3. Портер М. Международная конкуренция. М.: Международные отношения, 1993. 896 с.
4. Ялов Д. А. Эксперт Фонда ЦСР "Северо-Запад", Кластерный подход как технология управления региональным экономическим развитием. Журнал "Компас промышленной реструктуризации". Ы*р://сотраз8-i-.ru/st-3-03-1.Ыт.
5. Лапыгин Ю.Н., Корчажкина Д.А. Организация производственного взаимодействия на основе реализации кластерных принципов. ВлГУ Электронный журнал № 18 декабрь 2007 г. http://journal.vlsu.
ru/index.php?id=11.
6. Марков Л.С., Ягольницер М.А. Исследование наукоемких компаний Новосибирска. Кластерный подход. Центр кластерных инициатив. http://www.cluster-center. ru/gpage .html.
7. Модели региональных промышленных кластеров: обзор международного опыта. Центр региональных экономических исследований экономического факультета УрГУ // Серия "Аналитичекие доклады", № 2 Екатеринбург 2008. http://www.econ.usu.ru/ace_documents/ patterns/CRE S-ED-USU-Industrial-Clusters. pdf.
Федулова Е.А., Алабина Т.А.
государственные инвестиции как необходимое условие экономического роста региона (на примере Кемеровской области)
Вся история экономической науки тесно связана с поиском путей оптимального общественного развития. Весьма концентрированно данное направление научной мысли представлено теорией экономического роста, изучающей наиболее существенные факторы динамики экономических систем. К числу первичных, доминирующих факторов развития, наиболее часто привлекающих внимание исследователей, относятся инвестиции. Их анализ - один из основных аспектов теории экономического роста, который базируется на постулате об инвариантности механизмов инвестирования производства для различных экономических систем и общих закономерностях, характеризующих влияние этих инвестиций на экономический рост.
Связь между инвестициями и экономическим ростом была установлена достаточно давно и в целом не вызывала сомнений. Предметом научного обсуждения чаще всего был ее характер и те условия, при которых она наиболее явно проявляется. В частности, исследовался лаг (время запаздывания), характеризующий инерционность экономической системы, реагирующей на инвестиционную инъекцию; параметры, отражающие инвестиционный климат, и т.д. Ряд исследователей указывали на наличие обратной связи - зависимости инвестиций от экономического роста. Это послужило основанием для дискуссии о том, что является причиной, а что - следствием: инвестиции, порождающие рост, или рост, обусловливающий их?
Большинство современных исследователей признают инвестиции как фактор, способный дать
первичный импульс для экономического роста, ссылаясь на исторический опыт выхода ряда стран из фазы кризиса делового цикла, когда тщательно спланированная инвестиционная интервенция провоцировала такой рост. При этом рост инициировал новые инвестиции, которые в свою очередь порождали дальнейший рост, и затем процесс развивался по спирали.
В современных российских условиях парадоксальной ("перевернутой", квазирыночной) экономики, функционирующей по специфическим законам, нелишней является постановка, казалось бы, ясного вопроса: существует ли в нынешней ситуации связь между инвестициями и экономическим ростом? Ответ на него можно получить, сопоставив графики прироста валового регионального продукта (ВРП) и объемов инвестиций в основной капитал Российской Федерации, приведенные на рис. 1.
Визуальный анализ изображенных кривых (не исключающий, впрочем, необходимости применения более точных методов исследования) свидетельствует о том, что в российской экономике 1995-2008 гг. отчетливо прослеживается такая зависимость. Прирост ВРП и инвестиций можно объяснить двумя причинами: преобладание собственных ресурсов в источниках инвестиций и экспортноориентированный характер экономики страны. Высокие цены на энергоресурсы позволяют предприятиям получать значительную прибыль и направлять ее на инвестиции. Однако эти инвестиции в экономику не пошли, а значит, и не было создано серьезной базы для устойчивого
4-
Региональная экономика
160,00 140,00 120,00 100,00
1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006* 2007* 2008*
Годы
Прирост объемов инвестиций в основной капитал Российской Федерации, в % к предыдущему году
Прирост ВРП по субъектам Российской Федерации, в % к предыдущему году
Рис. 1. Динамика прироста ВРП и объемов инвестиций в основной капитал Российской Федерации за период 1995-2008 гг., в % к предыдущему году
" Рассчитаны на основе данных прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2006-2008 гг
экономического роста. Наблюдающийся в последние годы рост не является достаточно устойчивым, поэтому при наличии негативных воздействий внешней среды отечественная экономика может вновь возвратиться в нижнюю точку "плохого" равновесия.
