Проблемы предупреждения административных правонарушений в сфере дорожного движения
В.Н. Разгуляев
В статье раскрываются проблемы предупреждения административных правонарушений в области дорожного движения. Приводятся статистические данные безопасности на российских дорогах и динамика противоправного поведения участников дорожного движения, ненадлежащего исполнения ими установленных правил дорожного движения. Также выделяются основные факторы, влияющие на увеличение административных правонарушений в сфере дорожного движения и намечаются некоторые пути их разрешения, направленные на усиление транспортной безопасности на автомобильных дорогах России.
The problems of preventing administrative offences in the sphere of road traffic are considered in the article. The authors give statistical data on the safety on Russian roads and the dynamics of infringement upon road safety by drivers. The attention is paid to the factors influencing the increase of administrative offences in the sphere of road traffic. The article presents the ways of solving these problems to provide safety on the Russian roads.
Процесс становления правового государства сложен и противоречив. Стабильность и защищенность являются необходимыми условиями становления гражданского демократического общества в России, прогрессивного и процветающего государства, а поиск путей разрешения существующих противоречий одной из задач российской юридической науки. Поэтому не случайно повышенное внимание современной юридической науки к проблемам правопорядка.
Наибольшую опасность для правопорядка представляют правонарушения. Наличие этих деструктивных явлений существенно тормозит осуществление социально экономических реформ, ставит под угрозу законные права и интересы граждан, общества, государства. В общей структуре совершаемых противоправных деяний значительное место занимают административные правонарушения, а они в России сегодня превратились в один из самых типичных антиобщественных противоправных явлений [1]. Административная де-ликтность наряду с преступностью представляет собой сложную деструктивную систему, опасность которой постоянно возрастает [2].
Вместе с тем, из всех систем, с которы-
Разгуляев Виктор Николаевич - адъюнкт ГОУ ВПО Дальневосточного юридического института МВД Российской Федерации, капитан милиции (г. Хабаровск)
ми гражданам приходится каждый день иметь дело хочется выделить автодорожный транспорт, который является основным источником повышенной опасности. Административные правонарушения, допускаемые участниками дорожного движения в сфере автомобильного транспорта, прочно заняли одно из ведущих мест в ряду важнейших социально-экономических и демографических проблем России.
За последние годы существенного сокра-
щения наиболее распространенных административных правонарушений в сфере дорожного движения не произошло, поэтому актуальность исследуемой проблемы обусловлена острой необходимостью повышения безопасности дорожного движения, в первую очередь, через предупреждение административных правонарушений в этой сфере.
Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации подчеркнул, что решение проблемы обеспечения безопасности дорожного движения (далее БДД) относится к наиболее приоритетным задачам развития нашей страны. Поэтому без активного вмешательства науки и практики в процесс обеспечения безопасности
Нарушения установленных Правил дорожного движения (далее ПДД) только увеличивают вероятность этой опасности для всех её участников на дороге и являются основными причинами увеличения количества допускаемых дорожно-транспортных происшествий (далее ДТП). Постоянное увеличение административных правонарушений в сфере дорожного движения приносит свои негативные последствия посредством ДТП. В год потери России от ДТП превышают более чем в 2 раза все потери СССР в афганской войне [4].
Во всем мире ежегодно в ДТП гибнет почти 1,2 млн. человек, а телесные повреждения получают до 50 млн. человек, что равно общей численности населения пяти крупных городов. При этом, на долю стран
Динамика основных показателей состояния БДД в России [5]
300
250
200
150
100
50
Число раненых (тыс. чел)
183'9 178,4 177,9 183'8 182,1 179,}
189,9
174 о ’ -----------------------*----------♦-----------+
167,3 160,5 156,5 160,3 159,8 157,6 164,4
Число погибших (тыс. чел)
274,8
208,5 223,3
Колличество ДТП (тыс. чел)
35,6 32,8 29,5
27,7
29
29,7 29,6 30,9 33,2 35,6 34’5 33,9
1994 1995 1996 1997
1998
1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005
дорожного движения проблемы в этой сфе- с низким и средним уровнем дохода при-
ре с каждым годом будут только обострять- ходится 90% общего числа травм. И если
ся [3]. ничего не предпринимать по снижению
Масштабы проблемы в России [7]
Демография и последствия ДТП
правонарушений в сфере дорожного движения, то к 2020 году по всему миру будет наблюдаться значительный рост количества смертельных случаев и травм в результате ДТП (примерно на 70-80%) [6].
