Современные экономические исследования Modern economic research
EDN: QINSPF
А.А. Адаменко - д.э.н., профессор кафедры теории бухгалтерского учета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
A.A. Adamenko - doctor of economical sciences, professor of the department of accounting theory, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia;
А.А. Храмченко - к.э.н., доцент кафедры финансов, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
A.A. Khramchenko - candidate of economics, associate professor of the department of fi-nance, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia;
Е.С. Фетисова - обучающаяся экономического факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
E.S. Fetisova - student of Economics Department, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia;
Н.С. Зеленский - обучающийся экономического факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
N.S. Zelenskiy - student of Economics Department, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА STATE REGULATION OF AGRICULTURAL DEVELOPMENT
Аннотация. В статье проанализированы направления государственного регулирования сельского хозяйства в целях обеспечения экономической и продовольственной безопасности; устойчивого развития и функционирования территорий. Рассмотрены основные направления обеспечения импортозамещения в части обеспечения собственными семенами, пищевыми добавками, сырьем, оборудованием. Проанализированы источники государственной поддержки: национальные проекты и государственные программы по модернизации материально-технической базы, увеличению рентабельности АПК, повышению инвестиционной активности, повышению производительности труда. Организована поддержка развития различных форм индивидуального хозяйствования и развития предпринимательской инициативы. Раскрыта сущность государственной поддержки в части обеспечения продовольственной безопасности: импортозамещение, поддержка экспорта, развитие новых направлений производства сельскохозяйственной продукции; создание новых хабов и логистических цепочек (в т.ч., черноморско-азовского и каспийского направлений); реализация инвестиционных проектов; производство отечественного оборудования; наращивание темпов производства. Проанализирована системы мер поддержки реализации инвестиционных проектов в части финансовых мер поддержки, развития инфраструктуры, создания особых режимов развития территории. Сделан вывод о том, что государственное регулирование данного процесса является необходимым в связи с тем, что сельское хозяйство является наиболее подверженным форс-мажорным воздействиям, обусловленным погодными условиями конкретного года, а также внешнеэкономическими санкциями.
Abstract. The article analyzes the directions of state regulation of agriculture in order to ensure economic and food security; sustainable development and functioning of territories. The main directions of ensuring import substitution in terms of providing own seeds, food additives, raw materials, equipment are considered. The sources of state support are analyzed: national projects and state programs to modernize the material and technical base, increase the profitability of the agro-industrial complex, increase investment activity, increase labor productivity. Support for the development of various forms of individual management and the development of entrepreneurial initiative has been organized. The essence of state support in terms of ensuring food security is revealed: import substitution, export support, development of new directions of agricultural production; creation of new hubs and logistics chains (including the Black Sea-Azov and Caspian directions); implementation of investment projects; production of domestic equipment; increasing production rates. The system of measures to support the implementation of investment projects in terms of financial support measures, infrastructure development, the creation of special regimes for the development of the territory is analyzed. It is concluded that state regulation of this process is necessary due to the fact that agriculture is the most susceptible to force majeure due to the weather conditions of a particular year, as well as foreign economic sanctions.
Ключевые слова: сельское хозяйство, агропромышленный комплекс, экономическая безопасность, продовольственная безопасность, государственная поддержка, национальный проект, государственная программа, инвестиционная привлекательность, инвестиции, устойчивое развитие сельских территорий, грантовая поддержка, налоговые льготы, импортозамещение.
Keywords: agriculture, agro-industrial complex, economic security, food security, state support, national project, state program, investment attractiveness, investments, sustainable development of rural areas, grant support, tax incentives, import substitution.
