Подводя итоги обсуждения проблемы, хотелось бы отметить, что созданы основы для построения акмеоло-гической теории профессионализма в управлении. В этом направлении сделан первый, но очень важный шаг. Систематизированное теоретическое акмеоло-гическое знание о профессионализме в управлении обладает необходимыми
объяснительными и прогностическими функциями и, кроме того, свойством, позволяющим реализовать и практическую функцию, состоящую в том, что на данной теоретической основе можно разрабатывать программы индивидуального развития профессионализма кадров управления.
ГОТОВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ К ПРАВОМЕРНОМУ ПОВЕДЕНИЮ: СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
А. Н. Пастушеня
Аннотация: в статье раскрывается психологическая структура и содержательная характеристика готовности личности к правомерному поведению в основных сферах жизнедеятельности; определяются те психологические свойства, которые являются наиболее существенными при детерминации правомерного поведения.
Ключевые слова: готовность личности к правомерному поведению, антикриминальная устойчивость личности, психологические свойства личности, структура и содержание психологических свойств.
The summary: psychological structure and contents characteristic of readiness of a personality to lawful behaviour in the main spheres of vital activity are considered in the article; psychological characteristics which are the most essential in the determination of lawful behaviour are defined. Key words: readiness of a personality to lawful behaviour; anticriminal stability of a personality, psychological characteristics
of a personality, structure and contents of psychological characteristics.
Одна из важнейших задач воспитания личности — это подготовка ее к правомерному поведению в разнообразных сферах жизнедеятельности при решении жизненных задач в различных условиях и ситуациях. Воспитание, направленное на достижение указанного результата, является не только важнейшей составной частью процесса формирования взрослеющей личности, но и основным средством положительного изменения личности, имеющей склонности к противоправному поведению. В последнем случае воспитание носит характер исправления личности и осуществления профилактического воздействия на нее.
Сущность воспитания, ориентированного на подготовку индивида к законопослушному поведению, заключается в формировании соответствующей качественной стороны психического склада личности, представляющего собой мно-
гогранную систему психических свойств. Эта качественная сторона выражает личностные предпосылки правомерного поведения. Такое понимание сущности воспитания является универсальным, однако весьма обобщенным, что не позволяет определять конкретные задачи воспитательного процесса. Конкретизация этого положения, на наш взгляд, может быть основана на структурно-функциональном подходе к пониманию указанной качественной определенности личности. Его суть заключается в том, что в психическом складе личности присутствуют свойства, которые играют существенную роль при детерминации правовой направленности социального поведения. Они выполняют необходимые функции в психической деятельности, детерминирующей подобное поведение: обусловливают содержание социальной перцепции, мотивации, принимаемых целей и способов их достижения и иные ее составляющие. Научная проблема заключается в том, чтобы обосновать структуру таких свойств личности, отразив их виды (исходя из функций в психической деятельности) и определив содержательные характеристики, выражающие правомерную направленность. Знания об этой системе свойств позволят целенаправленно выявлять их наличие в конкретной личности, оценивать их содержание и строить прогноз юридически значимого поведения индивида, а также осуществлять формирование указанной готовности личности в процессе воспитания, исправления и осуществления профилактической работы.
В научной литературе рассматриваемая качественная сторона личности обозначается различными понятиями: «правосознание», «морально-правовая
сфера личности», «правовая позиция личности», «готовность личности к правомерному поведению», «правовая психология личности», «нравственно-правовая надежность личности» и др. Не заостряя внимание на обсуждении понятий, обозначающих эту качественную определенность психического склада личности, отметим, что, на наш взгляд, понятие «готовность личности к правомерному поведению» является более конструктивным, поскольку обозначает тот результат, которого необходимо достичь в ходе воспитания. Подчеркнем, что речь идет о готовности личности как диспозиционном образовании, а не психологической готовности субъекта к определенному поведению, которая понимается как ситуативное состояние текущего времени [3, с. 85-86]. Можно вести также речь о готовности к правомерному образу жизни. Он интегрирует правомерное поведение в различных сферах жизнедеятельности, в том числе в связи с выполнением индивидом всей совокупности присущих ему социальных ролей. Когнитивной основой готовности личности к его осуществлению можно считать законопослушную индивидуальную концепцию образа жизни как систему представлений, жизненных планов, ожиданий, принципов правомерного поведения в различных сферах жизнедеятельности.
