ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ
УДК 330
КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
© Жасым Джафарович ОСМАНОВ
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат экономических наук, доцент, докторант, e-mail: [email protected]
Рассмотрены теоретико-методологические основы обеспечения экономической безопасности национальной экономики. Рассмотрено официальное толкование категорий «национальная безопасность» и «экономическая безопасность», данное в российской и казахстанской экономике. Указано, что основу категориального анализа составляет нормативная база в виде законов Республики Казахстан и Российской Федерации, сделан вывод, что такое официальное толкование категорий достаточно обобщено. Недостаточность и практическое отсутствие отечественных исследователей по данной тематике объясняется тем, что исторически проблема национальной безопасности, как правило, возникает в периоды обретения независимости и становления государственности, когда происходит формирование и выработка национальных интересов, в том числе экономических. Сделан вывод, что содержание экономической безопасности и механизмы ее обеспечения адекватны различным типам общественного устройства, совокупности соответствующих методов и имеющихся национальных ресурсов. Рассмотрены различные концептуальные подходы, выделяющие различные подсистемы, элементы и факторы национальной безопасности (Г.В. Коржова, С.Ю. Глазьева, П.Г. Белова), и в результате систематизации детализирована экономическая безопасность по предметно-функциональной направленности на военную, социальную, политическую, экономическую, экологическую, информационную, культурную, правовую, научно-технологическую, демографическую, генетическую, криминогенную, энергетическую, интеллектуальную. Определение содержания «экономическая безопасность», ее составляющих элементов, а также механизмов обеспечения интерпретируется различно, что обусловлено исследованием проблемы в рамках различных теоретико-методологических подходов. В отличие от большинства исследователей, рассматривающих национальную экономическую безопасность как состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, гармоничное, социально направленное развитие страны в целом, достаточный экономический и оборонный потенциал даже при наиболее неблагоприятных вариантах развития внутренних и внешних процессов, экономическая безопасность рассмотрена как системное образование, включающее в себя технологическую, продовольственную, финансово-кредитную, промышленную, внешнеэкономическую, инвестиционную, энергетическую, транспортно-коммуника-ционную и социальную (социально-экономическую) составляющие.
Ключевые слова: экономическая безопасность; национальная безопасность; составляющие экономической безопасности.
Официальное толкование национальной безопасности изложено в принятой в 1995 г. Концепции национальной безопасности России и означает «состояние, при котором в государстве защищены национальные интересы страны в широком их понимании, включающем политические, социальные, экономические, военные, экологические аспекты, риски, связанные с внешнеэкономи-
ческой деятельностью, распространением оружия массового поражения, а также предотвращением угрозы духовным и интеллектуальным ценностям народа» [1].
В Казахстане принятие закона РК «О национальной безопасности» (30 июня 1998 г.) имело большое значение для стратегического развития страны, т. к. законодательно утверждались национальные интересы и механиз-
мы их защиты [2, с. 3]. Однако официальное толкование национальной безопасности достаточно обобщено, потому что определяется как «состояние защищенности национальных интересов страны от реальных и потенциальных угроз», не конкретизируя многоуровне-вость понятия. Анализ закона говорит о том, что, несмотря на точное определение жизненно важных национальных интересов Казахстана, возможных угроз и путей защиты, разработчики в некоторых статьях (например, в разделе об информационной безопасности) исходили скорее из политической конъюнктуры, чем из оптимальных перспектив развития страны. По этой причине появление закона вызвало неоднозначную и противоречивую реакцию в научных кругах.
На наш взгляд, национальная безопасность означает такое состояние, при котором обеспечивается национальная защищенность государства и его составляющих от внутренних и внешних факторов, образующих очаги общественной дестабилизации и представляющих реальную или потенциальную угрозу для соблюдения и обеспечения национальных интересов страны.