В целях выявления роли инвестиций в возможной стабилизации и подъеме российской экономики можно выделить такие основные концепции экономического роста, как модель краткосрочного экономического равновесия Дж.М. Кейнса; модель динамического равновесия Р. Харрода - Е. Домара; факторная модель Х. Кобба - П. Дугласа; теория роста И.А. Шумпетера и другие.
Исследования Дж.М. Кейнса показали, что динамика развития системы зависит от инвестиций, сила воздействия которых определяется так называемыми встроенными регуляторами, находящимися в распоряжении общественного управления [1]. Таким образом, теория Кейнса выделяла значимость государственного регулирования экономики для ее эффективного развития, осуществляемого с помощью инвестиций. Так как время появления этой теории совпало с периодом экономической депрессии, она оказалась крайне
актуальной и была возведена в ранг государственной экономической политики, получившей затем название кейнсианства.
Рассматривая понятия национального дохода У (отождествленного в предложенной Кейнсом модели с валовым выпуском продукта), не зависящих от уровня дохода плановых затрат А и потребления, он получил путем математических преобразований основное уравнение мультипликатора М:
Y=М - А, (1)
где М =
1
1 - с,
а с < 1 - предельная склонность к
потреблению, характеризующая пропорцию распределения получаемого дохода на потребление и сбережение. Поскольку М > 1, то в соответствии с эффектом мультипликатора рост плановых (государственных) инвестиций приводит к увеличению объема выпуска продукции большему, чем объем исходных инвестиций.
Сильнее картина зависимости динамики ВРП и инвестиций наблюдается на уровне отдельного региона - Кемеровской области. Графики приростов физического объема ВРП и инвестиций в основной капитал данной территории приведены на рис. 2.
199519961997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2010*2015*2020*2025*
Годы
Прирост объемов инвестиций в основной капитал Российской Федерации, в % к предыдущему году
Прирост ВРП Кемеровской области, в % к предыдущему году
Рис. 2. Динамика прироста ВРП и инвестиций в основной капитал Кемеровской области за период 1995-2025 гг., в % к предыдущему году
* Рассчитаны на основе данных Комплексной программы социально-экономического развития Кемеровской области до 2025 г., в % к предыдущему периоду (за пять предшествующих лет)
Как можно заметить, пики роста и спада инвестиционной активности на уровне региона "круче", чем в целом по России. Динамика экономического развития региона, в первую очередь, базовых отраслей, связана во многом (на 80-85 %) с девальвационным фактором, в результате действия которого в благоприятной ситуации оказались экспортоориентированные отрасли экономики Кузбасса. Хозяйственное оживление, вызванное в последние годы благоприятной конъюнктурой мировых цен, изменило ситуацию с накоплением финансовых ресурсов предприятиями региона, что и придало положительную динамику инвестиционному процессу, особенно росту вложений в основной капитал.
В области наблюдалась ситуация, когда к положительной динамике ВРП привел не рост инвестиционных вложений, а наоборот, увеличение объема производства промышленной продукции и ВРП - большей частью благодаря конъюнктурным факторам - позволило активизировать инвестиционную деятельность в регионе. Так, например, рост ВРП в 1999 г. привел к инвестиционной активности в 2000 г. В остальные годы
наблюдается синхронизация данных процессов, что указывает на зависимость инвестиционной политики региона от экономического поведения хозяйствующих субъектов.
