УДК 334
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ИСТОЧНИК ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИЙСКИЕ РЕГИОНЫ (на примере Тульской области)
© Наталья Владимировна ГУБАНОВА
Российский государственный университет туризма и сервиса, п. Черкизово, Московская область, Российская Федерация, кандидат экономических наук, профессор, зав. кафедрой региональной экономики и управления, e-mail: nadya_gubanova@ mail.ru
Статья посвящена актуальной проблеме - развитию государственно-частного партнерства в российских регионах, сочетающего инвестиционную политику, включающую выбор источников и механизмов привлечения инвестиций, создание необходимой нормативно-правовой базы функционирования рынка инвестиций, а также формирование благоприятного инвестиционного климата. На примере Тульской области рассматриваются инвестиционные и социальные аспекты данной проблематики. В работе показано, как реализация мер по развитию государственно-частного партнерства способствует привлечению инвестиции в экономику региона, улучшает социальную обстановку, содействует созданию положительного имиджа Тульской области на международном и межрегиональном уровнях.
В качестве положительного примера приводится строительство «Промышленного комплекса города Новомосковск Тульской области», спроектированного по заданию администрации Тульской области и при поддержке Правительства РФ с привлечением финансовых средств крупных российских и зарубежных фирм, таких как ОАО «Новомосковская акционерная компания «Азот», ООО «Проктер энд Гэмбл - Новомосковск», ООО «Кнауф Гипс Новомосковск», ЗАО «Управляющая компания Группы предприятий «ГОТЭК», ОАО «Территориальная генерирующая компания».
Ключевые слова: государственно-частное партнерство; государственные гарантии; бюджетные инвестиции; инвестиционная активность частного бизнеса; межрегиональный аутсортинг.
В условиях рыночной экономики активная роль в областном стратегическом развитии принадлежит инвестиционной политике, которая включает в себя выбор источников и механизмов привлечения инвестиций, создание необходимой нормативно-правовой базы функционирования рынка инвестиций, формирование благоприятного инвестиционного климата1.
В настоящее время наблюдается обострение конкуренции между российскими регионами за инвестиции. На сегодняшний день определяющим фактором при принятии инвестором решения о вложении капитала становится наличие в области инвестиционных площадок с развитой инфраструктурой и административная поддержка инвестиционных проектов.
Основная цель - улучшение инвестиционного климата, развитие государственночастного партнерства в Тульской области, обеспечивающих рост объемов прямых инве-
1 Данной темы авторы касались в работе, посвященной управлению проектами государственно-частного партнерства [1].
стиций, создание новых рабочих мест с высокой производительностью труда, рост производства товаров (работ, услуг), достижение на этой основе устойчивого социальноэкономического развития.
Тульская область на карте инвестиционной привлекательности России отнесена к категории «полюсов роста» (согласно рейтингу инвестиционной привлекательности регионов России за 2004-2012 гг., составленном российским рейтинговым агентством «Эксперт РА») [2], характеризующихся существенным внутренним потенциалом развития.
Основную роль в позиционировании Тульской области как инвестиционного поля играет ее непосредственная близость к Москве и доступность к хорошо развитой транспортной инфраструктуре. Вдобавок к этому -традиционный тульский производственный и научно-технический потенциал, предоставляющий региону громадные возможности для привлечения инвестиций и развития экономики. Это особенно важно в свете все более набирающего обороты межрегионально-
го аутсорсинга, т. е. вывода основных производств крупных компаний из Москвы в регионы. Тульская область - одна из первых в очереди на то, чтобы заполучить эти производства.
Однако, несмотря на эти возможности, серьезным ограничением для Тульской области является человеческий фактор. А именно - бедность и существенная депопуляция населения. Напомним, именно Тульская область является одним из лидеров в России по естественной убыли населения [3].
С развитием экономики региона могут обостриться и миграционные проблемы.
Серьезной угрозой для региона является и все возрастающий износ основных фондов, а также инженерной и транспортной инфраструктуры. В регионе взаимодействие власти и бизнеса осуществляется в инвестиционной сфере в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП) [4-7]. Для реализации такого партнерства имеется как федеральная, так и региональная законодательная база, сложилась и успешно функционирует правоприменительная практика. Необходимо обратить внимание, что в рамках государственно-частного партнерства основная часть государственных инвестиций выделяется на строительство инфраструктуры общего пользования. Следует указать, что привлечь частные инвестиции на инфраструктурные проекты другим способом практически невозможно в силу длительных сроков окупаемости и из-за законодательных ограничений. Государственные гарантии и бюджетные инвестиции являются важнейшими инструментами привлечения частных денег и способствуют инвестиционной активности частного бизнеса [8, с. 361].
Наибольшую отдачу государственных средств в рамках инфраструктурных проектов обеспечивает локализация этих проектов, осуществляемая частным сектором в пределах одной территории. В качестве примера можно привести федеральный план строительства «Промышленного комплекса города Новомосковск Тульской области», спроектированный по заданию администрации Тульской области и при поддержке Правительства РФ. Этот проект основывался в значительной степени на бюджетных средствах, выделяемых Инвестиционным фондом РФ.
