Научная статья на тему 'Государственное управление социально - экономическими системами и безопасность России: политэкономические аспекты взаимосвязи'

Государственное управление социально - экономическими системами и безопасность России: политэкономические аспекты взаимосвязи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
399
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Смышляев Виктор Александрович

Рассматривается проблематика безопасности Российского государства и общества в условиях современной противоречивой политической и социально-экономической ситуации. Конкретизируются дефинициальные контуры системы безопасности и ее подсистем. Анализируется взаимосвязь государственного управления социально-экономическими системами и безопасности Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Смышляев Виктор Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственное управление социально - экономическими системами и безопасность России: политэкономические аспекты взаимосвязи»

6. Белоглазова Л. А. К проблеме свободы [Текст] / Л.А. Белоглазова. // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2011. Т.7. № 12-3. С.45-48.

7. Абушенко В.Л. Развитие [Текст] / В.Л. Абушенко. // Всемирная энциклопедия: Философия. / Главн. науч. ред. и сост. А. А. Грицанов. - Москва: «АСТ» - Минск: «Хар-вест» - «Современный литератор», 2001. - 1312с. Развитие [Текст] // Большой экономический словарь. / Под ред. А.Н. Азрилияна. - М.: Институт новой экономики, 2011. -1472с.

8. Смышляев В.А. Государственная инновационная политика в контексте проблематики оптимизации экономических отношений в современной России [Текст] / В.А. Смышляев. // Исследование инновационного потенциала общества и формирование направлений его стратегического развития. Сборник научных статей 5-й Междунар. на-уч.-практич. конф.: в 2-х томах. / Отв. ред. Горохов А. А. - Курск: Юго-западный университет, 2015. - Т.2. - 314с.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО -ЭКОНОМИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ И БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ: ПОЛИТЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОСВЯЗИ Смышляев Виктор Александрович, д.пол.н., к.ист.н., профессор, зав. кафедрой экономической теории и экономической политики Воронежский государственный технический университет

Рассматривается проблематика безопасности Российского государства и общества в условиях современной противоречивой политической и социально-экономической ситуации. Конкретизируются дефинициальные контуры системы безопасности и ее подсистем. Анализируется взаимосвязь государственного управления социально-экономическими системами и безопасности Российской Федерации.

В современных условиях глобализации неустойчивости, обострения межгосударственной конкуренции, осложнения социально-экономической ситуации в РФ, реализации антироссийских санкций со стороны группы государств Запада, а также в связи с активным и жестким участием нашей страны в антитеррористической операции на территории Сирии, более чем актуальной становится проблематика оптимизации государственного управления социально-экономическими системами, и прежде всего в сфере обеспечения достаточного уровня прочности безопасности России [1, С.19-25].

Под безопасностью возможно понимать прежде всего состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних опасностей и угроз. В то же время безопасность представляет собой весьма сложный феномен, требующий более предметной характеристики. Соответственно в развернутом (концептуальном) виде безопасность возможно интерпретировать как наличие (состояние) стабильной и позитивной коэволюции («соразвития», - по Тейяр де Шардену) социо-, техно- и биосферы и защищенности (в том числе на перспективу) жизнедеятельности и

развития объектов и субъектов от негативных воздействий (факторов). В этом плане безопасность перманентно и целенаправленно обеспечивается и достигается совместными действиями государственных (межгосударственных) и общественных (в том числе международных) институтов путем эффективного и гибкого использования политических, правовых, экономических, военных, социальных (в том числе интеллектуальных), коммуникационных (в том числе информационных), технико-технологических, природных и иных ресурсов (средств) во внутренней политике и в международных отношениях.

При этом в процессе обеспечения достаточного уровня прочности безопасности последовательно и системно реализуются меры по превентации (предупреждению, профилактике), нейтрализации либо минимизации (ослаблению), ликвидации (устранению) и отражению соответствующих опасностей, рисков и угроз.

В архитектонике безопасности как сложной системы возможно выделить более чем 90 различных подсистем (от глобальной, геополитической, международной и общей до технологической, коммуникационной, материально-технической и безопасности эксплуатации АЭС).

Данные подсистемы есть основания дифференцировать по 4-м основным группам: социально-политической, экономической, технико-технологической и экологической. Все данные подсистемы безопасности самым тесным образом связаны между собой в формате взаимодействия и взаимовлияния. И в случае, если возникают проблемы с уровнем прочности безопасности в одной из таких подсистем, неизбежно происходит «цепная реакция», негативно воздействующая на состояние безопасности в других подсистемах.

Следовательно, реальная безопасность достижима лишь при такой стратегии действий конкретных акторов, для которой характерны комплексность, многонаправленность (многоаспектность), относительная синхронность принимаемых мер по обеспечению различных типов безопасности. В то же время, - наряду с реализацией принципа единства, взаимосвязи и сбалансированности всех видов безопасности, - необходимо и параллельное соблюдение принципа изменения (корректировки) их приоритетности в зависимости от ситуации.

