Научная статья на тему 'Направления финансового обеспечения инновационных процессов аграрных формирований Республики Башкортостан'

Направления финансового обеспечения инновационных процессов аграрных формирований Республики Башкортостан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
72
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновация / инновационная политика / ИНВЕСТИЦИИ / инновационный финансовый механизм / источники финансирования / Innovation / innovative politics / investments / innovative financial mechanism / sources of financing

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яруллин Р. Р.

В статье рассматриваются прямые и косвенные формы финансирования инновационных процессов в аграрной сфере экономики с использованием международного опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article considers methods and indirect forms of innovative processes financing in agrarian economy with use of international experience.

Текст научной работы на тему «Направления финансового обеспечения инновационных процессов аграрных формирований Республики Башкортостан»

НАПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ АГРАРНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

P.P. ЯРУЛЛИН,

доктор экономических наук, профессор, Башкирский ГАУ

Ключевые слова: инновация, инновационная политика, инвестиции, инновационный финансовый механизм, источники финансирования.

Успех рыночных преобразований в агарной сфере экономики во многом зависит от ускоренного развития инновационных процессов, ориентированных на рынок и потребителя. Качественные сдвиги в отраслях экономики свидетельствуют о том, что произошла значительная перегруппировка факторов и источников, определяющих экономическое развитие. Сужающиеся возможности традиционных ресурсов экономического роста связаны как с приближением физических пределов их использования, так и со снижающейся эффективностью и уве-

личением затрат на природоохранные мероприятия. Это означает, что доминантой в становлении модели экономического роста в XXI веке должна стать система инновационных процессов, научных знаний, новых технологий, продуктов и услуг.

Данная сфера регулируется прежде всего Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике», Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, Зако-

450001, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. 50-летия Октября, 34; тел. 8 (347) 228-07-13; e-mail: [email protected]

ном РБ «Об инновационной деятельности в Республике Башкортостан».

В данных нормативных документах указывается на необходимость активизации инновационных процессов и основные их направления, к которым можно отнести всемерное поощрение и поддержку инновационной деятельности; формирование инновационной ин-

Innovation, innovative politics, investments, innovative financial mechanism, sources of financing.

фраструктуры; обеспечение фундаментальных и прикладных научных исследований в биологии, селекции, зооинженерии, ветмедицине, генетике; поддержку сферы производства, хранения, переработки экологически чистых продуктов питания, а также получения биологически активных веществ; формирование мониторинга инновационной сферы АПК; создание инновационнотехнических центров.

Инновация - объективно необходимая составляющая развития любой экономики, как и получение больших экономических результатов за счёт внедрения новшеств. Как материальный продукт инновации отождествляются с новшествами, получившими воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедрённого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности либо в новом подходе к решению социальных и экологических вопросов. Одним из важнейших направлений государственной инновационной политики является создание благоприятных условий и мотиваций для изыскания и эффективного использования финансовых средств в инновационной сфере, то есть финансового обеспечения инновационных процессов.

Важным элементом инновационного финансового механизма, обеспечивающим эффективность управления и в конечном счёте успех инновационной деятельности, является финансирование. Эта система состоит из взаимосвязанных элементов с иерархической соподчинённостью и специфическими функциональными особенностями и включает источники поступления финансовых средств (процесс финансирования); механизм аккумуляции средств, поступающих из различных источников; инструменты вложения мобилизованного капитала; механизм контроля инвестиций; механизм возвратности авансированных в инновационные процессы средств.

Отличительной особенностью организации финансирования инновационной деятельности является множество источников финансирования и комплексность охвата разнообразных направлений инновационного процесса в целом и отдельных его субъектов.

Различают две формы финансирования инноваций: прямую и косвенную. Первая состоит из прямых источников, вторая - из косвенных.

Расходы организаций на инновации за счёт прямых источников (собственных средств), и без того незначительные, в 2006 году сократились в связи с отменой льгот по налогу на прибыль и налогообложению прибыли, расходуемой на инвестиции. Кредитные источники финансирования инвестиций занимают скромное место, что обусловлено, в частности, высокими процентными ставками, в два с лишним раза превы-

шающими ставки в развитых странах. Высокий уровень процентной ставки при относительно низкой рентабельности производства делает практически невозможным использование долгосрочных инвестиционных кредитов. В настоящее время в РБ 11% сельскохозяйственных организаций являются убыточными и имеют большие объёмы просроченной задолженности по кредитам банков. Так, задолженность по кредитам, предоставленным кредитными организациями сельскому хозяйству, охоте и услугам в этих областях в РБ на 01.09.2009 г. составила 11971,9 млн руб., в том числе просроченная задолженность - 184,5 млн руб.

