ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ВОСПИТАНИЯ
УДК 37.035.6
ББК Ч400.52 ГСНТИ 14.07.05; 02.51.45 Код ВАК 13.00.01
Мурзина Ирина Яковлевна,
доктор культурологии, профессор, заведующий кафедрой культурологии, Уральский государственный педагогический
университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, д. 26, к. 254; e-mail: ekb-ural@yandex.ru
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ: К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ НА ОСНОВЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: патриотизм; гражданско-патриотическое воспитание; культурная идентичность; национальные традиции; ценности культуры; средства воспитания; воспитательная работа.
АННОТАЦИЯ. Современная культура отличается многоплановостью и видимым разнообразием форм и стратегий поведения, разнонаправленностью личностных и социальных устремлений, ситуациями выбора из множества предлагаемых возможностей. Традиционно в описании современной социокультурной ситуации отмечается релятивность ценностей и возникающих в связи с этим педагогических проблем и сложностей. В образовании вопрос о формировании устойчивой ценностной основы приобретает особый смысл: человек не рождается с заданной раз и навсегда ценностно-нормативной системой, она не наследуется на уровне генетики, а приобретается в процессе социальных коммуникаций и вживания в культуру. Осознавая, что в мире существует множественность взглядов на должное и сущее, обусловливающих разнообразие жизненных ориентиров и определяющих линии поведения и реализацию устремлений, образование ставит перед собой цель формирования ценностно-нормативной основы. Среди ценностей личности особую значимость приобретает патриотизм, который рассматривается как деятельная способность преобразовывать чувства в необходимые для отечества дела и поступки. Современная трактовка понятия «патриотизм» тесно связана с пониманием гражданско-патриотического воспитания. Гражданско-патриотическое воспитание рассматривается в статье в ценностном, деятельностном и процессуальном аспектах. Сегодня работа по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся ведется по следующим направлениям: духовно-нравственное, культурно-историческое, включающее регионально-культурный компонент, гражданско-правовое, военно-патриотическое. В статье кратко характеризуется каждое из них. Основой формирования духовно-нравственного и гражданско-патрио-тического воспитания выступает культурная идентичность, которая опирается на сформированный образ личностного «Я». Значимой педагогической задачей становится формирование культурной идентичности, опирающейся на ценности патриотизма. В статье раскрываются особенности формирования культурной идентичности в процессе образования.
Murzina Irina Yakovlevna,
Doctor of Culturology, Professor, Head of Culturology Department, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
CIVIL-PATRIOTIC EDUCATION: TO THE QUESTION OF FORMATION OF CULTURAL IDENTITY ON THE BASIS OF NATIONAL TRADITIONS
KEYWORDS: patriotism; patriotic education; cultural identity; national traditions; values of culture; means of education; educational work.
ABSTRACT. Modern culture is characterized by diversity and apparent variety of forms and strategies of behavior, divergence between personal and social aspirations, and a variety of choices. It is believed that contemporary socio-cultural values give rise to pedagogical problems and difficulties. In education formation of the sustainable value framework is of special significance: a person is not born with the given values and norms of behavior, they are not inherited at the level of genetics, but acquired in the process of social communication and adaptation to a culture. Realizing that there are different views on what should be done, contributing to the diversity of life choices and determining behavior, education aims at the formation of value-normative framework. Patriotism is one of the key values of personality, which is regarded as an active ability to convert feelings into necessary for the Fatherland deeds and actions. A modern interpretation of the concept "patriotism" is closely connected with the understanding of Civil-Patriotic education. Civil-Patriotic education is described from the point of view of its value, activity and procedure. Today the work on Civil-Patriotic education of students is conducted in the following areas: spiritual, moral, cultural-historical, including the regional and cultural component, civil, military-patriotic. The article briefly describes each of them. The basis of formation of spiritual-moral and civil-patriotic education advocates cultural identity, which is based on the generated image of the personal "I". Significant pedagogical mission is the formation of cultural identity, based on the values of patriotism. The article reveals the peculiarities of formation of cultural identity in education.