Инвестиционную активность в регионе проявляют предприятия, имеющие стабильный рынок сбыта (Кузнецкий металлургический комбинат, "Кузбассэнерго", "Кузбассразрезуголь", "Юж-кузбассуголь", Завод ферросплавов). Основным источником финансирования инвестиций для большинства предприятий Кузбасса являются собственные средства (71 %, из них 12,4 % за счет прибыли). Таким образом, инвестиционная активность Кемеровской области напрямую зависит от прибыльной работы промышленности региона.
Финансовый кризис 2008 года изменивший конъюнктуру мирового рынка в сторону снижения цен, уменьшение доходности работы предприятий, сокращение собственных средств как основного источника инвестиций и, как следствие, ослабление инвестиционной активности в регионе указывает на острую необходимость формирования собственной региональной инвестиционной политики, способной противостоять негативным
4-
последствиям макроэкономической ситуации в стране. Только активная политика региональных властей по эффективному управлению инвестиционным процессом способна привести к устойчивому (а не фрагментарному) развитию экономики Кемеровской области. Отчасти это можно сделать благодаря реализации соответствующих федеральных и региональных целевых программ.
Гипотезу о значимости такого способа государственного влияния на экономику региона можно проверить при помощи моделирования пространственного развития [2]. В частности, для оценки эффективности государственного инвестирования в развитие экономики Кемеровской области посредством программно-целевого подхода предлагаем использовать построение эконометрической модели [3]. Проанализируем влияние федеральных (ФЦП) и региональных (РЦП) целевых программ на экономику отдельного региона методом корреляционно-регрессионного анализа, т.е. объема освоенных финансовых средств по федеральным и региональным целевым программам, реализуемым на территории Кемеровской области, на ВРП данного субъекта1, за период 1993-2005 гг. (рис. 3).
За период с 1993 по 2005 гг. величина ВРП в текущих ценах постоянно росла. Аналогичная картина наблюдалась и с объемом освоенных финансовых средств, поступивших по федеральным
целевым программам, реализуемым на территории Кемеровской области. При этом изменение величины объема освоенных финансовых средств по региональным целевым программам за тот же период носило цикличный характер, пиковые значения которого наблюдались в 1995 и 2005 гг., а точки порога минимума в 1993 и 1997 гг.
Прежде, чем говорить о характере влияния факторов на зависимую переменную, необходимо выявить, не являются ли факторы X и 2 связаны между собой - коллинеарны. Для простоты анализа воспользуемся матрицей парных коэффициентов корреляции (табл. 1).
Таблица 1
Матрица парных коэффициентов корреляции
Y X Z
У 1 0,741988 0,978712
X 0,741988 1 0,755153
Z 0,978712 0,755153 1
Значения парных коэффициентов корреляции указывают на более тесную связь переменной У с объем освоенных финансовых средств по РЦП (2), чем с объем освоенных финансовых средств по ФЦП (X). Однако межфакторная связь гХ2 = 0,755 является достаточно тесной и превышает тесноту связи У с X. Такая высокая интеркорреляция может привести к мультиколлинеарности
8 000,000 6 000,000 4 000,000 2 000,000 0,000
400000 300000 200000 100000 о
199319941995199619971998 1999 2000 20012002 2003 2004 2005
Годы
Объем освоенных финансовых средств ФЦП по Кемеровской обл., млн. руб. (X)
I I Объем освоенных финансовых средств РЦП по Кемеровской обл.; млрд. руб. до 1997 г., в млн. руб. с 1998 г. (2)
ВРП (в текущих ценах; млрд. руб. до 1997 г., в млн. руб. с 1998 г.) (У)
Рис. 3. Динамика основных показателей оценки эффективности государственного инвестирования в развитие экономики Кемеровской области посредством программно-целевого подхода за период 1993-2005 гг.
1 ВРП является основным показателем, характеризующим экономический рост региона, максимально отражая добавленную стоимость практически всех отраслей территориальной экономики [4]. В свою очередь, объемы финансирования по ФЦП и РЦП - это критерии реализации программно-целевого подхода как одного из инструментов региональной экономической политики.
