* *
> <
X
■x.
о
ш
zr s
О X
о
со
100
Работа в сети Интернет также может стать способом развить деятельность компании на зарубежном рынке без необходимости открытия филиала. Некоторые услуги консультативного и информационного характера могут с успехом продаваться посредством Интернета. Ярким примером может служить деятельность авиаперевозчиков, использующих Интернет для рекламы, поиска и продажи авиабилетов. В этом случае важно, чтобы интернет-ресурс компании был адаптирован ко всем рынкам, где компании ведет деятельность (различные языковые версии сайта). Решением может быть установка стартовой страницы с выбором страны и языка. Другой способ - создание нескольких сайтов на разных языках для разных стран.
В том случае, если необходимо сразу же после выхода на рынок привлечь большое количество клиентов, можно приобрести готовую компанию, оказывающую схожие услуги. Приобретение существующей компании позволит быстрее стартовать на новом рынке -в отличие от развития с нуля. Однако в этом случае необходимо учитывать, что покупка сторонней компании может потребовать корректировки технологий и корпоративной
культуры - если последние не отвечают принятым стандартам компании-покупателя. Вложения в обучение персонала могут оказаться существенными. Однако, если купленная компания обладает достаточно раскрученным на местном рынке брендом, то международная компания может временно оставить этот бренд для сохранения клиентов. Чаще же старый бренд после покупки заменяется на бренд компании-покупателя.
Наконец, открытие полноценного нового филиала - самый затратный и трудоемкий способ освоения международного рынка. Этот способ требует полного и точного воспроизведения всех процессов и технологий, которыми обладает компания на местном рынке. Временные затраты также оказываются существенными.
Литература:
1. Кастельс М. Информациональная эпоха: экономика, общество и культура / под ред. О.И. Шка-ратана. - М.: ГУ ВШЭ. 2000. - С. 51.
2. Полякова И.А. Оценка персонала в условиях экономической нестабильности / И.А. Полякова // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. - 201 б. - №1 (17). С. 150-155.
THEORETICAL AND METHODOLOGICAL BASIS OF INTERACTION BETWEEN STATE AND REGIONS IN THE ISSUES OF
DEVELOPMENT OF AGRARIAN AND INDUSTRIAL COMPLEX
Kotenyov Alexander Dmitrievich, PhD of Economics, Assistant Professor
E-mail: kot_sasha8Wmaii.ru
Evdoshenko Viktor Viktorovich, PhD of Economics, Senior Professor, Vlasov Andrey Vladimirovich, PhD of Economics, Lecturer,
Chair of Social-Economic and Humanitarian Disciplines, Stavropol branch of Ministry of Krasnodar University of Russian interior Ministry, Stavropol
The article deals with on the background of the geopolitical processes particularly effective mechanism of interaction between the subjects of the federation with the international community. Concretized the concept of regional economic complex, which is characterized by the interaction of two complementary structural components themselves. Keywords: agro-industrial complex; Agriculture; region; foreign trade activity.
УДК 332.025 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И РЕГИОНОВ В ВОПРОСАХ РАЗВИТИЯ АПК
В статье раскрыты на фоне происходящих геополитических процессов особенности эффективного механизма взаимодействия субъектов федерации с мировым сообществом. Конкретизировано понятие хозяйственного регионального комплекса, который характеризуется взаимодействием двух структурно дополняющих себя компонентов.
Ключевые слова: агропромышленный комплекс; сельское хозяйство; регион; внешнеторговая деятельность.
ВАК РФ 08.00.05
© Котенев А.Д., 2016 © Евдошенко В.В., 2016 © Власов А.В., 2016
Процесс становления рыночного механизма хозяйствования в России способствовал развитию процесса либерализации внешне-
торговой деятельности, как на федеральном уровне, так и на уровне регионов. При этом наметилась положительная тенденция к усилению внешнеторговых связей субъектов федерации. Предоставив большую самостоятельность в реализации внешнеторгового потенциала, регионам предоставили свободу в разрешении значимых социально-экономических проблем. Накопленный регионами финансово-экономический потенциал, призван способствовать улучшению результативности реализуемых мер региональной экономической политики , направленных не только на решение кризисных явлений, но и на достижение экономического роста.
