39 (342) - 2013
Теория экономического анализа
УДК 338.28
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ*
С. А. ЦЫГАНОВ,
доктор физико-математических наук, профессор, начальник управления E-mail: tsyganov@rfbr. ru
Е. Р. РУДЦКАЯ,
кандидат технических наук, заместитель начальника управления E-mail: [email protected] Российский фонд фундаментальных исследований
Е. Ю. ХРУСТАЛЁВ,
доктор экономических наук, профессор, ведущий научный сотрудник E-mail: [email protected] Центральный экономико-математический институт Российской академии наук
В статье анализируются состояние и перспективы реформирования Российской академии наук и проводимых ею фундаментальных научных исследований. Предлагаются механизмы повышения результативности и практической значимости выполняемых академией работ за счет стимулирования инновационной деятельности.
Ключевые слова: фундаментальная наука, научные кадры, инновационная деятельность, прорывные технологии, международная интеграция, коммерциализация научных результатов.
Введение
Каждый этап в развитии общества предъявляет свои требования к развитию науки и научно-техни-
* Статья подготовлена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 13-02-00281).
ческой сферы. По мере усиления мировой экономической конкуренции ведущие страны мира пришли к пониманию того, что национальная наука является важнейшим средством борьбы за экономическое процветание, а значит, и укрепления социальной стабильности своих стран. Мы являемся свидетелями становления новой мировой экономики - экономики, основанной на знаниях. Это логика развития мирового сообщества, экономика которого основана на интеллектуальных ресурсах, интеллектуальном капитале, интеллектуальном труде, науке, процессах перевода результатов научных исследований из лабораторий на рынок для коммерческого применения.
Вместе с тем во взаимоотношениях науки и общества стали возникать и обостряться новые проблемы, порожденные, с одной стороны, изменившейся ролью науки, а с другой, - историческими особенностями эпохи [1, 15, 16].
Российский сектор исследований и разработок насчитывает более 3,5 тыс. организаций (в 2008 г. -3 666), в которых работают более 750 тыс. чел., примерно половина из которых - исследователи. Внутренние затраты на исследования и разработки в последние годы (до кризиса 2008 г.) росли в абсолютном выражении, но при этом по отношению к ВВП составляют чуть более 1 % (в 2008 г. -1,04 %).
Структура сектора относительно стабильна: основная часть науки по-прежнему сосредоточена в специализированных научно-исследовательских организациях (в том числе чуть более 20 % в организациях государственных академий наук) и конструкторских организациях (более 20 %).
Сектор генерации знаний является фундаментом инновационной экономики, одним из важнейших источников информации для инновационных решений во всех областях экономики. Важен не только и не столько размер этого сектора, сколько его качество и эффективность функционирования.
Стратегической задачей в части развития науки является возвращение России в число ведущих мировых научных держав, способных проводить прорывные фундаментальные и прикладные исследования по актуальным для мировой экономики и науки и приоритетным для России направлениям.
В 2005 г. были приняты Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года [9], в 2006 г. - Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации до 2015 года [13]. В рамках их реализации заложены основы формируемой национальной инновационной системы, предприняты существенные усилия по развитию сектора исследований и разработок, развитию инновационной инфраструктуры, модернизации экономики на основе технологических инноваций.
Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2020 года и дальнейшую перспективу [10] -документ стратегического планирования. Он определяет стратегическую цель, главные задачи государственной политики в области развития науки и технологий в России, основные направления деятельности государства по их поэтапному решению.
Среди основных проблем государственного
сектора науки (в том числе и академического сектора) можно выделить:
- множественность субъектов науки в сочетании с ограниченностью бюджетных ресурсов;
- отсутствие реальных приоритетов в политике бюджетного финансирования;
- внутреннюю и внешнюю утечку кадров и недостаток молодых ученых в научно-технической сфере;
- преимущественно сметное финансирование фундаментальных исследований;
- низкую капитализацию и патентную активность научных организаций;
- разрывы в инновационной цепочке;
- отсутствие достаточной взаимосвязи между образовательной и научной деятельностью;
- распыленность по различным ведомствам ресурсов федерального бюджета на научные исследования и внедрение новых технологий. Анализ фактически сложившихся тенденций
показывает, что в последние 10-15 лет во всех развитых странах произошла перестройка дисциплинарной структуры науки, снизился удельный вес технических знаний, возросла доля комплекса наук о жизни - биологии, генетики, всех отраслей медицины, а также биохимии, биофизики, т. е. междисциплинарных исследований, создавших принципиально новые области применения. Особенно важной становится переориентация всех перечисленных дисциплин в интересах здравоохранения.
Все это требует своевременной корректировки разрабатываемой национальной инновационной системы. Действия Правительства Российской Федерации по реализации государственной научно-технической политики учитывают проверенные мировой практикой подходы, но при этом за основу берутся имеющиеся в России базовые достижения и конкурентные преимущества.
Эти действия имеют конкретную и понятную направленность, в том числе развитие среды генерации знаний, включая фундаментальные и прикладные исследования, предусматривающие совершенствование научной инфраструктуры, повышение качества и улучшение возрастной структуры научных кадров, достаточность финансирования науки, эффективное участие в международных проектах, в том числе совместной эксплуатации крупных дорогостоящих исследовательских установок (mega-science).
Оценка состояния и проблемы ресурсного обеспечения фундаментальных научных исследований
Оптимизация финансирования и финансовых механизмов. В настоящее время одной из важнейших задач в ресурсном обеспечении научных исследований является расширение участия бизнеса в финансировании науки и увеличение доли внебюджетных средств в общем объеме финансирования научных исследований и разработок, поскольку в момент кризиса государство во многом подменило частное финансирование.
