Научная статья на тему 'Государственное регулирование регионального рынка зерна'

Государственное регулирование регионального рынка зерна Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
65
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Подколзина Ирина Михайловна, Томилина Ирина Алексеевна

В статье сформулированы основные принципы эффективного регулирования регионального рынка зерна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Подколзина Ирина Михайловна, Томилина Ирина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Main principles of effective regulation of the regional market of grain are formulated.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование регионального рынка зерна»

8. Реакция хозяйственной системы.

1. Улучшение инвестиционного климата региона.

2. Увеличение притока инвестиций.

3. Увеличение темпов экономического роста системы.

Роль инвестиционного климата в обеспечении экономического роста можно раскрыть через теорию мультипликатора и акселератора. Если в стране складывается благоприятный инвестиционный климат, то приток инвестиций соответственно увеличивается, что в свою очередь ведет к росту ВВП и НД, то есть обеспечивает экономический рост.

Причем в данном случае наблюдается действие эффекта мультипликатора, проявляющееся в том, что прирост НД происходит в гораздо большем размере, чем прирост инвестиций.

Таким образом, реализация данного механизма управления инвестиционным процессом в регионе позволит не только увеличить объем привлекаемых инвестиций, но и обеспечит их качественный рост, выражающийся в увеличении

социальной и бюджетной эффективности. Кроме того, предложенные методики позволят субъекту управления выявить приоритетные направления развития региона с учетом инвестиционной ситуации. Внедрение в практику предложенных в исследовании моделей и рекомендаций по их использованию будет содействовать достижению стратегических целей и задач в области совершенствования управления инвестиционным процессом в регионе, повышению эффективности затрат на формирование конкурентоспособных инвестиционных условий в отраслях экономики региона, как за счет оптимизации развития составляющих инвестиционного потенциала, так и за счет дифференцированного и своевременного устранения факторов, препятствующих или ограничивающих его использование.

Данные рекомендации могут быть также использованы для принятия решений в области повышения инвестиционной привлекательности промышленного комплекса региона и выработке стратегии улучшения инвестиционного климата.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Беренс В., Хавранек П.М. Руководство по оценке эффективности инвестиций: Пер.с англ. М.: Интерэксперт: ИНФРА-М, 1995. 527 с.

2. Бланк И.А. Инвестиционный менеджмент. К.: МП "ИТЕМ" ЛТД, 1995. 447 с.

3. Гальперин В.М., Гребенников П.И., Леус-ский А.И., Тарасевич Л.С. Макроэкономика: Учебник. Изд. 2-е, СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1997. 719 с.

4. Гуськова Т.Н., Рябцев В.Н., Ганиатулин В.Н.

Оценка инвестиционной привлекательности объектов статистическими методами. М: Изд-во ГАСБУ, 1999. 149 с.

5. Экономическая стратегия фирмы: Учеб. пособие / Под ред. А.П. Градова.

4-е изд., перераб. СПб.: Специальная литература. 2003. 959 с.

6. Эффективность стратегии фирмы: Учеб. пособие / Под ред. А.П. Градова. СПб.: Специальная литература. 2006. 414 с.

Подколзина И.М., Томилина И.А. Государственное регулирование регионального рынка зерна

По вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, каковы границы и направления государственного вмешательства, существует широкий спектр мнений и подходов - от полного государственного монополизма до крайнего экономического либерализма. Однако необходимость выполнения государством определенных функций в экономике не подвергается сомнению.

Государство всегда, во все времена и во всех странах оказывало ключевое влияние на функ-

ционирование экономики и, вследствие этого, на развитие общества в целом. Таким образом, государственное регулирование является важной частью функционирования экономики и, поэтому, заслуживает самого пристального внимания.

