Научная статья на тему 'Повышение инвестиционной активности корпоративных структур в промышленности'

Повышение инвестиционной активности корпоративных структур в промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
137
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННЫЕ КОРПОРАЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / ИНВЕСТИЦИИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Балакирев В. В.

В статье рассматриваются проблемы активизации и стимулирования повышения инвестиционной активности корпоративных структур в современной промышленности России с целью повышения эффективности ее функционирования и развития реального сектора экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение инвестиционной активности корпоративных структур в промышленности»

В.В. Балакирев

ПОВЫШЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ КОРПОРАТИВНЫХ СТРУКТУР В

ПРОМЫШЛЕННОСТИ

THE INCREASE OF INVESTMENT ACTIVITY OF THE CORPORATE ENTITIES IN THE INDUSTRY

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы активизации и стимулирования повышения инвестиционной активности корпоративных структур в современной промышленности России с целью повышения эффективности ее функционирования и развития реального сектора экономики.

Abstract. In the article the problems of the activation and stimulation of increase of investment activity of the corporate entities in the modern industry of Russia with the purpose of increase of efficiency of its functioning and development of the real sector of the economy.

Ключевые слова. Промышленные корпорации, государственная промышленная политика, инновационная активность, инвестиции, конкурентоспособность, экономическая эффективность, макроэкономическое регулирование.

Keywords. Industrial corporations, the state industrial policy, innovation activity, investment, competitiveness, economic efficiency, macroeconomic regulation.

В целях формирования благоприятных инвестиционных условий развития корпоративного сектора в России необходимо проведение активной государственной макроэкономической политики, как в части реформирования российских предприятий, так и в части инвестирования промышленного производства.

Современная динамика самофинансирования промышленных корпораций сдерживается существующими диспропорциями между суммой начисленной амортизации и реальной ее величиной, предназначенной на инвестиционные цели. Для повышения роли амортизации в укреплении производственного потенциала промышленных предприятий, необходимо осуществить, на взгляд автора, следующие меры:

- устранение противоречий нормативно-правовой базы с реальными экономическими условиями воспроизводства основного капитала;

- пересмотр норм амортизационных отчислений адекватно срокам службы техники, оборудования;

- совершенствование методики оценки основных производственных фондов и определение на их основе реальной стоимости амортизируемого имущества;

- введение порядка использования амортизации строго по целевому назначению, в противном случае включать ее в налогооблагаемую базу.

Реальный эффект от новой амортизационной политики может быть получен только в случае использования амортизационных средств на инвестиционные нужды, а не на цели текущей хозяйственной деятельности, что наблюдается в современной действительности.

В 90-е гг. потенциальные инвестиционные ресурсы превышали реальные в 3-4 раза [4, с.202]. Следовательно, инфляционно-безопасные ресурсы для проведения активной инвестиционной политики в экономике России достаточно велики и могут быть эффективно задействованы.

Для этого необходимо использовать следующие нетрадиционные для экономики РФ источники инвестиций.

1. Налоговый инвестиционный кредит.

2. Налоговые льготы по налогу на прибыль.

3. Инвестиционные потребительские займы (использование сбережений населения для реализации инвестиционных программ под товары потребительского назначения на условиях льготного приобретения инвесторами этих товаров). Перспективным и наиболее реальным каналом вовлечения средств населения в инвестиционный процесс является ипотечное кредитование.

4. средства страховых компаний и пенсионных фондов.

В условиях глобализации по мере роста масштабов экономики усиливается значение основной, рыночно-ориентированной формы ее организации - корпораций, и, соответственно, роль государства в формировании, развитии с позиций достижения устойчивости макроэкономической системы. В связи с этим необходимо активизировать процессы преобразования дочерних предприятий и обществ с ограниченной ответственностью (ООО) в открытые акционерные общества (ОАО) с дальнейшей продажей части активов инвесторам. Позитивным эффектом этого процесса является перевод активов в более ликвидную форму, что позволит наиболее эффективно и оперативно ими распоряжаться, планируя крупные инвестиционные проекты.

Повышению инвестиционной привлекательности корпораций будет способствовать проведение системы следующих превентивных мер:

© Балакирев В.В., 2012

- значительное увеличение минимального размера уставного капитала ОАО для обеспечения гарантий удовлетворения требований кредиторов;

- переход на рыночную оценку стоимости активов, что позволит ОАО формировать рациональную стратегию использования собственных активов;

- обеспечение введения эффективной системы регистрации имущественных прав, а также регистрации имущественного оборота;

- изменение системы бухгалтерского учета как одного из основных источников экономической информации и переход предприятий поэтапно на международные стандарты бухучета;

- введение единых стандартов аудита и оценки бизнеса.

