факультетам университетов и юридическим вузам Казахстана, Таджикистана, Узбекистана, Туркменистана, Киргизии и имеют в виду:
а) учредить при Центре специальный журнал;
б) поставить перед Центром задачу координации исследователей и организации встреч, семинаров и конференций.
3. Участники X Коллоквиума считают целесообразной для улучшения изучения римского права организацию преподавания латинского языка в университетах, в частности на юридических факультетах университетов и в юридических вузах.
4. Участники X Коллоквиума рекомендуют организовать в Италии для преподавателей римского права из различных европейских и азиатских регионов специальные краткосрочные курсы по отдельным тематикам и методикам преподавания.
5. Участники X Коллоквиума романистов Центральной и Восточной Европы и Азии считают существенным для своей деятельности международное сотрудничество.
6. Участники X Коллоквиума в том, что касается проведения XI Коллоквиума, устанавливают:
а) принять к рассмотрению вопрос о взаимном влиянии правовых культур и о роли
римского права в этом процессе; в частности, рассмотреть точки соприкосновения и формы сближения ценностей зароастрийского, римского и мусульманского права;
б) провести сравнительный анализ юридической науки Древнего Рима и новых правовых «общностей» (например, Европейского Союза);
в) проанализировать этапы распространения римского права в провинциях, произошедшего постепенно и на глубинном уровне, в силу необычайного сближения политических, экономических и культурных факторов, способствовавших созданию и развитию права народов весьма отличных друг от друга стран;
г) принять предложение проф. Самбриа-на организовать XI Коллоквиум 2007 г. в Университете г. Крайовы, в Румынии.
Душанбе, Рим [М.А. Махмудов, П. Каталано]
Подготовил (адаптировал) материал для настоящей публикации В.В. Трофимов, доцент кафедры истории государства и права ТГУ им. Г.Р. Державина
Поступила в редакцию 12.07.2006 г.
ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО В ТВОРЧЕСТВЕ Б.Н. ЧИЧЕРИНА И СОВРЕМЕННОСТЬ
А.С. Кокорев
Kokorev A.S. State and society in works by B.N. Chicherin and the present. The information about the fifth international conference “Chicherin’s readings” which was held on May 18-19, 2006 in Tambov State University named after G.R. Derzhavin, which was organized by the Sociological Society named after M.M. Kovalevskyi and by Chicherin’s Centre in TSU named after G.R. Derzhavin. Scientists from St. Petersburg, Moscow, Voronezh, Saratov, Lipetsk, Tambov and scientist from the USA and the Republic of Korea took part in the conference.
С такой темой 18-19 мая 2006 г. в Тамбовском государственном университете им. Г.Р. Державина состоялись пятые международные «Чичеринские чтения», организованные Социологическим обществом имени М.М. Ковалевского и Чичеринским центром ТГУ. В них приняли участие ученые Санкт-Петербурга, Москвы, Воронежа, Саратова, Ли-
пецка, Тамбова, а также ученые США и Республики Кореи.
Открыл чтения проректор ТГУ профессор
В.Н. Окатов, который передал участникам конференции приветствие ректората и рассказал о творчестве Б.Н. Чичерина и его месте в истории русской науки, чья жизнь и деятельность органично связана с Тамбовским краем, о вкладе
тамбовских ученых в исследование творчества своего знаменитого земляка.
На пленарном заседании был сделан ряд докладов.
Руководитель Чичеринского центра, доктор социологических наук, профессор A.C. Кокорев выступил с докладом «Б.Н. Чичерин и его место в истории русской науки», в котором было отмечено, что обращение к опыту прошлого и изучение классического наследия русской социологии создает возможность для лучшего понимания проблем современного российского общества. Вся теоретическая и практическая деятельность Б.Н. Чичерина была направлена на создание научной теории общественного развития, разработки социологии реформ. Обладая энциклопедическими познаниями, творческой продуктивностью и решимостью в отстаивании собственных убеждений, он создал фундаментальные сочинения по самым разным областям гуманитарной науки: праву, истории, философии, политологии и социологии, которые не потеряли своей актуальности до настоящего времени. Идеи Чичерина о принципах развития и взаимодействия государства и гражданского общества, о роли и задачах власти в проведении демократических преобразований, строительстве правового государства представляют значительной интерес.
