Научная статья на тему 'Государственное регулирование и поддержка агропромышленного комплекса в условиях реализации политики импортозамещения'

Государственное регулирование и поддержка агропромышленного комплекса в условиях реализации политики импортозамещения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
677
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / РЕГУЛИРОВАНИЕ / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ПОЛИТИКА ВМЕШАТЕЛЬСТВА / ПРОТЕКЦИОНИЗМ / AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX / REGULATION / IMPORT SUBSTITUTION / AGRICULTURE / POLICY INTERVENTIONS / PROTECTIONISM / ПОДДЕРЖКА / SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Евдошенко Виктор Викторович, Котенев Александр Дмитриевич

В статье раскрыта экономическая сущность механизма государственного регулирования и поддержки агропромышленного комплекса в условиях реализации политики импортозамещения. Актуализирована необходимость вмешательства государства в деятельность хозяйствующего субъекта с целью снижения уровня риска в условиях возрастающей конкурентной борьбы на мировом рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Евдошенко Виктор Викторович, Котенев Александр Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State regulation and support of agriculture in conditions of the implementation of the import substitution policy

The article presents economic essence of state regulation and support mechanism for agriculture in the conditions of realization of import substitution policies. Actualized the need of state intervention in the activities of the economic entity in order to reduce the level of risk in an increasingly competitive global market.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование и поддержка агропромышленного комплекса в условиях реализации политики импортозамещения»

вания, реформирование товарного кредита, расширение функций кредитных союзов, страхования урожая, кредитов и займов.

Регулирование аграрного сектора государством предполагает также создание благоприятных условий для инвестиционной деятельности в отрасли, привлечение инвестиций, разработку программ развития АПК, поддержку фермерства и др.

Агропромышленный комплекс работает над воплощением Государственной программы возрождения и развития села. Это только начало большого пути, но можно констатировать: уже сейчас много чего удалось достичь. Такие показатели стали возможными благодаря внушительным вложениям и поддержке государства.

Активизация государственной поддержки конкурентоспособных сельскохозяйственных предприятий, продукция которых пользуется устойчивым спросом, и деятельность которых обеспечивает загрузку производственных мощностей смежных и обслуживающих производств, в дальнейшем может стать "точкой роста".

Государственная финансовая поддержка в кризисныхусловияхпозволитобеспечить конкурентоспособность предприятий АПК и их продукции в условиях ВТО. Такой подход позволит обеспечить реализацию госпрограммы, объединить и эффективно использовать финансовые ресурсы всех потенциальных инвесторов агропромышленного комплекса.

Примечания:

1. Баниева М.А. О проблемах финансов сельскохозяйственных предприятий / М.А. Баниева // Вестник молодых ученых БГУЭП. - Иркутск : БГУЭП, 2002. - № 1 (2).

2. Биндасова H.A., Погосян В.В. Инвестиции : учебное пособие. - 2-е изд., переработанное и дополненное) / H.A. Биндасова, В.В. Погосян. - Пятигорск : РИА-КМВ, 2015. - С. 156.

3. Молчанова Л.А., Черных А.И. Гюнтер И.Н. Банковский и аграрный сектор: альтернативные инструменты финансирования производств / Л.А. Мол-

чанова, А.И. Черных, И.Н. Гюнтер // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция.- 2013. -№4.

4. Мегаева C.B., Голубина Ж.И. Модели бухгалтерского учета формирования затрат и торговой наценки при расчете финансового результата// C.B. Мегаева, Ж.И. Голубина Ученые записки Российской Академии предпринимательства. - 2014.

- №41.

5. Марченко C.B., Голубина Ж.И. Регулирование финансов кризисных монопрофильных муниципальных образований / C.B. Марченко, Ж.И. Голубина//Экономика и предпринимательство. - 2014.

- № 5-2 (46-2).

6. Марченко C.B. К вопросу финансирования самостоятельности муниципальных образований. // Актуальные вопросы экономических наук. -2014.-№37.-С. 188-192.