в модели, содержащей одновременно два выбранных нами фактора X и 2 в качестве объясняющих переменных.
Сильную межфакторную связь между ВРП в текущих ценах и объемом освоенных финансовых средств по РЦП по сравнению с влиянием объемов ФцП Кемеровской области за рассматриваемый период можно объяснить тем, что зачастую "на местах" виднее, в какую сферу экономики региона необходимо направлять бюджетные средства для его устойчивого комплексного развития. Кроме того, такая корреляционная связь может быть результатом того, что на экономику региона "работают" собственные средства, собранные на "родной" территории в качестве различных налогов, сборов и т.д. с различных категорий налогоплательщиков.
Мультиколлинеарность между объемами освоенных средств по ФцП и РцП объясняется тем, что многие региональные программы развития являются составной частью (подпрограммой) какой-либо федеральной программы (если они были приняты ранее, то после принятия федеральных программ вошли в одну из них).
Наиболее приемлемым и простым путем устранения мультиколлинеарности является исключение одного или нескольких факторов. В нашем случае следует отказаться от модели множественной регрессии, построив две независимые модели простой (парной) регрессии:
1) влияние объема освоенных финансовых средств по ФцП, реализуемым на территории Кемеровской области, на ВРП за период 19982005 гг.;
2) влияние объема освоенных финансовых средств по РцП, реализуемым на территории Кемеровской области, на ВРП за период 19932005 гг.
Объяснить построение двух моделей несложно: невозможность выбора доминирующего фактора, что является следствием:
- осуществления программно-целевого подхода посредством реализации программ двух уровней - федерального и регионального, одинаковых по степени значимости для региона;
- финансирования целевых программ из федерального и территориального бюджетов, а, следовательно, разницей в происхождении финансовых средств.
Для выдвижения гипотезы о характере связи между переменными воспользуемся графическим способом. Исследуем поле корреляции зависимости У от X.
Предположим, что влияние объема освоенных финансовых средств по ФцП на территории Кемеровской области (X) на величину его ВРП в текущих ценах (У) описывается линейной функцией, что подтверждается характером разброса точек на рис. 4.
Оценив влияние на величину ВРП Кемеровской области объема освоенных финансовых
400000
300000
>■ 200000
100000
Т I I I г
200 400 600 800 1000 1200 1400
Рис. 4. Корреляционное поле (зависимость У отX за период 1998-2005 гг.)
4-
средств, поступивших по РЦП, реализуемым на ее территории за период 1993-2005 гг., путем построения и анализа поля корреляции зависимости У от 2 (рис. 5), также можно предположить наличие линейного характера зависимости между величиной ВРП региона и объемом освоенных финансовых средств по РЦП.
Линейная форма связи в обоих случаях упрощает выбор математического аппарата для исследования параметров уравнений и характеристик регрессий. Воспользуемся методом наименьших квадратов (МНК).
В общем виде первое уравнение линейной регрессии запишется:
У = -1785,826 + 219,726Х. (2)
Таким образом, с увеличением величины объема освоенных финансовых средств, поступивших по федеральным целевым программам, реализуемым на территории Кемеровской области, на 1 млн. руб. величина ВРП за исследуемый период увеличивалась в текущих ценах в среднем на 219,7 млн. руб. ежегодно. Это своего рода эмпирический норматив приростной эффективности финансирования по ФЦП для региона. Если увеличение финансирования по новым программам приведет к меньшему росту ВРП, то их принятие и внедрение на данной территории не является целесообразным.
Отрицательная величина свободного члена уравнения (-1785,826) означает, что область существования признака У не включает нулевого значения признака X и близких значений, что, в
принципе, объяснимо: непоступление или недопоступление финансовых средств по федеральным целевым программам, реализуемым на исследуемой территории, как минимум - сдерживает, а как максимум - прекращает дальнейшее развитие экономики региона.
