Научная статья на тему 'Государственное регулирование цен на отдельные товары'

Государственное регулирование цен на отдельные товары Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
329
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЦЕНА / АЛКОГОЛЬ / ТОПЛИВО / ЛЕКАРСТВО / ПРОДОВОЛЬСТВИЕ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ И УГОЛОВНОЕ НАКАЗАНИЕ / STATE REGULATION / THE PRICE / ALCOHOL / FUEL / MEDICINE / THE FOODSTUFFS / ADMINISTRATIVE AND CRIMINAL PUNISHMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Булатецкий Ю. Е., Селюков А. Д.

Анализируются причины необходимости государственного регулирования цен — на алкоголь, авиационное топливо, лекарства. Рассматриваются основные методы и средства такого регулирования, их эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE REGULATION OF THE PRICES FOR THE SEPARATE GOODS

In article the reasons of necessity of state regulation of the prices — on alcohol, aviation fuel, medicines are analyzed. The basic methods and means of such regulation, their efficiency are considered.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование цен на отдельные товары»

имодействия глав государств ГУАМ в решении актуальных вопросов в сфере демократии, экономики и региональной безопасности1.

Приветствуя расширение Европейского союза и отмечая взаимную готовность к сближению и развитию сотрудничества на основе европейских норм и стандартов, участники Кишиневского Саммита отметили, что создание и развитие ГУАМ является свидетельством углубления интеграционных процессов на постсоветском пространстве, они выразили общую заинтересованность в развитии сотрудничества в рамках зоны свободной торговли, использования транзитного потенциала, в том числе для надежных поставок энергоносителей, эффективного и безопасного функционирования транспортных коридоров, что будет способствовать усилению европейской интеграции и обеспечению международной безопасности, развитию торгово-экономических отношений между Востоком и Западом, совершенствованию транспортно-коммуника-

1 Головнин М.Ю. Новости интеграционных группировок на постсоветском пространстве // Информационно-аналитический бюллетень ЦПИ ИЭ РАН. М.: 2005. №3. С. 69.

ционной инфраструктуры в стратегически важном регионе ГУАМ.

С целью углубления международного сотрудничества и достижения взаимного прогресса в экономической, социальной, гуманитарной, научной и технологической областях, отмечая возрастающую взаимозависимость государств и регионов мира в условиях глобализации, развития сотрудничества с заинтересованными странами и международными организациями Главы государств-членов ГУАМ утвердили Решение о партнерстве от 23 мая 2006 г., г. Киев2, в соответствии с которым совместно заявили о готовности установить партнерские отношения с другими государствами и международными организациями, которые выражают стремление развивать тесное сотрудничество с ГУАМ путем участия в разработке и реализации его программ и проектов в любых из представляющих интерес областях, и которые разделяют положения, закрепленные в Ялтинской Хартии и Кишиневской Декларации Глав Государств ГУАМ.

2 Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. Учебное пособие. М.: Маркетинг, 2007.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН НА ОТДЕЛЬНЫЕ ТОВАРЫ

Ю.Е. БУЛАТЕЦКИЙ, доктор исторических наук, кандидат юридических наук, профессор кафедры информационного, предпринимательского и торгового права РГТЭУ;

А.Д. СЕЛЮКОВ,

доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой административного и финансового права РГТЭУ 12.00.03 - гражданское право; предпринимательское право;

семейное право; международное частное право

[email protected] [email protected]

Аннотация. Анализируются причины необходимости государственного регулирования цен — на алкоголь, авиационное топливо, лекарства. Рассматриваются основные методы и средства такого регулирования, их эффективность.

Ключевые слова: государственное регулирование, цена, алкоголь, топливо, лекарство, продовольствие, административное и уголовное наказание.

