян Т. К. Мировоззрение и гражданская активность школьников // Педагогика школы. - М.: Просвещение, 1977. - С. 74-92.
2. Беляев А. В. Социально-педагогические основы формирования гражданственности учащейся молодежи: дис. ... док. пед. наук. - Ставрополь, 1997. - 428 с.
3. Воспитание в современном образовательном учреждении: Теория и практика / под ред. С. А. Лисицына, С. В. Тарасова. - СПб., 2005. - 240 с.
4. Гаязов А. С. Формирование гражданина: теория, практика, проблемы: Монография. - Челябинск: Факел, 1995. - 238 с.
5. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг. - Народное образование. - 2001. - № 7. -С. 247-252.
6. Духовно-нравственное воспитание в образовательных учреждениях /ь под ред. В.А. Беляевой. - Рязань, 2000. - 182 с.
7. Логинова Н. В., Худик В. А. Представления о гражданской позиции и
чувствах патриотизма у старшеклассников: моногр. - СПб.: Санкт-
Петербургская академия постдипломного педагогического образования, 2007. -130 с.
8. Лутовинов В. И. Основные мероприятия Государственной программы РФ «О патриотическом воспитании молодежи // Молодежь России. - М.: ИТАР ТАСС, 1995. - № 3. - С. 6-8.
9. Шитикова О. Н. Эколого-патриотическое воспитание младших подростков в современной общеобразовательной школе: дис. ... канд. пед. наук. -Шадринск, 2002. - 161 с.
10. Шкробова М. А. Гражданское воспитание подростков на уроке и во внеурочной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2001. - 16 с.