ХАРАКТЕР ВЫПОЛНЕНИЯ ДЕЙСТВУЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПРОГРАММ ПО ВОССТАНОВЛЕНИЮ И РАЗВИТИЮ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЫ
В 2009 ГОДУ
И. У. БИСАЕВ,
кандидат экономических наук, директор департамента макроэкономического анализа и прогнозирования E-mail: [email protected] Министерство экономическогоразвития и торговли Чеченской Республики
С. С. РЕШИЕВ,
кандидат экономических наук, начальник отдела экономического и бюджетного планирования департамента отраслевой политики E-mail: [email protected] Администрация Президента и Правительства Чеченской Республики
В статье исследуется выполнение действующих на территории Чеченской Республики программ по восстановлению и развитию социально-экономической сферы. Эти программы стали главным и действенным инструментом государственной региональной политики в республике. В статье определены проблемы и угрозы, стоящие перед республикой на современном этапе, предложен алгоритм действий для их решения.
Ключевые слова: федеральная целевая программа, бюджет, восстановление, инвестиции, интеграция.
В 2009 г. на территории Чеченской Республики наряду с федеральной целевой программой (ФЦП) «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008—2011 годы», действовали четыре федеральные целевые программы, реализуе-
мые за счет средств федерального бюджета, и пять федеральных целевых программ, реализуемых на условиях софинансирования [1,2]. Одновременно на условиях софинансирования реализовывались 17 республиканских целевых программ (РЦП), а также 11 программ исключительно за счет средств республиканского бюджета. Помимо реализации этих программ в республике также проводились внепрограммные мероприятия по восстановлению и развитию экономики и социальной сферы.
Основной среди этих программ и по значимости для экономики республики, и по объему финансирования, безусловно, является ФЦП «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008—2011 годы». Общий объем финансирования этой программы на период ее
реализации составляет 120 437,85 млн руб., в том числе за счет средств:
- федерального бюджета — 110 784,38 млн руб.;
- бюджета Чеченской Республики — 3 905,84 млн руб.;
- внебюджетных источников — 5 747,63 млн руб. Восстановление и строительство объектов, находящихся в республиканской собственности, проводится по РЦП «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008—2012 годы». Общий объем финансирования этой программы на период ее реализации составляет 101 670,27 млн руб., в том числе за счет средств:
- федерального бюджета — 93016,8 млн руб.;
- бюджета Чеченской Республики — 3 905,84 млн руб.;
- внебюджетных источников — 4 747,63 млн руб. Запланированный объем финансирования
ФЦП на 2009 г. до секвестрования составлял 25 788,53 млн руб., в том числе за счет средств:
- федерального бюджета — 23 491,73 млн руб.;
- республиканского бюджета — 1 377,1 млн руб.;
- внебюджетных источников — 919,7млн руб. В соответствии с протокольным поручением
заместителя Председателя Правительства — министра финансов Российской Федерации А. Л. Кудрина от 27.02.2009 № 09-06-27, с учетом предложений Правительства Чеченской Республики объем финансирования ФЦП «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008—2011 годы» на 2009 г. был оптимизирован и сокращен на 30 %,с переносом сокращенных средств на 2012г.
Таким образом, общий объем финансирования ФЦП в 2009 г. составил 18114,52 млн руб. (в 2008 г. -30 654,62 млн руб.), в том числе за счет средств:
- федерального бюджета — 16 507,4 млн руб. (в 2008 г. - 28 641,68 млн руб.);
- бюджета Чеченской Республики — 1 011,99млн руб. (в 2008 г. - 1 290,71 млн руб.);
- внебюджетных источников — 595,13 млн руб. (в 2008 г. - 722,23 млн. руб.).
По программе в 2009 г. были предусмотрены строительно-восстановительные работы по 345 объектам и мероприятиям, из них с вводом в эксплуатацию 203 объекта.
В соответствии с заключенными соглашениями в 2009 г. из федерального бюджета были перечислены субсидии на софинансирование мероприятий программы в объеме 16 507,4 млн руб. Объемы софинансирования мероприятий программы госзаказчиками из федерального бюджета в 2008—2009 гг. приведены в табл. 1.
