Научная статья на тему 'Государственное регулирование инновационно-инвестиционных процессов в экономике России'

Государственное регулирование инновационно-инвестиционных процессов в экономике России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1654
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ / INVESTMENT ACTIVITY / ECONOMY STATE REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Муратов А. М.

В статье определена роль государства в регулировании инвестиционных процессов в экономике России на современном этапе: рассмотрены функции, принципы государственного участия, а также исследована нормативно-правовая база организации и реализации инвестиционной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State regulation of innovational-investment processes in economy of Russia

In the article the state role in regulation of investment processes in economy of Russia and at the present stage is defined: functions, principles of the state participation are considered, and also the standard-legal base of organization and realization of investment activity is investigated.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование инновационно-инвестиционных процессов в экономике России»

УДК 330.191.6+330.012.22

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

© А.М. Муратов

В статье определена роль государства в регулировании инвестиционных процессов в экономике России на современном этапе: рассмотрены функции, принципы государственного участия, а также исследована нормативно-правовая база организации и реализации инвестиционной деятельности. Ключевые слова: инвестиционная деятельность; государственное регулирование экономики.

Состояние современной экономики дает немало оснований для пристального внимания к экономической роли государства. Распространение рыночных принципов актуализирует вопрос об изменении этой роли в процессе регулирования инвестиционной деятельности.

Среди многочисленных подходов к анализу экономической роли государства в современной рыночной системе можно выделить три наиболее существенных [1].

Во-первых, это рассмотрение проблемы с позиций мирового хозяйства, его нынешней структуры, тенденций и закономерностей. Данный подход предполагает исследование экономических функций государства в рамках общей экономической теории, включая его составные части, направления, программы.

Во-вторых, рассмотрение проблемы на национальном уровне, т. е. на уровне отдельных стран. Иными словами, теоретически обосновать и определить конечные позиции движения от всеобщего огосударствления к оптимальному хозяйству и к стабилизации рыночного хозяйства в целом.

В-третьих, нельзя не видеть, что ни в одной современной развитой стране не существуют чисто рыночные отношения. Фактически как в национальном, так и в мировом масштабах сложилась смешанная экономика. А это значит, что сугубо рыночные критерии и механизмы не действуют и действовать не могут, ибо любое национальное хозяйство опирается на многообразие форм собственности и видов предпринимательства, на сочетание различных видов экономического регулирования (рыночного, корпоративного, государственного, международного), когда государство одновременно выступает и как органичный элемент данной системы, и как

гарант его существования и функционирования.

Государству особое место отводится в процессах развития национальной экономики, прежде всего - в стимулировании экономического роста, в защите национальных интересов в масштабе мирового хозяйства, где в последние десятилетия набирают темпы интеграционные тенденции. Экономическая политика может быть ускоряющей экономический рост или нейтральной, но может и провоцировать застойные либо кризисные явления в национальном хозяйстве. Именно поэтому от государственной экономической политики во многом зависят не только условия функционирования бизнеса, но и решение проблем развития как экономики в целом, так и каждого предпринимательского дела в отдельности. В этой связи закономерно возникает вопрос: может ли слабое государство проводить сильную и эффективную экономическую политику [2]?

В странах с развитой рыночной экономикой государство в процессе регулирования инвестиционной деятельности принимает на себя одновременно несколько функций [3].

Первая функция - это регулирование (стимулирование или ограничение) общего объема капиталовложений частного бизнеса. По сути дела, это главная макроэкономическая функция по управлению инвестиционным процессом в развитой рыночной экономике, осуществляемая через политику ссудного процента, денежную, налоговую и амортизационную политики.

Вторая функция - это выборочное стимулирование капиталовложений в определенные предприятия, отрасли и сферы деятельности через кредитные и налоговые льготы, например, с помощью инвестиционного кредита.

Третья функция - это прямое административное вмешательство в инвестиционный процесс с целью ввода или вывода определенных производственных мощностей путем согласования планов и действий крупнейших корпораций.

