DOI: 10.18287/2542-0445-2020-26-4-57-63
НАУЧНАЯ СТАТЬЯ
УДК 378.12
Дата поступления: 26.09.2020 рецензирования: 20.10.2020 принятия: 27.11.2020
Н.В. Соловова
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева,
г. Самара, Российская Федерация E-mail: [email protected]. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3280-3380
Д.А. Ежов
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева; Самарский региональный центр для одаренных детей, г. Самара, Российская Федерация E-mail: [email protected]. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4209-7608
С.Н. Яшкин
Самарский государственный технический университет; Самарский региональный центр для одаренных детей, г. Самара, Российская Федерация E-mail: [email protected]. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2549-5607
Готовность преподавателя к взаимодействию с одаренными обучающимися
Аннотация: В статье авторами рассматривается проблема готовности преподавателя к взаимодействию с одаренными обучающимися в процессе их непрерывного развития. В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые перспективные цели. В этих условиях поддержка и развитие одаренных обучающихся становятся одной из приоритетных задач системы образования. Актуальность статьи обусловлена тем, что переход общего и профессионального образования к новой образовательной парадигме, вызванный преобразованиями российского общества, сопровождается усилением внимания к одаренным обучающимся и, как следствие, подготовкой преподавателя всех уровней системы образования к взаимодействию с обучающимися, интеллектуальный и творческий потенциал которых рассматривается в качестве основного капитала государства. В статье авторы представляют результаты контент-анализа научных работ в области развития одаренных обучающихся, а также нормативных и правовых актов Российской Федерации в сфере образования. Вводят понятие «педагогический менеджмент» (комплекс подходов, принципов, методов, организационных форм и технологических и методических приемов обучения, направленных на повышение качества и результативности непрерывного развития одаренных обучающихся, который состоит из этапов: выявления, диагностики, обучения, развития, сопровождения и поддержки). В результате исследования авторы, основываясь на принципе идентификации видов деятельности преподавателя на основных эпапах педагогического менеджмента, предложили компонентную структуру готовности преподавателя к взаимодействию с одаренными обучающимися, интегрирующую мотивационно-ценностный, когнитивно-методический, нормативно-организационный, рефлексивно-оценочный и коммуникативно-тьюторский компоненты.
Ключевые слова: одаренность, одаренный обучающийся, педагогический менеджмент, готовность преподавателя к взаимодействию с одаренными обучающимися.
Цитирование. Соловова Н.В., Ежов Д. А., Яшкин С.Н. Готовность преподавателя к взаимодействию с одаренными обучающимися // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2020. Т. 26, № 4. С. 57-63. Б01: http://doi.org/10/12287/2542-0445-2020-26-4-57-63.
Информация о конфликте интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
© Наталья Валентиновна Соловова - доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой управления человеческими ресурсами, профессор кафедры теории и методики профессионального образования, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34.
© Данил Александрович Ежов - аспирант, кафедра теории и методики профессионального образования, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34; заместитель директора, Самарский региональный центр для одаренных детей, 443016, Российская Федерация, г. Самара, ул. Черемшанская, 70.
© Сергей Николаевич Яшкин - доктор химических наук, доцент кафедры аналитической и физической химии, Самарский государственный технический университет, 443100, Российская Федерация, г. Самара, Молодогвардейская, 244; учитель химии, Самарский региональный центр для одаренных детей, 443016, Российская Федерация, г. Самара, ул. Черемшанская, 70.