Финансирование объектов и мероприятий ФЦП из республиканского бюджета и внебюджетных источников в 2009 г. осуществлено в полном объеме — 1 011,99 млн руб. и 595,13 млн руб. соответственно.
Строительно-восстановительные работы проводились на 308 объектах, автомобильных дорогах (190,4 км) и мостах (699,36 пог. м), из них с вводом в эксплуатацию на 172 объектах, 97,22км автомобильных дорог и 699,36 пог. м мостов (в 2008 г. на 426 объектах, из них с вводом в эксплуатацию на 198 объектах).
Таблица 1
Софинансирование мероприятий РЦП «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008-2012 годы» госзаказчиками в 2008-2009гг., млн руб.
Наименование Предусмотрено из федерального бюджета Поступило в бюджет Процент Недофинансировано
2008 2009 2008 2009 2008 2009 2008 2009
Минрегион России, всего 15 345,72 6 192,07 15 345,72 6 169,87 100 99,6 0 22,2
Втом числе:
- кредиторская задолженность 7 304,18 - 7 304,18 - 100 100 0 0
- административные здания, 8 041,54 - 8 041,54 - 100 100 0 0
ЖКХ и стройиндустрия
Минздравсоцразвития России 4 015,16 2 910,83 3 862,55 2 910,83 96 100 152,61 0
Рособразование 2 538,83 1 773,81 2 538,83 1 773,81 100 100 0 0
Минсельхоз России 1 720,75 1 599,51 1 720,75 1 599,51 100 100 0 0
Минспорттуризма России 1 212,99 824,01 1212,99 824,01 100 100 0 0
Роспечать 1 041,05 137,35 1 041,05 137,35 100 100 0 0
Рослесхоз 28,21 48,47 28,21 48,47 100 100 0 0
Росавтодор 2 313,14 1 777,27 2 313,14 1 777,27 100 100 0 0
Минпромторговли России 423,14 371,61 423,14 371,61 100 100 0 0
Минкультуры России 902,69 872,47 902,69 872,47 100 100 0 0
Всего... 28 641,68 16 507,4 28 489,07 16 507,4 99,45 99,9 152,61 22,2
Источник. Министерство экономического развития и торговли Чеченской Республики.
Заказчиком строительно-восстановительных работ по объектам административных зданий, жилищно-коммунального хозяйства и стройин-дустрии в рамках ФЦП выступал Минрегион России. На 2009 г. предусматривалась реализация двух мероприятий и строительно-восстановительные работы на 246 объектах административных зданий (в 2008 г. на 162), жилья, коммунального хозяйства, промышленности строительных материалов и строительной индустрии, из которых 130 вводных (в 2008 г. — 80). Объем затрат на эти объекты и мероприятия составлял 6 724,28 млн руб. (в 2008 г. — 16 324,5 млн руб.), в том числе из:
- федерального бюджета — 6 192,07 млн руб.
(в 2008 г.- 15 345,72 млн руб.);
- республиканского бюджета — 347,47 млн руб.
(в 2008 г. - 456,55 млн руб.).
На осуществление мероприятия «Социальная помощь гражданам Чеченской Республики на восстановление индивидуального жилья, разрушенного в результате разрешения кризисной ситуации на территории Чеченской Республики» были предусмотрены средства в объеме 504,22 млн руб., в том числе из федерального бюджета 471,73 млн руб. и 32,49 млн руб. из республиканского (в 2008 г. - 377,79 млнруб.).
Программой в 2009 г. предусматривалось восстановление девяти административных зданий общей площадью 47,28 тыс. м2, из которых восемь общей площадью 44,22тыс. м2 вводных, объемом затрат358,35 млнруб., втом числе из федерального бюджета 3 34,58 млн руб., из республиканского — 23,77 млн руб. Средства из федерального бюджета поступили в полном объеме (в 2008 г. было 12 административных зданий, из которых шесть вводных, объемом затрат 710,9 млн руб., в том числе из федерального бюджета 651,09 млн руб., из республиканского — 59,81 млн руб.).
