1. Сагитдинов М.Ш., Кощегулова И.Р. // Деньги и кредит. 2001. № 7. С. 22.
2. Левичева И.Н. // Деньги и кредит. 2002. № 10. С. 56.
3. Свод законов Российской империи // сост. и изд. А.М. Нюренберг. М., 1910. Т. Х-Х11. Кн. 3. С. 180.
4. ГАТО. Ф. 159. Оп. 34. Д. 23. Л. 15.
5. ГАТО. Ф. 159. Оп. 13. Д. 11. Л. 11.
6. Обзор тамбовской губернии за 1895 г. Тамбов, 1896.
Поступила в редакцию 6.08.2007 г.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В АГРАРНОЙ СФЕРЕ В УСЛОВИЯХ ТРАНЗИТИВНОЙ ЭКОНОМИКИ
И.И. Золотарев, Л.Н. Пастушкова
Zolotarev I.I., Pastushkova L.N. State regulation as a necessary point for business development in agriculture in transitive economy conditions. The necessity of economy state regulation and taking in account the specificity of agrarian sphere and transitive economy is grounded in the paper. Besides, the author proposes conceptual states on business structures state regulation perfection in the countryside. The focus is made on the state regulation forms and methods which are not limited by the WTO rules.
Предпринимательская деятельность является одним из главных инструментов развития экономики на принципах рыночного хозяйствования, что обусловливает использование творческого подхода к организации производства и новых комбинаций в сфере материальной производственной деятельности и сфере обращения. Это, прежде всего, относится к сельскому хозяйству как особой отрасли материального производства.
Развитию предпринимательства в России, в том числе и в ее аграрном секторе, придается огромное значение, поскольку оно способствует: изменению отраслевой структуры экономики; переориентации экономических отношений и формированию рынка; созданию новых рабочих; расширению потребительского рынка; повышению экспортного потенциала страны; лучшему использованию местных сырьевых ресурсов; повышению культурно-технического уровня, условий активности и ответственности работников; формированию новых ценностей и идеалов; развитию благотворительной деятельности в России.
В настоящее время перед предпринимательством в сельском хозяйстве России стоит целый ряд проблем. Среди наиболее острых можно выделить следующие: несовершенст-
во законодательной базы; низкий уровень обеспеченности трудовыми ресурсами; неразвитая инфраструктура; слабое материально-техническое обеспечение; несовершенная налоговая система и др.
Решение вышеназванных проблем зависит в первую очередь от форм и методов государственного регулирования. На наш взгляд, на современном этапе развития аграрной сферы принципиальное значение имеют, прежде всего, те методы госрегули-рования, которые не ограничиваются правилами ВТО.
В правовом обеспечении развития аграрной сферы наиболее актуальным является принятие недостающих законодательных актов, и прежде всего закона об агрохолдингах, с обязательным отражением в нем ряда концептуальных основ их функционирования, призванного регулировать деятельность современных интегрированных аграрных структур. Отсутствие систематизированного законодательства о холдингах, единого понятийного аппарата, отставание законодательства от современной предпринимательской практики препятствуют их результативной, открытой работе.
Несмотря на то, что становление и развитие интегрированных структур на селе
идет бурными темпами, существует множество проблем, оказывающих отрицательное воздействие как на их эффективное функционирование, так и на устойчивое развитие аграрного сектора в целом. Дело в том, что в практике хозяйствования отдельные интегрированные структуры в погоне за сиюминутной прибылью идут на нарушение системы земледелия, нарушая севообороты и истощая почвы, превращая сельскохозяйственные предприятия в сырьевой придаток предприятий-интеграторов (МЭЗ, сахарных заводов, мясо-молочных комбинатов и т. д.). Следствием такого отношения зачастую являются полное банкротство сельскохозяйственных предприятий, реализация их наиболее ликвидных активов, что, в свою очередь, приводит к резкому снижению производственных и экономических показателей деятельности аграрных формирований, безработице на селе и напряжению социальной обстановки.
Проблема кадрового обеспечения предприятий аграрной сферы является одной из наиболее острых. Она усугубляется еще и весьма сложной демографической ситуацией на селе. Согласно оптимистическому прогнозу, Россия будет ежегодно терять 600800 тыс. чел., при этом без учета миграции к 2020 г. население сократится до 127132 млн. Наиболее значительное сокращение населения придется на основные сельскохозяйственные регионы.
