КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
УДК 882.09
Бубнихин Алексей Андреевич
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
rinaldo89@mail.ru
ГРАД ОБРЕЧЁННЫЙ - АНТИУТОПИЯ XXI ВЕКА
В статье рассматривается произведение А.Н. Стругацкого и Б.Н Стругацкого «Град Обречённый» как антиутопия XXI века, изучается происхождение антиутопии как культурного текста, её связь с утопией. Автор исследует и называет признаки антиутопии в романе. «Град Обречённый» характеризуется автором как опыт внедрения массовой культуры в локальное сообщество.
Ключевые слова: антиутопия, утопия, текст культуры, глобализация, эксперимент.
Антиутопия, как следует из названия, образованного при помощи приставки . «анти» - противоположность, искажённая форма Утопии. Существуют также два альтернативных названия этого явления: «дистопия», образованное от греческого «dus» - «неотделяемая приставка, означающая нечто противное, трудное или дурное (против. eu)» и «topos» - «место», а также «какотопия» от греческого «kakos» - «дурной, злой».
Сам термин «антиутопия» был впервые создан Д.С. Миллем в XIX веке для характеристики художественных и просто полемических произведений, рисующих вымышленное общество, пороки которого должны служить предостережением нравственности или политике. Антиутопии присущ технократический путь развития, что, вероятно, связано с механистическим характером её сообщества. Антиутопия, как разновидность культурного текста, имеет больше различных форм проявления, чем Утопия. По нашему мнению, подобное многообразие жанра Антиутопии связано с его актуальностью, приближенностью к реалиям современного общества, пережившего первый крах утопий социализма, капитализма и потому представляющему интерес для научного сообщества. Изучение первых Антиутопий таких авторов как Оруэлл, Хаксли, Замятин, Олеша существенно затруднялось ввиду труднодоступности этих текстов, которые подвергались жёсткой критике и цензуре. В. Новиков описывает антиутопизм как определённую черту различных произведений, таких как, например, философская сказка Ф. Искандера «Кролики и удавы», «Мы» Е. Замятина, «451 градус по Фаренгейту» Р. Брэдбери, а также романы братьев Стругацких. В настоящее время феномен Антиутопии изучен не так основательно, в отличие от породившей её Утопии. Исследователи описывают Антиутопию не только как текст, но и как образ мышления. Изучению феномена утопии посвящена работа К. Мангейма «Идеология и утопия», где утопия рассматривается в качестве типа психологии, М. Ласки «Утопия и революция», в котором, признавая единство происхождения утопии и революционной иде-
ологии, выдвигается требование обязательного разделения понятий «утопист» и «революционер». Здесь мы поясним, что названия этих работ не несут в себе самого термина «антиутопия», однако он приводится в них совместно с утопией. Нужно отметить, что во многих работах зарубежных исследователей - как, впрочем, и отечественных - анализ феномена антиутопии проводится в сочетании с анализом утопии, жанр антиутопии представлен как один из вариантов развития утопического. При изучении текстов Утопий и Антиутопий возникает вопрос о принципах их взаимосвязи: является ли Антиутопия особым видом Утопии, или она - самостоятельный, но родственный ей жанр? Исследователи по-разному отвечают на этот вопрос.
Дж. Оруэлл, один из первых антиутопистов, пишет, что Утопия безжизненна сама по себе, что она лишь может стремиться к совершенству, но никогда его не достигнет. Т. Чернышёва считает Антиутопию генезисным продолжением Утопии, её логическим завершением, когда Утопия приобретает аналитический и экспериментальный облик [5, с. 49]. Однако некоторые исследователи считают Антиутопию самостоятельным культурным текстом. В. Чаликова считает антиутопию самостоятельным жанром, описывающим сатирически любые попытки сотворения идеального общества [4, с. 82]. Э. Баталов говорит об антиутопии как о новом способе полемики с Утопией. По Баталову, утопия - это жанр, существование которого служит отрицанию самой возможности такого явления как Утопия, общества, по природе своей совершенного [1, с. 28].
