УДК 332.14:519.862.6
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКОНОМЕТРИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ДЛЯ ОЦЕНКИ ПРОГРАММНОЦЕЛЕВОГО ПОДХОДА В РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ
(на примере Кемеровской области)
Т. А. Алабина, Е. А. Федулова
USING ECONOMETRIC METHODS FOR ASSESSING THE TARGET-ORIENTED METHOD IN REGIONAL ECONOMIC POLICY (the example of Кemerovo region)
Т. А. Alabina, Е. А. Fedulova
В статье на примере Кемеровской области показана возможность применения эконометрических методов для оценки программно-целевого подхода в региональной экономической политике. Описаны изменения объёмов ВРП, федеральных и региональных целевых программ субъекта Федерации. Установлены расчётные значения объемов финансирования по федеральным и региональным целевым программам, необходимые для достижения плановых величин ВРП Кемеровской области, указанных в Стратегии развития Кемеровской области на период до 2025 г.
Ключевые слова: программно-целевой подход, целевые программы развития региона, эконометрическое моделирование, стратегия развития субъекта Федерации, прогноз финансирования программных мероприятий.
The article shows the possibility of using econometric methods for assessing the target-oriented method in regional economic policy on the example of Kemerovo region. Also the changes in volumes of Gross Region Product, changes in federal and regional purpose-oriented programme of development in the region are described in the article. Estimated rates of funding in federal and regional purpose-oriented programmes, which are necessary for reaching the planned Gross Region Product of Kemerovo region, specified in the Strategy of development of Kemerovo region till 2025 has been calculated.
Keywords: target-oriented method, purpose-oriented programme of development in the region, econometric modeling, development strategy of the subject of Federation, forecast offunding ofprogrammed activities.
В условиях нестабильной экономики прогноз возможных вариантов развития событий может оказаться весьма приблизительным. Поэтому важно определить результат от использования государственных средств для широкого диапазона значений изменяемых параметров. Для каждого конкретного случая эксперту необходимо самостоятельно определять форму взаимосвязи показателей эффективности и изменяемых параметров. Такие расчеты весьма объемны и требуют больших затрат времени. Поэтому целесообразно использовать методы моделирования, позволяющие установить в общем виде взаимосвязь между показателями эффективности использования государственных средств и изменяемыми параметрами экономики страны или региона, учесть в расчетах эффективности вложений специфические особенности потоков платежей и иных характеристик конкретных видов государственных вложений [1]. Эта методика позволяет оценивать результат от использования государственных средств на разных этапах: при предварительной разработке проектов, на стадии планирования, а также на стадии реализации проектов.
Для оценки результатов реализации региональной экономической политики посредством программноцелевого подхода предлагается использовать эконометрическое моделирование, проводимое при помощи информационных технологий. Для проведения количественной оценки влияния федеральных и регио-
нальных целевых программ на экономику Кемеровской области использован метод корреляционнорегрессионного анализа. В качестве обобщающего показателя, характеризующего масштабы экономики региона, выбран валовой региональный продукт (рис. 1). Во-первых, ВРП является основным показателем, характеризующим экономический рост региона и его устойчивое развитие; во-вторых, максимально отражает добавленную стоимость практически всех отраслей экономики региона [2, с. 7]. Объемы освоенных финансовых средств, поступивших по федеральным и региональным целевым программам (ФЦП и РЦП), реализуемым на территории Кемеровской области в 1993 - 2008 гг., использованы в качестве двух факторов осуществления программноцелевого подхода.
За 1993 - 2008 гг. как величина ВРП в текущих ценах, так и объёмы финансирования по федеральным и региональным целевым программам, реализуемым на территории Кемеровской области, носили цикличный характер. За этот период объём ВРП Кузбасса в текущих ценах вырос более чем в 150 раз: с 3,7 млрд руб. в 1993 г. до 575,9 млрд руб. в 2008 г. Падение объёмов показателя к 1998 г. можно объяснить сменой политико-экономического курса региона, а также макроэкономической конъюнктурой в стране.
Рис. 1. Динамика объёмов ВРП, федеральных и региональных целевых программ Кемеровской области за 1993 - 2008 гг.