SCIENTIFIC ARTICLE
Submitted: 26.09.2020 Revised: 20.10.2020 Accepted: 27.11.2020
N.V. Solovova
Samara National Research University, Samara, Russian Federation E-mail: [email protected]. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3280-3380
D.A. Ezhov
Samara National Research University; Samara regional center for gifted children, Samara, Russian Federation
E-mail: [email protected]. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4209-7608
S.N. Yashkin
Samara State Technical University, Samara regional center for gifted children, Samara, Russian Federation E-mail: [email protected]. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2549-5607
The teacher's readiness to interact with gifted students
Abstract: In the article, the authors consider the problem of a teacher's readiness to interact with gifted students in the process of their continuous development. In modern Russian society, there is a growing need for people who are extraordinarily thinking, creative, active, capable of solving tasks in an unconventional way and formulating new, promising goals. In these conditions, the support and development of gifted students undoubtedly become one of the priority tasks of the education system. The relevance of the work is due to the fact that the transition of general and vocational education to a new educational paradigm, caused by the transformations of Russian society, is accompanied by increased attention to gifted students, and as a result, by the preparation of teachers at all levels of the education system to interact with students, whose intellectual and creative potential is considered as state capital stock. The article presents the results of content analysis of scientioc works in the oeld of the development of gifted students, as well as regulatory and legal acts of the Russian Federation in the oeld of education. The concept of «pedagogical management» is introduced (a set of approaches, principles, methods, organizational forms and technological and methodological teaching methods aimed at improving the quality and effectiveness of the continuous development of gifted students, which consists of the stages: identiocation, diagnosis, training, development, support and support ). As a result of the study, the authors, based on the principle of identifying the types of teacher's activities on the main stages of pedagogical management, proposed a component structure of the teacher's readiness to interact with gifted students, integrating motivational-value, cognitive-methodological, normative-organizational, repexive-evaluative and communicative-tutoring components. Key words: giftedness, gifted student, pedagogical management, teacher's readiness to interact with gifted students. Citation. Solovova N.V, Ezhov D.A., Yashkin S.N. The teacher's readiness to interact with gifted students. Vestnik Samarskogo universiteta. Istoriia, pedagogika, filologiia = Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology, 2020, vol. 26, no. 4, pp. 57-63. DOI: http://doi.org/10.18287/2542-0445-2020-26-4-57-63. (In Russ.) Information on the conflict of interests: authors declare no conpict of interest.
© Natalia V. Solovova - Doctor of Pedagogical Sciences, associate professor, head of the Department of Human Resources Management, professor of the Department of Theory and Methods of Professional Education, Samara National Research University, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian Federation.
© Danil A. Ezhov - postgraduate student, Department of Theory and Methods of Professional Education, Samara National Research University, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian Federation; deputy director, Samara regional center for gifted children, 70, Cheremshanskaya Street, Samara, 443016, Russian Federation.
© Sergey N. Yashkin - Doctor of Chemical Sciences, associate professor of the Department of Analytical and Physical Chemistry, Samara State Technical University, 244, Molodogvardeyskaya Street, Samara, 443100, Russian Federation; chemistry teacher, Samara regional center for gifted children, 70, Cheremshanskaya Street, Samara, 443016, Russian Federation.
Введение следовании мы придерживаемся определения ав-
Проблема одаренности на протяжении столе- торов «Рабочей концепции одаренности» [Шадри-
тий приковывала внимание педагогического сооб- кова 2003]: «одаренность» - «системное, развива-
щества. Научный интерес к выявлению и разви- ющееся в течение жизни качество психики, кото-
тию одаренности всегда был обусловлен потреб- рое определяет возможность достижения челове-
ностями развития общества, поэтому разработка ком более высоких по сравнению с другими людь-
направления обучения одаренных обучающихся, ми, незаурядных результатов в одном или несколь-
начавшись на философском уровне, впоследствии ких видах деятельности». Непрерывное развитие
продолжалась в исследованиях психологов, гене- одаренности обучающихся требует выявления по-
тиков и физиологов, а позже стала главным обра- тенциальных и скрытых возможностей обуча-
зом прерогативой педагогической общественно- ющихся, индивидуализации обучения и примене-
сти и социологов. В условиях трансформации Рос- ния инновационных образовательных технологий.
сии в постиндустриальное информационное об- Педагогическое взаимодействие с одаренными
щество, основанное на знаниях и высоком иннова- обучающимися имеет ряд проблем: несовершен-
ционном потенциале, поддержка и социализация ство методической поддержки преподавателей, ра-
творчески и интеллектуально одаренных лично- ботающих с данной категорией обучающихся; не-
стей стали одной из приоритетных государствен- подготовленность преподавателей к индивидуали-
ных задач, поскольку пристальное внимание к об- зации обучения и психолого-педагогическому со-
разованию одаренных и талантливых детей - по- провождению одаренных обучающихся; необхо-
казатель страны с большими целями, обращенны- димость методической и практической помощи
ми в будущее (Ридецкая 2000). В настоящем ис- родителям одаренных обучающихся; требует со-
вершенствования сотрудничество преподавателей и родителей в создании условий для развития природных задатков обучающихся; не отлажен механизм межведомственного взаимодействия, способствующий развитию одаренных обучающихся, росту их творческого и интеллектуального потенциала.