Данное обстоятельство способствовало расширению инвестиционных возможностей, оптимизации ассортимента производимой продукции, что в свою очередь предопределило развитие внешнеэкономических связей региона. Теоретико-методологические основы, складывающиеся в практике управления региональными экономическими процессами АПК, объясняются прямой зависимостью национальной экономики от ситуации в микроэкономике, а также деятельности хозяйствующих субъектов АПК. В российской практике данные процессы характеризуются сложной экономической конъюнктурой, обусловленной нестабильностью хозяйственных связей.
В условиях дальнейшего развития рыночных отношений в России приоритетное значение приобретает решение проблем, связанных с определением роли и места регионов в развитии агропромышленного комплекса государства. При этом диверсификация деятельности хозяйствующих субъектов регионального АПК будет способствовать динамичному их росту в рамках осуществления внешнеторговой деятельности. Происходящие изменения геополитического характера вносят определенные коррективы в процесс становления механизма эффективного взаимодействия региональной экономики с мировым сообществом:
1) изменение рыночной конъюнктуры, в пределах которой формируются внешнеторговые связи и активизируются интеграционные процессы, способствующие укреплению взаимодействия региональной экономики с отечественными и зарубежными контрагентами;
2) изменение процесса формирования кооперационных связей агропромышленного комплекса государства и его регионов;
3) в рамках повышения самостоятельности регионов России усложнились их отдельные функции в процессе территориального разделения труда, изменилась их роль в механизме формирования единого экономического пространства;
4) кардинальным образом произошло изменений процесса формирования и развития взаимоотношений между субъектами рынка. В рамках повсеместной монополизации рынка наблюдается сужение рыночного пространства по сбыту сельскохозяйственной продукции, сокращение емкости внутреннего рынка, вызванного спадом производства, ограниченной платежеспособностью потребителей;
5) возможность непосредственного участия регионов в развитии внешнеэкономического потенциала стало возможным благодаря выбранному курсу на либерализацию ВТД в России, способствовало хозяйствующим субъектом самостоятельно заниматься экспортно-импортными операциями. Таким образом, внешнеторговая деятельность оказывает существенное влияние на процесс регионального воспроизводства, являясь при этом важнейшим из факторов, определяющих перспективы развития региональной экономики.
КОТЕНЕВ Александр Дмитриевич, кандидат экономических наук, доцент
ко^ав/пав [email protected]
СО
1-й
о си
-О 0-ш СК V-X ш и
о
Си со
ЕВДОШЕНКО Виктор Викторович, кандидат экономических наук, старший преподаватель
ВЛАСОВ Андрей Владимирович, кандидат юридических наук
кафедра Социально-экономических и гуманитарных дисциплин, Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России, Ставрополь
> <
X
о
ш т
о
X
о *=с со
102
Существующий в России региональный хозяйственный комплекс как самостоятельная хозяйственная единица характеризуется взаимодействием двух структурно дополняющих себя компонентов:
1) внутренние компоненты, олицетворяющие механизм взаимодействия государственных региональных структур с отдельными хозяйствующими субъектами сельскохозяйственного профиля;
2) внешние компоненты, включающие тесные взаимовыгодные связи органов власти, институтов мировой экономики, взаимодействующих с хозяйственными субъектами РФ.
Взаимодействие государства и регионов в вопросах развития ВТД АПК должно быть построено на основе следующих принципов:
1) последовательность реализации мер, направленных на развитие ВТД АПК;
2) равноправие между субъектами Российской Федерации в их отношениях с органами государственной власти Российской Федерации и доступу к финансовым ресурсам государства;
3) согласование интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Нам необходимо проанализировать, какие взаимосвязи, характеризующие региональный АПК, раскрывают его как открытый хозяйственный комплекс.