Для Кемеровской области объем освоенных финансовых средств по федеральным целевым программам увеличился более чем в 7 раз, а также расширился перечень финансируемых федеральных программ и их подпрограмм в 1,8 раза (с 20 федеральных целевых программ объёмом 301 млн руб. в 1998 г. до 36 программ объёмом 2178 млн руб. в 2008 г.). Это является следствием роста социально-значимых программ. По федеральным программам в период 1998 - 2008 гг. проблемными были 2000 г. (с объёмом финансирования 443,571 млн руб. из федерального бюджета) и 2004 г. (539,18 млн руб.).
Объем освоенных финансовых средств по региональным целевым программам за период 1993 -2008 гг. практически повторяет график ВРП: также выделяется 1998 г. (объём финансирования 90,796 млн руб. из регионального бюджета). До 1995 г. включительно наблюдается рост объёмов освоенных средств по региональным программам области (1995 г. был исключением в негативно складывающейся тенденции развития экономики Кузбасса в первый период её развития).
Из общего тренда выделяется 2004 г. (рис. 1), связанный с резким ростом объемов ВРП при снижении объёмов финансирования по федеральным программам. На наш взгляд, основную роль сыграл в эти годы политический фактор, когда основное внимание федеральных властей было сосредоточено на выборах Президента России, а основная нагрузка по финанси-
рованию целевых программ легла на регион. Рост объёмов финансирования из регионального бюджета по региональным программам в 2004 г. составил в 2,15 раза по сравнению с 2003 г. Рост ВРП объясняется увеличением средств из регионального бюджета. С 2004 г. в финансировании целевых программ области происходит перераспределение. С этого года основным источником финансирования является региональный бюджет.
В ходе исследования мультиколлинеарности факторов сделан вывод о сильной межфакторной связи между ВРП в текущих ценах и объемом освоенных финансовых средств по региональным целевым программам в сравнении с влиянием объемов федеральных целевых программ Кемеровской области за рассматриваемый период. Это объясняется тем, что зачастую в регионе виднее, в какую сферу экономики необходимо направлять бюджетные средства для её устойчивого комплексного развития. Часть финансирования по федеральным программам может доходить до региона в натуральном виде (например, высокотехнологичное диагностическое оборудование для больниц или поликлиник), а следовательно, в ходе освоения таких средств регион не получает никакой отдачи, т. к. финансовые средства, фактически потраченные на закупку оборудования, израсходованы не на его территории. В отличие от этого, большая часть освоенных средств по региональным целевым программам остаётся у экономических субъектов регио-
на, непосредственно финансируя региональный бизнес, поддерживая или создавая ему рабочие места. Кроме того, корреляционная связь может быть результатом воздействия на экономику региона собственных бюджетных средств, собранных на данной территории в качестве различных налогов, сборов и т. д. с различных категорий налогоплательщиков.
Наличие интеркорреляции факторов является как положительным, так и отрицательным явлением. С одной стороны, она является доказательством того, что различные виды целевых программ на территории Кузбасса за исследуемый период взаимодействуют друг с другом: власти Кемеровской области при реализации программных мероприятий опираются на разработанные и реализуемые федеральные программы как средство реализации региональной экономической политики государства, в основе которой лежит стратегия развития государства на долгосрочный период. С другой стороны, интеркорреляция не позволяет оценить совокупное влияние целевых программ и ответить на вопрос: как будет меняться объём ВРП Кузбасса в случае их нулевого финансирования из федерального и регионального бюджетов.
В работе построены две независимые эконометрические модели:
1) влияние объема освоенных финансовых средств по федеральным целевым программам, реализуемым на территории Кемеровской области, на ВРП региона за период 1998 - 2008 гг. (1);
2) влияние объема освоенных финансовых средств по региональным целевым программам, реализуемым на территории Кемеровской области, на ВРП региона за период 1993 - 2008 гг. (2).
Проанализировав 15 уравнений зависимостей (линейная, логарифмическая, полиномиальная, степенная и др.) и их параметров, в общем виде первая модель выглядит следующим образом:
У = 92744,754 + 0,092X2, (1)
где У - ВРП региона в текущих ценах (млрд руб. до 1997 г., в млн руб. с 1998 г.);
Х - объем освоенных финансовых средств по федеральным целевым программам, реализуемым на территории Кемеровской области (млрд руб. до 1997 г., в млн руб. с 1998 г.).
Проанализировав 13 уравнений зависимостей (линейная, логарифмическая, полиномиальная, степенная и др.) и их параметров, в общем виде вторая модель выглядит следующим образом:
У = 38333,25 + 46,8447 , (2)
где У - ВРП региона в текущих ценах (млрд руб. до 1997 г., в млн руб. с 1998 г.);
7 - объем освоенных финансовых средств по региональным целевым программам, реализуемым на территории Кемеровской области (млрд руб. до 1997 г., в млн руб. с 1998 г.).