В период с 2017 по 2022 год предполагается создание 85 региональных центров выявления и поддержки одаренных обучающихся во всех субъектах Российской Федерации. Совершенствование работы по развитию одаренных обучающихся идет в региональных центрах по следующим направлениям:
- поиск проявляющих выдающиеся способности детей и молодежи;
- разработка и реализация образовательных программ для одаренных обучающихся, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения;
- обеспечение индивидуальной работы с одаренными обучающимися по развитию их познавательных интересов, построению индивидуальных образовательных маршрутов, в том числе тьютор-ской поддержки;
- развитие партнерской сети из промышленных предприятий, научных и образовательных организаций, организаций культуры и спорта, общественных организаций для обеспечения сопровождения и дальнейшего развития проявивших выдающиеся способности обучающихся;
- повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогических и управленческих кадров для работы с проявившими выдающиеся способности обучающимися.
Взаимодействие преподавателя с одаренными обучающимися представляет собой систему организационных, диагностических, обучающих и развивающих мероприятий, направленных на создание оптимальных условий для непрерывного развития и самореализации личности обучающегося, наделенного особыми способностями и задатками. При этом очевидно, что процессы взаимодействия могут охватывать одаренных обучающихся всех уровней образования: общего, среднего профессионального, высшего. Возникает необходимость формирования готовности у преподавателя к взаимодействию с обучающимися различного уровня и вида одаренности с целью обеспечения их непрерывного развития.
Степень разработанности проблемы
Основным требованием к подготовке педагогических кадров к взаимодействию с одаренными обучающимися отечественные ученые (Н.С. Лей-тес, А.М. Матюшкин, В.И. Панов, Л.В. Попова др.) называют изменение педагогического сознания, в частности сложившихся стереотипов восприятия обучающегося, образовательного процесса, себя, способов взаимодействия, методов обучения и воспитания [Адаскина, Битянова 2000]. В работе с одаренными обучающими предпочте-
ние отдается творческой личности преподавателя в силу онтологической зависимости: педагог, сам являясь творческой, движущей силой общества, активно влияет на развитие креативного потенциала молодого поколения (Сорокин 2001).
Разработка структуры готовности преподавателя, работающего с одаренными обучающимися, невозможна без осмысления педагогических проблем, возникающих в процессе их сопровождения. Общие проблемы связаны в целом с организацией обучения и воспитания одаренных обучающихся в условиях вариативности современного образования, с адаптацией их в социуме; частные проблемы обусловлены возрастом и разнообразием видов одаренности обучающихся [Ансимова, Золотарева, Лекомцева 2017]. С одаренными обучающимися работают педагогические работники разных категорий (учителя-предметники, педагоги организаций дошкольного и дополнительного образования, преподаватели средних специальных и высших учебных заведений, психологи, социальные педагоги, педагогические работники сферы культуры и спорта). В диссертационных исследованиях последних десятилетий рассматриваются требования, предъявляемые к компетенциям педагогов, работающих с одаренными обучающимися разного возраста (М.А. Арсенова, Т.И. Воронова, И. Гладилина,), в разных предметных областях общего и высшего образования (О.М. Кулиба-ба, Е.В. Пажитнева, С.А. Филиппов, Е.В. Комели-на), в различных направленностях дополнительного образования (Г. В. Тарасова, Г. Т. Шпарева).
В педагогической науке накоплен опыт разработки моделей подготовки педагогов к работе с одаренными обучающимися на базе центров по работе с одаренными детьми различных регионов (М. Линдсли, Е.Л. Мельникова, Т.Г. Мороз, Н.А. Пронина, Т.В. Разумовская, Т.Г. Рахматуллин, Т.Ф. Сергеева, Е.В. Сечкарева, С.У. Турсунбаев, Н.Б. Шумакова, Е.Л. Яковлева и др.). Отличительной чертой этих исследований является стремление ученых не только уточнить понятие «готовность к работе с одаренными детьми», определить ее содержание, структуру, но и разработать систему ее эффективного формирования.