Современная культура отличается многоплановостью и видимым разнообразием форм и стратегий поведения, разнонаправленностью личностных и социальных устремлений, ситуациями выбора из множества предлагаемых возможностей - от определения стиля в одежде до стиля жизни. Стало общим местом говорить о релятивности ценностей в современной культуре и возникающих в связи с этим педагогических проблемах и сложностях. Как свидетельствуют исследования социологов, граждане России, характеризуя современное состояние общества и потери, которые случились за последние два десятка лет непрерывных реформ, подчеркивают, что «оно [общество] стремительно катится вниз по «моральной наклонной», причем моральный упадок рисуется основным, самым сильным вектором, направляющим и определяющим развитие общества в период последних двадцати лет» [8, с. 27].
В образовании вопрос о формировании устойчивой ценностной основы приобретает особый смысл: человек не рождается с раз и навсегда заданной ценностно-нормативной системой, она не наследуется на уровне генетики, она приобретается в процессе социальных коммуникаций и вживания в культуру.
Мир, в котором мы живем, радикально отличается от более ранних периодов развития человеческой культуры. Это мир, в котором больше нет определенности: ни в различении добра и зла, ни в различении светлого и темного, ни в различении прекрасного и безобразного. В лекциях по философии морали Теодор Адорно писал: «Реальность... требует от человека такой исключительной изворотливости, подвижности и приспособляемости, что любая деятельность на основе общих принципов становится просто невозможной. Тот, кто сегодня действует на основе общих принципов, кажется безнадежным педантом. Сама жизнь искажена, изуродована настолько, что ни один человек уже не способен жить правильно, не в состоянии правильно реализовать собственное предназначение. Мир. устроен теперь так, что даже простое требование честности, порядочности неизбежно вызывает у человека чувство протеста» [1, с. 140, 190].
Осознавая, что сегодня существует множественность взглядов на должное и сущее, обусловливающих разнообразие жизненных ориентиров и определяющих линии поведения и реализацию устремлений, образование ставит перед собой цель
формирования ценностно-нормативной основы. В этом кроется известное противоречие: с одной стороны, образование должно сформировать в человеке устойчивую систему ценностных координат, позволяющую обрести надежное основание для саморазвития, с другой - оставить возможность выбора не только векторов развития, но и ценностных ориентиров, обусловливая необходимую пластичность и толерантность в социальных коммуникациях.
В таких условиях разговор о духовно-нравственных основах личности приобретает особый смысл - это вопрос о самосохранении общества, о единстве его прошлого и будущего. Сегодня актуальным является поиск путей решения сложной задачи: формирования человека с устойчивой системой нравственных ориентиров, уважительно относящегося к прошлому и настоящему своей страны, ощущающего ответственность за свои поступки. Важным компонентом ценностно-нормативной системы личности является патриотизм.
Концепт «патриотизм» рассматривается как «нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы». Он предполагает «гордость достижениями и культурой своей родины, желание сохранять ее характер и культурные особенности и идентификацию себя с другими членами народа, стремление защищать интересы родины и своего народа». В основе патриотизма лежит положительно окрашенное ценностное отношение к родной земле, ее языку, традициям, людям. Патриотизм отличает деятельный характер - способность преобразовывать чувства в необходимые для отечества дела и поступки [5, с. 6].
В основе патриотизма лежит понимание человеком себя как части культурного целого (культурная идентичность). Соответственно, решение задач духовно-нравственного и патриотического воспитания рассматривается нами как опыт формирования позитивной культурной идентичности. Исследование вопроса о формировании культурной идентичности привело к выводу, что этот процесс будет эффективен, если в основе лежит социокультурный опыт обращения к национальным традициям.
В рамках данного исследования анализ феномена «гражданско-патриотическое воспитание» проводится на основе структурно-функционального и аксиологического подходов.
© Мурзина И. Я., 2017
В современной социокультурной ситуации задачи патриотического воспитания тесно связываются с пониманием значимости гражданского воспитания. Анализ исследований по проблемам гражданского воспитания [2; 7; 9] позволяет выделить ряд сущностных аспектов. Гражданское воспитание можно рассматривать в ценностном, деятельностном и процессуальном аспектах.