Б.Н. Чичерин по праву считается создателем государственно-юридической школы в социологии - уникального явления, не имеющего аналогов на Западе. Основа его социологической концепции - идея главенствующей роли государства в истории России. Государство -высшая форма общежития, высшее сочетание свободы с разумным порядком, служение идеалу общего блага, охрана свободы и прав личности и собственности. Представители русской государственной школы находили свой идеал разумной действительности в идее правового государства, в разумном сочетании конституционного строя и демократических преобразований.
Заведующий кафедрой истории и теории социологии Санкт-Петербургского государственного университета, доктор философских наук, профессор А.О. Бороноев посвятил свое выступление проблеме интеграции социогума-нитарных наук в образовательном процессе. Отметив важность проблем интеграции социо-гуманитарного знания в настоящее время в связи с достижением апогея «автономизации» наук, что является тормозом для развития комплексного подхода к существующим проблемам, докладчик подчеркнул актуальность вос-
создания его целостности, преодоление одностороннего подхода к изучению выдающихся мыслителей прошлого, продиктованного идеологической конъюнктурой. А.О. Бороноев указал на необходимость внимательного прочтения теоретического наследия Б.Н. Чичерина, П.А. Сорокина, М.М. Ковалевского, которые не делили науки для объяснения проблем общественного развития. В частности, опыт комплексного подхода Б.Н. Чичерина чрезвычайно актуален сегодня для объяснения глобалистских проблем, вставших перед миром. По его мнению, Б.Н. Чичерин является одним из тех социальных мыслителей, кто всегда размышлял о будущем обустройстве России, создавал конкретные программы ее обновления.
Проблеме соотношений государства и общества в концепции Б.Н. Чичерина был посвящен доклад зав. кафедрой русской истории Воронежского государственного университета, доктора исторических наук, профессора Л.М. Искры, который подчеркнул, что почти во всех работах Б.Н. Чичерина присутствует проблема государства, через призму которой он рассматривал остальные вопросы. И основной проблемой здесь Б.Н. Чичерин считал вопрос о различиях и взаимоотношениях государства и общества. По его мнению, государство осуществляет общенациональные задачи, но в личной деятельности, как материальной, так и духовной, человек свободен. Здесь влияние государства может быть только косвенное и только во имя общих интересов. Частное благо - это цель гражданского общества. Бесспорно, чрезмерное расширение государственных функций ведет, с одной стороны, к порабощению, а с другой - к социальному иждивенчеству. Но Б.Н. Чичерин, по мнению Л.М. Искры, преувеличивал позитивные возможности свободной конкуренции. Отсутствие социальной защиты порождает социальную ненависть, неизбежно ведущую к великим потрясениям. Ни науку, ни культуру, ни образование, ни здравоохранение, ни многое другое нельзя переводить на рыночные отношения. Государство, если оно действительно выражает национальные интересы, обязано в этой области главные материальные тяготы брать на себя. В сообщении делается вывод о том, что представления Чичерина об обществе и государстве заслуживают глубокого изучения и не потеряли практической значимости, а индивидуализм, сторонником которого он был, для России не приемлем.