Механизмы обеспечения национальной безопасности адекватны различным типам общественного устройства и в разных социально-политических системах обеспечиваются соответствующими методами согласно имеющимся национальным ресурсам. В научной литературе выделяется подход, при котором национальная безопасность рассматривается с точки зрения осуществляемых механизмов, обусловленных общественно-политическим режимом. Системы безопасности в рамках такого подхода подразделяются на два типа:
1) автаркийная (самодостаточная), при которой защита обеспечивается собственным внутренним потенциалом и ресурсами;
2) неавтаркийная (несамодостаточная), где ресурсы жизнеспособности нуждаются в дополнительном обеспечении и помощи со стороны партнеров или союзников.
Кроме вышеназванных существуют системы (показатели), признаки состояния и развития которых позволяют отнести их к переходным.
В исследованиях проблемы национальной безопасности существуют различные концептуальные подходы, выделяющие раз-
личные подсистемы, элементы и факторы национальной безопасности. По мнению российского ученого Г.В. Коржова, национальная безопасность объединяет следующие подсистемы: экономическую, политическую, общественную, экологическую, технологическую, военно-техническую, информационную, психологическую (в т. ч. социально-психологическую) [3, с. 12].
Второй подход отражает концепция известного российского экономиста С.Ю. Глазьева, выделяющего военную, техническую, экономическую, социальную и научно-техническую формы [4].
Другие исследования, подчеркивая мно-гоуровневость национальной безопасности, детализируют ее по предметно-функциональной направленности и выделяют военную, социальную, политическую, экономическую, экологическую, информационную, культурную, правовую, научно-технологическую, демографическую, генетическую, криминогенную, энергетическую, интеллектуальную.
На территории СНГ термин «экономическая безопасность» стал исследоваться в работах российских экономистов и освещаться средствами массовой информации в начале 1990-х гг.
Согласно принятому в 1998 г. закону Республики Казахстан «О национальной безопасности», жизненно важные интересы личности, общества и государства имеют непосредственную связь с общечеловеческими интересами, и главная задача концепции национальной безопасности Казахстана заключается в том, чтобы создать такую систему защиты национальных интересов, ценностей и образа жизни на основе существующего внутреннего потенциала, которая бы не вступала в противоречие с общей тенденцией в системе международной безопасности.
В развитых странах обеспечение экономической безопасности является приоритетным направлением государственной политики, что вызвано пониманием экономической безопасности как безусловной гарантии на уровнях:
- внешней политики - суверенитета государства;
- внутренней политики - социально-политической стабильности общества.
Традиционно теоретико-концептуальная разработка понятия «экономическая безопас-
ность» осуществлялась в рамках ведущих научных зарубежных школ.
Недостаточность и практическое отсутствие отечественных исследователей по данной тематике объясняется тем, что исторически проблема национальной безопасности, как правило, возникает в периоды обретения независимости и становления государственности, когда происходит формирование и выработка национальных интересов, в т. ч. экономических.
Определение содержания «экономическая безопасность», ее составляющих элементов, а также механизмов обеспечения интерпретируется различно, что обусловлено исследованием проблемы в рамках различных теоретико-методологических подходов. По мнению большинства исследователей, «национальная экономическая безопасность -это такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, гармоничное, социально направленное развитие страны в целом, достаточный экономический и оборонный потенциал даже при наиболее неблагоприятных вариантах развития внутренних и внешних процессов» [5, с. 57].
В научной литературе экономическая безопасность рассматривается как:
1) единый, неделимый подвид национальной безопасности. Подобный взгляд отражен у П.Г. Белова, которых формулирует «...принципы не частных безопасностей, а единственно возможной - системной безопасности» [6, с. 88];
2) самостоятельная, автономная система в рамках национальной безопасности. В этом плане данная проблема рассматривается в двух аспектах:
- экономическая безопасность как защищенность самой экономики от воздействия различных факторов и угроз. Экономическая безопасность означает надежную и обеспеченную всеми необходимыми средствами и интересами государственно-национальных интересов в сфере экономики от внутренних и внешних угроз, экономических и материальных ущербов;
- экономическая безопасность как состояние, при котором соблюдаются ее определенные пороговые критические значения. Экономическую безопасность можно понимать как состояние готовности и возможно-
сти экономики обеспечить социально-экономическую и военно-политическую стабильность общества, государства и устойчивость экономического и правового положения каждого члена общества, выполняющего требования закона.