STATE REGULATION OF THE PRICES FOR THE SEPARATE GOODS

Yu.E. BULATETSKY, doctor of historical sciences, candidate of jurisprudence, professor of chair of information, enterprise and commercial law RGTEU

A.D. SELYUKOV,

doctor of jurisprudence, professor, head of the department of the administrative and financial law RGTEU

Annotation. In article the reasons of necessity of state regulation of the prices — on alcohol, aviation fuel, medicines are analyzed. The basic methods and means of such regulation, their efficiency are considered. Keywords: State regulation, the price, alcohol, fuel, medicine, the foodstuffs, administrative and criminal punishment

По данным социологических исследований 72% россиян из насущных жизненных проблем наиболее всего тревожит рост цен. Имеется ли правовой механизм реагирования государственных органов на эту важную социально-экономическую проблему, которая волнует преобладающую часть населения страны. И насколько успешно он функционирует?

Как известно, Конституция РФ основы ценовой политики относит к ведению Российской Федерации (п. «ж» ст. 71). В соответствии с Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» на Правительство РФ возложены функции по разработке и осуществлению мер по проведению единой политики цен (ст.15) и установлению номенклатуры товаров, в отношении которых применяется государственное регулирование цен (ст. 28).

Правовым актом, определяющим основы ценообразования, является Гражданский кодекс РФ. Общее законодательство о ценообразовании в нашей стране складывается на основании отдельных законов. К ним относится, например, Федеральный закон от 17 августа 1995 г. №147-ФЗ «О естественных монополиях», в соответствии с которым, ценовое регулирование является одним из основных методов регулирования деятельности субъектов естественной монополии и осуществляется посредством прямого определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня (ст.6).

Этому вопросу специально посвящен Федеральный закон от 14 апреля 1995 г. «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации». В соответствии с этим законом приняты постановления Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. №109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации», от 14 ноября 2009 г. № 929 «О порядке осуществления государственного регулирования в энергетике, условиях его введения и прекращения и о внесении изменений в Правила оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода».

Установление и применение регулируемых цен, а также контроль за их соблюдением осуществляют различные государственные органы исполнительной власти, и, прежде всего, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.

Основы порядка установления и применения цен определены Указом Президента РФ от 28 февраля 1995 г. «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов). В настоящее время большое значение приобретает государственный контроль за соблюдением порядка установления и применения цен на товары, которые в последние

годы по разным причинам оказались в центре внимания общественности.

Прежде всего, начнём с товара, который практически востребован в большей или меньшей степени, фактически населением всей страны, — это алкоголь. С января 2010 г. установлен минимальный порог цен на крепкий алкоголь по всей цепочке от производства до прилавка, например за 0,5 литра 40-градусной водки 89 руб. Она не может стоить дешевле, если производитель заплатил с неё все акцизы в государственную казну. Естественно, водочные бизнесмены быстро переориентировались на выпуск напитков иной крепости, на которые действие того решения не распространялось. В ответ на это Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование) приказом от 20 апреля 2010 г. № 29н. установила и ввела с 1 июня 2010 г. минимальную цену на ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28 процентов (за исключением водки) для розничной продажи. Эти мероприятия на рынке крепкого алкоголя направлены, по замыслу правительства на то, чтобы, с одной стороны, сократить потребления алкоголя, а с другой, — на уменьшение производства и продажи нелегального алкоголя, с которого не уплачены акцизы в государственную казну. К сожалению, составной частью этого комплекса мер стало и повышение акциза на пиво с 2010 г. сразу втрое. Фактически ставки акцизов на крепкий алкоголь и пиво почти сравнялись, что делает ликеро-водочные изделия безальтернативными и более привлекательными для населения.

В Российской Федерации добычу нефти и производство горючего материала на 90—95% контролируют несколько крупных компаний: «Роснефть», «ЛУКОЙЛ», «Газпром нефть», «ТНК-ВР Холдинг», а треть розничного рынка контролируют так называемые «вертикально-интегрированные» организации, т.е. те же компании. Они работают по логистическому принципу — ориентируются только на мировые индикаторы, т.е. международные данные о средней цене сделки на нефть и живо реагируют при их повышении. Однако, при падении цены топлива на западных биржах, отечественные продавцы на внутреннем рынке её не снижают, а просто замораживают.