Мы считаем, что Антиутопия и Утопия - два родственных жанра. Один из них послужил причиной порождения другого. С другой стороны, два этих начала как бы противостоят одно другому: Утопия описывает идеальное сообщество, Антиутопия описывает сообщество, построенное по принципам Утопий, но с аналитической точки зрения. Антиутопия, подобно некоторым текстам фантастики (И. Ефремов, «Час Быка»), показывает нам, как будет развиваться общество, где статика, неподвижность и покой Утопии будут приведены
196
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2013
© Бубнихин А.А., 2013
в движение, и при этом вектор развития будет учитывать «погрешности», обусловленные человеческой натурой - чувствами, мыслями, желаниями, эмоциями. Антиутопия словно вырастает из некоторых утопических особенностей: статика превращается в динамику, герои обретают лица и чувства, кроме того, они не «случайные гости», а жители, вовлечённые в антиутопическое общество, однако же, сохраняются до определённой степени, транс-цендентальность, ритуальность и, разумеется, механистическое построение общества. Как правило, два противоборствующих начала образуют единое целое, общность, порождающую в своём противостоянии гармонию, движение: Инь и Янь, Явь и Правь у древних славян, Асгард и Нифльхейм у скандинавов. В случае с текстами Утопий и Антиутопий мы не можем говорить о такой гармоничности, ведь с точки зрения современного человека, гражданина XXI века, Утопия, в её понимании деятелями Ренессанса, - насилие над свободой и нравственностью. Таким образом, можно сделать вывод о взаимодополняемости этих жанров или об эволюции утопических культуры и сознания в ан-тиутопические. И здесь мы также наблюдаем странное явление: развитие ведёт к совершенствованию объекта, его жизнеспособности, а в случае с антиутопией совершенствование - не совсем верное определение, скорее, речь здесь идёт о практикопрагматическом преображении утопии, статичность которой была нарушена и выведена из равновесия авторами-антиутопистами.
Антиутопия появилась как культурный текст середины ХХ века, однако, принимая во внимание сам факт того, что антиутопизм - образ мышления и свойство текста, мы можем причислить к ряду антиутопий и произведение А. и Б. Стругацких -«Град обречённый». Авторы пишут, что на это произведение их вдохновила работа Н. Рериха с одноимённым названием. На картине изображён змей, пламенем из пасти обжигающий город, вокруг которого он обвивает свои кольца. Антиутопию характеризует наличие главного героя, противостоящего сообществу антиутопии. В «Граде обречённом» главный герой - Андрей Воронин, гражданин СССР, человек своего времени. Андрей попадает в странный город, где проходит так называемый «эксперимент», который проводят таинственные «Наставники», незримые для участников эксперимента, но время от времени вступающие с жителями в диалог. Жители Города примечательны тем, что все они - выходцы из различных народов и временных эпох XX века: проститутка из послевоенной Европы, сам Андрей, гражданин СССР и офицер вооружённых сил Вермхата. В подобном этническом и социальном составе мы видим не только задумку таинственных Наставников по устройству идеального сообщества из абсолютно разных индивидуумов, но и образ современного об-
щества массовой культуры, где грань между этносами стирается. Сцена игры в шахматы с Великим Стратегом, где на доске вместо фигур стоят люди, эпизод, где молодой человек из СССР времён Второй мировой Войны и офицер Вермахата пьют водку, и прочие эпизоды взаимодействия индивидов различных народов и социального статуса - рефлексия появления массовой культуры, общества глобализации. В искусственно созданных условиях, где могло сформироваться общество потребления, оно, вероятнее всего, и будет реализовано. В случае с романом Стругацких мы видим, как элементы различных культурных общностей, оказавшись в одном «котле», превратились в действительно глобалистическое сообщество, - сообщество эпохи, которую эти люди, не будь они частью «Эксперимента», не смогли бы увидеть в силу временных рамок. И.А. Едошина в своей работе «Человек в пространстве культуры» пишет: «Вот почему, думается, любая эпоха творится людьми бессознательно, но в то же время целостно. В структуру эпохи должны быть включены не только телесность, предметность, пространство, но и художественные образы, воспоминания, сюжеты, знания, впечатления» [2, с. 11]. Жители города Стругацких, сами того не ведая, бессознательно построили общество культуры потребления, в итоге рухнувшее, и приведшее к тирании. Вероятно, такой финал «Града Обречённого» - предупреждение об опасности гло-балистического сообщества, ведь глобализация -стихийный и неподконтрольный человеку процесс.
Фантастичность Града и его различие с анти-утопическими текстами в том, что герои не знают до конца сути «Эксперимента», не знают всех тайн Града - почему солнце в нём словно включается и выключается, почему так различна местность за пределами Города - к югу лежат плодородные земли с фермерскими хозяйствам, а к северу - необитаемые руины, где нет воды. Природа Града искусственная, сакральная. Антиутопии как тексту культуры свойственно, подобно утопии, наличие особых признаков, черт сообщества. В «Граде», например, жителей объединяет тот факт, что для вступления в «Эксперимент» они должны соответствовать ряду признаков, среди которых их сложная жизненная ситуация в «прошлой жизни», которая характеризуется также кризисом в государстве, где участники проживали.
