ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАЗНАЧЕЙСКИЙ КОНТРОЛЬ
УДК 336.148:351.72
теоретические и практические аспекты развития механизма государственного казначейского контроля
Н.И. ДАНИЛЕНКО,
кандидат экономических наук, доцент, заслуженный экономист России проректор по общим вопросам и режиму Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова E-mail: [email protected]
Казначейство России, учитывая значимость решаемых его органами задач в системе экономической безопасности страны, является ключевой составляющей единой системы государственного финансового контроля, обеспечивающей реализацию государственной бюджетной политики. Совершенствование и развитие государственного казначейского контроля и теоретически обоснованного механизма реализации контрольных процедур обусловливают актуальность выбранной темы.
Целью исследования является уточнение дефиниции «государственный казначейский контроль», установление его структурных элементов и доминантных признаков, форм и методов превентивных контрольных процедур. Задачи научных изысканий — теоретическое обоснование понятия «государственный казначейский контроль», его структуры в соответствии с особенностями экономической категории, разработка концептуальных основ его осуществления.
В настоящей работе автором использованы научные методы сбора и обработки экономической информации, мониторинга практической деятельности и сравнительного анализа результатов, а также
документальный, нормативный и другие приемы контроля и способы документальной проверки.
На основе теоретического анализа, обобщения и систематизации материалов по проблеме исследования уточнены понятийный аппарат и структура государственного казначейского контроля, выявлены его доминантные признаки, предложены методические, организационные и технические исходные положения данного контроля и механизм его исполнения.
Предложенная методология позволяет усовершенствовать механизм реализации превентивных контрольных процедур в процессе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Государственный казначейский контроль как экономическая категория представляет собой разновидность государственного финансового контроля, осуществляемого специальным исполнительным органом государственной власти в соответствии с законодательными полномочиями по контролю за кассовым исполнением бюджетов бюджетной системы государства, законным, целевым и эффективным расходованием средств в бюджетном секторе экономики. Данный контроль рассматривается как целостное единство его методических, организационных
и технических элементов. Реализация предложенного механизма контроля позволит ему стать действенным инструментом в повышении эффективности бюджетных ресурсов и управлении общественными финансами.
Ключевые слова: государственный казначейский контроль, структура, механизм, процесс, субъекты, объекты казначейского контроля
Государственный контроль в зарубежных странах выстраивается по различным моделям, однако общим в развитии этой системы является тенденция к децентрализации и выделению этого контроля в самостоятельную ветвь контрольной деятельности, в процессе осуществления которой определяются целесообразность и надлежащее распределение доходов, а также расходование средств бюджетов разных уровней. Принцип систематичности и однообразия казначейского контроля наиболее наглядно демонстрирует опыт Великобритании, Франции и Германии. Контроль направлен на повышение темпов устойчивого развития и процветания страны посредством создания равных экономических возможностей для всех субъектов рынка и содействия всеобщей занятости. Для Российской Федерации особый интерес представляет американская модель организации казначейского контроля, отражающая организационные формы и методы функционирования контрольных механизмов в рамках президентской формы государственного устройства. На Казначейство США возложены функции по осуществлению финансовой и налоговой политики, сбору внутренних и таможенных доходов, административному наблюдению и контролю за состоянием государственных счетов, системой национальных банков. Кроме этого, оно осуществляет управление государственным долгом, валютными активами, контроль за иностранными активами и т.д.1.
В современных условиях Казначейство России стало мощной платежной, расчетной и контрольной системой в бюджетной сфере, организующей эффективный учет и превентивный го-
1 Васильева М.В. Мировой опыт организации государственного и муниципального финансового контроля и возможность его применения в России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 25 (118). С. 46.
сударственный казначейский контроль в процессе исполнения расходных обязательств государства. Становлению и развитию казначейской системы в России посвящено большое количество работ2. Анализ этих работ свидетельствует, что многие исследователи акцентируют свое внимание на видении перспективной модели развития ведомства, способной обеспечить повышение эффективности бюджетных расходов государства, при этом они упускают важный элемент системы — казначейский контроль. Вместе с тем ряд важнейших аспектов, связанных с организационно-техническими исходными положениями государственного казначейского контроля, не получил достаточного освещения в исследованиях. На взгляд автора, также требуют уточнений понятийный аппарат, структура и доминантные признаки этого контроля.
