Научная статья на тему 'Грантовая методология стратегического инновационно ориентированного управления фундаментальными исследованиями'

Грантовая методология стратегического инновационно ориентированного управления фундаментальными исследованиями Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
187
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хрусталёв Е. Ю., Цыганов С. А., Рудцкая Е. Р.

В статье изложены основы методологии конкурсного управления фундаментальными исследованиями, обоснованы подходы к отбору наиболее перспективных для коммерциализации научных результатов, формализован и уточнен процесс получения нового фундаментального знания в рамках конкурсов Российского фонда фундаментальных исследований, изложены основные методы реализации государственной политики поддержки инновационной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Хрусталёв Е. Ю., Цыганов С. А., Рудцкая Е. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Грантовая методология стратегического инновационно ориентированного управления фундаментальными исследованиями»

13 (316) - 2013

Стратегия экономического развития

УДК 338.28

ГРАНТОВАЯ МЕТОДОЛОГИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ИННОВАЦИОННО ОРИЕНТИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫМИ ИССЛЕДОВАНИЯМИ*

Е. Ю. ХРУСТАЛЁВ,

доктор экономических наук, профессор, ведущий научный сотрудник E-mail: stalev@cemi. rssi. ru Центральный экономико-математический институт Российской академии наук

С. А. ЦЫГАНОВ,

доктор физико-математических наук, профессор, начальник управления E-mail: tsyganov@rfbr. ru

Е. Р. РУДЦКАЯ,

кандидат технических наук, заместитель начальника управления E-mail: rer@rfbr. ru Российский фонд фундаментальных исследований

В статье изложены основы методологии конкурсного управления фундаментальными исследованиями, обоснованы подходы к отбору наиболее перспективных для коммерциализации научных результатов, формализован и уточнен процесс получения нового фундаментального знания в рамках конкурсов Российского фонда фундаментальных исследований, изложены основные методы реализации государственной политики поддержки инновационной деятельности.

Ключевые слова: инновационные преобразования, интеллектуальный капитал, коммерциализация знания, стратегическое управление.

* Статья подготовлена при поддержке РГНФ (проект № 13-02-00281-а).

Введение

Одним из главных механизмов реструктуризации экономики России, ее модернизации и устойчивого подъема должна стать национальная инновационная система, поскольку именно она создает необходимые условия и предпосылки для перехода экономики к новому технологическому укладу, обеспечивающему инновационный тип экономического роста. Поэтому проблема развития наукоемких производств находится в центре внимания многих исследователей, изучающих альтернативные стратегии интенсивного экономического роста и связанные с ним задачи совершенствования механизмов научно-технического развития эко-

номики, взаимодействия институтов государства, научно-технической сферы и рыночных сил, а также анализирующих состояние научно-производственного потенциала.

Повышенное внимание к данной проблеме обусловлено новым типом интенсивного экономического роста, активно формирующимся в настоящее время в мировом хозяйстве. Он имеет в своей основе систему наращивания знаний и воплощения их в инновации, а также механизмы расширенного воспроизводства и капитализации инноваций. Эффективность этих механизмов определяет инновационную способность экономики, т. е. способность создавать и осуществлять диффузию новшеств в хозяйственной среде.

Научные достижения и технологические изменения являются важными факторами новой экономики. Возможность создавать, распространять и использовать знания стала основным источником конкурентных преимуществ, повышения благосостояния и улучшения качества жизни. Растущее влияние информационных и коммуникационных технологий на экономику, быстрое применение последних научных достижений в новых продуктах и технологических процессах, переход к более наукоемким производствам и услугам, повышение требований к квалификации персонала определяют высокий уровень инноваций в России и в развитых зарубежных государствах.

Эти изменения означают, что наука, технологии и инновации в настоящее время являются ключами к улучшению экономических показателей и социального благополучия. Результаты фундаментальных исследований являются основой для создания перспективных материалов, развития критических технологий, создания образцов новой техники. Фундаментальные исследования - важнейший, ключевой элемент национальной безопасности. Фонды поддержки фундаментальных исследований создают адекватный механизм проведения внутренней политики в интересах национальной безопасности (многостадийная экспертиза проектов, отсутствие условий для возникновения коррупционных механизмов и связей, минимизация накладных расходов).

Рассматривая результаты фундаментальных исследований, анализируя отчетные документы, Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ) особо выделяет те отбираемые на конкурсной основе работы, которые уже сегодня

ориентированы и отвечают сформулированным приоритетным направлениям развития науки, приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики России. И эти новые инновационно ориентированные конкурсы требуют научного обоснования, разработки новых конкурсных процедур и механизмов.