Вопросам демократии и ее перспектив на будущее было посвящено выступление зав. кафедрой социологии политических и социаль-
ных процессов социологического факультета СПбГУ, доктора социологических наук, профессора В.Д. Виноградова, который отметил, что Б.Н. Чичерин неоднозначно относился к демократии, исследовал ее положительные и отрицательные стороны в зависимости от форм правления, государственного устройства, «умственного развития народа» и т. д. Идеализируя будущее развития человечества, ученый утверждал, несомненно, рациональную идею для конкретного общества и государства: «Чем меньше единство, в обществе, тем больше должно быть единства в государстве, то есть, тем независимее и сосредоточеннее должна быть государственная власть». Актуальность данного утверждения для развития современного российского общества и государства не вызывает сомнения. В современной России развитие и укрепление демократии провозглашается одной из стратегических задач, которая должна учитывать состояние современного российского общества. Известно, что либеральная демократия конца 80-90-х гг. XX столетия, целенаправленно привнесенная извне на просторы советского, а затем - российского государства и отрицавшая все отечественные теоретические и практические ценности и достоинства прошлого, привела к распаду первого и всеобщей деградации второго. Время «упоения» прелестями западной демократии довольно быстро сменилось манипуляциями первых застрельщиков российской демократии, приведшими к материальному и социальному расщеплению народа. Властные и материальные ресурсы оказались в руках либерального меньшинства, в то время как большинство населения вынуждено было перейти с режима созидания на режим выживания. Заимствованный тип западной демократии превратился в жестокого коррумпированного Левиафана. Пренебрежение интересами человека, нации, народа фактически обессмысливает существование самого государства, делает его чужеродным, по мнению докладчика.
Профессор кафедры философии и методологии науки ТГУ Н.М. Аверин сделал доклад на тему «Охранительный» либерализм Б.Н. Чичерина как элемент идеологии русского консерватизма XIX века». Известно, что Б.Н. Чичерин является основателем и разработчиком теории либерального консерватизма в России, сторонником монарха-реформатора Александра II, назвав такой либерализм «охранительным либерализмом». Докладчик отметил, что Б.Н. Чичерин, исходя из исторического опыта, выработал новый тип консервативной идеоло-
гии, отличный от традиционного консерватизма, унаследованного от Н.М. Карамзина. Ее стратегическая цель остается всегда неизменной - привязанность к историческим началам общества. Но реальное содержание консерватизма, методы осуществления своих целей обязательно изменяются с изменением жизни народа. Главная задача, по мнению Б.Н. Чичерина, состоит в том, чтобы отыскать на каждом историческом рубеже те силы, которые могут стать опорным элементом общественной организации. Не менее важна и другая задача подлинных консерваторов - уметь, как говорил Б.Н. Чичерин, определить, что следует сохранить и с чем надобно проститься. Консервативные, охранительные начала - это поиск в процессе преобразований тех основных элементов жизни, которые сохранят преемственность общественного развития. По оценке Б.Н. Чичерина, консерваторы - это партия политического реализма, отвергающая мечтательные требования, разрушение во имя неизвестного будущего.
Председатель Тамбовского отделения Российской ассоциации политической науки, доктор политических наук, профессор Тамбовского государственного технического университета В.Ф. Пеньков выступил с докладом «Власть и местное самоуправление в современной России как сфера услуг: к вопросу о возможных параметрах концепции». Докладчик отметил, что в настоящее время в России, несмотря на «догоняющую модернизацию», процесс преобразования управленческих структур получил более или менее зримые очертания, превратившись в оптимальную модель. Особенно это просматривается на законодательном уровне. Однако конституционные контуры власти и местного самоуправления на практике далеки от вариантов «вычерченных в осях» норм права. Например, крен, сделанный в сторону представительства, не находит должной реализации в действующей парадигме власти. Причина видится, по мнению докладчика, в том, что предано забвению предупреждение Б. Н. Чичерина о двойственном характере представительства, являющегося «вместе и выражением свободы, и органом власти». На практике властные институты у нас стали держателями свободы власти, а точнее - зоной бюрократии и волокиты. Особенно зримо это ощущается на местном управлении, где гражданин сталкивается с властью в душной толкотне коридоров органов государственной регистрации, в милицейских лабиринтах, выстаивая многочасовые очереди у окошков паспортно-визовой службы.