На основе анализа различных исследовательских подходов экономической безопасностью, на наш взгляд, можно обозначить такое состояние, при котором обеспечиваются ее стабильное развитие, защита и локализация внешних и внутренних угроз, позволяющие обеспечить адекватный уровень социально-экономических условий для общественно-государственного развития.
По нашему мнению, экономическая безопасность, как системное образование, включает в себя технологическую, продовольственную, финансово-кредитную, промышленную, внешнеэкономическую, инвестиционную, энергетическую, транспортно-коммуникационную и социальную (социально-экономическую) составляющие.
Выбор вышеуказанных элементов определяется их ресурсоемкостью, которая в совокупном виде позволяет обеспечить жизнеспособность экономической системы и сохранить национальную экономическую безопасность.
В целом, исходя из системной методологии, под системой понимается определенная совокупность элементов, образующих целое, обладающее особенностями, которые отсутствуют у составляющих его элементов. При этом важнейшей особенностью системы является наличие качеств, которые не сводятся к сумме составляющих ее элементов. Сами элементы системы обладают самостоятельностью, что позволяет определить их как ее подсистемы.
Системы обладают рядом важных свойств, в числе которых можно назвать:
- способность реагировать;
- наличие структуры;
- уровень организации;
- способность воспринимать воздействие от внешних условий;
- способность воздействовать на внешние условия [7].
В структурном отношении системный подход позволяет нам конкретизировать экономическую безопасность, по меньшей мере, в трех направлениях.
Вышеуказанная классификация подсистем экономической безопасности проведена на основе функционального анализа. Кроме этого методологический анализ экономической безопасности включает ее определение и классификацию по другим системообразующим признакам, однако во множестве теоретических подходов к исследованию данной проблемы выделяются следующие:
1) функциональный (выделение подсистем экономической безопасности по отраслевому признаку);
2) иерархический (выделение уровней экономической безопасности, согласно субъектной направленности);
3) дифференциальный (выделение уровней экономической безопасности по качественным критериальным признакам).
Согласно иерархической структуре экономическая безопасность может быть рассмотрена в нескольких уровнях. Общепринятой позицией является выделение трех уровней экономической безопасности:
1) государственная экономическая безопасность;
2) региональная (локальная);
3) частная (фирмы и личности).
Другие исследователи выделяют уровни:
1) государство;
2) общество;
3) личность.
На наш взгляд, данный подход не учитывает некоторые уровни экономической безопасности, которые являются стратегически важными для комплексного анализа экономической безопасности, В этой связи, согласно иерархической типологии, необходимо выделить следующие уровни:
4) государство;
5) регион;
6) организации;
7) социальные группы;
8) индивид.
Значение взаимосвязи иерархической и функциональной структур экономической безопасности подчеркивается результативностью комплексного системного анализа в случае, если функциональные подсистемы экономической безопасности исследуются по уровням иерархической структуры, что позволяет установить корреляционные связи между ними.
Дифференциальное направление конкретизации уровней безопасности связано с выделением различных предметов безопасности. Например, ими могут быть:
- некоторые элементы или части вышеперечисленных субъектов (район города или области, определенная социальная группа - дети, инвалиды, пожилые люди и т. п.);
- те или иные виды ресурсов или имущества, а также их качественные характеристики (основные фонды предприятия или запасы полезных ископаемых на территории государства).
Такая структура позволяет вычленить конкретное направление исследования экономической безопасности, детализируя ее мини-уровни.
