о
0
1 .о
(тз
Е.Г. Шаронова
теоретические и технологические аспекты социально-экологического воспитания будущего учителя
В статье рассматриваются теоретические и проектировочные аспекты социально-экологического воспитания будущего учителя как процесса, направленного на формирование, прежде всего, культуры взаимодействия с социопри-родной средой. В этой связи представлены возможные направления разработки технологии социально-экологического воспитания будущего учителя, определены этапы ее перспективной разработки и практической проверки.
Ключевые слова: социально-экологическое воспитание, будущий учитель, культура взаимодействия с социоприродной средой, экологическая компетентность, профессионально-педагогическая компетентность, технология социально-экологического воспитания.
В современных условиях продолжающегося нарастания глобальных проблем, носящих социально-экологический характер, воспитание будущего учителя в направлении формирования у него, прежде всего, культуры взаимодействия с окружающей природной и социальной средой, представляется нам актуальным и важным [2; 5; 7].
технологии
педагогические технологии экологического образования
Данный процесс должен включать в себя формирование элементов социального опыта, совокупности социально-экологических знаний, умений, навыков; мотивов, установок и интересов, социально-экологических ценностей, эмоционально-волевых усилий для реализации экологически оправданного поведения, профессионально-педагогической готовности к организации и проведению социально-экологического воспитания школьников, которые необходимы им для правильного взаимодействия в системе «Человек - Общество - Природа - Производство»; как процесс формирования личности, способной устанавливать оптимальные отношения с окружающей природной и социальной средой с позиций упорядоченного и сознательного регулирования взаимодействия и поддержания восстановительных способностей природы и социумов, обеспечения культурных условий для их устойчивого развития [3; 5; 6].
Анализ состояния указанной проблемы в литературных источниках показал, что осуществляемый сегодня в той или иной мере процесс социально-экологического воспитания в системе высшего профессионального образования сегодня не имеет в своей основе достаточной методологической, теоретической и практической проработки [1].
Изучение опыта социально-экологического воспитания студентов в вузах чувашии показал, что социальная направленность на взаимодействие с природной средой осуществляется, в основном, на специализированных факультетах в рамках учебных дисциплин.
Студенты неспециализированных факультетов принимают участие в таких традиционных социально-значимых экологических делах, как экологические акции, субботники, конкурсы плакатов, рисунков, фотографий в рамках внеаудиторной воспитательной работы. «Пласт» социально-экологической направленности процесса обучения и воспитания студентов в вузах республики находит, в основном, отражение только в рамках специальностей «биология», «география», «химия». Студенты других специальностей фрагментарно изучают данное направление в рамках таких дисциплин, как «Экологическое право», «Экология», «Экологический менеджмент» и др. Будущие учителя других факультетов педагогического вуза и педагогических специальностей данную проблему практически не рассматривают (исключение составляет факультет дошкольной педагогики, где есть блок методической работы по экологическому образованию и воспитанию детей).
Учитывая указанную ситуацию, в нашем исследовании была предпринята попытка разработать теоретические и процессуальные (технологические) аспекты социально-экологического воспитания будущих учителей с перспективой обоснования и разработки оригинальной технологии
социально-экологического воспитания будущих учителей в высших учебных заведениях Чувашии.
Целью данной технологии является реализация такой модели социально-экологического воспитания будущего учителя, результат которой определяется в достижении высокого уровня социально-экологической компетентности, в формировании социально-экологической и специальной (профессионально-педагогической) компетентности личности [2-8]. |
В связи с теоретической проработкой технологии мы определили ряд соответствующих задач (таблица 1, 2).
Далее, в процессе педагогического проектирования и моделирования, была проработана содержательно-программная и организационно-педагогическая стороны рассматриваемой технологии.
Были разработаны программы спецкурсов, способствующие формированию социально-экологической компетентности студентов педагогических специальностей: «Социально-экологическая компетентность будущего учителя», «Экологическая педагогика», «основы экологической культуры» (социально-экологический аспект); программа кружка «Подготовка студентов к работе в детских оздоровительных лагерях» (экологические лагеря) и др. Кроме того, нами были подготовлены учебные и учебно-методические пособия, позволяющие решать данную проблему.
В организационно-педагогическом плане реализация педагогического процесса была направлена на использование многообразных форм, методов и средств социально-экологического воспитания будущего учителя (соответствующие разработки опубликованы нами в монографии «Технологии формирования социально-эколого-педагогической компетентности»).
