■ Гп^ РОССИвС ■ \Zs првдпр РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО 1 Том 18 • Номер 3 • февраль 2017 1 ISSN 1994-6937 1
. rf""" - 11= ^^^^ издательство Креативная экономика
ru,. Russian Journal of Entrepreneurship 1
_ 1-
Использование государственно-частного партнерства в образовании
Мельников М.С.1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
АННОТАЦИЯ:_
В статье рассматриваются механизмы государственно-частного партнерства в образовании, возможный эффект от государственно-частного взаимодействия и раскрываются основные направления взаимодействия государства, бизнеса и системы образования. Автор приводит виды контрактов, посредством которых реализуются механизмы ГЧП в образовании.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: государственно-частное партнерство, ГЧП в образовании, государственная политика, частный капитал, образовательная инфраструктура.
Public-private partnership in education
Melnikov M.S.^
1 Plekhanov Russian University of Economics
Во многих сферах экономики государство переходит от преимущественно административно-властного воздействия на экономическую систему через ее регулирование к отношениям взаимодействия, мотивации и партнерства. Государство продолжает финансировать фундаментальные исследования, стипендии для талантливых и нуждающихся студентов, однако рыночные институты позволяют повысить эффективность государственного участия в высшем образовании и создать условия для притока в образование частных капиталов.
В 80-х годах XX в. началось активное применение форм государственно-частного партнерства в сфере образования во многих зарубежных странах, которые являются лидерами на международном рынке образовательных услуг. В мировой практике частные инвестиции привлекаются в сферу образовательной инфраструктуры [3, 6, 5] (Zavyalov, Nagalin, Zavyalova, 2016, Khaykin, 2010, Smotritskaya, Saginova, Sharova, 2014). Это позволяет использовать ресурсы и навыки, доступные частным компаниям, применять менее формализованные процедуры закупок частным сектором, позволяя государственным агентствам сосредоточиться на функциях, в которых у них есть сравнительное преимущество. Наиболее эффективным государственно-част-
ное взаимодействие оказывается в тех случаях, когда частный сектор инвестирует в образовательную инфраструктуру и предоставляет качественные вспомогательные, неосновные услуги, а государство сохраняет контроль за оказанием основных образовательных услуг. С целью реализации совместных образовательных проектов на базе государственно-частного партнерства (ГЧП) бизнес участвует в совершенствовании материальной базы образовательных учреждений, обеспечении системы подготовки уникальных специалистов, привлечении средств от других предпринимателей.
Форма ГЧП в значительной степени определяется объектом партнерства, на который направлены действия партнеров. Такими объектами могут быть земельные участки, здания, сооружения, оборудование, имущество потребительского, социального, культурного назначения, продукты интеллектуального и творческого труда.
Среди механизмов ГЧП в образовании [6] (Khaykin, 2010) можно выделить:
1. Контрактные механизмы ГЧП, которые не требуют образования юридического лица.
1.1. Договор простого товарищества, в котором фиксируются существенные и ключевые условия отношений, прав, обязанностей и ответственности участников договора. Договор простого товарищества фиксирует сетевую форму организации, позволяющую ее участникам добиваться коллективных взаимовыгодных результатов благодаря координации текущей деятельности самостоятельных организаций без образования совместного предприятия и юридического лица.
1.2. Концессия (концессионное соглашение), по которому в целях строительства нового или модернизации уже существующего имущества объекты образовательной сферы передаются концессионеру. Данный механизм ГЧП достаточно новый для всей социальной сферы и пока не имеет широкого практического при-
ABSTRACT:_
The article examines the mechanisms of public-private partnership in education. The major directions of public-private cooperation are outlined, and the possible impact of joint projects is discussed. The article demonstrates the basic of types of agreements used to implement the public-private partnership in education.
KEYWORDS: public-private partnership, education, state policy, public entrepreneurship, private capital, education infrastructure.
Received: 16.12.2016 / Published: 16.02.2017
© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Melnikov M.S. ([email protected])
CITATION:_
Melnikov M.S. (2017) Ispolzovanie gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v obrazovanii [Public-private partnership in education]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 18. (3). — P. 303-308. doi: 10.18334/ rp.18.3.37296
менения в образовании. Суть механизма заключается в создании возможности для привлечения профессиональных компаний, специализирующихся в развитии объектов инфраструктуры и обладающих соответствующими ресурсами, войти в долгосрочные проекты модернизации объектов социальной сферы.
