ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
ШКОЛЬНИКОВ
Социально-экологическое воспитание, социально-экологическая компетентность.
Одной из важнейших черт современного периода является усиливающаяся острота социально-экологических противоречий. Важная роль в преодолении этих противоречий отводится студенческой молодежи, в частности будущему учителю как носителю норм и правил, принятых в данном обществе и направленных на безопасное существование в окружающей природной и социальной среде.
Цель нашего исследования заключается в обосновании технологии подготовки будущего учителя к социально-экологическому воспитанию школьников. Подходы к определению понятий «технология», «педагогическая технология» подробно рассмотрены в современной педагогической науке (В.П. Беспалько, Б.Т. Лихачев, Г.К. Селевко). В рамках нашего исследования мы придерживаемся следующего определения: педагогическая технология представляет собой совокупность психо-лого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов приемов обучения, воспитательных средств; она есть инструментарий педагогического процесса [Педагогические технологии, 2004, с. 6]. Технология подготовки будущего учителя к социально-экологическому воспитанию школьников предполагает поэтапное решение ряда задач, которые выделены и обоснованы в данной работе. Мы определяем социально-экологическое воспитание студентов педагогического вуза как «один из аспектов экологического воспитания, направленный на усвоение ими части общечеловеческой культуры взаимодействия с окружающей природной и социальной средой; формирование элементов социального опыта: совокупности социально-экологических знаний, умений, навыков; мотивов, установок и интересов, социально-экологических ценностей, эмоционально-волевых усилий для реализации экологически оправданного поведения, профессионально-педагогический готовности к организации и проведению социально-экологического воспитания школьников, которые необходимы им для правильного взаимодействия в системе «Человек — Природа — Общество» [Шаронова, 2011, с. 173].
Целью социально-экологического воспитания студентов педагогического вуза является формирование социально-экологической компетентности, представляющей собой «личностный феномен, сущность которого состоит в готовности и способности человека субъектно воспринимать окружающую действительность в единстве природных и социокультурных компонентов при осознании социальной ответственности за свою профессиональную деятельность» [Перфилова, 2007, с. 20]. Мы определяем социально-экологическую компетентность студентов педагогических специальностей как готовность к социально-экологической деятельности, которая формируется на основе экологизации учебно-воспитательного процесса, способствующего приобретению совокупности знаний о природной и социальной среде как важнейшей ценности, о характере воздействия и нормах взаимодействия человека с окружающей природной и социальной средой; умений творчески
решать учебные и внеучебные социально-экологические задачи; опыта участия в практических делах по сохранению, улучшению состояния и восстановлению окружающей природной и социальной среды; социально-экологически значимых личностных качеств (экогуманность, экоэмпатийность, экологическая этика, экологическая нравственность, ответственность за результаты своей социально-экологической, профессионально-педагогической деятельности).
На основе подходов к определению структурных элементов социально-экологической компетентности, рассмотренных О.В. Перфиловой, С.Д. Глазачевым [Перфилова, 2007, с. 18], мы выделяем следующие компетенции будущего учителя:
— ценностно-смысловая компетенция — компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными представлениями о природе и человеке как высших ценностях;
— общекультурная компетенция — особенности общечеловеческой культуры взаимодействия с окружающей природной и социальной средой; культурологические основы социальных, общественных явлений и традиций взаимодействия с природой, роль науки и религии в системе взаимодействия «человек — природа - общество»;
— этноэкологическая педагогическая компетенция — социокультурный феномен, направленный на усвоение той части общечеловеческой культуры взаимодействия с окружающей природной и социальной средой, которая обусловлена менталитетом этноса; формирование элементов социально-экологического опыта, заложенного в культуре национального воспитания, готовность к передаче этно-экологической культуры и осуществлению этнопедагогической деятельности в условиях социально-экологической воспитательной среды;
— компетенция личностного самосовершенствования — освоение способов саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки, формирование внутренней социально-экологической культуры;
— коммуникативная компетенция — компетенция педагогического взаимодействия с различными социальными группами (дети, педагоги, родители) и социальными институтами с целью формирования готовности к социально-экологическому воспитанию школьников.
В соответствии с выделенными компетенциями мы определили две группы задач, реализация которых позволит нам решить проблему исследования.
