ИССЛЕДОВАНИЕ
Сергеева И.А.1, Сергеев А.Ю.1
1 Пензенский государственный университет
Импортозамещение - приоритетное направление продовольственной политики России
АННОТАЦИЯ:
В связи с ужесточением экономических санкций со стороны западных государств Российское правительство вынуждено было прибегнуть к ответным мерам. В сложившейся экономической ситуации обеспечение продовольственной безопасности страны все в большей степени связывается с импортозамещением. Решение проблемы импортозамещения является задачей многогранной и многоэтапной, находящейся в прямой зависимости от уровня развития отечественного сельскохозяйственного производства, взаимосвязанного в свою очередь с решением проблемы развития сельских территорий.
Обострение экономических проблем в России требует выработки адекватной, всесторонней и эффективной продовольственной политики, предусматривающей систему мер, направленных на повышение эффективности агропромышленного производства и конкурентоспособности отечественной продукции.
Проведенное исследование позволило проанализировать основные проблемы функционирования предприятий АПК России на современном этапе; обострившиеся угрозы продовольственной безопасности; раскрыть барьеры импортозамещения. Предложены мероприятия по государственной поддержке приоритетных направлений реализации продовольственной политики.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: проблемы импортозамещения; продовольственная политика России; угрозы продовольственной безопасности; государственная поддержка; приоритетные направления
JEL: Р50, 011, 018
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Сергеева, И.А., Сергеев, А.Ю. (2015). Импортозамещение - приоритетное направление продовольственной политики России. Продовольственная политика и безопасность, 2(2), 87-96. doi: 10.18334^^.2.2.567
Сергеева Ирина Анатольевна, профессор кафедры «Менеджмент и экономическая безопасность» Пензенского государственного университета ([email protected])
Сергеев Алексей Юрьевич, доцент кафедры «Менеджмент и экономическая безопасность» Пензенского государственного университета
ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 08.05.2015 / ОПУБЛИКОВАНО: 30.06.2015
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП: http://dx.doi.Org/10.18334/ppib.2.2.567
(с) Сергеева И.А., Сергеев А.Ю. / Публикация: ООО Издательство "Креативная экономика"
Статья распространяется по лицензии Creative Commons СС BY-NC-ND (http://creativecommons.Org/licenses/by-nc-nd/3.0/) ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский
Metadata in English is available.
For detailed information, please, visit http://dx.doi.org/10.18334/ppib.2.2.567
Проблема обеспечения продовольственной безопасности страны является дискуссионной и рассматривается с точки зрения разных подходов (Баранов, Волкова, Лобзова, 2013; Борисовская, 2014; Васильева, 2010; Власова, Боровиков, 2010; Волкодавова, Назарчук, 2007; Гамидуллаев, Кочергина, 2012; Гусакова, 2014; Клименко, 2008; Коровкин, 2010; Липницкий, 2014; Милосердов, 2014; Серегин, 2009; Соболев, 2014; Титов, 2014). Если под продовольственной безопасностью подразумевается независимость от зарубежных поставщиков, захвативших российский продовольственный рынок, то есть рассматривается непосредственно проблема импортозамещения -очевидна необходимость развития отечественного
сельскохозяйственного производства. Противоположный подход предусматривает в качестве главной цели продовольственной политики ценовую доступность продовольствия, что достигалось в последние годы за счет наращивания импорта.
В связи с ужесточением экономических санкций со стороны западных государств Российское правительство вынуждено было прибегнуть к ответным мерам. В качестве ответных мер на введение санкцид со стороны ряда стран Российское продуктовое эмбарго было введено 6 августа 2014 г. сроком на один год, однако когда Евросоюз 22 июня 2015 г. объявил о продлении санкций, Россия также пролонгировала запрет на ввоз продовольственных товаров еще на год.
В список запрещенной на ввоз продукции вошли товары из США, Евросоюза, Канады, Австралии и Норвегии. Запрещены к ввозу мясо крупного рогатого скота, свинина, мясо домашней птицы, мясо соленое, сушеное или копченое, рыба и ракообразные, моллюски. Ограничения коснулись также молока и молочной продукции, сыров, творога на основе растительных жиров, колбасы и аналогичных продуктов из мяса, овощей, корнеплодов, фруктов и орехов1.
Однако все ответные меры нашего государства на санкции в настоящее время, из-за кризисного состояния отечественного агропромышленного производства в целом, сводятся лишь к смене импортеров, которые не решают задач продовольственной независимости. В создавшейся ситуации усиливается актуальность решения проблемы продовольственной безопасности за счет развития собственного производства и обеспечения независимости от импорта.