Помимо этого изучение проблемы экономической безопасности включает разработку категориального аппарата. В проведенном исследовании мы оперируем следующими понятиями:
- объект - экономическая безопасность, которая определяется как непосредственно экономическая система и ее составляющие;
- субъект - организационные структуры, ответственные за разработку и реализацию стратегии экономической безопасности, а также индивиды, включенные в социально-экономические процессы;
- интересы - объективные экономические потребности государства и общества, обусловленные особенностями социально-экономического развития, а также участием национальной экономики в международной экономической системе;
- угрозы - явления, процессы и кон-фликтообразующие факторы, дестабилизирующие устойчивость экономики и представляющие опасность для соблюдения национальных экономических интересов. Угрозы подразделяются на реальные и потенциальные, а также на внутренние и внешние;
- защита - комплекс организационных, законодательных, экономических мер, направленных на поддержание безопасности и локализацию угроз;
- параметры - количественные и качественные показатели, измеряющие степень и уровень экономической безопасности;
- ущерб - урон или утрата, нанесенные национальной экономике и характеризующие происходящие в ней негативные изменения;
- риск - прогнозируемый ущерб экономической безопасности;
- уровень - комплексный показатель безопасности, включающий соотношение существующих внешних и внутренних угроз (как реальных, так и потенциальных) и ресурсов защиты и их преодоления.
На наш взгляд, в методологическом плане экономическая безопасность должна рассматриваться в двух аспектах: при устойчивом и стабильном развитии экономики и при возникновение угроз экономической безопасности в кризисный период. К числу основных направлений экономической безопасности относятся топливно-энергетическая независимость и технологическая безопасность, рационализация структуры экспорта и импорта, создание импортозамещающих производств, ограничение и ликвидация организованной преступности, легализация теневой экономики и др.
Национальная экономическая безопасность определяется эффективным взаимодействием функционирующих экономических субъектов, влияющих на способность экономической системы выполнять свои функции.
Экономическая безопасность, а также эффективность экономики зависят от наличия «петли обратной связи» между государством, обществом и экономикой, в условиях которой деятельность общественных социально-политических институтов и институтов управления (власти) устойчиво взаиморегулируется и воспринимается как естественный процесс на основе высокой социально-экономической организации общества.
Состояние национальной экономики является не просто одной из важнейших составляющих системы государственных интересов, а представляет собой решающее условие соблюдения и реализации как государственных национальных, так и общественных интересов страны. По этой причине в достаточном уровне экономики должны быть заинтересованы и государственные структуры, и частный бизнес, и все слои общества. В этих обстоятельствах экономическая безопасность конкретной личности, общества и в целом государства выражается в определенных интересах.
К жизненно важным интересам личности относят:
- признание в качестве высших ценностей достоинства человека, жизнь и здоровье;
- реальное обеспечение конституционных прав и свобод человека;
- равные права на духовное и интеллектуальное развитие;
- надежная защита личной и имущественной безопасности;
- обеспечение государством достойного и гарантированного минимума материальных условий;
- создание благоприятной экологической обстановки.
К жизненно важным интересам общества относят:
- формирование институтов гражданского общества;
- создание механизмов контроля общества над государством;
- формирование высокого уровня правовой и политической культуры;
- сохранение социально-политической стабильности и согласия по наиболее важным вопросам социального, политического, экономического, этно-социального развития Казахстана;
- выход из кризисной демографической и экологической ситуации и обеспечение здоровья населения;
- повышение активности населения во всех сферах жизнедеятельности;
- преодоление экономического кризиса и дальнейшее развитие на основе создания социально ориентированной рыночной экономики;
- преодоление культурной, нравственно-духовной деградации и становление общепризнанной национально-государственной идеи.
В Казахстане хоть и медленно, но идет процесс становления институтов гражданского общества в лице неправительственных организаций и негосударственных средств массовой информации. Однако их состояние можно назвать неопределенным ввиду полной зависимости от воли и желания местных и центральных властей. Слабость институтов гражданского общества и разрыв между властью и обществом говорит о полном отсутствии механизмов общественного контроля, что создает благоприятную почву для роста социального напряжения.