В настоящее время на основе опыта отечественных фондов, финансирующих фундаментальные научные исследования, разрабатываются принципы построения стратегии управления фундаментальными научными исследованиями и соответствующего организационно-экономического механизма, реализующего начальные этапы инновационной деятельности. При этом должны быть продолжены исследования по совершенствованию вариантов перевода российской экономики на инновационный путь развития, по модификации принципов взаимодействия науки и производства, по адаптации к российским реалиям особенностей концепции открытых инноваций.

Актуальность решаемой научной проблемы

Одной из важнейших и требующих безотлагательного решения проблем представляется преобразование российской сырьевой экономики, живущей за счет добычи и продажи на мировых рынках природных углеводородов и других полезных ископаемых, в экономику знаний, наукоемких и высокотехнологичных производств, создающих инновационную интеллектуальную продукцию. На решение этой фундаментальной проблемы направлены усилия многочисленных научных коллективов, которые формируют современные организационно-экономические механизмы, позволяющие поддержать, укрепить и развить наукоемкий сектор российской экономики на основе новейших научно-технических достижений.

Стратегической задачей в части развития науки является возвращение России в число ведущих мировых научных держав, способных проводить прорывные фундаментальные и прикладные исследования по актуальным для мировой экономики и науки приоритетным направлениям.

В рамках реализации Основных направлений политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года, Стратегии развития науки и инноваций

в Российской Федерации до 2015 года, Стратегии инновационного развития Российской Федерации до 2020 года были заложены основы действующей национальной инновационной системы, предприняты существенные усилия по развитию сектора исследований и разработок, формированию развитой инновационной инфраструктуры, модернизации экономики на основе фундаментального научного знания и технологических инноваций.

Разработан проект Основ политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, который должен стать документом стратегического планирования в Российской Федерации. Основы определяют стратегическую цель, главные задачи государственной политики в области развития в России науки и технологий и основные направления деятельности государства по их поэтапному решению.

Все это свидетельствует об актуальности, важности и значимости проблем стратегического инновационно ориентированного управления фундаментальными исследованиями, следовательно, о своевременности и актуальности выполняемых в этом направлении научно-исследовательских и прикладных работ.

Объявленный Правительством Российской Федерации в последние годы курс на построение инновационной экономики сопровождается разработкой и принятием пакета законодательных актов, ориентированных на стимулирование научной и инновационной активности в нашей стране. Непрерывная законотворческая деятельность свидетельствует о принципиальной позиции государства в создании национальной инновационной системы.

Особо следует отметить, что одной из главных составляющих инновационного процесса является генерация знания, т. е. рождение той самой идеи, которая вследствие многоэтапных экспертиз и проверок может трансформироваться в прототип и далее -в новый товар, новую услугу или новую технологию. Глобально конкурентоспособный и динамично развивающийся сектор генерации знаний является фундаментом инновационной экономики, одним из важнейших источников информации для инновационных решений во всех областях экономики. Важен не только и не столько размер этого сектора, сколько его качество и эффективность функционирования.

Именно на этапе генерации знаний Российский фонд фундаментальных исследований и Российский

гуманитарный научный фонд уже в течение 20 лет являются одними из основных участников инновационного процесса. В соответствии с велением времени его функции должны улучшаться, модернизироваться и расширяться, а управленческая деятельность нуждается в постоянном совершенствовании.

В последнее время инновационные системы рассматриваются как системы трансформации знаний. Внутри данной системы знания, полученные в ходе фундаментальных исследований, трансформируются в новые прикладные знания, реальные товары и услуги. Этот процесс предполагает приобретение и производство знаний, их систематизацию, упорядочение и стандартизацию, распространение, применение и управление ими. Перечисленные функции выполняются различными экономическими субъектами, включая академические организации, университеты, исследовательские институты, научно-исследовательские и опытно-конструкторские отделы компаний, центры трансферта технологий, институты стандартизации, патентные агентства и другие правительственные учреждения, участвующие в разработке и осуществлении научной, промышленной и инновационной политики. В этих условиях государственные научные фонды из органа финансирования превращаются в центры стратегического развития науки, координации действий всех научно-исследовательских, высокотехнологичных и наукоемких предприятий. Для эффективного выполнения своих новых функций и обязанностей научные фонды должны иметь стратегию управления фундаментальными исследованиями, ориентированную на инновационный результат.

Поэтому важной и конкретной исследовательской задачей представляется разработка концепции и методов создания этой стратегии, что позволит выявить и поддержать наиболее перспективные научные направления, в которых ожидаются самые значимые инновационные результаты, а также объединить усилия всех участников инновационного процесса.