П. Самуэльсон четко акцентирует экономическую роль государства в современной экономике [4]. И в других современных трудах роль государства анализируется вовсе не с позиции противопоставления рынку, а в аспекте поиска взаимодействия обоих начал перед лицом современного и грядущего экономического развития.

Реализация основной цели экономической политики на современном этапе - перехода российской экономики к устойчивому росту - объективно выдвигает в разряд приоритетных задач стимулирование инвестиционной активности.

Механизм активизации инвестиционного процесса в производственной сфере возможно осуществить только при условии соответствующих мер воздействия государства на инвестиционный процесс, который следует осуществлять в русле общей стратегии социально-экономического развития в соответствии с определенными принципами.

Принцип 1 - научная обоснованность: воздействие государства на инвестиционный процесс строится на научной основе при обеспечении междисциплинарного взаимодействия наук.

Во многих случаях подлинное научное обоснование тех или иных экономических решений, проектов, механизмов, мер воздействия и т. п. подменяется имитацией обоснования, когда составляются статистические таблицы, строятся графики, приводятся формулы, делаются расчеты, но все это применяется к некоторым абстрактным схемам и представлениям, не соответствующим реальной действительности. Также недостаточно пытаться обосновать решения в области инвестиционного процесса с позиции какой-то одной узкой научной дисциплины. Необходим системный подход, в соответствии с которым научное обоснование должно учитывать систему причин и систему следствий в их динамичном взаимодействии по принципу прямых и обратных связей. В-третьих, ряд экономических проблем, а к ним относится и проблема формирования и развития инвести-

ционного процесса, его механизма, государственного воздействия на инновации и инвестиции, не имеют чисто экономического решения. Такие проблемы необходимо решать на основе междисциплинарных научных исследований и разработок. Так, разработка государством инвестиционной стратегии страны (в качестве составной части стратегии социально-экономического развития общества) и конструирование инвестиционного механизма - инструмента осуществления этой стратегии, не могут осуществляться только исходя из критериев и показателей экономической выгодности и эффективности в денежном измерении, но должны опираться на системный анализ социальной психологии общества в ее взаимодействии с культурноисторическими традициями, учитывать динамику и структуру народонаселения, геополитическую ситуацию вокруг страны и т. д.

Принцип 2 - системный подход: служит предпосылкой выработки всех мер воздействия на инвестиционный процесс.

Системность научного анализа и обобщения соответствующих явлений и процессов, изучаемых наукой в сфере инвестиционной деятельности, должна в качестве следующей ступени своего развития переходить в «конструирование» путей, методов, форм и механизмов воздействия на инвестиционный процесс, что также должно носить системный характер. Практически это значит, что при предложении каждой отдельной меры воздействия необходимо учитывать, как эта единичная мера впишется в единую систему соответствующих мер. При этом одни меры могут взаимно усиливать, а могут и взаимно ослаблять и даже полностью нейтрализовы-вать друг друга. При соединении всех мер воздействия в единую, оптимальным образом организованную систему положительный эффект деятельности усиливается, внутри системы образуется синергетический эффект.

Принцип 3 - соответствие целевым установкам: разработка и осуществление государственной стратегии инвестиционного процесса в качестве составной части стратегии социально-экономического развития страны.

Осуществление инвестиционной стратегии на всех уровнях воспроизводственного процесса (микро-мезо-макро) выражается в конечном итоге в осуществлении определен-

ных инвестиционных проектов, выражающихся как в создании производственных мощностей в сферах материального или интеллектуального производства, так и в воспроизводстве человеческого капитала. Производственные мощности необходимы обществу для создания товаров и оказания услуг в соответствии с общественными потребностями. Круг этих потребностей, их качественные и количественные характеристики, возможные к задействованию для удовлетворения этих потребностей ресурсы и т. п. определяются в стратегии социально-экономического развития общества (в стратегическом плане). Инвестиционный процесс является фундаментальной основной, обеспечивающей удовлетворение всех этапов потребностей общества в долгосрочной перспективе. Соответственно, стратегия инвестиционного процесса объективно обусловленным образом становится составной частью стратегии социально-экономического развития общества в целом.