Жизненно важные интересы государства:
- защита суверенитета и территориальной целостности;
- повышение обороноспособности;
- обеспечение регулируемости общественных процессов и достижение социального согласия;
- создание демократической политической системы и правового пространства;
- обеспечение социально-политической и экономической стабильности страны;
- обеспечение верховенства законов и стабильного управления страной;
- борьба с организованной преступностью и коррупцией с целью защиты конституционного строя и обеспечения правопорядка;
- создание эффективной системы международных связей на основе адекватной и грамотной внешней политики.
В настоящее время в отечественной экономической теории и практике отсутствует четкий подход к оценке экономической безопасности Республики Казахстан в целом и отдельных регионов. В частности, до сих пор не определены и не решены:
- минимальный информативный набор индикаторов-показателей экономической безопасности;
- пороговые значения индикаторов-показателей экономической безопасности;
- методологические проблемы прогноза динамики индикаторов-показателей экономической безопасности в средне- и долгосрочной перспективе.
Стремительность возникновения очагов кризиса на отдельных территориях республики требует создания системы непрерывного мониторинга, которая представляла бы анализ уровня угроз экономической безопасности.
Серьезной проблемой при определении и оценке экономической безопасности является несовершенство понятийного аппарата, которое было вызвано, по всей видимости, сравнительной новизной проблемы безопасности в отечественных экономических исследованиях, а также отсутствием четких понятийных представлений о сути экономической безопасности [8].
В нашем исследовании предлагается рассмотрение проблемы экономической безопасности, где экономическая безопасность определяется как состояние экономики, представляющей сложную динамическую систему, состоящую из отдельных элементов, связанных между собой общими задачами и специфическими функциями, ориенти-
рованными на сохранение стабильности и защищенности национальной экономики, способной отражать внешние и внутренние угрозы.
При наличии эффективной и отлаженной системы структурных связей и каналов мобильности национальная экономика должна обладать ресурсной емкостью и способностью, агрегируя угрозы, трансформировать их в дополнительный источник увеличения комплексной силы собственного потенциала.
На наш взгляд, теоретическая модель экономической безопасности представляет собой сложную конструкцию, верхний уровень которой образуется национальной экономикой, а нижний - ее подсистемами (продовольственной, промышленной, инвестиционной, технологической, энергетической, финансово-кредитной, транспортно-комму-никационной, социально-экономической, внешнеэкономической - особым подвидом ЭБ), которые взаимосвязаны функциональными отношениями на многокластерной базе пересекающихся разнородных показателей, пересечение которых детерминировано единым полем действия экономических и социальных параметров.
Системная модель экономической безопасности основывается на связи базовых понятий «угроза - защита». Угроза выполняет функцию мотивации к ее отражению и созданию комплексной защитной системы, которая, при наличии сильной экономики, обладает способностью на основе принятия и отражения входящей угрозы увеличить собственную «силу» и трансформировать ее в исходящую на внешнее пространство угрозу.
Процесс обеспечения экономической безопасности основан на формировании защитного механизма преодоления возникающих угроз, которые могут поступать из разного рода источников и из различной среды -как внешней, так и внутренней. В таком случае возникает поле опасности.
Опасность определяется как потенциальная или реальная возможность негативного воздействия на общественную систему, результат которого проявляется в уроне или ущербе, наносимом экономической системе. Возникновение опасности придает развитию социально-экономических процессов негативную динамику и ведет к смене их характера, форм и темпов.
Источниками опасности могут стать условия или факторы, имеющие деструктивную природу и по своему генезису - естественно-природное, техногенное или социальное происхождение.