7. Марченко C.B. Влияние реформы местного самоуправления на финансовое состояние муниципальных образований. // Молодой ученый. -2014.-№ 4. - С. 577-579.

8. Марченко C.B., Шишкина Л.В. Оценка эффективности реформирования бюджетной системы Российской Федерации. // Kant: Экономика и управление. - 2015. - № 1 (4). - С. 8-12.

9. Марченко C.B., Голубина Ж.И. Межбюджетные отношения как инструмент экономического воздействия на развитие регионов Северо-Кавказского Федерального округа. // Финансовая экономика. - 2015. - № 2. - С. 23-28. Ю.Марченко C.B. Проблемы формирования налоговой базы местного самоуправления //Terra Economicus. - 2008. - T. 6. - № 4-2. - С. 349-351. П.Марченко C.B. Совершенствование системы управления неналоговыми доходами бюджета / / В сборнике: Региональная модель развития: Детерминанты экономики и маркетинга. - 2014. -С. 119-123.

12.Погосян В.В. Проблемы и перспективы развития кредитования малого и среднего бизнеса на современном этапе развития экономики // Kant. -2015,-№2 (15).-С. 96-100.

13. Погосян В.В. Развитие теории и методов реструктуризации автотранспортного предприятия : дис.... канд. экон. наук. - Ставрополь, 2006. - С. 252.

14.Погосян В.В. Современное состояние кредитного рынка России и тенденции развития кредитных отношений банков с предприятиями малого и среднего бизнеса // Kant. - 2015. - № 3 (16).

- С. 86-89.

STATE REGULATION AND SUPPORT OF AGRICULTURE IN CONDITIONS OF THE IMPLEMENTATION OF THE IMPORT SUBSTITUTION POLICY

Evdoshenko Viktor Viktorovich, PhD ofEconomices, E-mail: viktor-e [email protected]

Kotenev Alexander Dmitrievich, PhD of Economices, Associate Professor, E-mail: kot_sasha8Wmail.ru

Chair of Socio-Economic Sciences and Humanities, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (branch), Stavropol

The article presents economic essence of state regulation and support mechanism for agriculture in the conditions of realization of import substitution policies. Actualized the need of state intervention in the activities of the economic entity in order to reduce the level of risk in an increasingly competitive global market. Keywords: agro-industrial complex; regulation, support; import substitution; Agriculture; Policy interventions; protectionism.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПОДДЕРЖКА УДК 332.025 АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ

В статье раскрыта экономическая сущность механизма государственного ре- © Евдошенко В.В., 2016 гулирования и поддержки агропромышленного комплекса в условиях реали- © Котенев А Д 2016 зации политики импортозамещения. Актуализирована необходимость вмешательства государства в деятельность хозяйствующего субъекта с целью снижения уровня риска в условиях возрастающей конкурентной борьбы на мировом рынке.

Ключевые слова: агропромышленный комплекс; регулирование, поддержка; импортозамещение; сельское хозяйство; политика вмешательства; протекционизм.

Государственная поддержка и регулирование агропромышленного комплекса России (далее - АПК) является важнейшим элементом системы государственного вмешательства в хозяйственную деятельность. Мировой опыт свидетельствует о приоритетном положении сельского хозяйства в не зависимости от социально-экономической и общественно-политической ситуации в государстве. При этом государство выступает гарантом обеспечения продовольственной безопасности страны.

В условиях развития рыночных основ хозяйствования, роль государственного регулирования не только не ослабевает, но и приобретает особую значимость. Дискуссионным вопросом представителей различных экономических течений является необходимость осуществления государством механизма поддержки отечественных товаропроизводителей. При этом принципиальным аспектом выступают формы, методы, инструменты, а также интенсивность вмешательства государства в экономику. Представители кейнсианского направления сходятся во мнении о естественности государственного присутствия в экономике в качестве регулятора, снижении давления механизмов рынка на его участников, с одновременным повышением доли общественного производства. Важно отметить, что рост расходов государства через увеличение налогового бремени способствует повышению уровня общественного производства. По мнению Дж.М. Кейнса, экономика наделена регуляторами снижения спроса, что вызывает его нехватку, приводя к процессам стагнации и, как следствие, к повышению уровня безработицы. По мнению последователей кейнсианской школы именно государство способно компенсировать недостающий объем спроса, используя финансовые инструменты регулирования и, тем самым, повысить оборот [1].