Задачи по формированию социально-экологической культуры студентов:
1) вооружение системой знаний:
а) естественнонаучных о: связях и зависимостях, существующих в экосоциосистемах; эволюционных процессах биосферы и ноосферы; биологических, физических, химических основах экологических процессов и их влиянии на организм человека и общество в целом;
б) мировоззренческих о: глобальных проблемах человечества, причинах их возникновения и путях решения; роли человека и общества в эволюции Земли;
в) нормативно-правовых об: экономических и правовых аспектах природопользования; установленных обществом нормах поведения в отношениях с природной и социальной средой; правах и обязанностях граждан в области взаимодействия человека и природы;
г) практических о: характере воздействия различной человеческой деятельности на окружающую природную и социальную среду; путях минимизации негативного воздействия человеческой деятельности на окружающую среду; источниках экологической опасности на глобальном, региональном и локальном уровнях; характере
влияния на человека и общество в целом негативных факторов окружающей среды; ошибках и неправильном поведении людей при взаимодействии с окружающей средой; безопасном поведении человека с целью профилактики и преодоления воздействия негативных факторов окружающей среды на его здоровье;
2) формирование социально значимых мотивов:
а) гражданско-патриотических - любовь к Родине, ее природе, желание приумножить и сохранять природные богатства, понимание долга перед обществом по охране природы и её восстановлению;
б) гуманистических — руководство в экологических делах и поступках чувством добра, желанием защитить все живое с пользой для общества;
в) эстетических — ощущение и понимание красоты и гармонии природы;
3) формирование эмоционально-ценностного отношения к природе, к экологическим проблемам как глобального, так и регионального уровня; развитие социально-экологически значимых личностных качеств;
4) овладение умениями и навыками реализации социально-экологических знаний: приобретать научную информацию по проблеме; «переносить» полученные со-циально-экологические знания и приемы умственной деятельности в новые условия; обновлять социально-экологические знания и совершенствовать социально-эко-логические умения; осуществлять самоанализ, самооценку получаемой информации; критически и системно мыслить; прогнозировать возможные результаты своей социально-экологической деятельности, корректировать и перестраивать ее; овладевать системой норм и правил поведения в окружающей природной и социальной среде; приобретать практический опыт социально-экологической деятельности.
Задачи по формированию готовности студентов к социально-экологическому воспитанию учащихся:
1) вооружение знаниями:
а) социально-экологические знания: знания эволюции взаимодействия в системе «человек — природа — общество»; глобальных и региональных экологических проблем современности; знания специальной литературы по экологии, социальной экологи; социально-правовые экологические знания, программы и законодательные акты; знания теоретических основ экологической педагогики, экологической психологии, экологической психопедагогики;
б) психолого-педагогические знания: содержания, целей и задач, форм, средств и методов социально-экологического образования и воспитания; содержания основных понятий (экообразование, эковоспитание, экокультура, социально-экологическое образование и воспитание); теории и методики организации педагогического процесса по социально-экологическому воспитанию школьников; основ этнопе-дагогики, этнопсихологии, этнокультуры; педагогической диагностики экологической и социально-экологической культуры школьников; основ практической исследовательской деятельности социально-экологического характера; современных педагогических технологий и передового опыта по социально-экологическому воспитанию;
в) медико-педагогические знания: основ здоровьесбережения, влияния факторов среды на здоровье человека; основ охраны здоровья учащихся в походах на экскурсиях, при проведении практических мероприятий;
2) формирование положительной мотивации к социально-экологическому воспитанию учащихся;
3) овладение умениями, необходимыми для социально-экологического воспитания учащихся:
а) проектировочные умения: планировать процесс формирования социальноэкологического воспитания; отбирать наиболее эффективные формы и методы со-циально-экологического воспитания; планировать и осуществлять самообразование по социально-экологическому воспитанию; использовать разнообразные источники информации социально-экологического содержания в своей работе;
б) организационные умения: организовывать творческую деятельность учащихся социально-экологического направления (слет, олимпиаду, акцию, проект, дискуссии, «круглые столы», деловые игры, ситуационный анализ, мастер-классы, имитационные игры и др.); организовывать и проводить экскурсию, поход, экспедицию с целью изучения социально-экологических проблем; организовывать практическую деятельность учащихся в природе;
в) коммуникативные умения: вести беседу, дискуссию (индивидуальную и групповую) на социально-экологическую тематику; выступать с докладом, лекцией, сообщением на социально-экологическую тему; проводить природоохранную пропаганду и природовосстановительную работу совместно со школьниками и социальными институтами;
г) гностические умения: вести диагностику уровня сформированности экологической и социально-экологической культуры школьников; планировать и проводить работу по повышению эффективности процесса социально-экологического воспитания школьников;
д) исследовательские умения: применять методы педагогического исследования (анкетирование, тестирование, социометрические методики и др.) по социальноэкологическому воспитанию; планировать и оказывать консультационную помощь учащимся в организации научно-исследовательской, экспериментальной работы; вовлекать школьников в решение локальных и региональных социально-экологических проблем;
е) интегративные умения: изучать, анализировать и обобщать свой опыт по со-циально-экологическому воспитанию школьников; использовать современные педагогические технологии и передовой опыт в своей работе; использовать краеведческий материал в процессе социально-экологического воспитания; использовать основы этнопедагогики, этнопсихологии, этнокультуры в процессе формирования социально-экологической культуры школьников; использовать социально-право-вые экологические знания;
4) приобретение опыта социально-экологического воспитания учащихся в процессе педагогической практики в школе, системе дополнительного образования детей, в детских оздоровительных лагерях.