Вторая важнейшая тенденция - это сокращение трудоспособного населения, которая превратит рабочую силу в один из самых дефицитных ресурсов, и особенно на селе. Так, трудоспособное население страны уменьшится к 2020 г. по сравнению с 2005 г. на 20 %. Это будет происходить на фоне общего постарения населения и увеличения миграции трудоспособного населения из села в город. Аналогичные тенденции прослеживаются и в Воронежской области.
Из-за сложившейся демографической ситуации в долгосрочной перспективе высока вероятность сокращения сельскохозяйственного производства в личных подсобных хозяйствах на 20-30 %, и при сохранении тенденции сокращения производства в крупных сельскохозяйственных предприятиях это может вызвать резкий недостаток продо-
вольственных товаров отечественного производства на потребительском рынке.
Критическое демографическое положение на селе объясняется многими причинами. Одной из основных является весьма низкий уровень заработной платы в аграрной сфере. Так, в 2005 г. она составила около 3,6 тыс. руб. в месяц, что составляет всего 42,6 % от аналогичного показателя в целом по экономике страны. При этом отношение размера заработной платы в сельском хозяйстве к заработной плате в целом по экономике страны существенно снизилось за последние десять лет: с 54,7 % в 1995 г. до 42,6 % в 2005 г.
Другая немаловажная причина оттока населения из сельской местности - это неразвитая социальная инфраструктура на селе. Следует отметить, что принятая Правительством РФ Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2010 года» в целом способствовала улучшению социальной сферы на селе. Но вместе с тем по Воронежской области данная программа реализуется не в полной мере, особенно по части строительства жилых домов, клубов и домов культуры, автомобильных дорог.
В области инфраструктурного обеспечения вызывает беспокойство существующая в стране система получения сельхозтоваропроизводителями кредитных ресурсов. Даже несмотря на определенные позитивные шаги государства в этом направлении (субсидирование процентных ставок по кредитам, реализация национального проекта «Развитие АПК») для многих товаропроизводителей из-за отсутствия залоговой массы банковские кредитные ресурсы являются недоступными.
В этой связи задачей государства, по мнению автора, является создание региональных и муниципальных залоговых фондов для предоставления гарантий по кредитам. Еще одним направлением деятельности государства для разрешения проблем с получением краткосрочных и долгосрочных кредитов аграрными формированиями является создание земельных банков, функциями которых будут: предоставление долгосрочных ипотечных кредитов сельхозпроизводителям, оказание услуг залогодателям по оформлению ипотечных договоров, а также организация проведения тендеров и аукционов по продаже земельных участков.
Материально-техническая поддержка. Аграрные реформы в конце 90-х гг. 20-го столетия привели к нарушению паритета цен на продукцию промышленности и сельского хозяйства, сокращению инвестиций и, как следствие, к нарастанию кризиса в техническом обеспечении сельского хозяйства. Так, по сравнению с Канадой и Германией в России в 2005 г. нагрузка в расчете на 1 трактор превышала данный показатель этих стран соответственно в 2,5 и 16 раз, по зерноуборочным комбайнам - соответственно в 2 и 5 раз.
В сложившихся условиях возможным и наиболее приемлемым выходом для сельхозтоваропроизводителей является приобретение техники на основе договора финансовой аренды (лизинга). При этом необходим лизинг сельскохозяйственной техники, в реализации которого участвует государство, т. е. лизинг как разновидность государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей. В этой связи необходимо, с одной стороны, увеличивать государственное финансирование лизинга, а с другой -совершенствовать законодательство, касающееся комплекса лизинговых отношений.
Важным направлением деятельности государства в области материально-технической поддержки сельского хозяйства является создание условий и участие государства в организации МТС, в приобретении новой, высокоэффективной техники для аграрных формирований. С учетом острой нехватки трудовых ресурсов в аграрной сфере создание МТС и использование на практике новых технологических комплексов по обработке почвы, одновременно выполняющих несколько технологических операций, является архиважной задачей.
Налоговое регулирование является весьма мощным инструментом государственного регулирования экономики любой страны. Для аграрной сферы РФ применение данного инструмента имеет свои особенности. Специфика налогового регулирования заключается в том, что для предприятий аграрной сферы в современных условиях первичной является регулирующая функция налогов, а не фискальная. Связано это с тем, что ввиду объективных причин более половины аграрных формирований находятся в весьма тяжелых финансовых условиях, уровень заработной платы, как было показано выше, почти в три раза ниже, чем в среднем по экономике страны, низкий уровень и большая изношенность материально-технической базы, и поэтому отчисления от прибыли, доходов физических лиц, социальных налогов, налога на имущество весьма незначительны. Так, в 2006 г. на долю налогов от предприятий аграрной сферы Воронежской области приходится около 6 % всех налоговых платежей (табл. 1).