В заключение следует отметить, что в данной статье представлены, прежде всего, постановочные, теоретико-ориентированные позиции, связанные с разработкой технологии социально-экологического воспитания будущего учителя. Дальнейшая ее перспективная разработка и итоговая компонента предполагает уточнение критериев, показателей и уровней социально-экологической компетентности будущего учителя; эмпирическое изучение уровней сформированности социально-экологической и специальной компетентностей будущего учителя; сравнительный анализ сформированности социально-экологической компетентности в экспериментальных группах до начала и после завершения эксперимента; проведение при необходимости корректировки исследуемого процесса и формулировка предложений по повышению эффективности социальноэкологического воспитания будущего учителя.
85
технологии
педагогические технологии экологического образования
Таблица 1
Задачи, связанные с формированием социально-экологической компетентности будущего учителя
на уровне преподавателя на уровне студента
Сформировать ценностные ориентации социально-экологического содержания: ценности собственного здоровья и здоровья своих близких, ценности природы и общества. Усвоить и культивировать социальноэкологические ценности.
Сформировать у студентов мотивацию к социально-экологической деятельности и поведению; убежденность в собственной причастности к защите окружающей среды; понимание общественной значимости социально-экологической деятельности; потребность активного участия в экологической деятельности; ответственность за результаты своей экологической деятельности; стремление и готовность к постоянному экологическому самообразованию. Актуализировать интерес к существующим социально-экологическим процессам и проблемам, потребности к их учету в процессе собственной жизни и деятельности, мотивацию к активной социальноэкологической деятельности; осознать необходимость получения социальноэкологических знаний и использования их в повседневной практической деятельности
Создать условия для успешного овладения системой социально-экологических понятий, знаний в области дисциплин социально-экологической направленности (см. ниже) Освоить систему знаний в области дисциплин социально-экологической направленности (см. ниже)
а) предметных: содержании основных экологических и социально-экологических понятий - экология, социальная экология, экосоциология, этноэкология; б) естественнонаучных: связях и зависимостях, существующих в экосоциосистемах; эволюционных процессах биосферы и ноосферы; биологических, физических, химических основах экологических процессов и их влиянии на организм человека и общество в целом; в) мировоззренческих: о глобальных проблемах человечества, причинах их возникновения и путях решения; специфике социально-экологических проблем; роли человека и общества в эволюции Земли; г) нормативно-правовых: об экономических и правовых аспектах природопользования; установленных обществом нормах поведения в отношениях с природной и социальной средой; правах и обязанностях граждан в области взаимодействия человека и природы; д) культурологических: о особенностях национальной и общечеловеческой культуры взаимодействия в системе «человек-природа-общество-производство», культурологических основах семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роли науки и религии в системе взаимодействия природного и социального; е) практических: о характере воздействия различной человеческой деятельности на окружающую природную и социальную среду; путях минимизации негативного воздействия человеческой деятельности на окружающую среду; источниках экологической опасности на глобальном, региональном и локальном уровнях; характере влияния на человека и общество в целом негативных факторов окружающей среды; ошибках и неправильном поведении людей при взаимодействии с окружающей средой; безопасном поведении человека с целью профилактики и преодоления воздействия негативных факторов окружающей среды на его здоровье.
о
0
1 .о
(тз
Таблица 2
Задачи, связанные с формированием специальной (профессионально-педагогической) компетенции будущего учителя
Преподаватель Студент
Сформировать положительную мотивацию к профессионально-педагогической социально-экологической деятельности, развить профессиональный интерес к организации социально-экологического воспитания школьников, потребность в работе с детьми по социально-экологическому воспитанию. Развивать и поддерживать положительную мотивацию к профессиональнопедагогической социально-экологической деятельности, развивать профессиональный интерес к организации социально-экологического воспитания школьников, потребность в работе с детьми по социально-экологическому воспитанию.
Сформировать ценностные ориентации к профессионально-педагогической деятельности, направленной на социальноэкологическое воспитание школьников. Осмыслить необходимость саморазвития и культивирования ценностных ориентаций к профессионально-педагогической деятельности, направленной на социально-экологическое воспитание школьников.