1 Жаворонкова, И. (2014, 6 октября). В Думу внесен законопроект об ограничении доли импортных продуктов до 50% // РБК «Бизнес».
Особенность текущего периода проявляется в многостороннем характере, одновременном усилении воздействия угроз продовольственной безопасности страны. К наиболее обострившимся угрозам относят:
- низкие реальные доходы основной части населения и высокая степень его закредитованности;
- сокращение числа малых форм хозяйствования, концентрация производства в рамках отдельных предприятий и холдингов;
- углубление имущественного расслоения общества;
- низкая конкурентоспособность сельского хозяйства, пищевой промышленности;
- низкий уровень развития отраслей, обеспечивающих сельское хозяйство материально-техническими ресурсами (услугами);
- открытость рынка и преобладание импортной продукции;
- рост безработицы, ухудшение социальной ситуации на селе;
- рост инфляции;
- зависимость агропродовольственного рынка от рынка энергоресурсов;
- состояние внешнеэкономических связей, экономические санкции со стороны ряда государств2.
Основными проблемами функционирования предприятий АПК России на современном этапе являются: отсутствие оборотных и инвестиционных средств, изношенность и отсталость основных фондов, низкая конкурентоспособность, импортизация внутреннего рынка, неэффективность механизмов финансового, научно-технологического, кадрового воспроизводства, неэффективность механизмов государственной поддержки, неэффективное использование имеющегося потенциала и др.
В сложившейся экономической ситуации обеспечение продовольственной безопасности страны все в большей степени связывается с импортозамещением. Решение проблемы импортозамещения является задачей многогранной и многоэтапной, находящейся в прямой зависимости от уровня развития отечественного сельскохозяйственного производства, взаимосвязанного в свою очередь с решением проблемы развития сельских территорий. В современных
2 Угрозы продовольственному рынку России 2014 // Сайт Учебно-методического центра сельскохозяйственного консультирования и переподготовки кадров агропромышленного комплекса.
условиях российские села вымирают ускоренными темпами: за последние пару десятилетий исчезло более 20 тыс. сельских населенных пунктов. Из-за роста цен каждый пятый россиянин за последний месяц стал приобретать более дешевые продукты (20%) или вовсе отказался от покупки некоторых товаров (23%)3.
В настоящее время Россия до сих пор не вышла на приемлемый уровень потребления своими гражданами основных продуктов питания. В России потребление населением основных продуктов питания ниже их рациональных норм4. Однако даже этот уровень потребления достигается в значительной мере за счет импорта. Доля импорта в общем объеме потребления в 2014 г. составляла: по мясу и мясопродуктам -21,7%; по молоку и молокопродуктам - 16,3% (рисунок 1).
2013 г 2014 г.
I Зерно ■ Молоко и молокопродукты I Мясо и мясопродукты Рисунок 1. Доля импорта к общему объему товарных ресурсов, %
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, устанавливает, что важнейшим сектором реализации знаний, занятости населения и производства доходов в предстоящие 10-15 лет будут базовые отрасли промышленности, транспорта, строительства и аграрного сектора5. Именно в этих секторах Россия
3 Сайт Федеральной службы государственной статистики.
4 Информационно-правовой портал «ГАРАНТ.ру».
5 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009).
обладает значительными конкурентными преимуществами. Однако именно здесь накопились основные барьеры роста и провалы в эффективности.
В 2014 г. в стране было произведено 8911 тыс. т мяса и мясопродуктов (лишь на 5% меньше, чем в 1991 г.), молока и молочных продуктов - 30553 тыс. т (на 41% меньше, чем в 1991 г.), а производство зерна составило 104,2 млн т (что превысило даже уровень 1991 г. на 17%)6. Однако прирост импорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия существенно опережает по темпам прирост валовой продукции сельского хозяйства и производства пищевых продуктов.
Высокая импортная зависимость страны по отдельным видам продовольствия существенно снижает продовольственную безопасность и значительно ущемляет ее национальные интересы. Такая зависимость кроме всего прочего опасна по причине низкого качества зарубежной продукции и применения ГМО.
Инвестиционная непривлекательность отраслей АПК вызвана постоянным недостатком собственных оборотных средств, отсутствием ликвидного залогового имущества в совокупности с ограниченностью ассортимента сельскохозяйственной продукции и трудностями ее реализации, низкой рентабельностью сельскохозяйственного производства. Так, удельный вес убыточных сельскохозяйственных организаций по итогам 2012 г. остается высоким - 20,3% (Ушачев, 2014). При этом спад производства сельскохозяйственной продукции наблюдался во всех категориях хозяйств.
В этой ситуации важно способствовать активизации инвестиционной деятельности в АПК, поскольку она является важным фактором оздоровления экономики сельскохозяйственных производителей.