В связи с недостаточностью средств, предусмотренных программой на строительство здания администрации г. Аргун (26,8 млн руб.), срок ввода объекта перенесен с 2009 г. на 2010 г. По другим вводным административным зданиям завершены все виды строительно-восстановительных работ.
На восстановление 110 муниципальных жилых домов общей площадью 442,88 тыс. м2, из которых 67 объектов общей площадью 195,8 тыс м2 — вводные, по программе было предусмотрено 2 563,21 млн руб., в том числе из федерального бюджета 2 393,91 млн руб., республиканского — 169,3 млн руб. Средства из федерального бюджета поступили в полном объеме.
По состоянию на начало 2010 г. по вводным объектам были завершены все виды строительно-восстановительных работ.
Из девяти жилых домов общей площадью 15,584тыс. м2, запланированных к вводу в эксплуатацию за счет перераспределения средств, предусмотренных ФЦП на «Прочие нужды», восемь домов были готовы к вводу.
Кроме того, программой в 2009 г. было предусмотрено строительство в г. Грозном многоквартирных жилых домов нового строительства общей площадью 107,083тыс. м2 и объемом затрат 294,68 млн руб. Предусмотренные программой средства были освоены в полном объеме.
Было также предусмотрено проведение восстановительных работ на 56 объектах коммунального хозяйства, из которых 20 были вводными с объемом затрат 2 061,78 млн руб., в том числе из федерального бюджета — 1 971,24млн руб., из республиканского — 90,54 млн руб.
В связи с недостаточностью предусмотренных программой средств на финансирование ряда объектов сроки их ввода в эксплуатацию перенесены с 2009 г. на 2010 г. В их числе строительство и восстановление блочно-модульных котельных г. Гудермес с объемом затрат 11,81 млн руб. и строительно-восстановительные работы теплотрассы и центрального теплового пункта в г. Аргун с объемом затрат 41,11 млн руб.
В течение 2009 г. по программе предусматривалось восстановление 12 объектов строительной индустрии, из которых 6 общим объемом инвестиций 942,04 млн руб. были вводными (затраты из федерального бюджета — 861,67 млн руб., из республиканского — 20,1 млн руб., из внебюджетных источников — 60,3 млн руб.).
На вводных объектах были завершены все виды строительно-восстановительных работ, два объекта из этого числа на начало года были уже сданы в эксплуатацию.
В 2009 г. по ФЦП на проведение строительно-восстановительных работ по 24 объектам здравоохранения на 5 130 коек и 3 580 посещений были предусмотрены средства в объеме 3182,01 млн руб., в том числе из федерального бюджета 2 665,13 млн руб., из республиканского — 106,49 млн руб., из внебюджетных источников — 410,39 млн руб. Эти средства были освоены в полном объеме.
По программе в 2009 г. было предусмотрено восстановление одного объекта социального обслуживания населения — психоневрологического интерната на 430 мест в г. Шали, с объемом затрат
301,97 млн руб. Объект этот переходящий. Средства, предусмотренные из федерального бюджета на его финансирование, поступили в полном объеме.
Было предусмотрено строительство и восстановление 43 общеобразовательных учреждений и учреждений начального профобразования на 219 563 места, из которых 30 объектов на 12 795 мест планировалось ввести в эксплуатацию до конца года. На эти цели были предусмотрены средства в объеме 1 847,93 млн руб., в том числе 1 773,81 млн руб. из федерального бюджета и 74,12 млн руб. — из республиканского. Предусмотренные средства были освоены в полном объеме, а планируемые к вводу школы, включая восстановленные и вновь построенные, были введены в эксплуатацию.
В связи с нехваткой предусмотренных по программе средств на строительство здания общеобразовательной школы на 20 классов в с. Центорой Курчалоевского района с объемом затрат 73,28 млн руб. Министерство образования и науки Чеченской Республики предложило срок его ввода перенести на 2010г.
На строительно-восстановительные работы по семи объектам культуры на 2 496 мест были предусмотрены средства в объеме 934,18 млн руб., в том числе из федерального бюджета 872,47 млн. руб., из республиканского — 61,71 млн руб. В 2009г. был предусмотрен ввод в эксплуатацию четырех объектов на 1 996 мест с объемом затрат 492,12 млн руб. Средства на объекты культуры освоены в полном объеме.