Чаще всего организации могут мобилизовать средства, используя открытое (публичное) размещение ценных бумаг, продавая их инвесторам по формализованным контрактам под контролем федеральных и муниципальных органов. Однако это сложный и дорогостоящий процесс, к которому прибегают в основном крупные успешно действующие организации. Малые и средние предприятия привлекают капитал посредством частного (закрытого) размещения акций. Этот же способ используют и крупные компании при поглощениях, слиянии, а также при размещении новых выпусков акций среди своих акционеров. Однако отечественные организации, нуждающиеся в финансировании инновационных проектов, в большинстве своём не в состоянии обеспечить приемлемый для инвесторов уровень доходности, ликвидности и надёжности своих акций. Это делает использование акционерного капитала для целей финансирования инновационной деятельности для многих акционерных обществ весьма проблематичным и вынуждает их прибегать к использованию привлечённых ресурсов. К сожалению, в российской хозяйственной практике (в особенности - в аграрной сфере) эмиссия долговых обязательств организаций для привлечения необходимых финансовых ресурсов, в том числе и для целей инновационной деятельности, не получила широкого распространения не только из-за низкой доходности и длительного срока погашения этих ценных бумаг, но и из-за отсутствия по ним государственных гарантий. Так, в РБ на 01.01.2009 г. вложения сельскохозяйственных организаций в государственные и муниципальные ценные бумаги, ценные бумаги других организаций, включая долговые, составили 158701 тыс. руб., то есть всего 13% от всех финансовых вложений.

В России всё ещё не созданы условия для притока инвестиций в сельское хозяйство. Инвестиционный климат на селе в целом не вполне благоприятный, поэтому уровень притока инвестиционных ресурсов в сельскохозяйственное производство остаётся низким. В 2008 году объём инвестиций в основной капитал отрасли республики составил около 4,8% их объёма в экономике страны.

Экономика

В основном это связано с тем, что сельское хозяйство - отрасль экономики, подверженная большему количеству рисков, чем промышленность или сфера услуг, что сказывается на уровне инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности. Более того, дело здесь не только в нежелании внешних инвесторов вкладывать деньги, но, скорее, в нежелании организаций их принять, поскольку у них разрушена инвестиционно-воспроизводственная часть: ликвидированы лаборатории, конструкторские бюро и т.п. Отсюда следует, что привлечение внешних инвестиций -важная, но отнюдь не критическая для организаций задача. Появись завтра инвестиции, многие попросту не смогли бы ими воспользоваться. Только после восстановления и укрепления всех компонентов инновационного цикла, охватывающего фундаментальную и прикладную науку, научно-технические подразделения организаций, обеспечение сбалансированности производственных и воспроизводственных процессов в организациях, можно рассчитывать на оздоровление экономики в целом. Поэтому, как представляется, главная задача формирования рациональных отношений между производственными организациями и научнотехнической сферой имеет двуединую цель: с одной стороны, необходимо восстанавливать целостность и сбалансированность организаций, реанимируя их инновационно-воспроизводственные подразделения, а также особое внимание уделять активизации деятельности научных организаций и улучшению качества научных исследований, с другой - следует принципиально изменить «затратное» отношение государства к науке и научному обслуживанию, рассматривать их как один из основных факторов экономической стратегии роста.

Возвращаясь к вопросу об источниках финансирования инноваций, хотелось бы отметить, что общий объём финансирования Программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20082012 годы за счёт средств федерального бюджета составит 551,3 млрд руб., в том числе распределение средств федерального бюджета на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по мероприятиям (направлениям) Программы составит лишь 1,5 млрд руб. (0,3%). В современных условиях, когда государство добровольно передало в частные руки большую часть ренты на фоне всё возрастающего напряжения бюджета, доля бюджетного финансирования на инновации, как показывают цифровые данные, значительно сократилась. К тому же резкое снижение объёмов производства в сельском хозяйстве означает и пропорциональное уменьшение величины земельной ренты, изымаемой государством. По данным Института экономи-

ки РАН, несмотря на условность данных, учитывая реальный паритет рубля, размер рентных доходов уменьшился в 1,5-2 раза. Это со всей определённостью свидетельствует о крупных потерях ренты при изъятии её в федеральный бюджет. Причём даже поступление части рентных доходов в бюджеты территорий никак не сглаживает эту тенденцию.

