10.2. НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА И УСИЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
Новоселова Наталья Николаевна, д.э.н., зав. кафедрой Экономики и управления на предприятии филиала ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет» в г. Пятигорске
Место работы: ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский
федеральный университет» филиал в г. Пятигорске
Настуева Татьяна Анатольевна, старший преподаватель кафедры Экономики и управления на предприятии филиала ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет» в г. Пятигорске,
Место работы: ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский
федеральный университет» филиал в г. Пятигорске
Аннотация: В статье обстоятельно раскрыты сущность и содержание государственного регулирования агропромышленного комплекса, определены принципы управления развитием зернового рынка. Проанализированы и обобщены существующие направления повышения эффективности механизма государственного
регулирования агропромышленного комплекса.
Ключевые слова: Агропромышленный комплекс,
развитие, государственное регулирование, зерновой рынок
DIRECTIONS OF THE STATE REGULATION OF AGROINDUSTRIAL COMPLEX AND STRENGTHENING OF THE REGIONAL COMPONENT OF THE STATE ECONOMIC POLICY
Novoselova Natalia Nikolaevna, doctor of Sciences. Head. the Department of enterprise Economy and management branch RUSHYDRO VPO «North-Caucasian Federal University, Pyatigorsk
Place of employment: branch RUSHYDRO VPO «North-Caucasian Federal University, Pyatigorsk
Nastueva Tatyana Anatolyevna, Senior lecturer, Department of Economics and management at enterprise of the branch RUSHYDRO VPO «North-Caucasian Federal University, Pyatigorsk
Place of employment: branch RUSHYDRO VPO «North-Caucasian Federal University, Pyatigorsk
Annotation: In the article in detail the essence and content of state regulation of agroindustrial complex, defines the principles of management of development of the grain market. Analyzed
and summarized existing directions of increase of efficiency of the mechanism of state regulation of agroindustrial complex
Keywords: Agro-industrial complex, development, state regulation of the grain market
В наиболее общепринятом значении, совершенствование государственного регулирования развития АПК предусматривается по ряду направлений.
Первое направление повышения эффективности механизма государственного регулирования -совершенствование кредитной и налоговой политики.
Проблема совершенствования финансовокредитного механизма может быть решена на основе осуществления ряда мероприятий:
- использование средств специального государственного фонда кредитования АПК путем предоставления их крупным учреждениям на условиях целевого использования, возвратности и платности;
- освобождение от налогообложения всей или части прибыли, полученной от кредитования предприятий АПК;
- целевой помощи хозяйствам - получателям средств (частичное дотирование платежей на погашение процентов и основных сумм кредитов);
- выдача государственных гарантий за счет спецфонда при кредитовании АПК.
Систему поддержки регионального АПК обеспечивают как сам регион, так и федеральный центр. Считается, что распределение поддержки регионального АПК между регионом и центром должно осуществляться пропорционально объему
сельскохозяйственной продукции, производимой для удовлетворения потребностей внутреннего и внешнего рынка1. Такой подход обеспечит региону поддержку собственного АПК со стороны центра по принципу: чем больший вклад регион вносит в формирование федерального продовольственного фонда, тем большую поддержку получает с федерального центра, что представляется нам вполне справедливым.
Чем выше ставка банковского процента, тем меньше возможных видов деятельности, приносящих большую прибыль, чем прибыль, получаемая на основе вложения денежных средств в банк под проценты, и наоборот. Следовательно, главным направлением оживления в целом экономики является снижение ставки банковского процента, а отдельных ее отраслей - льготное кредитование. Для сельского хозяйства это крайне актуально и льготное кредитование - одно из важнейших условий его развития.
Одним из наиболее распространенных инструментов государственного регулирования экономики являются налоги. В современной рыночной экономике применяется довольно сложная система налогов для изъятия определенной части доходов предприятий.
Средства, направляемые сельскохозяйственными предприятиями на уплату всех налогов и платежей во внебюджетные фонды, лишают
сельхозтоваропроизводителей мотивации к развитию производства. В мировой практике принято считать, что при уровне налогового изъятия в 30-35% от предпринимательского дохода интерес к бизнесу пропадает.
В связи с этим, совершенствование системы налогов должно осуществляться в направлении уменьшения финансового пресса на
сельхозтоваропроизводителей. В отдельных отраслях
1Алтухов А.И., Васютин А.С. Зерно России. - М., 2002.
сельского хозяйства целесообразно пересмотреть в сторону снижения даже обязательные платежи во внебюджетные фонды. Необходимо сократить виды налогов и конкретизировать налогооблагаемую базу, другими словами следует упростить систему налогообложения, вплоть до введения для всех сельхозтоваропроизводителей единого налога по принятому в мировой практике нормативу от стоимости сельскохозяйственных угодий. При этом целесообразно дифференцировать взимание налогов по кварталам, переместив основную сумму (более 50%) перечислений на четвертый квартал года с учетом сезонности производства и получения доходов.