Ценностный аспект проявляется в воспитании у детей таких качеств, как любовь и уважение к своей стране, народу, правительству, ценностное отношение к ее историческому, культурному и политическому наследию. В рамках этого подхода акцентируются воспитание возвышенных чувств (любви, долга, уважения, честности, мужества, патриотизма, стремления к миру, потребности в труде на благо общества и страны) и развитие интеллектуальных, нравственных и творческих качеств личности.
Деятельностный (или деятельный) аспект подчеркивает осознанность и ответственность действий, направленных на благо общества, на реализацию демократических принципов, на умение распознавать негативные проявления, в том числе и дискриминацию любого типа, умение противостоять им, готовность участвовать в делах, направленных на сохранение традиций и приумножение богатства страны.
Процессуальный аспект акцентирует непрерывность и динамичность процесса воспитания, включает интеграцию гражданских знаний в содержание всех дисциплин, изучаемых в школе. Важным условием воспитания выступает сотрудничество с различными социальными институтами: государственными, общественными и религиозными организациями.
Реализация идей гражданского воспитания опирается на принципы критического мышления, в соответствии с которым у детей нужно развивать способность самостоятельно давать оценку социальным явления, историческим и политическим фактам и событиям.
Гражданское воспитание включает в себя гражданские знания (знание направлений государственной политики, функций и структуры государства, истории страны, основных положений Конституции о правах и обязанностях граждан), гражданские навыки (способность и стремление гражданина к активному и ответственному участию в жизни общества), гражданскую позицию (умение гражданина пользоваться своими правами и исполнять обязанности, стремиться к гражданским идеалам уважения человеческого достоинства, равенству, справедливости, приверженность принци-
пам законности, суверенитета, свободы выражения своих взглядов).
Современными отечественными учеными-педагогами сформулированы сущность, цели и задачи гражданско-патриоти-ческого воспитания.
Под гражданско-патриотическим воспитанием понимается целенаправленный, сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и управления деятельностью личности по овладению социально-культурным, социально-политическим, экономическим, морально-этическим опытом демократических отношений. Гражданско-патриотическое воспитание соединяет в себе понятия «гражданин» на когнитивном и нравственно-волевом уровнях и «патриот» на эмоционально-чувственном уровне.
Как отмечают исследователи, изучающие пути и формы гражданско-патриоти-ческого воспитания, в современных условиях оно представляет собой «целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укреплению ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха» [11, с. 64].
Н. А. Сиволобова предлагает классифицировать цели гражданско-патриотического воспитания. Ею предлагаются три группы целей:
- по формированию гражданского сознания личности (формирование убеждений в значимости ценностей мировой и отечественной культуры, признание гуманистических ценностей и готовности к самоопределению, формирование критической оценки прекрасного и безобразного в жизни людей, общества, развитие свободомыслия, сочетающегося с убеждением в необходимости личной ответственности и дисциплины, торжества закона, осознание необходимости заботы об окружающей среде, сохранения и приумножения национальных культурно-исторических ценностей),
- по формированию эмоциональной сферы (развитие чувства родины, долга, достоинства, гражданской чести, социального оптимизма, формирование чувства ответственности перед страной, государством, готовность быть самостоятельным человеком, обладать независимостью мышления),
- по развитию социально активного поведения и формированию деятельной лич-
ности (направленность на здоровый образ жизни, культуру досуга, достижение жизненного успеха, законопослушное поведение, сопротивление злу, подавление асоциальных инстинктов, нацизма, жестокости и вандализма, формирование социальной активности, деловых качеств, предприимчивости, навыков коммуникативного общения, социальной активности, трудолюбия) [10, с. 146-147].
С точки зрения А. В. Беляева, гражданская позиция предполагает формирование опыта гражданского действия, позволяющего обучающимся на различных этапах образования реализовывать важнейшие гуманистические ценности, лежащие в основе их мировоззрения, выбирать линию поведения, формировать и выражать ценностное отношение к обществу и самим себе [2].
Традиционно работа по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся ведется по следующим направлениям: духовно-нравственное, культурно-историческое, включающее регионально-культурный компонент, гражданско-правовое, военно-патриотическое.
