УДК 37.033+371.123 ББК Ч 421.421
Е. Г. Шаронова
Чебоксары
ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ К ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
ГСНТИ 8 7.01.45 Код ВАК 13.00.00
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: социально-экологическое воспитание.
АННОТАЦИЯ. Рассматривается вопрос подготовки педагогов к социальноэкологическому воспитанию школьников: определяются знания и умения, выявляются затруднения в деятельности педагогов общеобразовательных школ. Делается вывод о необходимости целенаправленной подготовки специалистов к социально-экологическому воспитанию школьников.
E. G. Sharonova
Cheboksary
READINESS OF TEACHERS TO SOCIAL AND ENVIRONMENTAL EDUCATION IN SCHOOL
KEY WORDS: social-ecological education.
ABSTRACT. Preparation of teachers to the social and environmental awareness of schoolchildren development is discussed: knowledge and skills are identified, difficulties in the work of teachers in secondary schools are stated. A conclusion was made that it is necessary to prepare specialists to give socio-environmental education.
В резолюции «О десятилетии ООН по образованию для устойчивого развития» (2005—
2014 гг.) раскрывается принципиально новый взгляд на образование, основанный на соотнесении социальноэкономического благополучия с культурно-образовательными традициями и бережным отношением к окружающей природной среде. Экологическое воспитание в широком смысле представляет собой управляемое многостороннее взаимодействие людей как активных субъектов деятельности с окружающей природной и социальной средой.
В последние годы рассматриваются различные составляющие экологиче-
© Шаронова Е. Г., 2011
ского воспитания: эколого-правовое,
нравственно-экологическое, экологоэстетическое, социально-экологическое и др. На сегодняшний день феномен «социально-экологическое» в педагогике достаточно исследован [1]. Учеными определены сущность и содержание таких понятий, как социально-экологическое образование (В. С. Шилова, А. М. Галеева), социально-экологическая культура (В. С. Шилова), социальноэкологическое развитие (Е. В. Гончарова), социально-экологическая направленность личности и деятельности (С. А. Ермолаев, Л. В. Колчанова, В. В. Толмачева), социально-экологический стереотип поведения (Л. Н. Трикула), социально-экологические умения (Л. Т. Ша-
повалова), социально-экологический опыт (Л. Т. Бельков), социально-экологические представления (Л. В. Шинкарева, В. В. Маркова), социально-экологическая компетентность (О. Е. Перфи-лова). В настоящее время подходы к определению понятия «социальноэкологическое воспитание» недостаточно разработаны. По определению В. П. Шиловой, социально-экологическое воспитание — это «процесс, который предполагает на основе формируемых социально-экологических знаний становление идеала гармонии в социально-экологических отношениях; формирование убежденности в необходимости рационального использования потенциала природной среды, сбережения ее для будущих поколений; развитие взгляда на природу как универсальную ценность для всего живого; на культуру как общественное достояние; на человека как главную преобразующую и сохраняющую силу; формирование интеллектуальной воли, направленной на глубокое усвоение содержания социально-экологического воспитания, его практического применения в повседневной жизни и деятельности» [2. С. 32]. Она также рассматривает социально-экологическое воспитание как социальную функцию и определяет ее как «процесс подготовки специалиста к установлению оптимальных отношений с природной средой в ходе выполнения им своих профессиональных обязанностей, это процесс социоэкологизации, процесс вхождения индивида в социально-экологические отношения с учетом особенностей избранной профессии, усвоения норм и правил этих отношений, усвоения основных социально-экологических ценностей» [Там же]. В. С. Шиловой дано также определение социально-экологического воспитания личности в широком и узком педагогическом смысле.