В процессе возникновения негативных условий, представляющих опасность и имеющих адресную направленность, выделяются следующие угрозо-образующие факторы:
- вызов как поступающий импульс, требующий реагирования на складывающиеся обстоятельства;
- риск в смысле принятия мер, в результате которых могут возникнуть неблагоприятные последствия для деятельности самого субъекта;
- опасность, которая существует в форме деструктивной возможности поражающего нанесения вреда системе;
- непосредственно угроза как конкретно-непосредственная форма опасности, образуемая совокупностью факторов тревоги, влияющих на состояние безопасности системы и создающих неблагоприятное поле для соблюдения интересов и ценностей как самой системы, так и ее субъектов.
Как было отмечено ранее, внешние угрозы могут быть классифицированы по различным признакам. Однако нам хотелось бы обратить внимание на то, что к числу внешних угроз (особенно для развивающихся и стран с переходными экономиками) можно отнести и некоторые виды внешней помощи (финансово-кредитная, гуманитарная, техническая и т. д. ).
Несмотря на внешнюю позитивную направленность, активное донорство снижает стимулирование местных экономик к увеличению национальной промышленной базы и социально-экономических ресурсов.
При условии развитой экономики угрозы могут быть интерпретированы как дополнительные источники увеличения и активизации национального экономического потенциала. Экономическая система, отражая угрозы посредством принимаемых решений и действий, тем самым обеспечивает ее функционирование и жизнедеятельность.
По аналогии с моделями системного анализа угрозы в экономическую систему поступают через вход. Это первое базовое понятие, определяющее начало первой фазы прохождения угрозы. Экономическая систе-
ма, принимая вызов, транслирует его в центр принятия решений / ЦПР (в данном случае его функции выполняет государство).
Если государство приходит к выводу о реальной опасности угрозы, то оно принимает решение отразить угрозу посредством укрепления защитного поля экономической системы. Такой процесс может осуществляться или на привлечении помощи союзников, или на перераспределении внутренних ресурсов. Основной функцией экономической системы является рациональное распределение ресурсов в экономике для достижения устойчивого равновесия и развития различных подсистем.
В соответствии с системным анализом, экономическая система является совокупностью постоянных экономических взаимодействий, проявляющихся во входящих и выходящих импульсах-угрозах. К первым относятся внешние (эмбарго, внешний долг, импорт стратегических ресурсов и т. д.) и внутренние (безработица, инфляция, внутренний долг, продовольственная зависимость и т. д.) угрозы, которые должны регулярно поступать в экономическую систему, тем самым обеспечивая ее функционирование.
Преимущества метода экономического анализа, применяемого нами, заключаются в рассмотрении экономической системы в качестве динамичной, постоянно изменяющейся субстанции. Отражение и локализация возможных угроз в экономике происходит на основе рационального распределения и перераспределения ресурсов, благодаря чему сохраняется устойчивое равновесие экономической системы.
Трансформация угрозы и ее прохождение через экономическую систему в виде импульса-тревоги делает необходимым принятие действий и решений, направленных на создание защитного механизма для отражения данной угрозы.
Таким образом, поступление угрозы, отбор информации, подготовка защитных мер и решений для отражения опасности образуют петлю обратной связи, обеспечивающую устойчивость, мобильность и жизнестойкость национальной экономики.
1. Мукимова Н.Р. Внешняя трудовая миграция в контексте экономической безопасности:
автореф. дис. ... канд. эконом. наук. Душанбе, 2010.
2. О национальной безопасности Республики Казахстан: закон Республики Казахстан // Казахстанская правда. 1998. 30 июня.
3. Коржов Г. Экономическая безопасность России. М., 1996.
4. Глазьев С.Ю. Основа обеспечения экономической безопасности страны - альтернативный реформационный курс // Российский экономический журнал. 1997. № 1; 2.
5. Проблемы глобальной безопасности: материалы семинаров в рамках научно-исследовательской и информационной программы (ноябрь 1994 - февраль 1995 г.). М., 1995.
6. Белов П.Г. Системные основы обеспечения национальной безопасности России. Безопасность. М., 1994.