Основные направления исследований в мировой науке

Различные аспекты управления наукой и развития инновационных процессов в рыночной экономике нашли отражение в исследованиях и трудах многих зарубежных и отечественных исследователей. Теоретические основы этих исследований

были разработаны и проанализированы такими известными западными учеными, как Р. Акофф, Б. Артур, Г. Беккер, В. Беренс, Р. Драккер, Д. Кларк, Г. Менш, Р. Нельсон, М. Портер, Э. Тоффлер, Д. Фридман, Й. Шумпетер и др.

Вопросы влияния фундаментальной науки и инновационных преобразований на эффективность общественного производства, исследования в области механизмов и концепций инновационной деятельности, а также интеллектуального капитала представлены в трудах ведущих отечественных экономистов, среди которых необходимо отметить работы Л. И. Абалкина, А. И. Анчишкина, Л. С. Бляхмана, Г. В. Бромберга, В. М. Бузника, С. В. Валдайцева, С. Ю. Глазьева, А. Г. Гранберга, О. Г. Голиченко, В. В. Иванова, Н. И. Ивановой, В. В. Ивантера, В. Л. Иноземцева, Н. Н. Карпова,

A. Н. Козырева, Н.И. Комкова, Б.Н. Кузыка,

B. Л. Макарова, В. И. Маевского, Г. А. Унтуры,

A. Ю. Юданова и др.

На региональном уровне различные аспекты инновационной деятельности, коммерциализации интеллектуального продукта, трансфера инновационных технологий и организации предпринимательской деятельности в инновационной сфере рассмотрены в трудах Н. В. Бекетова, Б. Н. Заровня-ева, Е. Г. Егорова, Н. Е. Егоровой, В. В. Климанова, Г. С. Коврова, А. А. Кугаевского, О. В. Кузнецовой,

B. Н. Лексина, Р. Р. Ноговицына, Н. В. Охлопковой, А. А. Попова, А. Н. Швецова и др.

Любой инновационный процесс начинается с идеи, которая требует проверки своей правильности на стадии фундаментальных поисковых исследований, а также потенциальной реализуемости на стадии ориентированных фундаментальных исследований. Основные стадии технологического развития компании подтверждают рискованный, затратный характер финансирования на начальной стадии инновационного процесса.

Зарубежный опыт по преодолению этого рискованного периода жизни технологической компании свидетельствует о том, что основные тяготы начального периода берет на себя государство. При этом не только осуществляется бюджетное финансирование исследований, проводимых на этой стадии, но и принимается пакет законов, разрабатываются специальные программы, основной целью которых является преодоление так называемой долины смерти, в которой без соответствующей поддержки может быть погребен даже самый перспективный

результат. Прежде всего это, конечно, широко известные законы Стивенсона - Уайдлера и Бэя - Доула, а также ранние программы LINK в Великобритании, SBIR и STTR - в США, IRAP - в Канаде и ряд аналогов в других странах. Принимаемые меры по стимулированию инновационной активности как научных коллективов, так и малых компаний направлены не только на закрепление прав на результаты исследований, выполненных за счет средств госбюджета, но и на повышение заинтересованности частных инвесторов в использовании, распространении и продвижении получаемых результатов.

Характерной чертой современного мирового хозяйственного развития продолжает оставаться переход ведущих стран к новому этапу формирования инновационного общества - построению новой экономики, базирующейся преимущественно на генерации, распространении и использовании знаний. Уникальные навыки и способности, умение адаптировать их к постоянно меняющимся условиям деятельности, высокая квалификация становятся ведущим производственным ресурсом, главным фактором материального достатка и общественного статуса личности и организации.

Проведенные во многих странах прогнозные исследования позволяют оценить возможные направления глобального развития, очертить горизонты отдельных научно-технологических областей, выявить перспективные инновации, ожидаемые технические, технологические, экономические и социальные эффекты, которые могут быть получены в результате их реализации.

В условиях, необходимых для сохранения интеллектуального потенциала, для создания путей вовлечения результатов российской науки в хозяйственный оборот наиболее важным является использование возможностей и опыта работы государственных научных фондов, их способность в условиях ограниченности ресурсов поддерживать лучшие отечественные достижения фундаментальной науки. Близкие по форме открытые системы предоставления отчетных данных и полученных результатов существуют во многих фондах, поддерживающих проведение научных исследований, -Международный научно-технический центр, Американский фонд гражданских исследований и развития и др. Значительный объем научно-технической информации о законченных разработках размещен на сайтах федеральных научных центров, сосредоточен на собственных сайтах исследовательских

организаций или государственных университетов.

Национальный научный фонд США. Разработка системы поддержки лучших научно-исследовательских организаций во многом может опираться на опыт крупнейших мировых фондов, в первую очередь на опыт Национального научного фонда США (National Science Foundation - NSF) - независимого агентства при правительстве США, отвечающего за развитие науки и технологий.

