Научная статья на тему 'Государственно-частное партнерство как инструмент оптимизации кластерного взаимодействия в рекреационной сфере'

Государственно-частное партнерство как инструмент оптимизации кластерного взаимодействия в рекреационной сфере Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
160
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / КЛАСТЕРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / РЕКРЕАЦИОННАЯ СФЕРА / РЕКРЕАЦИОННЫЙ КЛАСТЕР / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / CLUSTER INTERACTIONS / RECREATION AREA / RECREATION CLUSTER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яковлева-чернышева А. Ю.

Статья посвящена вопросам использования механизмов государственно-частного партнерства в целях оптимизации кластерного взаимодействия в рекреационной сфере. Определяются основные направления развития сотрудничества государства и предпринимательства, предлагаются практические рекомендации, обеспечивающие повышение эффективности управления предпринимательской деятельностью в рекреационном кластере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP AS AN INSTRUMENT OF OPTIMIZATION OF CLUSTER INTERACTIONS IN THE RECREATION AREA

The article is dedicated to the problems of applying public-private partnership mechanisms in order to optimize the cluster interactions in the recreation area. The main directions of cooperation between the state and entrepreneurship are determined, practical recommendations providing more efficient management of entrepreneurial activities in the recreation cluster are offered.

Текст научной работы на тему «Государственно-частное партнерство как инструмент оптимизации кластерного взаимодействия в рекреационной сфере»

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ ОПТИМИЗАЦИИ КЛАСТЕРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РЕКРЕАЦИОННОЙ СФЕРЕ

Яковлева-Чернышева А.Ю., к.э.н., доцент кафедры экономики Сочинского института Восточной экономико-юридической

гуманитарной академии

Статья посвящена вопросам использования механизмов государственно-частного партнерства в целях оптимизации кластерного взаимодействия в рекреационной сфере. Определяются основные направления развития сотрудничества государства и предпринимательства, предлагаются практические рекомендации, обеспечивающие повышение эффективности управления предпринимательской деятельностью в рекреационном кластере.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство; кластерное взаимодействие; рекреационная сфера; рекреационный кластер.

PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP AS AN INSTRUMENT OF OPTIMIZATION OF CLUSTER INTERACTIONS IN THE RECREATION AREA

Yakovleva-Chernysheva A., Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Economics Department, East Humanitarian

Academy of Economics and Law, Institute of Sochi,

The article is dedicated to the problems of applying public-private partnership mechanisms in order to optimize the cluster interactions in the recreation area. The main directions of cooperation between the state and entrepreneurship are determined, practical recommendations providing more efficient management of entrepreneurial activities in the recreation cluster are offered.

Keywords: public-private partnership; cluster interactions; recreation area; recreation cluster.

Государственно-частное партнерство (ГЧП) как механизм взаимодействия государственных органов, предпринимательских структур и других субъектов, функционирующих в различных сферах экономики, получило широкое распространение во всем мире. В России в последние годы на федеральном, региональном и муниципальном уровнях также осуществляется ряд проектов ГЧП.

В научной литературе исследованием теоретических аспектов, связанных с выявлением сущности, форм, процессов формирования и механизмов функционирования ГЧП занимались многие ученые. В их число входят отечественные ученые Афанасьев М.Н., Варнавский В.Г., Векслер А.Ф., Вилисов М.В., Глазьев С.Ю., Шам-халов Ф.И., зарубежные авторы Ансофф И., Бойл Р., Джеррард М.Б., Сото Э., Хикл У., Шектер К. и многие другие.

Проведенное исследование показывает, что сложилось два основных подхода к трактовке понятия «государственно-частное партнерство». С одной стороны, оно рассматривается как принцип взаимодействия участников экономической деятельности, в первую очередь, - государственных органов и предпринимательских структур, с другой стороны - как форма такого взаимодействия.

ГЧП в качестве принципа предполагает соблюдение государством, предпринимателями и другими участниками определенных правил взаимодействия. То есть, суть этого принципа заключается в согласовании интересов участников партнерства в тех или иных сферах экономической деятельности. Такое согласование дает им возможность достигать зачастую несовпадающих целей на основе взаимных уступок и компромиссов. Как форма ГЧП представляет собой своего рода стратегический альянс между органами власти, предпринимателями и другими участниками, формирующийся в целях реализации общественно значимых проектов и программ.