Обновление приборной и экспериментальной базы. Важной составляющей научной инфраструктуры являются уникальные стенды и установки национальной значимости, к которым относятся гигантские телескопы, учебно-исследовательские ядерные реакторы, термоядерные установки. В настоящее время поддерживается более 80 таких крупных установок. На поддержку уникальных стендов и установок за 2007-2010 гг. в рамках федеральных целевых программ было направлено более 1 млрд руб.
Стоимость крупных дорогостоящих исследовательских научных установок в сфере фундаментальной науки (mega-science) и их сложность достигли такого уровня, что средств одного государства, даже очень богатого, недостаточно для их строительства и эксплуатации. Россия активно участвует в международных проектах, таких как большой адронный коллайдер в ЦЕРНе (Европейский совет ядерных исследований), ИТЭР (проект международного экспериментального термоядерного реактора), XFEL (европейский проект рентгеновского лазера на свободных электронах) и др., благодаря чему российские ученые получили возможность работать на наиболее современных в мире научных установках.
Воспроизводство и укрепление кадрового потенциала. В России создана сеть федеральных и национальных исследовательских университетов для выхода на мировой уровень образовательных организаций, способных взять на себя ответственность за сохранение и развитие кадрового потенциала науки, высоких технологий и профессионального образования, развитие и коммерциализацию высоких технологий. Сеть состоит из Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, Санкт-Петербургского государственного уни-
верситета, восьми федеральных и двадцати девяти национальных исследовательских университетов.
Важное место в подготовке кадров высшей квалификации занимает федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы [5]. Всего за годы реализации Программы запланировано закрепить в сфере науки и высоких технологий около 12 тыс. высококвалифицированных специалистов.
Совершенствование нормативно-правового обеспечения
В последнее время приняты важные документы, определяющие конкретные пути совершенствования работы государственных фондов поддержки науки. Это Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», которым определено функционирование Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в качестве бюджетного учреждения. Положения этого Федерального закона в части, касающейся функционирования РФФИ как бюджетной организации (ст. 9.1, 9.2 и др.), заложены в устав РФФИ.
Протоколом заседания Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 20.12.2010 № 7 [12] предлагалось обеспечить повышение прозрачности работы фондов, предусмотрев в том числе:
- организацию системы оказания практической помощи заявителям при формировании заявок;
- открытое обсуждение экспертных процедур и по результатам такого обсуждения обеспечение принятия фондами решений о совершенствовании процедур экспертизы;
- ознакомление заявителей с результатами проведенной экспертизы;
- принятие решения об опубликовании на интернет-сайтах фондов обзорной информации о поступивших заявках; аннотированных заявок победителей; отчетов о реализации проектов, включающих публикации и иные достигнутые результаты;
- организацию независимого выборочного контроля качества экспертных заключений;
- создание системы мониторинга использования результатов проектов, профинансированных фондами.
Федеральный закон от 20.07.2011 № 249-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» и статью 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части уточнения правового статуса фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности» [3] направлен на упорядочение системы фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности. Отныне они подразделяются на государственные фонды, создаваемые в форме бюджетных или автономных учреждений РФ и (или) субъектами РФ, и негосударственные фонды, создаваемые в форме некоммерческих организаций юридическими и (или) физическими лицами.
При этом определяются организационная структура государственных фондов, порядок проведения ими конкурсов по отбору программ и проектов. С учетом вносимых в закон изменений корректируются положения Налогового кодекса РФ в части предоставления таким фондам налоговых льгот.
Председатель совета РФФИ академик В. Я. Пан-ченко в интервью Российской газете подчеркнул, что теперь фонды обрели юридическую категорию, а их руководство назначается Правительством РФ. Впервые сказано, что фонды могут выдавать гранты не только юридическим, но и физическим лицам. Закон дает возможность долевого участия фонда в международных и межотраслевых научно-технических программах [11].
Большое значение для определения инновационной политики Российской Федерации сыграл Обзор ОЭСР по инновационной политике, выполненный по методике ОЭСР и представленный 06.06.2011 в Институте мировой экономики и международных отношений РАН [2, 7, 8].
Оптимизация организационной структуры фундаментальной науки и ее функций
Российская академия наук (ее институты и исследователи) является одним из признанных мировых лидеров в проведении научных изысканий. В настоящее время она объединяет свыше 400 научных организаций и лабораторий. Уровень, качество и новизна получаемых научных резуль-
татов подтверждаются высокой оценкой мирового научного сообщества. Необходимо отметить эффективное участие РАН в развитии многих высокотехнологических отраслей отечественной науки и промышленности - атомной, авиакосмической, лазерной техники и др.
Крупнейшая научная организация России, ориентированная на проведение фундаментальных исследований, должна принимать более активное участие в усилиях, которые предпринимаются в России для инновационного развития. Российская академия наук должна продемонстрировать свою способность управлять грядущими переменами.
Сильные и слабые стороны деятельности РАН, существующие возможности и угрозы кратко изложены в табл. 1.