Большое количество диссертационных исследований посвящено проблеме формирования готовности преподавателей к работе с обучающимися, проявляющими академическую одаренность по учебным предметам (чаще естественно-научного цикла). Так, О.М. Кулибаба предлагает авторскую модель формирования готовности будущих учителей математики к работе с одаренными детьми, отображающую взаимосвязь следующих составляющих: компонента готовности студента к работе с одаренными детьми; этапов формирования исследуемой готовности, уровней ее сформирован-ности, условий, обеспечивающих эффективность формирования готовности будущих учителей к работе с одаренными детьми, и результата [Психология... 2000]. Под готовностью будущего учителя к работе с одаренными учащимися профильных хи-
мических классов Е.В. Пажитнева понимает инте-гративное профессионально-личностное образование, включающее в себя потребность в работе с одаренными учащимися, знание об одаренности в области химии, умение организовать педагогический процесс, творческие способности, эмоциональную стабильность (Пажитнева 2010).
Комплексный подход к развитию готовности преподавателя к работе с умственно одаренными детьми применяется Г.В. Тарасовой. Исследователь обосновывает организационно -педагогические условия подготовки учителя к взаимодействию с одаренными обучающимися (вовлечение преподавателя в творческий поиск инновационных форм и методов работы с одаренными детьми; учет и мониторинг индивидуально-психологических особенностей учителя в процессе подготовки; организация диалоговых форм обучения) и выделяет этапы работы по подготовке учителя к работе с одаренными детьми (создание информационного и методического обеспечения; теоретическое обучение вопросам диагностики умственной одаренности и выбора правильных стратегий работы с одаренным ребенком; организация практикума по овладению навыками работы с одаренными детьми; ознакомление с накопленным передовым педагогическим опытом в этой области; текущее консультирование учителей; обсуждение результатов работы и внесение корректив в работу учителя) (Тарасова 2005).
Выделение компонентов готовности преподавателя к взаимодействию с одаренными обучающимися опирается на концептуальные теоретические положения о сущности и структуре профессиональной деятельности педагога (Б.Г. Ананьев, Ю.К. Бабанский, В.С. Безрукова, Н.В. Кузьмина, Н.В. Кухарев, А.К. Маркова, В.А. Сластенин, А.И. Щербаков и др.).
Структура готовности преподавателя к управлению развитием интеллектуально одаренных обучающихся, по мнению Р. Р. Бикбулатова, должна включать три компонента: мотивационный (совокупность устойчивых мотивов, положительное отношение к управлению развитием интеллектуально одаренных обучающихся, удовлетворенность этим процессом); когнитивно-операциональный (знания, умения и навыки, необходимые для управления развитием интеллектуально одаренных обучающихся и собственного саморазвития); личностный (креативность, абнотивность, общественное лидерство, эмпатия, исследовательская активность, способность к рефлексии) (Бикбула-тов 2017).
Результаты исследования
Контент-анализ научных работ зарубежных и отечественных ученых дает основание выделить ключевые компетенции преподавателя, работающего с одаренными обучающимися:
- основательная предметная подготовка и высокие интеллектуальные данные;
- исследовательская компетентность, а также развитие мотивации для реализации совместной исследовательской деятельности с одаренными обучающимися;
- теоретические знания о сущности, типологии, методах и формах выявления и развития одаренности; об особенностях обучения, воспитания и развития одаренных обучающихся;
- личностное отношение к одаренному обучающемуся не как к объекту педагогического воздействия, а как к субъекту совместного интеллектуального педагогического взаимодействия, в ходе которого происходит развитие как обучающегося, так и самого преподавателя;
- практическое обучение основным организационным формам, психологическим и дидактическим методам работы с одаренными обучающимися в образовательных учреждениях различных типов;
- динамичность и гибкость в постоянно меняющейся системе новых знаний и информации;
- практическое знакомство и усвоение опыта работы образовательных учреждений разного типа, работающих с одаренными детьми [Власова 2010];
- устойчивая психоэмоциональная личность преподавателя;
- желание и стремление к внутреннему росту и самосовершенствованию [Зайцева 2011; Савенков 2002].
Анализ психологической и педагогической литературы по проблеме исследования, а также опыт практической работы позволяют выделить методологические основания для определения структуры готовности преподавателя к взаимодействию с одаренными обучающимися: это концепция эффективного педагогического менеджмента по непрерывному развитию и сопровождению одаренных обучающихся.