Определяющим приоритетным направлением государственного регулирования экономики России является координирование аграрной политики в целях повышения национальной безопасности государства в части ее экономической и продовольственной безопасности, устойчивого развития сельских территорий и инновационного функционирования агропромышленного комплекса (АПК). Актуальность исследования обусловлена тем, что сельское хозяйство является исторически основным родом занятий на территории нашей страны, сохраняющим традиции российской экономики, основанной на устойчивом функционировании «крепкого» села, обеспечивает функционирование всей государственной социально-экономической системы и играет определяющую роль в реализации устойчивого социально-экономического развития. Российская экономическая система сможет достичь импортозамещения и обеспечения продовольственной безопасности населения только при условии эффективной государственной политики в отношении развития сельского хозяйства. Проблемное поле исследования находится в пределах задач, требующих решения в целях достижения национальной безопасности России. Государственное регулирование данного процесса является необходимым. В соответствии с уточненной бюджетной росписью в 2022 г. на реализацию Госпрограммы АПК были направлены бюджетные ассигнования в сумме 424 170,8 млн. руб. Фактически мероприятия Госпрограммы АПК профинансированы в объеме 423 942,3 млн. руб., или 99,9 % к бюджетной росписи. В отношении сельского хозяйства можно констатировать факт необходимости постоянной финансовой поддержки в связи с тем, что сельское хозяйство является наиболее подверженным форс-мажорным воздействиям, обусловленным погодными условиями конкретного года.
В современных условиях внешнеэкономических санкций усилилось внешнее давление на сельское хозяйство. При этом и объективные социально-экономические причины приводят к тому, что в селах уменьшает-
ся количество работоспособного населения. Возникают проблемы с логистическими цепочками, что увеличивает сроки поставки по комплектующим и готовой продукции. Необходимо развитие новых логистических цепочек в хранении и транспортировке сельскохозяйственной продукции, особенно, черноморско-азовского и каспийского направлений. Динамика производства продуктов питания в РФ оставалась с 2011 г. до 2021 г. на уровне 5 %, однако в 2022 г. темпы роста снизились и ее рост составил всего 0,4 % [4]. Не все предприятия сельского хозяйства показывают стабильное развитие, многие нуждаются в реконструкции, внедрении современных технологий, в переоснащении. Например, материально-техническая база ряда мельзаводов и крупозаводов нуждается в переоснащении, при этом важно развитие отечественной сырьевой базы (импортозамещения в сфере семян, запчастей, пищевых добавок, оборудования).
Структура АПК представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 - Структура агропромышленного комплекса
В связи с этим под влиянием объективных факторов сформировались основные проблемы, которые оказывают влияние на функционирование села и экономических показателей агропромышленного комплекса:
- снижение уровня материально-технической производственной базы;
- зависимость от иностранных семян, продуктов и запчастей;
- недостаточно развития инфраструктура;
- снижение уровня кадровой подготовки сотрудников сельскохозяйственных предприятий;
- снижение уровня состояние жилого фонда; уровня доступности образования, здравоохранения, социальных услуг и культуры;
В настоящее время под агропромышленным комплексом понимается экономическая система, которая включает в себя основные отрасли сельского хозяйства, переработки сельскохозяйственной продукции, логистические и транспортные комплексы, входящие в состав инфраструктуры АПК; образовательные организации, которые проводят подготовку специалистов для профессиональной деятельности в АПК.
Государственной аграрной политикой является направление социально-экономической политики государства и санкционированных им общественно-правовых институтов, направленной на устойчивое развитие сельского хозяйства, пищевой промышленности, производства комплектующих для сельского хозяйства, инфраструктуры, логистики, рынков сбыта, инноваций и инвестиций (рисунок 2).
Рисунок 2 - Основные направления аграрной политики
Целями аграрной политики являются следующие цели:
- устойчивое развитие экономики;
- продовольственная безопасность государства;
- стабильное и эффективное развитие отраслей агропромышленного комплекса и его инфраструктуры;
- повышение уровня жизни сельского населения и развитие сельских территорий;
- создание комплексного и гармоничного развития сельской территории.
Основными источниками государственной поддержки в сфере АПК являются следующие (рисунок 3).