В психологической науке широко используется структурный подход к раскрытию психических явлений, выражающих личностные предпосылки определенной деятельности или социально-ролевого поведения. Применительно к рассматриваемой проблеме заслуживает внимания и учета модель правовой психологии личности, представлен-
ная А.М. Столяренко [2, с. 64-70]. Она включает в себя такие подструктуры, как направленность личности на правомерное поведение,социально-правовые отношения, правовая компетентность. Структурный подход реализуется и в объяснении феномена индивидуального правосознания [1, с. 64]. Указанные и другие теоретические исследования в русле структурного подхода к личностным предпосылкам правового поведения содержат полезные данные. Однако дальнейшее развитие знания о них требует не только учета элементов структуры рассматриваемой сферы личности, но и выделения системообразующего ядра этой структуры, а также понимания функций элементов психологической структуры в механизме правового поведения индивида.
Наш подход к построению системы свойств, определяющих готовность к правомерному поведению, заключается в том, что в основе правовой направленности (правомерной или противоправной) поведенческого акта лежит принимаемый субъектом способ действий, обеспечивающий реализацию побуждения (мотива). Именно принимаемый субъектом правомерный способ реализации побуждения выступает системообразующим элементом в механизме правомерного поведения. Мотив побуждает действовать, а способ его реализации определяет правовое содержание действий. Источником мотива, в свою очередь, может выступать потребность (притязание, ценность, эмоциональное переживание, требующее разрядки, и т. д.) либо внешняя ситуация, которая будучи субъективно оценена, актуализирует определенную потребность или затрагивает личностную ценность. Одно
и то же побуждение может быть реализовано различными способами как правомерным, так и противоправным. Способ реализации мотива неразрывно связан с целью действий и определяет в конечном счете правовую направленность поведенческого акта (если способ противоправный, то и цель будет противоправной, и наоборот). Исходя из этого, готовность к правомерному поведению основывается на личностной приемлемости правомерных способов действий, обеспечивающих удовлетворение присущих индивиду потребностей, или на других источниках мотивации его активности, но в то же время и на неприятии противоправных способов. В свою очередь, приемлемость правомерного способа действий определяется его положительной представленностью в психическом мире личности, которая может выражаться в следующем:
- в положительных представлениях о данном способе, выражающих его положительное значение и личностный смысл;
- положительном отношении к нему, которое характеризуется эмоциональной стороной, интегрирующей положительные представления;
-усвоенном принципе(правиле)дей-ствовать таким способом в определенных случаях и при решении определенных задач;
- наличии поведенческой установки, представляющей собой не только правомерный личностный принцип (правило), но и операциональную освоенность действий, которую можно рассматривать как наличие умений и навыков.
Важнейшая сторона готовности личности к правомерному поведению — ее антикриминальная устойчивость. Она
представляет собой не только неприятие преступных способов действий, но и способность противостоять криминогенному влиянию других лиц, обстоятельств ситуации и условий жизни. Неприятие преступного способа определяется его отрицательной по содержанию представленностью в психическом мире личности. Это проявляется в том, что у субъекта преобладают отрицательные представления о таком способе, выражающие его отрицательное значение и личностный смысл. Наряду с ними он испытывает к подобному деянию отрицательное чувственное отношение, а также имеет личностный принцип, связанный с внутренним запретом действовать преступным способом («так поступать нельзя»).
Таким образом,человек, обладающий готовностью к законопослушному поведению, желает и умеет использовать правомерные способы действий, в то же время он отвергает противоправные способы и в состоянии противостоять криминогенному влиянию.
Готовность к законопослушному образу жизни может иметь различную степень сформированности. Она может быть минимальной, то есть поверхностной, фрагментарной, внутренне противоречивой, либо достаточно зрелой, устойчивой, гармоничной, системной. Зрелая готовность в отличие от поверхностной выражается в том, что субъект имеет достаточно определенные представления о правомерных путях решения жизненных задач, положительное отношение к ним, правомерные личностные принципы и нормы поведения, а также четкое отрицательное отношение к противоправным способам действий и внутренние установки-запреты на их использо-
вание. Системная готовность в отличие от фрагментарной охватывает все сферы человеческой жизнедеятельности, социальные роли и жизненные задачи, связанные с удовлетворением присущих человеку потребностей, которое требует юридически значимой активности. Такая системная готовность выражает готовность к законопослушному образу жизни. Внутренне гармоничная готовность, в отличие от противоречивой, выражается в однозначном положительном отношении к правомерным действиям и отрицательном — к противоправным, то есть индивид не имеет противоречивых представлений о данных способах (и положительных, и отрицательных), определяющих его неоднозначную позицию и допустимость при некоторых обстоятельствах как правомерного, так и противоправного поведения. Системная готовность к правомерному поведению должна охватывать ряд основных сфер жизнедеятельности, в которых человек осуществляет юридически значимое поведение. К основным из таких сфер жизнедеятельности необходимо отнести: 1) сферу материального обеспечения жизни; 2) сферу взаимодействия с другими людьми; 3) сферу досуга и развлечений.