1.3. Подписание протокола о намерениях или соглашения о сотрудничестве по осуществлению совместных действий. Данная форма является наиболее простой и наименее обязывающей формой партнерства потому, что гражданско-правовые обязательства не наступают. Реализация сторонами соглашения о сотрудничестве зависит исключительно от доброй воли сторон.
1.4. Привлечение управляющей компании для обеспечения эффективного управления образовательными учреждениями с целью качественного выполнения государственного задания. Данная форма ГЧП должна позволяет использовать квалифицированное управление образовательными системами, приток свежих квалифицированных кадров, внедрять организационно-финансовые механизмы в управление образованием.
2. Институциональные механизмы ГЧП — создание новой институциональной системы или нового юридического лица.
2.1. Создание коммерческой организации. Ее участники будут распределять расходы, доходы и риски пропорционально в соответствии с принадлежащими им долями. Данный механизм позволяет концентрировать финансовые, предпринимательские и управленческие ресурсы, а также полномочия по управлению ими в рамках одного субъекта экономических отношений. Данный механизм как форма ГЧП в соответствии с российским законодательством не позволяет оперировать бюджетными деньгами.
2.2. Создание на основе взносов участников некоммерческой организации. Организационно-правовая форма: автономная некоммерческая организация некоммерческое партнерство, фонды. Некоммерческие организации (НКО) так же, как и коммерческие, позволяют концентрировать финансовые, предпринимательские и управленческие ресурсы, а также полномочия по управлению ими в рамках одного субъекта экономических отношений. Хотя НКО обязаны строго придерживаться уставной деятельности и направлять на нее все полученные доходы, данный механизм обеспечивает большую самостоятельность и гибкость в управлении ресурсами по сравнению с любой другой формой организации.
ОБ АВТОРАХ:_
Мельников Михаил Сергеевич, кандидат экономических наук ([email protected])
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_
Мельников М.С. Использование государственно-частного партнерства в образовании // Российское предпринимательство. - 2017. - Том 18. - № 3. - С. 303-308. doi: 10.18334/ф.18.3.37296
2.3. Создание институтов общественного взаимодействия в формах рабочих групп, экспертных советов на основании решений органов государственного и муниципального управления. Механизм распространен в России, практически при всех администрациях регионов имеются экспертные и общественные советы, рабочие группы и др. Задачи, которые решает подобная форма партнерства, заключаются в консультировании, обсуждении и оценке существенных вопросов социальной, экономической и политической жизни, экспертизой законодательных инициатив.
2.4. Создание фонда целевого капитала с последующей его передачей в доверительное управление. Целью создания является использование дохода на развитие образовательной деятельности и инфраструктуры. Данный механизм ГЧП используется для финансирования некоммерческих организаций за счет доходов, полученных от инвестирования крупных сумм пожертвований или от управления финансовыми активами, переданными благотворителями для этих целей.
3. Внедрение механизмов общественного взаимодействия — органов общественного управления.
3.1. Создание управляющих или попечительских советов в рамках образовательных учреждений. В советах участвуют представители частного сектора. Механизм аналогичен совету директоров корпораций. Советы дают возможность включить в управление образовательной организации представителей разных заинтересованных групп: бизнеса, государства, благотворителей, муниципалитетов, общественности и др. Данный механизм особенно актуален в том случае, если представители бизнеса и благотворители в качестве условия получения образовательной организацией долгосрочного финансирования выдвигают условие их участия в формировании программ развития организации и контроле их исполнения.
3.2. Актуальным и многообещающим направлением государственно-частного пар-
тнерства выступают гранты и программы, в основе которых лежит безвозмездное финансирование конкретных направлений деятельности: академических программ и курсов, стипендиальных программ, научной деятельности, исследований и мероприятий, проектов и так далее [2]. Довольно активную работу в этом направлении ведут благотворительные фонды, что, в свою очередь, делает образование более доступным, способствует его модернизации и дает новые возможности соискателям.
3.3. Создание ассоциаций выпускников. Они представляют собой добровольные общественные самоуправляемые организации. Выпускники вузов в рамках подобных организаций помогают налаживать профессиональные и деловые контакты, предлагают участие в групповых проектах, организуют совместную работу с администрацией и студентами учебного заведения, проводят кол-
лективные мероприятия, содействуют трудоустройству и оказывают помощь друг другу в поиске работы. Также благодаря активности членов ассоциаций выпускников происходит совершенствование содержания образовательного процесса. Необходимо отметить, что данное направление становится все более и более распространенным и востребованным.