В последние годы государство стало больше уделять внимания улучшению инвестиционного климата в агропромышленном производстве. В стране постепенно стала совершенствоваться и расширяться государственная поддержка, складываться более четкая система государственного регулирования агропродовольственного рынка и его отдельных продуктовых сегментов. Однако новая государственная программа, на основе заложенных в нее параметров, не способствует повышению доходности отрасли для создания условий ее
6 Информационно-правовой портал «ГАРАНТ.ру».
инвестиционной привлекательности. Между тем потенциал аграрного сектора при создании благоприятных условий способен в полной мере обеспечить продовольственную безопасность страны7.
Продовольственная безопасность Российской Федерации предполагает постоянную готовность государства к предотвращению нарушения системы обеспечения граждан продуктами питания. Правительством страны принимаются определенные меры в этом направлении. В 2010 г. Указом Президента РФ была утверждена Доктрина продовольственной безопасности, согласно положениям которой ориентирами обеспечения продовольственной независимости России являются целевые показатели удельного веса продукции собственного производства в потреблении населения: зерно - не менее 95%; молоко - не менее 90%; мясо и мясопродукты - не менее 85%; сахар, растительное масло, рыбная продукция - на уровне 80%8. Однако целевых показателей Россия достигла только по зерну и хлебопродуктам. Импортная зависимость сильнее всего проявляется на рынке мяса и мясопродуктов.
Уровень продовольственной безопасности в стране обеспечивается состоянием экономики, в частности, уровнем производительности труда, конкурентоспособностью продукции, возможностью оказания государственной поддержки сельскому хозяйству в зависимости от наличия средств в федеральном бюджете и многого другого. Правительством РФ 27 января 2015 г. утвержден план первоочередных мероприятий по обеспечению развития экономики и социальной стабильности.
В число ключевых направлений действий Правительства РФ включены:
- поддержка импортозамещения и экспорта;
- содействие развитию малого и среднего предпринимательства;
- создание возможностей для привлечения оборотных и инвестиционных ресурсов;
- компенсация дополнительных инфляционных издержек наиболее уязвимым категориям граждан (пенсионеры, семьи с несколькими детьми);
7 Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, утв. Указом Президента Российской Федерации от 30.01.2010 № 120.
8 Чалабов, К. (2015, 19 февраля). Россияне стали приобретать более дешевые продукты из-за роста цен // KM.RU.
- снижение напряженности на рынке труда и поддержка эффективной занятости и т. п.
Наряду с реализацией оперативных мер антикризисного реагирования приоритетным направлением работы Правительства Российской Федерации будет реализация структурных реформ, направленных на диверсификацию экономики и создание условий для устойчивого экономического роста.
Обеспечение продовольственной безопасности и развитие сельского хозяйства, по мнению отдельных исследователей, возможно посредством восстановления деятельности потребительской кооперации, которая решала бы сразу несколько сверхзадач: обеспечивала продовольственную безопасность, развитие села и поддержание уровня жизни сельских граждан. Для России, считают они, данный вариант стал бы эффективным и наименее затратным способом проведения масштабной кампании по импортозамещению9.
Однако обострение экономических проблем в России требует выработки адекватной, всесторонней и эффективной продовольственной политики, предусматривающей систему мер, направленных на повышение эффективности агропромышленного производства и конкурентоспособности отечественной продукции. Продовольственная политика в Российской Федерации должна предусматривать мероприятия по государственной поддержке следующих приоритетных направлений:
- развития процессов кооперации, в том числе восстановления деятельности потребительской кооперации;
- активизации инвестиционных процессов за счет создания со стороны государства благоприятного инвестиционного климата для отечественных инвесторов на фоне неопределенности и непредсказуемости изменения условий перелива капитала за границу;
- повышения уровня доходов населения;
- формирования отлаженной системы сбыта сельскохозяйственной продукции с использованием системы «частичной предоплаты» для гарантированного образования резервов продовольствия;
- повышения конкурентоспособности отечественной продукции;
9 Кравченко, Л. (2014, 19 ноября). Импортозамещение в сельском хозяйстве: первые итоги // Сайт Центра научной политической мысли и идеологии (Центр Сулакшина).
- обеспечения паритетности взаимоотношений
сельскохозяйственных товаропроизводителей, предприятий
перерабатывающей промышленности и организаций торговли и т. п.
При этом стимулирование деятельности необходимо осуществлять путем предоставления предприятиям АПК финансовой, информационной и консультационной поддержки.
Реализация системы мер по государственной поддержке приоритетных направлений реализации современной
продовольственной политики позволит повысить эффективность агропромышленного производства и конкурентоспособность отечественной продукции, а также инвестиционную привлекательность сельского хозяйства; обеспечить воспроизводство потенциала АПК; решить проблему обеспечения продовольственной безопасности страны посредством импортозамещения и повышения качества жизни населения.