Выделение «государственного казначейского контроля» как самостоятельного понятия и определение его особенностей создают методологические и методические основы для совершенствования контрольной деятельности органов Федерального казначейства, предпосылки для более точного определения функций и полномочий других органов власти в системе государственного финансового контроля в целях обеспечения эффективности функционирования всей системы государственного финансового контроля.
Построение государственного казначейского контроля, отвечающего требованиям демократического общества и способствующего более эффективному созданию и развитию интегрированной информационной системы «Электронный бюджет» России, связано с
2 Титова О.В. Казначейство России: настоящее и будущее // Молодой ученый. 2013. № 2. С. 187-189; Артюхин Р.Е. Казначейство России: стратегическое управление и информационные технологии // Финансы. 2010. № 3. С. 3-9; Бурлаков П.И., Чемоданова Ю.А. Кассовое обслуживание исполнения местных бюджетов Федеральным казначейством // Финансы. 2010. № 7. С. 27-30; Зырянова Т.В. Федеральное казначейство в системе органов государственного финансового контроля Российской Федерации / Т.В. Зырянова, Н.И. Даниленко, Д.Н. Даниленко // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2005. № 10. С. 16-23; Нестеренко Т. Г. Казначейское исполнение бюджетов и развитие системы учета в государственном секторе Российской Федерации // Финансы. 2004. № 3. С. 3-8.
■43 (337) - 2014
преодолением многих препятствий и проблем, требующих решения.
Прежде всего это наличие двух параллельно действующих систем: Федерального казначейства и казначейств субъектов Российской Федерации, самостоятельно формирующих свои методологические и методические базы, организационные структуры, информационные системы, что требует унификации регламентов ведения единых стандартов их деятельности.
Актуальной остается задача по разработке единой концепции государственного и муниципального казначейского контроля как системы общепринятых взглядов на цели, способы, формы, задачи и механизм его осуществления.
Для определения сущности государственного казначейского контроля необходимо выделить характерные признаки составляющих его элементов, что позволило бы установить его индивидуальность и определить роль и место среди иных близких понятий. Прежде всего определяющее влияние на характер целенаправленных, организующих и регулирующих воздействий, осуществляемых данным видом контроля, оказывает его субъект — государство, исходя из многогранности и специфических особенностей государственного управления.
По мнению автора, «государственный казначейский контроль» как экономическая категория представляет собой разновидность государственного финансового контроля, осуществляемого специальным исполнительным органом государственной власти в соответствии с законодательными полномочиями по контролю за кассовым исполнением бюджетов бюджетной системы государства, законным, целевым и эффективным расходованием средств в бюджетном секторе экономики.
Данная дефиниция дает общее представление о специфике и сущности категории «государственный казначейский контроль» и нуждается в правовом закреплении на законодательном уровне.
Как научное понятие «государственный казначейский контроль» представляет собой, с точки зрения автора, самостоятельную объективную категорию, с присущими категории свойствами, с постановкой целей, с нормативно-правовым и информационным обеспечением.
Методологически данный вид контроля можно рассматривать в виде таких элементов, как:
— структура контроля (объекты, субъекты, предмет контроля);
— механизм контроля (теоретическая база, цель, задачи, принципы, методы, технология и инструменты контроля (нормативная база);
— процесс контроля (последовательность этапов его осуществления);
— принятие решений по результатам контроля;
— оценка эффективности контроля.
Результативность казначейского процесса
зависит от того, как выстроен и функционирует его механизм. Если в технике под механизмом понимается жестко структурированная система, то в системе экономических отношений понятие «механизм» является достаточно условным.
Механизм казначейского контроля определяет правила и формы взаимодействия субъектов и объектов в процессе казначейского контроля и таким образом является более общим понятием, чем «казначейский контроль» и «процесс казначейского контроля».
Представляется, что при комплексном подходе к решению данной проблемы в целом следует выделить две специфические ее составляющие: оптимизацию структуры органов Федерального казначейства и повышение эффективности и действенности контроля. Не касаясь вопросов оптимизации казначейской системы, для решения второй составляющей целесообразно рассмотреть существующие формы и методы государственного казначейского контроля. Данный контроль, по мнению автора, можно рассматривать в теоретико-методологическом, организационном и техническом аспектах (см. рисунок).