В России ежедневно на улицах и дорогах погибают и получают различные травмы около 800 человек. Подавляющая часть погибших и пострадавших от ДТП - это здоровые и работоспособные граждане в возрасте от 18 до 45 лет, что подрывает демографический резерв общества. Только за 2005 год в результате ДТП погибли 34 тыс. человек, 275 тыс. человек получили ранения, 20% пострадавших стали инвалидами. Экономические потери от происшествий ежегодно в России составляют более 300 млрд. рублей, это 2,4-2,6% ВВП нашей страны, а темп прироста экономического ущерба достиг 5-7% в год [8].
Уровень совершаемых в России правонарушений в сфере дорожного движения растет катастрофически, о чем свидетельствует проведенный анализ совершаемых административных нарушений в сфере дорожного движения на примере нескольких регионов Дальневосточного федерального округа с учетом предполагаемого прогноза.
Доминирующей в совершении нарушений на дороге, главным образом, является возрастающая диспропорция между приростом численности автопарка и дорожной инфраструктурой. Дополняется это недостаточным функционированием системы обеспечения безопасности дорожного движения, её составляющих элементов всего комплекса «человек - транспортное средство - дорога - окружающая среда». Данные элементы не скоординированы в работе друг с другом и поэтому не дают действенных результатов в обеспечении безопасности дорожного движения. Усиливается это, главным образом, отрицательным формированием самой личности участника дорожного движения, которое складывается из-за сложившихся социальных расколов в современном обществе и исторически сформировавшегося правового нигилизма, который продолжает стимулироваться коррупцией во властных структурах государства.
Определяющее влияние на уровень аварийности на дорогах России, главным, образом оказывают совершаемые участника-
ми дорожного движения административные правонарушения в рассматриваемой сфере. Влияние это находится в прямой зависимости от правонарушений, что подтверждают математические расчеты, использование метода корреляции. Полученный коэффициент корреляции имеет признаки как значительной, так и сильной связи совершаемых ДТП от административных правонарушений. К примеру, коэффициент корреляции ДТП, совершенных водителями в состоянии опьянения, и число совершаемых правонарушений в состоянии опьянения показал прямую зависимость роста ДТП от совершаемых правонарушений. По Хабаровскому краю расчетами было установлено, что эта связь является прямой и очень сильной (К=0,813). Такова же зависимость роста ДТП, совершаемых водителями индивидуального АМТС, от роста легкового автопарка Хабаровского края, в частности иностранного производства (К=0,943 связь прямая сильная), отечественного производства (К=0,437 связь прямая умеренная) [10].
На диаграмме [11] показаны основные факторы, способствующие совершению ДТП, в них фигурируют в основном водители транспортных средств и их нежелание исполнять установленные правила вождения.
Каждое десятое ДТП совершается по вине водителя, находящегося в состоянии алкогольного опьянения, около трети ДТП связаны с неоправданным нарушением скоростного режима, каждый седьмой правонарушитель не имеет права на управление транспортным средством. Из всех допускаемых водителями нарушений можно выделить следующие:
- управление водителями транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения;
- выезд на встречную полосу;
- неверно выбранный скоростной режим транспортного средства [12].
