УДК 330.322
МОБИЛИЗАЦИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ РЕСУРСОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОРОД НОВОМОСКОВСК
Л.А. Сизов
Рассмотрены проблемы мобилизации инвестиционных ресурсов в условиях современной экономической ситуации Российской Федерации с учетом влияния перманентного и затяжного финансового кризиса на примере муниципального образования Тульской области город Новомосковск. В качестве основных направлений муниципальных ресурсов автором предлагается создание муниципальных венчурных фондов и эмиссия выпуска муниципальных инвестиционных облигаций
Ключевые слова: инвестиционный климат, инвестиционные ресурсы, венчурные фонды, муниципальные облигации, индикативное планирование.
Современная экономическая ситуация в Российской Федерации не вызывает оптимизма. По оценке экспертов министерства финансов РФ ВВП Российской Федерации упал на 3,7 % за 2015 год, перспективой развития российской экономике до 2030 года является затяжная стагнация, с наложением финансовых кризисов, в том случае если не будут проводиться реформ по модернизации на основе наукоёмких технологий [1].
Мы можем выделить следующие причины этого:
- падение мировых цен на энергоносители;
- экономические санкции, введенные против России, из-за событий на Украине;
- структурные диспропорции народнохозяйственного комплекса Российской Федерации;
- низкое качество инвестиционного климата как страны в целом, так и отдельных её регионов.
Вместе с тем, инвестиционный потенциал России и большинства её регионов достаточно высок.
В данной статье сделана попытка найти новые источники инвестиционных ресурсов для муниципального образования Тульской области город Новомосковск (далее по тексту МО ТО г. Новомосковск).
Новомосковск - второй по величине город Тульской области, крупный промышленный и культурный центр России, территория лежит на юго-западных склонах Среднерусской возвышенности, всхолмленная поверхность которой приподнята выше уровня моря на 177-225 м. Численность населения муниципального образования город Новомосковск - 147 тысяч человек, площадь 888 квадратных километров [2].
МО располагает развитой химической, энергетической и пищевой промышленностью, стройиндустрией, железнодорожным и автомобильным транспортом [3].
В целом можно сказать, что исследуемое МО имеет значительный инвестиционный потенциал.
Вместе с тем, в инвестиционном процессе МО ТО г. Новомосковск есть на настоящий момент ряд проблем:
- старение населения;
- неблагоприятная экологическая обстановка;
- старение основных фондов предприятий МО;
- несовершенная логистическая инфраструктура МО.
Инвестиционный рейтинг МО ТО г. Новомосковск - 3В1 по рейтингу ТПП РФ, что означает пониженный потенциал и умеренный риск.
Для увеличения инвестиционной привлекательности МО ТО г. Новомосковск, т.е. увеличения его инвестиционного потенциала и улучшения инвестиционного климата необходимо решить перечисленные выше проблемы.
Можно предложить следующие направления повышения инвестиционной привлекательности МО ТО г. Новомосковск, которые могут быть представлены в виде «дерева целей», приведенного на рис.1.
Рис.1. «Дерево целей» для повышения инвестиционной привлекательности МО ТО г. Новомосковск
В первом блоке показаны, те цели, которые создадут привлекательный инвестиционный климат для существующих и потенциальных инвесторов МО.
Второй блок - представлен целями создания механизма регулирования инвестиционных процессов в МО.
Третий блок - рассматриваются потенциальные ресурсы для разрабатываемых инвестиционных программ МО.
Как показывает экспертное исследование для создания полноценной
логистической инфраструктуры в МО ТО г. Новомосковск необходимо сол
здать пять современных логистических центров, общей площадью 624,8 км .
Оценку конкурентоспособности проводим по интегральному показателю конкурентоспособности [4]:
п.
Ик =
пт
где ИК - интегральный показатель конкурентоспособности, ПЭ - экономические параметры конкурентоспособности, ПТ - технические параметры конкурентоспособности
Если ИК>1, то предприятие конкурентоспособно по отношению к конкурентам, если ИК <1, то неконкурентоспособно.
В настоящее время по этому показателю новомосковские предприятия распределяются следующим образом, показано на рис.2.
Для развития новомосковского промышленного кластера необходимо модернизировать 37 существующих и построить 23 новых предприятий на высокотехнологичной основе.
Кроме этого, следует обратить внимание и на сельское хозяйство МО ТО г. Новомосковск. Хотя оно не относится к черноземной зоне, однако имеет достаточно высокий инвестиционный потенциал в тепличном растениеводстве, рыбоводстве и отчасти птицеводстве и животноводстве, в нем наиболее перспективным является свиноводство.
Развитие реакреционно - туристического потенциала МО ТО г. Новомосковск самым тесным образом связано с решением следующей задачи, улучшению экологической ситуации в муниципальном образовании.
В качестве инвестиционных приоритетов МО ТО г. Новомосковск можно назвать следующие:
- химическая промышленность;
- промышленность строительных материалов;
- логистическая инфраструктура;
- строительство;
- сельское хозяйство.
