Янкаускас К.С., Зоидов З.К., Артамонов Д.Ю.
государственные корпорации в инновационно-технологической развитии экономики
ЯНКАУСКАС К.С.,ЗОИДОВ З.К.,АРТАМОНОВ Д.Ю.
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КОРПОРАЦИИ В ИННОВАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ1
Аннотация. В статье рассмотрены особенности инновационно-технологической деятельности государственных корпораций в России. Определена специфичность и привлекательность формы госкорпорации для целей модернизации экономики. Выявлены преимущества бизнес-модели госкорпорации для национальной экономики.
Ключевые слова: госкорпорация, модернизация, инновационное развитие, корпоративная интеграция, высокотехнологичные отрасли промышленности, инвестиции.
JANKAUSKAS ZOIDOV Z.K.,ARTAMONOV D.YU.
PUBLIC CORPORATIONS IN INNOVATION-TECHNOLOGICA L DEVELOPMENT
Abstract. In article features of innovative and technological activity of the state corporations in Russia are considered. Specificity and appeal of a form of state corporation for economy modernization is defined. Advantages of a business model of state corporation to national economy are revealed.
Keywords: state corporation, modernization, innovative development, corporate integration, high-technology industry, investment.
Институт государственных корпораций был создан в России во второй половине 2000-х годов. Его появлению предшествовало заметное увеличение присутствия государства в ключевых отраслях промышленности. Так, большая часть активов обанкроченной компании ЮКОС перешла к государственной «Роснефти», в октябре 2005 года 75,7 % акций частной «Сибнефти» были проданы «Газпрому» [1]. В ноябре 2006 года была создана государственная Объединённая авиастроительная корпорация, объединившая все государственные и частные активы (выкупленные государством) в авиастроении [2]. В ноябре 2007 года активы отечественного судостроения были объединены в рамках Объединённой судостроительной корпорации, принадлежащей государству [3].
Юридическая форма госкорпорации (ГК) до сих пор является дискуссионной в экспертном сообществе [4]. До появления института ГК в 2007 году правовой формой огосударствления ряда отраслей экономики было создание либо федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУП), либо открытых акционерных обществ со стопроцентным государственным участием. С 2007 года правительство стало активно использовать и другую форму — создание государственных корпораций2. Согласно ст. 7.1 ФЗ «О некоммерческих организациях» «государственная корпорация — это не имеющая членства некоммерческая организация, учреждённая РФ на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно-полезных функций». Каждая госкорпорация создана на основе отдельного федерального закона. С 2007 года в стране функционируют следующие госкорпорации:
1. Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» (предоставление долгосрочных кредитов банкам и некоммерческим предприятиям, «длинных денег» на масштабные проекты).
2. Государственная корпорация «Российская корпорация нанотехнологий» (развитие нано-технологий — преобразована в ОАО).
3. Государственная корпорация «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (финансирование реформы ЖКХ).
1 Статья подготовлена при поддержке РФФИ, грант № 12-06-33015 мол_а_вед «Разработка и обоснование эффективных механизмов технологической модернизации в условиях социально-ориентированной экономики на основе математического моделирования».
2 До 2007 года существовала только одна государственная корпорация - созданное в 2003 году Агентство по страхованию вкладов.
4. Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта (подготовка и проведение Олимпийских игр в Сочи в 2014 году).
5. Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростехнологии» (содействие производству и экспорту российской высокотехнологичной продукции).
6. Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» (развитие военной и гражданской атомной энергетики).
Существующие государственные корпорации очень неоднородны по своим функциям и полномочиям. Росатом и Ростехнологии, по сути, выполняют часть функций отраслевых министерств — министерства / федерального агентства по атомной энергетике (упраздненного после создания Росатома) и министерства промышленности (в части развития Ростехнология-ми высокотехнологичных отраслей промышленности) соответственно. Роснано и Фонд содействия реформированию ЖКХ по роду своей деятельности де-факто являются фондами, выделяющими средства на инновационное развитие (в случае с Роснано) и модернизацию регионального жилищного фонда (в случае с Фондом содействия реформирования ЖКХ). «Внешэкономбанк» является банком развития, призванным привлечь долгосрочное финансирование под инфраструктурные и способствующие развитию высокотехнологичных отраслей проекты. Наконец, государственная корпорация «Олимпстрой» была создана для подготовки всех необходимых спортивных и инфраструктурных объектов Олимпиады 2014 года в Сочи.