Духовно-нравственное направление включает формирование нравственной основы личности, уважительного отношения к родителям, семейным ценностям и семейным традициям, воспитание социально активной и социально ответственной позиции по отношению к себе, обществу, своей стране, воспитание трудолюбия, формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни.
Культурно-историческое направление включает воспитание любви к «малой» и «большой» родине, знакомство с замечательными людьми, прославившими свой край и свою страну, изучение истории культуры своей страны, региона, этноса, участие в сохранении культурных и исторических памятников, формирование чувства национальной гордости, толерантного отношения и способности жить рядом с представителями разных языков и культур.
Гражданско-правовое направление ориентируется на изучение государственных символов России, прав и обязанностей гражданина Российской Федерации, формирование глубокого понимания гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам России, ее суверенитету, независимости и целостности, формирование культуры правовых отношений, стремление к соблюдению законодательных норм. На этапе основного образования сюда входит и развитие реально действующего школьного самоуправления.
Военно-патриотическое направление включает формирование чувства ответ-
ственности за свою страну, готовности служить ей и, если придется, защищать (готовность к выполнению воинского долга), изучение военной истории страны, посещение мест боевой славы, сохранение воинских традиций, связи поколений защитников родины, формирование позитивного образа Вооруженных Сил Российской Федерации.
Нельзя не согласиться с теми авторами, которые подчеркивают, что условием успешного духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания является личная позиция педагога: «Реализации воспитательной функции не помогут никакие педагогические технологии и учебники, если педагог не отвечает тем качествам, которые он попытается привить детям. И если он сам будет поддерживать проявления антипатриотизма, ксенофобии, экстремизма, искажать действительность, юное поколение не испытает положительного воспитательного воздействия истории - трагической, пусть полной противоречий и катаклизмов, но в целом - славной и богатой» [12, с. 92].
Основой формирования духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания выступает культурная идентичность, которая опирается на сформированный образ личностного «Я». Процесс формирования культурной идентичности носит стихийный и направленный характер. Под стихийным мы понимаем ненаправленный процесс формирования культурной идентичности, который связан с социальным окружением растущего человека, его повседневной жизнью в семье и обусловлен характером социальных взаимодействий и коммуникаций. Направленный характер культурная идентичность приобретает в тех случаях, когда происходит осознание собственного «Я» через получение знаний о культуре, к которой человек принадлежит, и соотнесение себя с «другими» - теми, кто относится/не относится к данной культурной общности (создается «Я-образ»). В «Я-образ» входят представления человека о самом себе: о своем внешнем облике, о личностных качествах, способностях, характере. Одной из задач педагога является способствование формированию позитивного «Я-образа» и, как следствие, позитивной культурной идентичности.
Психологи отмечают, что «Я-образ ... включает следующие формы: Я-идеальное (идеальное представление о самом себе), Я-нормативное (представление о своем соответствии определенным требованиям), Я-реальное (представление о наличных качествах и свойствах).
На основе Я-образа. складывается Я-концепция - относительно устойчивая, в
большей или меньшей мере осознанная система представлений о самом себе, на основе которой [человек] строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе» [4, с. 341].
Осознание своей культурной идентичности ребенком или подростком происходит в урочной и внеурочной деятельности. Важными условиями формирования позитивной культурной идентичности выступают положительный эмоциональный фон, на котором происходит получение информации о культуре, положительное восприятие своих близких и самого себя как носителей культуры, успешное усвоение ценностно-нормативной основы культуры, готовность транслировать ценности культуры, участвуя в продуктивных видах деятельности.
Для формирования культурной идентичности особое значение приобретает знакомство с ценностями родной культуры. В многочисленных научно-методических публикациях предлагаются конкретные разработки занятий с детьми самого разного возраста, посвященные освоению народных традиций. В то же время нам не раз приходилось сталкиваться с такой ситуацией: в обращении к русским традициям в детском саду, школе смешиваются в причудливом единстве древнеславянские, языческие и христианские культурные практики. А поскольку ставятся задачи не просто познакомить с народными традициями с целью их освоения, формирования личностной основы и последующей трансляции, вопрос о сущности традиций становится достаточно важным.