Основные выводы можно сформулировать следующим образом:
- необходима выработка согласованной стратегии коммерциализации результатов исследований и разработок РАН, включающей определение механизмов реализации возможностей;
Таблица 1
Характеристика текущего состояния
и перспектив развития РАН
Показатель Характеристика
Сильные стороны Высокий научный потенциал, признанный мировым научным сообществом. Высокая научная компетенция исследователей. Практический опыт по коммерциализации технологий (крупные проекты, стартап-компании)
Слабые стороны Деятельность по коммерциализации не носит системного характера. Акцент на фундаментальных исследованиях и результатах. Отсутствие системной поддержки инновационной инфраструктуры и мотивации их деятельности
Возможности Развитие связей с промышленным сектором - компаниями для выполнения НИОКР. Создание малых инновационных компаний (spin-off). Интеграция с образовательным сектором в подготовке кадров
Угрозы Деятельность по коммерциализации не будет одобрена в качестве одного из приоритетов деятельности РАН. Ожидание окончательного решения вопросов по защите и использованию интеллектуальной собственности
- потеря времени может привести к потере конкурентных преимуществ РАН в части развития инновационной деятельности и реализации проектов по коммерциализации;
- инновационная деятельность РАН должна иметь системную поддержку, необходимо развивать инновационную культуру внутри административных структур, а также в среде научного персонала, выявлять и распространять примеры лучшей практики и историй успеха, создать условия, мотивирующие инновационную деятельность исследователей и институтов;
- усиление тенденций к развитию РАН исключительно как научной организации, ориентированной только на фундаментальные исследования, будет вести к утрате инновационных преимуществ.
Результативность фундаментальной науки в реализации стратегических приоритетов Российской Федерации
Особое внимание уделяет РАН развитию таких направлений исследований, которые могут за короткое время привести к становлению новых перспективных технологий [20, 22]. Рассмотрим некоторые из этих направлений.
Низкотемпературные наноструктуры и приборы на их основе. При низких температурах в структурах, пространственно ограниченных на глубоко субмикронных масштабах (в одном или нескольких измерениях), электронные системы и некоторые жидкости как целое проявляют квантовые свойства, наблюдаемые ранее только на уровне отдельных атомов и молекул. Их исследование и применение открывают путь к использованию совершенно новых физических принципов, имеющих непосредственное отношение к проявлению квантово-механических степеней свободы в макроскопических системах. В прикладном аспекте это позволит сделать очередной шаг в миниатюризации элементов обработки и передачи данных и детекторов и, самое главное, - использовать специфически квантовые аспекты их поведения. Все это определяет необходимость детального понимания квантовой физики таких систем.
Гибридные наноструктуры на основе сверхпроводников, нормальных металлов, полупроводников и магнетиков проявляют при низких температурах разнообразные квантовые свойства, имеющие перс-
пективу использования в приложениях. В настоящее время такие структуры уже применяются в качестве чувствительных детекторов излучений и частиц, электрического и магнитного полей, используются в качестве абсолютных эталонов в метрологии. Низкие температуры обеспечивают также рекордно низкий уровень шумов, что является одним из важных факторов предельно высокого разрешения этих устройств.
Фундаментальные основы создания в терагер-цовом диапазоне новых технологических и диагностических систем. Терагерцовый диапазон обладает рядом специфических особенностей, делающих его весьма привлекательным для большого количества фундаментальных и прикладных исследований. Высокая проникающая способность излучения позволяет обнаруживать предметы, скрытые в упаковке, под одеждой, даже в стенах и под слоем грунта. Идентификация веществ по их спектральным «отпечаткам пальцев» открывает возможности дистанционного контроля пассажиров и багажа в аэропортах, почтовых отправлений, обнаружения взрывных устройств, скрытых в предметах вещевой обстановки, строительных конструкциях (бетон) и грунте. Терагерцовая томография открывает новые возможности в медицинской диагностике, в исследовании произведений искусства, в том числе в поисках настенной живописи, скрытой слоями штукатурки.
Фундаментальные основы новых сверхкритических флюидных технологий. Уникальные свойства сверхкритических флюидов (СКФ) - настраиваемая плотность, высокая растворяющая способность для газов и многих твердых веществ, низкая вязкость, высокая скорость процессов переноса, практическое отсутствие поверхностного натяжения и др. -позволяют реализовать множество технологических процессов, основанных на использовании СКФ. Переход от традиционных растворителей к СКФ-растворителям (например, сверхкритическому диоксиду углерода и сверхкритической воде) радикально улучшает экологическую чистоту, стоимость и энергоемкость технологии, а также позволяет получать материалы с уникальными свойствами, которые не удается получать с помощью традиционных растворителей.
Технологии СКФ пока получили наибольшее распространение в пищевой, фармацевтической и косметической промышленности, тонкой химической технологии, синтезе кристаллов, производстве полимеров и композитов различного назначения,
переработке различных отходов, очистке, дезинфекции, хранении и консервации. В последние годы наметилось применение СКФ-технологий в атомной, нефтяной, газовой и угольной отраслях, для производства новых энергетических, конструкционных и строительных материалов, новых биоматериалов и наноструктурированных материалов для широкого круга применений.
Фундаментальные основы биофармацевтики и регенеративной биомедицины как платформы медицины XXIв. Наиболее перспективны исследования по следующим направлениям:
- создание на основе знания детальной (в том числе атомной) структуры мишеней новых поколений синтетических и генно-инженерных лекарственных средств и избирательных агентов для химиотерапии, в том числе пептидов и белков, специфически воздействующих на рецепторный аппарат клеток и/или корригирующих нарушения ряда физиологических процессов, а также вакцин для лечения онкологических и инфекционных заболеваний;
- экспериментальные и теоретические исследования, направленные на разработку научно обоснованной концепции лекарственного препарата или вакцины, описывающей действующее вещество, его свойства и принципы синтеза, механизм его действия, параметры безопасности его введения в живые организмы и область применения в медицине. Создание теоретической и экспериментальной базы, обеспечивающей переход кандидатов в лекарство в фазу доклинических испытаний;
- клеточные исследования и разработка научных основ тканевой инженерии, направленной на лечение нейродегенеративных, сердечно-сосудистых заболеваний, метаболитических расстройств, таких как диабет, дисфункции печени методами управляемой регенерации органов и тканей. Разработка новых клеточных технологий и аналоговых тканеинженерных конструкций для трансплантационной терапии.