Принцип 4 - инновации - путь к эффективности: инновации должны рассматри-

ваться государством в качестве органической составной части инвестиций, в связи с чем образуется инновационно-инвестиционный процесс.

В условиях нарастания научно-

технической революции, ускорения сроков разработки, внедрения и морального устаревания техники и технологий, когда главным фактором научно-технического и экономического развития общества становится научнотехнический прогресс, нет никакого смысла заменять изношенные основные фонды на примерно такие же по своему уровню, какие были прежде. Морально и, тем более, физически изношенные основные фонды должны заменяться на технически более совершенные, экономичные, эффективные, что предполагает интенсивный инновационный процесс в форме НИОКР, результатом которого становится создание новых образцов техники и технологии. В результате осуществления инвестиционного процесса новые (инновационные) образцы техники широко внедряются в производство. Таким образом, в современных условиях инновационный процесс интегрируется с инвестиционным процессом, в итоге чего образуется инновационно-инвестиционный процесс.

Принцип 9 - экономическая заинтересованность: государственное воздействие на инвестиционный процесс должно концентрироваться на соответствующей организации экономических интересов субъектов хозяйствования.

Отдельные личности и субъекты хозяйствования действуют значительно успешнее и эффективнее, если их действия не вынуждаются использованием административно-силового ресурса, а направляются достаточно сильными жизненными, в т. ч. экономическими, интересами. Используя административные рычаги воздействия на инвестиционный процесс, государство должно воздействовать главным образом на экономические интересы субъектов хозяйствования. При этом экономические и административные рычаги должны дополнять друг друга. Так, устанавливаемые государством в административном порядке обязанности и ограничения должны дополняться материальным стимулированием экономических интересов, направляемых на следование тем установкам, которые государство спускает сверху субъектам хозяйствования в качестве административно установленных норм поведения. С другой стороны, целенаправленное воздействие государства на экономические интересы должно приобретать хорошо отлаженную, четкую административную форму.

Принцип 10 - эффективность: в число важнейших целей воздействия государства на инвестиционный процесс входит обеспечение его высокой эффективности, особенно в виде создания синергетического эффекта.

Корректируя финансовую эффективность в соответствии с реальной экономической эффективностью, необходимо стремиться к органическому сочетанию всех основных видов эффективности инвестиционного процесса. При этом каждый из них в отдельности и они все вместе в целом содержат в себе в большей или меньшей мере синергетический эффект. Научно-технический прогресс в сочетании с совершенствованием организации и управления воспроизводственным процессом является главным фактором образования синергетического эффекта. Этот эффект, наряду с прибавочной стоимостью, является источником прибавочного продукта, принимающего форму прибыли, который, в свою очередь, наряду с фондом

возмещения выступает источником инвестиционного процесса. Следовательно, создание возможно большего синергетического эффекта соответственно увеличивает источник инвестиционного процесса.

Принцип 11 - контроль: государственное воздействие на инвестиционный процесс в рамках госсектора экономики носит директивный характер, а госконтроль распространяется на весь этот процесс, независимо от форм собственности.

Государственное воздействие на инвестиционный процесс без эффективного контроля за осуществлением этого воздействия и реакций на него субъектов хозяйствования сводит на нет эффективность государственных программ в инвестиционной сфере. Кроме того, в отношении государственных предприятий и организаций государству следует оказывать прямое директивное воздействие на протекающий в их рамках инвестиционный процесс.

Принцип 12 - внешняя дополняемость: внешнее экономическое сотрудничество с другими странами государство рассматривает как важный дополнительный фактор развития инвестиционного процесса, в своей сущности базирующегося на ресурсной самодостаточности страны.