ГЧП присущ ряд характерных черт, среди которых в литературе выделяют:

- удовлетворение потребностей, складывающихся в общественном секторе экономики, путем привлечения ресурсов частных предпринимательских структур и населения;

- содействие осуществлению функций государственных органов на основе совместного предоставления ими услуг с предпринимательскими структурами;

- участие двух и более сторон, преследующих совместные цели (органы власти на всех уровнях иерархии, некоммерческие организации, предпринимательские структуры, население);

- наличие соглашения (контракта или иного правоустанавливающего документа), согласно которому обеспечивается четкое разделение прав и обязанностей, соотношение рисков и выгод, распределение ресурсов и результатов, соответственно вкладываемых и получаемых каждой из участвующих сторон в течение оговоренного периода времени [1, с. 6].

На основе проведенного исследования можно выделить ряд

направлений, по которым осуществляется взаимодействие между участниками ГЧП, в том числе:

- экономическое (совместное осуществление деятельности, направленной на удовлетворение социальных, экономических потребностей и извлечение прибыли);

- организационное (взаимное участие представителей тех или иных участников партнерства в деятельности других, например, участие органов власти в создаваемых предпринимателями само-регулируемых организациях);

- финансовое (совместное финансирование проектов ГЧП, основанное на привлечении средств государственного бюджета, предпринимательских структур, населения);

- правовое (совместное формирование нормативно-правовой базы для государственного регулирования вопросов, связанных с функционированием партнерств; деятельность рабочих групп по разработке соответствующих документов с привлечением предпринимателей, представителей населения, некоммерческих организаций).

В мировой практике сложилось множество разнообразных форм ГЧП, включающих заключение контрактов на осуществление определенных общественно необходимых и полезных видов деятельности, в том числе выполнение работ, оказание услуг, поставку продукции для государственных нужд, оказание технической помощи; арендные отношения, лизинг государственного имущества; концессионные соглашения, заключаемые на существующие объекты инфраструктуры, на строительство или модернизацию инфраструктурных объектов, связанные с передачей объектов государственной собственности в управление частным компаниям; соглашения о разделе продукции; учреждение совместных предприятий [3].

Перечисленные формы реализации ГЧП различаются в зависимости от принадлежности активов, длительности сотрудничества, степени ответственности, которую государство или предприниматели берут на себя за эксплуатацию и техническое обслуживание объектов, осуществление капитальных вложений и текущего финансирования и т.п.

Основной причиной для участия органов власти в проектах ГЧП является все возрастающая потребность в общественно значимых услугах (медицинских, образовательных, коммунальных и др.), за оказание которых они несут ответственность [2].

Предприниматели, со своей стороны, получают доступ в новые для них сферы экономики, прямую государственную поддержку, возможности долговременного размещения инвестиций под устраивающие гарантии и др. Население заинтересовано в партнерстве как потребитель (приобретение более качественных товаров и услуг) и как инвестор (участие в реализации проектов ГЧП при помощи специально формируемых финансовых механизмов).

Таким образом, государственно-частное партнерство позволя-

ет одновременно преодолеть несовершенства рыночного механизма и недостатки прямого регулирования государства на основе совместного использования уникальных характеристик и преимуществ, которыми обладают государственный и частный секторы экономики. Объединение опыта, умений и ресурсов партнеров производится с таким расчетом, чтобы удовлетворить общественные потребности и гарантировать достижение наилучших результатов с максимальной взаимной выгодой.

Международная практика образования государственно-частных партнерств показывает, что они могут осуществляться в самых разнообразных сферах хозяйства. Тем не менее, в России до настоящего времени эти механизмы взаимодействия государства, предпринимательства и других участников экономической деятельности не получили должного развития. К одной из основных проблем реализации ГЧП в России можно отнести отсутствие всесторонней проработки механизмов его функционирования на законодательном уровне. Так, сохраняется неясность относительно передачи части прав собственности от государства частным предпринимательским структурам, предоставления инвесторам правовых гарантий по возврату вложенных ими средств, недостаточно четко регламентированы способы разрешения потенциальных конфликтов интересов участников, что приводит к отсутствию понятных схем эффективного взаимодействия власти и предпринимательства, которые формировали бы интересные для обеих сторон проекты.

