39 (81) - 2011
Корпоративные отношения
УДК 334.01
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОРПОРАЦИЙ В РОССИИ: АНАЛИЗ ПРОМЕЖУТОЧНЫХ ИТОГОВ*
а. в. большаков,
кандидат экономических наук, заведующий лабораторией проблем организации и управления отраслями промышленности alex. bolshakov@yahoo. com к. с. янкаускас,
научный сотрудник лаборатории проблем организации и управления отраслями промышленности
kostas. jankauskas@gmail. com Институт проблем рынка Российской академии наук
Развитие института государственных корпораций в России оказывает существенное влияние на структуру экономики и процессы формирования макросреды предпринимательства. В статье обсуждается результативность функционирования российских государственных корпораций в течение периода, прошедшего с момента их учреждения.
Ключевые слова: государственная корпорация, промышленный, предприятие, теория, организация.
Признаваемая научным сообществом необходимость участия государства в регулировании экономических процессов на стадии перехода к полноценной рыночной системе в российских условиях проявилась в форме создания института государственных корпораций. Прошло достаточно времени с момента учреждения этой организационно-правовой формы, чтобы осуществить анализ промежуточных итогов деятельности государственных корпораций.
* Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 09-06-00428-а).
К положительным сторонам госкорпораций в России многие исследователи относят возможность концентрировать с помощью таких структур значительные материальные, финансовые и другие ресурсы в отраслях, приоритетных с точки зрения развития всей национальной экономики, способствовать развитию государственно-частного партнерства, модернизации отечественной экономики и ее переходу на инновационный путь развития.
Как считают Л. Тропаревская и М. Ремизова, госкорпорации выступают переходной формой организации производства, «необходимой для концентрации ресурсов и финансовых потоков, которую не может обеспечить бизнес» [9, с. 135]. «Консолидация активов стратегических отраслей», по мнению авторов, поможет усилить позиции России на мировой арене, обеспечив при этом общенациональные, а не корпоративные интересы. Уже сам факт создания государственных корпораций, по мнению исследователей, свидетельствует об осознании правительством необходимости инвестирования государственных средств в отечественную экономику.
Корпоративные отношения
39 (81) - 2011
Рассматривая цели создания госкорпораций, Р. Ширяева отмечает, что это «во всех случаях является экономически оправданным и своевременным», так как достижение этих целей возможно «только при условии существенного расширения масштабов их финансирования и изменения их правового статуса в направлении радикального расширения их [госкорпораций] самостоятельности» [10, с. 145].
По мнению Р. Ширяевой, госкорпорации «будут способны осуществлять долгосрочные, масштабные научные исследования, создавать современную опытно-конструкторскую базу, существенно сокращать сроки перехода от научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ к внедрению инноваций в производство и формированию рынка инновационных продуктов» [10, с. 143—144], а также смогут конкурировать с транснациональными корпорациями на внутреннем и внешних рынках.
Еще одно потенциальное преимущество госкорпораций, способное проявиться в период кризиса, видит С. Сильвестров: возможность увеличения поддержки государственно-частного партнерства. Ведь госкорпорации «наделяются правом предпринимательской деятельности: могут, например, держать временно свободные средства на депозитах в коммерческих банках, заключать сделки с частными предприятиями и госкомпаниями и распоряжаться переданным им имуществом» [7, с. 300].
Поскольку все государственные корпорации, за исключением Агентства по страхованию вкладов, были созданы в течение 2007 г., первые результаты их деятельности появились только в 2008—2009 гг. Четыре из шести госкорпораций — Внеэшэконо-мбанк, Российская корпорация нанотехнологий, «Росатом» и «Ростехнологии» — так или иначе связаны с развитием отдельных отраслей или секторов экономики. Их деятельность нацелена на повышение конкурентоспособности национальной экономики и степени ее инновационности. Поэтому целесообразно обратиться в первую очередь к анализу результатов деятельности именно этих корпораций. Особо стоит отметить, что в разгар финансово-экономического кризиса 2008—2009 гг. государственные корпорации, в частности Внешэкономбанк и «Ростехнологии», использовались в качестве проводников государственной экономической политики.
