ресов и потребностей трудящихся классов. Однако прогрессивный характер носила критика Бакуниным бюрократизма, чрезмерной централизации, государственного социализма, обоснование гуманистических принципов народного самоуправления и свободы личности.
В целом философская концепция М.А. Бакунина носит противоречивый характер и не может быть отнесена однозначно к определенной философской школе. Однако при всей непоследовательности философских построений русского мыслителя, несостоятельности бунтарских призывов, следует отметить плодотворность его попыток переосмысления наследия классической немецкой философии, стремления опереться на современные ему научные теории, обобщить опыт общественно-политических движений, связать философию с жизнью, с реальными потребностями народа. Все это позволяет рассматривать Бакунина как одного из видных представителей русской философской мысли.
1. Стеклов Ю.М. Михаил Александрович Бакунин, его жизнь и деятельность: В 3 ч. Ч. 1. М., 1920. С. 19.
2. Бакунин М.А. Собрание сочинений и писем: В 4 т. М., 1934. T. 1.С.27.
3. Бакунин М.А. Собр. соч. и писем. М., 1934. Т. 2. С. 107.
4. Бакунин М.А. Собр. соч. и писем. М., 1935. Т. 4. С. 102-103.
5. Бакунин М.А. Собр. соч. и писем. М., 1935. Т. 3. С. 139.
6. Бакунин М.А. Избр. соч.: В 5 т. Пг. - М., 1919. Т. 2. С. 144.
7. Бакунин М.А. Философия. Социология. Политика. М., 1989. С. 128.
8. Бакунин М.А. Избр. соч. Пг. - М., 1921. Т. 5. С. 64.
9. Бакунин М.А. Избр. соч. Пг. - М., 1920. Т. 4. С. 85.
10. Графский В.Г. Бакунин. М., 1985. С. 54-55.
11. Бакунин М.А. 1876-1926. Неизданные материалы и статьи. М., 1926. С. 101.
12. Arvon H. L’anarchisme au ХХ-е siècle. P., 1979. P. 93.
13. Материалы для биографии М. Бакунина. М. -Л., 1928. Т. 3. С. 202.
14. Канев С.Н. Революция и анархизм. М., 1987. С. 125.
15. Стеклов Ю. Михаил Александрович Бакунин. Его жизнь и деятельность: В 4 т. М. - JL, 1927. Т. 3. С. 68.
ЧИЧЕРИНСКОМУ ЦЕНТРУ 10 ЛЕТ
А.С. Кокорев
Kokorev A.S. 10 years of the Checherin Centre. The article looks at the history of the Chicherin Centre, its role in the study and dissemination of Chicherin’s spiritual legacy in modern Russian society it also con-
tains an account of the conference dedicated to the 175'
Один из первых очагов современных исследований чичеринского наследия возник на родине ученого в Тамбове в начале 90-х годов по инициативе декана социологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета Александра Ользоновича Бороноева и ученых Тамбовского государственного института культуры В.Н. Окатова, Н.М. Аверина, A.C. Кокорева.
В 1993 году в Тамбове состоялась первая международная конференция, посвященная творчеству Бориса Николаевича Чичерина под названием «Б.Н. Чичерин и традиции русской социологии». Несколько позже Уче-
anniversary of B.N. Chicherin’s birth.
ным советом Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина было узаконено научное объединение - Центр по изучению теоретического наследия Чичерина (Чичеринский центр), который органично вписывается в осуществляемый университетом курс на изучение отечественного социо-гуманитарного наследия, его регионального аспекта.
Жизнь и научная деятельность Б.Н. Чичерина неразрывно связаны с Тамбовским краем. Родился он 26 мая 1828 года в Тамбове в родовитой и состоятельной семье помещика. На Тамбовщине провел детские и от-
роческие годы. После окончания юридического факультета в 1849 году Б.Н. Чичерин решает посвятить себя научной деятельности: пишет диссертацию и занимается общественной работой. В 1861 году его избирают профессором государственного права в Московском университете. В конце 60-х годов после конфликта с университетским руководством Чичерин уходит в отставку и живет в родовом имении Караул Кирсановского уезда (ныне Инжавинский район), занимается научной деятельностью и работой в земстве. Здесь на Тамбовщине прошли три с половиной десятилетия его жизни, когда были написаны его выдающиеся произведения: «История политических учений» в пяти томах, «Собственность и государство» в двух томах, трехтомное сочинение «Курс государственной науки», «Наука и религия», «Философия права» и другие.
Умер Б.Н. Чичерин 3 февраля 1904 года в Москве в один из своих обычных для него приездов. После отпевания в университетской церкви прах его перевезли в родную ему Тамбовскую усадьбу Караул.