Особо следует подчеркнуть, что при всей значимости любого без исключения вида (типа) безопасности, к числу наиболее приоритетных подсистем относятся экономическая и социальная безопасность. Ибо прежде всего от их качественного состояния по многим ключевым параметрам зависит устойчивость (стабильность) соответствующего государственно-организованного общества и социально-экономической системы.

Экономическая безопасность - суть состояние, в котором государственно-организованное общество способно суверенно (самостоятельно, независимо) определять пути и формы своего экономического (социально-экономического) развития (сопровождаемого в том числе стабильным и

качественным состоянием рынка труда [2; 3] и системы здравоохранения [4; 5]). Соответственно экономическая безопасность является синтетической, междисциплинарной категорией политэкономии и политологии, тесно связанной с такими дефинициями, как экономические независимость и зависимость, стабильность и уязвимость, экономические давление, шантаж, принуждение и агрессия, экономический суверенитет.

Экономическую безопасность возможно трактовать и как состояние национальной экономики, характеризующееся устойчивостью, достаточным уровнем защищенности к воздействию внутренних и внешних факторов-дестабилизаторов общественного воспроизводства и факторов, снижающих достигнутый уровень жизни государственно-организованного общества, и провоцирующих чрезмерную социальную напряженность.

Структура экономической безопасности как подсистемы безопасности характеризуется сложностью и масштабностью. Соответствующими элементами данной структуры являются: безопасность экономического пространства, рыночных отношений, экономического роста; а также экономико-региональная, эконэкологическая (в контексте проблемы инвайронмен-тализации экономики, рационализации природопользования и оптимизации ресурсосбережения), финансовая (в том числе безопасность банковской деятельности и валютная безопасность), инвестиционная, промышленная, «сервисная», внешнеторговая, внешнеэкономическая, геоэкономическая безопасность и безопасность рыночного оборота земельных ресурсов, безопасность предпринимательской деятельности и др.

Как очевидно, без поддержания достаточного уровня прочности экономической безопасности и имеющихся в ее архитектонике видов («подтипов») безопасности в принципе нереально эффективное обеспечение безопасности развития России и мира.

Не менее стратегически важной подсистемой безопасности является, на наш взгляд, и социальная безопасность, под которой возможно понимать прежде всего состояние защищенности общества от внутренних и внешних угроз, опасностей и рисков, определяемое сквозь призму таких индикаторов, как эффективность государственной социальной политики; уровень защищенности интересов личности, общества и государства в социальной (социально-экономической) сфере; оптимальность социальной стратификации с отчетливым преобладанием в социоструктуре среднего класса и малочисленностью низшего класса; динамичность и социопрогрессивность интра- и интергенерационной мобильности; развитость социального партнерства как института и системы; уровень социальной српаведливости и динамичность развития системы жизнеобеспечения и социализации людей; распространенность в обществе духовно-нравственного и здорового образа жизни; эффективность контроля государства и общественности за поведением асоциальных элементов и криминогенной ситуацией; эффективность государственного управления социальными конфликтами (прежде всего в формате их превентации и профилактики); стабильность и перспектив-

ность демографической ситуации (в том числе в части отсутствия тенденций к депопуляции, ухудшению половозрастной структуры общества и его воспроизводства, ухудшению ситуации с мигрантами).

Так же, как и экономическая безопасность, социальная безопасность как подсистема имеет сложную структуру, основными элементами (видами, подтипами) которой являются: демографическая, репродуктивная, репро-дуктивно-генетическая, миграционная, межэтническая (межнациональная), этнополитическая, духовная, культурологическая, интеллектуальная, конфессиональная (религиозная), историческая (прежде всего в плане обеспечения объективного восприятия исторического прошлого и культивирования прогрессивных исторически сложившихся традиций, уважения к ним), энергоинформационная (суть - состояние защищенности сознания и подсознания человека от деструктивных и разрушительных внешних воздействий), медицинская, психологическая безопасность; а также безопасность собственного жилища, образования и безопасность в связи с чрезвычайными ситуациями.

Как представляется, существенную роль в обеспечении как безопасности России в целом, так и таких ее подсистем, как экономическая и социальная безопасность, способно играть государственное управление социально-экономическими системами. Ибо именно эффективное управление государственно-организованным обществом, и прежде всего социально-экономической сферой его жизнедеятельности и развития является решающим фактором (условием, инструментом) оптимизации российского транзита по пути к безопасному и устойчивому развитию.

В этом плане стратегическая миссия государственного управления заключается в достижении приемлемого для социального большинства и доступного ему общесоциального блага, приоритетные позиции в структуре которого занимают: 1) Стабильность; 2) Безопасность; 3) Благополучие и материальное благосостояние социального большинства; 4) Здоровье нации и 5) Экологическое благополучие (благоприятная экологическая ситуация).

Соответственно под стабильностью подразумевается прежде всего социально-экономическая устойчивость (в том числе динамичный экономический рост, экономическая стабильность, отсутствие инфляции и безработицы, либо их невысокий уровень), наличие возможности планировать и обеспечивать развитие государственно-организованного общества («предсказуемость», эволюционный паттерн-формат развития), его страт и индивидов на средне- и долгосрочную перспективу, стабильность функционирования правовой и законодательной систем и их ориентированность на интересы социального большинства.