Источники государственной поддержки сельского хозяйства
Г
Национальные проекты по поддержке АПК, территории, производительности труда
хт
Государственная программа устойчивого развития сельских территорий
Государственные программы развития АПК
Финансово-кредитные
инструменты, грантовая поддержка
Рисунок 3 - Источники государственной поддержки сельского хозяйства
Основными тенденциями государственной поддержки сельского хозяйства являются следующие. Реализуются национальные проекты и государственные программы по модернизации материально -технической базы, увеличению рентабельности АПК, повышения инвестиционной активности, повышении производительности труда. Организована поддержка развития различных форм индивидуального хозяйствования и развития предпринимательской инициативы. Предусмотрен ряд проектов, которые поддерживают начинающие действовать крестьянские (фермерские) хозяйства, созданные субъекты малого и среднего предпринимательства. Ведется деятельность по созданию комфортных условия проживания на селе, комплексное благоустройство села, создание доступной среды, условий для культурного отдыха.
Основными задачами поддержки сельского хозяйства на уровне государственных и краевых программ являются следующие:
- увеличение объема кредитования сельскохозяйственных предприятий по льготным условиям на цели модернизации и развития производства;
- развитие селекции и производства развитие селекции и производства конкурентоспособных отечественных сортов и гибридов сельскохозяйственных культур;
- поддержание и дальнейшее развитие сельскохозяйственной деятельности малых форм хозяйствования;
- создание комфортных условий жизнедеятельности на сельских территориях;
- проведение научно-исследовательских работ и повышение квалификации кадров;
- улучшение инфраструктурного обустройства сельских территорий;
- создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности.
Сельское хозяйство обеспечивает продовольственную безопасность, которая характеризуется как состояние государственной экономики, при котором обеспечена экономическая и физическая доступность для населения необходимых объемов и ассортимента продуктов питания для нормальной жизнедеятельности, в том числе, при наличии вне зависимости от влияния внешних и внутренних угроз [1]. Пищевая промышленность также требует повышения уровня поддержки, которая способствует функционированию агропродовольствен-ного рынка, обеспечивает экономическую и продовольственную безопасность населения. Развитие пищевой промышленность является первоочередной стратегической задачей государственной политики, т.к. в условиях постковидных последствий и внешнеэкономических ограничений со стороны ЕС и США необходимо снижать объем импорта продовольственных товаров и их доли в товарных ресурсах. Проблемной зоной оказалось то, что в отечественном сельском хозяйстве не налажено производство ряда пищевых добавок, которые используются при производстве продуктов (либо производится в небольшом количестве). В период адекватных экономических взаимоотношений данный факт является обычным взаимоотношений хозяйствующих единиц, однако при нарушении международных связей в формате поставок пищевая промышленность поставлена перед необходимостью поиска замены партнеров или производства собственных пищевых добавок. Сохраняется зависимость от импортных семян, ветеринарных препаратов, кормов и сельскохозяйственной техники. Вместе с тем в сельском хозяйстве продолжаются разработки над созданием собственного конкурентоспособного родительского стада, новых гибридов овощей (рисунок 4).
Цели государственной поддержки сельского хозяйства в сфере продовольственной безопасности
Г
Оптимальный объем и ассортимент производства продуктов питания для населения
т
Физическая доступность и достаточное количество продуктов питания
Бесперебойная логистика поставок
1
Продовольственная независимость,
разработка отечественных технологий, семян
Рисунок 4 - Цели государственной поддержки сельского хозяйства в сфере продовольственной безопасности
В этих целях предусмотрены следующие меры поддержки:
- импортозамещение;
- поддержка экспорта;
- развитие новых направлений производства сельскохозяйственной продукции;
- создание новых хабов и логистических цепочек (в т.ч., черноморско-азовского и каспийского направлений);
- реализация инвестиционных проектов;
- производство отечественного оборудования;
- наращивание темпов производства.
Традиционными способами обработки пищевых продуктов является очищение, сушка, копчение, термическая обработка различных видов, консервация, ферментация. Важным направлением производства пищевой продукции является внедрение новых технологий производства, повышение его качества, создание экологически чистых продуктов, повышение качества обработки продуктов в целях сохранения их полезных свойств. Внедряется развитие таких технологий обработки продуктов как импульсные электрические поля, высокое гидростатическое давление, холодильные системы, консервирование при контролируемых температурах [4].