Вычислив минимально возможную величину фактора X, при которой обеспечивается наименьшее положительное значение признака У, можно сделать вывод о том, что для поддержки экономики региона на минимальном достигнутом уровне развития со стороны федерального бюджета ежегодно должно выделяться не менее 8,1 млн. руб. на финансирование ФЦП, осваиваемых на территории Кузбасса.
В общем виде вторая модель будет представлена как:
У = 44012,745 + 44,8152. (3)
В данном случае, с увеличением величины объема освоенных финансовых средств, поступивших по РЦП и реализуемых на территории Кемеровской области, на один миллион рублей величина ВРП за исследуемый период увеличивалась в текущих ценах в среднем на 44,8 млн. руб. за каждый год - эмпирический норматив приростной эффективности финансирования по новым региональным целевым программам для региона.
Положительная величина свободного члена уравнения (44012,745) означает, что область существования признака У включает нулевое значение признака 2. Это объяснимо: экономика Кузбасса может обойтись без самофинансирования по РЦП.
400000
300000
>■ 200000
100000
-1-г
2000 4000 6000 8000
Рис. 5. Корреляционное поле (зависимость У от 2 за период 1993-2005 гг.)
Однако при его отсутствии среднегодовое значение величины ВРП региона будет невелико - лишь на уровне 1996-1998 гг. (около 44,012 млрд. руб.).
Для определения качества моделей проведем их обобщенный сравнительный анализ (табл. 2).
Средний коэффициент эластичности подтверждает сделанный ранее вывод, о том, что, как и любой другой субъект Российской Федерации, Кузбасс может быть дотационным регионом и обойтись без региональных вливаний по РЦП. Значения показателей показывают: вложение финансовых средств по ФЦП приносит больший экономический эффект, чем объем освоенных финансовых средств по РЦП.
Однако проверка достоверности коэффициентов обоих моделей на основе статистических критериев Стьюдента показала, что для второго уравнения параметры модели являются наиболее статистически значимыми как для коэффициента регрессии, так и для свободного члена, который для первой модели сформирован под влиянием случайных причин и в целом незначим. При этом уровень достоверности значимости параметров второй модели превышает 99 %. Таким образом, экономическая интерпретация выводов по второй
модели более эмпирически обоснована, чем для первой модели, что объясняется, прежде всего, большим периодом исследования.
Более глубокий дисперсионный анализ моделей на основе их скорректированных коэффициентов детерминации показал, что государственные инвестиции оказывают существенное влияние на эффективность проведения региональной экономической политики в Кемеровской области, так как обе модели объясняют свыше 57 % общих дисперсий величины ВРП в текущих ценах. Таким образом, развитие экономики региона более чем на 57 % зависит от правильно выбранных целевых программ развития.
При этом связь величины ВРП региона с объемом финансирования по РЦП теснее, чем с объемом финансирования по ФЦП, что подтверждает выводы, сделанные на основе анализа матрицы коэффициентов корреляции (табл. 1). Однако отдача от вложенных средств в РЦП согласно коэффициента эластичности существенно ниже, чем по ФЦП, что можно объяснить масштабом реализации последних, которые, как правило, распространяются на ряд регионов страны (макроэкономический эффект).
Таблица 2
Характеристики моделей зависимости величины ВРП от объемов освоенных финансовых средств по федеральным и региональным целевым программам, реализуемым на территории Кемеровской области в переходный период
Параметр модели Значение для первой модели (зависимость Y от X) Значение для второй модели (зависимость Y от Z) Пояснение
Коэффициент эластичности, % 1,012 0,593 Финансирование ФЦП дает больший прирост величины ВРП, чем финансирование РЦП
Статистический критерий Стью-дента для коэффициента регрессии - уровень значимости 1,75%; для свободного члена - незначим с достоверностью 97,33% для коэффициента регрессии - уровень значимости 99,9%; для свободного члена - уровень значимости 99% Параметры второй модели регрессии наиболее эмпирически достоверны, чем для первой.
