Научная статья на тему 'Государственный казначейский контроль: теоретико-методологический аспект развития'

Государственный казначейский контроль: теоретико-методологический аспект развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1398
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТ / ОБЪЕКТ / ПРЕДМЕТ / МЕТОД / ФОРМА / ПРИНЦИП / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАЗНАЧЕЙСКИЙ КОНТРОЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Даниленко Н. И.

Федеральное казначейство, созданное для реализации государственной бюджетной политики, обеспечивает кассовое исполнение бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организует эффективный учет и превентивный государственный казначейский контроль в процессе исполнения расходных обязательств государства, управление единым счетом федерального бюджета, формирует достоверную и прозрачную консолидированную бюджетную отчетность. В печати появилось большое количество работ, посвященных эффективности реформирования действующей казначейской системы России. Экономисты рассматривают общие направления построения казначейской платежной системы, способной обеспечивать повышение эффективности бюджетных расходов государства. Авторы публикаций по этой тематике упускают важный элемент системы казначейский контроль. Выделение его как самостоятельное понятие и определение его особенностей создают методологические основы для совершенствования контрольной деятельности органов Федерального казначейства, а также предпосылки для более точного определения функций и полномочий других органов власти в системе государственного финансового контроля, чтобы обеспечить эффективное функционирование системы государственного финансового контроля. Для определения сущности государственного казначейского контроля необходимо выделить характерные признаки составляющих его элементов, что позволило бы установить его особенности и определить роль и место среди иных близких понятий. В статье исследуются понятийный аппарат категории «государственный казначейский контроль», формы взаимодействия субъектов и объектов в его процессе. Систематизированы виды, цели, задачи, функции и методы данного вида контроля. Предложены новые современные подходы к дальнейшему развитию теоретико-методологических основ его осуществления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственный казначейский контроль: теоретико-методологический аспект развития»

Бюджетная система

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАЗНАЧЕЙСКИЙ КОНТРОЛЬ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ*

Организация эффективно действующей системы контроля за общественными финансами играет важнейшую роль в жизни государства. Общеизвестно, что хорошо отлаженная система контроля является необходимым атрибутом эффективно функционирующего демократического государства.

Модернизация российской экономики в условиях ограниченности бюджетных ресурсов предопределила необходимость системного повышения эффективности их использования.

Казначейство в Российской Федерации с учетом значимости решаемых им задач в системе экономической безопасности страны является важнейшим инструментом реализации государственной бюджетной политики и ключевой составляющей единой системы государственного финансового контроля.

Федеральное казначейство в соответствии со ст. 215.1 Бюджетного кодекса РФ осуществляет кассовое исполнение бюджетов в нашей стране [3, с. 126]. На казначейские органы возлагается управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Эти учреждения являются «кассирами» всех распорядителей и получателей бюджетных средств,

* Статья публикуется по материалам журнала «Международный бухгалтерский учет». 2014. № 33 (327).

Н.И. ДАНИЛЕНКО, кандидат экономических наук, доцент, заслуженный экономист России, проректор по общим вопросам и режиму Магнитогорского государственного технического университета

исполняют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений.

Концептуально организационно-функциональная модель управления Федерального казначейства представлена автором на рис. 1.

Согласно конституционной норме разделения полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами в стране функционирует Федеральное казначейство и казначейства субъектов Российской Федерации. Деятельность этих структур многообразна, отличается отсутствием единых подходов к целевым установкам как в теории, так и на практике.

Дискуссии по изучаемой проблематике к осязаемым результатам не приводят. А решения, которые существуют и реализованы в виде регламентов, положений, стандартов, инструкций, методик, отражают преимущественно ведомственные интересы.

Одна из основных причин сложившейся ситуации, с точки зрения автора, заключается в отсутствии научных разработок, обоснованных предложений, вытекающих из современного научного видения экономических процессов и их финансово-контрольной составляющей.

При исполнении своих полномочий в бюджетном секторе экономики Федеральное казначейство и его структурные подразделения осуществляют

Рис. 1. Организационно-функциональная модель управления Федерального казначейства

контроль за полнотой и своевременностью зачисления и перечисления доходов от налогов, сборов и иных поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также за законностью и эффективностью использования государственных бюджетных средств.