Государственная поддержка сельского хозяйства направлена на обеспечение независимости в сфере продовольственной безопасности. Значение пороговых показателей продовольственной независимости был достигнут по таким видам продовольственного сырья как зерно, сахар, растительное масло, мясо, рыба (рисунок 5) [4].
Рисунок 5 - Соотношение показателей продовольственной независимости 2022 г. и пороговых значений продовольственной независимости
Важным направлением государственной поддержки являются инвестиционные проекты. Со стороны государства данная деятельность является организацией обеспечения воспроизводства капитала на конкретной сельской территории. В 2022 году размер государственной поддержки АПК составил более 420 млрд рублей (рисунок 6).
Рисунок 6 - Размер инвестиций крупнейших предприятий перерабатывающей промышленности АПК 2022 г. (млрд руб.)
Для повышения инвестиционной привлекательности сельской территории необходимо определить ее ресурсный потенциал с точки зрения конкретизации инвестиционной деятельности с целью получения максимального эффекта (рисунок 7).
Рисунок 7 - Ресурсный инвестиционный потенциал сельской территории
Фактические условия сельской территории являются основой разработки региональной инвестиционной стратегии. Со стороны государства поддержка инвестиционной деятельности на сельской территории организована следующим образом:
- создание особых условий деятельности на территории: налоговый режим, налоговые льготы, льготы по аренде, особая экономическая территория;
- создание инфраструктуры: энергоснабжающей инфраструктуры, которая предоставляет достаточные объемы энергии; строительство дорог и транспортных путей;
- развитие новых логистических маршрутов, хабов;
- формирование эффекта вложений; развитие инвестиционной активности;
- формирование инфраструктуры, подготовка квалифицированных кадров для инвестпроектов;
- разработка нормативной базы, развитие форматов «единого окна», снятие административных барьеров [2].
Развитие малого предпринимательства является важным направлением национального проекта «Малое и
среднее предпринимательство». Так, федеральный проект «Акселерация субъектов МСП» предоставляет государственное финансирование крестьянско-фермерских хозяйств в рамках гранта «Агростартап» (финансовая, информационно-консультационная, образовательная поддержка) [3].
Рисунок 8 - Грант «Агростартап»
Национальный проект «Международная кооперация и экспорт» ставит целью техническое перевооружение через создание новой товарной массы продукции АПК и экспортно-ориентированной товаропроводящей инфраструктуры. В настоящее время начаты продвижение сельхозпродукции; мероприятия по устранению тарифных и нетарифных торговых барьеров для расширения доступа сельхозпродукции на целевые рынки [6].
Наряду с национальными проектами реализуется государственная программа развития сельских территорий до 2030 года. Финансирование госпрограммы в 2022-2024 гг. - более 130 млрд рублей [5]. Основными направлениями реализации национальных проектов и государственных программ развития сельских территорий являются обеспечение высокого уровня жизни сельского населения, повышение состояния жилого фонда, инженерной и транспортной инфраструктуры, создание комфортной среды для жизни, повышения уровня развития учреждений образования и здравоохранения, развития культурного отдыха и здорового образа жизни.
Государственная поддержка отрасли является важным направлением создания условий для развития отрасли: налоговые льготы, льготное кредитование, субсидирование отрасли. Увеличение объемов данной пищевой продукции было достигнуто благодаря государственной поддержке и инвестициям в модернизацию материально-технической базы, развития ресурсного потенциала сельского хозяйства, развития сырьевой базы и поддержки других отраслей агропромышленного комплекса.
Государственная поддержка российских сельхозпредприятий позволяет им проявлять положительную динамику развития, что говорит о результативности мер поддержки со стороны государства. В начале 2022 г. РФ заняла пятое место по величине добавленной стоимости в мировом рейтинге (4,4 трлн руб.) - таблица 1.