Теоретико-методологический аспект включает в себя:
— определение понятий, значение, функции, цели, задачи, принципы, классификацию, критерии эффективности и др.;
— систему нормативных правовых актов, содержащих законы, подзаконные акты (принимаемые в целях исполнения законов), стандарты, методики, контрольные процедуры и др.;
— методические документы (рассматривают конкретные вопросы организации государствен-
Государственный казначейский контроль
Методический, организационный и технический аспекты государственного казначейского контроля
ного казначейского контроля, разъясняют конкретные способы и приемы практического осуществления тех или иных процедур контроля).
Организационный аспект представляет собой выбор формы государственного казначейского контроля, состав его субъектов и объектов. Поэтому проводимые контрольные мероприятия можно дифференцировать по массиву документов, по периодичности, по назначению контрольных мероприятий и т.п.
Технический аспект включает в себя способы проведения всех форм государственного казначейского контроля (как документального, так и камерального).
К ним следует отнести:
— истребование документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств у бюджетополучателя;
— процедуры санкционирования оплаты денежных обязательств;
— процедуры подтверждения исполнения денежных обязательств;
— соответствие кодов бюджетной классификации Российской Федерации содержанию
проводимой операции при списании средств с лицевых счетов клиентов;
— унифицированные и специальные системы документооборота;
— применение автоматизированных контрольных модулей в виде пакета прикладных программ для экспресс-проверок основных итеративных операций.
Субъектами государственного казначейского контроля являются органы Федерального казначейства.
В соответствии с п. 1 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного постановлением. Правительства РФ от 01.12.2004 № 703, и с п. 1.2 Регламента Федерального казначейства, утвержденного приказом Федерального казначейства от 10.04.2006 № 5н, одной из правоприменительных функций органов Федерального казначейства является осуществление предварительного и текущего контроля за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета. При реализации полномочий в сфере осуществления контрольных
■43 (337) - 2014
мероприятий органы Федерального казначейства руководствуются пакетом нормативных докумен-тов3. От качественно проведенного казначейского контроля зависят своевременность и полнота кассового исполнения расходной части федерального бюджета.
Механизм реализации контрольных мероприятий, проводимых территориальными органами Федерального казначейства в рамках предварительного и текущего контроля представлен в таблице.
Функция государственного казначейского контроля при кассовом исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации методологически, в отличие от других видов контроля, имеет двойное назначение — проверка операций и уточнение права на осуществление расходов бюджетополучателей.
3 Приказ Минфина России от 30.09.2008. № 104н «О Порядке доведения бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при организации исполнения федерального бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита федерального бюджета и передачи бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при реорганизации участников бюджетного процесса федерального уровня»; приказ Минфина России от 19.09.2008 № 98н «О Порядке учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета»; приказ Минфина России от 01.09.2008 № 87н «О Порядке санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета»; приказ Минфина России от 12.11.2013 № 107н «Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации»; приказ Минфина России от 16.07.2010 № 72н «О санкционировании расходов федеральных государственных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, полученные в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 и пунктом 1 статьи 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации»; приказ Федерального казначейства от 23.08.2013 № 12н «О Порядке кассового обслуживания исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и порядке осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации по исполнению соответствующих бюджетов»; приказ Федерального казначейства от 19.07.2013 № 11н «О порядке проведения территориальными органами Федерального казначейства кассовых операций со средствами бюджетных учреждений; приказ Федерального казначейства от 08.12.2011 № 15н «О порядке проведения территориальными органами Федерального казначейства кассовых операций со средствами автономных учреждений».
На первом этапе представленные для исполнения платежные документы проверяются на правильность формирования, на наличие в них реквизитов и показателей, предусмотренных к заполнению клиентом. На втором — их соответствие друг другу, реестровым записям Сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета. Далее платежные документы проверяются на соответствие установленной форме, а также на соответствие подписей имеющимся образцам, представленным получателем средств. В связи с тем, что наибольший объем документов поступает в электронном виде, процедура проверки подписей в них изменяется.