Неадекватная кредитно-денежная, налоговая и инвестиционная политика государства, полный упадок отечественного машиностроения, ухудшение климатической ситуации в южных районах страны, падение плодородия почв в результате некомпенсированного отчуждения

^Научно-технические ведомости СПбГПУ 4' 2008. Экономические науки

элементов питания с урожаем, отсутствие всех видов мелиорации, ухудшение экологической обстановки в результате нарушений в системах обработки почвы, обострение фитосанитарной обстановки, возрастание засоренности полей, увеличение необрабатываемых, заброшенных земель, игнорирование севооборотов и структуры посевов, несоблюдение рекомендованных технологий возделывания сельскохозяйственных культур, отсутствие стройной системы семеноводства, несбалансированность растениеводства и животноводства, падение общей культуры земледелия и многое другое требуют принятия незамедлительных комплексных мер по выводу аграрного сектора экономики из кризиса в рамках соответствующего национального проекта.

Поскольку именно крах сельского хозяйства ведет к краху государства, делает невозможными любые рыночные преобразования в целом, именно, государство должно в полном объеме вернуться в экономику аграрного сектора и принять меры на макроэкономическом уровне, используя методы рыночного регулирования, обеспечить решение вопросов вывода из кризиса главной жизнеобеспечивающей отрасли - сельского хозяйства.

Государственное регулирование - это, прежде всего, законодательное внесение ясности в политику работы с землей, изменение кредитной и налоговой систем, новые подходы к инвестиционной политике, устранение диспаритета цен, упорядочение денежного оборота, помощь хозяйствам в восстановлении оборотных средств, налаживание биржевой и оптовой торговли, создание настоящей системы сервиса для сельскохозяйственных производителей, улучшение социальных условий жизни на селе.

Многообразие, сложность и масштабность мер по формированию развитого зернового рынка, включая цивилизованную биржевую торговлю зерном, свидетельствуют о том, что это не одноразовое действие, а процесс, требующий определенного времени, комплексного подхода, продуманности и последовательности принимаемых решений. Он должен проходить при обязательном регулировании со стороны государства и исходить из понимания того, что зерновому производству принадлежит ведущая роль в сельском хозяйстве и аграрном секторе страны. Поэтому формирование развитого зернового рынка - объективный процесс, которому должно в первую очередь содействовать государство, создавая благоприятные условия для его течения, опираясь, прежде всего, на законы товарного производства, проявляющие

свое действие через рыночный механизм хозяйствования.

По нашему глубокому убеждению, государственное регулирование рынка зерна должно основываться на следующих принципах:

1. Приоритетность его регулирования по отношению к другим рынкам.

2. Протекционистский характер регулирования на зерновом рынке сельских товаропроизводителей.

3. Самостоятельность регулирования рынка зерна в системе регулирования агропромышленного производства в целом в тесной увязке с регулированием сопряженных с зерном отраслей.

4. Сочетание федерального и региональных подходов к регулированию.

5. Упреждающий, а не чрезвычайный и спонтанный характер регулирования.

Особое место в составе регионального АПК Ставрополья принадлежит зерновому рынку, что обусловлено ролью края в системе территориального разделения труда в Российской Федерации. Край является крупным поставщиком зерна в федеральный фонд и на общероссийский рынок, производя ежегодно 1/20 и 1/10 часть республиканского валового сбора соответственно зерновых культур и пшеницы. Поэтому состояние зернового рынка в регионе существенно сказывается на продовольственном обеспечении населения не только края, но и всей страны. Рынок зерна имеет и большое социально-экономической значение, поскольку через него решаются главные задачи всего регионального АПК: обеспечение населения хлебопродуктами в достаточном количестве, ассортименте и качестве, перерабатывающей промышленности - сырьем, а животноводство - кормами. Следовательно, его состояние непосредственным образом отражается на развитии всех сфер агропромышленного комплекса и, в конечном итоге, на материальном благосостоянии населения края. Объемы производства зерна, его эффективность являются важнейшими критериями оценки уровня развития не только аграрного сектора, но и всей экономики края в целом, а от состояния зернового хозяйства во многом зависят экономические показатели работы АПК региона. Это подтверждается и опытом таких стран, как Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, где, по мнению специалистов, в условиях переходного периода положение именно на рынке сельскохозяйственной продукции решающим образом воздействует на формирование показателей доходности, рентабельности сельскохозяйственного производства, определяет платежеспособность,

кредитоспособность и другие параметры выживаемости и саморазвития сельского хозяйства.