Корпоратизация дает возможность существенным образом повысить инвестиционную привлекательность, поскольку с приобретением статуса ОАО появляется возможность использовать весь обширный арсенал финансовых инструментов - облигации, займы и др.

Повышение инвестиционной привлекательности требует правильного учета рисков, формирования рациональных схем использования источников финансирования инвестиций, совершенствования инвестиционных проектов, разработку методики оценки проектов для оптимизации выбора и др. На первый план выходят задачи создания благоприятных условий и механизмов накопления внутреннего капитала, как во всей корпорации, так и в ее дочерних компаниях в целях его трансформации в реальные инвестиции и содействию реализации инвестиционных проектов корпоративного капитала.

Новейший технологический капитал имеет преимущественно интегрированный характер и требует одновременной модернизации целостных технологических цепочек, включая все звенья по циклу вертикально-интегрированного производства. Для этого в экономике необходимо сформировать ядро вертикально-интегрированных корпораций, поскольку только они в состоянии стать базисом инвестиционно-технологического сектора и обеспечить должную эффективность масштабных наукоемких инвестиций, необходимых для технологической модернизации всего народнохозяйственного комплекса. Здесь необходима реализация модели расширения рационализированного воспроизводства, осуществляемого на основе вертикальной интеграции. В результате расширится сфера действия критерия народнохозяйственной эффективности капиталовложений, появится возможность снижения инфляции и кардинально изменятся важнейшие воспроизводственные пропорции в стране. Тем самым «потенциал окупаемости инвестиций», по крайней мере, в наукоемких комплексах обрабатывающих отраслях промышленности сравняется с таковым в развитых странах.

В целях концентрации промышленного капитала целесообразно разработать специальную федеральную среднесрочную программу становления в наукоемких и сложных производствах мощных отечественных транстерриториальных и транснациональных промышленных корпораций с надежной научно-интеллектуальной базой, ориентированных на наиболее значимые общероссийские и мировые товарные рынки, способных стать достойными соперниками крупного зарубежного капитала, и локомотивом отечественной промышленности. Это будет способствовать улучшению инвестиционного климата, развитию фондового рынка, росту эффективности государственного заказа и централизованных капиталовложений, совершенствованию управляемости государственным капиталом, снижению незаконного оттока капитала за рубеж, теснению раздробленных товаропроизводителей и концентрации у себя наиболее привлекательных промышленных активов и естественных ресурсов, росту доходности внешнеэкономических связей, решению проблем современного корпоративного строительства на мировом уровне в целях повышения конкурентоспособности российской промышленности.

В целях повышения эффективности инвестиционной политики необходимо осуществить:

- предварительное исследование инвестиционной политики за прошлые периоды с выявлением наиболее слабых мест и негативных сторон;

- определение наиболее уязвимых мест в деятельности промышленных предприятий и в том числе крупных субъектов;

- определение целей, задач и этапов инвестиционной политики для снижения в перспективе эксплуатационных расходов и выполнения задач, поставленных органами государственного управления;

- разработки гибкого механизма оценки эффективности инвестиций по различным видам деятельности промышленных предприятий и отрасли в целом;

- оптимизация структуры инвестиционного портфеля по источникам: собственные средства предприятий; накопленная нераспределенная прибыль; заемные средства; финансовый лизинг; и по срокам финансирования.

Такой подход позволит сформировать эффективную инвестиционную политику, существенно повысить ее привлекательность для инвесторов, и значительно снизить ошибки и стоимость цикла разработки проектов.

Банковскую систему РФ следует ориентировать вначале на кредитование крупномасштабной промышленности, ее базовых отраслей, что может быть реализовано лишь в случае проведения мероприятий, направленных на повышение эффективности банковской системы в инвестиционной сфере.