Фактически госкорпорации можно условно разделить на две группы. К первой следует отнести госкорпорации, которым государство делегировало полномочия по осуществлению и координации отдельных государственных функций: Фонд содействия реформированию ЖКХ, Олимпстрой. Во вторую группу входят институты развития — Ростехнологии, Роснанотех (реорганизована в ОАО), Внешэкономбанк, Росатом.
Касательно целей и задач первой группы госкорпораций в целом всё достаточно понятно. Государство делегировало ряд своих полномочий для координации и улучшения деятельности в отдельных сегментах экономики. В частности, Олимпстрой был создан непосредственно для реализации олимпийского проекта, Фонд реформирования ЖКХ получил часть функций ряда министерств, ответственных за реформу ЖКХ. В данном случае логика государственных органов власти понятна. Министерства являются более бюрократизированными структурами, с существенными институциональными ограничениями, что не позволяет им оперативно решать существующие задачи. В целом такое перераспределение полномочий оказалось оправданным. Несмотря на значительную критику со стороны различных экспертных групп, практика показывает успешность такого подхода. В частности, Олимпстрой в кратчайшие по мировым меркам сроки провёл подготовку инфраструктуры олимпийских объектов в Сочи. Инфраструктура, построенная при участии Олимпстроя, получила высокую оценку на состоявшихся в феврале 2014 года Олимпийских играх.
Более сложной представляется ситуации в ГК «Фонд реформирования ЖКХ». Это обстоятельство обусловлено значительным объёмом программы реформирования, охватывающей, по оценкам самой корпорации по состоянию на 2014 год, 82 субъекта Российской Федерации. Однако в данном секторе также наблюдаются позитивные тенденции. Так, при содействии ГК началось масштабное внедрение программ энергосбережения. По итогам 2012 года 95 % жилых домов в муниципальных образованиях, принимающих участие в программе реформ, провели ряд мероприятий по повышению эффективности энергосбережения3. В частности, установлены централизованные системы учёта потребляемой тепловой энергии и водоснабжения. Кроме этого, за период 2009-2012 годов проведён капитальный ремонт около 170 млн кв. метров жилья, что составляет около 10 % от жилья с высокой степенью износа4.
Вторая группа госкорпораций призвана решать задачи по модернизации российской экономики. Неслучайно в экспертном сообществе и средствах массовой информации ведётся широкая дискуссия о необходимости существования таких институтов и их роли в экономическом развитии России. Так, в работах [5, 6] отмечается необходимость координации усилий и ресурсов государства в приоритетных направлениях модернизации, в частности, в создании вы-
3 По состоянию на 2009 год, уровень не превышал 35 %.
4 Общий жилой фонд в РФ составляет около 2,9 млрд кв. метров жилья.
Янкаускас К.С., Зоидов З.К., Артамонов Д.Ю.
государственные корпорации в инновационно-технологической развитии экономики
сокотехнологичной инновационной промышленности. Для реализации этих задач государством была выбрана форма госкорпораций.
Нельзя сказать, что госкорпорация является идеальной формой решения задач по модернизации экономики. Критики справедливо отмечают специфичность условий их функционирования, низкий уровень контроля, непрозрачность принимаемых решений, что в конечном счёте приводит к удорожанию «услуг» госкорпораций для государства. Однако у ГК есть одно несомненное преимущество перед обычными коммерческими структурами.