В понятие «традиции» входят устойчивые, постоянно воспроизводящиеся формы культуры, механизмы их трансляции и воспроизводства, закрепившиеся в культуре в течение длительного времени. Традиции включают в себя объекты социокультурного наследия (материальные и духовные ценности), процессы социокультурного наследования, способы этого наследования. В качестве традиции могут выступать определенные культурные образцы, институты, нормы, ценности, идеи, обычаи, обряды, стили и т. д. Их можно рассматривать как проявление коллективной памяти, обеспечивающей самотождественность и преемственность в развитии социальных групп.
Внутри одной культуры могут сосуществовать различные традиции, относящиеся к различным историческим периодам, представляющие ценности различных социально-культурных групп. В историческом опыте социума какие-то традиции будут воспроизводиться, к каким-то может возникнуть отрицательное отношение, и они могут отвергаться.
Традиция в культуре выполняет важнейшую функцию связи прошлого и настоящего, обеспечивает воспроизведение определенных, избранных в качестве образцов, устоявшихся форм и ценностных ориентаций. Иногда говорят, что следование традиции - это полное воспроизведение исторических образцов, точное следование сложившимся ритуалам, строгое соблюдение поведенческих форм и обрядовых практик. Отчасти это справедливо. Однако тогда нужно признать, что традиция - это единственный феномен культуры, который не способен к развитию. Он неизменен и абсолютен. При этом исторические факты свидетельствуют об обратном. Поскольку культура рассматривается как саморазвивающаяся система, постольку и ее элементы претерпевают определенные изменения. Другое дело, каков характер этих изменений, как вариативность и трансформации традиции приводят к ее разрушению или видоизменяют до неузнаваемости.
Перечислим ряд черт, которые определяют специфику традиции. Важнейшей чертой является ее историзм, обращенность к прошлому и, в силу этого, высокий авторитет. Прошлое постоянно воспроизводится в настоящем благодаря традиции.
Традиции являются социально значимыми. Их можно рассматривать как специфические конструкты сознания, воспринимаемые членами определенного сообщества как естественные и должные. Нормативный характер традиции становится в определенной степени ограничителем свободы самопроявления человека. До тех пор пока человек находится внутри традиции, он относится к ней нерефлексивно, принимает как данность. Однако, если происходит процесс рационализации традиции, критического отношения к ней, понимания множественности традиций, то возникает ситуация выбора как форм и образцов, так и ценностных ори-ентаций. Происходит трансформация или видоизменение традиций, становление новых и закрепление их как значимых.
В отечественной педагогике ХХ в. к проблеме возможностей народной культуры как живого источника педагогической мудрости обращались ученые, всесторонне изучая ее потенциал: как средства нравственного воспитания, формирования мировоззрения и развития фантазии ребенка (В. А. Сухомлинский), как источника духовности (В. В. Зеньковский), как средства развития речи, образного мышления (Е. И. Ти-хеева), как средства создания художественного образа в рисовании, активизации процесса детского творчества (Н. П. Сакулина, Е. А. Флерина), как средства творческого развития ребенка, формирования представ-
лений у детей о народном искусстве (О. Л. Князева, Т. С. Комарова, М. Д. Маха-нева, А. П. Усова, Т. Я. Шпикалова и др.). Обращение к народной культуре - это способ формирования культурной идентичности, нравственного сознания и ценностных установок.
Нельзя не согласиться с одним из авторитетных педагогов, построивших методическую систему на основе обращения к народной традиции отечественной культуры, М. Ю. Новицкой, которая считает, что «три целостные системы народной культуры - традиционный календарь, культура семейного лада, народная философия истории - способны стать источником формирования содержания духовно-нравственного образования в единстве трех его направлений: экологической этики, философии и этики семейной жизни, граждан-ско-патриотической этики. Освоение духовных ценностей, составляющих глубинное содержание вышеописанных целостных систем народной культуры, поможет преодолеть границы между традиционными школьными "предметами", придаст единство внутреннего, духовного смысла учебному процессу получения конкретных знаний, приемов, умений, навыков в разных художественных дисциплинах, соединит между собой в ходе творческой работы всех ее участников (учителей-предметников, учителей и детей, детей и родителей, школу и родителей), поможет выстроить систему дружественных связей между разными национальными школами» [6, с. 47-48].
