Аккаева Х. А.
ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОВД ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
16.2. ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОВД ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
Аккаева Халимат Алиевна, кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры специально-технической подготовки
Место работы: Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарский университет МВД России
akkaevah@mail.ru
Аннотация: В статье проводится сравнительно-правовой анализ нормативно-правовых актов регулирующих деятельность Министерства внутренних дел в сфере борьбы с преступлениями террористической направленности. Формулируются конкретные предложения на основе историко-правовых и научно-практических исследований. Выводы автора могут быть использованы в правоприменительной практике
Ключевые слова: законодательство в сфере борьбы с терроризмом, противодействие терроризму, обеспечение правового режима, Министерство внутренних дел России
LEGAL AND INSTITUTIONAL FRAMEWORK TO COMBAT THE ACTIVITIES OF ATS TERRORIST CRIMES
Akkaeva Khalimat Alievna, PhD, Associate Professor, Professor of the Department specifically and technical training of the North Caucasus Training Institute (branch) of Krasnodar University of the Russian Interior Ministry
Work place: the North Caucasus Training Institute (branch) of Krasnodar University of the Russian Interior Ministry
akkaevah@mail.ru
Annotation: The article presents a comparative legal analysis of legal acts regulating the activities of the Ministry of Internal Affairs in the fight against terrorist crimes. Formulate concrete proposals on the basis of historical, legal and scientific and practical research. conclusions cars.
Keywords: legislation in the field of counter-terrorism, counter-terrorism, providing legal regime, the Ministry of Internal Affairs of Russia.
Деятельность ОВД по выявлению, предупреждению, пресечению преступлений террористического характера основана на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах РФ, федеральных законах, нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, Правительства РФ, а также принимаемые в их развитие иных нормативных правовых актах.
Основные стратегические цели совершенствования и обеспечения национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности сформулированы в Стратегии национальной безопасности
Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009г. № 537. Положением пункта 36 Стратегии определено, что Российская Федерация на долгосрочную перспективу исходит из той позиции, что есть нужда в необходимости постоянного совершенствования правоохранительных мер по выявлению, предупрежде-нию[1,с.55], пресечению и раскрытию актов террористического характера.
12 февраля 2013 года Президентом Российской Федерации утверждена Концепция внешней политики. Концепцией (п. «р» ст.32) утверждается, что Российская Федерация применяет все необходимые меры по отражению и предотвращению террористических нападений на Россию и ее граждан, по их защите от таких нападений на Россию и ее граждан, по их защите от террористических актов, по недопущению на своей территории деятельности, имеющей целью организацию подобных актов против граждан и интересов других стран, по непредставлению никого убежища и трибуны для террористов и для подстрекателей к террору, по предотвращению и пресечению финансирования терроризма.
Особая роль в сфере правового обеспечения борьбы с терроризмом принадлежит ФЗ от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму». Закон устраняет один из пробелов, имевшихся в области противодействия терроризму, в нем определено, что деятельность органов государственной власти по противодействию терроризму включает в себя три основных составляющие: предупреждение (профилактика), борьба с терроризмом и минимизации его последствий. Он определяет и правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в Российской Федерации, порядок координации деятельности органов осуществляющих борьбу с терроризмом, включая и деятельность общественных объединений и организаций, должностных лиц и отдельных граждан, а также права, обязанности и гарантии граждан в связи с осуществлением борьбы с терроризмом.
Существенным является то, что Закон ушел от традиционного в нашей стране в последние годы подхода, когда борьба с терроризмом сводится в основном к осуществлению мер по пресечению актов терроризма. Борьба с терроризмом определяется, как деятельность по выявлению предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (п.п. «б» п.4. ст. 3 Федерального закона № 35-ФЗ). Таким образом, борьба с терроризмом - это выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование всего лишь одного состава преступления, предусмотренного ст.205 УК РФ - «террористический акт».
Особенно важным представляется то что, в Федеральном законе имеются определения, которые заложили основу понятийного аппарата. Так, в нем законодательно закреплены следующие понятия и определения как терроризм, террористическая деятельность (организация, планирование, подготовка, финансирование и реализация террористического акта; подстрекательство к проведению террористического акта; организация незаконного вооруженного формирования, организацию преступного сообщества, организованной группы для реализации террористического акта, вооружение противодействие терроризму (профилактика
251
Бизнес в законе
2’2014
терроризма; борьба с терроризмом), террористическая акт, определение контртеррористической операции, определение зоны проведения контртеррористической операции.
Таким образом, можно говорить о том что, Федеральный закон «О противодействии терроризму» создал определенную законодательную базу противодействия террористической угрозе.
Данный вывод подтверждается положениями Концепции по противодействию терроризму в Российской Федерации, ею определено, что одной из основных задач, решаемых уполномоченными органами государственной власти, является выявление, предупреждение и пресечение действий лиц и организаций, направленных на подготовку и совершение террористических актов и иных преступлений террористического характера.