Роль государственных академий наук, научных фондов в реализации перспективных направлений фундаментальных исследований
Многие институты Российской академии наук принимают участие в проводимых РФФИ конкурсах
инициативных и ориентированных фундаментальных исследований. Главной задачей таких конкурсов стала разработка механизма превращения знания в товар на примере продвижения результатов тех ранее поддержанных фундаментальных исследований научных организаций, в ходе работы над которыми исследователи получили не только яркие фундаментальные результаты, но и обнаружили возможность их прикладного применения [17, 21, 23, 24]. Дальнейшее использование полученных результатов осуществляется совместно с малыми предприятиями, работающими в сфере создания наукоемкой продукции.
Анализ участия коллективов РАН в этих конкурсах позволяет оценить:
- активно развивающиеся научные коллективы и институты, которым удалось найти адекватную финансовую поддержку в виде грантов или прямых инвестиций. Очевидно, что это наиболее успешная группа, которая является поставщиком значительного количества новых перспективных технологий и ноу-хау. Как правило, у разработчиков уже решены многие юридические вопросы и распределены права на создаваемую или уже созданную интеллектуальную собственность;
- научные коллективы, разработки которых еще не заинтересовали потенциальных инвесторов, но которые уже близко подошли к этому. Такие коллективы серьезно ограничены в средствах;
- ученых и изобретателей, которые по различным причинам выбыли из процесса организованной научной деятельности и перешли в разряд одиночек. Они чрезвычайно ограничены в средствах.
Проведенный с использованием базы данных РФФИ анализ финансируемых проектов, полученных сотрудниками РАН, показывает их соответствие приоритетным направлениям развития науки и техники (табл. 2) [18].
Приведенные данные показывают, что 50-60 % работ, финансируемых РФФИ по приоритетным направлениям, соответствуют работам Российской академии наук.
В Российской академии наук придается большое значение поиску наиболее эффективных механизмов использования результатов фундаментальных исследований. Результаты фундаментальных исследований являются основой для формирования технологических платформ, развития критических
Таблица 2
Финансирование институтов Российской академии наук в 2010 г. по грантам РФФИ, тыс. руб.
Приоритетные направления развития науки, Общее финансирование Финансирование
технологий и техники РФФИ РАН
Конкурс инициативных проектов «А»
Безопасность и противодействие терроризму 19 727,0 10 065,1
Живые системы 69 571,8 37 924,6
Индустрия наносистем и материалов 65 349,5 31 288,0
Информационно-телекоммуникационные системы 43 599,8 24 041,1
Перспективные вооружения, военная и специальная техника 7 448,5 1 818,5
Рациональное природопользование 39 527,7 23 513,8
Транспортные, авиационные и космические системы 28 651,3 10 383,2
Энергетика и энергосбережение 41 366,3 17 901,4
Итого по конкурсу «А» 315 241,9 156 935,7
Конкурс ориентированным междисциплинарным исследований «ОФИ-М»
Безопасность и противодействие терроризму 32 200,0 22 400,0
Живые системы 92 840,0 45 400,0
Индустрия наносистем и материалов 121 900,0 57 700,0
Информационно-телекоммуникационные системы 44 950,0 22 650,0
Перспективные вооружения, военная и специальная техника 6 500,0 5 500,0
Рациональное природопользование 62 300,0 36 550,0
Транспортные, авиационные и космические системы 9 000,0 3 800,0
Энергетика и энергосбережение 21 140,0 4 500,0
Итого по конкурсу «ОФИ-М» 390 830,0 198 500,0
Конкурс целевыгх ориентированным исследований «ОФИ-Ц»
Безопасность и противодействие терроризму 21 434,0 3 309,0
Живые системы 36 550,0 12 400,0
Индустрия наносистем и материалов 33 559,0 13 359,0
Информационно-телекоммуникационные системы 21 025,0 8 650,0
Перспективные вооружения, военная и специальная техника 5 800,0 0
Рациональное природопользование 32 575,0 12 900,0
Транспортные, авиационные и космические системы 26 059,0 2 900,0
Энергетика и энергосбережение 18 398,0 6 119,0
Итого по конкурсу 195 400,0 59 637,0
Всего... 901 471,9 415 072,7
технологий, создания перспективных материалов и образцов новой техники.
Академии вполне по силам обеспечить следующие направления деятельности:
- выступать в качестве соорганизатора и одного из источников финансирования крупных проектов, нацеленных на достижение прорывных результатов по стратегически важным направлениям;
- участвовать в формировании инфраструктуры, обеспечивающей свободный доступ приоритетных сфер экономики к необходимым финансовым, инновационным и информационным ресурсам;
- рекомендовать ведущих ученых для экспертизы стратегического плана исследований - основного документа, который определяет, в каких
направлениях, почему, с какими целями и в какие сроки необходимо проводить исследования в рамках формируемой технологической платформы;
- обеспечить информационную поддержку стратегического плана исследований с подготовкой аналитических записок по направлениям исследований, предусмотренным данным планом;
- организовать конкурсы по программам междисциплинарных исследований по приоритетным направлениям исследований в рамках формируемых технологических платформ как для генерации нового знания и получения прорывных результатов, так и для доведения инновационно привлекательных результатов поисковых исследований до стадии лабораторного образца.