Следует отметить о невозможности реализации мер государственной поддержки и регулирования, ограниченных разработкой и принятием концептуальных подходов и предложений без создания реального механизма воздействия. При этом механизмом государственного регулирования АПК является система взаимосвязанных мер нормативно-правового и административного характера [6].

Рассмотрим важнейшие проблемы, сдерживающие развитие предприятий АПК России (рис. 1).

ЕВДОШЕНКО Виктор Викторович, кандидат экономически наук, [email protected]

КОТЕНЕВ Александр Дмитриевич, кандидат экономически наук, доцент, ко1_5Э5Ьа8 [email protected]

кафедра Социально-экономических и гуманитарных дисциплин, Краснодарский университет МВД России (филиал), Ставрополь

Факторы, сдерживающие развитие агропромышленного комплекса

Рисунок 1 - Факторы, сдерживающие развитие агропромышленного комплекса

Процесс государственного воздействия на рыночные процессы возможен в рамках использования различных методов, основные из которых могут быть объединены в две группы: методы экономического характера; административные методы.

Методы экономического характера оказывают воздействие на объем и структуру производимой продукции, что носит более предпочтительный характер. К ним следует отнести: государственное кредитование, меры компенсационного характера, лизинг и так далее.

Административные меры характеризуют прямое государственное воздействие на субъекты хозяйствования. К ним относят:лицен-зирование и квотирование, предписания санитарного и ветеринарного контроля, установление технических стандартов и так далее [11 ].

Процесс управления аграрным производством представляет собой многостороннюю деятельность ряда органов государственной власти, в силу того, что государство выступает инициатором преобразований. Государственное регулирование и поддержка отрасли должна способствовать комплексному решению возникающих проблем, путем проведения единой государственной политики, на основе грамотного сочетания действия федеральных целевых

программ с возникающей инициативою хозяйствующих субъектов, а также с недопущением излишнего вмешательства в их дела.

В числе приоритетных вопросов в рамках исследуемой проблемы следует выделить исходность научно-теоретических принципов и рычагов влияния государства на хозяйствующие субъекты. Важнейшим принципом является единство прогнозируемых целей. По мнению И.Я. Агова, использование директивных методов возможно только в условиях государственного присутствия в уставе субъекта, и в случае вынужденных обстоятельств [1]. Л.Г. Хореев считает, что необходимым является движение к принципам индикативности [14].

В рамках реализации механизма государственного регулирования и поддержки АПК в условиях реализации политики импортозамещения следует конкретизировать его основные задачи:

- обеспечение продовольственными товарами населения;

- создание условий для производства конкурентоспособной продукции АПК;

- развитие инвестиционного климата отрасли;

- способствование развитию аграрной науки, путем внедрения системы подготовки конкурентоспособных специалистов;

- сбалансирование цен продукции сельского хозяйства и промышленности.

Основными принципами государственного регулирования и поддержки АПК являются:

- недискриминация участников рынка;

- гласность в разработке, принятии и применении мер и инструментов государственного регулирования и поддержки;

- обоснованность применения мер государственного регулирования;

- исключение необоснованного вмешательства государства в хозяйственные процессы, связанные с выполнением государственных органов власти контрольных полномочий;

- единство применяемых государством мер и инструментов.