По мнению диссертанта, на современном этапе развития аграрного сектора налоговое регулирование должно быть направлено, прежде всего, на снижение налогового бремени в сельском хозяйстве и привлечение инвестиций в аграрный сектор.
Налоговое бремя в сельском хозяйстве РФ существенно ниже, чем в среднем по стране. По итогам 2005 г. оно составляло около 12 %, что объясняется существенными льготами для предприятий аграрной сферы, а именно: льготная ставка НДС, применение специального налогового режима в виде единого сельскохозяйственного налога, нулевая ставка по налогу на прибыль и т. д.
Таблица 1
Размер и структура налоговых платежей в Воронежской области в 2006 г., млн руб.
Виды налогов и сборов Всего по экономике области В т. ч. по отрасли сельское хозяйство Сельское хозяйство в % к всего по экономике области
Начислено к уплате в текущем году 8 842 538 6,1
Поступило платежей в бюджетную систему РФ - всего 10 966 676 6,2
В том числе федеральные налоги и сборы 8 994 531 5,9
региональные налоги и сборы 1 062 60 5,6
местные налоги и сборы 289 25 8,6
налоги со специальным налоговым режимом 620 60 9,8
Очевидно, что низкое налоговое бремя в целом положительно сказывается на функционировании предприятий аграрной сферы и должно способствовать привлечению инвестиций в данный сектор экономики страны. Но вместе с тем в существующей налоговой системе РФ имеются определенные противоречия, которые тормозят этот процесс. Речь идет о применении специального режима налогообложения для сельхозтоваропроизводителей (ЕСХН). В работе, основываясь на опыте применения ЕСХН сельскохозяйственными организациями и проведенных расчетах на примере конкретного сельскохозяйственного предприятия, сделан вывод о том, что одна из основных задач данного налогового режима -повышение инвестиционной привлекательности сельского хозяйства - на практике не выполняется, поскольку организациям или индивидуальным предпринимателям, намеревающимся привлекать инвестиционные ресурсы в развитие предприятия, экономиче-
ски выгоднее оставаться на общем режиме налогообложения (при привлечении инвестиции в развитие предприятия сумма экономии от неуплаты таких налогов, как ЕСН, налог на имущество организации, НДС, не компенсирует потери предприятия от суммы возмещения НДС по приобретенным товарам, работам и услугам).
Таким образом, существующая редакция главы 26.1 Налогового кодекса РФ делает экономически не оправданным применение ЕСХН в случае привлечения инвестиционных ресурсов на развитие предприятия. В этой связи на современном этапе развития сельского хозяйства, когда отрасль остро нуждается в инвестициях, видится целесообразным исключение НДС из перечня неоплачиваемых налогов для сельскохозяйственных товаропроизводителей, применяющих ЕСХН.
Поступила в редакцию 16.07.2007 г.
РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ ИНСТРУМЕНТАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
А.В. Корнев, Г.И. Юрьева
Komev A.V., Yuryeva G.I. Solution of the problems of rural area development by the tools of local government. In order to solve the tasks concerning rural areas development set by the Government and the Ministry of Agriculture of Russian Federation, it is necessary to undertake a number of certain measures which allow launching the mechanism of rural areas development.
Проблемы устойчивого развития сельской территории в последнее время становятся объектом пристального внимания многих ученых-экономистов, это внимание определено множеством причин, но прежде всего связано с пониманием того, что невозможно добиться гармоничного развития общества без устойчивого развития села как парной с городом социально-территориальной подсистемы; осознания неэффективности и невозможности переноса в сельскую местность механизмов развития городских сообществ; кроме того влияние оказывает продолжающийся системный кризис сельских территорий, усиливающееся отставание их от городов по уровню жизни, превращение в
ареалы застойной, самовоспроизводящейся бедности и социального неблагополучия.
Исходя из указанных причин, развитие сельской территории необходимо выделять в особый объект экономической и социальной политики государства. Поэтому устойчивое развитие сельских территорий как специальное направление усилий государства отмечено в «Основных направлениях агропродо-вольственной политики Правительства Российской Федерации на 2001-2010 гг.». Меры по развитию социальной и инженерной инфраструктуры села как одной из основных целей политики сельского развития содержатся в ФЦП «Социальное развитие села до 2010 года», утвержденной Постановлением