С появлением нового государственного финансового инструмента произошло обособление нового вида контроля — государственного казначейского. Он является государственным, так как его осуществляют органы, действующие от имени государства. В этой связи теоретически и практически востребованными являются научные исследования сущности государственного казначейского контроля, его роли и места в системе органов государственного финансового контроля, а также дальнейшее развитие теоретических и методологических основ организации и осуществления данного вида контроля.

Прерогативой казначейской системы Российской Федерации стало обеспечение эффективного контроля за целевым, рациональным использованием бюджетных средств, что способствовало достижению необходимого соответствия кассовых расходов нормам, установленным законом о бюджете на текущий финансовый год.

Кроме того, в Бюджетном кодексе РФ определено, что объем принятых обязательств, оплата которых проводится за счет средств бюджета, должен соответствовать объему доведенных до бюджетополучателя лимитов бюджетных обязательств; установлена ответственность главных распорядителей и получателей бюджетных средств за их целевое использование.

Вместе с тем бюджетное законодательство Российской Федерации содержит отдельные положения, которые не составляют целостной нормативной основы для правового регулирования казначейского контроля в рамках органа, осуществляющего казначейское исполнение бюджета.

Такое положение во многом объясняется отсутствием концепции государственного финансового контроля, а также нормативно-правового акта, закрепляющего наиболее общие концептуальные основы государственного и муниципального финансового контроля, развиваемые в законодательстве по отдельным его разновидностям (бюджетном, валютном, налоговом и т.д.).

В последние годы в России опубликовано большое количество статей и монографий, посвященных становлению, совершенствованию и развитию системы Федерального казначейства [1, 2, 4, 5, 8-11, 13]. Анализ этих работ показывает, что за рамками исследований остается такая важная и специфическая казначейская функция, как контроль.

Проблемы государственного казначейского контроля во многом обусловлены слабостью методологической и теоретической основ его реализации. Более того, до настоящего времени ни в экономической, ни в юридической научной литературе, посвященной теоретическим проблемам казначейства, нет толкования категории «государственный казначейский контроль». В результате и на законодательном уровне данная дефиниция отсутствует [6, с. 17; 8, с. 16].

Отсутствие этого определения, по мнению автора, — одна из причин того, что в стране не создана соответствующая реалиям правовая и

методологическая база государственного казначейского контроля, отсутствие которой негативно сказывается на использовании в теории и практике понятийного аппарата, что, естественно, приводит к недопониманию и двусмысленности.

Нуждаются в научно обоснованных определениях широко распространенные и постоянно употребляемые понятия: «финансовый контроль», «государственный финансовый контроль», «бюджетный контроль», «казначейско-финансовый контроль» и др.

В основополагающих финансово-контрольных актах — Бюджетном кодексе РФ, законе о Счетной палате, положениях о Федеральном казначействе, о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора — определений названных понятий нет. Отсутствие строгих, содержательно наполненных дефиниций мешает контрольному делу. Понятия, о которых идет речь, должны быть не только выверены юридически, но и содержательны экономически.

Для характеристики сущности государственного казначейского контроля с точки зрения концептуального подхода необходима систематизация основных принципов, целей, задач, объекта, предмета, методов, форм, поскольку исследование показало существенный разброс во мнениях.

Анализ понятийно-терминологического аппарата казначейского контроля позволил выявить разнообраз-

ные смысловые значения таких категорий, как «вид», «объект», «предмет», «формы», а также различный смысл, вкладываемый в одни и те же определяемые формы, виды, методы, принципы контроля.

С гносеологической точки зрения разночтения в терминологии сдерживают дальнейшее развитие теории казначейского контроля, вызывая неопределенность основополагающих понятий, что делает актуальным проведение четких граней между видами, формами, объектом, субъектом и методическими приемами казначейского контроля.

Концептуально механизм реализации государственного казначейского контроля представлен автором на рис. 2.

Определяющим фактором на всех этапах развития любой науки является единство ее предмета и метода.

Предметом государственного казначейского контроля являются:

— средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации как на этапе их формирования, так и на этапах распределения и использования;

— финансовые ресурсы, выделяемые в виде субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальным образованиям.

