2. Безручко, Е. С. Управление природно-рекреационными ресурсами в целях устойчивого развития туризма / Е. С. Безручко, Е. И. Мишнина // Управление в современных системах. - №1, 2015. - С. 36-39.
3. Боголюбова, С. А. Эколого-экономическая оценка рекреационных ресурсов: учеб. пособие / С. А. Боголюбова. - Москва: Академия, 2009. - 256 с.
4. Веселов, Д. С. Оценка рекреационных ресурсов [Электронный ресурс] / Д. С. Веселов. - Режим доступа: http://earthpapers.net/ temryukskiy-rayon-v-sisteme-azovo-
Легпотог8ко§о-гек^8юппо§о-кошр1ек8а-го88и
5. Гаврильчак Н. И. Особенности и направления использования рекреационного потенциала Северо-Запада Российской Федерации [Электронный ресурс] / Н. И. Гаврильчак, В. И. Алексеева // Креативная экономика. - Режим доступа: http://o1d.creativeconomy.ru/ artic1es/12416/
6. О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности [Электронный ресурс]: федеральный закон от 30 ноября 2010 года № 327 -ФЗ // КонсультантПлюс: справочно - правовая система.
7. О Программе развития Санкт - Петербурга как туристического центра на 2011 -2016 годы [Электронный ресурс]: постановление Санкт - Петербурга от 7 июня 2011 года № 732 // КонсультантПлюс: справочно - правовая система.
8. О федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы) [Электронный ресурс]: постановление Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2001 года № 848 // КонсультантПлюс: справочно - правовая система.
9. Рекреационные ресурсы и особо охраняемые природные территории [Электронный ресурс] // Министерство природных ресурсов и экологии РФ. - Режим доступа: https://www.mnr.gov.ru/
10. Стратегия социально - экономического развития Северо - Западного федерального округа на период до 2020 года [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2011 года № 2074 - р // КонсультантПлюс: справочно - правовая система.
ПРОЦЕСС ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ КАК ОБЪЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ: ДЕФИНИЦИАЛЬНЫЕ, ПОЛИТИКО-ФИЛОСОФСКИЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ Смышляев Виктор Александрович, д.пол.н.к, к.ист.н., профессор, зав. кафедрой экономической теории и экономической политики Воронежский государственный технический университет
Рассматривается сущность и специфика процесса общественного развития в современных условиях. Анализируются его политико-философские аспекты и инновационная составляющая. Уточняются дефинициальные контуры данного процесса. Обосновывается актуальность государственного регулирования процесса общественного развития.
Проблематика развития, как представляется, относится к числу наиболее актуальных в контексте современных процессов глобализации и обострения конкуренции в экономической и иных ключевых сферах жизнедея-
тельности современных государственно-организованных обществ. При этом именно от уровня прогрессивности развития во многом зависят перспективы транзита мира в целом и России в частности к более справедливому и совершенному, инвайронментально [1, С.424-427] и гуманистически [2] ориентированному обществу будущего (при этом Россия в плане развития гуманизма - по ряду аспектов перспективная страна [3]).
Особо следует подчеркнуть, что развитие - суть одно из основополагающих философских и общенаучных понятий, с помощью которого характеризуются изменения в неорганическом и органическом мирах, а также в социуме, в общественном сознании и мышлении.
С философской точки зрения на макроуровне развитие как цивилизаци-онный и социально-политический феномен возможно трактовать прежде всего как качественные изменения государственно-организованных обществ и соответствующих субъектов и объектов (присущие в том числе и современной техногенной цивилизации [4]); появление новых форм бытия с присущими им инновациями. В этом плане развитие, на наш взгляд, тесно сопряжено с преобразованиями (в том числе в формате реформ versus революций) как самих государственно-организованных обществ и их элементов, так и их внутренних и внешних связей (коммуникаций). Важно также отметить, что развитие в социо- и техносфере существенно отличается от развития в биосфере в связи с активным участием в соответствующих процессах человека.
Развитие в различных сферах жизнедеятельности социума закономерно имеет свою специфику. Соответственно возможно выделять такие виды развития, как экономическое, политическое, социальное (в том числе социально-историческое), культурное, технолого-техническое и др. Данные виды развития и занимают приоритетные позиции в архитектонике циви-лизационного (общественного) развития как такового. Кроме того, наиболее конструктивные концепции развития отчетливо связаны с пониманием «процессуальности» и «хроноизменчивости» соответствующих явлений и систем. И хотя во многом прав английский физик Стивен Хокинг, считающий, что «... мы живем, почти ничего не понимая в устройстве мира...» [5, С.10], все же особый интерес вызывают разработки проблематики развития с позиций социологии и политологии. Так, в социологии осознание «процессуальности» развития нашло отражение прежде всего во введенном О. Контом соотношении социальной статики и социальной динамики; а осознание хроноизменчивости («историчности») развития связано прежде всего с разработкой К. Марксом гегелевского принципа единства логического и исторического.