Фонд осуществляет свою миссию, предоставляя в основном временные гранты. Большинство грантов предоставляется индивидуальным исследователям или небольшим группам исследователей. Остальные гранты обеспечивают финансирование исследовательских центров, в том числе идут на поддержание работы большого и дорогостоящего научного оборудования и средств обслуживания в центрах коллективного пользования, которые необходимы ученым и инженерам, но часто слишком дороги для любой локальной группы или отдельных исследователей.

Основная часть бюджета NSF тратится на поддержку исследований (76 %), на втором месте - расходы на образование и возобновление человеческих ресурсов науки (17 %), на третьем - дорогостоящее оборудование (3 %).

Стратегию фонда определяют 24 члена национального научного совета, выдающиеся ученые, признанные авторитеты на национальном и мировом уровнях. А непосредственно работой фонда руководят правление и директор, которых назначает президент США и утверждает в должности сенат. Конгресс также контролирует работу фонда через так называемый офис главного инспектора.

Годовой бюджет составляет около 7,033 млрд долл. (2012 г.), что позволяет фонду спонсировать примерно 20 % всех поддерживаемых на федеральном уровне научных исследований, проводимых американскими колледжами и университетами.

В международной практике для оценки деятельности научно-исследовательской организации, определения эффективности программ ее развития широко применяются методы аудита. Характерные темы аудита:

- структура и организация научной систе -мы (questions relating to the structure and the organisation of the science system);

- вопросы, касающиеся отбора приоритетов (questions on the mechanisms, criteria and stakeholders with regard to priority setting);

- вопросы, касающиеся финансирования

(questions relating to funding levels and instruments);

- вопросы кадрового потенциала (questions relating to human resources).

Общества и ассоциация Германии. Говоря о масштабном аудите научно-исследовательских организаций, нельзя обойти вниманием опыт ФРГ при проведении аудита научно-исследовательских организаций ГДР в процессе объединения Германии. Проведение аудита научно-исследовательских институтов бывшей ГДР было поручено Ассоциации исследовательских институтов имени Лейбница (Leibniz Association Research Institutes). Интерес представляют характерные темы опросника, используемого при проведении аудита научно-исследовательских институтов ГДР:

- основные области деятельности и научная среда;

- структурные качества учреждения: структура учреждения; наука и ее обслуживание; планирование деятельности; совещательные органы; управление качеством; равенство полов;

- ресурсы и инфраструктура: помещения и оборудование; электронная обработка данных; оценка ресурсов для персонала, оборудования и инфраструктуры;

- человеческий капитал: укомплектованность научного персонала и высшего руководства; изменения персонала с момента прошлой оценки; планируемое среднесрочное развитие человеческого капитала;

- поощрение перспективных ученых и внешнего сотрудничества: поощрение перспективных ученых и повышения профессиональных навыков (квалификация сотрудников); сотрудничество на национальном и интернациональном уровнях; посещение учреждения приезжими; поездки сотрудников учреждения в другие учреждения;

- результаты - исследования, разработки, обслуживание: создание и снабжение средствами труда, информацией и пр.; публикации; трансфер знаний и консультирование; целевые группы и пользователи результатов; передача результатов, PR; использование и трансфер технологий; события; важные отделы и функции; премии, награды и почетные звания.

В современной Германии фундаментальная наука и ее прикладная составляющая сосредоточены в научных обществах имени выдающихся ученых.

Общество Макса Планка почти на 100 % финансируется федеральным бюджетом. Общество Гель-мгольца и Общество Фраунгофера финансируются как из федерального бюджета, так и из бюджета земель. Все эти организации не имеют отношения к университетам, являясь общественными организациями. Значительная часть исследовательской деятельности в Германии сосредоточена в научно-исследовательских институтах, подчиненных в вопросах регулирования направлений исследований и финансирования одному федеральному министерству - министерству образования и науки. В настоящее время министерство обозначило шесть направлений дальнейшего развития научных исследований в Германии:

- рост инвестиций в образование и науку для восстановления и укрепления эффективности немецкой экономики и повышения ее конкурентоспособности;

- развитие системы научно-исследовательских институтов для снижения научной изолированности и увеличения мобильности, создания более четких границ деятельности институтов и более мощных фокусов для исследований;

- увеличение конкурсного финансирования проектов - привнесение большей подвижности, конкуренции и качества в научные исследования;

- увеличение числа совместных проектов с участием финансируемых государством исследовательских центров, высшей школы и промышленности для совершенствования инноваций и развития более четких, эффективных и конкурентоспособных видов деятельности;

- усиление международного сотрудничества -привлечение большего количества иностранных студентов и иностранных исследователей, а также содействие немецким ученым и студентам в приобретении опыта работы за границей;

- развитие научного диалога - осознание того, что общественная поддержка является основным фактором для решения о продолжении финансирования дорогостоящих исследований. В дополнение к этим целям и задачам различные федеральные и местные органы составляют свои собственные списки целей и приоритетов. Система делится на сектор высшего образования и сектор научных исследований. Государственное финансирование различных аспектов исследований организовано тремя способами: из федерального

бюджета, из местных бюджетов (например, вузов, научно-исследовательских институтов), совместно из федерального и местного бюджетов.