В законодательных актах, определяющих цели, задачи и условия функционирования этих организаций, получение прибыли не является основным приоритетом, в отличие от коммерческих компаний, функционирующих в общегражданском и корпоративном институциональном поле. В работе [7] отмечается, что одной из проблем российской экономики является чрезмерный перекос в сторону сырьевой направленности. При этом ключевым фактором перекоса является более высокая норма прибыли в сырьевых отраслях по сравнению с перерабатывающими. То есть госкорпорации в определённых направлениях могут решить проблемы создания высокотехнологичной промышленности даже в условиях низкой рентабельности таких производств (в сравнении с добычей природных ресурсов). Это подтверждается определёнными успехами, достигнутыми госкорпорациями в деле модернизации и развития высокотехнологичных отраслей промышленности.
Наиболее показательным в данном случае является пример ГК «Ростехнологии». В соответствии с рядом нормативных актов с 2007 года этой ГК были переданы значительные государственные активы. Однако подавляющее большинство имущества, закреплённого за ГК в момент передачи от государства, представляло собой низкорентабельные и убыточные государственные предприятия, а также государственные компании, находящиеся в процедурах банкротства. Так, по оценкам самой ГК, в 2009 году 148 предприятий были в предкризисном и кризисном состоянии, 28 — в стадии банкротства, 17 — не осуществляли хозяйственную деятельность, 27 — частично утратили своё имущество либо имели значительный риск его утраты. Общая задолженность данных предприятий составляла 630 млрд рублей [8].
С 2007 года ГК добилась значительного повышения экономической эффективности деятельности переданных ей активов. В 2009 году совокупные убытки предприятий корпорации составили 61 млрд рублей, а уже по итогам 2011 года их чистая прибыль выросла до 46 млрд руб. Выработка на одного сотрудника увеличилась почти в два раза. Средняя зарплата за тот же период выросла на 40 %. В 2011 году она составила 23,7 тыс. рублей, что на 10 % выше средней по стране.
При этом Ростехнологии пользуются всеми преимуществами корпоративной институциональной среды в развитии своих предприятий. Так, в стратегии развития ГК предусмотрена реорганизация дочерних предприятий и формирование интегрированных компаний по ключевым направлениям деятельности, привлечение иностранных партнёров в совместные проекты (учреждение совместных компаний), активность на рынке М&А. Анализ структурных и организационных преобразований в отношении активов в ведении Ростехнологий позволяет сделать вывод об общности логики развития предприятий путём их интеграции. В работах [9, 10, 11] отмечено, что корпоративная интеграция, как правило, идёт поступательно от первичного формирования управленческих, финансовых, имущественных и технологических связей до расширения деятельности путём слияний и поглощений. Эти этапы развития были пройдены в период с 1995 по 2010 год всеми ключевыми сырьевыми секторами российской промышленности.
Этапы в полной мере согласуются с реализаций стратегии Ростехнологий. В соответствии с законодательством основной целью ГК «Ростехнологии» является содействие разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции путём обеспечения поддержки на внутреннем и внешнем рынках российских организаций — разработчиков и производителей промышленной продукции, организаций, в которых Государственная корпорация «Ростехнологии» имеет возможность влиять на принимаемые решения5. При этом прибыль, полученная ГК, может быть направлена только на достижение основной цели.
Учитывая законодательные нормы стратегий развития, была выбрана оптимальная модель
5 Федеральный закон от 23 ноября 2007 г. № 270-ФЗ «О государственной корпорации "Ростехнологии"».
функционирования ГК — корпорация развития. Такая бизнес-модель предусматривает приоритет развития и модернизации, а не максимизация прибыли. Кроме этого, ГК не является центром формирования капитализации, который смещён в сторону дочерних и зависимых компаний, что в наилучшей степени стимулирует не только модернизацию производств, но и формирование конкурентоспособных бизнес-единиц. В настоящее время Ростехнологиями сформировано 14 холдинговых компаний по направлениям деятельности (табл. 1).
