Научная статья на тему 'Государственный бюджет'

Государственный бюджет Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
37
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
public finances / budget policy / stra- tegic planning.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Татьяна Тищенко

По предварительным данным Минфина России, по итогам 2014 г. как доходы, так и расходы федерального бюджета выросли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 0,3 п.п. ВВП. За одиннадцать месяцев 2014 г. доходы и расходы консолидированного бюджета субъектов РФ также увеличились относительно января-ноября 2013 г. – соответственно на 0,2 и 0,1 п.п. ВВП. Дефицит федерального бюджета по итогам 2014 г. составил 0,5% ВВП, а консолидированный бюджет субъектов РФ за январь-ноябрь 2014 г. был исполнен с незначительным профицитом в объеме 0,1% ВВП. Таким образом, усиление негативных факторов, таких как снижение мировых цен на углеводороды и девальвация российской валюты, пока не оказало существенного влияния на исполнение доходной и расходной части как федерального, так и консолидированного бюджета субъектов РФ. Однако и Правительство России, и эксперты в сфере государственных финансов1 сходятся во мнении, что 2015 г. станет одним из самых сложных периодов для бюджетной системы России за последние пятнадцать лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State Budget

According to the preliminary data of the Ministry of Finance of the Russian Federation, on the basis of the results of January-December 2014 both revenues and expenditures of the federal budget rose by 0.3 p.p. of GDP as compared to the same period of the previous year. For 11 months of 2014, the revenues and expenditures of the consolidated budget of constituent entities of the Russian Federation rose, too, by 0.2 and 0.1 p.p. of GDP, respectively, as compared to January-November 2013. On the basis of the results of 2014, the deficit of the federal budget amounted to 0.5% of GDP, while the consolidated budget of constituent entities of the Russian Federation in January-November 2014 was executed with a small surplus of 0.1% of GDP. So, consolidation of negative factors such as a drop in global prices on hydrocarbons and depreciation of the ruble exchange rate has not affected much so far the execution of the revenue and expenditure sides of the federal budget and the consolidated budget of constituent entities of the Russian Federation. However, the Government of the Russian Federation and experts in public finances are unanimous that 2015 is going to become one of the most complicated years for the budget system of Russia in the past 15 years.

Текст научной работы на тему «Государственный бюджет»

Макроэкономика

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ

Татьяна ТИЩЕНКО, канд. экон. наук

По предварительным данным Минфина России, по итогам 2014 г. как доходы, так и расходы федерального бюджета выросли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 0,3 п.п. ВВП. За одиннадцать месяцев 2014 г. доходы и расходы консолидированного бюджета субъектов РФ также увеличились относительно января-ноября 2013 г. — соответственно на 0,2 и 0,1 п.п. ВВП. Дефицит федерального бюджета по итогам 2014 г. составил 0,5% ВВП, а консолидированный бюджет субъектов РФ за январь-ноябрь 2014 г. был исполнен с незначительным профицитом в объеме 0,1% ВВП.

Таким образом, усиление негативных факторов, таких как снижение мировых цен на углеводороды и девальвация российской ва-

люты, пока не оказало существенного влияния на исполнение доходной и расходной части как федерального, так и консолидированного бюджета субъектов РФ. Однако и Правительство России, и эксперты в сфере государственных финансов1 сходятся во мнении, что 2015 г. станет одним из самых сложных периодов для бюджетной системы России за последние пятнадцать лет.

Предварительный анализ исполнения федерального бюджета за 2014 г.

По данным Минфина России, доходы федерального бюджета по итогам 2014 г. составили 20,0% ВВП (14 488,2 млрд. руб.), на 0,3 п.п.

Таблица 1

Основные параметры исполнения федерального бюджета в 2013 и 2014 гг.

2014 г. 2013 г. Отклонение

млрд. руб. % ВВП млрд. руб. % ВВП млрд. руб. %ВВП

Доходы 14 488,2 20,0 13019,9 19,7 1468,3 0,3

в том числе:

Нефтегазовые 7405,0 10,2 6534,0 9,9 871,0 0,3

Ненефтегазовые 7083,2 9,8 6485,9 9,8 597,3 0,0

Расходы 14 824,1 20,5 13 342,9 20,2 1481,2 0,3

в том числе:

Процентные 415,6 0,6 360,3 0,5 55,3 0,1

Непроцентные 14408,5 19,9 12 982,6 19,7 1425,9 0,2

Профицит (+) / Дефицит (-) -335,9 -0,5 -323 -0,5 -12,9 0,0

Ненефтегазовый профицит (+) / дефицит (-) 7069,1 -10,7 6857,0 -10,4 -212,1 -0,3

Справочно: оценка ВВП, млрд. руб. 72300 66194

Источник: Минфин России (предварительная оценка), Федеральное казначейство, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

1 Подробнее см. на сайте Гайдаровского форума-2015: http://www.gaidarforum.ru

ВВП превысив их значение за 2013 г.; в абсолютном выражении доходы федерального бюджета за истекший год по сравнению с предыдущим выросли на 11,3%.