В указанном контексте большое значение имеет проблема направления средств земельных платежей на инновационную деятельность в агропромышленном производстве. В практике известны такие случаи. Так, в Японии в период революции Мэй-цзи, чтобы развивать экономику, в том числе и аграрный сектор, и дать ей возможность конкурировать с американскими товарами, пришлось сделать большие инновационные инвестиции, источником которых явился земельный налог. На его долю в течение двух десятилетий конца XIX века в стране приходилось более 70% доходов государства. На Украине средства от земельного налога, которые централизуются в объёме 30%, могут согласно закону направляться не только на разработку и выполнение государственных программ рационального использования земель, но и на инновационные мероприятия в области землепользования и устройства. В других странах, учитывая стабильный характер поступления средств от земельных платежей, предусмотрено аккумулировать их в специальных земельных фондах, которым придаются трастовые функции и, соответственно, передаётся часть ответственности за функционирование инновационной деятельности в отрасли.

В связи с этим правомерным, на наш взгляд, является подход учёных Института экономики РАН (В.П. Гаврилов, С.И. Ивановский и др.), согласно которому рентные платежи в сырьевых отраслях промышленности и сельском хозяйстве целесообразно направлять в так называемый фонд воспроизводства ресурсного потенциала (материально-сырьевой базы, земель сельскохозяйственного назначения), а из поступающих платежей от экспортной доли сырьевых отраслей формировать целевой бюджетный фонд развития производства, предназначенный для финансирования процесса обновления основного капитала и технологий организаций сырьевых отраслей и сельского хозяйства. Представляет интерес также создание специального внебюджетного фонда поддержки села (акад. РАН Н.П. Федоренко), формируемого за счёт отчислений от товарооборота в оптовой и розничной торговле продовольствием. В качестве источника пополнения данного фонда предлагается использовать средства от повышения таможенных пошлин на отдельные виды продуктов питания.

Помимо прямых источников финансирования инновационной деятельнос-

ти в агропромышленном производстве следует расширять и косвенные регулируемые методы поддержки инноваций, к которым можно отнести налоговые льготы и скидки, налоговые кредиты, кредитные и амортизационные льготы, франчайзинг, лизинг и т.д.

На современном этапе развития аграрного сектора налоговое регулирование должно быть направлено прежде всего на снижение налогового бремени в сельском хозяйстве и привлечение инвестиций в аграрный сектор. Налоговое бремя в сельском хозяйстве РФ существенно ниже, чем в среднем по стране, что объясняется существенными льготами для организаций аграрной сферы, а именно: льготная ставка НДС, применение специального налогового режима в виде единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН), нулевая ставка по налогу на прибыль и т.д. Очевидно, что низкое налоговое бремя в целом положительно сказывается на функционировании организаций аграрной сферы и должно способствовать привлечению инвестиций в данный сектор экономики страны. Но вместе с тем в существующей налоговой системе РФ имеются определённые противоречия, которые тормозят этот процесс. Речь идёт о применении специального режима налогообложения для сельхозтоваропроизводителей. Одна из основных задач данного налогового режима - повышение инвестиционной привлекательности сельского хозяйства - на практике не выполняется, поскольку организациям или индивидуальным предпринимателям, намеревающимся привлекать инвестиционные ресурсы в развитие организации, экономически выгоднее оставаться на общем режиме налогообложения. При привлечении инвестиций в развитие организации сумма экономии от неуплаты таких налогов, как ЕСН, налог на имущество организации, НДС, не компенсирует потери организации от суммы возмещения НДС по приобретённым товарам, работам и услугам. Таким образом, существующая редакция главы 26.1 Налогового кодека РФ делает экономически неоправданным применение ЕСХН в случае привлечения инвестиционных ресурсов на развитие организации. В этой связи на современном этапе развития сельского хозяйства, когда отрасль остро нуждается в инвестициях, видится целесообразным исключение НДС из перечня неоплачиваемых налогов для сельскохозяйственных товаропроизводителей, применяющих ЕСХН.

Формой косвенного финансирования инновационных процессов выступает франчайзинг - предоставление компанией физическому или юридическому лицу лицензии (франшизы) на производство или продажу товаров либо услуг под товарным знаком или знаком обслуживания данной компании или по её технологии. Франчайзинг позволяет сократить расходы на разработку технологии

Экономика

производства, завоевание рынка, организацию обучения персонала, рекламу, предоставляет другие виды финансового, технологического и коммерческого содействия. Это снижает риски потерь, связанные с попыткой самостоятельного создания нового предприятия.