Для повышения эффективности инвестиционного планирования нами предлагается разработать индикативный план инвестиционного развития с горизонтом планирования пять лет.
В качестве индикативных ориентиров нами предлагаются:
- объём валового муниципального продукта (далее по тексту ВМП);
- темпы роста/ прироста ВМП;
- уровень безработицы МО ТО г. Новомосковск;
- количество действующих предприятий.
Для реализации индикативного инвестиционного плана нами предлагается создать службу мониторинга инвестиционного климата МО при администрации МО ТО г. Новомосковск, которое отслеживало бы измене-
ния бизнес - среды и отслеживать выполнение принятых инвестиционных программ МО ТО г. Новомосковск.
Рис.2. Распределение предприятий МО ТО г. Новомосковск по интегральному индексу конкурентоспособности
Эта служба может стать структурным подразделением инвестиционного консалтингового центра, который бы координировал бы инвестиционные процессы в исследуемом муниципальном образовании и оказывал бы информационно - консалтинговую поддержку существующим и потенциальным инвесторам МО ТО г. Новомосковск, осуществлять экспертную оценку предоставляемых бизнес - планов.
Первым шагом для предлагаемого инвестиционного центра может стать разработка инвестиционных паспортов предприятий, расположенных или зарегистрированных в МО ТО г. Новомосковск.
В инвестиционный паспорт предприятия могут включаться следующие данные:
- основные данные предприятия (наименование, организационно -правовая форма, ИНН, ОКПО и т.д.);
- профиль деятельности;
- ассортимент товаров/услуг;
- производственная мощность;
- численность и характеристики персонала;
-применяемые производственные технологии и технологии продвижения на рынок продукции/услуг;
- оценка потенциала и ёмкости рынка;
- конкурентный анализ;
- экспертное заключение о конкурентоспособности предприятия;
- рекомендуемые направления инвестиций.
Структурная схема предлагаемого инвестиционно - консалтингового центра при администрации МО ТО г. Новомосковск приведена на рис.3.
Рис.3. Структурная схема предлагаемого инвестиционно-консалтингового центра при администрации МО ТО г. Новомосковск
В качестве источников финансовых ресурсов для программы повышения инвестиционной привлекательности МО ТО г. Новомосковск могут быть названы следующие:
- создание венчурного фонда при администрации МО ТО г. Новомосковск;
- эмиссия выпуска облигаций муниципального инвестиционного займа;
- введение страхования от безработицы на уровне муниципального образования;
- создание муниципальной страховой компании, страхующей инвесторов от некоммерческих рисков.
Венчурный фонд призван осуществлять инвестиции в проекты с достаточно высоким уровнем риска.
Как показывает мировая, и российская практика инвестирования только 1 венчурный проект из предлагаемых 10 приносит прибыль, и только 3 из 10 оказываются безубыточными.
Инвестиционные проекты, которые предполагается финансировать за счет венчурного фонда, будут финансироваться после одобрения их инвестиционных бизнес - планов, экспертной комиссией инвестиционного центра при администрации МО ТО г. Новомосковск, что позволит снизить инвестиционные риски.
Предполагается, что венчурный фонд будет принимать участие в одобренных инвестиционных проектах, которые относятся к инвестиционным приоритетам МО в долевом участии с потенциальным инвестором, в
долевом участии не более 50 %.
При удачной реализации финансируемых инвестиционных проектов, венчурный фонд становиться собственником своей доли долевых ценных бумаг (паев) финансируемых предприятий, с правом получения дохода по ними участия в управлении предприятием, с правом выкупа инвестором доли фонда по рыночной цене при согласии фонда.
Уставный капитал муниципального фонда венчурного финансирования инвестиционных проектов панируется в размере 150 млн р., на условиях субвенциального финансирования из регионального бюджета Тульской области в размере 75 млн р.
Второй источник финансирования - это эмиссия траншей муниципальных инвестиционных облигационных займов, которые будут размещаться среди физических и юридических лиц.
Предполагается, что условиями выпуска будет:
- эмиссия пяти ежегодных траншей в течении 2015 -2020 гг.;
- выпускаются в бездокументарной форме, с ведением учета в реестре депозитария МО ТО г. Новомосковск;
- займ обеспечивается муниципальными гарантиями;
- срок погашения - пять лет, с ежегодной выплатой процентов;
- процентная ставка плавающая, выше на четыре процентных пункта, текущей ставки рефинансирования Центрального Банка РФ;
- общий объём ежегодной эмиссии не выше пяти процентов от годового бюджета МО ТО г. Новомосковск, один владелец не может иметь в своём владении более 5 % ежегодного транша;
- средства, полученные от размещения облигаций, вкладываются в инвестиционные проекты, имеющих приоритетное значение для муниципального образования, с передачей соответствующего пакета ценных бумаг инвестируемого предприятия под контроль администрации МО ТО г. Новомосковск, с правом получения дохода и участием в управлении делами инвестируемого предприятия;
- владельцы облигаций имеют приоритетное право конвертаций облигаций инвестиционного муниципального займа в ценные бумаги инвестируемых предприятий, в течение времени до погашения данных облигаций, список предприятий в которые инвестируются средства, полученные от размещения траншей муниципального инвестиционного займа должны быть публичными.