В российской практике применения ГЧП в образовании можно говорить не столько о лучшей практике, сколько о первом опыте таких проектов. В настоящее время крайне необходимо перейти к стратегическому партнерству государства и частного сектора. Важно сформировать систему отношений, которая в целях укрепления социальной сферы экономики обеспечивала бы рациональное сочетание свободной конкуренции с мерами государственного регулирования.
Союз между бизнесом, университетом и властью символизирует теория «тройной спирали», являющаяся главными составляющими инновационной системы любой страны. Данная теория была создана в начале XXI в. в Англии и Голландии профессорами Генри Ецковиц (университет Ньюкасла) и Лойет Лейдесдорф (амстердамский университет) [4]. Роль сотрудничества трех перечисленных выше участников «тройной спирали», государства, образовательной организации и бизнеса, очень важна в формировании инновационной среды высшей школы. Прежде всего, она выражается в поддержке и финансировании научно-исследовательской и научно-практической деятельностей.
В условиях развития инновационной экономики и формирования информационного общества, основанного на знаниях, ощутимо возрастает роль сферы образования для социально-экономического развития. Значение отрасли образования определяется формированием в ней компетенций, созданием и распространением знаний — главными ресурсами общества. Эффективность работы образовательной сферы является залогом успешного социально-экономического развития.
В роли ключевого направления, которое способно оказать положительное влияние на качество социально-экономического роста, выступает развитие сектора социальных услуг на основе государственно-частного партнерства [1] (Grishin, Melnikov, Stroganov, 2015). Зачастую, главные достоинства такого партнерского сотрудничества — это повышение эффективности и гибкости, привлечение дополнительного финансирования и других источников, с одной стороны, а с другой — получение дополнительных гарантий и снижение суммарных рисков.
От развития государственно-частного партнерства в образовании зависит создание инновационной инфраструктуры вузов: малых инновационных предприятий, центров трансфера технологий, бизнес-инкубаторов, центров коллективного пользования и др. Уникальная комбинация возможностей государственного и частного секторов, возникающая в государственно-частном партнерстве в образовании определяет высокий потенциал инновационных подходов к созданию инфраструктуры образования в рамках государственно-частного партнерства.
•
ИСТОЧНИКИ:
1. Гришин А.И., Мельников М.С., Строганов И.А. Социальное предпринимательство и социальные проекты бизнеса в рамках концепции устойчивого развития // Вестник Академии. — 2015. — № 1. — С 9-15.
2. Еремин В.Л. Государственно-частное партнерство в образовании // Научно-аналитический журнал «Актуальные проблемы социально-экономического развития России», 2-10 № 2. Официальный сайт Российского союза промышленников и предпринимателей [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.rspp.ru — (Дата обращения: 16.08.2016)
3. Завьялов Д.В., Нагалин В.Ю., Завьялова Н.Б. Государственное предпринимательство в национальной экономике // Российское предпринимательство. — 2016. — № 20. — с. 2755-2764. — doi: 10.18334/ф.17.20.36653.
4. Миндич Д. Тройная спираль по-шведски. // Эксперт № 35(768) от 5 сентября 2011 г.
5. Смотрицкая И.И., Сагинова О.В., Шарова И.В. Государственное предпринимательство как новое направление подготовки кадров // Человеческий капитал и профессиональное образование. — 2014. — № 4. — С 75-81.
6. Хайкин В.Л. Руководство по масштабному внедрению частно-государственного партнерства в образовании. — М.: МАКС-Пресс, 2010.
REFERENCES:
Grishin A.I., Melnikov M.S., Stroganov I.A. (2015). Sotsialnoe predprinimatelstvo i sotsialnye proekty biznesa v ramkakh kontseptsii ustoychivogo razvitiya [Social entrepreneurship and social projects of business within the sustainable development concept]. Vestnik Akademii. (1). 9-15. (in Russian).
Khaykin V.L. (2010). Rukovodstvo po masshtabnomu vnedreniyu chastno-gosudar-stvennogo partnerstva v obrazovanii [Guide for large-scale implementation of public-private partnerships in education] Moscow: MAKS-Press. (in Russian).
Smotritskaya I.I., Saginova O.V., Sharova I.V. (2014). Gosudarstvennoe predprinimatelstvo kak novoe napravlenie podgotovki kadrov [Public entrepreneurship as a new sphere of training specialists]. Human Capital and Professional Education. (4). 75-81. (in Russian).
Zavyalov D.V., Nagalin V.Yu., Zavyalova N.B. (2016). Gosudarstvennoe predprinimatelstvo v natsionalnoy ekonomike [The state business in the national economy]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 17 (20). 2755-2764. (in Russian). doi: 10.18334/ rp.17.20.36653.