Нефтегазовые доходы за 2014 г. относительно предыдущего года увеличились на 0,3 п.п. ВВП - до 10,2% ВВП (7405,0 млрд. руб.) при кассовом исполнение в 99,4% от прогнозировавшихся объемов. Доля нефтегазовых доходов в общем объеме доходов федерального бюджета за истекший год незначительно выросла (до 51,0%, за 2013 г. - на 50,3%), а ненефтегазовый дефицит увеличился на 0,3 п.п. ВВП - до 10,7% ВВП.

Расходы федерального бюджета за 2014 г. достигли 14 824,1 млрд. руб. (20,5% ВВП), на 0,3 п.п. ВВП превысив соответствующий показатель за предыдущий год; в абсолютном выражении расходы федерального бюджета за истекший год по сравнению с предыдущим выросли на 11,1%. По итогам 2014 г. федеральный бюджет был исполнен с дефицитом в 0,5% ВВП (335,9 млрд. руб.), что в долях ВВП соответствует сальдо исполнения федерального бюджета за 2013 г. (См. табл. 1.)

Доходы федерального бюджета в долях ВВП за 2014 г. по сравнению с предшествую-

щим годом изменялись по отдельным компонентам разнонаправленно. Так, поступления по доходам от внешнеэкономической деятельности за 2014 г. по сравнению с 2013 г. не изменились и составили 7,6% ВВП; в абсолютном выражении их прирост составил 9,0%. Поступления по НДПИ увеличились на 0,1 п.п. ВВП, или на 12,7% в абсолютном выражении. Поступления по внутреннему НДС выросли на 0,2 п.п. ВВП (+16,6% в абсолютном выражении), в то время как по импортному НДС доходы сократились на 0,1 п.п. ВВП, увеличившись в абсолютном выражении всего на 4,5%.

Доходы по налогу на прибыль организаций в истекшем году в долях ВВП увеличились по сравнению с предыдущим годом на 0,1 п.п. ВВП, или на 16,7% в абсолютном выражении. Поступления в доходную часть федерального бюджета по внутренним акцизам не изменились и составили 0,7% ВВП (прирост в абсолютном выражении составил здесь 12,9%); по импортным акцизам доходы также остались неизменными - на уровне 0,1% ВВП, относительно 2013 г. увеличившись на 12,6% в абсолютном выражении. (См. табл. 2.)

Расходы федерального бюджета в долях ВВП за 2014 г. относительно предыдущего года

Таблица 2

Динамика поступлений основных налогов в федеральный бюджет в 2013 и 2014 гг.

2014 г. 2013 г. Отклонение,

млрд. руб. % ВВП млрд. руб. % ВВП п.п. ВВП

Налоговые доходы - всего 13 249,5 18,3 11 961,8 18,0 0,3

в том числе:

Налог на прибыль организаций 410,9 0,6 352,2 0,5 0,1

НДС на товары, реализуемые на территории РФ 2178,0 3,0 1868,2 2,8 0,2

НДС на товары, ввозимые на территорию РФ 1746,5 2,4 1670,8 2,5 -0,1

Акцизы на товары, производимые на территории РФ 520,4 0,7 461,0 0,7 0,0

Акцизы на товары, ввозимые на территорию РФ 71,4 0,1 63,4 0,1 0,0

НДПИ 2857,9 3,9 2535,2 3,8 0,1

Доходы от внешнеэкономической деятельности 5464,4 7,6 5011,0 7,6 0,0

Источник: Федеральное казначейство, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

изменились следующим образом:

• расходы по разделу «Социальная политика» сократились на 1,0 п.п. ВВП (-10,9% в абсолютном выражении);

• расходы на национальную оборону выросли на 0,2 п.п. ВВП (+17,8%);

• расходы по разделу «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» сократились на 0,2 п.п. ВВП (+1,2%);

• существенно выросли расходы по разделу «Национальная экономика» - на 1,4 п.п. ВВП (+65,6%);

• расходы по разделу «Общегосударственные вопросы» остались неизменными -1,3% ВВП (+9,1%);

• расходы по разделу «Межбюджетные трансферты» увеличились на 0,1 п.п. ВВП (+22,1%);

• расходы на здравоохранение сократились на 0,1 п.п. ВВП (+6,7%);

• расходы по разделу «Образование» снизились также на 0,1 п.п. ВВП (-5,1%);

• выросли расходы на обслуживание государственного долга - на 0,1 п.п. ВВП - до 0,6% ВВП (+22,1%);

• сократились расходы по разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство» - на 0,1 п.п. ВВП (-32,5%);

• по разделу «Охрана окружающей среды» расходы выросли на 0,02 п.п. ВВП ( + 91,7%);

• расходы по разделам: «Физическая культура и спорт», «Культура и кинематография», «СМИ» остались в объеме 0,1% ВВП по каждому (соответственно +4,4, +3,2 и -3,2%). (См. табл. 3.)