Сравнивая цели, задачи и механизмы финансирования четырех имеющихся в Германии научных обществ - аналогов РАН, можно сделать вывод, что каждое из них имеет свою научную ориентацию. Общества Макса Планка (82 % бюджетного финансирования), Лейбница (70 % бюджетного финансирования) и Гельмгольца (70 % бюджетного финансирования) имеют в основном фундаментальную направленность, Фраунгофера (40 % бюджетного финансирования) - прикладную. При этом необходимо отметить, что в Германии фундаментальными областями науки занимаются три научных общества. Конечно, у каждого из них есть своя специализация (например, у общества Лейбница - исследования в прорывных направлениях), но в определенной части научные интересы этих обществ перекрываются, что вызывает определенную конкуренцию между ними и стимулирует поддержку ими самых перспективных областей фундаментальной науки.

В то же время не только институты общества Фраунгофера, но и центры общества Германа фон Гельмгольца занимаются предпромышленным тестированием новых технологий, т. е. также занимаются прикладными исследованиями. Следовательно, и между этими научными обществами существует конкуренция как за бюджетное финансирование, так и за заказы промышленности. При этом учитываются основные направления работы институтов, их организационная структура, ресурсы, кадровый потенциал, наличие установленных связей с академическими и промышленными организациями. Особое внимание уделяется проблемам результативности научно-исследовательской работы.

Общеевропейские структуры. Государство должно содействовать целесообразному присоединению к процессу создания глобальных сетей инновационной деятельности, среди которых лидирующее место занимают Европейская бизнес-сеть (European Business Network - EBN) и Сеть инновационных центров (Innovation Relay Centers - IRC). Переход к инновационному типу роста - глобальный процесс и он влияет на формирование потенциала роста в России, на его качество, устойчивость и возможность ускорения в той мере, в какой и сама Россия встроена в мирохозяйственные связи и их инновационные контуры.

Изложенное свидетельствует о пристальном внимании и о щедром приоритетном финансировании инновационных проектов, практически реализующих результаты фундаментальных исследований, со стороны зарубежных государств, национальных и транснациональных корпораций.

Новизна предлагаемой методологии

Прогрессивное развитие фундаментальной науки, требующее значительных финансовых и других ресурсов, должно своевременно окупаться и давать существенный экономический эффект. Для этого необходима разработка и постоянное совершенствование нового и достаточно сложного организационного механизма, с помощью которого можно будет осуществлять эффективное управление всей научной деятельностью и инновационными процессами. В условиях явно недостаточного финансирования научных центров современные органы управления научными исследованиями и национальная инновационная система не в состоянии решить все поставленные перед ними задачи, поэтому предлагаются и апробируются новые подходы к управлению и финансированию науки, в частности на конкурсной основе.

В настоящее время статус государственных фондов поддержки науки существенно повысился. Этот неоспоримый факт подтверждается, например значительным увеличением объемов финансирования, выделяемых фондам из федерального бюджета. Возложение на фонды новых функциональных обязанностей требует научной проработки ряда проблем.

Следует отметить, что в отношении РФФИ, не являющегося государственным органом исполнительной власти, но на который возложены отдельные функции по организации, координации и обеспечению деятельности в части создания наукоемких, инновационных и интеллектуальных объектов, требуется детальная конкретизация его статуса и полномочий.

Интегральная научная новизна поставленной проблемы состоит в разработке и обосновании новой методологии стратегического инновационно ориентированного управления фундаментальными исследованиями, осуществляемого посредством государственных фондов поддержки науки.

Новыми представляются следующие основные научные результаты:

- критериальные подходы к отбору наиболее перспективных для коммерциализации результатов исследований;

- механизмы контроля за объективностью экспертных оценок рассматриваемых конкурсных заявок;

- методы определения приоритетности научного направления и предвидения развития той или иной разработки;

- предложения по созданию среднесрочной программы деятельности РФФИ и других государственных научных фондов;

- современные регламенты проведения совместных международных исследований.