Таблица 1 - Показатели развития АПК РФ
Показатель 2019 г. 2020 г. 2021 г.
Объем продаж по отрасли, млрд руб. 5801,40 6110,80 7572,3
Инвестиции в основной капитал АПК, млрд руб. 844,2 855,9 769,3
Рентабельность активов, % 4,7 6,1 6,6
Доля в валовом внутреннем продукте (ВВП), % 3,4 3,6 4,5
Основными результатами развития сельского хозяйства в 2022 г. стали увеличение объемов производства молочных продуктов, мяса, молока, яиц, растительных масел, продукции мукомольной промышленности. Молочная промышленность в 2022 г. восстановила темпы развития сырьевого сектора после повышения цен реализации на молоко. Произошло увеличение товарного молока в 71 регионе России [8]. Дополнительный прирост производства молока обусловлен государственной поддержкой, сохранением поголовья коров, реализацией инвестиционных проектов [8]. На территории сельских территорий важно использовать практику создания территорий опережающего развития и особых экономических зон для реализации инвестиционных инновационных проектов. Инвестиционная деятельность органов местного самоуправления может выражаться в создании особых условий для ведения инвестиционной деятельности по аналогии создания территорий опережающего развития и особых экономических зон. Исследования доказывают, что отрасли пищевой промышленности проявляют достаточную устойчивость и развитие.
Источники:
1. Указ Президента РФ от 21.01.2020 № 20 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации»// http://www.kremlin.ru/acts/bank/45106.
2. О реализации Доктрины продовольственной безопасности РФ // http://council.gov.ru/media/files/pzgbeWAHoKR918YkuYQvi8Lw 2e8Gs948.pdf Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года// http://static.government.ru/media/files/Fw1kbNXVJxQ.pdf.
3. Грант «Агростартап» // https://национальныепроекты.рф/news/vsye-svoye-sozdavat-fermy-rossiyanam-pomogaet-grant-agrostartap.
4. Доклад «Как сохранить село: проблемы занятости населения» - М.: Общественная палата Российской Федерации, 2019.
5. Крупнейшие предприятия АПК и пищевой промышленности, запрeщенные в 2022 году // http://новости-россии.ru-ап.тй>/новости/крупнейшие-предприятия-апк-и-пищевой-промышленности-россии-запущенные-в-2022-году/.
6. Общие вопросы реализации нацпроектов // http://government.ru/rugovclassifier/660/events/.
7. Пищевая промышленность // http://government.ru/rugovclassifier/550/events/
8. Развитие молочной индустрии: итоги 2022 года // https://veterinary.lenobl.ru/media/news/docs/55995/ Итоги_развития_молочнои_отрасли. Прогноз_2023 .pdf.
9. Расходы на госпрограмму АПК // https://tass.ru/ekonomika/12468895.
10. Храмченко А.А. К вопросу повышения границ финансовой устойчивости и платежеспособности аграрных формирований / А.А. Храмченко // Экономика и предпринимательство. 2017. N° 2-1 (79). С. 1048-1051.
11. Юрченко А.А. Совершенствование моделей эффективного управления оборотным капиталом организаций / А.А. Юрченко // Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Ин-т экономики, права и гуманитар. специальностей. Краснодар, 2012.
EDN: PYINXS
А.А. Бакаев - д.ист.н., доцент, заведующий кафедрой Правовое обеспечение национальной безопасности, МИРЭА -Российский технологический университет, Москва, Россия, [email protected],
A.A. Bakaev - doctor of historical sciences, associate professor, Head of the Department of Legal Support of National Security, MIREA - Russian Technological University, Moscow, Russia;
Л.Г. Матвеева - д.э.н., профессор, Южный федеральный университет; ведущий научный сотрудник, ский научно-исследовательский институт комплексного использования и охраны водных ресурсов (ФГБУ РосНИИВХ), Ростов-на-Дону, Россия, matveeva_lg@ mail.ru,
L.G. Matveeva - doctor of economics, professor, Southern Federal University; Leading Researcher, Russian Research Institute for Integrated Use and Protection of Water Resources, Rostov-on-Don, Russia;
B.А Шипилова - обучающаяся, Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия, [email protected],
V.A. Shipilova - student, Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia.