Для снижения диспропорций между инвестиционной потребностью предприятий и относительным избытком кредитных ресурсов в сфере деятельности коммерческих банков целесообразно:

- ввести в банковское законодательство категорию инвестиционных кредитов с особым режимом реализации;

- предусмотреть снижение норм резервирования для банков, финансирующих проекты, прошедшие конкурсный отбор;

- ввести льготное налогообложение прибыли кредитных организаций на доходы, полученных от кредитования крупных промышленных предприятий;

- использовать консорциальное кредитование - временное добровольное объединение банков и предприятий для реализации крупных целевых программ и проектов на основе общности экономических интересов, равноправия участников, что позволит нивелировать основной изъян банковской системы -недостаток совокупного капитала;

- разработать механизм привлечения денежных сбережений населения, прежде всего аккумулируемых в Сбербанке РФ и финансовых ресурсов РФ в кредитование импортозамещающих и технически передовых производств с одновременным использованием системы гарантий и льгот;

- относить на финансовые результаты по итогам года части дохода, получаемого при возврате долгосрочного кредита, т.е. необходимо разработать механизм «отложенной прибыли», не приводящий к ухудшению показателей финансовой отчетности кредитной организации;

- временно ввести норматив для крупных коммерческих банков, обязывающий их определенную долю активов направлять в корпоративный сектор промышленности.

Для этих целей целесообразно разработать госпрограмму кредитования промышленности. Кредитование следует осуществлять через специализированные коммерческие банки на основе анализа представленных инвестиционных проектов.

Важнейшей частью суммарных инвестиций в развивающейся экономике, особенно при дефиците государственных финансовых ресурсов и кредитов, недостатке собственных средств предприятий, маломощной банковской системе и недоверии населения к любому централизованному способу хранения сбережений является блок иностранных инвестиций.

В России, в условиях становления и развития рыночной системы хозяйствования значительно повышается важность государственных инвестиций, особенно в отдельных отраслях, от которых зависит национальная безопасность, структурные преобразования и условия обеспечения первоначального импульса к развития новых территорий или производств. За счет государственных инвестиций следует поддерживать перспективные исследования или отрасли, не способные на быструю отдачу от вложенных средств, но развитие которых, важно в стратегическом плане.

Учитывая многообразие назначения государственных инвестиций, в которых, по данным Минэкономразвития РФ, более 70% составляют социальные объекты, оптимальный объем государственных инвестиций на цели промышленной политики не должен быть менее 30-40%.

Повышению роли государства в инвестиционном процессе будет способствовать формирование направлений государственного инвестирования. Таковым может быть инвестирование коммерчески окупаемых и социально-значимых инвестиционных проектов, за счет средств бюджета развития. Государственную поддержку инвестирования целевых программ федеральной значимости следует осуществлять за счет средств текущего федерального бюджета.

Для эффективного стимулирования инвестиций в основной капитал необходима нормализация финансовой, денежно-кредитной и платежной систем, путем реализации ряда следующих конкретных мероприятий:

- уменьшения числа посредников между инвесторами, производителями и потребителями; усиления контроля за финансовыми потоками и др.;

- налаживание механизма перелива капитала с финансовых рынков на инвестиционные цели реального сектора экономики, использовать в этих целях методы господдержки, в том числе: системы налоговых льгот; гарантий инвестиций, направляемых на производство (через создание гарантийных и залоговых фондов, объединяющих финансовые средства государства, предприятий, частых лиц);

- усиление инновационной направленности инвестиционной деятельности;

- совершенствование управления государственными пакетами акций акционерных обществ в том числе и в отраслях естественных монополий;

- концентрация имеющихся ресурсов для их трансформации в инвестиции, необходимые для проведения национальной инвестиционной политики, направленной на поддержку государством приоритетных отраслей и предприятий, выпускающих конкурентоспособную продукцию.

Целесообразно использовать следующие формы государственной поддержки инвестиционных проектов.

1. Выделение централизованных ресурсов на возвратной и платной основе (в т.ч. и негосударственным структурам) для финансирования реализации инвестиционных проектов.

2. Предоставление государственных инвестиций на условиях закрепления в госсобственности части акций вновь создаваемых АО.

3. Предоставление государственных гарантий по возмещению за счет централизованных средств части вложенных инвестором финансовых ресурсов, а также в рамках бюджета развития, что позволит

привлечь средства частных отечественных и иностранных инвесторов в объемах, выше суммы предоставляемых гарантий.

4. Реализация принципа права собственности, по которому из федерального бюджета выделяются инвестиции на развитие федеральной собственности, а на развитие муниципальной - из муниципального бюджета.

Важным инструментом государственной инвестиционной политики, направленной на экономический рост и структурную перестройку, должен стать бюджет развития.

Эффективность средств бюджета развития должна обеспечиваться конкурсным отбором финансируемых проектов и надежностью вложения финансовых средств. Реализацию бюджета развития следует осуществлять на основе принципа проектного финансирования.