Негативным фактором на современном этапе является недостаточный уровень квалификации государственных и муниципальных служащих, слабая консультационная поддержка реализации проектов на региональном и муниципальном уровнях, что вызывает зачастую непонимание самой сути ГЧП, подмену его предоставлением разного рода субсидий, дотаций и льгот предпринимательским структурам. К препятствиям в реализации проектов ГЧП относится и сложность прохождения конкурсных процедур для доступа предпринимателей к участию в них.

Тем не менее, успешное применение механизмов ГЧП на протяжении последних десятилетий в ряде ведущих стран мира доказывает, что преодоление указанных выше недостатков откроет значительные возможности по использованию преимуществ государственно-частного партнерства во всех областях экономической деятельности, и, в частности, в рекреационной сфере России.

На наш взгляд, актуальность использования различных форм ГЧП в рекреационной сфере связана со следующими основными предпосылками:

- выраженная социальная функция предпринимательской деятельности в сфере рекреации;

- возрастающая роль экологической составляющей в рекреационной деятельности, необходимость обеспечения устойчивого воспроизводства рекреационных ресурсов;

- значительный объем инвестиций, необходимых для развития инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности в регионах с рекреационной специализацией;

- высокий уровень фондоемкости услуг, оказываемых рекреационными организациями;

- комплексный межотраслевой характер рекреационного обслуживания;

- кластерное взаимодействие между субъектами, функционирующими в рекреационной сфере.

По нашему мнению, наличие кластерного взаимодействия является одной из важнейших предпосылок формирования механизмов ГЧП в рекреационной сфере. В первую очередь, это связано с наблюдающимися тенденциями к повышению его интенсивности, а также с такой особенностью кластерного взаимодействия, как наличие многочисленных и разноплановых неформальных контактов, оказывающих существенное влияние на характер взаимоотношений между участниками рекреационного кластера.

С учетом российской специфики, неформальные модели взаимодействия сохраняют свою актуальность на современном этапе, позволяя выстроить формы партнерских отношений между органами власти и предпринимательскими структурами в рекреационном кластере. Вместе с тем, следует отметить, что в долгосрочной перспективе превалирование неформальных институтов во взаимодействии государственных органов и предпринимательских структур может обернуться существенными потерями. Во-первых, круг участников в разных формах ГЧП начинает ограничиваться теми из них, кто может поддерживать регулярные личные контакты. В результате значительная часть потенциальных возможностей для

осуществления взаимовыгодных проектов остается невостребованной. Во-вторых, снижается вероятность заключения долгосрочных контрактов, так как предпринимательские и инвестиционные риски, в случае отсутствия четкой регламентации взаимных прав и обязательств, чересчур высоки.

Таким образом, формирование механизмов ГЧП в рекреационном кластере должно опираться на достаточно полную законодательную базу, регламентирующую весь круг вопросов, связанных с их функционированием. Это позволит создать благоприятные условия для применения всех возможных форм ГЧП на долгосрочной основе и, следовательно, - для оптимизации кластерного взаимодействия. Вместе с тем, формирование нормативно-правовой базы является важным, но не достаточным условием реализации проектов ГЧП.

На наш взгляд, необходимо создать действующую на коммерческих началах управляющую структуру, призванную осуществлять непосредственное руководство реализацией проектов ГЧП в рекреационном кластере. В частности, ответственность за разработку основных положений и мероприятий перспективной политики, направленной на поддержку и развитие предпринимательской деятельности, создание соответствующих нормативных документов, инструкций предлагается возложить на Центр управления предпринимательством в рекреационном кластере (ЦУП РК), который может быть создан по инициативе органов исполнительной власти на мезоуровне.

Основная цель создания ЦУП РК - координация функционирования органов власти и негосударственных структур, которые осуществляют управление предпринимательской деятельностью, на основе использования механизмов государственно-частного партнерства, а также выработка рекомендаций по развитию и осуществлению этой политики. Обеспечение такой координации позволит осуществлять согласование применяемых кластерных технологий и мер управляющего воздействия, используемых на каждом из иерархических уровней управления предпринимательством. Следует отметить, что для успешного участия в проектах ГЧП предпринимательским структурам требуется помощь квалифицированных специалистов. Следовательно, в создаваемом Центре могут быть сосредоточены специалисты, знакомые с международной практикой применения различных форм государственно-частного партнерства и имеющие положительный опыт в реализации проектов ГЧП в России.