Второе направление совершенствования экономического механизма государственного регулирования - финансирование.
Финансирование сельского хозяйства
осуществляется из федерального, региональных и местных бюджетов. При этом доля федерального бюджета в последние годы имеет устойчивую тенденцию к снижению. Практически за ним осталось пополнение лизингового фонда и фонда льготного кредитования АПК.
Финансовая поддержка государством
сельхозтоваропроизводителей должна быть
направлена на создание благоприятных финансовых условий (доступ к кредитно-финансовым институтам, льготное кредитование, льготные транспортные тарифы и т.д.), ослабление и последующее устранение диспаритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию (услуги), реализацию федеральных и региональных целевых программ и т.д. Следует формировать федеральные и
региональные фонды поддержки доходов сельхозтоваропроизводителей.
Необходимо совершенствовать основные направления государственной поддержки сельского хозяйства2, оказывать ее в частности в первую очередь тем предприятиям, которые способны обеспечить быструю и наибольшую отдачу вложенных средств. Предоставление бюджетных кредитов и субвенций целесообразно осуществлять путем заключения с сельскохозяйственными предприятиями соглашений, в которых будут оговариваться обязательные условия их получения. Важно подчеркнуть, что поддержка, оказываемая на
региональном уровне, должна быть унифицирована с федеральными условиями и соответствовать российскому законодательству.
Третье направление - стимулирование инвестиционной деятельности и лизинговых операций.
Исследования подтверждают вывод о том, что возможности наращивания объемов и формирования эффективных механизмов инвестирования
определяют темпы позитивных преобразований в агропромышленном комплексе. Зарубежный опыт позволяет определить следующие приоритетные направления развития инвестиционной деятельности в аграрной сфере АПК:
- вложения в базовые сферы агропромышленного производства (племенное дело, селекция, перспективные научные исследования, зерновое хозяйство);
- техническое переоснащение сельского хозяйства;
2Новоселова Н.Н. Направления обеспечения эффективности воспроизводственной системы агропромышленного комплекса России // Известия КБНЦ РАН. - 2008. - № 1 (21).- 0,4 п.л.
- организация инфраструктуры продовольственного рынка;
- дорожное строительство, восстановление и развитие сельского здравоохранения и образования на селе, инженерное оборудование и благоустройство сельских поселений.
Лизинговые операции должны получить дальнейшее развитие, что обеспечит ускорение освоения новой техники и технологий.
Четвертое направление - совершенствование механизма государственного регулирования аграрной сферы3.
Мировой опыт свидетельствует о том, что эффективное функционирование агропромышленного производства невозможно без активного вмешательства государства. При этом роль такого вмешательства существенно возрастает на этапе перехода от одной социально-экономической системы к другой, что имеет место в Российской Федерации, впервые в истории осуществляющей переход от планово-административных методов управления к экономическим.
Состояние производственной базы заготовительных предприятий и организаций существенно ограничивает их деловую активность. Недостаточное развитие производственной и рыночной инфраструктуры также является одним из факторов лимитирующих производство. Эта проблема пока не находит должного решения из-за дефицита инвестиционных ресурсов и неразвитости сельскохозяйственной кооперации. Основными причинами сокращения производства являются трудности со сбытом продукции, высокий уровень затрат на ее реализацию. Среди других причин сокращения производства чаще других (30-60%) является изношенность технических средств, отсутствие средств на их обновление и ремонт, высокая стоимость кредита и жесткая налоговая политика.
Как показывают проведенные нами исследования, объемы и формы реализации сельхозпродукции все в большей степени определяются складывающейся ситуацией на рынке :
- снижение объемов продукции, продаваемой для федеральных и региональных нужд из-за несвоевременности расчетов за нее заготовительными организациями;
- расширение переработки собственной продукции, а также сдача ее на давальческих условиях перерабатывающим предприятиям и увеличение доли переработанной продукции в общем объеме реализации;
- расширение собственной базы хранения продукции в целях ее реализации в перспективе по более высоким ценам.
При формировании институциональной структуры продовольственных рынков были допущены существенные просчеты, негативно сказавшиеся на его функционировании5.
Во-первых, следует отметить, что на федеральном уровне пока не удалось выработать и осуществить комплексную систему правовых, экономических и организационно-административных мер,
обеспечивающих соблюдение интересов участников продовольственного рынка и государства, надежную и гибкую защиту внутренних рынков при равноправной и добросовестной конкуренции.
3 Там же.
4Новоселова Н.Н. Условия формирования инфраструктуры АПК в России//Проблемы современной экономики. - 2008. - № 1 (25).-
0,5 п.л.