В свою очередь безопасность как важнейший элемент общесоциального блага - суть надежная защищенность государственно - организованного общества от внешних (военных, экономических, информационных, эколо-

гических и др.) и внутренних (криминогенных, экологических, техногенных, миграционных и др.) угроз, опасностей и рисков.

Благополучие и материальное благосостояние социального большинства как основной элемент общесоциального блага определяется прежде всего уровнем развитости (уровнем преобладания в социальной структуре общества) среднего класса, к которому должно относиться не менее 60-80% всего общества; развитостью системы социальной защиты и социальной поддержки (в том числе действенностью государственной системы поддержки институтов семьи, материнства и детства), уровнем ВВП на душу населения, уровнем справедливости в распределении (перераспределении) имеющихся и производимых в государственно-организованном обществе благ и услуг (определяемым в конкретном обществе в том числе величиной разрыва в доходах и качестве жизни 20% наиболее богатых и 20% наиболее бедных).

Объективным же индикатором состояния здоровья нации является, на наш взгляд, демографическая ситуация в нашей стране. В том числе продолжительность жизни, физическое и психическое здоровье нации, соотношение смертности и рождаемости, уровень заболеваемости, половозрастная структура, распространенность здорового образа жизни (в том числе массовость занятий населения физической культурой и спортом), ситуация с качеством жизни и человеческого капитала, доля трудоспособного населения в социальной структуре общества.

Наконец, важнейшим компонентом общесоциального блага является экологическое благополучие, - то есть качество экологической ситуации в РФ, ее регионах и субъектах, качество социоприродных комплексов и экосистем, отсутствие либо умеренное количество стихийных бедствий и природных катаклизмов, эффективный государственный контроль за состоянием биосферы (атмо-, педо- и гидросферы), стабильное функционирование и распространенность естественных экосистем, активная государственная политика по перманентному совершенствованию экологического законодательства (в соответствии с требованиями и вызовами современности), гармонизации коэволюции (соразвития) экономической и экологической сфер жизнедеятельности государственно - организованного общества.

В контексте вышеизложенного, как представляется, эффективность государственного управления социально-экономическими системами на федеральном и региональном уровнях в нашей стране вполне возможно определять прежде всего сквозь призму качественного состояния основных элементов (компонентов) общесоциального блага.

Наряду с этим, на наш взгляд, в процессе осуществления управления социально-экономическими системами, являющегося основополагающей составной частью политики управления Российского государства, важно учитывать такую тенденцию мирового развития, как расширение государственного вмешательства и в экономику, и в иные сферы жизнедеятельности и развития общества. Опыт государственного управления в развитых

странах свидетельствует, что государство достаточно активно (явно и латентно) регулирует и факторы производства, и рынки, и практически все ключевые сферы жизнедеятельности, особое внимание уделяя решению проблем обеспечения национальных интересов и безопасности.

и соответствующими социально-экономическими системами особое внимание уделяется обеспечению стабильного и перспективного функционирования как системы национальной безопасности, так и таких ее важнейших подсистем, как экономическая и социальная безопасность (обеспечиваемая в том числе эффективным государственным управлением конфликтогенными ситуациями [6, С.107-115]). В нашей стране государственное управление в сфере безопасности основывается на совокупности соответствующих концепций, стратегий и доктрин, и координируется как лично Президентом Российской Федерации, так и Советом безопасности РФ. На наш взгляд, последовательная и целенаправленная реализация установок, содержащихся в данных федеральных документах, позволит обеспечить как достаточный уровень прочности безопасности России, так и эффективность государственного управления социально-экономическими системами различного уровня и масштабов.

Список литературы

1. Модернизация экономики современной России: теория, практика, приоритеты. Монография. / Под ред. проф. В.А. Смышляева [Текст] / [Смышляев В.А. и др.]. - Воронеж: ВГТУ - ИПЦ «Научная книга», 2011. - 162с.

2. Толстых И. А. Формирование системы отношений рынка труда [Текст] / И. А. Толстых. // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2006. Т.2. № 9. С.116-122.

3. Голикова Г. В., Толстых И. А. Взаимосвязь системы высшего образования и потребностей рынка труда в условиях инновационной экономики России [Текст] / Г.В. Голикова, И.А. Толстых. // Регион: системы, экономика, управление. 2015. № 3 (30). С.82-85.

4. Бородина Т.А. Экономический механизм финансирования здравоохранения [Текст] / Т. А. Бородина. - Воронеж: ВГТУ, 2010.

5. Бородина Т. А. Согласование экономических интересов субъектов хозяйствования на рынке медицинских услуг [Текст] / Т. А. Бородина. / Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Специальность 08.00.01. - Тамбов: Тамбовский гос. ун-т им. Г.Р. Державина, 2011.

6. Смышляев В.А., Петренко Л.И. Конфликты в современном социальном процессе: теория и проблематика управления [Текст] / В. А. Смышляев, Л.И. Петренко. // Социально-экономические процессы современности: теория, практика, управление. Материалы Всероссийской науч. конф. / Отв. ред. Т.Н. Гоголева. - Воронеж: ВГУ - МИКТ, 2011. - 117с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.