Таблица 1
Основные бизнес-единицы ГК «Ростехнологии»6
№ п/ п Наименование компании Год создания Направления деятельности Количество предприятий в составе Перспективы развития
1 Концерн «Радиоэлектронные технологии» 2009 Производство авиационных приборов 97 Реструктуризация путём вхождения в состав концерна «Авиаприборостроение»
2 Концерн «Калашников» 2011 Разработка и производство ручных систем вооружений 1 Реструктуризация путём присоединения четырёх предприятий-смежников
3 Холдинг «Швабе» 2008 Разработка оптико-электронных систем 64 Увеличение ассортимента, повышение качества и конкурентоспособности продукции
4 Холдинг «Авиационное оборудование» 2009 Разработка и производство авиационного оборудования 35 Повышение качества и конкурентоспособности продукции
5 Объединённая приборостроительная корпорация 2014 Производство систем связи, автоматизированных систем управления 55 Организационно-управленческая реорганизация, создание единой системы управления предприятиями холдинга
6 РТ «Химкомпозит» 2009 Научные разработки в области создания полимерных композиционных материалов 12 Увеличение ассортимента выпускаемой продукции, повышение конкурентоспособности на мировом рынке
7 Станкопром 2013 Станкостроение и инструментальное производство 18 Модернизация производственных мощностей предприятий компании
8 Росэлектроника 2009 Разработка и производство электронных компонентов 113 Модернизация производства, выпуск новой продукции
9 РТ «Биотехпром» 2009 г. Исследования и разработки инновационной продукции в области биотехнологий, в фармацевтике 12 Разработка новых видов продукции
10 Научно- производственное объединение «Высокоточные комплексы 2009 Производство высокоточных систем вооружений 20 Реструктуризация путём присоединения Научно-производственной корпорации «Конструкторское бюро машиностроения»
11 ОАО «Концерн "Технологии машиностроения"» 2011 Производство боеприпасов и спецхимии 56
12 Холдинг «Вертолёты России» 2007 Производство вертолётов 12 Создание совместных производств с иностранными партнёрами, выпуск нового ассортимента продукции
13 Объединённая двига- телестроительная корпорация 2007 Производство двигателей для военной и гражданской авиации, газонефтепереработки, морского флота 11 Разработка новых видов продукции, создание совместных предприятий с иностранными партнёрами
14 РТ «Авто» 2010 Производство легковых и грузовых автомобилей и автокомпонентов 9
6 По данным ГК «Ростехнологии».
Янкаускас К.С., Зоидов З.К., Артамонов Д.Ю.
_государственные корпорации в инновационно-технологической развитии экономики_
Рассматривая созданные интегрированные компании, можно отметить, что в подавляющем большинстве отраслей ГК сформировало фактически монополистов (к примеру, «Вертолёты России», Объединённая двигателестроительная корпорация) путём консолидации разрозненных предприятий, конструкторских бюро, научных институтов советского периода. Критики такого подхода отмечают, что отсутствие конкуренции в перспективе негативным образом скажется на экономических показателях консолидируемых активов. Однако здесь целесообразно отметить, что в условиях глобализации основная конкуренция ведётся на мировом рынке, особенно в высокотехнологичных отраслях. Примером аналогичных решений может служить создание ЕС корпорации EADS, которая консолидировала аэрокосмические предприятия Евросоюза. Успехи EADS на мировом рынке производства и продажи самолётов, вертолётов и другой техники очевидны.
Вторым институтом в форме госкорпорации, призванным решать задачи инновационной и технологической модернизации, является Внешэкономбанк. В отличие от Ростехнологий это финансовая структура, в управление которой были переданы значительные денежные средства федерального бюджета (около 380 млрд руб.). Согласно положениям законодательства основной целью Внешэкономбанка является повышение конкурентоспособности экономики Российской Федерации путём осуществления инвестиционной, внешнеэкономической, страховой, консультационной деятельности [12]. То есть Внешэкономбанк можно назвать инвестиционным «агентством» государства в широком понимании этого термина.
Как банк развития ГК участвует в финансировании инвестиционных проектов, направленных на модернизацию моногородов, помогает малому и среднему предпринимательству, содействует привлечению прямых иностранных инвестиций в Россию, поддерживает российских экспортёров на мировых рынках.