Ситуация на топливном рынке в нашей стране усугубляется ещё и тем, что топливные компании занимают и сектор сбыта, и тем самым, аккумулируют у себя не только оптовый, но и розничный рынок, становясь глобальными монополистами, диктующими свои цены1.

В связи с необоснованным повышением цен на авиационное топливо Президент РФ в октябре 2008

1 См.: Российская газета. 2008. 25 июня.

г. поручил Генеральному прокурору РФ держать под контролем ситуацию с поставками авиационного топлива. В судебных инстанциях разных уровней сейчас находится ряд исков ФАС к четырем основным нефтяным компаниям — в общей сложности выписан штрафной счет более чем на 26 млрд руб.1.

Что касается лекарств, то многие их виды становятся недоступными населению. До последнего времени контроля за фармакологическим рынком со стороны государства практически не было. Производители обязаны были регистрировать отпускные цены лишь на лекарства, закупаемые по государственным программам для больниц и льготников. Что касается коммерческого сектора, жизненно необходимые и важнейшие лекарства также якобы подлежат ценовой регистрации, но уже не обязательной, а добровольной. Естественно, что фармакологические предприятия с определенной наценкой продавали свою продукцию крупным оптовым компаниям — дистрибьюторам. Оптовики, передавая медикаменты дальше по торговой цепочке, к этой цене добавляли ещё немного. Иногда цены на лекарства повышались на 459%, заявила министр Минздравразвития РФ Татьяна Голикова2.

С 1 сентября 2010 г. вступаил в силу Федеральный закон от 12 апреля 2010 г. «Об обращении лекарственных средств». В соответствии с ним на сайте Минздравсоцразвития РФ в разделе «расчет цен на лекарства» можно узнать цену на лекарство, которое содержится в Перечне жизненно важных лекарств.

По мнению специалистов, в условиях, когда Российская Федерация вступила во Всемирную торговую организацию, государство имеет все возможности усилить свою протекционистскую политику. И делать это нужно, прежде всего, в отношении иностранных товаров, бороться со сверхнизкими акцизами на

1 См.: Российская газета от 27.05.2010. № 113. С. 4.

2 См.: Российская газета от 2 апреля 2010г. № 69. С.2.

табак, алкоголь, которые, как правило, производят транснациональные корпорации. Государство должно регулировать ценообразование на товары, работы, услуги с помощью административного и уголовного наказания. Так, соответствии со ст. 14.6 КоАП РФ завышение или занижение регулируемых цен (тарифов) на продукцию, работы, услуги, предельных цен (тарифов), установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам), или иное нарушение порядка ценообразования влечет наложение штрафа на граждан в размере 5 тыс руб.; на должностных лиц — 50 тыс руб. или дисквалификация на срок до 3-х лет; на юридических лиц — двукратном размере излишне полученной выручки от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.

Все эти правовые меры, направленные на регулирование государством цен на товары и услуги, соответствуют практике развитых рыночных стран.

Литература

1. ГК РФ

2. Ко АП РФ

3. УК РФ

4. ФЗ от 14 апреля 1995 г. «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации»;

5. ФЗ от 17 августа 1995 г. «О естественных монополиях»;

6. ФЗ от 28 декабря 2009 г. «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»;

7. ФЗ от 12 апреля 2010 г. «Об обращении лекарственных средств»;

8. Указ Президента РФ от 28 февраля 1995 г. «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».

ПРОБЛЕМА ВОЗМЕЩЕНИЯ УБЫТКОВ ПРАВООБЛАДАТЕЛЕЙ СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ

У.В. ГАЛКИНА,

соискатель кафедры гражданского права и процесса Московского Университета МВД России, преподаватель Московского Университета

МВД России 12.00.03 - гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право Научный руководитель: кандидат юридических наук, доцент Б.А. БУЛАЕВСКИЙ Рецензент: кандидат юридических наук, доцент Л.В. ЩЕРБАЧЕВА

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.