ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СФЕРЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
М. А. ПАХОМОВ, Е. С. ПАХОМОВА
В статье дается определение государственно-частного партнерства, отмечены его характерные черты. Дается перечень основных видов социальных инвестиций в сферу образования. Рассматривается разнообразие форм развития государственно-частного партнерства в сфере дошкольного образования.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, дошкольное образование, характерные черты ГЧП, социальные инвестиции в сферу образования, формы реализации ГЧП.
В настоящее время вопросы и проблемы внедрения в отечественную экономическую, социальную и управленческую практику принципов и механизмов государственно-частного партнерства получают все большую актуальность. Государственно-частное партнерство (ГЧП) - относительно новое для отечественной практики и комплексное по своей природе явление. В России формирование института государственно-частного партнерства относят к 2004 г. Отечественный опыт реализации ГЧП преимущественно связан с инфраструктурными проектами, тогда как за рубежом типичными сферами реализации государственно-частного партнерства являются транспорт, жилищнокоммунальное хозяйство, жилищное строительство, телекоммуникации, экологические проекты, финансовая и социальная сфера. Целесообразность использования механизмов ГЧП в социальной сфере Российской Федерации обусловливается высокими потребностями во внебюджетных средствах и использовании эффективных методов управления для повышения обеспеченности населения услугами здравоохранения, образования, культуры, жилищно-коммунального хозяйства и т. д.
Государственно-частное партнерство в сфере образования можно представить как взаимодействие государственных образовательных учреждений и структур бизнеса на основе взаимных интересов для достижения общих целей. Можно также сказать, что это партнерство представляет собой альянс между государством и бизнесом в целях реализации образовательных проектов на основе законодательных актов и специальных соглашений [1].
Государственно-частное партнерство - форма сотрудничества между органами государственной власти и бизнесом, основой целью которого
является обеспечить финансирование, сооружение, реконструкцию, управление и содержание объекта инфраструктуры или предоставление услуги.
Бизнес сегодня призван и активно способствует развитию социальных инвестиций в области образования. Основным содержанием социальной ответственности компаний в наше время является взаимодействие с образовательным учреждениями, их структурными подразделениями, учебными и научными коллективами, расширение присутствия компаний как в самом образовательном процессе, так и в управляющих органах, включая наблюдательные, попечительские и иные виды советов. Причем если раньше частный сектор ограничивался лишь благотворительной помощью, спонсорством или просто пожертвованиями, то сегодня он ориентирован на активное участие в жизни учебного заведения, его развитие, совершенствование материальной базы, вовлечение за свой счет уникальных специалистов в систему подготовки кадров, привлечение своих специалистов в процесс модернизации учебных заведений на территории своего присутствия, привлечение средств других благотворителей, а также бюджетов различных уровней для реализации совместных образовательных проектов в рамках и на основе ГЧП.
Основными видами социальных инвестиций в сферу образования могут быть следующие:
- финансовые инвестиции в виде пожертвований в эндаументы, фонды развития и иные фонды, предназначенные для развития учебного заведения, грантовые образовательные программы;
- прямые социальные инвестиции, направленные на совершенствование или изменение рынка труда в целом или на территории своего присутствия;
- развитие совместных проектов на основе софинансирования и взаимной выгоды;
- лоббирование интересов учебного заведения, проведение совместных акций и мероприятий;
- безвозмездное предоставление товаров и услуг учебному заведению [3].
Характерные черты государственно-частного партнерства:
- долгосрочный характер отношений;
- объединение ресурсов для достижения конкретного результата;
- распределение ответственности и рисков между частным и государственным партнером.
Разнообразие форм государственно-частного партнерства в системе дошкольного образования можно представить в таблице 1 [6].
Таблица 1
Формы реализации государственно-частного партнерства в системе дошкольного образования
Теперь рассмотрим содержание перечисленных форм ГЧП.
1. Государственно-частное партнерство в форме попечительских или управляющих советов, в которых участвуют представители субъектов частного сектора.
Данный механизм ГЧП позволяет включить в управление дошкольным образовательным учреждением представителей разных заинтересованных групп - государства (в лице органов государственной власти субъектов РФ), муниципалитетов, благотворителей, бизнеса, общественности (родительского сообщества). Эта форма становит-
ся особенно актуальной в случае, если благотворители и социальные инвесторы выдвигают в качестве условия получения образовательной организацией долгосрочного финансирования возможность участвовать в формировании программ развития и контроле их исполнения.