На восстановление трех объектов физической культуры и спорта на 25 тыс. мест, из которых два вводных, были предусмотрено освоение средств в объеме 848,64 млн руб., в том числе из федерального бюджета 824,01 млн руб., из республиканского — 24,63 млн руб. Весь объем средств освоен полностью.
На восстановление трех объектов телерадиовещания и полиграфии были предусмотрены средства в объеме 146,97 млн руб., в том числе из федерального бюджета 137,35 млн руб., из республиканского — 9,62 млн руб. Эти средства также были освоены в полном объеме.
На восстановление автомобильных дорог планировалось освоить 1 985,59 млн руб., в том числе из федерального бюджета 1 777,27 млн руб. и 208,32 млн руб. из республиканского бюджета. Средства освоены полностью.
На строительно-восстановительные работы по 14 мостам протяженностью 471,45 пог. м было
предусмотрено 639,29 млн руб., а сами объекты предназначались к вводу в эксплуатацию в 2009 г. По всем вводным объектам работы были завершены в срок.
На восстановление 14 участков автомобиль-ныхдорог общей протяженностью 187,164км с 12 мостами (558,92 пог. м) и восьми производственных баз предусматривалось израсходовать 2 534,2 млн руб., в том числе из федерального бюджета2 313,14 млн руб. и 221,06 млн руб. из республиканского бюджета. К вводу в эксплуатацию по состоянию на конец года были подготовлены четыре участка автодорог протяженностью 29,874 км с 12 мостами (558,92 пог. м) идве производственные базы.
По программе было также предусмотрено строительство и реконструкция семи производственных баз и проектно-лабораторного корпуса Министерства автомобильных дорог Чеченской Республики с объемом финансирования 481,96 млн руб., в том числе из федерального бюджета 419,13 млн руб. и 62,83 млн руб. из бюджетареспублики.
На приобретение дорожной техники и оборудования были предусмотрены средства в объеме 211,36 млн руб., в том числе из федерального бюджета 173 млн руб., из республиканского — 38,36 млн руб. На эти средства приобретено 111 единиц дорожной техники и 42 единицы оборудования.
На строительно-восстановительные работы и ввод двух объектов транспортного комплекса, а также на приобретение подвижного состава для ГУП «Чечавтотранс» в ФЦП было запланировано 211,04 млн руб., в том числе из федерального бюджета 171,77 млн руб. и 39,27 млн руб. из республиканского бюджета. Введены в эксплуатацию два объекта транспортного комплекса: автовокзал «Центральный» в г. Грозный и автостанция «Веденская» в с. Ведено, для ГУП «Чечавтотранс» приобретено 18 единицавтотранспорта.
На восстановление 31 объекта (из которых 23 были вводными в 2009 г.) и на реализацию двух мероприятий агропромышленного комплекса были предусмотрены 1 683,69 млн руб., в том числе из федерального бюджета 1 599,51 млн руб., из республиканского — 84,18 млн руб. На вводных объектах были завершены все виды строительно-восстановительных работ и ведется работа по оформлению их сдачи в эксплуатацию.
На восстановление пяти объектов промышленности предусматривалось финансирование общим объемом 409,29 млн руб. (371,61 млн руб. из федерального бюджета и 37,68 млн руб. — из республиканского). Из этого числа три объекта с
объемом средств 244,59 млн руб. планировалось ввести в эксплуатацию в 2009 г. На начало 2010 г. все предусмотренные ФЦП средства освоены в полном объеме. На вводных объектах промышленности были завершены все виды строительно-восстановительных работ, в настоящее время идет оформление документации по вводу их в эксплуатацию.
В программе предусматривалось строительство двух объектов и реализация мероприятий по обустройству лесных дорог с объемом затрат 49,97 млн руб., в том числе из федерального бюджета 48,47 млн руб. и 1,5 млн руб. — из республиканского. На
начало 2010 г. средства из федерального бюджета освоены в полном объеме.
Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008—2011 годы» в целом реализуется успешно. В 2008—2009 гг. все предусмотренные мероприятия с учетом оптимизации программы в 2009 г. (сокращение финансирования из федерального бюджета на 30 %) были выполнены практически полностью.
Однако ситуация по другим программам, реализуемым на территории Чеченской Республики (ЧР), не быластоль однозначной (табл. 2).
Таблица 2
Федеральные и республиканские целевые программы, действовавшие на территории Чеченской Республики в 2009 г., млн руб.
Целевая программа План Факт
Всего Бюджет РФ Бюджет ЧР Внебюджетные источники Всего Бюджет РФ Бюджет ЧР Внебюджетные источники
Федеральные целевые программы,реализуемые на условиях софинансирования
ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002—2010 годы)» В том числе: — подпрограмма «Железнодорожный транспорт» — подпрограмма «Автомобильные дороги» 136,8 77 59,8 93,48 38,5 54,98 43,32 38,5 4,82 0 0 0 38,07 15,9 22,17 17,35 0 17,35 20,72 15,9 4,82 0 0 0
ФЦП «Электронная Россия (2002—2010 годы)» 80 0 80 0 80 0 80 0
ФЦП «Культура России (2006-2010 годы)» 2,725 1,923 0,802 0 1,19 1,19 0 0
ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы 556,37 55,465 194,5 306,4 587,71 55,47 194,5 337,74
ФЦП «Социальное развитие села до 2012 года» В том числе: — мероприятия по развитию газификации в сельской местности — мероприятия по развитию водоснабжения в сельской местности — мероприятие «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалис-тво» 555,3 143.3 199.4 212,6 161,9 35,8 81,4 44,7 314 107,5 118 88,5 79,4 0 0 79,4 616,1 142.2 196.3 277,6 161,9 35,8 81,4 44,7 309.8 106,4 114.9 88,5 144,4 0 0 144,4
Итого... 1 331,2 312,8 632,62 385,8 1 323,07 235,91 605,02 482,14
Федеральные целевые нрограммы,реализуемые за счет средств федерального бюджета
ФЦП «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы и на периоддо 2012 года» 83 83 0 0 105,92 105,92 0 0
ФЦП «Дети России» на 2007—2010 годы (подпрограмма «Дети и семья») 21,4 21,4 0 0 33,25 33,25 0 0
ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы 29,7 29,7 0 0 29,7 29,7 0 0
ФЦП «Развитие физической культуры и спорта на 2006-2015 годы» 8,5 8,5 0 0 8,5 8,5 0 0
Итого... 142,6 142,6 0 0 177,37 177,37 0 0
Республиканские целевые программы,реализуемые на условиях софинансирования
РЦП «Повышение устойчивости основных объектов и систем жизнеобеспечения на территории Чеченской Республики на период 2009-2013 годов» 125,41 90,79 34,62 0 2,05 0 2,05 0
Продолжение табл. 2
План Факт
Целевая программа Всего Бюджет Бюджет 4P Внебюджетные Всего Бюджет Бюджет 4P Внебюджетные источники
РФ источники РФ
РЦП «Развитие сельского хозяйства и регулиро- 222,9 154,3 68,6 0 222,9 154,3 68,6 0
вание рынков сельскохозяйственной продукции,
сырья и продовольствия на 2008—2012 годы»
Программа развития аквакультуры на период 2009—2012 годы 82,7 23,8 11,25 47,7 11,25 0 11,25 0,3
Программа восстановления и развития возделы- 147 13,2 18 115,8 18 0 18 0
вания многолетних трав (люцерны) в Чеченской
Республике на 2009-2012 годы
РЦП «Развитие виноградарства Чеченской Респуб- 212,8 48,2 48,9 115,7 111,8 53,87 57,93 0
лики на 2009—2012 годы»
РЦП «Техническая и технологическая модерниза- 181,33 17,8 24,53 139 24 0 24 0
ция сельского хозяйства Чеченской Республики на
2009—2012 годы»
РЦП «Сохранение и восстановление плодородия 433,1 56,7 83 293,4 122,85 29,25 93,6 0
почв земель сельскохозяйственного назначения
и агроландшафтов как национального достояния Чеченской Республики на 2009—2012 годы»
РЦП «Восстановление и развитие семеноводства 162,7 20 20 122,7 20 0 20 0
зерновых культур в Чеченской Республике на 2009—2012 годы»
РЦП «Восстановление и развитие садоводства на 337 28,05 41,83 267,12 25 0 25 0
2008—2012 годы»
РЦП «Сахарный диабет в Чеченской Республике» 41,36 13,65 27,71 0 27,71 0 27,71 0
на период 2008—2011 гг.»