В сфере материального обеспечения жизни готовность к правомерному поведению выражается в том, что индивид имеет достаточно зрелые намерения и умения правомерно на основе трудовой деятельности обеспечивать свой материальный достаток: жилье, питание, одежду, предметы быта и др. При этом он соизмеряет свои материальные притязания с реальными возможностями их удовлетворения. Наряду с этим он не приемлет использование противоправ-
ных способов удовлетворения материальных потребностей, выражающихся в совершении корыстных преступлений.
Готовность к правомерному поведению в сфере взаимодействия с другими людьми заключается в неприятии использования противоправного насилия и иных незаконных вредоносных действий в отношении других людей при отстаивании своих интересов или удовлетворении иных потребностей.
Касаясь вопроса о готовности к правомерному поведению в сфере досуга, необходимо отметить, что отдых и развлечения являются неотъемлемой частью жизни любого человека. Характер потребностей и приемлемых форм поведения в этой сфере существенно зависит от индивидуальной культуры и общественных традиций и влияет на юридически значимое поведение в двух указанных сферах. Так, если человек систематически пьянствует, он неизбежно
утрачивает самоконтроль, волевые усилия для полезной активности, обременен потребностью в систематическом употреблении алкоголя или наркотиков. Все это приводит к утрате социально полезных функций, тем самым существенно повышает риск криминального срыва. Положительная позиция в сфере досуга и развлечений выражается в том, что человек склонен к реализации этих потребностей в положительных формах и в то же время не имеет алкогольной и наркотической зависимости либо склонностей к аморальным развлечениям, которые сопряжены с криминальным риском.
В общем виде готовность личности к законопослушному образу жизни можно представить как систему личностных свойств, которая включает в себя (рис.1):
1) положительные представления о необходимом образе жизни, правомер-
Профессиональные и социальные умения и навыки V____
Рис. 1
ные жизненные планы, а также Я-образ как совокупность представлений о необходимых собственных качествах (значимых для правомерной социальной активности — «каким Я должен быть»);
2) потребности, интересы, притязания и ценности, адекватные правовым и моральным нормам, реальным по возможностям их правомерного удовлетворения;
3) правомерные личностные принципы и нормы (правила) поведения и удовлетворения своих потребностей и интересов;
4) социально-правовые ожидания, выражающие веру в успешную реализацию правомерных жизненных планов, а также убежденность в неизбежности наказания в случае совершения противоправных деяний;
5) профессиональные и социальные умения, необходимые для правомерного поведения, удовлетворения потребностей и выполнения социальных ролей.
Рассмотрим более детально эти основные компоненты готовности личности к законопослушному образу жизни.
Правомерные жизненные планы и представления о необходимом образе жизни выражают общую направленность жизнедеятельности, включая в себя повседневный образ жизни и связанные с ним виды деятельности и социальные роли. Эти планы и представления касаются трудовой и иной полезной занятости, жилья, материального достатка, отношений с близкими людьми, круга общения, распорядка дня, форм досуга и развлечений, а также жизненных перспектив. По содержанию жизненные планы и индивидуальная концепция образа жизни должны быть не только правомерными,
но и реальными. Особое значение имеет формирование жизненных планов в процессе исправления лиц, совершивших преступление и отбывающих наказание в условиях лишения свободы. Необходимо учитывать, что в условиях относительной изоляции осужденные в некоторой степени утрачивают реальные представления об условиях жизни после освобождения. У части из них не развито перспективное мышление, они склонны «жить одним днем». Кроме того, лица, утратившие социально полезные связи, не имеющие собственного жилья, как правило, не видят реальной возможности нормальной социальной адаптации. Причем для неоднократно отбывавших наказания в условиях изоляции жизнь в исправительном учреждении становится привычной. Часть из них существенно утрачивают привычку самостоятельно обеспечивать свой быт, не способны рационально тратить денежные средства. Эти факторы выступают неосознаваемыми психологическими барьерами в формировании положительных жизненных планов, обусловливают отсутствие веры в возможность жить законопослушно.