В России ежегодно число водителей, привлеченных к административной ответственности за нарушение правил дорожного движения, фактически составляет треть населения страны [13]. Примерная численность всего населения России 141 млн. человек, при этом ежегодно к административной ответственности привлекают не менее 100 млн. человек, из них более
Статистические данные по отдельным регионам ДФО РФ совершаемых административных нарушений в сфере дорожного движения с наглядным отображением динамики негативного прогноза и предполагаемого роста [9]
500000 400000 300000 -200000 100000 -
исходные данные по административным нарушениям в _______Амурской области РФ_____
ПРОГНОЗ динамика исследуемого признака _____методом экстраполяции_______
2001
2002
2003
2004
2005
2006
2007
2008
2009
160000
140000
120000
100000
80000
60000
40000
20000
0
2001
ПРОГНОЗ динамика исследуемого признака методом экстраполяции
линия тренда
исходные данные по административным нарушениям в Магаданской области РФ
2002
2003
2004
2005
2006
2007
2008
2009
140000 120000 100000 80000 60000 40000 20000 0 2001
2002
2003
2004
2005
2006
2007
2008
2009
250000
200000
150000
100000
50000
0
2001
2002
2003
2004
2005
2006
2007
2008
2009
линия тренда
ПРОГНОЗ динамика исследуемого признака методом экстраполяции
2009
половины привлекают к административной ответственности за нарушение установленных правил дорожного движения [14].
Однако не надо сбрасывать со счетов и большое количество невыявленных нару-
шений ПДД, что свидетельствует о том, что действующая система штрафов и их взимания стимулирует и сотрудников ГИБДД, и водителей к сокрытию правонарушения. Безнаказанность на дорогах,
Факторы, способствующие ДТП
Наиболее частые нарушения ПДД водителями
управление ТС водителем в состоянии опьянения; 25,50%
нарушение правил маневриров ания; 32,00%
превышение установленной скорости; 17,50%
нарушение очередности проезда; 23,50%
нарушение перевозки грузов и пассажиров; 2,00%
нарушение требований регулирования; 11,00% несоблюдения дистанции; 6,50%
другие причины;
3,00% использование - внешних свет, приборов; 2,50%
неправильный расчет остановочного пути; 2,00%
связанная как с низкими штрафами, так и с отсутствием наказания за неоднократность нарушения правил, приводит к постоянному росту числа правонарушений при снижении возможностей ГИБДД к их
обнаружению.
Раскрывая некоторые факторы, влияющие на совершение административных правонарушений в сфере дорожного движения, можно выделить несколько основ-
ных, которые являются самыми приоритетными на сегодняшний день и влияют, в целом, на БДД и динамику совершаемых ДТП. Один из доминирующих элементов - неудовлетворительное состояние дорожного полотна в России, механические дефекты и низкие сцепные качества его покрытия и т.д. Недостаточная оснащенность дорог техническими средствами (такими как: дорожные знаки, разметка и светофоры) выступает немаловажным фактором возникновения происшествий и нарушений ПДД. Многие федеральные автодороги работают на пределе пропускной способности. Рост автомобильного парка к 2020-2025 гг. предполагает составить 550±50 авт./1000 жителей, что в 1,5 раза выше уровня, достигнутого сегодня, на большей части территории России, и в 5-8 раз будет выше уровня, в расчёте на который создавалась улично-дорожная сеть [15].
Для разрешения этой задачи требуется конструктивный пересмотр развития организации движения транспорта и пешеходов в городах. Ведь современный уровень обеспечения потребности в движении горожан на собственном транспорте не превышает 20%. Для удовлетворения спроса требуется увеличение пропускной способности сети не менее чем в 5 раз, а наличия и вместимости автопарковок - более чем в 10 раз [17]. Усовершенствование всей дорожной инфраструктуры в населенных пунктах поможет разрешить сложившуюся ситуацию.