РЦП «Восстановление и дальнейшее развитие 86,29 70 16,29 0 16,245 0 16,245 0
онкологической службы в Чеченской Республике»
на 2008—2011 гг.
РЦП «Неотложные меры по предупреждению распространения в Чеченской Республике заболева- 45,86 17 28,86 0 28,77 0 28,77 0
ния, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ/Анти-СПИД)» на период 2008-2011 гг.
РЦП «Вакцинопрофилактика» по предупреждению и борьбе с инфекционными заболеваниями на 18,16 15,83 2,33 0 2,33 0 2,33 0
период 2008—2011 гг.»
РЦП «Неотложные меры борьбы с туберкулезом в 400,46 148,17 252,29 0 230,58 0 230,58 0
Чеченской Республике на 2008—2011 годы»
РЦП «Повышение безопасности дорожного дви- 78,4 48,4 30 0 40,616 10,616 30 0
жения в 2006—2012 годах»
Программа дополнительных мер снижения напря- 719,39 680,56 38,83 0 719,1 680,3 38,8 0
женности на рынке труда Чеченской Республики в 2009 году
РЦП «Право ребенка на семью» на 2009—2011 годы 12,5 3,75 8,75 0 0 0 0 0
Программа поддержки и развития малого предпринимательства в Чеченской Республике на 2006— 196 36 140 20 256,05 105,55 140 10,5
2010 годы «От выживания — к процветанию»
Итого... 3 527,49 1 509,8 895,79 1 121,95 1 879,25 1 033,9 834,86 10,8
Программы,реализуемые за счет среднереспубликанского бюджета и внебюджетных источников
РЦП «Реформирование и модернизация жилищ- 128,44 0 128,44 0 128,4 0 128,4 0
но-коммунального хозяйства» (в части переселе-
ния граждан РФ, проживающих в ЧР, из ветхого
и аварийного жилищного фонда в 2006—2010гг., в
рамках ФЦП «Жилище» на 2005—2010 годы)
Окончание табл. 2
План Факт
Целевая программа Всего Бюджет Бюджет ЧР Внебюджетные Всего Бюджет Бюджет ЧР Внебюджетные источники
РФ источники РФ
Строительство жилья для переселения граждан из 37,5 0 37,5 0 0 0 0 0
аварийного жилищного фонда с использованием
средств Фонда содействия
РЦП «Энергосбережение и повышение энергоэф- 2 040,7 0 24,60 2 016,1 12,6 0 12,6 0
фективности в Чеченской Республике на 2009—
2013 годы»
РЦП «Развитие в Чеченской Республике ипотеч- 24,6 0 24,6 0 24,6 0 24,6 0
ного жилищного кредитования»
РЦП «Комплексные меры противодействия 9,63 0 9,63 0 7,75 0 7,75 0
злоупотреблению наркотиками и их незаконному оборотуна 2006—2009 гг.»
РЦП «Комплексная программа профилактики 34,3 0 34,3 0 34,3 0 34,3 0
правонарушений в Чеченской Республике на 2008-2010 годы»
РЦП «Профилактика безнадзорности и правонару- 10,44 0 10,44 0 10,44 0 10,44 0
шений несовершеннолетних на 2009—2012 годы»
РЦП «Проведение административной реформы в Чеченской Республике в 2008—2010 годах» 16,95 0 16,95 0 0 0 0 0
РЦП «Развитие дорожной отрасли Чеченской Рес- 515,41 0 515,41 0 515,41 0 515,41 0
публики на 2009 год»
РЦП «КультураЧеченской Республики (2008—2011 годы)» 6,12 0 6,12 0 6,12 0 6,12 0
План дополнительных мероприятий по развитию 302,8 0 302,8 0 302,8 0 302,8 0
системы дошкольного образования в Чеченской
Республике на 2009—2011 годы
Итого... 3 164,39 0 1 148,29 2 016,1 1 042,42 0 1042,42 0
Всего... 8 128,18 1 965,2 2 639,20 3 523,85 4 422,11 1447,18 2482,30 492,94
Источник: Министерство экономического развития и торговли Чеченской Республики.