Целенаправленное формирование законопослушных жизненных планов осуществляется на основе ряда личностных ценностей, прежде всего ценности жизни в условиях свободы, без риска отрицательных последствий, связанных с противоправным поведением. В связи с этим важнейший момент в их формировании — это обогащение личностных ценностей и положительных смыслов законопослушной жизни и в то же время ясного осознания отрицательных сторон противоправного поведения, которое неизбежно приводит к жизненным потерям.
Наряду с положительными жизненными планами большое значение имеет развитие адекватных представлений о самом себе, о том, каким необходимо быть. Один из важнейших факторов формирования представлений о желательном Я-образе — рефлексивные представления: как меня воспринимают другие люди, как мне хотелось, чтобы они меня воспринимали, и каким я должен быть в их глазах. Применительно к процессу исправления осужденных важно учитывать, что у значительной части лиц, совершающих преступления и отбывающих наказания, наблюдается осознание социальной стигматизиро-ванности (клеймения). Оно выражается в представлениях — «мы не такие, как остальные люди, к нам относятся с недоверием и пренебрежением». Подобные мнения осужденных порождают у них «ответное» отрицательное отношение к другим людям и государственным органам, агрессивно-защитные установки, а также стремление проявлять наглость, лживость, подавлять других людей, обманывать, подчинять их своим интересам и т. п. Учитывая эти закономерности, особое внимание необходимо уделять девальвации указанных качеств и формированию убеждения в том, что доброжелательное и тактичное поведение позволяет наладить нормальные отношения с людьми, вызывает ответную доброжелательность и способствует решению жизненных проблем.
Важной стороной готовности к законопослушному образу жизни выступает содержание потребностей, притязаний, интересов и личностных ценностей. У законопослушного человека потребности и притязания соответствуют реальным возможностям их удовлетворения,
то есть не носят гипертрофированного характера, не являются аморальными или противоправными. Криминогенную направленность имеют потребности и влечения, которые заключаются в стремлении к владению дорогостоящим имуществом и развлечениям, приобретению авторитета в преступной среде, самоутверждению путем насилия над другими людьми и т. д. Они также выражаются в алкогольной и наркотической зависимости, склонностях к развратному образу жизни. На основании этого в качестве одной из задач формирования готовности к законопослушному образу жизни следует рассматривать обогащение сферы потребностей и интересов путем привития нравственных ценностей. Среди них необходимо выделить: ценности семейной жизни, воспитания детей, заботы о родителях, трудовой деятельности, здорового образа жизни, дружбы с законопослушными людьми, эстетического облагораживания жилья, ведения домашнего хозяйства, культурного досуга, саморазвития и др. В то же время необходима девальвация аморальных, гипертрофированных влечений и притязаний и соответствующих им личностных ценностей.
Ядро готовности к законопослушному образу жизни образует комплекс личностных принципов и норм правомерного поведения и решения жизненных задач, которые должны охватывать основные сферы жизнедеятельности, социальные роли и вероятные проблемные ситуации. Первостепенное значение имеют личностные принципы и нормы, определяющие действия, направленные на обеспечение удовлетворения материальных потребностей и своего социального статуса, в том числе личного досто-
инства. В связи с этим важнейшими личностными принципами, какуказывалось ранее, являются обязательность трудовой деятельности как способа материального обеспечения жизни (недопустимость незаконного завладения материальными ценностями) и благоразумного (без применения насилия) отстаивания своих интересов в отношениях с другими людьми, в том числе в конфликтных ситуациях. Правомерные правила и способы должны иметь положительный личностный смысл, осознаваться как наиболее правильные, разумные с точки зрения жизненных ценностей. В то же время должны быть сформированы личностные запреты («так действовать нельзя») на совершение корыстных и насильственных противоправных деяний, употребление наркотиков, злоупотребление алкоголем и др. Формирование внутренних запретов основывается на смыслообразующих убеждениях (например, в том, что противоправные и аморальные деяния приносят вред и лицу, их совершающему, и его близким людям, угнетают душевное состояние, приводят к наказанию и жизненным потерям. Особое значение имеет формирование личностного принципа проявлять самоопределение и не поддаваться влиянию со стороны других лиц, склоняющих к противоправным деяниям.