Все теоретическое творчество философа пронизывает своеобразная сверхзадача, сформулированная еще в 60-е годы, - исследование перспектив и путей исторического развития русского общества, русской государственности. Разработанная Чичериным концепция «либерального консерватизма» -это стратегия социально-политической модернизации России, позволяющая, как ему представлялось, избежать, с одной стороны, разрушительных революционных потрясений, а с другой - окостенелости и деградации существующего режима.
Несмотря на бесспорное дарование и принадлежность к российскому истеблишменту, общественная и научная судьба Чичерина складывалась трудно и противоречиво. Его попытки на общероссийской арене повлиять на выработку правительственного курса раз за разом заканчивались неудачей, наталкивались на упорное противодействие политической элиты страны, в том числе самого императора Александра III, считавших чичеринские идеи чересчур радикальными. В научном мире России еще при жизни философа преобладало мнение, что его интеллектуальное творчество устарело, принадлежит уже минувшей эпохе. В советское время Чичерин был безоговорочно причислен к идео-
логам самодержавия, и его теоретическое наследие выступало преимущественно как объект критики, в значительной мере предвзятой, чрезмерно политизированной. Положение стало несколько меняться лишь с середины 70-х годов XX века, когда после длительного забвения научное наследие Чичерина начинает снова привлекать к себе внимание исследователей. Новый виток интереса к жизни и научному творчеству Чичерина возникает в 90-е годы на волне перестроечных и реставрационных настроений в постсоветской России. Увеличилось число публикаций, затрагивающих различные стороны его интеллектуального наследия, создаются диссертационные работы на чичеринском материале, формируется новое восприятие Чичерина как выдающегося русского обществоведа второй половины XIX столетия.
Активное участие в этой работе приняли ученые Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина.
Чичеринский центр совместно с социологическим обществом им. М.М. Ковалевского за время своего существования подготовил и провел четыре научные конференции, посвященные творчеству Б.Н. Чичерина. Издано пять сборников статей: «Б.Н. Чичерин и традиции русской социологии» (1993), «Б.Н. Чичерин и социально-философская мысль России XIX века» (1995), «Научное наследие Б.Н. Чичерина: история и современность» (1998), «Чичеринские чтения» (2001); «Духовное наследие Б.Н. Чичерина и современность» (2003); два научных пособия: «Социально-политические взгляды Б.Н. Чичерина» (1994) и «Социально-политическая мысль России конца XIX - начала XX веков (Б.Н. Чичерин)» (2001), автор к.ф.н. профессор A.C. Кокорев; хрестоматия «История русской социологии» (2001), автор к.ф.н. доцент
В.В. Шпаковский; коллективная монография под редакцией к.ф.н. профессора Н.М. Аверина «Поборник свободы и права (Б.Н. Чичерин и социально-философская мысль России второй половины XIX века)». Издается научный труд Б.Н. Чичерина «Социология», - одна из первых работ такого направления, опубликованная в России в 1896 году и не переиздававшаяся до настоящего времени.
Определенный вклад сделан и в популяризацию теоретических воззрений, разработанных Б.Н. Чичериным: стали традицион-
ными научно-популярные лекции для юношества, в университете читаются спецкурсы, посвященные творчеству ученого. Например, в 2003 году после прослушанного спецкурса лекций состоялись научные конференции студентов института психологии и педагогики «Социологические взгляды Б.Н. Чичерина» и студентов отделения культурологиии «Б.Н. Чичерин и Тамбовский край». По нашей инициативе утвердилась традиция присуждения чичеринских стипендий аспирантам и студентам вузов Тамбовской области. Областная Дума утвердила премии имени Б.Н. Чичерина и Г.В. Чичерина.
В последнее время происходит рост внимания к Б.Н. Чичерину как социальному теоретику. Пишутся и защищаются докторские и кандидатские диссертации. Складываются целые направления исследований в Санкт-Петербурге, Москве, Волгограде, Воронеже, Тамбове и других вузовских центрах. Мы стремимся объединить в межрегиональном масштабе исследовательские усилия социологов, философов, историков, юристов. Этому, в частности, служат Чиче-ринские чтения, активными участниками которых являются такие ученые как А.О. Боро-ноев, В.Д. Виноградов, В.В. Козловский, И.Д. Осипов (Санкт-Петербург), В.А. Китаев (Волгоград), J1.M. Искра (Воронеж), М. Гай-стлингер (Австрия, Зальцбург), В.Н. Окатов, Н.М. Аверин, И.И. Булычев, В.А. Каримов,
С.В. Туманова, А.К. Семьянинов, В.В. Шпа-ковский, A.B. Захаров, A.B. Зимин и другие.