Внешэкономбанк (ВЭБ). Согласно Меморандуму о финансовой политике Внешэкономбанка,
утвержденному правительством 27 июля 2007 года1, основными направлениями деятельности банка являются:
а) реализация инвестиционных проектов,
б) реализация инвестиционных проектов, развивающих инновации;
в) участие в реализации проектов, направленных на повышение эффективности использования природных ресурсов, улучшение экологической обстановки и повышающих энергоэффективность;
г) участие в реализации проектов, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства;
д) поддержка экспорта сельскохозяйственной и промышленной продукции.
Отраслевыми приоритетами на 2007—2013 гг. в документе названы авиастроение и ракетно-космический комплекс, судостроение, электронная промышленность, атомная промышленность, в том числе атомная энергетика, транспортное, специальное и энергетическое машиностроение, металлургия (производство специальных сталей), деревообрабатывающая промышленность, оборонно-промышленный комплекс, агропромышленный комплекс, стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение, информационно-коммуникационные системы, медицинская техника и фармацевтика2.
Основные показатели работы Внешэкономбанка представлены в табл. 1.
Всего за 2,5 года с момента реорганизации в государственную корпорацию Внешэкономбанк начал кредитование 78 проектов в различных отраслях экономики [3, с. 22]. С принятием в разгар финансово-экономического кризиса Федерального закона «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации» банк получил полномочия по рефинансированию внешней задолженности российского корпоративного сектора, а также выдаче необеспеченных субординированных кредитов сроком до 2019 г. за счет средств Фонда национального благосостояния РФ, размещенных на депозитах банка [3, с. 39—40].
В частности, в 2008 г. Внешэкономбанк принял меры по финансовому оздоровлению банка «ГЛОБЭКС» и Связь-Банка. Источником ресурсов для этого послужили в первую очередь средства, предоставленные Банком России, объем которых
1 URL: http://www. veb. ru/ru/about/normpr/mem.
2 Там же.
39 (81) - 2011
Корпоративные отношения
* В новом правовом статусе госкорпорации Внешэкономбанк стал функционировать с 8 июня 2007г., поэтому данные о прибыли банка за 2007г указаны только за период с 8 июня по 31 декабря. Источник: данные годовых отчетов [1 — 3].
Таблица 1
Основные показатели работы Внешэкономбанка в 2007—2009 гг.
Показатель 2007 2008 2009
Прибыль «Банка развития» *, млрд руб. 8,38 9,35 30,96
Собственные средства (капитал), на 1 января следующего года, млрд руб. 205 240,6 340,1
Рентабельность капитала, % 12,9 4,7
Рентабельность активов, % 1,76 1,2
Объем портфеля кредитов, предоставленных ВЭБом юридическим лицам из числа некредитных организаций (кредитный портфель) на конец года, млрд руб. 197,5 620,9 706,5
Кредитный портфель «Банка развития», млрд руб. — 268,7 324,4
Кредиты, предоставленные для поддержки финансовой системы РФ, млрд руб. — 352,2 382,1
Доля кредитов нефинансовым корпорациям, выданных более чем на 3 года, % 68 77 85
Доля кредитов нефинансовым корпорациям, выданных на срок от 1 года до 3 лет, % 27 22 11
Доля кредитов нефинансовым корпорациям, выданных на срок до 1 года, % 5 1 4
Объем вложений инвестиционного характера в уставные капиталы юридических лиц 44 27,4 149,7
на 1 января следующего года, млрд руб.
Объем инвестиционных кредитов на 1 января следующего года, млрд руб. 51,2 129,9 230,1
В том числе
— на развитие инфраструктуры 11,911 50,948 98,9
— на создание производств 4,934 15,632 35,8
— на развитие производств — корпоративное финансирование — на иные цели 10,556 22,593 1,227 30,794 31,115 1,457 71,8 22,1 1,5
Объем кредитов, предоставленных для рефинансирования задолженности перед иностран- — 9,78 7,8
ными кредиторами, млрд долл. США
Объем субординированных кредитов, млрд руб. — 225 404
по состоянию на 1 января 2009 г. составил 2,5 млрд долл. (поддержка Связь-Банка) и 87 млрд руб. (поддержка банка «ГЛОБЭКС») [2, с. 41].