Новая методология позволит РФФИ и другим фондам успешно выступать в качестве соорганизато-ра и одного из ключевых источников финансирования крупных проектов, нацеленных на достижение прорывных результатов по стратегически важным направлениям, обеспечивать доступ приоритетных сфер экономики к необходимым научно-техническим информационным ресурсам.

Предлагаемые методы, подходы и этапы решения проблемы

Такие стремительно развивающиеся отрасли, как спутниковая связь, электронная торговля, медицина и другие, применяющие труд высококвалифицированных работников и высокие технологии, обязаны развитию фундаментальных исследований, использованию научного знания.

Нужно отметить, что и науке не чужды изменения собственных приоритетов. Анализ фактически сложившихся тенденций показывает, что в последние 10-15 лет во всех развитых странах произошла перестройка дисциплинарной структуры науки, снизился удельный вес технических знаний, возросла доля комплекса наук о жизни - биологии, генетики, всех отраслей медицины, т. е. междисциплинарных исследований, создавших принципиально новые области применения. Особенно важной становится переориентация всех перечисленных дисциплин в интересах здравоохранения. Аналогичные сдвиги начинают проявляться и в технологической сфере.

Одной из главных задач междисциплинарных исследований также должно стать дальнейшее продвижение тех ранее поддержанных в научных организациях проектов, в ходе работы над которыми исследователи не только получили яркие фундамен-

тальные результаты, но и обнаружили возможность их использования при создании ключевых решений для прорывных технологий, новых материалов и услуг, выполнении целевых, ведомственных программ.

Для достижения поставленных целей предполагается использовать методы и подходы, созданные и развиваемые авторским коллективом для проведения в РФФИ конкурсов ориентированных фундаментальных исследований (ОФИ). В частности, будут обоснованы, регламентированы и осуществлены несколько новых направлений конкурсов этого вида.

Конкурс ОФИ - конкурс, направленный на завершение тех проектов фундаментальных исследований, которые намечают путь дальнейшего использования результатов фундаментальных исследований для создания новых технологий, продуктов, услуг. Конкурс объявляется на основе анализа отчетных материалов проектов инициативных научных исследований.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Конкурс ОФИ-м - конкурс, направленный на генерацию нового междисциплинарного фундаментального знания по крупным темам, выполнение которых сулит прорывной результат фундаментальной науки. Отбор тем проводится на основе анализа массива инициативных фундаментальных исследований, поддерживаемых РФФИ.

Конкурс ОФИ-ц - конкурс ориентированных фундаментальных исследований (на паритетной основе) по темам, сформулированным крупными хозяйствующими объектами (ведомствами, корпорациями и т. д.). Задачи конкурса должны коррелировать с целями, сформулированными в технологических платформах или в утвержденных кластерах РФ. Значимость предлагаемых тем и условия их софинансирования оцениваются советом РФФИ (бюро совета).

Конкурс ОФИ-к - конкурс ориентированных фундаментальных исследований, проводимый совместно с международными организациями для совместного выхода на внешний рынок. Значимость предлагаемых тем и условия их финансирования оцениваются советом РФФИ (бюро совета).

В числе важнейших этапов исследования необходимо выделить основные.

I этап. Разработка критериальных подходов к отбору наиболее перспективных для коммерциализации результатов исследований, позволяющих выявлять на стадии проведения фундаментальных работ перспективы создания конкурентоспособной

высокотехнологичной продукции (услуги). При этом основной упор должен делаться на отбор и финансирование тех работ, которые, начавшись с фундаментальной идеи, продемонстрировали результаты, перспективные для практического использования, и нуждаются в дополнительном финансировании для доведения этих результатов до инвестиционно привлекательного вида.

II этап. Построение механизмов контроля за объективностью экспертных оценок рассматриваемых конкурсных заявок, обеспечения ознакомления участников конкурсов с результатами экспертизы, осуществления выборочного, независимого контроля качества экспертных заключений.

III этап. Создание условий и формулирование соответствующих требований, при которых главными принципами деятельности РФФИ и других государственных научных фондов станут публичность, прозрачность и общественный контроль, устранение дублирования фондами функций государственных научных структур, академий, работ по ведомственным стандартам и шаблонам.

IV этап. Модернизация системы РФФИ таким образом, чтобы она, как и любая эффективная информационная система, помогала научному сообществу разрешить следующие основные проблемы: принятие решений в условиях неопределенности и неполноты информации, сокрытие знаний, информационный голод и информационный избыток, персонализация знаний и их недоступность в качестве информации, нерациональное использование объектов интеллектуальной собственности.