Педагогический потенциал приобщения к народной традиции очень высок. Под педагогическим потенциалом народной культуры мы будем понимать совокупность имеющихся образовательных возможностей, позволяющих организовать педагогический процесс максимально эффективно для решения задач развития личности. При этом мы осознаем, что приобщение к народной культуре требует определенной рефлексии: необходимо отчетливо представлять, какое значение народная крестьянская культура в ее традиционных формах имеет для детей, живущих в сельской местности, а какое приобретает для городских детей, особенно живущих в промышленных центрах и мегаполисах.
Когда мы знакомим детей с народной культурой русских, необходимо учитывать тот факт, что исторически традиционная культура не была неизменной, значит, есть потребность в понимании ее этапности, разделяя период языческой Руси и христианской. Формы культуры не всегда и не во всем соответствуют современным представлениям (о морали, об окружающем челове-
ка мире, о технике, которая стала частью повседневной жизни и пр.). Следовательно, педагог должен помнить, что обращение к народной традиции прежде всего решает задачи формирования ценностно-нормативной шкалы (через эмоциональное личностное восприятие событий прошлого и настоящего), восприятия образцов для подражания (на уровне поведения, социальной коммуникации, творческих форм самопроявления), создания новой предметной среды (например, продукты творческой деятельности по образцам народного декоративно-прикладного искусства).
Путь формирования культурной идентичности можно представить как путь по освоению последовательно раскрывающихся пространств, в ходе которого и происходит процесс идентификации и выбора ориентиров.
Самое близкое пространство - пространство личности (его можно обозначить как «Я-пространство»), оно раскрывается через обращение к человеку как таковому, через подчеркивание его отличительных черт и личностных качеств. Идея, лежащая в основе обращения к «Я-пространству» -дать ребенку возможность, с одной стороны, ощутить собственную уникальность, с другой стороны, открыть для себя мир родных и близких ему людей в том числе и как смыслозначимый, как мир, в котором дея-тельностное начало, свойственное ребенку, может быть реализовано.
Личность человека проявляется через близкий ему мир - мир родного дома («Мое пространство» создано близкими мне людьми и продолжает созидаться в том числе и мною) как легко осваиваемое.
Таким образом, мы обнаруживаем два не совпадающих целиком, но ценностно значимых пространства - социальное пространство (близкие ребенку люди - родители, братья и сестры, бабушки и дедушки, родственники, друзья) и географически привязанное пространство - дом (родной дом, в котором ребенок вырос, в котором живет вместе со своей семьей). По сути, оба эти пространства могут быть обозначены как домашнее пространство (если вспомнить основные смыслы самого слова «дом», который рассматривается как «близкое пространство», место, где живет человек и его семья, где он чувствует себя защищенным не только от природных стихий, но и от невзгод и бед. В русской культуре дом понимается и как строение, и как вселенная (модель мира), и как хозяйственная единица).
Если ближнее пространство ребенок воспринимает по преимуществу через себя самого, то следующий круг своим центром может содержать дом. Дом одновременно
выступает и как социокультурная категория, и как пространственная доминанта, размыкающая пространство дальше и глубже: географически - в город (деревню, поселок), в котором живет человек, социально - обращаясь к тем людям, которые жили и живут в данном населенном пункте.
Следующий круг - регион. В центре круга - населенный пункт, в котором проживает ребенок, его близкие. Освоение пространства региона начинается относительно родного города (деревни, поселка).
Поскольку пространство культуры является пространством постоянно расширяющимся, представленная схема может быть дополнена пространством страны, мира, углублена историческими реалиями и перипетиями, осложнена множественными социальными связями и контактами. Безусловно, освоение этого пространства в школьные годы только начинается, а продолжается на протяжении всей жизни.