На следующем этапе проверяются заявки на кассовый расход, на наличие в них всех реквизитов и показателей (как это предусмотрено требованиями п. 5 приказа Минфина России от 01.09.2008 № 87н «О Порядке санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета», далее — Приказ № 87н):
— кода участника бюджетного процесса по Сводному реестру;
— кодов классификации расходов бюджета, по которым необходимо произвести кассовый расход, а также текстового назначения платежа;
— суммы кассового расхода и кода валюты;
— суммы налога на добавленную стоимость (при наличии);
— вида средств (средства федерального бюджета, средства дополнительного бюджетного финансирования, средства для финансирования оперативно-розыскных мероприятий);
— наименования, банковских реквизитов, идентификационного номера налогоплательщика и кода причины постановки на учет получателя денежных средств по Заявке;
— данных для осуществления налоговых и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (при необходимости);
ш
"О
о 1э
СП
—I
ш
-I
со
"О
о
л со
Механизм реализации контрольных полномочий органов Федерального казначейства
со ^
со о'
ш о о о
СО
'со со
I
К)
о
Вид контроля (функции) Принципы Метод Объект Предмет Технология Инструменты Показатели
Предварительный контроль Прозрачность, адресность, целевой характер бюджетных средств Документальная проверка Расходные расписания (реестры расходных расписаний) Правильность заполнения (соответствие требованиям, приведенным в п. 3.7 Порядка*1 Проведение процедур, пре дше ству ющих санкционированию расходов: — принятие бюджетных обязательств; — подтверждение денежных обязательств Бюджетный кодекс РФ, лимиты бюджетных обязательств (ЛБО), утвержденные в установленном порядке, приказы Минфина России*3 Расходы в разрезе подразделов бюджетной классификации
Сведения о принятых обязательствах. Соответствие требованиям пп. 2.3. — 2.5 и 2.7 Порядка*2
Текущий контроль Прозрачность, адресность, целевой характер бюджетных средств Документальная проверка Заявка на кассовый расход (ф. 0531801). Заявка на кассовый расход (сокращенная) (ф. 0531851). Заявка на получение наличных денег (ф. 0531802). Заявка на получение денежных средств, перечисляемых на карту (ф. 0531844). Документы, подтверждающие принятие бюджетных обязательств Соответствие нормам пп. 4, 5, 10, 11 и 12 Порядка*4 Проведение процедур по разрешению на осуществление платежа: — санкционирование оплаты денежных обязательств; — подтверждение исполнения денежных обязательств Бюджетный кодекс РФ, приказы Минфина России*5 Расходы в разрезе подразделов бюджетной классификации
Наличие всех необходимых документов-осно-ваний, представляемых вместе с заявками
5 7
ы о
1 5
О) й
X 0)
Ф тз
5С о
П н
X п
X Л
X
о
X
ч тз о ь 0"
СО 00
*1 Порядок доведения бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при организации исполнения федерального бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита федерального бюджета и передачи бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при реорганизации участников бюджетного процесса федерального уровня (утв. приказом Минфина России от 30.09.2008 № 104н).
*2 Порядок учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета (утв. приказом Минфина России от 19.09.2008 № 98н).
*3 Приказ Минфина России от 23.11.2011 № 159н«Об утверждении Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета)»; приказ Минфина России от 01.09.2008 № 87н «О Порядке санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета» (с изменениями и дополнениями); другие приказы Минфина России.
*4 Порядок санкционирования расходов федеральных бюджетных учреждений и федеральных автономных учреждений, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, полученные в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 и пунктом 1 статьи 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (утв. приказом Минфина России от 16.07.2010 № 72н).
*5 Приказ Федерального казначейства от 29.12.2012 № 24н «О Порядке открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства; приказ Минфина России от 01.09.2008 № 87н «О Порядке санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета» (с изменениями и дополнениями); другие приказы Минфина России.
Л) О) (Л
о о
(Л
г+
О)
№
— реквизитов (номер, дата) и предмета договора или государственного контракта, реквизитов (тип, номер, дата) документа, подтверждающего возникновение денежного обязательства.
