Научная статья на тему 'Государственный учет показателей безопасности дорожного движения в ГИБДД Московской области: состояние, проблемы, взгляд в будущее'

Государственный учет показателей безопасности дорожного движения в ГИБДД Московской области: состояние, проблемы, взгляд в будущее Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
386
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
безопасность / ДТП / процессуальные действия / safety / accident / proceedings

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Олег Михайлович Порташников, Виктор Владимирович Кузнецов, Дмитрий Сергеевич Горбатенко

Раскрывается проблема государственного учета показателей безопасности дорожного движения в Московской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Олег Михайлович Порташников, Виктор Владимирович Кузнецов, Дмитрий Сергеевич Горбатенко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State registration of road safety indicators in the State Traffic Safety Inspectorate of the Moscow Region: state, problems, look to the future

The article deals with the problem of State accounting indicators of road safety in the Moscow region

Текст научной работы на тему «Государственный учет показателей безопасности дорожного движения в ГИБДД Московской области: состояние, проблемы, взгляд в будущее»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 34 ББК 67

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ ПОКАЗАТЕЛЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В ГИБДД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ, ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ

ОЛЕГ МИХАЙЛОВИЧ ПОРТАШНИКОВ,

начальник ФКУ «НИЦ БДД МВД России», полковник полиции;

ВИКТОР ВЛАДИМИРОВИЧ КУЗНЕЦОВ, заместитель начальника полиции, начальник Управления ГИБДД ГУ МВД России

по Московской области, генерал-майор полиции; ДМИТРИЙ СЕРГЕЕВИЧ ГОРБАТЕНКО, старший научный сотрудник Московского авиационного института (национального исследовательского университета)

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Раскрывается проблема государственного учета показателей безопасности дорожного движения в Московской области.

Ключевые слова: безопасность, ДТП, процессуальные действия.

Annotation. The article deals with the problem of State accounting indicators of road safety in the Moscow region. Keywords: safety, accident, proceedings.

Введение. Проблема обеспечения безопасности движения является сложной и многоплановой системой. Возникновение дорожно-транспортных происшествий (ДТП) представляет собой социально-экономическое явление, являющееся результатом воздействия инженерных, контрольных, надзорных, климатических, социальных, демографических и других факторов.

Самое сложное условие для достижения сбалансированного функционирования системы обеспечения безопасности дорожного движения (БДД) — это совместное исследование социальных, организационных, технических и экономических аспектов рассматриваемой проблемы.

В современной обстановке обеспечение безопасного поведения участников дорожного движения, водителей в частности, и, как следствие, минимизация совершения ДТП, является одной из серьезнейших социально-экономических проблем.

Проявление водителем восприятий и ощущений выражается в стратегии и тактике управления транспортным средством (ТС). Стратегия управления ТС является результатом теоретической и практической подготовки, а также следствием организации транс-

портного процесса. Наличие большого числа факторов, определяющих стратегию управления транспортом, создает неопределенность в ее формировании. Тактика управления транспортным средством есть реализация выработанной стратегии. Она проявляется в оперативном изменении режима движения. Иными словами, тактика заключается в принятии решения и выполнении необходимых действий в процессе движения на основе поступающей оперативной информации с учетом выработанной стратегии. Принятие решения является следствием восприятия водителем поступающей к нему информации и проявляется, в конечном итоге, в виде выбора режима движения. В процессе выработки решения человек стремится к минимизации потерь и к максимизации выигрыша. Однако, следует отметить, что результат деятельности различен в силу субъективности оценки ситуации и различия целей. В процессе принятия решения водителю приходится решать сложные задачи, связанные с рассмотрением большого числа параметров, которые обладают (как в отдельности, так и в сочетании) различной ценностью. Сложность безошибочного принятия решения заключается в несоответствии воспринятой информации исходной.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальность проблемы. Анализ воздействия на водителя различных параметров позволяет отнести к числу заслуживающих особого внимания способность водителя определять режим (в том числе скорость) движения управляемого им транспортного средства. Непрерывность и большой поток информации, получаемый водителем от объектов окружающей дорожной обстановки, рассматривается как отвлекающий фактор от контроля за процессом управления транспортом.

Поэтому учет ДТП должен включать в себя, помимо констатации времени, вида, места ДТП, данных о транспортных средствах, и персональных данных участников ДТП, довольно широкий спектр информации, а именно:

♦ информацию о статусе и категории дороги (улицы), параметрах дороги (улицы), имеющихся недостатках состояния проезжей части, недостатках или серьезных несоответствиях ГОСТам существующих схем организации движения и обустройства дорог (улиц), недостатках функционирования технических средств регулирования движения и искусственного освещения;

♦ информацию о факторах, воздействующих на существующий на момент совершения ДТП режим движения на дороге (улице): сужение проезжей части транспортом, посторонними предметами, ремонтной деятельностью, средствами торговой деятельности; наличии препятствий движению пешеходов по пешеходным дорожкам (тротуарам) в виде припаркованного транспорта, ремонтной и производственной деятельностью, торговлей, природными осадками;

♦ информацию об объектах притяжения транспортных и пешеходных потоков в районе места ДТП;

♦ характеристику перевозок, осуществляемых транспортными средствами, участвовавшими в ДТП;

♦ информацию об основных и сопутствующих нарушениях правил дорожного движения, допущенных участниками ДТП, и об их социальном положении.

С целью соответствия вносимых в государственный учет данных о ДТП реальному положению дел необходимо наличие информативных фотоматериалов с места ДТП, которые должны демонстрировать состояние проезжей части, организацию движения, обустройство дороги (улицы), погодные явления, номерные знаки, наличие (отсутствие) неисправностей участвовавших транспортных средств.