Имеющийся экономический потенциал АПК Ставрополья представлен в виде комплекса, специализирующегося на производстве продукции определенных видов. В то же время специализация региона на выпуске отдельных видов сельскохозяйственной продукции не исключает ситуации нехватки каких-либо иных товаров сельскохозяйственного профиля.
В рамках осуществления внешнеторговых операций параллельно формируются инвестиционные, страховые, финансовые, бюджетные производственные, научно-исследовательские и другие виды взаимоотношений.
Взаимодействие предприятий АПК региона с региональными органами власти осуществляется в рамках следующих отношений:
- Финансирование АПК региона. Финансирование расходов по обеспечению субъектов АПК региона осуществляется в рамках реализации бюджетных отношений. Однако финансовое обеспечение деятельности предприятий АПК региона не позволяет в полной мере осуществлять развитие инновационной деятельности отрасли, связанной с обновлением средств основных фондов, приобретением
современных машин и оборудования, освоением новыхтехнологий, развитием приоритетных экспортноориентированных подотраслей сельского хозяйства Ставропольского края и так далее. Государственное финансирование сельскохозяйственного производства края осуществляется в пределах средств краевого бюджета, предусмотренных законодательством Ставропольского края;
1) координация и контроль за деятельностью предприятий АПК региона, в том числе осуществляющих внешнеторговую деятельность. Проведением на территории Ставропольского края политики в сфере развития агропромышленного комплекса, контролем и координацией деятельности предприятий АПК занимается министерство сельского хозяйства Ставропольского края. Основными направлениями контрольных и координационных действий в отношении предприятий АПК, осуществляющих ВТД, являются: контроль за соблюдением законодательства; защита экономических интересов региональных сельско-хозяйственныхтоваропроизводителей на внутреннем рынке; поддержание стабильности в обеспечении населения российскими продовольственными товарами; открытость и последовательность в выборе мер и т.д.;
2) содействие в развитии внешнеторговой деятельности предприятий АПК региона. При реализации политики в области содействия развитию внешнеторговой деятельности АПК региона основополагающими задачами должны выступать: создание условий для инновационного развития экспортоориентирован-ных производств региона; проведение маркетинговых и выставочно-ярмарочных мероприятий, направленных на продвижение регионального продукта предприятий АПК и привлечение иностранных инвестиций; развитие системы консультирования участников внешнеторговой деятельности региона;
3) формирование информации о социально-экономическом положении предприятий АПК региона. Обеспечение достоверной, научно обоснованной, своевременной и полной информации о социально-экономическом положении предприятий АПК региона крайне важно при реализации аграрной политики. Кроме этого, в целях анализа состояния, динамики и тенденций развития внешней торговли товарами таможенные органы региона ведут сбор и обработку сведений о перемещении товаров через таможенную границу;
- Развитие ВТД АПК предполагает взаимодействие региональных органов власти с государством в рамках следующих отношений:
1) долевое финансирование предприятий АПК региона. Государственная поддержка сельскохозяйственного производства края может предоставляться на условиях долевого финансирования с федеральным бюджетом и осуществляться последующим направлениям: устойчивое развитие сельских территорий Ставропольского края;создание общихусловий функционирования сельского хозяйства Ставропольского края; развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства Ставропольского края; достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства Ставропольского края [2];
2) реализация приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" (далее - НПП). Реализация НПП позволила создать уникальный механизм взаимодействия государства через федеральные и региональные органы власти с предприятиями АПК, что способствовало динамичному развитию отрасли региона. Однако с реализацией отдельных направлений НПП возникло ряд проблем, основной из которых является сложность и забюрокраченность с получением кредитов под залог имеющихся мощностей сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Совершенствованию механизма взаимодействия государства и регионов в вопросах развития ВТД АПК препятствуют реализуемые на уровне субъектов РФ мероприятия (программы), копирующие в том или ином виде программы федерального уровня без учета особенностей региона. Эти программы, как правило, отличаются более высоким уровнем субсидий.