Город Новомосковск, насчитывающий около 130 тыс. жителей, является крупным индустриальным и транспортным центром. Согласно «Стратегии социально-экономического развития Тульской области», он рассматривается в качестве зоны опережающего экономического роста данного региона. Комплексное развитие города предполагает расширение энергетических мощностей данного населенного пункта, строительство железных и автомобильных дорог, реализацию проектов развития местных промышленных предприятий.
Финансирование данного плана составляет 46 млрд 300 млн руб. (из них 8,7 млрд Инвестфонд, 0,6 млрд - правительство Тульской области, остальное - частные инвестиции). Получаем неплохой результат - на 1 руб. бюджетных средств привлекаем 4 руб. частных инвестиций.
Среди частных инвесторов такие крупные российские и зарубежные фирмы, как ОАО «Новомосковская акционерная компания «Азот», ООО «Проктер энд Гэмбл - Новомосковск», ООО «Кнауф Гипс Новомосковск», ЗАО «Управляющая компания Группы предприятий «ГОТЭК», ОАО «Территориальная генерирующая компания» и т. п.
Транспортная составляющая проекта играет решающую роль в реализации проекта, поскольку именно она обеспечивает растущий спрос на транспортные услуги со стороны предприятий г. Новомосковска. Локализация нескольких промышленных инвестпроектов на одной территории позволяет относительно небольшим бюджетным вложениям в транспортную инфраструктуру привлечь значительные частные инвестиции производственного характера. Осуществление этого комплексного проекта, находящегося в настоящий момент на стадии реализации, позволит создать более тысячи рабочих мест в городе, увеличит ВРП Тульской области на 6-7 %.
Следует обратить внимание на тесное взаимодействие руководства Тульской области с Инвестиционным фондом РФ. Инвестфонд, несмотря на раздающуюся в последнее время критику его деятельности в связи с неэффективностью использования средств, является важным институтом развития в России, оказывающим значительное
влияние на региональное развитие страны в целом [9].
Другой формой государственно-частного партнерства региона являются концессии. Примером может служить деятельность группы компаний «Конти», заключившей в 2003 г. с муниципалитетом концессионное соглашение на ремонт и эксплуатацию муниципальной котельной.
Компания отремонтировала теплосети, и сейчас котельная отапливает половину самого большого района областного центра. В настоящий момент на базе данного договора подготовлено типовое концессионное соглашение, которое будет рекомендовано при заключении аналогичных договоров в данной сфере.
Руководству Тульской области необходимо обратить внимание и на другой институт развития, финансирующий инфраструктурные проекты в рамках различных моделей государственно-частного партнерства. В данном случае имеется в виду Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк, далее - ВЭБ). В инфраструктурных проектах ВЭБ выступает в качестве либо кредитора, либо поручителя, предоставляя гарантии для получения кредитов в коммерческих банках. Своим участием ВЭБ по сути гарантирует не только исполнение обязательств государства по ГЧП-проектам, но и защищает государственные интересы при распределении бюджетных инвестиций.
Сегодня, несмотря на определенные трудности, и власть, и бизнес могут и должны выступать надежными партнерами, способными к конструктивному диалогу и взаимовыгодному сотрудничеству. Существенная поддержка государства и активное привлечение бизнеса к развитию регионов позволят не только гарантировать стабильное развитие национальной экономики в условиях современного периода «финансовой нестабильности», но и заложат основы ее будущего развития [10, с. 26].
В рамках развития ГЧП следует воплотить в жизнь следующее:
- сформировать инвестиционное предложение региона: перечень инвестиционнопривлекательных земельных участков с описанием существующего инфраструктурного обеспечения с целью создания инвестиционного паспорта региона; определение основ-
ных отраслевых приоритетов развития индустриальных парков на территории Тульской области, выпуск концепций развития региона; повышение эффективности механизмов налогового стимулирования инвестиций на региональном и муниципальном уровнях;
- организовать взаимодействие с инвесторами: создание и организация работы комиссии по инвестиционной политике и развитию государственно-частного партнерства с целью обеспечения эффективной работы по определению основных векторов развития инвестиционной политики в регионе, оказанию поддержки инвесторам в части реализации инвестиционных проектов, формированию единого мнения по вопросам развития механизмов государственно-частного партнерства на территории Тульской области; создание ОАО «Тульская региональная корпорация развития государственно-частного партнерства», целью которой является внедрение механизмов государственно-частного партнерства при реализации инвестиционных проектов во всех сферах жизнедеятельности;
- развивать внешнеэкономическую деятельность: совершенствование нормативно-правовой базы в сфере международных и межрегиональных связей Тульской области; проведение мероприятий, направленных на развитие кооперационных связей между Тульской областью и странами СНГ; развитие международных и межрегиональных связей региона в целях продвижения тульской продукции на внешних рынках; активное позиционирование региона в профессиональной среде, участие в специализированных отраслевых мероприятиях; оказание поддержки при реализации в области инвестиционных проектов создания или развития экспорто-ориентированных производств; развитие информационного обеспечения внешнеторговой деятельности в Тульской области; содействие в развитии презентационной, выставочно-ярмарочной деятельности предприятий региона;
- провести эффективный маркетинг территории: актуализация инвестиционного паспорта Тульской области: презентационного материала о социально-экономическом состоянии региона, наиболее перспективных инвестиционных площадках и проектах; размещение на сайте министерства инвестици-
онной политики государственно-частного партнерства и внешних экономических связей Тульской области информации об имеющихся площадках, возможностях их использования, наличии коммуникаций, плане по строительству дорожной инфраструктуры, инженерных коммуникаций, возможностях подведения железных дорог; организация участия в различных отраслевых и многопрофильных выставках - ярмарках, бизнес-форумах, бизнес-миссиях и т. д.: создание нового регионального сайта, посвященного организации инвестиционной деятельности Тульской области.