Проанализировав подходы к определению понятий «экологическое воспитание», «социальное воспитание», «социально-экологическое воспитание» (М. В. Емельянова, А. Н. Захлеб-ный, Н. Н. Моисеев, А. В. Мудрик, И. Т. Суравегина, В. С. Шилова и др.),
мы рассматриваем социально-экологическое воспитание школьников как один из аспектов экологического воспитания, который направлен на усвоение ими части общечеловеческой культуры взаимодействия с окружающей природной и социальной средой; процесс, осуществляемый всеми социальными институтами, реализуемый в учебной и внеучебной, внеклассной и внешкольной воспитательной деятельности. Социально-экологическое воспитание ориентировано на формирование элементов социального опыта: совокупности социально-экологических знаний, умений, навыков; мотивов, установок и интересов, социально-экологических ценностей, эмоционально-волевых усилий, которые необходимы для правильного взаимодействия в системе «человек — общество — природа — производство»; как процесс формирования социально-экологически активной личности, самореализующейся в социально значимой экологической деятельности.
Для успешного решения проблемы социально-экологического воспитания школьников необходимо определить готовность педагога к осуществлению этой деятельности. В научной литературе понятие профессиональной готовности включает в себя теоретическую и практическую готовность, которая рассматривается на уровне профессиональных знаний и умений.
Мы определили следующие группы знаний и умений педагогов, владение которыми позволяет эффективно осуществлять процесс социально-экологического воспитания школьников.
Знания: социально-экологические знания (знание эволюции взаимодействия в системе «человек — общество — природа — производство»; глобальных и региональных экологических проблем современности; знание специальной литературы по экологии, социальной экологии; социально-правовые экологические знания, знание программ и законодательных актов; знание теоретических основ социальной экологии и смежных с ней дисциплин — экосоциологии, экологической педагогики, экологической психологии, экологиче-
ской психопедагогики); психологопедагогические знания (знание содержания, целей и задач социальноэкологического образования и воспитания; знание форм, средств и методов социально-экологического образования и воспитания; знание содержания основных понятий (экообразование, эковоспитание, экокультура, социальноэкологическое образование и воспитание, экологическая педагогика и психология); знание теории и методики организации педагогического процесса по социально-экологическому образованию и воспитанию школьников; знание основ этнопедагогики, этнопсихологии, этнокультуры; знание педагогической диагностики экологической и социально-экологической культуры школьников; знание основ практической исследовательской деятельности социально-экологического характера; знание современных педагогических технологий и передового опыта по социально-экологическому образованию и воспитанию); медико-педагогические знания (знание основ здоровьесбере-жения, влияния факторов среды на здоровье человека; знание основ охраны здоровья учащихся в походах на экскурсиях, при проведении практических мероприятий).
Умения: проектировочные умения (умение планировать процесс формирования социально-экологического образования и воспитания; отбирать наиболее эффективные формы и методы социально-экологического образования и воспитания; планировать и осуществлять самообразование по социально-экологическому образованию и воспитанию; использовать разнообразные источники информации социально-экологического содержания в своей работе; умение использовать изучаемый предмет в целях формирования социально-экологического образования и воспитания школьников); организационные умения (умение организовать творческую деятельность учащихся социально-экологического направления: слет, олимпиаду, акцию, проект, дискуссию, круглый стол, деловую игру, ситуационный анализ, мастер-классы,
имитационную игру и др.; организовать и провести экскурсию, поход, экспедицию с целью изучения социальноэкологических проблем; организовать практическую деятельность учащихся в природе; подготовить школьников к участию в экологических слетах, конференциях и др.); коммуникативные умения (умение вести беседу, дискуссию (индивидуальную и групповую) на социально-экологическую тематику; выступить с докладом, лекцией на социально-экологическую тематику перед школьниками, населением, коллегами; провести природоохранную пропаганду и природовосстановительную работу совместно со школьниками и социальными институтами); гностические умения (умение провести диагностику социально-экологической культуры школьников; выявить уровень их социально-экологической культуры; умение спланировать и провести работу по повышению эффективности процесса социально-экологического образования и воспитания школьников); исследовательские умения (умение применять методы педагогического исследования (анкетирование, тестирование, социометрические методики и др.) по социально-экологическому образованию и воспитанию; спланировать и оказать консультационную помощь учащимся в организации исследовательской работы социально-экологической направленности; умение вовлечь школьников в решение локальных и региональных проблем окружающей природной и социальной среды); интегративные умения (умение изучать, анализировать и обобщать свой опыт по социальноэкологическому образованию и воспитанию школьников; использовать современные педагогические технологии и передовой опыт в своей работе по социально-экологическому образованию и воспитанию; умение использовать краеведческий материал в процессе социально-экологического образования и воспитания; умение провести проблемный методический семинар; умение использовать основы этнопеда-гогики, этнопсихологии, этнокультуры в процессе формирования социально-
экологической культуры школьников; использовать социально-правовые экологические знания).