В формировании правомерных стремлений, жизненных планов и способов их реализации немаловажную роль играют социально-правовые ожидания. Они должны касаться, с одной стороны, правомерного образа жизни, с другой — противоправного. Эти ожидания заключаются в уверенности в том, что правомерным путем можно обеспечить свое нормальное материальное и социальное
положение, а совершение противоправных деяний, употребление наркотиков, систематическое пьянство неизбежно влекут за собой отрицательные жизненные последствия.
Формирование социально-правовых ожиданий имеет существенное значение при исправлении осужденных. Значительная их часть предвидят высокую вероятность, что в будущем будут снова осуждены, поскольку не смогут справиться с трудностями жизни в условиях свободы, криминальными соблазнами и собственными недостатками. Особенно это проявляется у лиц, которые потеряли связи с родственниками, не имеют жилья и материальных средств. Такие осужденные свыкаются с мыслью, что им придется совершать преступления и отбывать наказания, поэтому у них необходимо укреплять веру в возможность осуществления положительных жизненных намерений и решения проблем, не совершая преступлений.
Как правило, у лиц, имеющих криминогенные склонности, также проявляется уверенность в возможности избежать юридической ответственности при совершении преступлений: они рассчитывают на свой преступный опыт, удачу, поддержку друзей и т. д. В связи с этим у них целесообразно формировать представления о неотвратимости кары за совершение преступлений, ее опасности даже при небольшой вероятности раскрытия преступлений, обострять осознание такой опасности и жизненных потерь в случае совершения преступлений.
Подструктура социальных умений и навыков имеет самостоятельное значение, поскольку наличия правомерных стремлений еще недостаточно для их реализации. Необходимо обладать
умениями и навыками правомерного социального поведения. К ним относятся профессиональные умения и навыки (профессиональная подготовленность), привычка систематически трудиться, умение правильно строить взаимодействие с различными категориями людей, в различных ситуациях и с различными целями (получение информации, налаживание сотрудничества, отстаивание своей позиции, защита своего достоинства). Важную роль играет формирование навыков самоконтроля, способности сдерживать агрессивные и иные отрицательные побуждения и влечения.
Изложенное понимание готовности личности к законопослушному образу жизни как психологической структуры позволяет достаточно четко определить задачи воспитательной работы, которые заключаются в формировании и закреплении рассмотренной совокупности психологических свойств.
Литература
1. Ефремова Г.Х., Ратинов А.Р. Психология правосознания // Энциклопедия юридической психологии / под общ. ред. А.М. Столяренко. — М., 2003.
2. Прикладная юридическая психология / под ред. А.М. Столяренко. — М., 2001.
3. Психологический словарь / под ред. В.П. Зин-ченко Б.Г. Мещерекова. — М., 2006.
О ВОЗМОЖНОСТЯХ ПСИКаЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ИЗУЧЕНИИ И РАЗРЕШЕНИИ КОНФЛИКТОВ
В. Г. Зазыкин
Аннотация: в статье представлены возможности психолого-акмеологического подхода в области гуманитарных исследований, в первую очередь касающихся проблем конфликтологии. Ключевые слова: конфликт, психо-лого-акмеологический подход, конфликтология.
Abstract: the article presents the possibility of psycho-acmeologic approach in the field of humanities research, especially concerning issues of Conflict. Key words: conflict, psychological acmeological approach, conflict.
Последние годы, по свидетельству многих специалистов в области конфликтологии, характеризуются значительным возрастанием числа различных конфликтов практически во всех
сферах жизнедеятельности человека (А.Я. Анцупов, Е.М. Емельянов, А.К. Зайцев, А.Н.Сухов, А.И. Шипилов и др.). Это привело к интенсификации исследований конфликтов, осуществляемых в разных науках, укреплению позиций обобщающих междисциплинарных исследований, проводимых в проблемном поле, связанном с конфликтами, поиску новых методов эффективного разрешения конфликтов или управления ими. О внимании отечественной науки к проблемам конфликта свидетельствует количество публикаций, а также докторских и кандидатских диссертаций, защищенных за последние пятьдесят лет — их более шестисот 1, хотя некоторые идеологизированные науки не так
1 См.: Анцупов А.Я., Прошанов С.Л. Российская конфликтология: аналит. обзор 607 диссертаций. ХХ век. М., 2004.