Совершенствование механизмов прогнозирования, выбора приоритетов, планирования и координации фундаментальных научных исследований
Среди новых направлений, развиваемых в стратегии развития науки и инноваций, где участие РАН весомо и общепризнанно, можно отметить следующие:
- принятие Форсайта (предвидения) как метода формирования и развития новых технологий. Признанными достоинствами Форсайта явились разработанные в прошлое десятилетие методологии оценок технологий. Правительства многих стран приняли на вооружение эти методологии и создали соответствующие организационные структуры их реализации;
- развитие концепции технологиче ских платформ (ТП). Цель разработки ТП состоит в том, чтобы объединить усилия представителей бизнеса, науки и государства при выработке приоритетов долгосрочного научно-технологического развития; разработке стратегических программ исследований и разработок и их реализации. В проекте ТП помимо описания предполагаемых задач и основных результатов создания технологической платформы должны быть указаны группа технологий, которую предполагается развивать в рамках технологической платформы, перечень секторов экономики, на которые предполагается воздействие этих технологий;
- формирование дорожных карт для планирования разработки конкретных технологий или продуктов;
- придание первостепенной роли человеческому капиталу, стимулирование инновационной активности молодежи, обучения инновационному предпринимательству.
Эти новые принципиальные моменты должны получить развитие в инновационной деятельности РАН. Особое внимание необходимо уделить:
- построению моделей использования перспективных результатов фундаментальных исследований по типу программы целевых расходов «Поддержка инноваций и разработок РАН»;
- усилению работ по анализу технологий, ориентированных на будущее;
- активному использованию концепции открытых инноваций. Многие крупные зарубежные
фирмы взяли ее на вооружение. Часть компаний сформировала собственные внутренние группы для реализации этой концепции. Потенциал академических институтов здесь огромен; - созданию фондов целевого капитала - эндау-ментов как перспективного направления финансирования научных исследований и подготовки кадров для инновационной деятельности.
Интеграция науки и образования, участие в инновационной деятельности
Общепризнанной является практика участия ведущих ученых РАН в преподавательской и научной работе в вузах страны. Наиболее яркой демонстрацией интеграции науки и образования служит работа созданного академиком Ж. И. Алферовым Научно-образовательного центра при ФТИ им. А. И. Иоффе.
В настоящее время Российская академия наук является наиболее крупным и авторитетным исследовательским центром страны, располагает кадрами квалифицированных специалистов, без привлечения которых решение сложных проблем, возникающих перед страной, крайне затруднено. Иного сравнимого по уровню интеллектуального ресурса в стране нет. Основной целью государственной политики в области науки и технологий является переход к инновационному развитию страны [4, 10, 14, 19]. В условиях резкого сокращения объемов и направлений отраслевой науки, которое произошло за последние 20 лет, государственная инновационная политика России требует активного участия Российской академии наук в национальной инновационной системе.
В Российской Федерации продолжается формирование государственной инновационной политики и создание национальной инновационной системы (НИС). Органы исполнительной власти приступили к реализации системного подхода к развитию инновационной инфраструктуры. Такой подход предусматривает обстоятельное изучение текущей ситуации, формирование нормативно-законодательного и методического обеспечения инновационной деятельности, создание недостающих звеньев и условий для тиражирования положительно зарекомендовавших себя элементов инфраструктуры.
Формирование НИС должно учитывать основные конкурентные преимущества страны. Для России такими преимуществами являются прежде всего развитая фундаментальная наука и высокий образовательный уровень населения. При этом для
российских специалистов характерен универсальный, системный взгляд на действительность, поэтому междисциплинарные и межотраслевые инновационные проекты можно рассматривать как потенциальную область специализации российской НИС.
Уходит в прошлое противопоставление фундаментальной науки и инновационной деятельности, так как именно фундаментальная наука является основным генератором новых знаний. Весь вопрос теперь состоит в том, как генерировать знания, востребованные научно-техническим рынком. Такого рода знания добываются при выполнении поисковых фундаментальных работ. На мировом рынке заказных НИОКР Россия имеет большие возможности занять ведущее место.
Политика Российской академии наук в области создания инновационной системы является частью государственной политики страны по созданию НИС и ориентирована на формирование новой экономики страны, основанной на знаниях, развивающей конкурентоспособное наукоемкое производство на базе достижений фундаментальной науки, технологий и техники.
Эта политика проводится с учетом всего комплекса преобразований, проводимых в Российской академии наук, которые создают благоприятную среду для широкого использования результатов фундаментальных исследований в экономике России.
Состояние инновационной деятельности РАН в настоящее время обусловлено рядом проблем. Среди них необходимо отметить следующие:
- состояние разработок - большинство технологий не доведено до уровня коммерциализации, не может пройти серьезного технологического аудита, отсутствуют экспериментальные образцы и бизнес-планы;
- база данных - нет распределенной базы данных РАН по реально существующим законченным разработкам. Зачастую информация, даваемая институтами в отчеты РАН, не соответствует действительности;
- сеть - мало элементов инновационной сети -ассоциаций, центров, отделов коммерциализации внутри институтов и т. д.;
- кадры - очень не хватает кадров для инновационного менеджмента;
- инновационные фирмы - использование различных организационных форм коммерциализации научных разработок (создание различных обществ открытого типа, акционерных, авто-
номных некоммерческих организаций и т. д.) упирается в проблему несовершенства организации в РАН дочерних малых инновационных предприятий;
- юридическая база - отсутствуют четкие договорные отношения (контракты, соглашения и др.) между президиумом РАН и институтами РАН, между руководством академического института и сотрудниками;
- финансирование - доведение научных разработок до коммерческого уровня нуждается в дополнительном финансировании. Существует только одна целевая программа «Поддержка инноваций и разработок», ориентированная только на так называемую центральную часть РАН;
- патентование - в институтах РАН не хватает средств для патентования (в необходимой форме и объеме), в результате чего соавторами и патентообладателями становятся те, кто имеет эти средства.