Из всего перечня проверяемых показателей самым трудоемким вопросом является проверка документов, подтверждающих возникновение денежного обязательства. В Приказе № 87н приведен полный перечень этих документов, однако он не является окончательным. Законодательством Российской Федерации могут быть предусмотрены другие документы, подтверждающие возникновение денежного обязательства. В данном случае специалистам, осуществляющим контроль, необходимо выяснить правомерность предоставления иных документов.
В технологии санкционирования оплаты денежных обязательств принципиальными нововведениями являются направление получателями бюджетных средств электронных копий документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, созданных посредством сканирования, и их хранение в органах Федерального казначейства по месту открытия лицевых счетов. В Приказе № 87н предусмотрено создание электронных копий документов получателями бюджетных средств, исходя из их технической возможности, или специалистами органов казначейства.
Это нововведение содержит много положительных моментов, таких как постоянная возможность обращения к ранее представленному документу в случае необходимости, скорость представления документов, отсутствие возможности внесения несанкционированных изменений в ранее представленные контракты или договоры. Этот механизм является первой ступенью к переходу в будущем на электронное санкционирование оплаты денежных обязательств в системе Федерального казначейства.
На взгляд автора, для наиболее оптимального хранения сканированных копий подтверждающих документов в территориальных органах казначейства целесообразно ввести порядок, обеспечивающий их быстрый поиск, а также следует разработать порядок их надежного архивного хранения в системе электронного документооборота.
Далее при осуществлении процедуры санкционирования оплаты денежных обязательств
по расходам (за исключением расходов по публичным нормативным обязательствам) осуществляется проверка заявок на кассовый расход по следующим вопросам:
— соответствуют ли указанные коды классификации расходов федерального бюджета кодам бюджетной классификации РФ, действующим в текущем финансовом году на момент представления документа;
— соответствуют ли указанные в документе коды Классификации операций сектора государственного управления, относящиеся к расходам бюджетов (далее — КОСГУ), текстовому назначению платежа, исходя из содержания текста назначения платежа, в соответствии с утвержденным Минфином России порядком применения бюджетной классификации РФ;
— не превышает ли авансовый платеж предельного размера авансового платежа, установленного законодательством;
— соответствует ли содержание операции (исходя из документа-основания) коду КОСГУ и содержанию текста назначения платежа;
— не превышают ли суммы остатков соответствующих лимитов бюджетных обязательств и (или) источника дополнительного бюджетного финансирования бюджетных средств, учтенных на лицевом счете получателя;
— соответствуют ли наименования государственного заказчика и объекта капитального строительства государственной собственности РФ, указанные в документе-основании, данным, предусмотренным нормативным правовым актом РФ, регулирующим порядок доведения до органов казначейства указанных данных.
Касательно заявок на кассовый расход, оформленных для расчетов по договорам гражданско-правового характера с физическими лицами, следует обратить внимание на следующую проблему. Требования п. 5 Приказа № 87н устанавливают, что заявка на кассовый расход оформляется клиентами отдельно на оплату каждого денежного обязательства.
При положительном результате проверки документов, представленных получателями бюджетных средств для оплаты денежных обязательств, ответственным исполнителем проставляется отметка, подтверждающая санкционирование их
оплаты, с указанием даты, подписи, расшифровки подписи исполнителя, и далее документ принимается к оплате.
При применении современных информационных технологий в системе органов Федерального казначейства совершение разрешительной надписи на платежном документе получателя бюджетных средств осуществляется в виде утверждения документа электронно-цифровой подписью.
Показателями эффективности деятельности специалистов органов Федерального казначейства в рамках рассматриваемого направления являются, безусловно, отсутствие фактов превышения кассовых выплат над доведенными лимитами бюджетных обязательств, фактов санкционирования нецелевого расходования средств, а также отсутствие нарушения сроков проведения операций по лицевым счетам.
Объектами контрольной работы Федерального казначейства являются и нижестоящие структурные подразделения, в которых осуществляются проверки предварительного контроля при финансировании организаций и учреждений через лицевые счета казначейства, цель которых заключается в определении правильности и своевременности проведения операций со средствами федерального бюджета, выделенными бюджетополучателям.
Практика перехода на кассовое обслуживание исполнения местных бюджетов Федеральным казначейством показала, что единство механизма кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы, с одной стороны, существенно повышает качество функционирования публичных финансов государства в целом, с другой — гарантирует в пределах существующих возможностей исполнение муниципальным образованием принятых на себя обязательств реализацию своего предназначения.