Ресурсное обеспечение деятельности совета образовательной организации может осуществляться как за счет средств самой организации, так и за счет средств заинтересованных сторон, представители которых вошли в совет. [7].
2. Государственно-частное партнерство в форме института общественного взаимодействия на основании решений органов государственного управления в форме экспертных советов, рабочих групп и др.
Данный механизм широко распространен в Российской Федерации, практически все администрации регионов имеют при себе экспертные и общественные советы, рабочие группы и др. Спектр задач, решаемый подобными формами ГЧП, обычно ограничен экспертизой законодательных инициатив, обсуждением и оценкой важных вопросов социальноэкономической и общественно-политической жизни региона, консультированием администрации региона. В образовательной сфере данный механизм может и используется для решения аналогичных задач.
Ресурсное обеспечение работы экспертного совета полностью лежит на органе государственной власти, по инициативе которого он был создан [4].
3. Государственно-частное партнерство в форме соглашения о сотрудничестве или протокола о намерениях по осуществлению совместных действий (без наступления гражданско-правовых обязательств).
Данная форма представляет собой наиболее простую и наименее обязывающую форму партнерства. Реализация совместной деятельности сторонами соглашения зависит исключительно от доброй воли сторон.
Ресурсы предоставляются сторонами в соответствии с возможностями и согласованными полномочиями и обязанностями [10].
4. Государственно-частное партнерство в форме простого товарищества.
По договору простого товарищества, наиболее известному как договор о совместной деятельности, двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной, не противоречащей закону цели.
Однако некоммерческая организация, в том числе и образовательное учреждение, не может
Формы ГЧП, ориентированные на выполнение функций управления Формы ГЧП, ориентированные на привлечение инвестиций частных компаний Формы ГЧП, ориентированные на участие общественности
- концессия; - аутсорсинг; - передача функций управления образовательным учреждением управляющим кампаниям - создание коммерческой организации (государство и частная кампания); - создание некоммерческой организации (государство и частная кампания); - заключение договора простого товарищества (государство и частная кампания); - соглашение о сотрудничестве / протокол о намерениях; - формирование Фондов «Целевого капитала» некоммерческой организации - попечительский совет; - управляющий совет
быть участником простого товарищества, созданного для извлечения прибыли, поэтому в сфере образования ГЧП в форме простого товарищества могут создаваться, например, в целях:
- консолидации и рационального использования материальных и преподавательских ресурсов образовательных учреждений для обеспечения качественного образовательного процесса;
- совместного решения организационнохозяйственных и кадровых вопросов.
Со стороны сферы образования участниками простого товарищества могут являться любые образовательные учреждения. В одно товарищество могут объединяться как образовательные учреждения одного типа, так и образовательные учреждения разных типов. Например: детские сады и школы и т. д. Помимо образовательных учреждений и бизнес-структур участниками простого товарищества могут быть родители, иные заинтересованные физические и юридические лица.
Созданием ГЧП в форме простого товарищества можно добиться решения таких задач, как:
- восполнение дефицита надлежащим образом оборудованных учебных, лабораторных, спортивных площадей образовательных учреждений;
- повышение эффективности использования имущественного комплекса образовательных учреждений;
- снижение бюджетных расходов на развитие и расширение имущественного комплекса образовательных учреждений [2].
5. Государственно-частное партнерство в форме коммерческой организации.
Государственно-частное взаимодействие на основе участия в капитале хозяйственного общества или товарищества позволяет сохранить достаточно высокую степень государственного (муниципального) контроля над этими организациями через своих представителей в их органах управления.
Данный механизм можно использовать в целях:
- поддержки и модернизации инфраструктуры сферы образования;
- реализации различных образовательных проектов;
- внедрения инновационных технологий;
- создания управляющих компаний в целях обеспечения эффективного управления движимым и недвижимым имуществом в сфере образования [5].
6. Государственно-частное партнерство в форме некоммерческой организации.
Среди механизмов государственно-частного партнерства в сфере образования наибольшее
распространение получает механизм в форме автономной некоммерческой организации, некоммерческого партнерства, фонда.
В форме некоммерческого партнерства или автономной некоммерческой организации могут создаваться образовательные организации, которые являются негосударственными, но при этом остаются под государственным или муниципальным контролем. Деятельность таких организаций финансируется за счет доходов от собственной деятельности, а также за счет частных финансовых вложений, а не за счет бюджетных средств.