Результатом освоения этих пространств становится символизация. Символизацию можно рассматривать как способ наделения окружающего мира смыслами. Процесс символизации означает, что пространство маркировано человеком, что из неизвестного (угрожающего в силу своей неосвоенности) или нейтрального (индифферентного по отношению к человеку) оно становится освоенным и ценностно значимым. Это тем более важно, что в процессе символизации происходит не только узнавание культуры, но и ее присвоение. По сути, осваивая пространства личности - дома - региона -страны, человек становится человеком культуры. Он осознает свою связь с родной культурой, начинает себя понимать как ее представителя (процесс обретения идентичности).
Процесс освоения-присвоения пространства может идти в нескольких направлениях: человек знакомится с окружающим миром (информационная составляющая доминирует), если информация оставит у ребенка след в душе, на следующем этапе он сам захочет продолжать двигаться по этому пути. Этот путь внутреннего проживания культуры приводит к активной социально-культурной деятельности в дальнейшем.
Другой вариант: ребенок принимает представленные сведения как данность, они становятся частью его информационного багажа. Возможно, когда-нибудь в дальнейшем эта информация актуализируется как ценностно значимая, возможно, так и
останется невостребованной. В обоих случаях информация выполняет свою роль ориентира в культурном пространстве.
Таким образом, в образовательной ситуации мы пытаемся реализовывать оба составных компонента содержания образования: информационную (знания) и ценностно ориентированную составляющую на пути освоения культурного пространства. В своем единстве они могут быть рассмотрены как условия формирования позитивной идентичности. Мы прекрасно понимаем, что выбор жизненной стратегии, собственного образа является внутренней потребностью личности и поэтому не может определяться извне. Поэтому мы лишь предлагаем путь, на котором, как нам кажется, возможно обрести себя как человека культуры (или человека с положительной культурной идентичностью).
Актуализация в современной образовательной практике проблемы патриотического воспитания обусловлена усилившимся вниманием к ценностно-нормативной основе личности в культуре постмодерна, декларирующей релятивность ценностей и смещение смыслозначимых ориентиров для развития человека. Среди предлагаемых педагогами путей особенно выделяется обращение к традиции - устойчивым, постоянно воспроизводящимся на протяжении исторического развития формам культуры, которые воспринимаются как единственно возможная основа воспитательной системы.
Несмотря на высокий педагогический потенциал этнопедагогики, формировать личность исключительно на опыте прошлого невозможно. Необходимо искать такие способы педагогического воздействия, которые будут опираться на синтез исторического и современного, создавать своеобразный горизонт для развития молодого человека, чтобы идея служения отееству не вступала в противоречие с транслируемыми современной культурой ценностями и нормами. Преодолеть это противоречие достаточно сложно, поскольку требуются глубокая интроспекция и серьезная рефлексия над основаниями бытия как педагога, так и общества в целом. По сути, на новом историческом этапе мы должны вспомнить о мысли Н. А. Бердяева, высказанной им еще в 1931 году: «Проблема нашего времени есть проблема о человеке, о спасении человеческой личности от разложения, о признании и назначении человека, о разрешении основных вопросов общества и культуры.» [3, с. 499].
ЛИТЕРАТУРА
1. Адорно Т. Проблемы философии морали / пер. с нем. М. Л. Хорькова. - М. : Республика, 2000. - 239 с.
2. Беляев А. В. Социально-педагогические основы формирования гражданственности учащейся молодежи. - Ставрополь : СГУ, 1997- - 204 с.
3. Бердяев Н. А. Духовное состояние современного мира // Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры и искусства : в 2-х т. Т. 1. - М. : Искусство, 1994. - С. 485-499.
4. Гарбузова Г. В. Процесс формирования профессиональной идентичности студентов // Известия Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. - 2007. - Вып. 44. - Т. 18. - С. 340-344.
5. Ланцева А. М. Философский смысл концепта патриотизм в России и Чехии // Вестник славянских культур. - 2013. - № 3 (29). - С. 5-11.
6. Новицкая М. Ю. Культура народов России и мира как источник формирования содержания духовно-нравственного образования // Ученые записки Волго-Вятского отделения Международной Славянской академии наук, образования, искусств и культуры. - Вып. 29. - Нижний Новгород : ВВО МСА, 2011. С. 47-53.