На примере Хабаровского края наглядно видны [18] ощутимый рост легкового транспорта на федеральных трассах и городах региона и нехватка дорожной сети в крае. В частности, движение в городе Хабаровске очень затруднительно из-за огром-
ных автомобильных пробок, особенно в цен-Динамика количества транспортных средств (ТС) и протяженности дорог в России [16]
511 517 523 532 537
Протяженность дорог с твердым покрытием (тыс. км)
541
544
546
1997
1998
1999
2000
2001
2002
2003
2004
Прогнозируемая динамика роста количества ТС в Хабаровском крае
450000 400000 350000 300000 250000 200000 150000 -100000 -50000 0
406228 чиело зар
щ 351773 АМТС в >
Щ Ыг 288221
■ ■ 282548
Иэб92 В Ш _
Н2684 «302 НЗЗ<
чиело зарегистрированного АМТС в Хабаровском крае
293390
308344
281832 287065
6910
256051
І1302 Из369 1б448 1з091 1б910 И^39
ПРОГНОЗ. Динамика роста методом экстраполяции
число легкового
транспорта,
I— зарегистрирован
ного в
Хабаровском
крае
I
1998
1999 2000
2001
2002 2003 2004 2005
2006
тральной его части. Интенсивное увеличение строительства жилья в центре Хабаровска не рассчитано на пропускную способность городских дорог. Увеличивая плотность населения, имеющего определенный достаток, чтобы приобрести автомобиль, мы наблюдаем связанный с этим дефицит определенных потребностей в увеличении автопарковок имеющего или приобретенного автотранспорта, а самое основное в движении по узким улицам. Эти условия и толкают водителей к совершению противоправных деяний по средствам допускаемых ими правонарушений.
Для решения этой задачи необходимо:
- пересмотреть схемы улично-дорожных сетей населенных пунктов;
- увеличить пропускную способность улиц и их пересечений путем увеличения ширины проезжей части;
- создать специализированные дороги для движения грузовых и большегрузных автомобилей, построить новые дорожные развязки;
- применить современные инновационные методы и технические средства для регулирования движения, ориентированные на движение транспортных потоков большой плотности;
- увеличивать и развивать системы обеспечения автопарковок и автостоянок в городе;
- освещать проезжие части и использовать новые средства дорожной информации;
- применять современное информационное обеспечение городского движения, с внедрением современных технологий навигации, средств оповещения и широким привлечением средств массовой информации с их возможностями оперативного информационного обеспечения.
Наряду с этим, в значительной степени причиной неблагополучной ситуации на дорогах является и низкое качество подготовки будущих водителей. Автомобилизация страны увеличила число лиц, желающих получить право на управление транспортными средствами, а это сказывается на подготовке водителей и приводит к их некачественному обучению. Связано это с целым рядом причин:
- низкое качество готовности водительских кадров и недостаточная квалификация преподавательского состава автошкол;
- невыполнение в полном объеме программ обучения;
- несоответствие материально-технической базы образовательных учреждений предъявляемым требованиям или её неэффективное использование;
- формальный подход к процессу обучения преподавательским составом и лицами, проходящими обучение, причем последние не особо желают получить знания, ими преследуется другая цель - быстрее получить водительское удостоверение.
О низком уровне подготовки водителей в автошколах говорит то, что каждое четвертое ДТП совершается водителями со стажем управления транспортными средствами до трех лет, из них 40% - водителями на первом году после получения водительского удостоверения. Неопытными водителями, имеющими стаж до двух лет, совершается каждое десятое ДТП и в среднем по их вине гибнет каждый десятый пострадавший [19].
Для разрешения обозначенной проблемы необходимо увеличить срок обучения в автошколах, их более качественный подход к системе подготовки водительского состава, совершенствование деятельности ГИБДД по приему квалификационных экзаменов у кандидатов в водители, а также пересмотр условий лицензирования соответствующих образовательных учреждений. Одной из предполагаемых жестких мер в этом направлении видится ужесточение способа выдачи водительского удостоверения. Так, например, предлагаемая нами мера - это выдача временного водительского удостоверения с определенным испытательным сроком. В данный срок включается ведение наблюдательного дела по совершенным в этот срок правонарушениям и ДТП. Наличие этих сопутствующих негативных факторов дает основания для непрохождения этого испытания водителю, в результате которого водительское удостоверение не выдается. Лицо, непрошедшее испытательный срок, направляется на дополнительное обучение в учебную организацию.