ИСТОЧНИКИ:
Баранов, Э.Ф., Волкова, Н.Н., Лобзова, А.Ф. (2013). Импортозамещение в динамике
внешней торговли товарами в Российской Федерации. Экономические науки, 104, 7-11.
Борисовская, К.А. (2014). Сценарии стратегического развития агропромышленного комплекса России в условиях ВТО: методология выбора направлений «специализация» и «импортозамещение». Экономические науки, 114, 126-133.
Васильева, Д.К. (2010). Импортозамещение в продовольственном секторе России. Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания, 2, 309-313.
Власова, И.Г., Боровиков, В.Г. (2010). Импортозамещение и продовольственная безопасность. Российское предпринимательство, 5-2, 150-155.
Волкодавова, Е.В., Назарчук, Е.Н. (2007). Импортозамещение как резерв повышения эффективности деятельности промышленного предприятия и источник устойчивого развития отраслей экономики. Вестник Самарского государственного экономического университета, 5, 49-51.
Гамидуллаев, С.Н., Кочергина, Т.Е. (2012). Импортозамещение в системе обеспечения экономической безопасности России. Вестник Российской таможенной академии, 2, 5-11.
Гусакова, Е.П. (2014). Импортозамещение - приоритетная цель развития АПК. Основы экономики, управления и права, 6, 12-17.
Клименко, А.С. (2008). Импортозамещение в системе поддержания продовольственной безопасности. Экономические науки, 47, 186-189.
Коровкин, И. (2010). Импортозамещение и рационализация системы заготовок - основа решения проблемы продовольственной безопасности в России. Международный сельскохозяйственный журнал, 1, 37-38.
Липницкий, Т.В. (2014). Импортозамещение как фактор обеспечения экономического развития агропроизводства. АПК: Экономика, управление, 3, 63-67.
Милосердов, В.В. (2014). Санкции, эмбарго продовольствия, импортозамещение. Экономика сельского хозяйства России, 11, 13-20.
Серегин, С.Н. (2009). Повышение внутреннего спроса и импортозамещение на
продовольственном рынке в антикризисных мерах государства. Пищевая промышленность, 9, 42-46.
Соболев, О.С. (2014). Цены на продовольствие и импортозамещение в 1 квартале 2014 года. Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 6, 52-55.
Титов, A.B. (2014). Импортозамещение в условиях действия международных финансово-экономических санкций: история вопроса и современное состояние проблемы. Экономические науки в России и за рубежом, XV, 52-55.
Ушачев, И.Г. (2014). Перспективы развития АПК России в условиях глобальной и региональной интеграции. АПК: Экономика, управление, 1, 3-15.
Felix, D. (1989). Import substitution and late industrialization: Latin America and Asia
compared. World Development, 17(9), 1455-1469. doi: 10.1016/0305-750X(89)90086-7
Harris, R.G., Schmitt, N. (2000). Strategic export policy with foreign direct investment and import substitution. Journal of Development Economics, 62(1), 85-104. doi: 10.1016/S0304-3878(00)00076-6
Rodrigues, M. (2010). Import substitution and economic growth. Journal of Monetary Economics, 57(2), 175-188. doi: 10.1016/j.jmoneco.2009.12.004
Zhou, Y. (2008). Synchronizing Export Orientation with Import Substitution: Creating
Competitive Indigenous High-Tech Companies in China. World Development, 36(11), 2353-2370. doi: 10.1016/j.worlddev.2007.11.013
Irina A. Sergeeva, Professor of the Chair of Management and Economic Security, Penza State University
Aleksey Yu. Sergeev, Associate Professor of the Chair of Management and Economic Security, Penza State University
Import Substitution is the Priority Direction of the Russian Food Policy
ABSTRACT:
Due to the toughening of Western states' economic sanctions, the Russian government had to take counter measures. In the present economic situation the provision for the country's food security becomes more closely connected with import substitution. The solution of the import substitution problem is a comprehensive and multi-stage task that is directly depends on the level of the national agricultural development that is, in its turn, interconnected with solution of the rural territories development problem.
The aggravation of the Russian economic problems requires the development of an adequate, comprehensive and effective food policy that suggests the system of measures aimed at increasing the agricultural production effectiveness and competitive ability of national products.
The research has allowed to analyze the main issues of Russian AIC companies' operation at the modern stage, aggravated threats to food security; to identify import substitution barriers. The measures of state support for the prior directions of the food policy implementation are suggested.
KEYWORDS: import substitution issues, Russian food policy, threats to food security, state support, prior directions