Россия обладает ресурсной самодостаточностью для осуществления инвестиционного процесса на уровне опережения мирового социально-экономического и научнотехнического прогресса. Другие страны мира, прежде всего США (проживает 5 % населения планеты, а потребляют 45 % ее природных ресурсов), заинтересованы в том, чтобы Россия возможно меньше сама потребляла инвестиционных ресурсов и возможно больше их экспортировала. Россия заинтересована в диаметрально противоположном. Внутренние ресурсы должны быть главными факторами инвестиционного процесса в России, а внешние ресурсы выступать как дополнение. Более того, в Россию потечет тем больше иностранных инвестиций, чем полнее, активнее и эффективнее наша страна станет применять собственный инвестиционный потенциал.

Рациональное по результатам и сбалансированное по степени гибкости регулирование инвестиционной деятельности в рыноч-

ной экономике невозможно вне создания определенных правовых форм.

С точки зрения воздействия на согласование интересов в процессе инвестиционной деятельности правовые нормы могут иметь запрещающий, дозволяющий, обязывающий и стимулирующий характер. В рыночной экономике соответствующие регуляторы экономического и правового характера призваны стимулировать и направлять инвестиционный процесс в интересах сбалансированного развития национальной экономики. Именно правовое регулирование налоговых льгот, преференций, льготных кредитов, банковских и бюджетных гарантий, уровней таможенных пошлин, квот, дотаций и субсидий, мер по поддержанию экспорта придает необходимую действенность соответствующим экономическим регуляторам. Правовое регулирование инвестиционной деятельности в Российской Федерации осуществляется, во-первых, общим гражданским и хозяйственным (предпринимательским) законодательством и, во-вторых, специальным инвестиционным законодательством, регули-

рующим порядок привлечения отечественных и иностранных капиталовложений.

Нормативно-правовая база инвестиционной деятельности содержит в себе нормативные акты трех уровней:

1) законодательные, включающие акты:

- высшей юридической силы - федеральные конституционные и федеральные законы;

- международные договоры;

- законодательство субъектов Федерации;

2) подзаконные акты:

- указы Президента Российской Федерации;

- межправительственные постановления;

- правительственные постановления;

- внешнеэкономические соглашения субъектов Российской Федерации;

- ведомственные акты - приказы и постановления министерств и ведомств Российской Федерации;

- постановления и решения органов местного самоуправления;

3) локальные, представленные системой актов индивидуального характера:

- административные акты участников инвестиционной деятельности;

- нормативно-правовые договоры (на основе международного публичного и частного права, гражданского и трудового права Российской Федерации).

Специалисты в области инвестиционной деятельности должны тщательно соотносить инвестиционную деятельность на национальном рынке с совокупностью действующих прав и норм правового регулирования предпринимательской деятельности в целом. Инвестору крайне важно знать основные положения законодательства и особенности действующих в стране методик для недопущения грубых ошибок в своей деятельности.

Высокие инвестиционные риски, дефицит накоплений у предприятий, высокая стоимость кредитных ресурсов предопределяют необходимость стимулирования инвестиционной деятельности. Действующая система стимулов в инвестиционной сфере российской экономики носит в основном фискальный характер, реализуясь, как правило, в форме налоговых и таможенных льгот.

Основными направлениями развития системы стимулирования инвестиционной активности являются [5]:

- предоставление бюджетных средств негосударственным структурам на возвратной основе;

- реализация принципа права собственности (рассматриваются государственные, муниципальные и частные инвесторы), по которому из федерального бюджета выделяются капитальные вложения на развитие федеральной собственности, а из муниципального бюджета - на развитие муниципальной;

- равенство прав инвесторов - гарантии прав и защиты инвестиций независимо от форм собственности предоставляются для всех инвесторов, как частных, в т. ч. иностранных, так и муниципальных и государственных.