В форме некоммерческого партнерства или автономной некоммерческой организации в сфере образования могут создаваться ГЧП, осуществляющие образовательную деятельность, направленную на:
- повышение эффективности управления в системе образования;
- осуществление бюджетных расходов с большей эффективностью, достижение относительной экономии в расходовании бюджетных средств;
- расширение имущественной и финансовой базы образовательных учреждений, в том числе и бюджетных, за счет привлечения внебюджетных источников финансирования;
- расширение конкурентоспособности образовательных программ, повышение их качества;
- усиление инновационной составляющей образования [6].
7. Целевой капитал как механизм государственно-частного партнерства.
Целевым капиталом является та часть имущества некоммерческой организации, которую она формирует за счет передаваемых ей пожертвований в виде денежных средств, а затем передает в доверительное управление управляющей компании в целях получения дохода, используемого для финансирование уставной деятельности данной некоммерческой организации - собственника целевого капитала или иных некоммерческих организаций - получателей доходов от целевого капитала.
Образовательные учреждения не могут быть собственниками целевого капитала, но могут быть получателями дохода от целевого капитала. Физическое или юридическое лицо - жертвователь, обладающее достаточными средствами и желающее осуществить акт благотворительности в отношении каких-либо образовательных учреждений (как одного, так и нескольких), заключает со специализированной некоммерческой организацией договор пожертвования, по которому он
обязуется передать в собственность этой некоммерческой организации денежные средства для формирования целевого капитала, доход от которого будет распределять в пользу иных получателей дохода от целевого капитала.
Доходы от целевого капитала могут направляться на:
- создание стимулирующих фондов по оплате труда преподавателей;
- развитие материально-технической базы и информационной среды, приобретение современного оборудования, пополнение библиотечного фонда;
- разработку и внедрение образовательных инноваций;
- финансовую поддержку социального пакета работников;
- другие цели в интересах образования [9].
8. Аутсорсинг в образовании как механизм
государственно-частного партнерства.
Под аутсорсингом понимается деятельность внешних исполнителей (подрядчиков, поставщиков), осуществляющих на основании гражданско-правовых договоров функции обеспечения и управления ресурсами образовательных учреждений. Главная цель такого партнерства системы образования и бизнеса - дать образовательным учреждениям возможность сосредоточить усилия на образовательной деятельности и получать более высокий уровень обслуживания этой деятельности без увеличения бюджетных затрат.
Внешним исполнителям можно передать такие хозяйственные функции образовательных учреждений, как обслуживание, содержание и ремонт зданий, сооружений; установка и обслуживание систем охранной и пожарной сигнализации, кондиционирования, вентиляции, электро- и водоснабжения, канализации; учет потребления тепло- и электроэнергии, холодной и горячей воды, расчет оптимизации энерго- и водопотребления; управление системами связи, интернет-, радио-, телекоммуникаций, сервисными системами, аварийными системами, системами доступа; организация горячего питания и медицинского обслуживания учащихся и воспитанников; организация работы по уборке помещений, зданий и территории образовательных учреждений, озеленению территории образовательных учреждений; обеспечение образовательных учреждений оборудованием, учебнонаглядными пособиями, учебными изданиями, компьютерной и иной техникой, мебелью, хозяйственным инвентарем и т. д.; организация доставки школьников в образовательные учреждения.
Источниками финансирования расходов при реализации указанных функций внешними ис-
полнителями могут выступать бюджетные ассигнования, предусмотренные на развитие образовательных учреждений; средства целевых программ, а также собственные средства образовательных учреждений (оказание платных услуг, доходы от предпринимательской деятельности, безвозмездные поступления и др.) [6].
9. Концессионные соглашения в образовании как механизм государственно-частного партнерства.
Концессионное соглашение - это соглашение, по которому одна из сторон - концессионер - обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное недвижимое имущество (Далее -объект концессионного соглашения) и осуществлять с использованием (эксплуатацией) этого недвижимого имущества деятельность, определенную концессионным соглашением, в течение времени, установленного данным соглашением. Другая сторона концессионного соглашения - конце-дент - является и будет являться собственником создаваемого и (или) реконструируемого имущества и предоставляет это имущество или объект концессионного соглашения концессионеру.
Концедент - это Российская Федерация, от имени которой выступает Правительство РФ или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти, либо субъект РФ, от имени которого выступает орган государственной власти субъекта РФ, либо муниципальное образование, от имени которого выступает орган местного самоуправления.
Концессионером может быть индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо либо действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества два и более юридических лица [8].
10. Привлечение управляющих кампаний в сферу образования как механизм государственночастного партнерства.