В этих условиях взаимодействие федеральных и региональных властей направленное на оздоровление неплатежеспособных сельскохозяйственных предприятий, а также на развитие экспортоориентированных подотраслей сельского хозяйства сводится к созданию схем, способствующих выводу активов несостоятельных хозяйств. Кроме этого, такое взаимодействие препятствует решению насущных проблем - расширения рынков сбыта товаров, произведенных региональными товаропроизводителями, поиску новых, в том числе иностранных, партнеров, внедрению инновационных методов и технологий в производство.
Литература:
1. Котенев А.Д., Евдошенко В.В. Государственное регулирование и поддержка агропромышленного комплекса в условиях реализации политики импор-тозамещения//KANT.-2016,-№1 (18).-С. 102-106.
2. Котенев А.Д. Совершенствование производственно-транспортной системы региона в рамках реализации концепции развития ВТД АПК // Мир науки, культуры, образования. - 2012. - № 5(36).
- С. 337-339
3. Котенев А.Д. Формирование концепции развития внешнеторговой деятельности агропромышленного комплекса региона // Вестник университета (Государственный университет управления). -2012. -№12. -С. 68-72.
4. Котенев А.Д. Евдошенко В.В. Брендинг как комплексный процесс развития региональных торговых марок при выходе на мировой рынок // Инновации, технлогии, наука : сборник статей Международной научно-практической конференции (3 декабря 2015г., г. Самара). В 2 ч. 4.1. -Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. - С. 237-239.
5. Котенев А.Д. Евдошенко В.В., Власов A.B. Институциональные формы эффективности для систем управления инновационной деятельностью // Актуальные проблемы науки: от теории к практике: материалы III Всероссийской научно-практической конференции / под ред. Ю.П. Кожаева, О.Ю. Зевеке.
- Ставрополь : СКФУ, 2016. - С. 130-136.
6. Котенев А.Д. Евдошенко В.В. Внешнеэкономические связи регионов // Символ науки. - 2015. -№11-1.-С. 121-123.
7. Котенев А.Д., Евдошенко В.В. Развитие новых форм организации инвестиционной деятельности в сельскохозяйственных предприятиях// Kant. -2013.-№3(9).-С. 84-87.
8. Котенев А.Д. Система государственного регулирования внешнеторговой деятельности регионального агропромышленного комплекса в России // Социальная политика и социология: междисциплинарный научно-практический журнал. - 2011. - № 2. - С. 204-213.
9. Котенев А.Д. , Евдошенко В.В. Внешнеэкономическая деятельность предприятий газовой промышленности в условиях интеграции в мировое хозяйство // Новая наука: от идеи к результату: Международное научное периодическое издание по итогам Международной научно-практической конференции (29 октября 2015 года, г. Стерли-тамак). / в 2 ч. 4.1. - Стерлитамак: РИЦ АМИ, 2015. -С. 182-184.
10. Котенев А.Д. Механизм регулирования процессов развития АПК региона // Вестник Университета (Государственный университет управления). -2011,- №8. -С. 158-160.
СО
1-Н
О си
-О Q-Ш CK b-X
LjJ
u
о cu
со
S
103
MONITORING OF REGIONAL AGRICULTURE IN THE IMPLEMENTA TION OF EXTERNAL TRADE IN THE IMPLEMENTA TION POLICY OF IMPORT SUBSTITUTION
Kotenyov Alexander Dmitrievich, PhD of Economics, Assistant Professor, Chair of Social-Economic and Humanitarian Disciplines, Stavropol branch of Ministry of Krasnodar University of Russian interior Ministry, Stavropol E-mail: kot_sasha8i/S>maii.ru