Педагогический менеджмент - комплекс подходов, принципов, методов, организационных форм и технологических и методических приемов обучения, направленный на повышение качества и результативности непрерывного развития одаренных обучающихся [Ежов, Солово-ва 2019]. Целенаправленная комплексная работа по взаимодействию преподавателя с одаренными обучающимися на всех этапах педагогического менеджмента (выявление, диагностика, обучение, развитие, сопровождение, поддержка) является организационно-методической задачей, которую необходимо ресурсно поддерживать на всех нормативных уровнях (федеральном, региональном, муниципальном, уровне образовательной организации) [Ежов, Яшкина 2019; Яшкин, Ежов 2020]. Выявление и диагностика играют существенную роль в создании особой образовательной среды. На этапе обучения главной целью педагогической деятельности преподавателя является наиболее полное удовлетворение повышенных образовательных потребностей одаренных обучающих-
ся на всех уровнях образования. Для непрерывного развития и сопровождения одаренных обучающихся в образовательном учреждении должна быть создана интеллектуальная образовательная и воспитательная среда с высоким потенциалом для организации научно-исследовательской, научно-информационной, учебно-исследовательской деятельности одаренных обучающихся.
Опираясь на принцип идентификации видов деятельности преподавателя, определяем готовность преподавателя к взаимодействию с одаренными обучающимися как интегративное свойство личности, состоящее из мотивационно-ценностного, когнитивно-методического, нормативно-организационного, рефлексивно-оценочного и коммуникативно-тьюторского компонентов (см. таблицу).
Таблица
Структура готовности преподавателя к взаимодействию с одаренными обучающимися
Table
The structure of the teacher's readiness to interact with gifted students
Компонент № Показатель
1 Интерес к совместной интеллектуальной деятельности с одаренными обучающимися
Мотивационно-ценностный 2 Интерес к участию в подготовке проектных и исследовательских работ одаренных обучающихся
3 Потребность в регулярном обновлении предметных знаний, постоянном обучении и переобучении по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности
4 Убеждение в необходимости реализации программ и траекторий непрерывного развития одаренных обучающихся
1 « о S M В 5 Знание предмета на высоком уровне
6 Знание методик и технологий выявления и психодиагностики одаренных обучающихся
§ s i s H « с 2 7 Умение моделировать и решать предметно-ориентированные задачи олимпиадного и творческого уровня
0? <D « g 8 Умение формировать креативное (междисциплинарное) мышление у одаренных обучающихся с помощью инновационных образовательных технологий
« 9 Знание нормативной базы и целевых программ по непрерывному развитию и сопровождению одаренных обучающихся
Нормативно-организационнь 10 Умение проектировать нормативное обеспечение и методическое сопровождение образовательных программ и спецкурсов для одаренных обучающихся
11 Умение проектировать нормативное обеспечение и материальные условия центров обучения одаренных обучающихся
12 Умение организовать работу творческих мероприятий, конференций и обучающих площадок для одаренных обучающихся
13 Умение оценить образовательный и иной потенциал одаренного обучающегося
:флексивно-»ценочный 14 Способность к оценке качества организации образовательного процесса одаренных обучающихся
15 Способность к организации и оценке результативности собственной учебной деятельности с одаренными обучающимися
Он 16 Способность к оценке качества результатов участия в творческих конкурсах и олимпиадах одаренных обучающихся
17 Умение применять индивидуальные и продуктивные траектории взаимодействия с одаренными обучающимися
0 1 '1 18 Умение оказывать помощь, консультации и тьюторское сопровождение одаренным обучающимся
& О Й ^ S U II 19 Способность заинтересовать научно-исследовательской и проектной работой одаренных обучающихся
1 s s 20 Способность к взаимодействию и интеграции с организациями, заинтересованными в непрерывном развитии одаренных обучающихся с целью взаимодействия общественно значимого результата
1. Мотивационно-ценностный компонент является смысловой основой содержания профессиональной деятельности преподавателя, задает направления его саморазвития и самореализации в контексте определенной социокультурной ситуации. Содержание мотивационно-ценностного компонента свидетельствует о наличии мотивации и потребности преподавателей к взаимодействию с одаренными обучающимися, желании работать с ними.
2. Когнитивно-методический компонент содержит знания и умения, необходимые преподавателю для эффективного выявления, диагностики и обучения интеллектуально одаренных обучающихся.
3. Нормативно-организационный компонент нацелен на непрерывное развитие одаренных обучающихся. Преподавателю требуется глубокое знание законодательных и иных нормативно-правовых документов в области образования, на основе которых он будет проектировать, администрировать и реализовать образовательный процесс с одаренными обучающимися.
4. Рефлексивно-оценочный компонент характеризует способность преподавателя к оценке качества и результативности организации образовательного процесса одаренных обучающихся.