Необходимо отметить, что предварительные данные Минфина России и оперативная информация Росказны по расходам федерального бюджета за 2014 г. имеют существенные расхождения. В табл. 3 приведены данные Минфина в объеме 14 824,1 млрд. руб., в то время как по информации Федерального казначейства объем расходов равен

Таблица 3

Динамика расходов федерального бюджета за 2013 и 2014 гг.

2014 г. 2013 г. Отклонение,

млрд. руб. %ВВП млрд. руб. %ВВП п.п. ВВП

Расходы - всего 14 824,1 20,5 13 342,9 20,2 0,3

в том числе:

Общегосударственные вопросы 928,9 1,3 850,7 1,3 0,0

Национальная оборона 2478,6 3,4 2103,6 3,2 0,2

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 2085,7 2,9 2061,6 3,1 -0,2

Национальная экономика 3063,3 4,2 1849,3 2,8 1,4

Жилищно-коммунальное хозяйство 119,6 0,2 177,5 0,3 -0,1

Охрана окружающей среды 46,4 0,06 24,2 0,04 0,02

Образование 638,3 0,9 672,3 1,0 -0,1

Культура и кинематография 97,8 0,1 94,8 0,1 0,0

Здравоохранение 535,5 0,7 502,0 0,8 -0,1

Социальная политика 3452,4 4,8 3833,1 5,8 -1,0

Физическая культура и спорт 71,0 0,1 68,0 0,1 0,0

СМИ 74,8 0,1 77,3 0,1 0,0

Обслуживание государственного долга 415,6 0,6 360,3 0,5 0,1

Межбюджетные трансферты 816,1 1,1 668,1 1,0 0,1

Источник: Минфин России, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

13 821,6 млрд. руб. Разница здесь составляет около 1 трлн. руб. по подразделу «Другие вопросы в области национальной экономики» раздела «Национальная экономика». Данная сумма была направлена в виде имущественного взноса РФ в имущество Агентства по страхованию вкладов (АСВ) путем передачи облигаций федерального займа для докапи-тализации банков.

По состоянию на 1 января 2015 г. объем средств Резервного фонда (РФ) и Фонда национального благосостояния (ФНБ) составил 4945,5 млрд. руб. (87,9 млрд. долл. США) и 4388,1 млрд. руб. (78,0 млрд. долл. США) соответственно. За истекший год курсовая разница от переоценки остатков средств РФ и ФНБ составила 1868,7 и 1499,9 млрд. руб. соответственно.

По состоянию на 1 декабря 2014 г. объем государственного долга Российской Федерации составил:

• по внутреннему долгу - 5759,2 млрд. руб., в том числе по государственным гарантиям - 1332,1 млрд. руб.;

• по внешнему долгу - 53 972,2 млн. долл. США.

С учетом привлечения в декабре 2014 г. средств в объеме 1000,0 млрд. руб. по ОФЗ, направленным в АСВ, общий объем государственного долга Российской Федерации на 31.12.2014 составил 9795,6 млрд. руб., или 13,6% ВВП.

Анализ основных параметров исполнения консолидированного бюджета субъектов РФ за январь-ноябрь 2014 г.

По данным Федерального казначейства, доходы консолидированного бюджета субъектов РФ за одиннадцать месяцев 2014 г. составили 7854,5 млрд. руб., или 12,0% ВВП, что на 0,2 п.п. ВВП, или на 8,6% в номинальном выражении, выше уровня января-ноября предыдущего года. Расходы консолидированного бюджета субъектов РФ за этот период сократились в долях ВВП по сравнению с соответствующим временным интервалом 2013 г. на 0,1 п.п. ВВП и выросли в абсолютном выражении на 7,1% - до 7769,5 млрд. руб. (11,9% ВВП). (См. табл. 4.)

Сопоставление данных о поступлении налогов и платежей в консолидированный бюд-

Таблица 4

Основные параметры исполнения консолидированного бюджета субъектов РФ в январе-ноябре 2013 и 2014 гг.