В целях повышения эффективности механизма казначейского контроля представляется целесообразным:
— осуществить разработку единой концепции государственного и муниципального казначейского контроля;
— обеспечить совершенствование законодательного и нормативно-правового регулирования государственного и муниципального казначейского контроля;
— осуществить разработку методического обеспечения контрольных процедур;
— совершенствовать прикладные программы для автоматизации контрольных процедур основных казначейских операций;
— определить методы оценки качества казначейского контроля.
Предложенные меры по совершенствованию механизма государственного (муниципального) казначейского контроля позволят повысить его качество, результативность, стать действенным инструментом в повышении эффективности бюджетных расходов и в управлении общественными финансами.
Список литературы
1. Артюхин Р.Е. Казначейство России: стратегическое управление и информационные технологии // Финансы. 2010. № 3. С. 3-9.
2. БурлаковП.И., ЧемодановаЮ.А. Кассовое обслуживание исполнения местных бюджетов Федеральным казначейством // Финансы. 2010. № 7. С. 27-30.
3. ВасильеваМ.В. Мировой опыт организации государственного и муниципального финансового контроля и возможность его применения в России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 25 (118). С. 46.
4. Вассель Т.А. Бюджетные платежи за государственные и муниципальные услуги // Финансы. 2014. № 4. С. 14-17.
5. Даниленко Н.И. Казначейский контроль: вопросы теории и практики: монография. М.: Финансовый контроль. 2005. 65 с.
6. Даниленко Н.И. Современный этап развития органов федерального казначейства: задачи и перспективы // Социально-экономическое развитие России: проблемы, решения и уроки глобализации: межвуз. сб. науч. тр./ под ред. Р.С. Гринберга. Магнитогорск: МГТУ. 2005. С. 53-63
7. Зырянова Т. В. Федеральное казначейство в системе органов государственного финансового контроля Российской Федерации / Т.В. Зырянова, Н.И. Даниленко, Д.Н. Даниленко // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2005. № 10. С. 16-23.
8. Кононова М.В. О кассовом обслуживании исполнения бюджетов государственных и тер-
риториальных внебюджетных фондов в системе Казначейства // Финансы. 2014. № 7. С. 15-16.
9. Нестеренко Т.Г. Казначейское исполнение бюджетов и развитие системы учета в государственном секторе Российской Федерации // Финансы. 2004. № 3. С. 3-8.
10. О Порядке доведения бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при организации исполнения федерального бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита федерального бюджета и передачи бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при реорганизации участников бюджетного процесса федерального уровня: приказ Минфина России от 30.09.2008 № 104н.
11. О Порядке кассового обслуживания исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и порядке осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации по исполнению соответствующих бюджетов: приказ Федерального казначейства от 23.08.2013 № 12н.
12. О порядке проведения территориальными органами Федерального казначейства кассовых операций со средствами бюджетных учреждений: приказ Федерального казначейства от 19.07.2013 № 11н.
13. О порядке проведения территориальными органами Федерального казначейства кассовых операций со средствами автономных учреждений: приказ Федерального казначейства от 08.12.2011 № 15н.
14. О Порядке санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета: приказ Минфина России от 01.09.2008 № 87н.
15. О Порядке учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета; приказ Минфина России от 19.09.2008 № 98н.
16. О санкционировании расходов федеральных государственных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, полученные в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 и пунктом 1 статьи 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации: приказ Минфина России от 16.07.2010 № 72н.
17. О Федеральном казначействе: постановление Правительства РФ от 01.12.2004 № 703. URL: http://base.garant.ru/12137879/.
18. Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации: приказ Минфина России от 12.11.2013 № 107н.
19. Об утверждении Регламента Федерального казначейства: приказ Федерального казначейства от 10.04.2006 № 5н.
20. Прокофьев С.Е., ШубинаЛ.В. Федеральное казначейство: организационные аспекты создания системы бюджетирования, ориентированного на результат // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2007. № 14.
21. Титова О.В. Казначейство России: настоящее и будущее // Молодой ученый. 2013. № 2. С.187-189.