К положительным результатам деятельности банка можно отнести устойчивый рост объемов кредитования — на 20,7 % в 2009 г. по сравнению с 2008 г., а также рост доли долгосрочных кредитов в общей структуре кредитов, выданных нефинансовым корпорациям (в 2007 г. этот показатель составлял 68 %, в 2009 г. — 85 %). Тем не менее отдельные проекты, в финансировании которых банк принимает участие, вызывают вопрос о соответствии их указанным направлениям и отраслевым приоритетам деятельности ВЭБа. Например, в отношении приобретения и модернизации нефтеперерабатывающих активов в Республике Сербской и покупки авиакомпании Ма1еу, осуществленных в
2007 г. [1, с. 22].
Российская корпорация нанотехнологий (Роснанотех, ныне — открытое акционерное общество «РОСНАНО»). Корпорация приступила к приему запросов на финансирование проектов 1 апреля
2008 г. До конца года было получено 811 запросов, по 7 из которых были проведены необходимые эк-
спертизы и получено одобрение наблюдательного совета на выделение общей суммы в 10,3 млрд руб., в том числе из средств корпорации — 5,5 млрд руб. Наибольший удельный вес количества запросов отмечен по следующим регионам: Москва — 31 %, Санкт-Петербург — 9, Новосибирск — 6, Королев — 5, Челябинск, Самара, Томск, Казань — по 3, Екатеринбург, Воронеж, Иркутск, Троицк — по 2 % [8, с. 10].
В 2009 г. наблюдательным советом корпорации было одобрено 5 4 проекта с общим бюджетом 181,6 млрд руб., включающим софинансирование со стороны «Роснанотеха» в объеме 86,6 млрд руб. На конец 2009 г. был одобрен 61 проект с общим бюджетом 192,3 млрд руб., включая долю корпорации в 92,4 млрд руб. (48 %).
«Росатом». В 2009 г. (это первый год, за который опубликован отчет о деятельности госкорпорациии) «Росатом» занимался в основном продвижением своей продукции на международные рынки. Основные показатели деятельности компании свидетельствуют о значительных успехах (табл. 2).
В мае было подписано соглашение между правительствами России и Японии в сфере мир-
Корпоративные отношения
39 (81) - 2011
Таблица 2
Основные показатели деятельности «Росатома» в 2008—2009 гг.
Показатель 2008 2009 2009 г. к 2008 г., %
Коэффициент использования установленной мощности АЭС, % 79,5 80,2 100,9
Объем добычи урана, т 3 687 4 624 125,4
Доход «Росатома», его организаций и подведомственных предприятий, млрд руб. 428,8 528,5 123,3
Чистая прибыль «Росатома», его организаций и подведомственных предприятий, млрд руб. 15,5 38,7 250
Доля высокотехнологичной продукции в выручке, %о — 79,3 —
Источник: [6, с. 17].
ного использования атомной энергии, а также контракты на поставку услуг по обогащению урана энергокомпаниям США и Японии после 2014 г. В декабре был подписан меморандум о взаимопонимании между «Росатомом» и Электроэнергетической корпорацией Вьетнама по сотрудничеству в рамках проекта строительства первой атомной электростанции во Вьетнаме [6, с. 62]. С Монголией госкорпорация подписала соглашения о сотрудничестве в области разведки и добычи урана и о создании совместной компании «Дорнод уран», а также о начале подготовки кадров для атомной отрасли Монголии.
Между «Росатомом» и Китайской государственной корпорацией ядерной промышленности был подписан меморандум о рабочем графике на 2009 г. по сотрудничеству в сооружении в Китае двух энергоблоков по проекту расширения Тянь-ваньской АЭС и демонстрационного реактора на быстрых нейтронах коммерческого назначения.
«Ростехнологии». Деятельность этой госкорпорации в 2008—2009 гг. была направлена в первую очередь на реструктуризацию оборонно-промышленного комплекса (ОПК), выполнение государственного оборонного заказа, а также на реализацию антикризисных мер в части предоставления кредитов и госгарантий стратегическим предприятиям (в частности, АвтоВАЗу) [4—5].