МВД России согласно ч. 16 ст. 12 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ от 1 марта 2011 года № 248 « Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации», обеспечивает участие органов внутренних дел и внутренних войск в мероприятиях по противодействию терроризму, в обеспечении правового режима контртеррористических операций, в защите потенциальных объектов террористических посягательств и мест массового пребывания граждан, а также в проведении экспертной оценки состояния антитеррористической защищенности и безопасности объектов[7,с.45].
Следовательно, МВД России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, органы внутренних дел являются одним из основных субъектов противодействия терроризму.
В соответствии с положением части 11 статьи 13 Указа Президента РФ от 01 марта 2011 № 249 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации», территориальный орган МВД России на региональном уровне (МВД по республикам, ГУ, У МВД России по субъектам) обеспечивает участие подчиненных органов внутренних дел и, в пределах своей компетенции, внутренних войск в мероприятиях по противодействию терроризму, в обеспечении правового режима контртеррористической операции, в обеспечении защиты возможных объектов террористических посягательств и мест массового пребывания граждан, а также в проведении оценки состояния антитеррористической защищенности и безопасности объектов. Руководитель территориального органа участвует в работе антитеррористической комиссии и оперативного штаба в субъекте Российской Федерации, обеспечивает в пределах своей компетенции реализацию их решений.
В настоящее время одним из основных правовых актов регламентирующих антитеррористическую деятельность Министерства внутренних дел Российской Федерации является Федеральный закон « О противодействии терроризму», который устанавливает основополагающие принципы противодействия данному общественно опасному деянию, определяет правовые и организационные позиции в отношении мер по предупреждению терроризма, а также выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, осуществляемых субъектами
антитеррористической деятельности[5,с.5], в том числе и органами внутренних дел.
В соответствии с положениями п. 17 ст. 12 Федерального закона Российской Федерации от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ « О полиции» на полицию возлагается обязанность участвовать в мероприятиях по противодействию терроризму и в обеспечении правового режима контртеррористической операции, а также в обеспечении защиты потенциальных объектов террористических посягательств и мест массового пребывания граждан, в проведении экспертной оценки состояния антитеррористической защищенности и безопасности объектов.
Состав полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации ее подразделений определяются Президентом России. Таким образом, Указом Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 250 « Вопросы организации полиции» установлено, что в состав полиции входят подразделения, на которые возлагаются задачи по противодействию терроризму.
Основными формами подразделений полиции в противодействии терроризму являются:
- предупреждение терроризма, в том числе выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений террористического характера;
- выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование преступлений террористического характера ( борьба с терроризмом).
Также согласно указанной статье, полиция обеспечивает меры и временные ограничение на территории (объектах), в пределах которых ( на которых) введен режим контртеррористической операции на период проведения контртеррористической операции. Специальный правовой режим, предусматривает ряд особых мер и ограничений[3,с. 234].
Обязанность «участвовать в противодействие терроризму и обеспечении правового режима контртеррористической» была предусмотрена и ранее в действовавшем законе Российской Федерации «О милиции». Теперь это направление деятельности конкретизировано и дополнено новыми обязанностями, которые возложены на полицию[6,с.46].
Проблема противодействия терроризму актуальна в научном мире, однако, возвращаясь к закону, необходимо отметить, что в дефиниции «противодействие терроризму», сформулированы основные направления деятельности государственных структур, в частности правоохранительных органов[2,с.9].примечательно и то что, в данном понятии речь идет не только о тех террористических фактах, которые случились, а и о выявлении причин и условий террористических проявлений, где законодатель также отводит главную роль оперативно-розыскным мерам, полномочиями, осуществление которых наделены и оперативные подразделения органов внутренних дел. Данное утверждение основывается на указанных в законе основных принципах противодействия терроризму, где законодатель отражает сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму. Общеизвестно, что идентичный принцип определен и в законе « Об оперативно-розыскной деятельности»[4,с.235].
Здесь нам надо также обратиться к такому законодательному акту, как Федеральный закон от 6 февраля 1997 № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации».
Подразделения, воинские части и соединения внутренних войск, привлеченные для участия в проведении контртеррористической операции и обеспечении вводимого правового режима, применяют боевую тех-
252
Аккаева Х. А.
ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОВД ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
нику, оружие и специальные средства в строгом соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Основными принципами деятельности ОВД по предупреждению преступлений, по обеспечению правопорядка и общественной безопасности является законность; обеспечение законных прав и свобод граждан РФ и иных лиц, проживающих на её территории; защита общества от преступлений террористического характера; приоритет мер предупреждения терроризма и выявления лиц, их подготавливающих.