Для определения готовности педагогов к осуществлению социально— экологического воспитания школьников мы провели опрос 62 педагогов общеобразовательных школ Чувашской Республики.
Анализ полученных данных показал, что педагоги недостаточно владеют, например, такими группами знаний и умений, как гностические умения (83,6% педагогов), интегративные умения (65,8%), психолого-педагогические знания (63,97%). Подробнее рассмотрим знания и умения, которые недостаточно развиты у испытуемых для осуществления процесса социально-экологического воспитания школьников (в скобках показан процент учителей, которые испытывают недостаточность выраженности данного компонента).
Недостаточные знания педагогов: теории и методики организации педагогического процесса по социальноэкологическому воспитанию
школьников (76,9% ); основ этнопедагогики, этнопсихологии, этнокультуры (70,3%); педагогической диагностики экологической и социально-экологической культуры школьников (89,1); современных педагогических технологий и передового опыта по социально-экологическому воспитанию школьников (79,2%).
Недостаточные умения педагогов: умение провести диагностику социальноэкологической культуры школьников (82,6%);
умение выявить уровень социальноэкологической культуры учащихся (80,1%);
умение спланировать и провести работу по повышению эффективности процесса социально-экологического образования и воспитания школьников (88,2%);
умение использовать основы этнопедаго-гики, этнопсихологии, этнокультуры в процессе формирования социально-экологической культуры школьников (85,8%).
В результате анализа видим, что особые затруднения составляют знания педагогической диагностики экологической и социально-экологической культуры школьников и умения спланировать и провести работу по повышению эффективности процесса социально-экологического образования и воспитания школьников.
Полученные результаты ставят вопрос о причинах недостаточной подготовки учителей. Анализ показал, что 71,3% педагогов не видят различий в социально-экологическом воспитании школьников и экологическом воспитании, не могут выделить специфику первого, так как оно является составляющей экологического воспитания, но направлено на процесс непосредственного взаимодействия и взаимовлияния природы и общества. На занятиях педагоги рассматривают вопросы социальной экологии, влияния человека на природу и природного окружения на здоровье человека и общества в целом, но не часто. Некоторое внимание они уделяют внешкольным и внеклассным мероприятиям природоохранного значения, это прежде всего экологические субботники, акции, внеклассные воспитательные дела, но, как признаются сами учителя, эти мероприятия носят фрагментарный характер.
Многие педагоги не считают необходимым использовать диагностические методики социально-экологического воспитания, считая вполне достаточным выявление академических экологических знаний школьников посредством тестирования. Используя традиционные педагогические технологии воспитания: экологические игры, экскурсии, экологические внеклассные мероприятия и др., они редко используют передовой педагогический опыт. Например, немногие работают над социально-экологическими проектами. Проведение природоохранной пропаганды и природовосстановительной работы совместно со школьниками также вызывает у учителей сложности, потому что связано с большими временными и энергетическими затратами, многие учителя просто не хотят этим заниматься.
К проведению проблемного методического семинара по социальноэкологическому образованию и воспитанию школьников готовы примерно 20% педагогов. Опрос показал, что определение темы методического семинара не вызывает у них затруднений, но его проведение кажется им сложным, так как, по их мнению, они недостаточно компетентны в данном вопросе и
считают, что это должен делать специалист.
Наши исследования показали, что педагоги общеобразовательных школ сегодня недостаточно готовы к осуществлению процесса социально-экологического воспитания школьников, а значит, необходима система подготовки педагогических кадров в данном направлении.
ЛИТЕРАТУРА
1. ШАРОНОВА Е. Г. Определение феномена «социально-экологическое» в педагогической теории // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2010. № 9.
2. ШИЛОВА В. С. Социально-экологическое образование студентов : сущность, содержание, диагностика : учеб. пособие / БелГУ. Белгород, 2008.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. А. П. Усольцев