Несмотря на имеющиеся трудности и препятствия, Российская академия наук сделала много существенных шагов по пути построения своей инновационной системы (особенно в последнее время).
Создаваемые в РАН центры трансфера технологий (ЦТТ), инкубаторы и инновационные центры призваны стать тем недостающим звеном инфраструктуры, которое квалифицированно и на законной правовой и экономической основе должны обеспечить коммерциализацию результатов НИОКР, создаваемых при использовании государственных средств, через заключение лицензионных соглашений и создание малых высокотехнологичных компаний. При этом ЦТТ могут осуществлять отбор и оценку разработок, обладающих коммерческим потенциалом, проведение патентных исследований, охрану различных видов интеллектуальной собственности и ноу-хау, подготовку лицензионных соглашений, создание и выращивание малых высокотехнологичных компаний, оказание правовой помощи в случае нарушения прав патентообладателей и недобросовестной конкуренции.
Различные виды инновационной деятельности, осуществляемой РАН, можно систематизировать следующим образом:
- выполнение прикладных научных исследований, создание образцов новой техники;
- разработка и производство современных образцов наукоемких приборов, оборудования и их компонентов;
- экспертная деятельность, участие в оценке перспективности новых проектов, в том числе в рамках организации венчурного финансирования инноваций;
- встраивание РАН в технологический инновационный коридор: организация взаимодействия с наукоемкими коммерческими организациями, участие в трансфере технологий, результатов прикладных исследований, разработок и других видов интеллектуальной собственности;
- поддержка создания отраслевых лабораторий и исследовательских центров крупных компаний в составе академических институтов;
- участие в подготовке высококвалифицированных кадров для инновационных предприятий, послевузовское обучение, стажировка, поддержка формирования базовых кафедр ведущих вузов в академических институтах;
- сотрудничество с государственными органами в вопросах выработки государственной инновационной политики.
В планируемой инновационной работе РАН нужно отразить и новые мировые тенденции, связанные с инновационным процессом. Мировая практика создания наиболее эффективных методов управления инновационными процессами внимательно анализирует модели закрытых и открытых инноваций. Их изучение позволяет сделать основной вывод: полезное знание в настоящее время стало поистине глобальным. Всего век назад многие ведущие промышленные компании являлись монополистами в области знания. Они возглавляли отрасль, а фактически и мир в целом, занимаясь важнейшими открытиями, основными для их отрасли. Распределенное знание оказывается гораздо больше знания, имеющегося у центральных исследовательских лабораторий, поэтому возникают важнейшие комбинации знаний, имеющихся у компаний, потребителей, поставщиков, университетов, национальных лабораторий, отраслевых консорциумов и новых фирм.
Большое значение имеет проблема создания развитой системы взаимосвязей, инновационных кластеров - сетей, связывающих участников инновационной деятельности - правительственные органы, фонды, компании, научные организации, университеты - через выработку общих стратегических путей развития, использование очевидных синергетических эффектов объединения усилий в совместных инновационных проектах [6].
Признавая важность такого сотрудничества, Российский фонд фундаментальных исследований подписал ряд соглашений о взаимодействии с федеральными агентствами, ведомствами, государственными корпорациями. Основной целью соглашений является проведение скоординированной политики в области практического использования достижений фундаментальной науки. Это касается прежде всего сферы высоких технологий и решения актуальных межотраслевых задач, которые возникают в процессе построения экономики, основанной на знаниях. Поэтому взаимная работа ведомств будет нацелена главным образом на укрепление национальной инновационной системы России, создание прочных организационных связей между такими ее элементами, как генерация знаний и коммерциализация результатов.
В конкурсах РФФИ 2011-2013 гг. особое развитие получили партнерские взаимоотношения РФФИ и ОАО «Российские железные дороги». Тематическая структура соответствующего конкурса объявляется советом фонда по согласованию с ОАО «РЖД» в соответствии с совместным соглашением, подписанным в 2010 г. Целью конкурсов является на основе проведения фундаментальных исследований в сжатые сроки получение и обобщение научных результатов, направленных на решение актуальных проблем мировой фундаментальной науки, реализацию основных направлений деятельности и принципов сотрудничества РФФИ и ОАО «РЖД». Отбор тем для конкурсной поддержки осуществляется на основе основных направлений исследований, сформулированных в упомянутом соглашении, и анализа результатов фундаментальных исследований, проведенных при финансовой поддержке РФФИ в годы, предшествующие объявлению настоящего конкурса.
Актуальность выдвигаемых для дополнительной финансовой поддержки наиболее перспективных направлений исследований оценивается с учетом степени междисциплинарности их решения. При отборе тем для конкурса особое внимание уделяется анализу состояния исследований по теме, наличию публикаций в рецензируемых журналах, соответствующих задачам и целям выбранной темы, вероятности и времени успешного завершения исследований, ожидаемому воздействию результата выполнения работ по теме на дальнейшее развитие исследований и разработок в данной области в интересах ОАО «РЖД».