В противоречивых условиях современности, на наш взгляд, «проблемной квинтэссенцией» практически любой теории развития являются критерии оценки качества изменений. В этом плане одна группа моделей связывает развитие прежде всего с прогрессом (включая «выход» соответствующего общества на более высокий уровень обладания правами и свобо-
дами [6]). Другая же группа моделей «избегает» отождествления развития с прогрессом, и ориентирует на формальные основания восприятия развития. Соответственно развитие как процессуальная изменчивость противопоставляется фазам консервации и (или) стагнации [7, С.847-848], наблюдаемым в процессе жизнедеятельности государственно - организованных обществ.
С теоретико-экономической же (с элементами диалектики) точки зрения феномен развития возможно интерпретировать прежде всего как процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное; переход от старого качественного состояния к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему [8, С.943].
В свою очередь, в контексте вышеизложенного, экономическое развитие (на макроуровне) как ведущий компонент развития общественного, возможно трактовать как процесс абсолютного и относительного изменения макроэкономических показателей, характеризующих состояние экономики государства во времени в течение продолжительного периода (например, года или нескольких лет). Соответственно используемые для оценки уровня и степени развития экономики критерии и индикаторы - суть макроэкономические показатели социально-экономического развития.
Процесс общественного развития в противоречивых современных политических и социально-экономических условиях - явление чрезвычайно сложноструктурированное и многоаспектное. Его содержание, динамика и качественное состояние во многом зависят прежде всего от такого главенствующего субъекта управления и влияния на жизнедеятельность общества, как государство. Следовательно, научно-исследовательскую и практическую актуальность государственного регулирования процесса общественного и социально-экономического развития трудно переоценить.
Системный анализ такого регулирования, как известно, предполагает комплексное исследование прежде всего таких проблем, как государственная экономическая политика и механизм государственного регулирования экономики; основные паттерн-форматы (модели) государственного регулирования рыночной экономики; антициклическое регулирование экономики как инструмент противодействия колебаниям экономической конъюнктуры; государственная политика занятости и регулирования рынка труда; государственное регулирование экономического роста; а также фискальная, денежно-кредитная и антиинфляционная политика государства. И названные проблемы, требующие предметного анализа, представляют собой лишь одну из проблемных групп, исследование которой способно обеспечить относительно объективное восприятие состояния, эффективности и перспектив дальнейшей оптимизации государственного управления (регулирования) процессом общественного и социально - экономического развития.
Не менее важным (а по ряду параметров и приоритетным) аспектом данной проблематики являются вопросы обеспечения посредством осуществ-
ления государственной политики отвечающей вызовам современности модернизации социально-экономической сферы жизнедеятельности и развития РФ. При этом под модернизацией в наиболее обобщенном (концептуальном) формате возможно понимать прежде всего усовершенствование, улучшение, обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, показателями качества и социально-экономическими требованиями современности. Модернизацию возможно трактовать и как ввод усовершенствований, отвечающий современным требованиям.
Особо необходимо подчеркнуть, что жизненная необходимость модернизации как для международного сообщества в целом, так и для России в частности, детерминирована тем обстоятельством, что в начале XXI века современный мир синхронно столкнулся с четырьмя теснейшим образом взаимосвязанными кризисами, в совокупности создающими серьезную угрозу стабильности («устойчивости») развития человечества. Первый из данных кризисов - кризис монополярной модели мироустройства (в ее условиях на вершине глобальной межгосударственной иерархии господствуют США), на смену которой идет глобальная «мультиполяризация», предполагающая наличие не одного, а нескольких «регионально-мировых» центров. Второй из них - глобальный экономический кризис, тесно связанный со сменой технологических циклов. Соответственно на смену экономике, базирующейся на коммуникационных и информационных технологиях, приходит экономика, технологически ориентированная на энергетическую эффективность, наноматериалы и качество жизни более высокого уровня. Третий из данных кризисов (тесно связанный со вторым) - кризис глобальной финансовой системы и господства «спекулятивного» капитала. В результате в структуре мировой финансовой системы наблюдается тенденция к уменьшению роли ее спекулятивной компоненты. Наконец, четвертый из этих кризисов - циклический кризис, который под влиянием трех вышеназванных кризисов по многим ключевым параметрам имеет весьма острый характер.
Очевидно, что в сложившейся ситуации системная модернизация и Российского государства и общества вкупе с «инноватизацией» [9, С.218-222] экономики и иных сфер жизнедеятельности не просто актуальны, но и жизненно необходимы.
В этом плане важнейшим составным компонентом модернизации являются инновации, - то есть нововведения в области техники, технологий, организации труда и управления, основанные на использовании достижений науки и передового опыта, и реализуемые в формате применения соответствующих новшеств в самых разных областях и сферах деятельности.