Последовательная реализация мер по улучшению инвестиционного климата и повышению инвестиционной привлекательности Тульской области, а также развитие механизмов государственно-частного партнерства позволит добиться ежегодного увеличения объемов инвестиций в основной капитал. Освоение инвестиционных ресурсов будет способствовать росту объемов производства предприятий области, укреплению их экономического потенциала, и, как следствие, созданию дополнительных рабочих мест, повышению благосостояния населения, увеличению поступлений налогов в бюджеты всех уровней.
Привлечение средств частных инвесторов в реализацию инфраструктурных проектов и создание социально значимых объектов позволит обеспечить развитие инфраструктуры ускоренными темпами, создать возможность предоставления более качественных услуг, разделить финансовые риски по реализации проекта с инвестором, обеспечить эффективное управление объектами, находящимися в государственной собственности.
Реализация мер по развитию внешнеэкономических связей и формированию положительного имиджа Тульской области позволит привлечь иностранные инвестиции в экономику региона, создать благоприятное мнение о Тульской области на международном и межрегиональном уровнях, внедрить
новые технологии при реализации совместных международных проектов.
1. Губанова Н.В., Жуков В.В., Косторниченко В.Н. Актуальные вопросы управления проектами государственно-частного партнерства // Материалы Всероссийской научно-практической конференции Института сервиса (г. Москва) (филиал) РГУТиС. М., 2012. Вып. 13. C. 13-30.
2. Инвестиционные рейтинги регионов России. URL: http://raexpert.ru/ratings/regions. Загл. с экрана.
3. Социальный атлас российских регионов.
URL : http ://atlas.socpol. ru/portraits/tula. shtml.
Загл. с экрана.
4. Баженов А.В., Воротников А.М. Роль государственно-частного партнерства в региональном и местном развитии: (Центр ГЧП Внешэкономбанка). М., 2011.
5. Варнавский В.Г., Клименко А.В. и др. Государственно-частное партнерство: теория и практика. М., 2010.
6. Мочальников В.Н. Государственно-частное партнерство: отечественный опыт, мировые тенденции, вектор развития для России: монография. М., 2012.
7. Дудка В.Д. Государственно-частное партнерство - основа посткризисного развития регионов // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. 2010. № 2 (43).
8. Ветрова Е.А. Основные особенности социально-экономического взаимодействия власти и бизнеса по развитию человеческого капитала в современной России // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2010. Вып. 12 (92).
9. Улучшение инвестиционного климата в Тульской области на период 2011-2016 годов: долгосрочная целевая программа (в ред. Постановления правительства Тульской области от 31.10.2011 г. № 72). Тула, 2011.
10. Ветрова Е.А. Особенности трансформации экономики благосостояния при переходе к постиндустриальному обществу // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2009. Вып. 10 (78).
Поступила в редакцию 24.08.2013 г.
UDC 334
PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIPS AS SOURCE OF INVESTMENT IN RUSSIAN REGIONS (by example of Tula region)
Natalia Vladimirovna GUBANOVA, Russian State University of Tourism and Service, Cherkizovo, Moscow region, Russian Federation, Candidate of Economics, Professor, Head of Regional Economics and Management Department, e-mail: nadya_gubanova@ mail.ru
The article is devoted to the development of state-private partnership in the Russian regions, combining the investment policy including a choice of sources and mechanisms of attraction of investments, creation of necessary standard and legal base of functioning of the market of investments, and also formation of favorable investment climate. By the example of Tula region the investment and social aspects of this perspective are considered. In work it is shown how realization of measures for development of state-private partnership promotes attraction of an investment into region economy, improves a social situation, and promotes creation of positive image of Tula region at the international and interregional levels.
Construction is given as a positive example of “industrial complex of the city of Novomoskovsk of Tula region”, designed on the instructions of administration of Tula region and with support of the Government of the Russian Federation with attraction of financial means of major Russian and foreign companies, such as JSC Novomoskovsk joint-stock company Azot, JSC Procter and Gamble-Novomoskovsk, JSC Knauf Gips Novomoskovsk, JSC Management Company Groups of Companies GOTEK, JSC Territorial Generating Company.
Key words: public-private partnerships; government guarantees; budget investments; the investment activity of private business; inter-regional outsourcing.