Этот опыт может быть широко использован и Российской академией наук.
Усиление участия российской фундаментальной науки в международной научно-технической кооперации
Российский фонд фундаментальных исследований совместно с Национальным научным советом Тайваня многие годы успешно реализует программу совместных исследований, поддерживая совместные проекты российских и тайваньских специалистов. Выгоды от такого сотрудничества очевидны. Они могут включать, например, доступ к уникальному исследовательскому оборудованию, возможности для работы в конкретных географических регионах и сотрудничество с выдающимися зарубежными исследователями. Поддержка развития механизмов сотрудничества находится в соответствии с внешней политикой РФ.
Принимая во внимание результаты ориентированных исследований в течение последних пяти лет, РФФИ расширил этот конкурс и на международную деятельность, в первую очередь для сотрудничества с Тайванем (Национальный научный совет Тайваня, Институт индустриальных технологических исследований).
Для осуществления и развития совместной научной деятельности, принимая во внимание важную роль науки в развитии современного общества, возросшую наукоемкость промышленных технологий, необходимость поддержки эффективной работы исследовательских коллективов, основываясь на меморандуме о взаимопонимании в области научно-технического сотрудничества между Московско-Тайпейской и Тайпейско-Мос-ковской координационными комиссиями по экономическому и культурному сотрудничеству, впервые был организован российско-тайваньский конкурс ориентированных исследований. В 2012 г. было также подписано соглашение о взаимодействии в научной, технической и инновационной сферах между Российским фондом фундаментальных исследований, администрацией Томской области и Институтом индустриальных технологических исследований Тайваня.
Инициированное при поддержке Министерства иностранных дел РФ сотрудничество между российскими и тайваньскими научными организациями получило взаимовыгодное развитие. Темпы развития сотрудничества и его результаты получали одобрение как руководства координационных комиссий
по экономическому и культурному сотрудничеству, научного сообщества России и Тайваня.
Основываясь на этом опыте, РФФИ готов расширить проведение международных конкурсов ориентированных фундаментальных исследований. В ходе визита делегации Национального научного совета Тайваня в РФФИ в декабре прошлого года подготовлена новая двухстадийная схема организации совместных конкурсов фундаментальных ориентированных исследований.
Итоговые предложения
Необходимо в ближайшие годы преимущественно перейти к тематическому планированию и к финансированию в основном программы, проекта организации, усовершенствовав структуру федерального бюджета в части науки и порядок его формирования.
Финансирование проекта в целом должно не разделять отдельные направления расходов, а быть сосредоточенным в руках руководителя проекта, программы. При определении размера средств, выделяемых на конкурсной основе для выполнения программ и проектов, необходимо усилить роль и ответственность руководителя программы, проекта, организации в определении соотношения эксплуатационных затрат на содержание материально-технической базы (включая энергоносители, ремонт, оборудование и т. п.) и затрат собственно на научную деятельность.
Основные пути преодоления кризиса в научно-технической сфере, поиске дополнительных источников ее внебюджетного финансирования должны опираться на стратегию развития инновационной деятельности как необходимый элемент преодоления негативных явлений в финансировании научной и научно-технической деятельности. Инновационная деятельность, обеспечивающая связь между научными организациями и промышленными предприятиями, опирающаяся на предпринимательство в науке и научном обслуживании, по мнению авторов, сможет обеспечить возврат средств из материального производства в научно-техническую сферу.
В нынешних реалиях создание более благоприятных условий для развития инновационного бизнеса должно сводиться в большей степени к разделению рисков, т. е. к совместному (государственно-частный инвестор) финансированию инновационного проекта.
Реформирование научно-технической сферы должно быть обращено к научным коллективам, их инициативе, самостоятельности и научному потенциалу, их инновационным проектам, к тем коллективам, которые способны как генерировать идеи, так и динамично участвовать в их реализации.
Опыт развитых стран показывает, что основой успеха концепции «от фундаментальных исследований до стадии промышленного использования» является отлаженный организационно-правовой механизм, элементами которого являются законодательство и организационные структуры, обеспечивающие процедуры трансферта технологий. Основным достоянием зарубежных университетов является интеллектуальная собственность, коммерческая реализация которой является стимулом и дополнительным источником доходов университетов. Для практической реализации политики в вопросах интеллектуальной собственности в большинстве зарубежных университетов созданы офисы по лицензированию и трансферту технологий.
Такие же центры должны быть созданы и в институтах государственных академий России, в первую очередь в исследовательских институтах Российской академии наук, университетах и вузах -интеллектуальных центрах, в которых фундаментальные и прикладные исследования тесно связаны с подготовкой специалистов.
Особое значение приобретает создание при исследовательских центрах технологических компаний, ориентированных на использование разработок центра. Молодые технологические компании играют ключевую роль в связях науки и промышленности, заполняя пробел между результатами научной работы и новыми инновационными продуктами и услугами. Такие компании служат прекрасным инструментом для широкого лицензирования технологий, рожденных в стенах научных организаций. Вместе с тем компании, рожденные в промышленной среде, связывая ее с современными научными достижениями, обогащают инновационные возможности промышленных предприятий.
Основным результатом научно-технической деятельности является новый интеллектуальный продукт (информация), создаваемый в ходе научных исследований и воплощенный в научно-технической документации. Задачей российского научного сообщества должно стать формирование баз научных результатов, полученных за счет финансирования из средств государственного бюджета.
Анализ этих результатов должен выявлять наиболее перспективные результаты для использования в инновационных проектах и стимулировать продвижение полученного знания на этап использования в товарах и услугах.