Государство или собственник образовательных учреждений представляет образовательному учреждению и управляющей компании сформулированное и обеспеченное ресурсами государственное задание на выполнение основной функции образовательного учреждения и контролирует качество, сроки и объемы его выполнения. Одновременно государство или собственник передает управляющей компании ресурсы и права управления образовательными учреждениями с целью обеспечения эффективного и качественного управления образовательными учреждениями и эффективного использования финансовых ресурсов.
В целях повышения качества образовательной услуги и в соответствии с государственным заданием управляющая компания:
- выстраивает логистику управления образовательным учреждением;
- обеспечивает полное финансирование государственного заказа;
- отвечает за эффективное использование имущественных комплексов образовательных учреждений и имеющегося оборудования, определяет формы их максимально возможного использования под нужды образовательного учреждения, производит модернизацию, ремонты и иное совершенствование, применяет различные формы эффективного использования имеющихся мощностей;
- обеспечивает образовательное учреждение квалифицированными кадрами, включая их переподготовку в вузах, корпоративную переподготовку;
- применяет современные технологии, использует различные финансовые и интеллектуальные ресурсы [10].
Таким образом, создавая совместно с частным бизнесом образовательные организации, государство получает развитый конкурентный рынок образовательных услуг; экономию в расходовании бюджетных средств на развитие системы образования; создавая родительский комитет, контролирующий деятельность частного образовательного учреждения, органы управления образования получают возможность экономить время на выполнение функций по координации и регулировании деятельности подведомственных учреждений, по организации закупок и поставок товаров, работ и услуг для государственных нужд области в установленной сфере деятельности; высвобождение рабочей силы управления образования позволит сосредоточить усилия на других направлениях образовательной деятельности, в том числе ее совершенствование. Бизнес, финансирующий деятельность образовательных организаций, получает возможность участвовать в управлении этими организациями, формировать социальный заказ системе образования, выстраивая учебный процесс в соответствии с потребностями рынка труда, определяя приоритеты развития образовательной организации, и влиять на качество подготовки специалистов. Образовательные организации получают финансовые ресурсы, необходимые для развития образовательной деятельности, соответствующей современным требованиям, и возможность давать обучающимся знания, максимально приближенные к запросам бизнеса.
Литература
1. Государственно-частное партнерство в образовании: законодательный аспект (рабочие материалы к «Круглому столу» в Государственной Думе ФС РФ (Москва, 18.10.07), подготовленные Федеральным агентством по образованию // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. 2007. № 3-4.
2. Дьяконова И. Б. Перспективы развития взаимодействия бизнеса и государства в образовательной сфере // Современная экономика: проблемы и решения. 2010. № 7.
3. Еремин В. Л. Государственно-частное партнерство в образовании // Актуальные проблемы социально-экономического развития России. 2010. № 2.
4. Майбородин В. А., Хоменко О. А. Частногосударственное партнерство в системе управления муниципальным образованием // Управление экономическими процессами в России: сб. науч. тр. Саратов, 2006.
5. Мельник М. В. Государственно-частное партнерство в образовании // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2011. № 3.
6. Низиенко Е. Л. Методические рекомендации по применению частно-государственного партнерства в сфере дошкольного образования // Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России № 0366 от 07.02.2011 г.
7. Новиков В. С. Государственно-частное партнерство как механизм трансформации сферы образовательных услуг в РФ: дис. ... канд. эконом. наук. Ростов н/Д, 2009.
8. Попондопуло В. Ф. Концессионное соглашение - правовая форма государственно-частного партнерства // Российский ежегодник предпринимательского (коммерческого) права. 2008. № 1.
9. Романенко Н. М. Государственно-частное партнерство в образовании в организационно-правовой форме целевого капитала // Тегга Есопотсш. 2010. Т. 8. № 4-3.
10. Тамер О. С., Лисачкина В. Н. Внедрение новых механизмов управления образовательными учреждениями в процессе развития различных форм государственно-частного партнерства // Среднее профессиональное образование. 2009. № 3.
* * *
STATE-PRIVATE PARTNERSHIP IN THE
SPHERE OF PRESCHOOL EDUCATION
M. A. Pakhomov, Ye. S. Pakhomova
In article definition of state-private partnership is given, its characteristic features are made. The list of main types of social investments into education is given. Variety of forms of development of state-private partnership in the sphere of preschool education is considered.
Key words: state-private partnership, preschool education, characteristic features of SPP, social investments into education, forms of realization of SPP.