Рассматривая деятельность ГК с точки зрения содействия инновационно-технологической модернизации, целесообразно отметить её косвенное участие в этом процессе. Безусловный приоритет отдан инвестиционной активности. Так, за последние годы Внешэкономбанк участвует в реализации крупных инвестиционных проектов: комплексное развитие СевероКавказского федерального округа (Корпорация развития Северного Кавказа); развитие Дальневосточного федерального округа (Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона); поддержка моногородов и т. п. Все поддерживаемые проекты имеют важное народнохозяйственное значение для отдельных макрорегионов и страны в целом.
Однако, несмотря на опосредованную форму финансирования, такие программы содействуют модернизации экономики. Мультипликативный эффект от комплексных инвестиционных проектов стимулирует развитие многих отраслей промышленности и, как следствие, стимулирует технологическое обновление производства для обеспечения возрастающего спроса внутри регионов.
С точки зрения прямого участия ГК в инновационном развитии необходимо отметить функцию содействия экспорту продукции. Мировой опыт свидетельствует, что экспортное финансовое сопровождение является неотъемлемой и эффективной формой поддержки национальных производителей. Такие формы поддержки есть в США, Франции, Германии, Японии, Южной Корее. При этом необходимо отметить, что финансовая поддержка экспортёров необходима, только если их продукция пользуется спросом на мировом рынке. Независимо от наличия возможностей доступа к финансовым ресурсам производители, чья продукция является неконкурентоспособной, не смогут продать её в условиях жёсткой конкуренции.
Данные отчётности ГК за 2013 год свидетельствуют об увеличении объёма выданных экспортных кредитов в два раза по сравнению с 2012 годом (около 100 млрд руб.) [13]. То есть можно говорить о наличии в России уже сложившихся производств, выпускающих высококачественную продукцию.
Последним институтом развития в форме ГК является Росатом. Госкорпорация «Росатом» была создана путём преобразования Федерального агентства по атомной энергии, осуществлявшего функции управления атомной отраслью России. Корпорация была образована в 2007 году в соответствии с Федеральным законом «О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом"» [14]. Анализ основных положений закона, а также переданных в управление ГК подразделений позволяет сделать вывод, что основной целью создания Росато-
ма являлось не инновационно-технологическое развитие отрасли, а повышение качества и централизация управления активами атомной отрасли.
Атомная отрасль в России всегда являлась одной из наиболее высокотехнологичных и конкурентоспособных, поэтому модернизация отрасли, повышение её конкурентоспособности и улучшение качества выпускаемой продукции не является главным приоритетом. Соответственно, создание Росатома должно было иметь веские основания, одним из которых является содействие в увеличении экспортного потенциала. Это подтверждается рядом экспертов. В работе [15], в частности указывается, что основные акценты хозяйственной деятельности Росатома в период с 2007 по 2010 год были смещены в сторону увеличения портфеля экспортных заказов.
Несомненным преимуществом ГК по сравнению с ранее существовавшим агентством является консолидация всех атомных предприятий (в широком понимании). Если агентству были подведомственны научные центры и институты, предприятия ядерно-оружейного цикла, ФГУП «Росэнергоатом» (объединяет атомные электростанции России), ФГУП «Техснабэкспорт» (экспорт ядерных материалов и топлива), ЗАО «Атомстройэкспорт» (строительство АЭС за рубежом) ОАО «ТВЭЛ» (производство ядерного топлива), то в управление Росатому передан также Атомный ледокольный флот (ФГУП «Атомфлот»).
Кроме этого, федеральное агентство являлось органом исполнительной власти и осуществляло деятельность в соответствии с бюджетным процессом, что являлось недостатком для атомной отрасли и не позволяло оперативно реагировать на быстроизменяющиеся условия внешней среды. Создание ГК значительно расширило возможности осуществления хозяйственной деятельности и выработки грамотной стратегии развития, что подтверждается достигнутыми экономическими показателями. Так, в 2013 году транспортное подразделение (ФГУП «Атомфлот») увеличило количество рейсов на 54 % (по сравнению с 2012 годом), объём экспортных заказов Росатома составил около 73 млрд долларов, осуществляется сооружение 9 энергоблоков атомных электростанций в России, а также строительство АЭС в Индии (1 энергоблок), Китае (2 энергоблока), Бангладеш (1 энергоблок), Турции (4 энергоблока), Белоруссии (2 энергоблока) [16].