В дополнение ко всему предлагается ввести проверку знаний водителей-участни-ков ПДД сотрудниками ГИБДД или дополнительное обучение водителей по окончании срока действия водительского удостоверения в случае, если водитель в тече-
ние этого срока не проходил повышения квалификации по специальности на работе. Эти меры позволят в большей степени добиться от участников дорожного движения четкого знания установленных для них правил и обязанностей.
Еще одним фактором в совершении административных правонарушений в сфере ПДД является низкая культура поведения и «озлобленность» на дорогах среди участников дорожного движения. Данное поведение обусловлено формированием личности в неблагоприятной социальной среде. Причинами этого является исторически сложившийся правовой нигилизм, причем не только со стороны водителей, сознательно нарушающих ПДД, но и со стороны пешеходов. Последние не только игнорируют установленные правила дорожного движе ния в силу нежелания их соблюдать, но и по элементарному незнанию этих правил и других правовых норм в этой области. Как правило, основная часть среди участников дорожного движения плохо разбирается в правах и обязанностях сотрудников ГИБДД и других субъектов административной юрисдикции. Это отрицательно сказывается не только на состоянии безопасности движения, но и на характере отношений, складывающихся между участниками дорожного движения, сотрудниками ГИБДД и другими государственными органами, причастными к обеспечению правопорядка в дорожном движении. Все это приводит к нарушениям законности, вызывает справедливые жалобы и нарекания всех участников дорожно-транспортных отношений.
Переломить ситуацию с негативным поведением участников дорожного движения можно на основе их постоянной и целенаправленной воспитательной работы. Эта работа должна проходить вне зависимости от возрастной категории участников и их социального положения в обществе. Введение отдельной учебной дисциплины в общеобразовательную систему обучения правилам дорожного движения, позволит рассматривать вопросы безопасности дорожного движения на курсах обязательных предметов как важную междисциплинарную область знаний, включающую практический, социальный и культурный аспекты. Организованное обучение участников дорожного движения безопасному поведению на дорогах и улицах может снизить риск аварийности
и травматизма, особенно у детей, и поможет им получать навыки поведения в реальных ситуациях в дорожном движении.
Из перечисленных факторов следует отметить и недостаточную работу органов исполнительной власти по предупреждению и профилактике административных правонарушений в области дорожного движения. Эта проблема является причиной роста числа правонарушителей дорожного движения и увеличения совершаемых ими ДТП. Неоднократные кампании по реформированию ГИБДД, связанные с их деятельностью в сфере обеспечения БДД, не оказали существенного влияния на состояние дел. В том числе, и в деле повышения правосознания водителей, в их доверительных отношениях с сотрудниками органов внутренних дел, обеспечения законных прав граждан, предупреждения взяточничества среди сотрудников дорожно-патрульной службы и др. Этому в немалой степени способствует наличие целого ряда причин: низкий уровень денежного довольствия личного состава; слабая профессиональная подготовленность сотрудников ДПС; постоянные участия ГИБДД в мероприятиях по сплошному досмотру ТС и перевозимых грузов в рамках антитеррористических операций; ограничение вывоза и ввоза сельскохозяйственной и промышленной продукции, основанные на защите интересов группировок, состоящих из представителей деловых кругов, государственных властных структур и др.
Отсутствие доверительного отношения участников дорожного движения к органам государственной власти, в чьи задачи входит осуществление безопасности дорожного движения, их солидарное «противостояние» государственным органам, говорит о реально существующей сегодня проблеме. Поэтому любые программы, направленные на осуществление БДД, разрабатываемые государственными органами, в первую очередь, должны затрагивать социальный и правовой аспекты. Иначе все эти программы не будут эффективно работать и на должном уровне исполняться всеми участниками дорожного движения.