Приведенный коэффициент детерминации, % 57,673 86,028 Связь величины ВРП региона является более тесной с объемом финансирования РЦП, чем ФЦП
Статистический критерий Фишера-Снедекора уравнение регрессии и его параметры значимы с достоверностью 98,245% уравнение регрессии и его параметры значимы с достоверностью более 99,99% Обе модели можно использовать для прогноза; вторая модель более достоверна
Статистический критерий Дарбина-Уотсона автокорреляция в остатках отсутствует - уравнение можно использовать для прогноза наличие положительной автокорреляции в остатках не доказано - не выполняется одно из ограничений Обе модели можно использовать для прогноза; прогнозное значение по второй модели требует дополнительной проверки
Оценка моделей с помощью статистического критерия Фишера-Снедекора характеризует как первое, так и второе уравнение положительно: выявленные зависимости величины ВРП Кемеровской области от объемов финансирования по федеральным и региональным целевым программам, реализуемым на ее территории за исследуемый период, носят неслучайный характер. Обе модели линейной регрессии могут быть использованы для прогноза. Однако вероятность прогнозного значения по второй модели будет выше, чем по первой.
В Кемеровской области существует система актов, обеспечивающих стратегическое и оперативное управление социально-экономическим развитием региона, в том числе разработана Комплексная программа социально-экономического развития Кемеровской области до 2025 г., состоящая из Стратегии развития области на период до 2025 г. и Схемы территориального планирования региона.
Согласно Стратегии предполагается реализация ряда приоритетных мер, которые смогут обеспечить среднегодовой темп роста ВРП до 2025 г. на уровне 5,44 п.п. Такие темпы роста увеличат объем ВРП Кемеровской области к 2025 г. в пределах 721,2-886,1 млрд. руб. в ценах 2005 г., то есть в 2,3-2,9 раза больше уровня 2005 г.
В связи с этим по двум построенным моделям рассчитаем прогнозное значение объемов финансирования по ФЦП и РЦП, необходимое для достижения плановых показателей ВРП Кемеровской области, указанных в Стратегии развития Кемеровской области на период до 2025 г. (табл. 3). Как можно заметить, для достижения прогнозируемого уровня развития региона в долгосроч-
ной перспективе необходим минимальный объем финансирования из федерального бюджета - до 4 млрд. руб. к 2025 г. в ценах 2005 г. Большая часть инвестиционной нагрузки придется на региональный уровень. Расчеты показали, что роль самофинансирования региона за отдельные годы будет до 5 раз выше, чем из федерального центра. При этом рост федеральных инвестиций в экономику Кемеровской области ожидается на уровне около 800 млн. руб. в ценах 2005 г. за каждые 5 лет. Однако рост объемов самофинансирования за тот же период составит около 3,3 млрд. руб. Таким образом, в будущем на территорию ложится существенная финансовая нагрузка, и региональным властям необходимо это понимать уже сейчас: "Спасение утопающих - дело рук самих утопающих".
Таким образом, исследование показало, что малая инвестиционная активность коммерческих банков и частных инвесторов в реальном секторе экономики, ограниченная лишь вложениями в небольшие, быстро окупаемые проекты, тормозит экономический рост территории. Крупные инвестиции в стратегически важные мероприятия с долгосрочным эффектом, особенно в кризисных регионах, необходимо осуществлять с обязательным государственным участием. В этом случае федеральные и региональные целевые программы позволяют сконцентрировать усилия для комплексного и системного решения среднесрочных и долгосрочных проблем экономической и социальной политики страны и регионов, обеспечивают прозрачность и обоснованность процесса выбора целей, которые необходимо достигнуть в различные временные периоды.
Таблица 3
Расчетные показатели финансирования по федеральным и региональным целевым программам, реализуемым на территории Кемеровской области в период до 2025 г., необходимые для реализации стратегии регионального развития на долгосрочную перспективу
Годы Прогнозное значение ВРП* на долгосрочную перспективу, млн. руб. (У) Расчетный объем финансовых средств, необходимых по ФЦП, реализуемым на территории Кемеровской обл. в соответствующий период, млн. руб. (X) Расчетный объем финансовых средств, необходимых по РЦП, реализуемым на территории Кемеровской обл. в соответствующий период, млн. руб.