Соответственно в структуре процесса общественного развития, являющегося объектом государственного регулирования, особые, стратегические позиции принадлежат инновационному процессу, - то есть процессу создания, распространения и использования новшеств. Под новшествами в этом
плане следует понимать прежде всего совокупность новых идей и предложений, которые потенциально могут быть осуществлены и способны стать основой актуального нововведения. В широком (прежде всего теоретико-философском) смысле данный процесс - суть преобразование новых видов и способов человеческой жизнедеятельности (нововведений) в социально-культурные, экономические, технолого-технические и информационные нормы и образцы, обеспечивающие их институционное оформление, интеграцию и закрепление в духовной и материальной культуре государственно-организованного общества.
Особую роль в инновационных процессах играет наука. Ибо наука выступает как механизм данных процессов по отношению к различным формам практической деятельности. При этом наука делает своим объектом эмпирически возникающие новшества, становящиеся впоследствии нововведениями. Именно наука дает им рациональную интерпретацию, трансформируя их в формы теоретического знания.
В целом же именно через инновационные процессы происходят идеализация, прагматизация и трансляция нововведений в систему норм и образцов духовной и материальной культуры, подлежащих воспроизводству в процессе их освоения сменяющими друг друга поколениями людей.
Таким образом, учитывая чрезвычайную сложность архитектоники, содержания и динамики процесса общественного развития, особую роль в упорядочении и оптимизации такого процесса играет государственное регулирование. Ведь именно от конструктивности, компетентности и эффективности политики государственного регулирования зависят перспективы общественного развития, своевременная модернизация и инноватизация жизнедеятельности социума, обеспечение стабильности и безопасности транзита к более прогрессивным и адекватным реалиям и вызовам современности цивилизационным формам организации, функционирования и изменений.
Список литературы
1. Смышляев В.А. Инвайронментальная активность общества и индивидов в глобальном мире: экополитологические аспекты [Текст] / В. А. Смышляев. // Человек в глобальном мире. Материалы Международной научной конференции. / Под ред. Н.В. Бутусовой, Й. Ананиева. - Воронеж: ВГУ, 2015. - 531с.
2. Пастушкова О.В. К вопросу о взаимоотношениях гуманизма и индивидуализма [Текст] / О.В. Пастушкова. // Вестник Воронежского гос. технического университета. 2012.Т.8.№11.С.184-187.
3. Пастушкова О.В. Русский гуманизм: традиции и перспективы развития [Текст] / О.В. Пастушкова. // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2012. Т.8. № 6. С.77-80.
4. Белоглазова Л.А. Парадоксы современной техногенной цивилизации [Текст] / Л.А. Белоглазова. // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2008. Т.4. № 8. С.64-67.
5. Хокинг С. Краткая история времени [Текст] / С. Хокинг; [пер. с англ. Н. Сморо-динской]. - СПб.: «Амфора», 2015. - 223 с.
6. Белоглазова Л. А. К проблеме свободы [Текст] / Л.А. Белоглазова. // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2011. Т.7. № 12-3. С.45-48.
7. Абушенко В.Л. Развитие [Текст] / В.Л. Абушенко. // Всемирная энциклопедия: Философия. / Главн. науч. ред. и сост. А. А. Грицанов. - Москва: «АСТ» - Минск: «Хар-вест» - «Современный литератор», 2001. - 1312с. Развитие [Текст] // Большой экономический словарь. / Под ред. А.Н. Азрилияна. - М.: Институт новой экономики, 2011. -1472с.
8. Смышляев В.А. Государственная инновационная политика в контексте проблематики оптимизации экономических отношений в современной России [Текст] / В.А. Смышляев. // Исследование инновационного потенциала общества и формирование направлений его стратегического развития. Сборник научных статей 5-й Междунар. на-уч.-практич. конф.: в 2-х томах. / Отв. ред. Горохов А. А. - Курск: Юго-западный университет, 2015. - Т.2. - 314с.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО -ЭКОНОМИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ И БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ: ПОЛИТЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОСВЯЗИ Смышляев Виктор Александрович, д.пол.н., к.ист.н., профессор, зав. кафедрой экономической теории и экономической политики Воронежский государственный технический университет
Рассматривается проблематика безопасности Российского государства и общества в условиях современной противоречивой политической и социально-экономической ситуации. Конкретизируются дефинициальные контуры системы безопасности и ее подсистем. Анализируется взаимосвязь государственного управления социально-экономическими системами и безопасности Российской Федерации.
В современных условиях глобализации неустойчивости, обострения межгосударственной конкуренции, осложнения социально-экономической ситуации в РФ, реализации антироссийских санкций со стороны группы государств Запада, а также в связи с активным и жестким участием нашей страны в антитеррористической операции на территории Сирии, более чем актуальной становится проблематика оптимизации государственного управления социально-экономическими системами, и прежде всего в сфере обеспечения достаточного уровня прочности безопасности России [1, С.19-
25].
Под безопасностью возможно понимать прежде всего состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних опасностей и угроз. В то же время безопасность представляет собой весьма сложный феномен, требующий более предметной характеристики. Соответственно в развернутом (концептуальном) виде безопасность возможно интерпретировать как наличие (состояние) стабильной и позитивной коэволюции («соразвития», - по Тейяр де Шардену) социо-, техно- и биосферы и защищенности (в том числе на перспективу) жизнедеятельности и