С ростом величины объема освоенных финансовых средств, поступивших по региональным программам, реализуемым на территории Кемеровской области, на 1 млн руб. величина ВРП за исследуемый период увеличивалась в текущих ценах в среднем на 46,844 млн руб. ежегодно. Это своего рода эмпирический норматив приростной эффективности финансирования по региональным программам для Кемеров-
ской области. Если увеличение финансирования по новым программам приведет к меньшему росту ВРП региона, то их принятие и внедрение не является целесообразным. Положительная величина свободного члена (38333,25) уравнения означает, что область существования признака У включает нулевое значение признака 2, что в принципе объяснимо: Кузбасс может обойтись без самофинансирования по региональным программам (нулевое значение 2). Однако при отсутствии такого финансирования среднегодовое значение величины ВРП региона будет достаточно низко - лишь на уровне 1996 - 1998 гг.
Программно-целевой подход оказывает существенное влияние на экономику Кемеровской области, т. к. обе построенные модели объясняют свыше 86 % общих дисперсий величины ВРП в текущих ценах. Следовательно, развитие экономики региона сильно зависит от правильно выбранных целевых программ развития. Связь величины ВРП региона с объемом финансирования региональных целевых программ теснее, чем с объемом финансирования по федеральным (значения показателей соответственно равны для второй модели 0,964183 и для первой модели 0,866819). Это подтверждает вывод, сделанный на основе анализа коэффициентов корреляции: региональным властям лучше видны направления вложения финансовых средств.
Расчёты коэффициентов эластичности построенных уравнений (1) и (2) показали:
увеличение объемов финансирования федеральных целевых программ, реализуемых на территории Кемеровской области, на 1 % от их среднего уровня приводит к увеличению величины ВРП региона на
0,853 %;
увеличение объемов финансирования региональных целевых программ, реализуемых на территории Кузбасса, на 1 % от их среднего уровня увеличивает ВРП области на 0,769 %;
Вложение финансовых средств в федеральные программы приносит большую отдачу для экономики региона, чем объем освоенных финансовых средств по региональным. Это можно объяснить масштабом реализации федеральных программ, которые, как правило, распространяются на ряд регионов страны (макроэкономический эффект). Поэтому реализация региональной экономической политики может обойтись без вливания финансовых средств субъекта Федерации (Кемеровской области), но не может реализовываться в масштабах экономики страны без финансовых средств федерального бюджета.
В Кемеровской области существует система актов, обеспечивающих стратегическое и оперативное управление социально-экономическим развитием региона, в т. ч. разработана Комплексная программа социально-экономического развития Кемеровской области до 2025 г., состоящая из Стратегии развития области на период до 2025 г. [3] и Схемы территориального планирования региона. Социально-эконо-мическое развитие Кемеровской области на долгосрочную перспективу имеет два сценария: инерционный сценарий предполагает рост экономики за счет усиления сырьевой специализации региона, базовый (целевой) сценарий - это достижение конкурентоспособности в опоре на рост технологий и человеческого капитала, дивер-
сификация экономики, расширение ядра базового сектора как в направлении глубины переработки добываемого сырья, так и в направлении включения в него новых видов (отраслей, секторов) производственной деятельности. В результате реализации мероприятий Стратегии развития региона до 2025 г. предполагается обеспечить среднегодовой темп роста ВРП на уровне 5,44 п. п. (в целевом варианте, в инерционном варианте развития этот показатель составит не более 4,35 п.п.). Такие темпы роста увеличат объем ВРП Кемеровской области к 2025 г. в 2,3 - 2,9 раза больше уровня 2005 г. (в пределах 721,2 - 886,1 млрд руб. в ценах 2005 г.).
Установлены и обоснованы по моделям (1) и (2) расчётные значения объемов финансирования по федеральным и региональным целевым программам, необходимые для достижения плановых величин ВРП Кемеровской области, указанных в Стратегии развития Кемеровской области на период до 2025 г. Обоснованием такого расчёта стали следующие причины:
1) Заявленные в Стратегии развития Кемеровской области до 2025 года внедрение в государственное и
муниципальное управление в регионе программнопроектного подхода и переход к программноцелевому бюджету, в т. ч. формирование программноцелевого бюджета на основе областных целевых и ведомственных программ.