В конце 2003 года состоялись четвертые Всероссийские Чичеринские чтения, которые были посвящены 175-летию со дня рождения Бориса Николаевича Чичерина на тему «Духовное наследие Б.Н. Чичерина и современность». В них приняли участие ученые Санкт-Петербурга, Москвы, Архангельска, Иванова, Саратова, Воронежа, Волгограда, Тамбова.
А.О. Бороноев отметил важность проблем интеграции социогуманитарного знания в настоящее время в связи достижением апогея «автономизации» наук, что является тормозом для развития комплексного подхода к существующим проблемам, подчеркнул актуальность воссоздании его целостности, преодоления одностороннего подхода к изучению выдающихся мыслителей прошлого, продиктованного идеологической конъюнктурой; указал на необходимость вниматель-
ного прочтения теоретического наследия Чичерина. Опыт комплексного подхода Б.Н. Чичерина чрезвычайно актуален сегодня для объяснения глобалистских проблем, вставших перед миром. По мнению А.О. Бороноева, Б.Н. Чичерин является одним из тех социальных мыслителей, кто всегда размышлял о будущем обустройстве России, создавал конкретные программы ее обновления.
Как отметил И.Д. Осипов, творческое наследие Б.Н. Чичерина играет важную роль в развитии философской культуры, который стремился всячески поднять уровень отечественной философии, полагая, что подлинной задачей ученого-патриота является усвоение плодов мировой науки для развития культуры своего отечества. Докладчик определил философию Б.Н. Чичерина как научную метафизику, включающую методологию рационального философствования, которая содержит в себе следующие требования: а) идеальные начала должны оправдываться опытом действительности, б) действительность должна освещаться и направляться светом философских начал. Только сочетание метафизического и эмпирического познания позволяет постигать закономерности развития бытия и духа.
И.Д. Осипов солидарен с H.A. Бердяевым, который заметил, что сила философии Чичерина в «философском обосновании индивидуализма и замечательной философии права, в сознании метафизической природы либерализма, взятого в его идеальной надыстори-ческой чистоте».
A.C. Кокорев показал роль Б.Н. Чичерина в истории русской социологии, который представил общую систему социологии, включающую в себя: 1) государственное право, 2) социологию - как науку об «исследовании общества в его составных элементах и влияние на государство» и 3) политику - как науку об «исследовании воздействия государства на общество». Обладая энциклопедическими знаниями, Б.Н. Чичерин создал социологию как синтезирующую науку на основе философии, истории, права, политического опыта, выработал целостную философскую концепцию исторического развития общества вообще и российского общества в частности, сопоставляя Россию и Запад. Докладчик отметил, что Б.Н. Чичерин является создателем государственной школы в социологии,
которая впоследствии активно поддерживалась и углублялась такими видными учеными как К.Д. Кавелин, С.М. Соловьев, В.И. Сергеевич, В.О. Ключевский, П.А. Милюков, П.И. Новгородцев, А.Д. Градовский и другими. Им были заложены основы знаменитой теории «закрепощения сословий государством», учение о консервативном либерализме, о государстве, партиях и многое другое.
A.C. Кокорев показал, что Б.Н. Чичерин не является «чистым» метафизиком, его социология познания носит комплексный характер, элементами которого являются: а) метафизическое познание мира; б) эмпирическое познание фактов или явлений; в) приложение опытных данных к общему закону развития. Это позволяет отнести Б.Н. Чичерина в методологическом плане к приверженцам научного позитивизма.
B.Д. Виноградов подчеркнул, что государство, по Чичерину, это не только специальный аппарат управления, а воплощение духовных, нравственных способностей человека и прежде всего разума, чувства, воли. Это - властный союз свободного народа, связанного законом в одно юридическое целое, управляемое верховной властью с целью осуществления «общего блага». В.Д. Виноградов проанализировал взгляды Чичерина на государственное устройство российского общества, который считал, что для многонациональной России с ее обширными пространствами и возможными социальными катаклизмами наиболее эффективной и эластичной формой правления является конституционная монархия, которая может существовать как в образе демократии, так и в образе временной диктатуры - в зависимости от «внутреннего состояния» всей общественной системы.
Докладчик отметил, что современная российская государственность переживает не лучшие времена. Сформировавшаяся в 90-е годы прошлого века политическая структура государственной власти, основанная и до сих пор функционирующая на кланово-олигар-хических принципах, под флагом демократии и рыночной экономики довольно легко глушит разумные предложения крупных общественных сил России по преодолению негативных последствий «горбачевской перестройки» и «ельцинского реформирования».