7. Колесниченко Е.А., Гильфанов М.Т. Методические аспекты оценки и обеспечения экономической безопасности предприятия // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2013. Вып. 11 (127).
8. Колесниченко Е.А., Максаков Н.С. Анализ экономической безопасности предпринимательской структуры: многоуровневый подход // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2013. Вып. 7 (123).
1. Mukimova N.R. Vneshnyaya trudovaya migrat-siya v kontekste ekonomicheskoy bezopasnosti:
avtoref. dis. ... kand. ekonom. nauk. Dushanbe, 2010.
2. O natsional'noy bezopasnosti Respubliki Kazakhstan: zakon Respubliki Kazakhstan // Ka-zakhstanskaya pravda. 1998. 30 iyunya.
3. Korzhov G. Ekonomicheskaya bezopasnost' Rossii. M., 1996.
4. Glaz'ev S.Yu. Osnova obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti strany - al'ternativnyy re-formatsionnyy kurs // Rossiyskiy ekonomiches-kiy zhurnal. 1997. № 1; 2.
5. Problemy global'noy bezopasnosti: materialy seminarov v ramkakh nauchno-issledovatel'skoy i informatsionnoy programmy (noyabr' 1994 -fevral' 1995 g.). M., 1995.
6. Belov P.G. Sistemnye osnovy obespecheniya natsional'noy bezopasnosti Rossii. Bezopasnost'. M., 1994.
7. Kolesnichenko E.A., Gil'fanov M.T. Metodiches-kie aspekty otsenki i obespecheniya ekonomi-cheskoy bezopasnosti predpriyatiya // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. Tambov, 2013. Vyp. 11 (127).
8. Kolesnichenko E.A., Maksakov N.S. Analiz eko-nomicheskoy bezopasnosti predprinimatel'skoy struktury: mnogourovnevyy podkhod // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. Tambov, 2013. Vyp. 7 (123).
Поступила в редакцию 11.08.2014 г.
UDC 330
CATEGORICAL ANALYSIS OF SYSTEM TO ENSURE THE ECONOMIC SECURITY OF NATIONAL ECONOMY Zhasym Dzafarovich OSMANOV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Economics, Associate Professor, Candidate for Doctoral Degree, e-mail: [email protected]
Theoretical and methodological foundations of economic security of the national economy are considered. The official interpretation of the categories of "national security" and "economic security" provided in Russian and Kazakh economy is considered. It is stated that the basis of the categorical analysis is the regulatory framework in the form of the laws of the Republic of Kazakhstan and the Russian Federation, and it is concluded that such a formal interpretation of the categories rather generalized. This is due to the fact that failure, and the virtual absence of local researchers on this subject due to the fact that, historically, a national security issue, as typically occurs during periods of independence and the establishment of statehood, when there is the formation and development of national interests, including economic ones. It is concluded that the content of economic security and adequate mechanisms providing different types of social organization, unit of appropriate methods and available national resources. The different conceptual approaches to the various subsystems, components and factors of national security (G.V. Corzhova, S.Y. Glazyeva, P.G. Belova) and as a result of systematization detailed economic security for object-functional orientation on military, social, political, economic, environmental, informational, cultural, legal, scientific, technological, demographic, genetic, the crime, energy, intellectual. Determination of "economic security", its structure-changing in the, as well as mechanisms to ensure is interpreted differently, because of the investigation of the problem in the framework of different theoretical and methodological approaches. Unlike most researchers, considering the national economic security as a condition of the economy and institutions of government, at which the guaranteed protection of national interests, harmonious, socially-oriented development of the country as a whole, sufficient economic and defense potential, even under the most unfavorable variants of internal and external processes, is considered economic security as a system formation, which includes the process, food, finance and credit, industrial, foreign trade, investment, energy, transport and communication and social (socio-economic) components.
Key words: economic security; national security; components of economic security.