2) Отсутствие в Стратегии развития региона объёмов финансирования целевых программ из федерального и регионального бюджетов.
3) Инвестирование в экономику региона в базовом и инерционном сценариях реализации Стратегии представлено в общем виде объёмами инвестиций в основной капитал без структурирования по отраслям и сферам деятельности, а также возможных источников финансирования.
Для достижения прогнозируемого уровня развития региона по инерционному сценарию (рис. 2) к 2025 г. необходимый объем финансирования из федерального бюджета должен составить 3,9 млрд руб., из регионального бюджета - 31 млрд руб.
ВРП, млн руб.
Целевые программы, млн руб.
■ Расчетный объем финансовых средств, необходимых по ФЦП, реализуемым на территории Кемеровской обл., инерционный
Расчетный объем финансовых средств, необходимых по РЦП, реализуемым на территории Кемеровской обл.,
-Прогнозное значение ВРП*, инерционный
Источник: Стратегия социально-экономического развития Кемеровской области на долгосрочную перспективу.
Рис. 2. Динамика прогнозных значений ВРП, расчетных объемов финансирования по федеральным и региональным целевым программам Кемеровской области до 2025 г., необходимых для реализации стратегии регионального развития по инерционному сценарию
Для базового сценария (рис. 3) достижение прогнозируемого уровня развития региона к 2025 г. потребует 4,3 млрд руб. финансирования из федерального бюджета. Большая часть инвестиционной нагрузки придётся на региональный бюджет - до 38,1 млрд руб. к 2025 г.
ВРП, млн руб.
Целевые программы, млн руб.
Гады
I—IРасчетный объем финансовых средств, необходимых по ФЦП, реализуемым на территории Кемеровской обл., базовый
Расчетный объем финансовых средств, необходимых по РЦП, реализуемым на территории Кемеровской обл., базовый
—Прогнозное значение ВРП*, базовый
Источник: Стратегия социально-экономического развития Кемеровской области на долгосрочную перспективу.
Рис. 3. Динамика прогнозных значений ВРП, расчетных объемов финансирования по федеральным и региональным целевым программам Кемеровской области до 2025 г., необходимых для реализации стратегии регионального развития по базовому сценарию
Расчеты показали, что самофинансирование региона за отдельные годы должно до 8,8 раз превышать федеральные поступления для базового сценария развития и до 8 раз - для инерционного. Рост федеральных инвестиций в экономику Кемеровской области в зависимости от сценария развития прогнозируется на уровне 585 - 740 млн руб. за каждые 5 лет. Однако рост объемов самофинансирования за тот же период должен составить 7 - 11,6 млрд руб. Таким образом, к 2025 г. предполагается значительное увеличение расходной части регионального бюджета Кемеровской области по финансированию целевых программ.
При разработке и реализации разного уровня целевых программ необходимо делать ставку на четкое выделение приоритетов и эффективное расходование средств: каждый государственный рубль должен быть нацелен на конечный результат, т. е. соответствовать целям экономического роста. Приоритет должен быть отдан целевым программам в сфере высоких технологий и инноваций, образования и здравоохранения. Одной из задач стратегии социально-экономического развития региона является создание инновационного задела для роста новых секторов производства.
Оценка реализации программно-целевого подхода в региональной экономической политике Кемеровской области эконометрическими методами показала, что
важное место занимают целевые программы развития. Анализ осуществления федеральных и региональных целевых программ на территории Кемеровской области в 1993 - 2008 гг. показал их существенное влияние. Кроме того, наибольший макроэкономический эффект наблюдался от реализации федеральных программ, хотя более точно (адресно) реализовались региональные.
Литература
1. Васильева, М. В. Оценка эффективности использования государственных средств [Электронный ресурс] / М. В. Васильева. - Режим доступа: http://www.cfin.ru/management/controlling/productivity_ о^_риЪИс_ШМ8. shtml - Дата обращения: 27.05.2009.
2. Государственные финансы Кемеровской области в 2007-2009 гг.: статистический сборник [Текст]. // Федеральная служба государственной статистики: Территориальный орган по Кемеровской области. -Кемерово, 2010. - 69 с.
3. Стратегия социально-экономического развития Кемеровской области на долгосрочную перспективу [Текст] / под руководством В. Н. Княгинина. - СПб: Центр стратегических разработок «Северо-Запад», 2007. - 183 с.