Пути выхода из сложившейся ситуации в органах исполнительной власти в лице ГИБДД видятся во внедрении новых инновационных технологий контроля и выявления АП (установка видеонаблюдения на городских улицах и перекрестках, использо-
вание современных методов медицинского освидетельствования, применение новейших технических средств измерения скорости, и т.д.), в упрощении и в своевременном оформлении процедуры ДТП, повышении требований к профессиональной подготовке личного состава сотрудников ГИБДД с соответствующим повышением их социального пакета, в том числе и уровня денежного довольствия, современное оснащение постов ГИБДД средствами патрулирования и оборудования, новыми электронными средствами видеонаблюдения и информационного обеспечения, эффективными средствами аварийно-спасательных работ и возможности оказания первой медицинской помощи.
Бесспорно одно, исполнение всеми государственными органами возложенных на них задач будет способствовать улучшению ситуации на улицах городов и автомобильных дорогах. С проблемой БДД в одиночку не справиться, только конструктивное сотрудничество и добрая воля всех участников дорожного движения и государственная заинтересованность в этом помогут действовать эффективно в правовом воспитании общества, что приведет к снижению административных правонарушений в целом.
Литература и источники:
1. До дин, Е.В. Административная делик-тология в системе юридических наук / Е.В. Додин // Советское государство и право. -1991. - №17. - С. 17.
2. Никулин, М.И. Проблемы науки административной деликтологии / М.И. Никулин. - Хабаровск: ДВЮИ МВД России, 2005. - С. 5.
3. Государственный доклад о состоянии безопасности дорожного движения в Российской Федерации // Хабаровск: ДВНМЦ ОТ и БДД, 2006. - С. 3.
4. Общероссийская общественная конференция «Обеспечение безопасности дорожного движения - единая задача государства и общества, важное условие укрепления национальной безопасности России», 8 апреля 2005 г. - Хабаровск: Изд-во НМЦ «Автокадры», 2005. - С. 21.
5. Там же. - С. 12.
6. Всемирный доклад о предупреждении дорожно-транспортного травматизма //Пер.
с англ. - М.: Изд-во «Весь Мир», 2004. -
С. 192.
7. Электронный ресурс ДОБДД МВД России. Статистка. // Официальный сайт
www.gibdd.ru
8. Государственный доклад о состоянии безопасности дорожного движения в Российской Федерации // Хабаровск: ДВНМЦ ОТ и БДД, 2006. - С. 91 - 94.
9. Сведения Управления ГИБДД: УВД Хабаровского края, УВД по Амурской области, УВД по Магаданской области, УВД по Камчатской области, УВД по Сахалинской области. Запросы: №9/3210, 10/2-2177, 14/1623, 818/1033, 11/1370. - 2007 г.
10. Там же.
11. Электронный ресурс ДОБДД МВД России. Статистка // Официальный сайт
www.gibdd.ru
12. Сведения Управления ГИБДД: УВД Хабаровского края, УВД по Амурской области, УВД по Магаданской области, УВД по Камчатской области, УВД по Сахалинской области. Запросы: №9/3210, 10/2-2177, 14/1623, 818/1033, 11/1370. -2007 г.
13. Электронный ресурс газеты «Щит и меч». Выступление начальника Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России генерал-лейтенанта милиции В.Н. Кирьянова на страницах газеты «Щит и меч» http:// www.m vd.ru/struct/3302/3980/100018/
14. Никулин, М.И. Указ. соч. - С. 5.
15. Государственный доклад о состоянии безопасности дорожного движения в Российской Федерации // Хабаровск: ДВНМЦ ОТ и БДД, 2006. - С. 24.
16. Общероссийская общественная конференция «Обеспечения безопасности дорожного движения - единая задача государства и общества, важное условие укрепления национальной безопасности России», 8 апреля 2005 г. - Хабаровск: Изд-во НМЦ «Автокадры», 2005. - С. 11.
17. Государственный доклад о состоянии безопасности дорожного движения в Российской Федерации. - Хабаровск: ДВНМЦ ОТ и БДД, 2006. - С. 24.
18. Данные Управление ГИБДД УВД Хабаровского края. Запрос №9/3210. - 2007 г.
19. Государственный доклад о состоянии безопасности дорожного движения в Российской Федерации.- Хабаровск: ДВНМЦ ОТ и БДД, 2006. - С. 6 - 7.