В организационную структуру сил по обеспечению правопорядка и общественной безопасности, по предупреждению преступлений террористического характера входят все органы МВД в пределах своей компетенции.
Основными задачами структурных подразделений МВД России по обеспечению правопорядка и общественной безопасности в условиях борьбы с терроризмом являются:
- участие в работе Федеральной антитеррористической комиссии Российской Федерации и Межведомственного оперативного штаба;
- выявление и устранение способствующих причин;
- организация и проведение предупредительно - профилактических мероприятий, включая выявление и перекрытие каналов поступления преступным сообществам, группам финансовых средств, оружия, боеприпасов, взрывных устройств, других средств поражения;
- организация взаимодействия с подчинёнными подразделениями субъектов РФ при подготовке и проведении операций по предупреждению преступлений;
- координирование деятельности ОВД;
- организация взаимодействия с ОВД субъектов РФ по обмену информацией о деятельности по предупреждению преступлений;
- организацию розыска лиц, совершивших преступления, уклоняющихся от следствия и суда;
- анализ действий ОВД по предупреждению преступлений;
- организацию информирования населения и СМИ о состоянии и мерах предупреждения преступлений;
- повышение профессиональной подготовки сотрудников ОВД по предупреждению преступлений и другие. Согласно основным положениям нормативных актов деятельность ОВД в борьбе с терроризмом осуществляется совместно с органами ФСБ России.
За органами внутренних дел Российской Федерации, как известно, закреплены:
- объекты жизнеобеспечения (электростанции, теплоцентрали и др.);
- места производства и хранения оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ;
- предприятия, организации, учреждения;
- железнодорожные, автомобильные и водные транспортные коммуникации;
- места массового скопления людей (рынки, торговые центры, зрелищные учреждения);
- образовательные учреждения и система здравоохранения;
- жилой фонд, гостиницы, дома отдыха, пансионаты и пр.;
- иные объекты, находящиеся в оперативном обслуживании органов внутренних дел.
То есть таким образом определяется направление противодействия терроризму, классифицируемому по способам осуществления терактов.
Список литературы:
1. Аккаева Х.А., Эндреев М.М. Проблемы объективной обусловленности создания современных информационно-
поисковых систем регистрации граждан. Наука и бизнес: пути развития М. 2013 №10 (28) - ст. 52-56
2. Гринько С.И., Воронин М.Ю., Назаркин М.В., Мешалкин С.Н., Комментарии к федеральному закону «О противодействии терроризму».М. ЗАО Юстицинформ, 2007. - ст. 209
3. Комментарий к Федеральному закону « О полиции». под. ред. Чибинева В.М. Санкт-Петербург ОЦ «СоветникЪ», 2011. - ст.301.
4. Мешалкин С.Н. Правовое регулирование деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел в сфере противодействия терроризму. Состояние и тенденции развития организованной преступности в Российской Федерации: Материалы круглого стола (Москва, 14 ноября 2008г.). М. ВНИИ МВД России, 2009. - ст.234-235.
5. Сапрыкин С.Ю. Новый закон о противодействии терроризму. ГРОССМедиа, 2006. - ст.5.
6. Снеговой А.В. Вопросы правового и организационного обеспечения деятельности территориальных органов МВД России при чрезвычайных обстоятельствах террористического характера. Вестник НАК, 2012.№2(07) -с.44-49.
7. Трофимов Д.С. Современное состояние борьбы с преступлениями террористического характера. Аналитический обзор. Саратов. 2013 г. - ст. 78.
Reference list:
1. Akkaeva HA, MM Endreev Problems objectively determined the creation of modern information retrieval systems of civil registration . Science and business : the development of M. 2013 number 10 (28) - Art. 52-56
2 . Grin'ko SI, M. Voronin , Nazarkin MV Meshalkin SN, Comments to the Federal Law "On Combating Terrorism ". M. ZAO Yustitsinform , 2007 . - Art. 209
3 . Comment to the Federal Law "On Police" . under. Ed. Chibi-neva VM St. Petersburg OC " Counsel ", 2011 . - St.301 .
4 . Meshalkin SN Legal regulation of the operational departments of the Interior in countering terrorism . Status and trends of organized crime in the Russian Federation : Materials of the round table ( Moscow, 14 November 2008. ) . Moscow Institute of Russian Ministry of Internal Affairs , 2009 . - Item 234 -235.
5 . Saprykin SY The new law on countering terrorism. Gross-Media 2006 . - Article 5 .
6. Snow AV Questions of legal and organizational support of the territorial bodies of the Russian Interior Ministry under extraordinary circumstances of a terrorist nature . Bulletin of the NAC in 2012 . № 2 ( 07) , p.44- 49.
7. Trofimov DS Modern state of the fight against crimes of a terrorist nature . Analytical review . Saratov . 2013 - Art. 78.
253