Доклад доктора философских наук, профессора кафедры истории русской философии философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета И.Д. Осипова назывался «Учение о свободе воли в метафизике Б.Н. Чичерина», а доклад доктора философских наук, профессора кафедры философии и методологии науки ТГУ И.И. Булычева - «О взаимосвязи социальной статики и динамики в философии Б.Н. Чичерина». Эти доклады выслушаны с большим вниманием участниками конференции.
Особый интерес вызвал доклад доктора социологии, профессора факультета психологии Индианского государственного университета США, который был посвящен психологическим основаниям для защиты природной среды обществом. Естественная среда сохраняет психологическую ценность для человечества и ее следует рассматривать по трем направлениям: как духовный ресурс, как среду обитания и как эмоциональный ресурс. Докладчик сделал вывод, что природное окружение вызывает «духовные размышления», восстанавливает внимание, вызывает положительные чувства.
Затем состоялись выступления в секциях. В первой секции «Социально-философские взгляды Б.Н. Чичерина и современность» участвовали: Л.В. Зимина - д. филолог. н., доцент кафедры издательского дела и редактирования Московского государственного университета печати; В.Ф. Томилин - д. с. н., профессор, зав. кафедрой социологии и политологии ТГУ; A.A. Соболева - к. п. н., профессор кафедры библиотечно-информационной деятельности ТГУ; A.B. Зимин - к. полит. н., доцент кафедры социологии и политологии ТГУ; Ж.М. Ляшева -к. ф. н., доцент кафедры теоретической и прикладной социологии ТГУ; Л.А. Гребенькова -к. с. н., доцент кафедры теоретической и прикладной социологии ТГУ; Н.Б. Николюкина -к. ф. н., доцент кафедры педагогической и возрастной психологии ТГУ; Г.Е. Субочева - к. с. н., ассистент кафедры социологии и политологии ТГУ; аспиранты кафедры теоретической и прикладной социологии Е.В. Агеева, М.В. Субо-
чев; H.A. Остерман - соискатель кафедры культурологии ТГУ; Ли Сын Чул - соискатель СПбГУ; И.М. Сидорова - студентка 5 курса библиотечного отделения ТГУ.
Во второй секции «Государственно-политические и правовые взгляды Б.Н. Чичерина и современность» выступили: А.И. Юдин - д. ф. н., профессор, зав. кафедрой философии и методологии науки ТГУ; Г.Н. Дробышев - к. э. н., профессор, директор филиала Поволжской академии государственной службы в г. Тамбове; O.A. Кокорева - к. ю. н., доцент СПбГУ МВД РФ; Н.В. Стрекалова - к. и. н., доцент, зам. директора по воспитательной работе АГСО ТГУ; A.B. Захаров - к. ю. н., доцент кафедры теории государства и права, зам. директора по науке Института права ТГУ; О.П. Пенькова - к. и. н., доцент кафедры истории культуры и музейного дела ТГУ; В.В. Трофимов - к. ю. н., доцент кафедры истории государства и права ТГУ; H.A. Иванова - к. ю. н., доцент кафедры гражданского права и процесса ТГУ; А.К. Семьянинов - к. ф. н., доцент кафедры социологии и политологии ТГУ; М.А. Крылова - к. с. н., доцент кафедры теоретической и прикладной социологии ТГУ; Ю.Г. Клименко - соискатель кафедры теории государства и права ТГУ; Т.Ю. Бахарева - студентка 4 курса Академии искусств, сервиса и рекламы ТГУ.
На заключительном пленарном заседании было отмечено, что социология Бориса Николаевича Чичерина - одна из первых попыток создания проекта будущего общества, отразившая конкретные исторические условия того периода. Он полнее многих своих русских современников ощутил глубинные потребности эпохи. Другое дело, что его идеи были брошены на «неподготовленную» почву. Но изучение духовного наследия русского мыслителя XIX
в., без сомнения, имеет большую ценность для общественной науки и представляет определенный интерес в плане политической практики современной России.
Поступила в редакцию 20.07.2006 г.