Все жители Города получают назначение на профессию с помощью распределительной машины, не учитывающей полученного изначально образования и предпочтений конкретного человека. Главные герои в первой части предстают перед нами в роли мусорщиков, и лишь затем они получают иные профессии.
У каждого жителя есть свой Наставник, роль которого заключается скорее в помощи адаптироваться к новым условиям жизни. Наличие Настав-
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2013
197
ника не скрывается, но общение с ним относится к сфере интимного. Наставники не раскрывают секретов Города и Эксперимента. Вероятно, Наставники не являются отдельной от подопечного личностью, так как в предпоследнем разговоре со своим Наставником Андрей говорит ему: «Поддакиваете много, господин Наставник. Слишком уж беспардонно поддакиваете мне, господин Воронин-второй, совесть моя желтая» [3, с. 139].
Время от времени в Городе происходят глобальные процессы, природу и смысл которых Наставники жителям не сообщают. Эрозия построек или превращение воды в желчь, нашествие агрессивных приматов - детали «Эксперимента», которые, на наш взгляд, проверяют, как созданный Наставниками социум реагирует на различные факторы. Культура глобализации, культура XX века порождает принципы существования фантастического города, описанного Стругацкими. Как и в других антиутопиях, мы видим борьбу главного героя с системой, которую представляет собой Город - он начинает жизнь в рамках «Эксперимента» как мусорщик, потом становится следователем, чиновником. Система Града ассимилирует его жителей, невзирая на пол, возраст, национальность, убеждения. Город Стругацких - культурно - социальный эксперимент по внедрению идей глобалистики,
массовой культуры в локальном очаге. Сама название «Град Обречённый» символично. Конец «Эксперимента» плачевный: к власти приходит диктатор, власть Наставников подорвана. Стругацкие, по нашему мнению, провели определённое родство экспериментов над человеческим социумом и ситуацией с экспансией глобализации в нашем мире. Антиутопия и антиутопическое мышление остаются актуальными и в XXI веке, когда инструментом внедрения принципов механики в человеческое сообщество является массовая культура, культура глобализации.
Библиографический список
1. Баталов Э.Я. В мире Утопии. Пять диалогов об Утопии, утопическом сознании и утопических экспериментах. - М.: Политиздат 1989. - 319 с.
2. Едошина И.А. Человек в пространстве культуры. - Кострома: КГУ, 1994. - 135 с.
3. Стругацкий А.Н., Стругацкий Б.Н. Град обречённый. - М.: Сталкер, 2004.
4. Чаликова В.А. Утопия и свобода: Эссе разных лет. - М.: Весть, 1994. - 184 с.
5. Чернышева Т.А. Природа фантастики. Гносеологические и эстетические аспекты фантастической образности. - Иркутск: Изд-во Иркут. унта, 1985.
УДК 130.02(477)+111.852
Дудник Валентина Александровна
Национальная музыкальная академия Украины имени П.И. Чайковского, г. Киев, Украина
kisinkin@gmail. com
ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОЕ КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК ОБЪЕКТ НАУЧНОГО ОСМЫСЛЕНИЯ
В статье рассмотрена сущность украинского культурного пространства как объекта научного исследования и его влияние на процессы формирования национальной идентичности, проанализированы трансформационные процессы в социокультурной сфере Украины.
Ключевые слова: общенациональное культурное пространство, национальная идентичность, украинская культура, социокультурная сфера, политическая нация.
Трансформационные процессы в социокультурной сфере Украины периода независимости побуждают к научному осмыслению такого актуального понятия, как общенациональное культурное пространство. Перспективы развития социокультурной сферы рассматривают многие современные исследователи на основе разных концептуальных подходов к этой научной проблеме. Идея формирования единого культурного пространства является особенно важной для современной Украины, поскольку от её реализации в духовно-культурной и практической плоскостях зависит утверждение национальной идентичности и украинской политической нации.
В современных гуманитарных науках проблема пространственного измерения социума и культуры является одной из ведущих. Её исследовали
как зарубежные (П. Бурдье, Е. Гидерс, А. Лефевр, М. Фуко), так и отечественные ученые, русские (А. Быстрова, И. Гуткин, С. Иконникова, В. Тиш-ков, Ю. Лотман, Е. Орловская, И. Свирида) и украинские (С. Бабенко, О. Гриценко, О. Сулименко, О. Кравченко и др.).
Цель статьи - раскрыть сущность украинского культурного пространства как объекта научного исследования в контексте процессов государственного созидания и международного опыта.
Многозначность категории пространства и длительный исторический период ее осмысления, берущий начало в античности, ставит перед исследователями важное задание в условиях Украины: сформулировать национальную модель создания единого полномасштабного культурного пространства.
198
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2013
© Дудник В.А., 2013