Участие федеральных государственных заказчиков в целевых программах, реализуемых на территории Чеченской Республики на условиях софинансирования, в 2009 г. неоднозначное. Так, федеральными государственными заказчиками из федерального бюджета были перечислены субсидии по следующим программам:
- ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002—2010 годы)» — 38,07 млн руб. при плановом объеме финансирования из федерального бюджета — 136,80 млн руб., т. е. плановый показатель выполнен всего лишь на 27,8 %;
- ФЦП «Электронная Россия (2002—2010 годы)» — из федерального бюджета средства не привлечены;
- ФЦП «Культура России (2006-2010 годы)» -1,19 млн руб. при плановом объеме финансирования из федерального бюджета — 1,92 млн руб., т. е. фактически профинансировано 62% от запланированного объема.
Участие республиканских заказчиков на условиях софинансирования в реализации ряда федеральных целевых программ также носит усеченный характер. В 2009 г. из бюджета Чеченской Республики были перечислены субсидии по следующим программам:
1) ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002—2010 годы)» — 20,72 млн руб. при плановом объеме финансирования из республиканского бюджета — 43,32 млн руб., т. е. плановый показатель выполнен лишь на47,8 %;
2) ФЦП «Культура России (2006-2010 годы)» -из республиканского бюджета не было финансирования;
3) ФЦП «Социальное развитие села до 2012 года» — 309,8 млн руб., или 98,7% от запланированного объема (314,0 млн руб.).
В 2009 г. федеральные целевые программы, реализуемые за счет средств федерального бюджета, были выполнены в полном объеме. Две программы
из четырех были профинансированы сверх плановых показателей, т. е. федеральные государственные заказчики перевыполнили свои финансовые обязательства по этим программам.
Однако 17 республиканских целевых программ, реализуемых на условиях софинансирова-ния, были профинансированы значительно ниже запланированных показателей. Для реализации этих программ были предусмотрены из различных источников финансовые средства в объеме 3 527,49 млн руб. Фактически поступило лишь 1 879,25 млн руб., т. е. всего 53,3 % от запланированного уровня. При этом федеральные средства составили 68,5 % (1 033,9 млн руб.) от планового показателя (1 509,8 млн руб.), а поступления из республиканского бюджета — 93,2% (834,86 млн руб.) от планового показателя (895,79 млн руб.). Поступления из внебюджетных источников составили всего 1 % (10,8 млн руб.) от запланированного показателя (1121,95 млн руб.). В результате столь масштабного недофинансирования выполнение почти половины запланированных работ в рамках этих программ в 2009 г. пришлось перенести на более поздние сроки.
Низкий процент финансирования этих программ из федерального бюджета в значительной степени объясняется последствиями финансово-экономического кризиса в стране. Причинами практического неучастия внебюджетных источников в финансировании мероприятий этих программ наряду с финансово-экономическим кризисом является, по мнению авторов, и низкий уровень инвестиционной привлекательности программ для частного инвестора.
Органам государственной власти необходимо приложить максимум усилий для повышения инвестиционной привлекательности республики хотя бы до среднего уровня по Северо-Кавказскому федеральному округу. А затем, с учетом опыта более успешных субъектов, предстоит подниматься и до среднероссийского уровня. Без достижения этих рубежей республика не имеет перспективы быть интегрированной на взаимовыгодных началах в единое экономическое пространство страны.