Январь-ноябрь 2014 г. Январь-ноябрь 2013 г. Отклонение,

млрд. руб. %ВВП млрд. руб. %ВВП п.п. ВВП

Доходы 7854,5 12,0 7234,9 11,8 0,2

в том числе:

Налог на прибыль организаций 1771,1 2,7 1574,9 2,6 0,1

НДФЛ 2286,9 3,5 2140,4 3,5 0,0

Акцизы внутренние 432,2 0,6 447,3 0,7 -0,1

Налог на совокупный доход 304,9 0,5 284,0 0,5 0,0

Налог на имущество 922,9 1,4 869,8 1,4 0,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ 1424,6 2,2 1288,1 2,1 0,1

Расходы 7769,5 11,9 7252,4 11,8 0,1

Профицит (+) / Дефицит (-) 85,0 0,1 -17,5 -0,03 0,07

Справочно: оценка ВВП, млрд. руб. 65535 61240

Источник: Федеральное казначейство, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

жет субъектов РФ за январь-ноябрь 2014 г. и за аналогичный период предыдущего года показывает:

• увеличение по безвозмездным поступлениям от других бюджетов бюджетной системы РФ на 0,1 п.п. ВВП -до 2,2% ВВП, или на 10,6% в абсолютном выражении;

• рост поступлений по налогу на прибыль на 0,1 п.п. ВВП - до 2,7% ВВП (+12,4%);

• сокращение доходов по внутренним акцизам на 0,1 п.п. ВВП (-3,3%).

По другим налоговым и неналоговым поступлениям доходы консолидированного бюджета субъектов РФ в долях ВВП за рассматриваемый период остались на уровне января-ноября предыдущего года, а именно:

• по НДФЛ - 3,5% ВВП (прирост на 6,8% в абсолютном выражении);

• по налогу на имущество - 1,4% ВВП (+6,1%);

• по налогу на совокупный доход - 0,5% ВВП (+7,3%).

Расходы консолидированного бюджета субъектов РФ по итогам одиннадцати месяцев 2014 г. по большинству разделов в долях ВВП изменились незначительно или остались на уровне января-ноября предыдущего года. Сократились расходы только по разделу «Здравоохранение»- на 0,1 п.п. ВВП (до 1,7% ВВП) и увеличились расходы по разделу «Социальная политика» - на 0,2 п.п. ВВП (до 2,0% ВВП). (См. табл. 5.)

По итогам января-ноября 2014 г. консолидированный бюджет субъектов РФ исполнен с профицитом в размере 85,0 млрд. руб., или 0,1% ВВП, что на 0,07 п.п. ВВП выше уровня одиннадцати месяцев 2013 г.

2015 год будет одним из самых сложных для бюджетной системы страны. По оценкам Минфина РФ, только от сокращения нефтегазовых доходов при цене на нефть 50 долл./ барр. бюджет может недополучить более 3 трлн. руб. - около 20% от запланированных в 2015 г. объемов доходов федерального

Таблица 5

Динамика расходов консолидированного бюджета субъектов РФ за январь-ноябрь 2013 и 2014 гг.

Январь-ноябрь 2014 г. Январь-ноябрь 2013 г. Отклонение, млрд. руб. % ВВП млрд. руб. % ВВП п.п. ВВП

Расходы - всего 7769,5 11,9 7252,4 11,8 0,1

в том числе:

Общегосударственные вопросы 489,3 0,7 455,6 0,7 0,0

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 84,7 0,1 81,2 0,1 0,0

Национальная экономика 1361,7 2,1 1320,5 2,1 0,0

Жилищно-коммунальное хозяйство 698,3 1,1 685,7 1,1 0,0

Охрана окружающей среды 20,1 0,03 19,7 0,03 0,0

Образование 2129,8 3,2 1993,2 3,2 0,0

Культура и кинематография 270,0 0,4 241,6 0,4 0,0

Здравоохранение 1142,2 1,7 1081,4 1,8 -0,1

Социальная политика 1281,7 2,0 1131,8 1,8 0,2

Физическая культура и спорт 148,6 0,2 128,8 0,2 0,0

СМИ 36,8 0,06 35,0 0,06 0,0

Обслуживание государственного д^ д д ^ 7§2 0 1

и муниципального долга ' ' ' '

Источник: Федеральное казначейство, расчеты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.

бюджета. Министерство финансов провело сокращение объемов доводимых до министерств и ведомств лимитов бюджетных обязательств на 10%, что позволит снизить расходы федерального бюджета примерно на 1 трлн. руб. и удержать дефицит бюджета на уровне не выше 3% ВВП при утвержденном

в Законе о федеральном бюджете2 объеме в 0,6% ВВП3.

Таким образом, пересмотр Закона о федеральном бюджете в отношении основных параметров доходной и расходной частей, а также источников финансирования дефицита бюджета на 2015 г. неизбежен. ■

2 Федеральный закон от 01.12.2014 г. № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».

3 http://www.minfin.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.