Достаточно опробованной в российских условиях формой косвенного финансирования предпринимательской и инновационной деятельности является лизинг. Для большинства отечественных организаций характерна ограниченность ликвидных средств для обновления и расширения производства, а также трудности с реализацией продукции. В то же время необходимость внедрения инноваций в производственной сфере требует использования новых технологий финансирования. К ним можно отнести лизинговые операции. Всё возрастающее количество предприятий, прежде всего малых и средних фирм, обращается к лизингу основных фондов. Так, в США 80% фирм регулярно приобретают на условиях лизинга необходимые им виды машин или оборудования; на долю лизинга там приходится до 30% в общей сумме капитальных вложений в машины и оборудование.

Основное преимущество лизинга в том, что предприниматель имеет возможность получить оборудование и начать новое производство без несения крупных единовременных затрат, что особенно выгодно для малых и средних инновационных предприятий. По истечении срока лизингового договора и выплаты арендатором полной стоимости имущества и оговорённых процентов это имущество становится его собственностью или возвращается лизингодателю.

Преимущество лизинга и в том, что он обычно не требует авансовых платежей. Это определяет заинтересованность в подобном методе. В развитых экономиках корпораций это ключевое звено инновационной системы. Поскольку лизинговые платежи часто являются фиксированными, подобный порядок защищает арендатора от инфляции и увеличения стоимости капитала. Способствуя ускоренной замене старого оборудования на более современное, лизинг уменьшает риск морального износа. Лизинговое соглашение обычно учитывает специфические особенности организации-арендатора. При этом погашение лизинга может быть увязано с доходами от продажи продукции, произведённой на оборудовании, взятом в лизинг. К преимуществам лизинга относится также возможность немедленно использовать товар при его оплате через длительный период. Кроме того, арендодатели часто практикуют опцион на продление аренды за номинальную плату по истечении первоначального периода лизинга.

Система получения сельхозтоваропроизводителями кредитных ресурсов в стране вызывает беспокойство.

Даже несмотря на определённые позитивные шаги государства в этом направлении для многих товаропроизводителей из-за отсутствия залоговой массы банковские кредитные ресурсы являются недоступными. В этой связи задачей государства является создание региональных и муниципальных залоговых фондов для предоставления гарантий по кредитам. Ещё одним направлением деятельности государства для разрешения проблем получения краткосрочных и долгосрочных кредитов аграрными формированиями является создание земельных банков, функциями которых будут предоставление долгосрочных ипотечных кредитов сельхозпроизводителям, оказание услуг залогодателям по оформлению ипотечных договоров, а также организация проведения тендеров и аукционов по продаже земельных участков.

Сам принцип государственного ре-

гулирования хорошо известен по практике развитых стран. Например, все инновационные инвестиции в улучшение сельскохозяйственных земель, обновление производственного аппарата и технологий, НТП могут кредитоваться на льготной основе и освобождаться от налогообложения; напротив, уклонение производителей от подобных инвестиций может наказываться государством повышением кредитных и налоговых ставок. Возможно предоставление льгот экспортёрам наукоёмкой сельскохозяйственной продукции. Кроме того, допустимо освобождение от налогообложения части прибыли, направляемой на обновление и развитие производства, более активное использование для этих целей ускоренной амортизации, а также отмена или значительное снижение НДС на работы, связанные с повышением качества сельскохозяй-

Экономика

ственных земель. С помощью системы финансово-экономических мер могут быть обеспечены прогрессивные изменения в сфере аграрной отрасли страны, созданы условия для качественного и постоянного обновления их материально-технической базы.

Наше государство сегодня ощутило прибыльность экспорта оборонных технологий и выступает в этой сфере инновационным предпринимателем (дополнительные государственные закупки, новые демонстрационные проекты и т.п.). Однако такой же поддержки ждут от него и другие сферы научной деятельности. Так, именно государственная поддержка может обеспечить приток зарубежных инвестиций в отечественные высокотехнологичные производства, в частности, в аграрный сектор экономики. При этом стимулировать следует не просто производство, а воспроизводство инноваций.

Литература

1. Николаева И. Г. Роль государства в финансово-инвестиционном обеспечении инноваций и инновационной деятельности // Вестник экономической интеграции. 2009. Т. 1. № 9-10. С. 78-84.

2. Шемелев А. Н. Организация и модель стратегического финансового учета инноваций // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественые науки. 2005. № 51. С. 51-60.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.