Применение механизма государственного регулирования и поддержки в отношении к

Внешние проблемы

сельскому хозяйству должно быть основано на следующих принципах: налогового регулирования; бюджетного регулирования; кредитно-денежного регулирования; регулирование норм труда и денежного вознаграждения; регулирование процесса охраны труда; применение ограничений и запретов

Важной особенностью АПК России является его многоотраслевой характер, выступающий в качестве важнейшего элемента народнохозяйственного комплекса государства. При этом значение сельского хозяйства как отрасли АПК сложно переоценить в связи с важностью решаемых задач - обеспечение продовольствием населения государства. По мнению К. Маркса, продукты являются первостепенным важнейшим условием жизнедеятельности, как производителей, так и всего производства [13].

Ошибочным представлением считается определение эффективности уровня государственной поддержки сельского хозяйства объемом выделяемых финансовых ресурсов. Однако на практике изменение размера финансовой помощи не свидетельствует о реальном изменении ситуации в сельском хозяйстве.

Современные геоэкономические и политические особенности положения России на мировой арене заставляют иным образом выстраивать свои приоритеты. Опыт развития государств свидетельствует о возможности выстраивания экономик, исходя из двух вариантов моделей: модели в рамках реализации политики импортозамещения, и экспортоори-ентированный подход,характерный индустриально направленной стратегии развития.

В условиях повсеместного введения государствами санкционных мероприятий в векторе "Европа-Азия" важнейшей заботой государств стало бесперебойное обеспечение населения продовольственными товарами, а также решение вопросов о поиске альтернативы "временно закрытым" иностранным рынкам. Реализация аграрной реформы иностранными государствами сводится, как правило, к выработке мер и мероприятий государственного регулирования и поддержки сельскохо-зяйственныхтоваропроизводителей. В рамках выработанных мер наиболее предпочтительными для многих государств представляются инструменты кредитно-денежной, финансовой, налоговой, инвестиционной политики.

По мнению М. Березовской, модель импортозамещения должна быть построена с учетом технологических контуров замкнутого характера: "сырьевое производство - производство

средств производства-производство товаров потребительского характера", что позволит государственным органам выработать экономическую независимость, граничащую с автаркией [3].

В отличие от ряда европейских государств в России выстроилась экспортно-сырьевая модель развития в рамках процесса международного разделения труда. При этом потребность в создании действенного механизма государственного регулирования и поддержки АПК обусловлена особенностью комплекса. Прежде всего, это обусловлено рядом условий, среди которых: социально-экономические, природно-климатические, национальные и другие [5].

Занимая особое положение в экономике национального хозяйства, агропромышленный комплекс России не в состоянии вести конкурентную борьбу на международном рынке. Данное обстоятельство вызвано техническим несовершенством материально-технической базы, низкой инвестиционной привлекательностью отрасли, сезонностью производственного цикла, низкой скоростью оборачиваемостью капитала. Кроме этого, низкая рентабельность производства продукции сельского хозяйства снижает привлекательность входа "новых игроков".

Целесообразным, на наш взгляд, в условиях реализации политики импортозамещения и преодоления санкционных условий, введенных рядом государств в отношении РФ, является увеличение объемов производства сельскохозяйственной техники с целью повышения фондообеспечености отрасли, на условиях заморозки диспаритета цен на средства производства, что в свою очередь позволило бы совершенствовать материально-техническую базу как гаранта развития сельскохозяйственного производства.

По мере стабилизации положения в экономике роль прямой государственной поддержки следует сокращать, переориентируясь в сторону развития инвестиционной составляющей, развития науки, консалтинговых услуг.

Примечания:

1. Агова И.Я. Государственное регулирование АПК и его региональные особенности / И.Я. Агова // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук : сб. научн. тр. / Ставрополь СГСХА. - 2001. - Вып. 11. - С. 16-18.

2. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и кредита / Антология экономической классики. В 2 т. - М.: Эконом, 1993. - Т. 2.

3. Березовская М. Инновационный аспект экономического развития // Вопросы экономики. -1997,-№7.-С. 59.

4. Evdoshenko V.V., Kotenev A.D Evolution of international relations subject fédération based on using the concept of SDT agribusiness in the région // В сб.: Актуальные проблемы науки: от теории к практике материалы II Всероссийской научно-практической конференции / под ред. Ю.П. Кожае-ва, О.Ю. Зевеке ; Российский государственный социальный университет. - М., 2015. - С. 105-108.