Необходимость формирования в крае современного развитого рынка зерна обуславливается несколькими причинами. Одна из них связана с тем, что уже на начальном этапе реформирования регионального АПК была разрушена старая система централизованного материально-технического снабжения и сбыта, а новая, рыночная инфраструктура, ни производственная, ни снабженческо-сбы-товая, до сих пор не созданы. Это отражается на сельскохозяйственном производстве, т. к. объемы реализуемой продукции и ее ликвидность могут, с одной стороны способствовать росту производства, а с другой его сдерживать. Полагаем, что создание в регионе емкого и высоко ликвидного рынка является одним из условий стабильного роста не только самого зернового производства, но и других отраслей: животноводства, мукомольно-крупяной, хлебопекарной, комбикормовой промышленности. Другая причина вытекает из того состояния, в котором находится региональный рынок в настоящее время.

Строение зернового рынка довольно сложное, которое схематично представлено на рис. 1. Оно отражает каналы реализации зерна, взаимосвязи

контрагентов и их взаимодействии с оптовым рынком и государством.

Производители зерна имеют коммерческие связи по поставке зерна с государственными заказчиками по формированию федерального и регионального фондов, заготовительными организациями, оптовыми торговыми посредниками, перерабатывающими предприятиями, потребительской кооперацией, могут самостоятельно выходить на внешний рынок и т. д. Если в регионе производство зерна превышает его потребности, как в Ставропольском крае, то крайне необходим оптовый рынок зерна, в том числе рынок фуражного зерна для обеспечения регионов и хозяйств, специализирующихся на производстве продукции животноводства.

Подавляющая часть сделок с зерном завершается немедленной поставкой физического товара (рис. 2). Но существует также рынок форвардных контрактов на зерно, в соответствии с которыми зерно поставляется в согласованные сроки в будущем, т. е. через несколько месяцев.

Цивилизованное развитие организованного зернового рынка предполагает организацию также фьючерсной торговли, которая позволяет выявлять реальные рыночные цены, страховать торговые

1 - оптовые рынки (биржи); 2 - оптовые торговые фирмы, коммерсанты; 3 - государственные закупки, товарные и закупочные интервенции; 4 - рынки населения, потребкооперация; 5 - предприятия розничной торговли, общественного питания; 6 - перерабатывающие предприятия, животноводческие хозяйства; 7 - заготовительные организации, элеваторы

4

Научно-технические ведомости СПбГПУ 4' 2008. Экономические науки

Рис. 2. Виды зерновых рынков по характеру движения физического зерна

операции с зерном, увеличить привлечение финансовых средств, инвестируемых в сельское хозяйство. Именно поэтому фьючерсные биржи во многих странах поддерживаются государством и находятся под его постоянным контролем. Они предоставляют всем участникам публичных торгов возможность избежать или уменьшить риск неблагоприятного изменения цен.

Интересы производителей и потребителей зерна в отношении цены противоположны. Поэтому производители зерна стремятся страховаться против снижения цены на зерно, а его потребители - против повышения цены.

Следует отметить, что зерновой рынок как регулируемая экономическая система находится под воздействием комплекса факторов, оказывающих влияние на процесс его формирования и дальнейшего функционирования. Все они, как нам

представляется, могут быть объединены в четыре группы: производственные, регулирующие, внут-рирыночные и внешние (рис. 3).

Одни из них оказывают дестабилизирующее воздействие на состояние рынка, приводя к нарушению равновесия между спросом и предложением. Другие, наоборот, способствуют стабилизации его состояния и направлены на восстановление нарушенного по каким-либо причинам равновесия. Часть из них, например производственные и внешние, существуют и реально действуют. Другие, в частности регулирующие, имеются, но не используются в полной мере, а третьи, например, рыночную инфраструктуру, предстоит еще создавать.