5 Там же.
Во-вторых, государство не сумело наладить
партнерских отношений с другими участниками
продовольственных рынков. Продолжая быть
крупнейшим оптовым покупателем, оно само длительное время нарушало договорные
обязательства и являлось одним из основных центров неплатежей в стране.
В-третьих, оставляя ведущие позиции на
продовольственном рынке, государство в свое время не позаботилось о создании рыночной инфраструктуры. Без государственной опеки быстро свернулись товарные биржи. Созданные с
запозданием продовольственные оптовые рынки во
многих случаях оказались в руках теневых и
криминальных структур. Не успели сформироваться сбытовые кооперативы. Отсутствие собственных хранилищ и мощностей по переработке, а также ошибки в методах приватизации перерабатывающих предприятий привели к усилению диспаритета цен и неравноправию уже внутри АПК6.
В-четвертых, недальновидная внешнеэкономическая политика, особенно в первые годы реформ, когда продовольственные рынки оказались практически открыты для импорта, привела к реальной угрозе продовольственной безопасности. При этом, конкуренция импортеров вызвала не рост конкуренции и снижение цен, а сворачивание отечественного производства.
В-пятых, непоследовательная региональная продовольственная политика привела к обособлению региональных продовольственных рынков, где созданы собственные рыночные институты, административные ограничения, системы поддержки и т.д. Образовались локальные продовольственные рынки с ценами, разнящимися иногда в несколько раз. Локальные рынки все более информационно замыкаются. Идет сокращение интенсивности межрегионального оборота. Темпы его снижения превышают темпы сокращения производства более чем в 2 раза.
В-шестых, до сих пор не сформирована финансовокредитная инфраструктура продовольственных рынков, которая должна обеспечивать участников рынка необходимыми оборотными средствами для проведения сделок, страховать риски невыполнения контрактных обязательств, ценовых и валютных колебаний, обеспечивать надежность расчетов при контрактации.
Следующее направление совершенствования организационно-экономического механизма, и, на наш взгляд, важнейшее в современных условиях -регулирование цен7.
Ценовая политика - это часть экономической политики. Она может проводиться как государством, так и частными организациями (монополиями, картелями, товариществами и т. д.). Ее задачами в сельском хозяйстве являются: соблюдение паритета цен, обеспечение соответствующего дохода сельскохозяйственным товаропроизводителям,
6 Новоселова Н.Н. Структурное регулирование цен продовольственного рынка - основа государственной аграрной политики//Проблемы современной экономики.- 2007.- № 2.- 0,5 п.л.
7Новоселова Н.Н. Анализ и оценка зернового хозяйства России с позиции функционального подхода// Экономический вестник Ростовского Государственного Университета.-2007.-Т.5,ч.3,№1.-
0,5 п.л.
обеспечение населения продуктами питания и решение внешнеэкономических задач. Цены должны обеспечивать нормально функционирующим предприятиям возмещение затрат и получение достаточного чистого дохода для ведения эффективного расширенного воспроизводства.
При разработке ценовой политики, оптимального сочетания государственного регулирования и саморегулирования цен важно ориентироваться на лучшие примеры мирового опыта. Он показывает, что даже в странах с развитой рыночной экономикой под контролем государства находится большая часть цен на продукты питания. При этом применяются
классические, проверенные практикой методы: установление фиксированных цен, контроль за ценами монополий и крупных производителей, установление границ изменения цен, создание условий для понижения цен.
В настоящее время наблюдается устойчивая тенденция увеличения удельного веса
трансакционных издержек в цене реализации продукции АПК конечному потребителю, особенно экономически вредных, связанных с участием в товарообороте посреднических структур с их примитивным качеством менеджмента, неспособным овладеть современными технологиями формирования спроса и стимулирования сбыта. Нередко через посредников осуществляется реализация корыстных интересов руководства предприятий АПК в ущерб интересам самих предприятий. В связи с этим приобретает особую актуальность минимизация экономически вредных традиционных издержек.
Данная задача, прежде всего, должна решаться на местном и региональном уровнях на основе реализации следующих мер:
- развитие кооперации и интеграции предприятий АПК, способствующих появлению эффективных структур и схем управления товарными потоками;
- формирование государственных структур, содействующих эффективному маркетингу и управлению товарными потоками.
Среди основных направлений регулирования продовольственного рынка страны обычно указываются: совершенствование кредитно-
финансовой системы; ценовое регулирование; развитие инфраструктуры; создание механизма регулирования рынка.