5. Евдошенко В.В., Котенев А.Д., Оразалиев А.А. Стратегия организации внешнеэкономической деятельности предприятия// Актуальные проблемы науки: от теории к практике : материалы III Всероссийской научно-практической конференции / под ред. Ю.П. Кожаева, О.Ю. Зевеке. - Ставрополь : СКФУ, 2016. - С. 190-196

6. Евдошенко В.В., Котенев А.Д. Внешнеэкономические связи российских регионов // Символ науки. Международный научный журнал. - Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015.-С. 121-123.

7. Евдошенко В.В., Котенев А.Д., Максименко М.В. Государственное регулирование инвестиционных циклов в России// Актуальные проблемы науки: от теории к практике : материалы III Всероссийской научно-практической конференции / под ред. Ю.П. Кожаева, О.Ю. Зевеке. - Ставрополь : СКФУ, 2016.-С. 123-130.

8. Котенев А.Д. Механизм регулирования процессов развития АПК региона // Вестник Университета (Государственный университет управления). -2011,-№8.-С. 158-160.

9.Котенев А.Д., Евдошенко В.В. Пути рационализации развития внешнеторговых отношений агропромышленного комплекса Ставропольского края путем применения системы брендинга // Вестник Прикаспия. - 2014. - № 2(5). - С. 41-47.

10. Котенев А.Д. Теоретические основы государственного регулирования внешней торговой деятельности регионального агропромышленного комплекса // Вестник Института Дружбы народов Кавказа. Теория экономики и управления народным хозяйством. - 2010. - № 3 (15). - С. 151154.

11. Котенев А.Д. Государственная поддержка и регулирование агропромышленного комплекса при вступлении России во Всемирную торговую организацию (на материалах Ставропольского края): дис.... канд. э. н. - Ставрополь, 2006.

12. Котенев А.Д., Евдошенко В.В. Пути рационализации развития внешнеторговых отношений агропромышленного комплекса Ставропольского края путем применения системы брендинга // Вестник Прикаспия. - 2014. - № 2 (5). - С. 41-46.

13. Маркс К., Энгельс Ф. Капитал. Собр. соч. т. 23. -Изд. 2. - М.,1962.

14. Хореев Л.Г. Основы государственной экономической политики / Л.Г. Хореев. - М.: БРК, 1997. -143 с.

BANKING CONTROLLING IN THE CONDITIONS OF SCALE CRISIS OF THE RUSSIAN ECONOMY

Zaytceva Tatyana Vladimirovna, PhD of Economics, Associate Professor,

E-mail: [email protected]

Stupin Andrey Olegovich, Under-graduate Student,

E-mail: [email protected]

Chair of Economics and Managment, Don State Technical University (branch), Shahty

in article the authors discuss the importance of controlling Bank for the commercial banks and the Russian banking system as a whole. The main objective and functions of Bank controlling, the stages of analysis of the resource potential of the Bank. It is concluded that controlling is a qualitatively new system of Bank governance and economic crisis.

Keywords: bank, bank controlling; credit institution; management; organizational structure; crisis; inflation; market economy.

УДК 336.71 БАНКОВСКИЙ КОНТРОЛЛИНГ В УСЛОВИЯХ

MA СШТАБНОГО КРИЗИСА РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

В статье авторы рассматривают значимость банковского контроллинга для коммерческих банков и российской банковской системы в целом. Обозначена главная цель и функции банковского контроллинга, рассмотрены этапы анализа ресурсного потенциала банка. Сделан вывод о том, что контроллинг является качественно новой системой управления банковской деятельностью и в период экономического кризиса.

Ключевые слова: банк; банковский контроллинг; кредитная организация; менеджмент; организационная структура; кризис; инфляция; рыночная экономика.

©Зайцева Т.В., 2016 © Ступин А.О., 2016

Банковский контроллинг является системой эффективного управления коммерческим банком. Принятие правильных управлен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.