5. На всех этапах педагогического менеджмента преподаватель должен скоординировать индивидуальную работу всех лиц, заинтересованных в непрерывном развитии одаренного обучающегося, стать проводником коммуникации, выступить в качестве педагога-модератора, быть способным разработать и внедрить систему тьюторского сопровождения личностного развития одаренных обучающихся, что особенно значимо на этапах поддержки и сопровождения педагогического менеджмента одаренных обучающихся.
Выводы
В настоящее время средства формирования готовности преподавателя к взамодействию с одаренными обучающимися включают различные способы повышения квалификации педагогических работников: вовлечение преподавателя в существующую образовательную среду, сформированную опытными учеными-наставниками; создание специализированных центров переподготовки (на базе «Сириуса», «Артека» и др.); использование огромного потенциала научно-образовательных центров страны [Ежов, Полежаев 2019]. Разработанная структура готовности преподавателя к взаимодействию с одаренными обучающимися может служить методическим ориентиром для новых программ повышения квалификации преподавателей.
Источники фактического материала
Бикбулатов 2017 - Бикбулатов Р.Р. Формирование готовности преподавателей к управлению развитием
интеллектуально одаренных обучающихся в условиях системы дополнительного профессионального образования: дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2017. 222 с.
Пажитнева 2010 - Пажитнева Е.В. Формирование готовности будущего учителя к работе с одаренными учащимися профильных классов (на материале предмета «Химия»): автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Владикавказ, 2010. 23 с.
Ридецкая 2010 - Ридецкая О.Г. Психология одаренности: учебно-практ. пособие. Москва: Изд. центр ЕАОИ, 2010. 374 с.
Сорокин 2001 - Сорокин Б.Ф. Философия и психология творчества: научно-метод. пособие. Орел, 2001. 114 с.
Тарасова 2005 - Тарасова Г.В. Организационно-педагогические условия развития готовности учителя к работе с одаренными детьми: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Казань, 2005. 28 с.
Библиографический список
Ансимова, Золотарева, Лекомцева 2017 - Ансимова Н.П., Золотарева А.В., Лекомцева Е.Н. Методологические и методические основы оценки результативности работы педагогов с одаренными детьми // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 5. С. 33-40. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-i-metodicheskie-osnovy-otsenki-rezultativnosti-raboty-pedagogov-s-odarennymi-detmi; https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=30549512.
Власова 2010 - Власова И.В. Возможности предметной лаборатории для развития одаренных детей // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2010. № 2 (4). С. 99-103. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/vozmozhnosti-predmetnoy-laboratorii-dlya-razvitiya-odarennyh-detey; https://www.elibrary.ru/item. asp?id=24160974.
Ежов, Полежаев 2019 - Ежов Д.А., Полежаев Р.Г. Региональная система сопровождения одаренных детей: опыт, задачи, перспективы. Функционирование «Веги» // Современное образование: актуальные вопросы и инновации. 2019. № 4. С. 227-236. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42477540.
Ежов, Соловова, Яшкина 2019 - Ежов ДА, Соловова Н.В., Яшкина Е.А. Интегративно-комплексный подход «трех-Т» к педагогическому менеджменту развития одаренных обучающихся // Тенденции развития науки и образования. 2019. № 52. Ч. 1. С. 21-24. DOI: http:// doi.org/10.18411/lj-07-2019-06.
Ежов, Яшкина 2019 - Ежов Д.А., Яшкина Е.А. Теоретические аспекты основных направлений взаимодействия педагогов с одаренными обучающимися // Архивариус. 2019. № 8 (41). С. 22-26.
Зайцева 2011 - Зайцева Н.В. Современные требования к педагогу в работе с одаренными детьми // Среднее образование в России. Т. 2. Москва: Центр стратегического партнерства, 2011. С. 244-248. URL: http://federalbook.ru/files/FSO-SREDNEE/Soderzhanie/ SO-2/V/Zajcheva.pdf.
Психология... 2000 - Психология одаренности: от теории к практике / А.А. Адаскина, М.Р. Битянова, В.Н. Дружинин [и др.]; под ред. Д.В. Ушакова. Москва: ИП, 2000. 128 с. URL: http://creativity.ipras.ru/texts/ books/giftedness/giftedness.pdf; https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=22789282.
Савенков 2002 - Савенков А.И. Развитие детской одаренности в образовательной среде // Развитие личности. 2002. № 3. С. 113-146.