Реализация этих направлений предусматривает ряд необходимость ряда мероприятий:
- провести реструктуризацию долгов товаропроизводителей с жесткими условиями дальнейшего ведения финансовохозяйственной деятельности (нормативы по заработной плате, хозяйственным издержкам, ограничения пользования банковскими кредитами и т.д.);
- ввести порядок взаиморасчетов между продавцами и покупателями стратегического сельскохозяйственного сырья (зерно, семена масличных культур, сахар, мясо, животное масло) и жизненно важных продуктов питания, предусматривающий нормативы расчетов, ограничение бартерного обмена, наличных расчетов и т.д.;
- осуществлять расчеты за стратегическое сельскохозяйственное сырье и жизненно важные продукты только через систему уполномоченных банков, операторов, которые контролируют соблюдение установленного порядка взаиморасчетов и выступают в роли гарантов устойчивого товарно-финансового обращения на продовольственном рынке;
- внедрить простые и двойные складские свидетельства как
универсальный общегосударственный механизм
привлечения инвестиций в сельское хозяйство под гарантии уполномоченных банков, операторов;
- обязать операторов рынка временно осуществлять куплю-продажу сельскохозяйственного сырья через уполномоченные государством биржи;
- осуществлять выдачу субсидий только экономическим
субъектам, производящим стратегическое
сельскохозяйственное сырье и жизненно важные продукты питания и не нарушающим установленные государством правила;
- создать модели товарно-финансового обращения для обеспечения спецпотребителей и социального контингента с целенаправленным расширением емкости потребительского рынка за счет целевой денежной эмиссии и др.
С учетом данных подходов становится очевидным, что единственным выходом из создавшейся ситуации в нашей стране является переход к преимущественно ценовому регулированию зернового рынка - в основе ценообразования на зерновом рынке должны лежать только мировые цены, а все направления поддержки сельхозтоваропроизводителей должны
ориентироваться на обеспечение их дополнительных доходов, получаемых сверх доходов от реализации продукции по этим ценам. Это, на наш взгляд, единственное направление регулирования зернового рынка, которое позволяет надеяться на восстановление аграрного производства после столь длительного периода его недофинансирования, несмотря на все меры по выделению субсидий и субвенций из государственного бюджета.
Список литературы:
1. Алтухов А.И., Васютин А.С. Зерно России. - М., 2002.
2. Новоселова Н.Н. Направления обеспечения эффективности воспроизводственной системы агропромышленного комплекса России // Известия КБНЦ РАН. - 2008. - № 1 (21).- 0,4 п.л.
3. Новоселова Н.Н. Условия формирования инфраструктуры АПК в России//Проблемы современной экономики. - 2008. - № 1 (25).- 0,5 п.л.
4. Новоселова Н.Н. Структурное регулирование цен продовольственного рынка - основа государственной аграрной политики//Проблемы современной экономики.-2007.- № 2.- 0,5 п.л.
5. Новоселова Н.Н. Анализ и оценка зернового хозяйства России с позиции функционального подхода// Экономический вестник Ростовского Государственного Университета.-2007.-Т.5,ч.3,№1 .-0,5 п.л.
Reference list:
1. Altukhov SOLZHENITSYN, ALEXANDER Vasyutin Grain of Russia. - M, 2002.
2. Novoselova N.N. Directions of ensuring the effectiveness of the reproductive system of the agro-industrial complex of Russia // news КБНЦ RAS. - 2008. - № 1 (21).- 0,4 P.L.
3. Novoselova N.N. Conditions of formation of the infrastructure of the agroindustrial complex in Russian//Problems of modern economy. - 2008. - № 1 (25).- 0,5 P.L.
4. Novoselova N.N. Structural regulation of the prices of the food market - the basis of state agricultural policy development.- 2007.- № 2.- 0,5 printer's sheets
5. Novoselova N.N. Analysis and evaluation of grain farming in Russia from the perspective of a functional approach// Economic Bulletin of the Rostov State University.-2007.-Volume 5,part 3,№1.-0,5 P.L.
ОТЗЫВ
на статью Новосёловой Натальи Николаевны и Настуевой Татьяны Анатольевны «Направления государственного регулирования агропромышленного комплекса и усиления региональной составляющей экономической политики государства»
В статье в контексте построения системы эффективного государственного регулирования агропромышленного комплекса проведен детальный анализ основных ее направлений, посредством которых осуществляются экономические связи между непосредственными
сельскохозяйственными товаропроизводителями,
перерабатывающими предприятиями, заготовительными организациями и торговлей, производится товарная продукция, регионы активизируют развитие торговых связей не только друг с другом, но и с другими государствами.
В системе проблем придания рыночным трансформациям характера завершенности, особое место занимает регулирование и управление развитием регионального агропромышленного комплекса, который обоснованно считается важнейшей структурной составляющей
экономической системы.
По нашему мнению, статья может быть рекомендована для опубликования в открытой печати.
Доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и управления на предприятии, филиала ФГАОУ ВПО Северо-Кавказского федерального университета в г. Пятигорске
Слепаков С.С.