Нормативно-правовые акты субъектов Федерации в области инвестиционной деятельности в своей основе направлены на предоставление дополнительных налоговых льгот (в части своей компетенции) и предоставление бюджетных гарантий инвесторам.

Налоговые льготы, предоставляемые субъектами Федерации инвесторам, могут быть распространены в той или иной степени на все налоги, формирующие бюджет субъектов. Однако наиболее часто льготы предоставляются по налогу на прибыль, налогу на имущество, транспортному налогу, налогу на операции с ценными бумагами и акцизам в добывающих отраслях.

В Федеральном законе «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», определены разнообразные формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации [6].

Во-первых, это создание общих благоприятных условий для инвестирования: совершенствование системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений; проведение переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции; защита интересов инвесторов и принятие антимонопольных мер; предоставление льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами; расширение возможностей использования залогов при осуществлении кредитования; развитие финансового лизинга; защита российских организаций от поставок морально устаревших технологий и оборудования; создание и развитие сети информационно-аналитических центров и др.

Во-вторых, документом предусмотрено регулирование государством инвестиционной деятельности в таких формах, как: разработка, утверждение и финансирование инвестиционных проектов за счет госбюджета; формирование перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных госнужд и финансирование их из бюджета; размещение на конкурсной основе средств бюджета развития для финансирования и госгарантий инвестиционных проектов на условиях возвратности, срочности, платности; выпуск облигационных займов, гарантированных целевых займов; вовлечение в инвестиционный процесс законсервированных объектов; предоставление концессий российским и иностранным инвесторам по итогам аукционов, конкурсов и т. д.

Государственное регулирование инвестиционного процесса может иметь и ряд недостатков.

1. Политика стимулирования инвестиций с помощью налоговых льгот может оказаться неэффективной. Так, например, отмена налоговых льгот инвесторам явилась следствием обычной для России государственной политики, направленной на увеличение доходной части бюджета за счет увеличения собираемости налогов. Однако такое решение представляется поспешным и бесперспективным. Отсутствие инвестиций приведет к падению производства, у предприятий не будет финансовых ресурсов для расширения, а это неминуемо отразится на налогооблагаемой базе, она, соответственно, также уменьшится, следовательно, собрав сейчас налогов больше, государство через пару лет соберет их значительно меньше.

Достичь ежегодного промышленного роста невозможно без привлечения крупных инвестиций в экономику. Поскольку, как показывает мировой и российский опыт, большая часть инвестиций осуществляется за счет собственных средств предприятия, необходимо максимально стимулировать именно расходование прибыли на инвестиции, а не на потребление. Конечно, нельзя не принимать во внимание заемные, привлеченные и бюджетные средства как возможный источник инвестирования, но они не являются определяющими, а носят важный, но вспомогательный, дополнительный характер. Хотя любые инвесторы, вложившие средства в развитие и расширение национального производства, должны поощряться государством, а само расходование свободных средств на инвестиции должно максимально стимулироваться. В контексте такой политики налоговые льготы инвесторам способны стать решающим фактором.

2. Амортизационная политика государства может не обеспечить поддержание производства на прежнем уровне. Суммы амортизационных отчислений осознанно занижаются, что не обеспечивает обновление и воспроизводство основных фондов предприятий. В период экономического спада государственная амортизационная политика должна стимулировать процесс обновления основного капитала и способствовать ему, особенно в части выскотехнологичного обо-

рудования, которое подвержено быстрому моральному износу. Обеспечивая процесс обновления основных фондов, внедрение ресурсосберегающих технологий, государство будет создавать предпосылки для структурной перестройки экономики, что, в свою очередь, будет условием последующего экономического роста.

3. Роль государства в инвестиционном процессе может носить пассивный характер. В то же время государственные инвестиции способны стать стимулом привлечения частных капиталов в производство. Пока же государство в переходной экономике довольно редко выступает в качестве инвестора, однако, даже когда инвестиции осуществляются из бюджетных источников, основной формой является безвозмездное и безвозвратное государственное финансирование. При этом незадействованными остаются такие формы государственного инвестирования, как субсидии, субвенции, государственные гарантии, эмиссия инвестиционных ценных бумаг.