V этап. Решение проблемы определения приоритетности того или иного научного направления и предвидения развития той или иной разработки, когда только сформулирована перспективная идея, поскольку инвестиции в научные работы стали очень дорогостоящими. Руководители, отвечающие за государственные инвестиции в государственном секторе, как и персонал, принимающий решения в частном бизнесе, должны иметь надежные методы и инструменты, всесторонне оценивающие риски в научно-технической сфере.

VI этап. Построение механизмов, предназначенных для выявления наиболее эффективных схем управления наукоемкими инновационными проектами и их конкурсного финансирования в научно-исследовательских организациях.

VII этап. Разработка методологии и инструментария оценки эффективности и инновационности

научно-производственной деятельности научно-исследовательских организаций.

VIII этап. Обоснование и разработка методов оценки эффективности работы РФФИ и других государственных научных фондов, включающих индикаторы и показатели результативности их функционирования.

IX этап. Подготовка предложений по созданию среднесрочной программы деятельности РФФИ и других государственных научных фондов, системы мониторинга использования результатов профинансированных проектов, инструментария прогнозирования.

X этап. Формирование государственной системы грантов на проведение целевых исследований по доведению результатов интеллектуальной деятельности до стадии освоения в инновационном продукте, включая постановку и финансирование специальных программ научно-исследовательских работ.

XI этап. Построение методологии формирования и эффективного функционирования баз данных и знаний научных результатов, полученных за счет финансирования из средств государственного бюджета, анализ которых должен выявлять наиболее перспективные достижения для использования в инновационных проектах и стимулировать продвижение полученного знания на этап использования в товарах и услугах.

XII этап. Построение в крупных российских научных центрах (в первую очередь в Москве) организационного и финансового механизмов быстрого прохождения ключевого этапа превращения фундаментального знания о природе и обществе в форму, доступную для тех, кто может найти ей практическое применение.

XIII этап. Конкретизация и нормативно-правовое уточнение отдельных функций, статуса и полномочий государственных научных фондов по организации, координации и обеспечению деятельности различных организаций в части создания объектов интеллектуальной собственности.

XIV этап. Исследование и обоснование легитимного решения проблем предоставления грантов на выполнение конкурсных исследовательских проектов непосредственно физическим лицам (транзакция на счет, открываемый физическим лицом в банковском учреждении).

XV этап. Разработка регламентов проведения совместных международных исследований, под-

держка и дальнейшее развитие механизмов глобализации научного сотрудничества в соответствии с внешней политикой Российской Федерации.

Заключение

Авторы обладают определенными возможностями для использования новых средств сбора, анализа и распространения научных материалов, связанных с информационными системами, функционирующими непосредственно в организациях, поддерживающими и финансирующими научные исследования (государственные научные фонды; организации, финансирующие целевые программы; другие финансирующие организации; собственно научные организации и т. п.). Особенность таких организаций, например научных фондов, в том числе РФФИ, состоит в том, что они в силу существующих правил и норм получают отчеты по результатам исследований, которые проходят научную экспертизу, т. е., по сути, научное рецензирование. В результате у них концентрируются огромные массивы актуальных и достоверных научных материалов, которые сравнительно легко могут быть переработаны и предоставлены научной общественности в виде электронных продуктов, доступных в телекоммуникационных сетях. Так, за годы существования РФФИ (с 1993 г. по настоящее время) в его архивах накоплены документы, отражающие современное состояние и основные результаты научно-исследовательской деятельности в России по всем областям фундаментальной науки. Причем известно, что с РФФИ работает наиболее активная часть отечественных ученых (более 60 % из них работают в Москве), поэтому эта информация отражает современные тенденции развития научных исследований в стране, предпочтения российского научного сообщества.

Благодаря наличию развитой электронной базы РФФИ и широкому применению компьютерных технологий, научная информация о законченных работах может стать оперативно доступной пользователям уже через 2-3 мес. после экспертизы итоговых годовых отчетов, а не через 1-2 года, которые требуются для публикации этой же информации в печатных изданиях.

Опыт работы РФФИ показал, что из этого массива завершенных исследований около 10-15 % результатов могут быть выделены как перспективные инновационные идеи, которые могут найти

применение в той или иной сфере хозяйственной деятельности. Ряд этих идей и моделей использования перспективных результатов фундаментальных исследований опубликованы и внедрены в РФФИ при организации конкурсов ориентированных исследований в 2008-2012 гг.

Формирование государственной системы грантов на проведение целевых исследований по доведению результатов интеллектуальной деятельности до стадии освоения в инновационном продукте, включая постановку и финансирование специальных программ научно-исследовательских работ, должно стать частью государственной научно-технической политики как на федеральном, так и региональном уровнях. Деятельность Российского фонда фундаментальных исследований являет убедительный пример эффективности конкурсного подхода как к финансированию науки, так и к конкурсному продвижению наиболее перспективных результатов.