Особое место в формировании и развитии регионального зернового рынка занимают производственные факторы. К ним мы относим прежде

Рис. 3. Факторы, определяющие формирование и развитие регионального рынка

всего материальные, трудовые, финансовые и другие ресурсы. Необходимым фактором является, например, наличие и состояние пахотных земель. В совокупности с рабочей силой, техникой, инвестициями они образуют обязательные условия для организации зернового производства. Сам производственный процесс должен быть достаточно интенсивным, что в условиях рыночной конкуренции приобретает особое значение. Повышение урожайности зерновых культур, эффективности использования всех имеющихся в распоряжении зернопроизводящих предприятий ресурсов, позволяет достичь такой себестоимости и качества зерна, которые обеспечивают высокий уровень рентабельности производства и конкурентоспособную цену на рынке.

Другая совокупность факторов воздействует на зерновой рынок через набор специальных регулирующих механизмов.

К ним относят: лицензирование и квотирование производства, продажи и транспортировки продукции, установление в законодательном порядке норм и правил хозяйственной деятельности участников рынка и др.

Важная группа факторов, от которых зависит какой рынок зерна формируется в регионе, это развитость его инфраструктуры и уровень конкуренции.

Проблемы конкуренции на зерновом рынке чрезвычайно многообразны. Рынок зерна можно рассматривать на разных уровнях - федеральном, региональном и локальном (областном, краевом).

На федеральном уровне актуальна проблема конкуренции между отечественными заготовителями зерна и его импортерами. Для экономических регионов (и частично для страны в целом) основной проблемой конкуренции служит высота региональных барьеров выхода на рынок. На уровне локальных (региональных) рынков следует гово-

рить о конкуренции между различными каналами реализации зерна и сбыта его перерабатывающим предприятиям.

Событием на пути развития рынка зерна стало прекращение с 1993 г. практики обязательных заданий по продаже зерна товаропроизводителями государству.

В последние годы характерной чертой является переориентация сельхозпроизводителей от продажи продукции заготовительным организациям к продаже непосредственным потребителям. Такими потребителями являются предприятия мукомоль-но-крупяной, комбикормовой промышленности и другие перерабатывающие предприятия.

В мировой практике принято разграничение типов организации производства на открытую, контрактную и вертикально-интегрированную системы.

Открытая система предполагает реализацию произведенной продукции на рынке, контрактная система - реализацию "на заказ" в рамках относительно долгосрочных контрактов. Вертикально-интегрированная система означает, что производство и переработка осуществляются в рамках одной фирмы.

Разграничение этих трех типов сделок существенно как для анализа конкуренции, так и для оценки перспектив развития структуры рынка. На современном российском рынке зерна присутствуют все три названные системы организации производства.

Ставропольский край, имеющий излишки продовольствия, лишен возможности выгодно их реализовать, что тормозит рост сельскохозяйственного производства. Все это определяет необходимость создания единого продовольственного рынка как системы экономических отношений в сфере межрегионального продуктообмена, включающих методы регулирования свободного движения сельскохозяйственной продукции.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Глебов И.П. Влияние размеров отраслей на эффективность сельскохозяйственного производства / И.П. Глебов, С.И. Горбунов, В.В. Бутырин // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2003. № 10. С. 22-28.

2. Манелля А.И. Сельское хозяйство России в 2003 году / А.И. Манелля // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2004. N° 3. С. 46-48.

3. Милосердов В.В. Рыночная кооперация и интеграция - магистральное направление развития АПК регионов / В.В. Милосердов // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2004. № 1. С. 11-14.

4. Юрков Е. Совершенствовать структуру интегрированных агропромышленных формирований / Е. Юрков // Экономика сельского хозяйства России. 2001. №3. С. 28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.