4. Возможная низкая эффективность государственных инвестиций в экономике. На практике сложилась ситуация, когда государственные деньги вкладываются в инвестиционные проекты, которые не только не могут принести прибыль и повысить экономическую эффективность производства, но и не в состоянии обеспечить возврат затраченных государственных средств. В итоге деньги государства растрачиваются в условиях крайне низкой экономической эффективности инвестиций.

5. Для государственных инвестиций может быть характерно их нерациональное использование. Инвестиции направляются не в те отрасли, которые нуждаются в привлечении государственных денежных средств и способны рационально и эффективно их использовать, а в отрасли, которые либо способны обеспечить сиюминутный доход, либо нуждаются в иной форме инвестиций - не государственной, а частной. Не определены приоритеты, критерии оценки и сроки предоставления государственной поддержки, отсутствует тщательная оценка объектов поддержки. При разработке и реализации национальной инвестиционной политики не проводится экономический анализ, направленный на выделение приоритетных отраслей, вложение государственных инвестиций

в которые принесло бы наибольший экономический эффект.

6. В экономике может быть не задействован потенциал более выгодных с экономической точки зрения и стратегической экономической политики форм государственных инвестиций: бюджетных кредитов, субсидирования, субвенций, которые, с одной стороны, обеспечат приток средств в производство на долгосрочной основе, а с другой - принесут доход государству, поскольку по своей сути являются не только возвратными, но и возмездными.

Кроме того, при использовании данных инвестиционных форм у реципиента государственных инвестиций есть стимул эффективно использовать государственный кредит, поскольку он носит возвратный характер и его не только надо отдавать, но и платить проценты за использование выделенных государственных средств. В случае с государственным финансированием такого стимула у субъектов экономической деятельности нет.

7. В экономике может быть не развит механизм реализации привлечения инвестиций за счет предоставления государственных гарантий. Получить инвестиционные ресурсы, имея государственную гарантию, остается сложно в связи с тем, что фактически кредитор остается незащищенным. По государственным гарантиям государство отвечает только в рамках бюджета на текущий финансовый год, и если денежных средств недостаточно для покрытия обязательств неплатежеспособного должника, то выплачивать его долг государству неоткуда. Не разработана процедура обеспечения государственных обязательств государственным имуществом. Кроме того, у государства, выступающего в качестве гаранта, нет возможности возместить свои расходы, если за счет государственных средств были выполнены обязательства должника перед кредитором. По указанным причинам механизм стимулирования инвестиций за счет предоставления государственных гарантий не действует.

8. Государственная инвестиционная политика не касается вовлечения банков в инвестиционный процесс, в связи с чем аккумулированные в банковском секторе денежные средства не работают на экономическое развитие страны. Фактором в пользу креди-

тования инвестиционных проектов может стать предоставление налоговых льгот и преимуществ банку-инвестору.

9. Стимулирование инвестиционной активности с помощью предоставления инвестиционного налогового кредита может представиться неэффективной мерой. Поскольку решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита находится в компетенции исполнительных органов власти, т. е. чиновников, при отсутствии законодательного закрепления перечня условий предоставления этого кредита это лишь способствует росту коррупции, взяточничества, злоупотреблению служебными полномочиями и обеспечивает распространение недобросовестной конкуренции. Получение инвестиционного налогового кредита делает его недоступным для большинства производителей, а те, кто его получают, направляют средства явно не на инвестиции и расширение производства. Однако даже при условии законодательного установления исчерпывающего единого перечня условий предоставления инвестиционного налогового кредита его получение все равно будет сопровождаться взяточничеством и бюрократическими проволочками. Реального влияния на инвестиционный процесс и стимулирование инвестиций эта мера не оказывает.