Общепринятой практикой должно стать закрепление за государством исключительных прав только на результаты научно-технической деятельности, связанные с интересами обороны и национальной безопасности, а также прав на результаты научно-технической деятельности, относительно которых оно имеет намерение самостоятельно довести разработки до промышленного применения и реализации готовой продукции. Во всех иных случаях права на результаты научно-технической деятельности должны быть отданы организациям-исполнителям, непосредственным разработчикам новой техники.
Развитие Интернета, рождение электронных средств коммуникаций оказывают огромное влияние на международные научно-технические обмены. В связи с этим особое внимание уделяется новой системе защиты авторских и смежных с ними прав, учитывая большое количество участников разработки проектов в разных странах. Требуется анализ проблемы лицензирования товаров, изделий и услуг, созданных в результате международных разработок, чтобы прибыль справедливо распределялась между всеми участниками.
Отношения между национальными и международными системами научных исследований являются сферой, требующей изменения политики, целью которой является возможность соответствующей оценки совместных разработок на межгосударственном уровне. Необходим анализ способов защиты конфиденциальной информации и поддержки конкуренции, формулирование новых предложений, так как старые договоренности о неразглашении вряд ли пригодны для крупных международных исследовательских сетей.
Список литературы
1. Алферов Ж. Сделать науку востребованной! // Завтра. 2013. № 31.
2. Безлепкина А. Горизонт 2020 - новая рамочная программа ЕС по исследованиям и инновациям // Molbiol. ru - Классическая и молекулярная биология. URL: http://molbiol. ru/forums/index. php?act=Attach &type=post&id =145231.
3. О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической
политике» и статью 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части уточнения правового статуса фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности»: Федеральный закон от 20.07.2011 № 249-ФЗ.
4. О результатах работы по формированию проекта перечня пилотных программ развития инновационных территориальных кластеров: протокол заседания рабочей группы по развитию частно-государственного партнерства в инновационной сфере при Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 13.06.2012 № 18-АК // Министерство экономического развития Российской Федерации. URL: http://www. economy. gov. ru/wps/ wcm/connect/3e8728004bac129da483bc77bb90350d/ protokol_18-ak_130612.pdf?MOD=AJPERES&CAC HEID=3e8728004bac129da483bc77bb90350d.
5. О федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы: постановление Правительства Российской Федерации от 28.07.2008 № 568.
6. Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р.
7. Обзоры инновационной политики ОЭСР: Российская Федерация 2011 // Центр гуманитарных технологий. URL: http://www.oecd.org/sti/ inno/48098738.pdf.
8. Обзор ОЭСР по инновационной политике. М.: ИМЭМО РАН, 2011.
9. Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года: утв. Председателем Правительства Российской Федерации 05.08.2005 № 2473п-П7.
10. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2020 года и дальнейшую перспективу: утв. Президентом Российской Федерации 11.01.2012 № Пр-83.
11. Панченко В. Я. По новому закону господдержку получат только инноваторы // Российская газета. URL: http://www.rg.ru/2011/08/02/a509655. html.
12. Протокол заседания Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 20.12.2010 № 7 // Единое пространство инноваций. URL: http://mrgr. org/upload/iblock/32a/prot_pkvit_ 20.12.10_7.pdf.
13. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации до 2015 года: утв. Межве-
домственной комиссией по научно-инновационной политике, протокол от 15.02.2006 № 1.
14. Тихонов И. П., Хрусталёв Е. Ю. Вклад Российского фонда фундаментальных исследований в инновационное развитие экономики России // Концепции. 2007. № 2.
15. Фортов В. Е. Реформа превратит РАН в «клуб по интересам» // Комсомольская правда. URL: http://www. kp. ru/online/news/1475471.
16. Фортов В. Е. Энергичное вмешательство позволило улучшить ситуацию с реформой. URL: http://www. kp. ru/online/news/1480294/.
17. Хрусталёв Е. Ю., Рудцкая Е. Р., Цыганов С. А. Грантовая методология стратегического инновационно ориентированного управления фундаментальными исследованиями // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 13.
18. ХрусталёвЕ. Ю., Цыганов С. А., Рудцкая Е. Р. Финансово-экономический анализ инновационно ориентированных конкурсов Российского фонда фундаментальных исследований // Экономический анализ: теория и практика. 2012. № 3.
19. Цыганов С. А. Формирование концепции развития наукоемкого производства на базе стратегического управления инновационными преобразованиями в реальном секторе экономики. М.: ЦЭМИ РАН. 2009.
20. Цыганов С. А., ХрусталёвЕ.Ю., РудцкаяЕ.Р. Генерирование новых знаний на основе инновационно ориентированных конкурсов РФФИ // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 45.
21. Цыганов С. А., ХрусталёвЕ. Ю., Рудцкая Е. Р. Государственные фонды поддержки науки: стратегическое управление фундаментальными и прикладными исследованиями // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 46.
22. Цыганов С. А., ХрусталевЕ. Ю., Рудцкая Е. Р. О развитии конкурсов ориентированных фундаментальных исследований как элемента стратегического управления // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 2.
23. Цыганов С. А., Хрусталёв Е. Ю., Рудцкая Е. Р. Российский фонд фундаментальных исследований и инновационное развитие экономики России // Экономическая наука современной России, 2007, № 2.
24. Цыганов С. А., РудцкаяЕ. Р., ХрусталёвЕ.Ю. Совершенствование конкурсных механизмов поддержки и финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. № 11.