В 2008 г. при содействии госкорпорации была заключена сделка по приобретению германским концерном Daimler AG 10 % акций ОАО «КАМАЗ». Помимо инвестиций в результате данной сделки «КАМАЗ» получит доступ к передовым технологиям Daimler AG, в частности к технической информации по узлам и агрегатам грузового автомобиля Mercedes Benz Actros.
Совместно с итальянской корпорацией Pirelli прорабатывается проект строительства в окрестностях г. Тольятти завода по производству шин для
легковых и грузовых автомобилей. Инвестиции в проект составят свыше 300 млн евро.
В декабре того же года была завершена сделка по приобретению корпорацией доли в капитале общества Wimax Holding Limited (далее — общество) в размере 25 % + 1 доля. Общество владеет рядом российских и кипрских компаний, развивающих сеть цифрового телевидения (DVB-H) на территории России, предоставляющих услуги широкополосной передачи данных по стандартам Wimax и ИТ-услуги в России.
26 февраля 2009 г. наблюдательным советом корпорации утверждена Программа реформирования организаций Государственной корпорации «Ростехнологии» в оборонно-промышленном комплексе [5, с. 21]. Согласно документу создаются 19 холдинговых компаний (интегрированных структур), перечень и примерный состав которых утверждены соответствующим постановлением Правительства Российской Федерации.
В состав холдинговых компаний предусмотрено включить 306 организаций ОПК и других отраслей промышленности. По итогам реформы сектора будет создано 19 интегрированных структур холдингового типа (далее — холдинги) в четырех сферах промышленности, в том числе в авиационной промышленности — три, в производстве боеприпасов и спецхимии — пять, в выпуске обычных вооружений — четыре, в радиоэлектронной промышленности — семь. Холдинги создаются по направлениям деятельности госкорпорации и охватывают полный жизненный цикл создания вооружений, военной и специальной техники в части систем, агрегатов и компонентов, определяющих облик и тактико-технические характеристики комплексов авиации, ПВО и бронетанковой техники.
Для выделения антикризисной помощи создана служба финансового оздоровления предприятий, а также разработаны положение о порядке
39 (81) - 2011
Корпоративные отношения
осуществления мероприятий финансового оздоровления организаций госкорпорации и критерии отнесения организаций госкорпорации к проблемным активам.
По 42 организациям были разработаны и направлены в правительственную комиссию по обеспечению реализации мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций, а также организаций ОПК предложения по финансовому оздоровлению. В итоге согласно решениям комиссии в 2009 г. 16 организациям, входящим в состав «Ростехнологий», были выделены субсидии на сумму 3,41 млрд руб. [5, с. 32].
Список литературы
1. Внешэкономбанк. Годовой отчет, 2007 г. URL: http://www. veb. ru/common/img/uploaded/files_list/ VEB_annual_2007_rus. pdf.
2. Внешэкономбанк. Годовой отчет, 2008 г. URL: http://www. veb. ru/common/img/uploaded/files_list/ VEB_Annual_2008_r. pdf.
3. Внешэкономбанк. Годовой отчет, 2009 г. URL: http://www. veb. ru/common/img/uploaded/files_list/ VEB_Annual_2009_r. pdf.
4. Годовой отчет государственной корпорации «Ростехнологии» за 2008 г. URL: http://www. rostechnologii. ru/upload/content/leftdocs/an_rep. pdf.
5. Годовой отчет государственной корпорации «Ростехнологии» за 2009 г. URL: http://www. rostechnologii. ru/upload/content/leftdocs/ar2009.pdf.
6. Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом». Годовой отчет, 2009 г. URL: http://www. rosatom. ru/wps/wcm/connect/rosatom/rosatomsite/ resources/4c352e8044b4ae36b57cf5c264917ca8/1-374_lowres. pdf.
7. Модернизация и экономическая безопасность России / под ред. Н. Я. Петракова. Т. 1. М., 2009.
8. Российская корпорация нанотехнологий. Годовой отчет, 2008 г. URL: http://www. rusnano. com/Document. aspx/Download/14829.
9. Тропаревская Л. Е., Ремезова М. Ю. Некоторые особенности развития российских промышленных отраслей, диктуемые современными финансово-экономическими условиями // Вопросы экономических наук. 2008. № 3 (31).
10. Ширяева Р. Государственные корпорации в системе управления госсобственностью // Вестник Института экономики. 2008. № 4.