Страховым компаниям, работающим на страховом рынке МО ТО г. Новомосковска может быть предложено, ввести новый вид страхования -страхование от безработицы.
Предполагается, что страхователями будут работники предприятий МО ТО г. Новомосковск, однако возможно, что в качестве страхователей могут выступать работодатели, а работники в качестве застрахованных -выгодоприобретателей. Форма предлагаемого вида страхования - добровольная. Страховым случаем является ликвидация, плановое сокращение
штатов предприятия, не являются страховыми случаями увольнение по собственному желанию, либо по отрицательным причинам, предусмотренными КОТ РФ, например, нарушение трудовой дисциплины.
Работник, участник страхования от безработицы, при увольнении, подпадающем под страховой случай, получают направление на место работы, соответствующего его квалификации, либо на профессиональную переподготовку для нового места работы.
Страховые премии, предполагается, будут равны 0,5 % от размера официальной заработной платы работника.
Как показывают данные органов государственной статистики средняя стоимость создания рабочего места в МО ТО г. Новомосковск составляет 50 тыс. руб..
Планируется, что страховые компании, собранный страховой фонд будут направлять в инвестиционные проекты, с муниципальными гарантиями, для создания новых рабочих мест.
Четвертым направлением привлечения инвестиционных ресурсов должно стать создание муниципальной страховой ассоциации гарантирования инвестиций, которая страхует инвестиции в экономику муниципального образования от некоммерческих рисков, а именно политических рисков (экспроприации, национализации, массовых социальных волнений и т.д.).
Предполагается, что членами такой ассоциации будут средние и малые предприятия, зарегистрированные в МО ТО г. Новомосковск.
Для оценки экономического эффекта мы предлагаем метод оценки «без проекта / с проектом», по трём сценариям развития, мы оценим чистый экономический эффект от внедрения предлагаемой программы как разность между благоприятным объёмом инвестиций без проекта и минимальным объёмом инвестиций с проектом.
Список литературы
1. Прогноз развития Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //tema. mobi/bstzm5
2. Официальный сайт МО ТО город Новомосковск. Сведения о муниципальном образовании. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://chiefshuev.ucoz.ru/index/moj gorod/0-9
3. Официальный сайт МО ТО город Новомосковск. Сведения о муниципальном образовании. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nasledie-sela.ru/places/TUL/536/u/1006/
4. Абрамов С.И. Организация инвестиционной деятельности. М.: Центр экономики и маркетинга, 2010. 222 с.
5. Территориальный орган Федеральной службы государтсвенной статистики по Тульской области [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.tulastat.gks.ru
Сизов Леонид Александрович, канд. экон. наук, доц., [email protected], Россия, Тула, Частная образовательная организация высшего профессионального образования - ассоциация «ТУЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (ТИЭИ)»
MOBILIZATION OF INVESTMENT RESOURCES OF THE MUNICIPAL FORMATION OF THE TULA REGION NOVOMOSKOVSK
L.A. Sizov
The problems of mobilization of investment resources in the present economic situation of the Russian Federation taking into account the effect of permanent and protracted financial crisis, on the example of the municipal formation of the Tula region Novomoskovsk. The main areas of municipal resources, the author proposes the creation of a municipal venture capital funds and the issue of issuing municipal bonds investment
Key words: investment climate, investment funds, venture funds, municipal bonds, indicative planning
Sizov Leonid Aleksandrovich, candidate of economic sciences, associate professor, [email protected], Russia, Tula, a Private educational organization of higher professional education - Association "TULA UNIVERSITY (TIEI) "
УДК 502/504
ОТРАСЛЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ГОРНОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Г.Ю. Пешкова
Рассмотрены основные отраслевые проблемы развития горнопромышленного комплекса регионального значения на примере Ленинградской области. Приведены данные по состоянию развития отрасли на настоящее время; проанализированы основные проблемные зоны комплекса. Представлена классификация отраслевых проблем ГПК регионального значения.
Ключевые слова: сырьевые ресурсы, объём добычи, полезные ископаемые, месторождения, запасы.
Ленинградская область представляет собой современный, динамично развивающийся промышленный центр Северо-Западного федерального округа. Промышленный сектор является одним из главных направлений развития экономики региона, являясь основным источником наполнения регионального бюджета.
Область богата разнообразными сырьевыми ресурсами. Если взять горнопромышленный комплекс (ГПК) региона, в 2013 году объем налоговых отчислений компаний-недропользователей в бюджет Ленинградской области составил 333,1 млн рублей (+22 % к поступлениям за 2012 год). Еще 340 млн рублей предприятия-недропользователи, работающие на территории, внесли в федеральный бюджет [1].