Шадрикова 2003 - Шадрикова В.Д. Рабочая концепция одаренности / под ред. В. Д. Шадрикова [и др.]. 2-е изд. Москва, 2003. URL: http://psychlib.ru/mgppu/rko/rko-001-.htm#$p1.
Яшкин, Ежов 2020 - Яшкин С.Н., Ежов Д.А. Выявление и диагностика одаренных обучающихся // Образование в современном мире: достижения, вызовы, перспективы: сб. науч. тр. / Всероссийская научно-метод. конф. с международным участием; отв. ред. Т.И. Руднева. Самара: Наш Взгляд, 2020. С. 426-430. URL: http:// repo.ssau.ru/handle/Obrazovanie-v-sovremennom-mire/ Vyyavlenie-i-diagnostika-odarennyh-obuchaushihsya-83612?mode=full.
References
Ansimova, Zolotariova, Lekomtseva 2017 - Ansimova N.P., Zolotariova A.V. and Lekomtseva E.N. (2017) Methodological and methodical bases of assessing teacher's work effectiveness with gifted children. Yaroslavl Pedagogical Bulletin, no. 5, pp. 33-40. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-i-metodicheskie-osnovy-otsenki-rezultativnosti-raboty-pedagogov-s-odarennymi-detmi; https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=30549512. (In Russ.)
Vlasova 2010 - Vlasova I.V (2010) Opportunities of a subject laboratory for the development of gifted children. Scientific support of a system of advanced training, no. 2 (4), pp. 99-103. Available at: https://cyberleninka. ru/article/n/vozmozhnosti-predmetnoy-laboratorii-dlya-razvitiya-odarennyh-detey; https://www. elibrary. ru/item. asp?id=24160974. (In Russ.)
Ezhov, Polezhaev 2019 - Ezhov D.A. and Polezhaev R.G. (2019) Regional system for accompanying gifted children: experience, tasks, prospects. The functioning of «Vega». Modern education: topical issues and innovations, no. 4, pp. 227-236. Available at: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=42477540. (In Russ.)
Ezhov, Solovova, Yashkina 2019 - Ezhov D.A., Solovova N.V. and Yashkina E.A. (2019) An integrative-complex approach «Three-T» to pedagogical management of the development of gifted students. Tendentsii razvitiia nauki i obrazovaniia, no. 52-1, pp. 21-24. DOI: http://doi.org/10.18411/lj-07-2019-06. (In Russ.)
Ezhov, Yashkina 2019 - Ezhov D.A. and Yashkina E.A.
(2019) Theoretical aspects of the main directions of interaction between teachers and gifted students. Arkhivarius, no. 8 (41), pp. 22-26. (In Russ.)
Zaitseva 2011 - Zaitseva N. V (2011) Modern requirements for a teacher in working with gifted children. In: Secondary education in Russia. Vol. 2. Moscow: Tsentr strategicheskogo partnerstva, pp. 244-248. Available at: http://federalbook.ru/files/FSO-SREDNEE/Soderzhanie/ SO-2/V/Zajcheva.pdf. (In Russ.)
Psychology... 2000 - Adaskina A.A., Bityanova M.R. and Druzhinin V.N. [et al.] (2000) Psychology of giftedness: from theory to practice, in Ushakov D.V (Ed.). Moscow: IP, 128 p. Available at: http://creativity.ipras.ru/texts/books/ giftedness/giftedness.pdf; https://www.elibrary.ru/item. asp?id=22789282. (In Russ.)
Savenkov 2002 - Savenkov A.I. (2002) Development of children's giftedness in the educational environment. Personal Development, no. 3, pp. 113-146. (In Russ.)
Shadrikova 2003 - Shadrikova VD. (2003) Working concept of giftedness. 2nd edition. Moscow. Available at: http://psychlib.ru/mgppu/rko/rko-001-.htm#$p1. (In Russ.)
Yashkin, Ezhov 2020 - Yashkin S.N. and Ezhov D.A.
(2020) Identio cation and diagnosis of gifted students. In: Rudneva T.I. (Ed.) Education in the modern world: achievements, challenges, prospects: All-Russian research and methodological conference with international participation: collection of scientioc works. Samara: Nash Vzgliad, pp. 426-430. Available at: http://repo.ssau.ru/ handle/Obrazovanie-v-sovremennom-mire/Vyyavlenie-i-diagnostika-odarennyh-obuchaushihsya-83612?mode=full. (In Russ.)