Основным результатом научно-технической деятельности является новый интеллектуальный продукт (информация), создаваемый в ходе исследований и воплощенный в научно-технической документации. Задачей российского научного сообщества должно стать формирование баз научных результатов, полученных за счет финансирования из средств государственного бюджета. Анализ этих результатов должен выявлять наиболее перспективные результаты для использования в инновационных проектах и стимулировать продвижение полученного знания на этап использования в товарах и услугах.

Пока в России еще не развита национальная инновационная система, не создана университетская и академическая инфраструктуры передачи технологий, необходимо максимально использовать возможности существующих в России фондов поддержки исследований.

Список литературы

1. Зинов В. Г., Лебедева Т. Я., Цыганов С. А. Инновационное развитие компании. Управление интеллектуальными ресурсами. М.: Дело, 2009.

2. Минин В. А., Цыганов С. А. Об опыте РФФИ в организации ориентированных фундаментальных исследований как важного элемента инновационного цикла // Вестник РФФИ. 2006. № 2.

3. Рудцкая Е. Р. Использование перспективных результатов фундаментальных исследований / Е. Р. Рудцкая, С. А. Цыганов и др. М.: РФФИ, 2005.

4. Рудцкая Е. Р., Хрусталёв Е. Ю., Цыганов С. А. Конкурсный механизм реализации начальных этапов инновационной деятельности. М.: ЦЭМИ РАН, 2009.

5. Рудцкая Е. Р., Хрусталёв Е. Ю., Цыганов С. А. Методы накопления научного знания для инновационного развития российской экономики (опыт РФФИ) // Проблемы прогнозирования. 2009. № 3.

6. Рудцкая Е. Р., Цыганов С. А. Российский фонд фундаментальных исследований и инновационное развитие экономики России // Экономическая наука современной России. 2007. № 2.

7. Рудцкая Е. Р., Цыганов С. А. Фундаментальная наука. Ориентируясь на будущее // Сборник трудов Сибирско-Тайваньского форума. Томск: ТГУ, 2009.

8. Хрусталёв О. Е. Качественные изменения в передовых экономиках и прогрессивное развитие региональных инновационных систем // Аудит и финансовый анализ. 2012. № 4.

9. Хрусталёв О. Е. Финансовые методы согласования экономических интересов участников инвестиционных проектов // Аудит и финансовый анализ. 2011. № 3.

10. Хрусталёв Ю. Е., Хрусталёв О. Е. Инструментальные методы оценки реализуемости наукоемкого инвестиционного проекта // Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 27.

11. Хрусталёв Ю. Е., Хрусталёв О. Е. Модели оценки надежности предприятий - исполнителей наукоемких проектов // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. № 30.

12. Хрусталёв Е. Ю., Хрусталёв О. Е. Моделирование жизненного цикла программы создания наукоемкой продукции // Экономический анализ: теория и практика. 2012. № 16.

13. Цыганов С. А. Использование перспективных результатов фундаментальных исследований, полученных при финансовой поддержке РФФИ // Вестник РФФИ. 2005. № 4.

14. Цыганов С. А., Рудцкая Е. Р., ХрусталёвЕ. Ю. Совершенствование конкурсных механизмов поддержки и финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012.№ 11.

15. Цыганов С. А., Рудцкая Е. Р., ХрусталёвЕ. Ю. Финансово-экономический анализ инновационно ориентированных конкурсов Российского фонда фундаментальных исследований // Экономический анализ: теория и практика. 2012. № 3.

16. Цыганов С. А., ХрусталёвЕ. Ю., РудцкаяЕ. Р. Генерирование новых знаний на основе инновационно ориентированных конкурсов РФФИ // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 45.

17. Цыганов С. А., ХрусталёвЕ. Ю., РудцкаяЕ. Р. Государственные фонды поддержки науки: стратегическое управление фундаментальными и прикладными исследованиями // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 46.

18. Цыганов С. А., ХрусталёвЕ. Ю., Рудцкая Е. Р. О развитии конкурсов ориентированных фундаментальных исследований как элемента стратегического управления // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 2.

19. National Science Foundation (NSF) - http:// www. nsf. gov/.

20. Tsyganov S. A. The management of IP from Public Research (Russian academy of sciences, Russian foundation for basic research. Proceedings of Conference on International Cooperation and R&D Funding Mechanisms. Taiwan. Taipei. 2004.

21. Rudskaya E. R., Tsyganov S. A. Activity of RFBR for supporting Cooperation between Tomsk region and Taiwan Models of scientific cooperation for development of goal-oriented projects. Initial stages of innovation process in frame of «Open innovation concept» Russia-Taiwan High-tech Forum RTF 2008. Taipei 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.