ПРОМЫШЛЕННЫЕ ДРАЙВЕРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА:
РОЛЬ ВОДОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА INDUSTRIAL DRIVERS FOR FOOD SECURITY IN THE REGION: THE ROLE OF THE WATER MANAGEMENT COMPLEX
Аннотация. Вопросы обеспечения национальной и продовольственной безопасности страны и ее регионов перманентно являются одними из приоритетных задач государства и потому остаются всегда актуальными темами в научных исследованиях современных ученых. В парадигме ресурсного обеспечения продовольственной безопасности регионов определяющую и системообразующую роль играет одна из ключевых подсистем промышленности, гидроэнергетики, - водохозяйственный комплекс как производитель и поставщик потребителям разных видов важнейшего, базового ресурса. Поскольку ключевым критерием современности в аспекте ресурсного обеспечения экономических систем является их ресурсоэффективность, при расчёте рационального водопользования хозяйствующих субъектов региона важно учитывать как плотность населения, так и степень (масштабы) развитости промышленных производств (как известно, промышленность -наибольший потребитель водных ресурсов). В данном контексте регионы, располагающиеся в бассейне рек (в частности, реки Дон), являются одними из наиболее экономически-активных регионов Российской Федерации благодаря относительно большему потенциалу водных ресурсов и их доступности. Важно также учитывать следующее: несмотря на то, что Россия является одной из наиболее водообеспеченных стран мира, для нее характерно крайне неравномерное распределение водных ресурсов по округам, которое не соответствует соответствующим пропорциям численности населения. В данной статье с позиции парадигмы ресурсоэффективности и концепта импортозамещения на основе интенсификации инноваций промышленности рассмотрены основные ролевые функции водохозяйственного комплекса региона, степень их влияния на продовольственную безопасность с использованием комплекса показателей оценки уровня продовольственной безопасности и отраслей, связанных с её обеспечением.
Abstract. The Issues of ensuring the national and food security of the country and its regions are permanently one of the priority tasks of the state and therefore remain always relevant topics in the scientific research of modern scientists. In the paradigm of resource support for food security of regions, one of the key subsystems of industry, hydropower plays a defining and system-forming role - the water management complex as a manufacturer and supplier to consumers of various types of the most important, basic resource. Since the key criterion of modernity in terms of resource support of economic systems is their resource efficiency, when calculating the rational water use of economic entities in the region, it is important to take into account both population density and the degree (scale) of development of industrial production (as you know, industry is the largest consumer of water resources). In this context, the regions located in the river basin (in particular, the Don River) are among the most economically active regions of the Russian Federation due to the relatively greater potential of water resources and their availability. It is also important to take into account the following: despite the fact that Russia is one of the most water-secure countries in the world, it is characterized by an extremely uneven distribution of water resources by counties, which does not correspond to the corresponding proportions of the population. In this article, from the standpoint of the paradigm of resource efficiency and the concept of import substitution based on the intensification of industrial innovations, the main role functions of the region's water management complex, the degree of their impact on food security using a set of indicators for assessing the level of food security and industries related to its provision are considered.
Ключевые слова: промышленные драйверы региона, ресурсоэффективность, продовольственная безопасность, водохозяйственный комплекс, распределение водных ресурсов, показатели продовольственной безопасности региона.
Keywords: industrial drivers of the region, resource efficiency, food security, water management complex, distribution of water resources, indicators of food security of the region.
В рамках современной государственной парадигмы обеспечения экономического и технологического суверенитета, в том числе в императивах формирования мобилизационной экономики, одной из важнейших и приоритетных задач является обеспечение продовольственной безопасности России. Учитывая системообразующие функции промышленности в экономике страны в целом и в отдельных регионах, очевидным является ее особое значение в подержании и укреплении экономического и технологического суверенитета России (и ее