Экспортная политика ГК в наибольшей степени содействует инновационно-технологическому развитию атомной промышленности. Строительство зарубежных АЭС обеспечивает заказами не только атомную отрасль России, но и смежные сектора машиностроения, металлургии, горнодобычи, стимулирует инновационное развитие [17-18].
Таким образом, выбор государством формы ГК в качестве движущей силы модернизации промышленности, в первую очередь, обусловлен не отсутствием желания заниматься реформами, а объективной необходимостью.
Так, объективной предпосылкой создания Ростехнологий являлась необходимость сохранения и развития предприятий, включённых в состав ГК. В силу ряда причин эти активы не были привлекательными объектами приватизации, а на их продукцию отсутствовал какой-либо существенный спрос. ГК позволила упорядочить структуру, улучшить качество управления, увеличить выпуск продукции, а также спасти многие предприятия от банкротства.
Позитивным результатом создания Росатома является увеличение экспортного потенциала атомной промышленности России. Отрасль, которая многие годы работала на внутреннее потребление, стала экспортно-ориентированной.
В свою очередь Внешэкономбанк позволяет осуществлять финансирование ключевых народно-хозяйственных проектов, которые с точки зрения российских коммерческих банковских структур являются коммерчески непривлекательными.
Литература
1. Абрамович «обкэшился»: «Газпром» покупает «Сибнефть» за 13,1 млрд долларов. 25 сентября 2005 г. URL: http://www.newsru.com/finance/28sep2005/sibn.html.
2. В России создаётся единая авиастроительная корпорация. 2 ноября 2006 г. URL:http:// www.newsru.com/russia/02nov2006/oao.html.
3. Вязкая среда // Эксперт Северо-Запад. — № 44 (346), 26 ноября 2007 г. URL:http://expert.ru/ northwest/2007/44/vyazkaya_sreda/.
4. Российские госкорпорации: такого нет нигде в мире // Газета, 10.08.2009. URL:http://www.gzt.ru/
Янкаускас К.С., Зоидов З.К., Артамонов Д.Ю.
государственные корпорации в инновационно-технологической развитии экономики
topnews/economics/253561.html.
5. Проблемы модернизации экономики России / Под редакцией академика РАН Н. Я. Петракова. — М., 2012. — 335 с.
6. Цветков В., Елисеев Д. Модернизация экономики России: стратегические цели и задачи // Проблемы теории и практики управления. — 2011. — № 12. — С. 8-17.
7. Цветков В., Елисеев Д., Наумова Ю. Российская экономика после кризиса: от стабилизации к стагнации. //Проблемы теории и практики управления. — 2012. — № 9-10. — С. 12-25.
8. URL: http://rostec.ru/about/article/626.
9. Елисеев Д. О., Артамонов Д. Ю. Анализ эффективности процессов интеграции в российских корпоративных структурах // Финансовая аналитика: проблемы и решения. — 2011. — № 23. — С. 23-29.
10. Елисеев Д. О., Дорошенко В. В. Институциональные и экономические особенности слияний и поглощений в России // Финансовая аналитика: проблемы и решения. — 2011. — № 46. — С. 7-12.
11. Елисеев Д. О., Артамонов Д. Ю. Особенности формирования и реструктуризации металлургических корпораций в России // Финансы и кредит. — 2011. — № 28. — С. 72-76.
12. URL: http://www.rg.ru/2007/05/24/bank-razvitia-dok.html.
13. URL: http://www.veb.ru/common/upload/files/veb/reports/annual/2013ki.pdf.
14. URL: http://document.kremlin.ru/page.aspx?1104742.
15. Проблемы развития рыночной экономики. — М.: ЦЭМИРАН, 2011. — 280 с..