Механизм учета ДТП. В подразделениях ГИБДД Московской области вышеназванные задачи учета ДТП решаются с помощью автоматизированной информационно-управляющей системы «АИУС», которая представляет собой электронный журнал информации о ДТП.

После поступления первичных сведений о произошедшем ДТП от выезжавшего на место экипажа дорожно-патрульной службы (ДПС), сотрудник дежурной части или дежурный офицер подразделения ГИБДД на районном (городском) уровне (строевого подразделения ДПС) осуществляют первичное заполнение карточки ДТП.

После проведения необходимых процессуальных действий, а также после поступления уточняющих фотоматериалов (например, в светлое время суток), происходит окончательное заполнение карточки сотрудниками заинтересованных служб подразделения ГИБДД (строевого подразделения ДПС).

Окончательную корректировку карточки осуществляет инспектор по исполнению административного законодательства. После этого карточка утверждается начальником ГИБДД или командиром строевого подразделения ДПС.

При технической невозможности внести информацию о ДТП в АИУС в подразделении ГИБДД или строевом подразделении ДПС (главным образом авария или сбои в энергоснабжении), информацию вносят сотрудники Центра управления УГИБДД.

После полного заполнения и утверждения карточка и приложенные к ней документы рассматриваются сотрудниками профильных отделов УГИБДД области. В случае наличия ошибок или несоответствия внесенных в карточку сведений приложенным фотоматериалам происходит корректировка полей карточки (в том числе путем выставления карточки на «Региональный контроль»). Также может быть осуществлена корректировка карточки в случае выставления ее на «Федеральный контроль».

При отсутствии замечаний по заполнению карточки сотрудники организационно-аналитического отдела УГИБДД, как ответственные за государственный учет ДТП, осуществляют прием карточки и выгрузку ее в государственную статистическую отчетность (МИАС).

В целях повышения качества заполнения карточек Управлением ГИБДД не реже одного раза в месяц проводятся учебные семинары с сотрудниками

№ 6 / 2017

Вестник Московского университета МВД России

223

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

подразделений ГИБДД области, на которых демонстрируются ошибки, обсуждаются спорные ситуации, возникающие при заполнении карточек, вырабатываются основные рекомендации по действиям при таких ситуациях, проводится обучение новых пользователей.

Основные проблемы учета. К сожалению, осуществление учета ДТП с помощью программы АИУС на территории Московской области сталкивается с наличием некоторых проблем, а именно:

♦ периодически возникающие технические сбои в работе программы (всплывающие окна-сообщения системы, зависание программы, автоматическое закрытие), которые приводят к потере данных и к необходимости нового их ввода;

♦ «отставание» существующих в АИУС справочников административно-территориальных образований и названий и статуса улиц в населенных пунктах от проводимой администрацией Московской области политики реорганизации районов области в городские округа;

♦ реально существующие причинно-следственные связи возникновения ДТП, вносимые в карточку, иногда не проходят логический контроль и карточка не поддается приему и отправке в госстатотчетность;

♦ существующие в справочниках автомобильные дороги иногда не совпадают по статусу и километражу с установленными владельцем дороги.

Анализ аварийности. В целом использование программы АИУС в подразделениях ГИБДД области способствует получению более широкого спектра информации о дорожно-транспортной аварийности, причинно-следственных связях возникновения ДТП и состоянии улично-дорожной сети и организации движения.

Использование АИУС в аналитической работе дало возможность определить основные факторы, способствующие возникновению (или предупреждению) ДТП на территории области. Причем, что очень важно, без необходимости физического нахождения на месте ДТП.

В свою очередь, были сформулированы статистические показатели, характеризующие значения вышеопределенных факторов, способствующих совершению ДТП на территории области.

Сбор значений этих показателей по нескольким автомобильным дорогам за ряд лет дал возможность,

применив методы статистического моделирования и прогнозирования, получить математические модели аварийности. Модели применимы для определения:

♦ прогнозного количества ДТП на перспективу;

♦ количественного изменения уровня аварийности в результате изменения значения каждого включенного в модель фактора (показателя) на единицу собственного измерения, при условии, что остальные факторы остаются без изменения, складывающегося на протяжении исследуемого временного периода;

♦ количественного изменения уровня аварийности в результате изменения значений нескольких (всех) включенных в модель факторов (показателей) на единицу собственного измерения, складывающегося на протяжении исследуемого временного периода;

♦ эффективности (способствование предотвращению возникновения ДТП) или неэффективности (способствование возникновению ДТП) различных мероприятий, прямо или косвенно затрагивающих движение на автодороге.

Выводы. Можно сделать вывод о том, что АИУС как средство учета ДТП вполне может быть использована для формирования региональной политики по повышению безопасности дорожного движения.

Для большего соответствия современным требованиям к визуализации учета ДТП необходимо периодически осуществлять модернизацию программы АИУС по следующим направлениям:

♦ оперативное изменение справочников, используемых в программе;

♦ исправление существующего в программе логического контроля;

♦ расширение возможностей системы АИУС по автоматическому формированию отчетов и выборок по всем полям системы;

♦ исключение необходимости включения в государственный учет происшествий, которые можно условно назвать дорожно-транспортными (например, опрокидывания и падения в лесу, поле, замершем озере и т.п., т.е. непрофилактируемых происшествий, которые произошли в местах, не приспособленных для движения автомобильного транспорта);

♦ оснащение подразделений ГИБДД техническими и аппаратными средствами, необходимыми для оперативного и качественного ввода информации в АИУС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.