В механизм реализации бюджета развития следует заложить такие принципы, как высокая экономическая эффективность реализуемых инвестиционных проектов, исключительно долевой характер их финансирования и разделение риска государства с инвестором. Построение бюджета развития базируется на следующих основных положениях:

- использование заемных средств в финансировании инвестиционных проектов, эффективности которых гарантирует возврат заемных средств;

- отделение финансирования бюджета развития от текущего бюджета;

- гарантирование непрерывности финансирования;

- создание механизма реализации бюджета развития, позволяющего индуцировать инвестиции через механизм гарантий, предоставляемых на конкурсной основе инвесторам в пользу кредитующих банков, и путем наделения органа управления бюджетом развития собственными средствами.

Для формирования инфраструктуры бюджета развития необходимо создание Российского государственного агентства по страхованию и гарантированию кредитных и инвестиционных рисков, что станет важным шагом в формировании благоприятного инвестиционного климата, создании эффективной системы страхования, гарантирования инвестиционных рисков.

Для координации в стране всех видов инвестиционных потоков (внутренних и внешних) необходимо проведение следующих мероприятий.

- Введение требований к коммерческим банкам по их обязательному долевому участию в низкоприбыльных инвестиционных проектах пропорционально их доходам от высокодоходных видов деятельности. При этом к банкам-участникам реализации долгосрочных инвестиционных проектов как сферы повышенного риска, должны применяться пониженные ставки налогов на доходы, а также предоставляться налоговые преференции в получении лицензий на совершение валютных операций, и т.д.

- Создание условий превращения сбережений населения в инвестиции.

- Обеспечение гарантий и страхования инвестиций, а также гарантий кредитов предприятиям кризисных и приоритетных отраслей.

- Стабилизация законодательства, определение прав собственности.

- Организация строго целевого использования инвестиционных ресурсов и контроль за ними, повышение ликвидности финансовых средств.

Для последующего улучшения ситуации в инвестиционной сфере необходимо также обеспечить:

- улучшение макроэкономической конъюнктуры и инвестиционного климата для отечественных и иностранных инвесторов, рост инвестиционной активности частного и смешанного секторов;

- развитие организационно-правовых условий, включающих налоговые стимулы для капитализации прибыли, развитие вторичного рынка ценных бумаг, обеспечивающего перелив капитала, страхование инвестиций, создание условий для реализации залогового права, гарантий и ипотеки;

- проведение реформы налоговой системы в целях создания благоприятного инвестиционного климата;

- предотвращение утечки капитала за рубеж и стимулирование репатриации отечественного капитала в страну с последующей ориентацией его в собственную промышленность;

- сокращение доли средств, отвлекаемых с внутреннего рынка для покрытия дефицита государственного бюджета;

- участие государства в кредитовании инвестиционных проектов на основе разделения риска с инвестором и другими кредиторами;

- применение механизма санкций и банкротства предприятий для наиболее эффективного использования накоплений;

- развитие законодательной базы инвестиционной деятельности.

В рамках налоговой политики необходимо осуществить следующие меры по стимулированию инвесторов:

- снять действующее ограничение по налогообложению реинвестируемой прибыли;

- расширить привлечение инвестиционных налоговых кредитов промышленным предприятиям, внедряющим принципиально новые технологии, машины и оборудование для технологического оснащения.

В перспективе основной акцент государственной инвестиционной политики необходимо сделать на создание условий для развития высококонкурентных секторов промышленности и крупных предприятий, создание долгосрочной основы для интенсивного обновления основного капитала и переориентации

инвестиционной деятельности на расширение производственного потенциала на базе современных технологий.

Таким образом, инвестиционная политика занимает центральное место в промышленной политике государства и является, с одной стороны, естественным продолжением инновационной политики посредством механизмов материализации инновационных приоритетов через инвестиции в суперпродукты и технологии, а с другой - прологом структурной политики через механизмы превращения инвестиций на основе инноваций в главный элемент структурных преобразований, активным субъектом которых выступает корпоративный сектор с его высоким техническим, организационным и финансовым потенциалом.

Литература

1. Глазьев С.Ю. «Кудрявая экономика» // Политический журнал. - 2006. - №4.

2. Земляков Д.Н. Институциональные механизмы формирования и использования интеллектуального потенциала высокотехнологичных организаций (промежуточный отчет по Государственному контракту №02.740.11.0356). - М.: ГУУ, 2010.

3. Мильнер Б.З. Управление знаниями: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2004.

4. Хубиев К.А. Инвестиции и экономический рост. Воспроизводства и экономический рост. - М.,

2001.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.