16. URL: http://www.rosatom.ru/resources/4c352e8044b4ae36b57cf5c264917ca8/1-374_lowres.pdf/.
17. Зоидов К. X. Инновационная экономика: опыт, проблемы, пути формирования. — М.: ИПР РАН, 2006. —168 с.
18. Зоидов К.Х., Дурандин О.Г. К проблеме формирования инновационной экономики в странах постсоветского пространства в условиях модернизации. Часть I - III // Региональные проблемы преобразования экономики, 2011.-. № 4, 2012. - № 1. - № 3.
19. Дохолян С.В. Региональные интегрированные корпоративные структуры. // С.В. Дохолян, В.З. Пет-росянц ; Российская акад. наук, Дагестанский науч. центр, Ин-т социально-экономических исслед.. Москва, 2008. - 292 с.
20. Дохолян С.В., Петросянц В.З.Проблемы формирования и реализации промышленной политики депрессивного региона / С.В. Дохолян, В.З. Петросянц // Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 10. С. 12-21.
References:
1.Abramovich "obkeshilsya": "Gazprom" buy "Sibneft" for 13.1 billion dollars. September 25, 2005 URL: http://www. newsru. com/finance/28sep2005/sibn. html.
2. In Russia, created a unified Aircraft Corporation. November 2, 2006 URL: http: //www.newsru.com/ russia/02nov2006/oao.html.
3. Viscous medium // Expert North-West. - № 44 (346), November 26, 2007 URL: http: //expert.ru/ northwest/2007/44/vyazkaya_sreda/.
4. Russian state corporation: this does not exist anywhere in the world // Newspaper, 10.08.2009. URL: http: // www.gzt. ru/topnews/economics/253561.html.
5. Problems of modernization of the Russian economy / Edited by Academician N. Ya Petrakov. - M., 2012. -335 p.
6. V. Tsvetkov, Eliseev D. Modernization of the Russian economy: strategic goals and objectives // Problems of the theory and practice of management. - 2011. - № 12. - S. 8-17.
7. V. Tsvetkov, Eliseev D., Yu Naumova Russian economy after the crisis: from stabilization to stagnation. // Problems of the theory and practice of management. - 2012. - № 9-10. - S. 12-25.
8. URL: http://rostec.ru/about/article/626.
9. Elisha D. O., D. Yu Artamonov Analysis of the effectiveness of the integration processes in the Russian corporate structures // Financial analytics: problems and solutions. - 2011. - № 23. - S. 23-29.
10. Elisha D. O., Doroshenko V. Institutional and economic features of mergers and acquisitions in Russia // Financial analytics: problems and solutions. - 2011. - № 46. - S. 7-12.
11. Elisha D. O., D. Yu Artamonov Features of formation and restructuring of the steel corporations in Russia //Finances and Credit. - 2011. - № 28. - S. 72-76.
12. URL: http://www.rg.ru/2007/05/24/bank-razvitia-dok.html.
13. URL: http://www.veb.ru/common/upload/files/veb/reports/annual/2013ki.pdf
14. URL: http://document.kremlin.ru/page.aspx?1104742.
15. Problems of development of the market economy. - M.: CEMI, 2011. - 280 p..
16. URL: http://www.rosatom.ru/resources/4c352e8044b4ae36b57cf5c264917ca8/1-374_lowres.pdf/.
17. Zoid KH Innovation Economy: experience, problems and ways of formation. - M.: IPR RAS, 2006. - 168 p.
18. Zoid KH Durandin OG On the problem of the formation of an innovative economy in the post-Soviet countries in terms of modernization. Part I - III // Regional problems of economic transformation, 2011.-. Number 4, 2012. - № 1. - № 3.
19. Doholjan S.V.regional the integrated corporate structures.//S.V.Doholjan, V.Z.Petrosjants; Russian аcad. Sciences, Dagestan scientific. The centre, In social and economic issled. Moscow, 2008. - 292 with.
20. Doholjan S.V., Petrosjants V.Z.Problemy offormation and realisation of an industrial policy of depressive region / S.V.Doholjan, V.Z.Petrosjants//Regional economy: the theory and practice. 2010. № 10. With. 12-21.