Рис. 2. Концепция реализации государственного казначейского контроля

Объектом государственного казначейского контроля являются:

— финансово-хозяйственные операции, проводимые распорядителями и получателями бюджетных средств;

— исполнение бюджетных и внебюджетных смет бюджетных учреждений;

— ведение Сводного реестра участников бюджетного процесса и Реестра государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации по итогам размещения заказов;

— ведение бюджетного учета;

— составление и представление отчетности по операциям бюджетов бюджетной системы государства.

Место казначейского контроля в системе финансовых дисциплин, с точки зрения автора, характеризуется тем, что это межотраслевая функциональная финансовая дисциплина. Ее возникновение обусловлено необходимостью удовлетворения нужд практики в казначейском контроле как специализированной функции управленческой деятельности. Теория и практика казначейского контроля базируется на положениях общей теории финансового контроля.

Исходя из этого, можно говорить о его специфических целях, задачах, функциях, видах, формах и методах осуществления казначейского контроля. Соответствующая классификация приведена автором на рис. 3.

Государственный казначейский контроль имеет разнообразные внешние проявления, осуществляется

в различных формах, в связи с чем возможна его классификация в зависимости от избранного критерия.

Государственный финансовый контроль по способу проведения и времени совершения проверяемых финансовых операций подразделяется на предварительный, текущий и последующий, тогда как государственный казначейский контроль за ведением операций с бюджетными средствами - на предварительный и текущий.

Казначейскому контролю как особой области научных знаний присущ определенный метод исследования ее специфического предмета. Метод - способ теоретического исследования и практического осуществления чего-либо [12, с. 131].

Под методом государственного казначейского контроля автор понимает способы, пути достижения данного вида контроля — эффективного и целевого формирования и расходования государственных финансовых ресурсов.

В содержании метода казначейского контроля учитываются требования законности, достоверности, целесообразности и эффективности бюджетных расходов бюджетополучателей, а также рекомендации бюджетного учета, методологических приемов экономического анализа и другой информации в сочетании с исследованием фактического состояния объектов контроля.

В основе ведущей методики казначейского контроля лежит нормативный подход, т.е. проверка бюджетной организации на предмет соблюдения правил финансовых и хозяйственных операций с бюджетными средствами.

Казначейский контроль

Вид

1

Государственный

Г

Региональный

1

Муниципальный

1

Исполнительной власти

Средства федерального, регионального, муниципального бюджетов

Средства от приносящей доход деятельности

Рис. 3. Классификация видов, форм и объектов казначейского контроля

Методы и приемы государственного казначейского контроля представлены автором на рис. 4.

Достижение своих целей государственный казначейский контроль обеспечивает только ему присущими способами. Например, в предварительном и текущем контроле применяются специальные источники данных и приемы нормативно-правового, документального логического и счетного контроля: анализ при санкционировании расходов бюджетополучателей, договоров на оказание или получение услуг в рамках принятых бюджетных обязательств, юридических дел бюджетополучателей при включении их в Сводный реестр и др. При этом контрольные действия осуществляются и по горизонтали, и по вертикали.

Государственный казначейский контроль в отличие от других видов контроля (финансового, бюджетного, налогового, таможенного и др.) имеет ограниченный спектр деятельности, оперирует технологией прохождения бюджетных средств через систему лицевых счетов, открытых в органах Федерального казначейства, и процедурой превентивного контроля при кассовом исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Методы государственного казначейского контроля

Методы документального контроля

Приемы работы с документами

Способы документальной проверки

Сплошной

Арифметический

Логический

Систематический

Тестирование

Сравнение

Хронологический

Нормативный

Анализ

Методы фактического контроля

Мониторинг

Наблюдение

Проверка (документальная, фактическая, сплошная)

Рис. 4. Методы и приемы государственного казначейского контроля

В данном контексте важное методологическое значение имеет принцип превентивности (от лат. ргаеуейи — предупреждающий, предусмотрительный) казначейского контроля. Такой подход позволяет своевременно вскрывать и предупреждать нарушения бюджетного законодательства, пресекать попытки нерационального и неэффективного использования бюджетных средств. Если органы государственного финансового контроля выполняют превентивные проверки периодически, то органы Федерального казначейства на предварительной и текущей стадиях проводят сплошной и непрерывный контроль за бюджетными средствами, что выводит его на новый качественный уровень.