Эффективность процесса социально-экологического воспитания студентов определяется по результатам изменений, которые происходят в их личностном развитии, уровне социально-экологической культуры. Профессионально-педагогическая готовность подтверждается системой умений и навыков выполнения социальноэкологической деятельности.
На основе выделенных задач для реализации технологии подготовки будущего учителя к социально-экологическому воспитанию школьников нами был разработан и апробируется на базе ГОУ ВПО ЧГПУ им. И.Я. Яковлева и ЧФ ГОУ ВПО МГПУ им. М.А. Шолохова спецкурс «Социально-экологическая компетентность студентов педагогических специальностей».
В рамках нашего исследования в программу спецкурса были включены, например, такие темы как:
— Этнопедагогические основы социально-экологического воспитания школьников.
— Здоровьесберегающие технологии в процессе воспитания.
— Система отношений «человек — природа» в религиозных воззрениях различных народов.
— Традиционные и инновационные технологии воспитательной работы социально-экологического направления.
— Диагностика социально-экологической воспитанности школьников.
— Взаимодействие различных социальных институтов по формированию социально-экологической активности личности и др.
Кроме того, нами были проведены практические занятия следующего содержания.
— Обсуждение фильмов социально-экологического направления.
— Анализ и рецензия статей социально-экологического содержания.
— Подготовка сочинений и эссе по проблеме исследования.
— Социологические опросы школьников и общественности по выявлению отношения к социально-экологическим проблемам современности и их решению.
— Разработка и реализация социально-экологических студенческих проектов.
— Подготовка статей и сообщений по результатам социально-экологических проектов в газеты университетов «Педвузовец» и «Шупаш».
— Участие в Республиканском этапе Всероссийского конкурса социальных проектов школьников «Я — гражданин» (номинация: социальноэкологический проект).
— Экскурсии в центры дополнительного образования детей, библиотеки, природоисследовательские и экологические центры с целью знакомства с деятельностью социально-экологической направленности.
— Знакомство с системой деятельности Министерства экологии и природопользования ЧР, Молодежной экологической дружины, Детского экологического движения Чувашии.
— Реализация мероприятий социально-экологического направления на базе детских оздоровительных лагерей.
— Участие в социально-экологических мероприятиях (акциях, слетах, конференциях) совместно со школьниками.
— Апробация полученных знаний на педагогической практике.
Для реализации технологии подготовки студентов к социально-экологическому воспитанию школьников нами были разработаны и внедрены в учебно-воспита-тельный процесс вузов такие учебные и учебно-методические пособия, как «Диагностика экологической культуры школьников» (2007), «Диагностика экологической воспитанности студентов» (2008), «Формирование экологической культуры школьников во внеклассной работе» (2010), «Организация внеклассной воспитательной работы школьников по экологическому направлению» (2011), «Формы со-циально-экологического воспитания школьников» (2011), «Диагностика социально-экологической компетентности студентов педагогических специальностей» (2011). Промежуточные результаты реализации спецкурса позволяют нам сделать выводы об эффективности используемых технологий подготовки будущего учителя к социально-экологическому воспитанию школьников.
Научная новизна нашего исследования заключается в следующем.
— Дан авторский подход к определению понятий «социально-экологическое воспитание студентов», «социально-экологическая компетентность».
— Определены социально-экологические компетенции, овладение которыми позволит студентам педагогических специальностей эффективно проводить про-фессионально-педагогическую деятельность.
— Выделены группы задач, решение которых позволит нам осуществить подготовку будущих учителей к социально-экологическому воспитанию школьников.
— Разработана программа спецкурса «Социально-экологическая компетентность студентов педагогических специальностей».
— Подготовлен ряд учебных и учебно-методических пособий для реализации технологии подготовки студентов.
Результаты теоретического исследования и практической работы позволяют нам сделать вывод о необходимости активизации деятельности по социальной направленности экологической подготовки студентов педагогических специальностей, поэтапного решения выделенных групп задач; организации системной социальноэкологической деятельности студентов совместно со школьниками; изучении и практическом применении новых технологий социально-экологического воспитания и как результат формирования социально-экологической компетентности будущего учителя.
Библиографический список
1. Педагогические технологии: учеб. пособие для студ. пед. спец. / под общ. ред. B.C. Ку-кушина. М.: МарТ; Ростов н/Д: МарТ, 2004. 336 с.
2. Перфплова О.В. Развитие социально-экологической компетентности педагога в профессиональном образовании: автореф. дне. ... канд. пед. наук.: 13.00.08. М., 2007. 22 с.
3. Шаронова Е.Г. Теоретические основы социально-экологического воспитания студентов педагогических специальностей// Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. 2011. № 7(69). Ч. 2. С. 171-179.