International accounting State treasury control
ISSN 2311-9381 (Online) ISSN 2073-5081 (Print)
THEORETICAL AND PRACTICAL ASPECTS OF THE STATE TREASURY CONTROL MECHANISM DEVELOPMENT
Nikolai I. DANILENKO
Abstract
Subject The Treasury of Russia is the key component of the unified system of the State financial control.
Considering the importance of the tasks solved by this organization in the system of economic security of the country, it provides the implementation of the State
Государственный State
казначейский контроль treasury control
- 42 -
budgetary policy. The improvement and development of the theory-based mechanism of State Treasury control procedures implementation determine the relevance of the study.
Objectives The aim of the study is to clarify the State Treasury control concept, the definition of its structural elements and dominant characteristics, forms and methods of preventive control procedures. The objectives of the research are the theoretical underpinning of the State Treasury control concept and its structure in accordance with the specifics of the economic category, and the development of conceptual framework of its implementation. Methods In the study, I used scientific methods of collection and processing of economic information, monitoring practices and comparative analysis of the results.
Results On the basis of theoretical analysis, generalization and systematization of materials related to the investigation, I have clarified the conceptual apparatus and the structure of the State Treasury control. The paper identifies the dominant attributes of the State Treasury control, and offers methodological, organizational and technical bases of this type of control and mechanisms of its implementation.
Practical Application The proposed methodology enables to improve the implementation mechanism of preventive control procedures in the course of budget execution of the budgetary system of the Russian Federation.
Conclusions and Relevance The State Treasury control as an economic category is a form of State financial control carried out by a special executive authority in accordance with its legislative powers to control the execution of budgets of the State budgetary system, the legitimate, intended and effective expenditure of funds in the public sector of economy. This control is considered as a holistic unity of its methodological, organizational and technical elements. The implementation of the proposed control mechanism will make it a valid tool in increasing the efficiency of budgetary resources in public finance management.
Keywords: State Treasury control, structure, mechanism, process, subjects, objects, fiscal control
References
1. Artyukhin R.E. Kaznacheistvo Rossii: strate-gicheskoe upravlenie i informatsionnye tekhnologii [Treasury of Russia: strategic management and information technology]. Finansy = Finance, 2010, no. 3, pp. 3-9.
2. Burlakov P.I., Chemodanova Yu.A. Kassovoe obsluzhivanie ispolneniya mestnykh byudzhetov Federal'nym kaznacheistvom [Cash services provided to the Federal Treasury to execute local budgets]. Finansy = Finance, 2010, no. 7, pp. 27-30.
3. Vasil'eva M.V. Mirovoi opyt organizatsii gosudarstvennogo i munitsipal'nogo finansovogo kontrolya i vozmozhnost' ego primeneniya v Rossii [International experience in arranging the State and municipal financial control and the possibility of its application in Russia]. Natsional'nye interesy: pri-oritety i bezopasnost ' = National interests: priorities and security, 2011, no. 25, p. 46.
4. Vassel' T.A. Byudzhetnye platezhi za gos-udarstvennye i munitsipal'nye uslugi [Budgetary payments for State and municipal services]. Finansy = Finance, 2014, no. 4, pp. 14-17.
5. Danilenko N.I. Kaznacheiskii kontrol': vo-prosy teorii i praktiki: monografiya [The Treasury control: issues of theory and practice: a monograph]. Moscow, Finansovyi kontrol' Publ., 2005, 65 p.
6. Danilenko N.I. Sovremennyi etap razvitiya organov federal'nogo kaznacheistva: zadachi i per-spektivy. Sotsial'no-ekonomicheskoe razvitie Rossii: problemy, resheniya i uroki globalizatsii: mezhvuz. sb. nauch. tr [The modern stage of the Federal Treasury development: challenges and perspectives. In collection of scientific papers: Social and economic development of Russia: problems, decisions, and the lessons of globalization]. Magnitogorsk, MSTU Publ., 2005, pp. 53-63.
7. Zyryanova T.V. Federal'noe kaznacheistvo v sisteme organov gosudarstvennogo finansovogo kon-trolya Rossiiskoi Federatsii [Federal Treasury within the system of State financial control of the Russian Federation]. Bukhgalterskii uchet v byudzhetnykh i nekommercheskikh organizatsiyakh = Accounting in budgetary and noncommercial organizations, 2005, no. 10, pp.16-23.