Таким образом, государственный казначейский контроль, с точки зрения автора, — это разновидность осуществляемого специально уполномоченным исполнительным органом государственной власти в соответствии с законодательно наделенными полномочиями в бюджетном секторе экономики государственного финансового контроля за реализацией государственной бюджетной политики при кассовом исполнении бюджетов бюджетной системы государства, законным, целевым и эффективным расходованием бюджетных средств.

Данное определение дает общее представление о специфике и сущности категории «государственный казначейский контроль» и нуждается в правовом закреплении на законодательном уровне.

С сущностной стороны государственный казначейский контроль, отражая движения государственных финансов, проявляется в проверке полноты, своевременности зачисления и перечисления доходов от налогов, сборов и иных поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и расходования их по целевому назначению.

В то же время рассматриваемый вид контроля осуществляется через деятельность органов Федерального казначейства независимо от субъектов хозяйствования. Это позволяет обществу определить, своевременно ли бюджетные средства поступают в распоряжение субъектов хозяйствования и насколько эффективно, результативно используются.

В условиях применения казначейского метода исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации органы Федерального казначейства практически отладили механизм контроля, обеспечивающий достаточно высокую степень обнаружения и пресечения финансовых нарушений.

Механизм государственного казначейского контроля, с точки зрения автора, можно представить в виде следующих элементов:

— принципы — основные правила, используемые при проведении казначейского контроля в установленной сфере деятельности;

— субъект — система органов Федерального казначейства;

— объект — бюджетополучатели как субъекты, уполномоченные на расходование бюджетных средств в соответствии с установленными целями и способами;

— предмет — средства бюджетов бюджетной системы РФ;

— метод — проверка фактическая, документальная — подразумевает сплошной контроль за первичными документами;

— процесс — порядок действий при санкционировании операций по оплате денежных обязательств получателей средствами федерального бюджета;

— технология — четкая последовательность контрольной работы по этапам и времени;

— результат — выявление нарушений бюджетного законодательства или констатация отсутствия таковых у бюджетополучателей;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— оценка — методологические инструменты, позволяющие оценить эффективность контроля.

При дальнейшем развитии теоретико-методологических основ государственного казначейского контроля особое внимание должно быть уделено, с точки зрения автора, таким направлением, как:

— разработка методического обеспечения организации более эффективного предварительного и текущего контроля за целевым и рациональным расходованием средств бюджетными организациями с использованием современных 1СТ-процессов для автоматизированного выявления отклонений и ошибок в расходных документах бюджетополучателей от установленных нормативов;

— совершенствование механизмов мобилизации, учета и использования бюджетных средств;

— разработка методологического обеспечения упорядочения правовой основы деятельности органов Федерального казначейства в бюджетной сфере;

— разработка методического обеспечения стандартизации процедур контроля и методических документов контроля;

— определение методов оценки эффективности государственного казначейского контроля.

Федеральное казначейство как инструмент реализации основополагающих принципов государственного финансового контроля базируется на единстве правовой базы, денежной системы, порядка ведения расходов и отчетности.

Целостное представление о результативности государственного казначейского контроля должно исходить из согласованности его задач с перспективными целями бюджетной политики государства, воздействия внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на реализацию результатов контрольной деятельности органов Федерального казначейства.

Список литературы

1. Артюхин Р.Е. Казначейство России: стратегическое управление и информационные технологии // Финансы. 2010. № 3. С. 3-9.

2. Бурлаков П.И., Чемоданова Ю.А. Кассовое обслуживание исполнения местных бюджетов Федеральным казначейством // Финансы. 2010. № 7. С.27-30.

3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ.

4. Воронин Ю.М. Государственный финансовый контроль: вопросы теории и практики. М.: Финансовый контроль, 2005. 432 с.

5. Даниленко Н.И. Казначейский контроль: вопросы теории и практики. М.: Финансовый контроль, 2005. С. 22.

6. Зырянова Т.В., Даниленко Н.И., Даниленко Д.Н. Федеральное казначейство в системе органов государственного финансового контроля Российской Федерации // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2005. № 10. С.16-23.

7. Начинкин Д.Б. Эволюция казначейской службы в России // Финансы. 2002. № 5. С. 19.

8. Нестеренко Т.Г. Казначейское исполнение бюджетов и развитие системы учета в государственном секторе Российской Федерации // Финансы. 2004. № 3. С. 3-8.

9. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1975. С. 320.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.