2010 420 204,1 1 920,528 8 394,318
2015 566 335,5 2 585,590 11 655,087
2020 717 959,9 3 275,651 15 038,427
2025 886 121,5 4 040,975 18 790,779
* Источник: Комплексная программа социально-экономического развития Кемеровской области до 2025 года.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кейнс, Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег [Текст] / Дж. М. Кейнс. М., 1948.
2. Гранберг А. Г. Математические модели социалистической экономики [Текст] / А. Г. Гранберг. Учеб. пособие для экон. вузов и фак. М.: Экономика, 1978.
3. Алабина Т. А. Анализ региональной экономической политики Кемеровской области посредством осуществления программно-целевого подхода [Текст] / Т. А. Алабина // Образование, наука, инновации - вклад
молодых исследователей: Мат-лы II (XXXIV) междунар. науч.-практ. конф. / Кемеровский госуниверситет. - Кемерово: ООО "ИНТ", 2007. Вып. 8. Т. 2. 580 с.
4. Валовой региональный продукт и его взаимосвязь с основными макроэкономическими показателями. Аналитическая записка [Текст] / Федеральная служба государственной статистики. Территориальный орган ФСГС по Кемеровской области. Кемерово, 2004. 19 с.
Бурылова Л.Г., Тютык О. В.
Оценка влияния трансформации интегрированных бизнес-структур на экономику региона пассивного типа (на примере Пермского края)
На современном этапе развития российской экономики инновационные преобразования в сфере управления составляют самую значительную и, вместе с тем, наименее используемую часть скрытых резервов большинства отечественных организаций. Конечной целью инновационного развития является создание эффективной экономики. Сегодня организационно-управленческие инновации являются доминирующими в системе эволюции российских предприятий: они могут обеспечивать достижение цели роста компании (в одном из двух принципиальных вариантов - приобретение внешней структуры либо собственное развитие). Целью приобретения нового бизнеса через процессы слияния и поглощения (М&А) является создание стратегического преимущества за счет интегрирования новых элементов бизнеса, что должно являться более эффективным, чем их внутреннее развитие в рамках данной компании. В широком понимании слияние и поглощение связано с переходом контроля над деятельностью компаний, как формально, так и неформально. В России одной из модификаций организационно-управленческих инноваций являются "недружественные" поглощения (рей-дерские атаки).
Корпоративная основа интегрированных бизнес-структур в региональных экономиках влечет синергетический результат их развития, однако, реализация управленческих инноваций в России упирается в комплекс существенных институци-
ональных проблем. До настоящего момента не сформирован эффективный институт частной собственности, российские активы недооценены, фактор коррупции и административного ресурса дискредитируют роль организационно-управленческих инноваций в развитии бизнеса. (Согласно международному рейтингу института Фрейзера, Fraser Property Index, степень гарантий частной собственности в России к 2007 году соответствовала уровню Никарагуа, Филиппин, Сирии, Пакистана и Украины.)
Начиная с конца 1990-х годов, рынок M&A в России стремительно набирает обороты (в 2007 году достигнут абсолютный рекорд, начиная с 2003 года: количество сделок M&A - 1260, объем сделок - 120 млрд. дол.). [5]. Изучение причин и мотивов процессов M&A в российской экономике, которые могут иметь и региональные особенности, является крайне актуальным.
На протяжении последних 3 лет, (начиная с 2005 года), Пермский край стабильно замыкает тройку регионов-лидеров на рынке M&A (после Москвы и Санкт-Петербурга) [4].
В классическом понимании активность на рынке M&A должна была бы свидетельствовать о достижении пермскими предприятиями высшего уровня корпоративного взаимодействия и о возникновении у предприятий объективной потребности и экономической целесообразности или достижения синергии производства, или диверсификации бизнеса, или выхода на новые рынки сбыта посредством механизма слияния или поглощения.