8. Kononova M.V. O kassovom obsluzhiva-nii ispolneniya byudzhetov gosudarstvennykh i territorial'nykh vnebyudzhetnykh fondov v sisteme
Kaznacheistva [On cash servicing for the execution of budgets of State and territorial extra-budgetary funds within the Treasury system]. Finansy = Finance, 2014, no. 7, pp. 15-16.
9. Nesterenko T.G. Kaznacheiskoe ispolnenie by-udzhetov i razvitie sistemy ucheta v gosudarstvennom sektore Rossiiskoi Federatsii [Treasury execution of budgets and accounting system development in the public sector of the Russian Federation]. Finansy = Finance, 2004, no. 3, pp. 3-8.
10. Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation "On Procedure for budget allocations, budget obligation limits while executing the Federal budget of expenditures and sources of funding the Federal budget deficit, and transfer of budget allocations, budget obligation limits during reorganization of the participants of the budgetary process at the Federal level" of September 30, 2008 № 104n. Available at: http://base.garant.ru/12162828/. (In Russ.)
11. Order of the Federal Treasury "On Cash service procedure for budget execution of public extra-budgetary funds of the Russian Federation and procedure for territorial bodies of the Federal Treasury to perform certain functions related to execution of relevant budgets of bodies controlling State extra-budgetary funds of the Russian Federation" of August 23, 2013 № 12n. Available at: http://www.garant. ru/products/ipo/prime/doc/70400554/. (In Russ.)
12. Order ofthe Federal Treasury "On Procedure for the territorial bodies of the Federal Treasury to perform cash operations with the funds of budgetary institutions" of July 19, 2013 № 11n. Available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/70321620/. (In Russ.)
13. Order ofthe Federal Treasury "On Procedure for the territorial bodies of the Federal Treasury to perform cash operations with the funds of autonomous institutions" of December 08, 2011 № 15n. Available at: http://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/70008668/. (In Russ.)
14. Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation "On Procedure for authorizing the payment of monetary obligations of the recipients of Federal funds and administrators of sources of financing the Federal budget deficit" of September 01, 2008 № 104n. Available at: http://base.garant. ru/12162213/. (In Russ.)
15. Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation "On Accounting procedure for budgetary obligations of the recipients of the Federal budget" of September 19, 2008 № 98n. Available at: http://base.garant.ru/12162506/. (In Russ.)
16. Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation "On Authorizing the expenditures of Federal State agencies, which are supported by the grants obtained in accordance with paragraph 2 section 1 of Article 78.1 and section 1 of Article 78.2 of the Fiscal Code of the Russian Federation" of July 16, 2010 № 72n. Available at: http://base.garant. ru/12178429/. (In Russ.)
17. RF Government Decree "On Federal Treasury" of December 01, 2004 № 703. Available at: http://base.garant.ru/12137879/. (In Russ.)
18. Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation "On Approval of Rules for specifying the information in the particulars of instructions on the transfer of funds as payments to the budgetary system of the Russian Federation" of November 12, 2013 № 107n. Available at: http:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70423096/. (In Russ.)
19. Order of the Federal Treasury "On Approval of Regulation on the Federal Treasury" of April 10, 2006 № 5n. Available at: http://www.garant.ru/prod-ucts/ipo/prime/doc/12046903/. (In Russ.)
20. Prokof'ev S.E., Shubina L.V. Federal'noe kaznacheistvo: organizatsionnye aspekty sozdaniya sistemy byudzhetirovaniya, orientirovannogo na rezul'tat [Federal Treasury: organizational aspects of establishing the result-oriented budgeting system]. Bukhgalterskii uchet v byudzhetnykh i nekommerche-skikh organizatsiyakh = Accounting in budgetary and noncommercial organizations, 2007, no. 14.
21. Titova O.V. Kaznacheistvo Rossii: nasto-yashchee i budushchee [Treasury of Russia: the present and the future]. Molodoi uchenyi = Young scientist, 2013, no. 2, pp. 187-189.
Nikolai I. DANILENKO
Nosov Magnitogorsk State Technical University, Magnitogorsk, Russian Federation [email protected]