Создать условия для успешного овладения профессионально-педагогическими знаниями социально-экологической направленности (см. ниже) Овладеть профессионально-педагогическими знаниями социально-экологической направленности (см. ниже)
Способствовать овладению студентами умениями адекватного взаимодействия с социоприродной средой (см. ниже)
Освоить умения экологически целесообразного взаимодействия с социоприродной средой (см. ниже)
а) исследовательские и поисковые умения:
- выделять индивидуальные признаки человека, его принадлежность к расе;
- изучать, определять состояние здоровья, беречь его и др.;
- определять и классифицировать природные условия и ресурсы;
- изучать, использовать, охранять, воспроизводить природные условия и ресурсы на глобальном, региональном и локальном уровнях;
- использовать рациональные приемы самостоятельной работы по добыванию знаний по социально-экологическому направлению;
б) наличие прогностических умений:
- определять характер производства на какой-либо территории, выделять источник его развития и влияния на природную и социальную среду;
- прогнозировать возможные результаты своей деятельности, корректировать и перестраивать ее;
в) наличие практических умений и опыта социально-экологической деятельности:
- участие в социально-экологических проектах, движениях;
- умение вести природоохранную и природовоспроизводящую деятельность;
- умения рационального природопользования в системе концепции устойчивого развития;
- активная деятельность в решении экологических проблем.
Сформировать экологическую активность; экологическую ответственность по отношению к окружающей социоприродной среде.
технологии
Педагогические технологии экологического образования
Таблица 2. Продолжение
Задачи, связанные с формированием специальной (профессионально-педагогической) компетенции будущего учителя
Преподаватель
Студент
знания теоретических основ социально-экологического воспитания школьников;
знания нормативно-правовых документов по вопросам экологического и социально-экологического воспитания;
знания теории и методики организации педагогического процесса по социально-экологическому воспитанию школьников;
знание содержания, целей и задач, форм, методов и средств организации социально-экологического воспитания школьников;
знания педагогической диагностики социально-экологической воспитанности школьников;
знания основ практической и исследовательской деятельности социально-экологического характера;
знания современных педагогических технологий и передового опыта по социально-экологическому воспитанию школьников.
Способствовать овладению умениями и навыками организации и проведения социально-экологического воспитания школьников (см. ниже)
Овладеть умениями и навыками организации и проведения социально-экологического воспитания школьников (см. ниже)
- умение планировать процесс социально-экологического воспитания школьников;
- умение отобрать наиболее эффективные формы и методы социально-экологического воспитания;
- умение использовать разнообразные источники информации социально-экологического содержания в своей работе;
- умение организовать практическую деятельность учащихся в природе социальноэкологического направления;
- умение провести педагогическую беседу, дискуссию (индивидуальную и групповую) на социально-экологическую тематику;
- умение проводить природоохранную пропаганду и природовосстановительную работу совместно со школьниками;
- умение провести диагностику социально-экологической воспитанности школьников;
- умение спланировать и провести работу по повышению эффективности процесса социально-экологического воспитания школьников;
- умение оказать консультационную помощь учащимся в организации научно-исследовательской, экспериментальной работы социально-экологической направленности.
Способствовать формированию профессионально-педагогических личностных качеств: лидерские качества; коммуникативность; организованность; самоуправление.
Библиографический список
1. Вагнер И.В. Воспитательный компонент Федеральных государственных образовательных стандартов: подходы к развитию и реализации // Социальная педагогика. 2012. № 2. С. 5-12.
2. Гагарин А.В. Развитие экологической компетентности личности в условиях экопсихологических взаимодействий будушцх специалистов: теоретические аспекты и общие эмпирические исследования // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. «Психология, педагогика». 2010. № 2. С. 83-89.
3. Гагарин А.В., Глазачев С.Н. Экологическая акмеология: педагогическая адаптация: Учеб. пособие. М., 2012.
4. Гагарин А.В., Кузин А.А. Профессионально-экологическая культура личности: сущность, интегральный критерий проявления, акмеологические условия развития // Акмеология. 2012. № 1. С. 20-24.
5. Глазачев С.Н. Становление гуманитарных технологий в образовании // Вестник МАН. 2011. № 1. С. 5-6.
6. Глазачев С.Н., Косоножкин В.И. Экосистемный подход к охране природы // Вестник Международной Академии Наук (Русская секция). 2012. Спец. вып.: Материалы Международной конференции. С. 250-252.
7. Глазачев С.Н., Перфилова О.Е. Экологическая компетентность: становление, проблемы, перспективы. М., 2008.
8. Глазачева А.О., Гагарин А.В., Глазачев С.Н. Экологическая компетентность будущего специалиста в пространстве дизайн-образования: Учеб. пособие. М., 2011.
технологии