Перечисленные негативные черты государственного регулирования инвестиционного процесса могут явиться причинами его неэффективности. Поэтому государство должно предпринять меры для оживления инвестиционного процесса, привлечения инвесторов и усиления инвестиционной активности в национальном хозяйстве.

Таким образом, основными факторами, сдерживающими развитие инвестиционного процесса в экономике, являются несовершенство правовой базы, регулирующей деятельность экономических агентов, а также отсутствие системы эффективной поддержки малого предпринимательства, которое является основой развития рыночной экономики. В связи с этим основными мероприятиями, направленными на улучшение государственной системы управления инвестициями, являются активизация работы в сфере законодательства, а также решение проблем дебюрократизации переходной экономики.

1. Инвестиционная деятельность I под ред. Г.П. Подшиваленко, Н.В. Киселевой. М., 2006.

2. Донцова Л. В. Система регулирования инвестиционных процессов в развитых странах II Менеджмент в России и за рубежом. 1999. № 4.

3. Пороховский А. Россия на пути оптимизации экономической роли государства II Российский экономический журнал. 2002. № З-6.

4. Samuelson Р., Nordhaus W. Economics. N. Y., 2001. P. 3З-4З.

З. Гришуненков А.В. Стимулирование инвестиционной мотивации в российской экономике. Тамбов, 2008.

Поступила в редакцию 2.09.2009 г.

Muratov A.M. State regulation of innovational-investment processes in economy of Russia. In the article the state role in regulation of investment processes in economy of Russia and at the present stage is defined: functions, principles of the state participation are considered, and also the standard-legal base of organization and realization of investment activity is investigated.

Key words: investment activity; economy state regulation.

УДК 3З+380.13

К ВОПРОСУ О РЕФОРМИРОВАНИИ РОССИЙСКОЙ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ

© А.Г. Анащенко

В статье рассмотрены основные проблемы функционирования современной банковской системы. Уточнена система принципов реформирования банковской системы. В качестве решения указанных проблем автором предлагаются: выход банков на фондовый рынок со своими обязательствами, совершенствование законодательной базы.

Ключевые слова: банковская система; реформирование банковской системы; коммерческие банки.

В настоящее время активно обсуждается проблема реформирования банковской системы. В данной статье мы попытаемся рассмотреть эту проблему и рассказать о тех предложениях и программах, которые уже сегодня разрабатываются с учетом внутренних потребностей, возможностей и перспектив экономики.

Современная банковская система характеризуется низкой степенью капитализации и ограниченностью кредитных ресурсов у большинства малых и средних банков. Банковская маржа в настоящее время не превышает 3-4 %, что вряд ли может заинтересовать крупных собственников финансовых ресурсов. Если случаи вложения в уставные капиталы и имеют место, то почти везде они связаны с интересом к получению встречных кредитов или организации особой, приспособленной к интересам данного учредителя системы расчетов в создаваемой банковской структуре. В результате, более 50 % коммерческих банков сами себя капитализируют, т. е. их ресурсы предназначены для кредитования учредителей или аффилированных с

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ними лиц. В то же время уже сегодня спрос на кредиты малых и средних банков со стороны предпринимателей превышает размер свободных ресурсов, которыми располагает эта система. У многих банков имеются достаточно надежные, ликвидные и устойчивые инвестиционные проекты, которые они не в состоянии профинансировать [1].

В условиях замедления экономического роста и снижения инвестиционной активности реальный сектор экономики начал предъявлять спрос на «короткие» деньги, т. е. испытывать реальную потребность в кредитах сроком до 1 года, а остатки на депозитных счетах юридических лиц и вовсе незначительны, в последнее время они оскудели. Кроме того, у банков существует высокий риск использования этих средств для долгосрочных кредитов.

В виду несовершенства банковского законодательства, которое допускает изъятие средств со срочных вкладов до истечения срока договора, а также общей неустойчивости макроэкономической ситуации в стране, остатки на срочных и сберегательных счетах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.