Семь из одиннадцати программ, предусмотренных к реализации за счет средств республиканского бюджета и внебюджетных источников, были профинансированы в полном объеме, еще по двум финансирование было частичным, а по оставшимся программам финансирование не открывалось вовсе. В целом, все программы из этого перечня были профинансированы всего на 32,9 % (1 042,42 млн руб.) от запланированного уровня (3 164,39 млн
руб.). Фактическое финансирование из республиканского бюджета составило 90,8 % (1 042,42 млн руб.) от запланированного уровня (1 148,29 млн руб.). Предусмотренные нареализацию программ средства из внебюджетных источников (2 016,1 млн руб.) так и не были привлечены, хотя их доля в финансировании мероприятий планировалась науровне 63,7%.
Участие внебюджетных источников финансирования предусматривалось в основном в реализации республиканской целевой программы «Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Чеченской Республике на 2009—2013 годы». Остальные программы, финансируемые из средств республиканского бюджета и внебюджетных источников, за счет доли в них республиканского бюджета в целом были выполнены на90,8 %.
Сказанное свидетельствует о том, что внебюджетные источники финансирования пока еще не готовы принять активное участие в реализации мероприятий республиканских программ развития и подтверждает вывод о необходимости повысить инвестиционную привлекательность республики через систему мер государственной поддержки предпринимательской инициативы и проведения институциональных преобразований с учетом опыта подобных преобразований на посткризисных пространствах СНГ и дальнего зарубежья.
В условиях Чеченской Республики, где в результате военных действий практически полностью были разрушены экономика и социальная сфера, а консолидированный бюджет более чем на 90 % [3] формируется за счет безвозмездных перечислений из федерального бюджета, федеральные целевые программы, и в особенности ФЦП «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008—2011 годы», стали действенным инструментом государственной региональной политики федерального центра по скорейшему восстановлению республики. Результаты реализации этих программ ощутимы и подтверждают правильность акцента региональной политики федерального центра в Чеченской Республике с учетом объективного инвестиционного климата в регионе. Однако при всей важности этой программы для Чеченской Республики, даже при условии достижения всех ее целевых индикаторов, создать на территории республики конкурентоспособную экономику, по мнению авторов, не удастся. А без решения этой задачи невозможно взаимовыгодно и полноценно интегрировать Чеченскую Республику в единое социально-экономическое пространство Юга России
и страны в целом и, следовательно, достичь социально-политической стабильности в регионе.
Ситуацию в регионе могут усугубить также одновременное прекращение действия ФЦП «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008—2011 годы» и расчета консолидированного бюджета Чеченской Республики «прямым счетом». Консолидированный бюджет республики с 2006 г., с начала утверждения его статуса в форме республиканского закона и по настоящее время рассчитывают именно так — «прямым счетом», т. е. с учетом отчетных данных о поступлении налоговых и неналоговых доходов, коэффициентов инфляции, прогнозируемых Министерством экономического развития Российской Федерации, на основе данных о бюджетной сфере, с учетом роста заработной платы работников бюджетной сферы, установленной на федеральном уровне.
Решение проблем видится в более четком определении статуса нефтяной отрасли — двигателя всей экономики республики. Без подобного шага,
Список литературы
по нашемумнению, невозможно:
- полноценно восстановить экономику Чеченской Республики, а значит, и нереально полноценно интегрировать ее в единое социально-экономическое пространство Юга России и страны в целом;
- в обозримом будущем вывести республику из высокодотационного состояния и привлечь в ее экономику внешние инвестиции.
После передачи нефтедобычи в ведение Правительства Чеченской Республики необходимо создать на ее основе Чеченскую нефтяную корпорацию для более эффективной координации действий всех предприятий отрасли с целью повышения их конкурентоспособности на региональных, общероссийских и международных рынках, что неминуемо даст мультипликативный эффект развитию других отраслей экономики республики, как это имело место во всех нефтедобывающих странах Ближнего Востока, а также нефтедобывающих республиках России.
1. О внесении изменений в федеральную целевую программу «Восстановление экономики и социальной сферы Чеченской Республики (2002 год и последующие годы)»: постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 № 1017.
2. О внесении изменений в федеральную целевую программу «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008—2011 годы»: постановление Правительства Российской Федерации от25.12.2008 № 1030.
3. Решиев С. С. Формирование и исполнение консолидированного бюджета Чеченской Республики в 2006-2009 гг. // Финансы и кредит, 2009. № 42.