Актуализации политических взглядов Б.Н. Чичерина в современной России был
посвящен доклад В.К. Мокшина, который подчеркнул, что сегодня государственные органы нашей страны проявляют недостаточное внимание к политической науке. Об этом говорит тот факт, что в конце 90-х годов в учебных планах вузов политология перестала быть обязательной дисциплиной. Докладчик указал на актуализацию идей Б.Н. Чичерина в политической жизни общества. Подробно остановился на проблеме бюрократии, которую Б.Н. Чичерин рассматривал как реальную силу, способную свести на нет все усилия верховной власти по преобразованию российского общества. Проблему бюрократии Б.Н. Чичерин связывал с централизацией управления государством, считая ее полезной или вредной в зависимости от конкретно-исторических условий страны и народа; с земством, которое «способно ввести бюрократию в должные границы, уменьшить ее недостатки и сделать полезным учреждением в государстве».
Н.М. Аверин отметил, что главная цель и заветная дума Чичерина-философа - судьба социально-политического устройства России на пороге XX столетия. В осуществлении реформы в России по Чичерину должны участвовать не только прогрессивные партии, но и охранительные. Чичерин излагает свои идеи в статьях «Что такое среднее сословие?», «Что такое охранительные начала?», «Различные виды либерализма» и др. В них Чичерин разрабатывает новое течение в общественной мысли так называемый «либеральный консерватизм», который должен стать по замыслу Чичерина синтезом жизнеспособных, конструктивных установок либерализма и традиционной охранительной идеологии, служить теоретической базой реформирования российского общества.
А.Г. Айрапетов посвятил свое выступление проблеме «Б.Н. Чичерин о значении исторического опыта Запада для России», а
В.Ф. Пеньков - «Б.Н. Чичерин как историк политической мысли».
В работе секции «Социально-философские взгляды Б.Н. Чичерина» участвовали:
A.B. Захаров, A.B. Аргунова, A.B. Зимин, Е.С. Шляхова, В.Ф. Томилин, Н.В. Астахова и другие.
В работе второй секции «Государственнополитические и правовые взгляды Б.Н. Чичерина» выступали: С.В. Туманова, A.C. Зазы-
кин, Н.Е. Садохина, Т.А. Квасова, В.Ю. Карпов, J1.A. Гребенькова, O.A. Кокорева и другие.
При подведении итогов конференции все ее участники высказали мнение, что изуче-
ние богатого наследия Б.Н. Чичерина вступает в новую фазу его осмысления и использования в практической жизни современного российского общества.
ВСЕГО ПЯТЬДЕСЯТ. А СДЕЛАНО НЕМАЛО!
(К юбилею доктора филологических наук, профессора, Почетного работника высшего профессионального образования РФ, директора Института филологии А.Л. Шарандина)
В.Г. Руделев
Only fifty. How much has been done! (Towards the jubilee of A.L. Sharandin, PhD in philology, Professor, Honorary Worker of Higher Professional Education of the RF, Director of the Institute for Philology).
Время пролетает быстрее, чем хотелось бы, но оно оставляет след в виде событий. И вот уже красивый, высокий, умный студент, к которому я пришел на урок, - доктор филологических наук, профессор и даже директор Института, в котором я работаю, как работал тогда, когда обратил внимание на юного Анатолия Леонидовича Шарандина и пригласил его в свой семинар. Как-то очень четко представилось будущее этого, безусловно, одаренного человека, чистого, честного и на редкость преданного.
Вступительные экзамены в аспирантуру Анатолий Леонидович сдавал, еще одетый в военную форму: ему пришлось послужить в армии; и каждый вступительный ему засчитывали как кандидатский: так высок был интеллектуальный накал рождающегося учено-
го-языковеда. Но учиться Анатолию Леонидовичу было нелегко: мешала (!) нестандартность мышления, критическое состояние ума, недоверие к установившимся догмам; ему было тесно даже в рамках Тамбовской лингвистической школы, расправлявшейся с рутиной довольно активно.
Спорил Анатолий Леонидович спокойно и твердо; в его сознании строилось лингвистическое пространство, в котором рождались конструкты и понятия, плохо совмещаемые с тем, что было в те годы усвоено и осмыслено; было совершенно ясно, что Анатолий Леонидович - самостоятельный ученый, пионер, новатор; ему нельзя было мешать; его невозможно было подчинить, приспособить к чему-то уже пробившему дорогу.
Кандидатская диссертация А.Л. Шарандина была посвящена глаголу, и он в те отдаленные годы обратил внимание на концептуальный характер глагольных категорий, которые до него исследовали в основном формально. Открытия А.Л. Шарандина повлияли на всё направление, которое составили тамбовские языковеды. Докторантская пора молодого исследователя была связана с Ленинградом, с педагогическим институтом имени Герцена, с блестящим ученым и талантливым педагогом С.Т. Ильенко.
Талант нового руководителя, обретенного А.Л. Шарандиным, как раз и заключался в умении видеть и не мешать, в способности поддержать то, что все равно пробьет себе путь. В Ленинграде А.Л. Шарандин вырос в серьезного ученого, способного сплотить