7. Огоновская И. С. Гражданско-патриотическое воспитание в системе общего образования: содержание, направления, формы. - Екатеринбург : Школьный формат, 2016. - 176 с.
8. Седова Н. Н. Россия - общество морального транзита? // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2011. - № 6 (106). - С. 25-41.
9. Семисотнова О. А. Гражданское воспитание в современной общеобразовательной школе США с позиций поликультурного подхода : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Волгоград, 2016. - 24 с.
10. Сиволобова Н. А. Теоретические основы гражданско-патриотического воспитания учащихся // Мир образования - образование в мире. - 2012. - №1. - С. 144-148.
11. Сиволобова Н. А., Котлова Е. П. Гражданско-патриотическое воспитание учащихся в современном российском обществе // Образование личности. - 2014. - №1. - С. 63-67.
12. Яковлев Д. Е. Совершенствование работы по организации гражданско-патриотического воспитания в образовательных организациях Московской области // Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения. - 2014. - №1. - С. 90-102.
REFERENCES
1. Adorno T. Problemy filosofii morali / per. s nem. M. L. Khor'kova. - M. : Respublika, 2000. - 239 s.
2. Belyaev A. V. Sotsial'no-pedagogicheskie osnovy formirovaniya grazhdanstvennosti uchashcheysya mo-lodezhi. - Stavropol' : SGU, 1997. - 204 s.
3. Berdyaev N. A. Dukhovnoe sostoyanie sovremennogo mira // Berdyaev N. A. Filosofiya tvorchestva, kul'tury i iskusstva : v 2-kh t. T. 1. - M. : Iskusstvo, 1994. - S. 485-499.
4. Garbuzova G. V. Protsess formirovaniya professional'noy identichnosti studentov // Izvestiya Ros. gos. ped. un-ta im. A. I. Gertsena. - 2007. - Vyp. 44. - T. 18. - S. 340-344.
5. Lantseva A. M. Filosofskiy smysl kontsepta patriotizm v Rossii i Chekhii // Vestnik slavyanskikh kul'tur. -2013. - № 3 (29). - S. 5-11.
6. Novitskaya M. Yu. Kul'tura narodov Rossii i mira kak istochnik formirovaniya soderzhaniya dukhovno-nravstvennogo obrazovaniya // Uchenye zapiski Volgo-Vyatskogo otdeleniya Mezhdunarodnoy Slavyanskoy akad-emii nauk, obrazovaniya, iskusstv i kul'tury. - Vyp. 29. - Nizhniy Novgorod : VVO MSA, 2011. S. 47-53.
7. Ogonovskaya I. S. Grazhdansko-patrioticheskoe vospitanie v sisteme obshchego obrazovaniya: soderzha-nie, napravleniya, formy. - Ekaterinburg : Shkol'nyy format, 2016. - 176 s.
8. Sedova N. N. Rossiya - obshchestvo moral'nogo tranzita? // Monitoring obshchestvennogo mneniya: ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny. - 2011. - № 6 (106). - S. 25-41.
9. Cemisotnova O. A. Grazhdanskoe vospitanie v sovremennoy obshcheobrazovatel'noy shkole SShA s po-zitsiy polikuTtumogo podkhoda : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Volgograd, 2016. - 24 s.
10. Sivolobova N. A. Teoreticheskie osnovy grazhdansko-patrioticheskogo vospitaniya uchashchikhsya // Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. - 2012. - №1. - S. 144-148.
11. Sivolobova N. A., Kotlova E. P. Grazhdansko-patrioticheskoe vospitanie uchashchikhsya v sovremennom rossiyskom obshchestve // Obrazovanie lichnosti. - 2014. - №1. - S. 63-67.
12. Yakovlev D. E. Sovershenstvovanie raboty po organizatsii grazhdansko-patrioticheskogo vospitaniya v obrazovatel'nykh organizatsiyakh Moskovskoy oblasti // Vestnik Akademii detsko-yunosheskogo turizma i kraevedeniya. - 2014. - №1. - S. 90-102.