По нашему мнению, в функции ЦУП РК необходимо включить:

- разработку стратегии использования механизмов ГЧП в рекреационном кластере;

- внесение предложений по корректировке и совершенствованию нормативно-правовой базы, регламентирующей экономические отношения в рамках ГЧП на мезоуровне;

- разработку, экспертизу, экономическое обоснование и мониторинг проектов, реализуемых в рекреационном кластере по схемам ГЧП;

- определение порядка подачи заявок потенциальными участниками проектов и процедуры отбора кандидатов;

- организацию контроля за реализацией проектов ГЧП, в том числе за соблюдением участниками норм технической и экологической безопасности, обеспечением качества обслуживания;

- аккумуляцию результатов исследований и разработок, выполненных непосредственно или при содействии участников кластерного взаимодействия, а также приобретенных и безвозмездно полученных объектов интеллектуальной собственности с целью внедрения новых технологий в деятельность рекреационного кластера и др.

В наиболее общем плане идея поддержки проектов ГЧП на уровне рекреационного кластера заключается в готовности и способности органов власти мезоуровня совместно с другими учредителями ЦУП РК в случае необходимости взять на себя часть функций по подготовке и управлению проектами. В то же время проектная деятельность настолько многогранна и разнообразна, что жестко зафиксировать весь круг возможных проблем, а, следовательно, и направлений, по которым может потребоваться поддержка, невозможно.

В целом, действия специализированной управляющей структуры должны быть направлены на достижение одной главной цели: обеспечение наиболее благоприятных условий для реализации проектов ГЧП, адекватных потребностям участников рекреационного кластера.

Очевидно, что в условиях ограниченности ресурсов и инструментов, которыми располагают администрации субъектов Федерации и органы самоуправления входящих в них муниципальных образований, а также существующих требований федерального законодательства (в первую очередь Бюджетного кодекса Российской Федерации), большинство потенциально необходимых финансовых мер поддержки проектов ГЧП трудно реализуемы. Однако существующие сложности можно преодолеть.

По нашему мнению, финансовый механизм реализации проектов ГЧП в рекреационном кластере может быть основан на участии инвестиционных фондов. Формирование инвестиционных фондов должно осуществляться по определенным правилам, предусматривающим частичное бюджетное финансирование. Например, в Краснодарском крае разработаны в настоящее время проекты строительства автомобильных дорог, развивающие транспортную сеть от Краснодара к рекреационным районам Азово-Черноморского побережья. Предполагается, что их реализация будет осуществляться с участием бюджетного финансирования в следующих пропорциях: средства Инвестиционного фонда РФ и бюджета Краснодарского края - 75% от стоимости проекта и 25% - частные инвестиции.

Инвестиционные проекты, поддерживаемые в рамках инвестиционного фонда, должны быть безубыточными. В связи с этим, важной отличительной чертой данного инструмента является гибкость использования финансовых средств в течение года и независимость в принятии решений от стадий бюджетного процесса. Если средства инвестиционного фонда не используются в текущем году, то они переходят на следующий год. Накопительный характер фонда позволяет обеспечить многолетнее финансирование проектов ГЧП. При этом наличие частных источников является ключевым требованием для инвестиционных проектов при их отборе для поддержки за счет средств инвестиционного фонда. Привлекаемые средства должны направляться в уставный капитал юридических лиц. Кроме того, еще одним условием финансирования проектов является предоставление государственных гарантий.

На наш взгляд, инвестиционные фонды могут быть также использованы как финансовый инструмент привлечения средств населения в целях реализации проектов ГЧП. В настоящее время этот перспективный ресурс финансирования остается невостребованным. В то же время его применение может стать одним из механизмов согласования интересов населения с органами власти и предпринимательскими структурами, включая следующие основные направления участия населения в процессах создания и функционирования партнерств:

- обсуждение программ развития рекреационного кластера и внесение предложений относительно возможных сфер реализации проектов ГЧП, критериев и требований к ним;

- участие в паевых инвестиционных фондах, создаваемых для финансирования проектов ГЧП в рекреационном кластере.

Таким образом, государственно-частное партнерство можно рассматривать как эффективный инструмент согласования интересов основных групп участников рекреационного кластера, а также управления предпринимательством в части реализации проектов, которые предполагают расширение участия предпринимателей в общественно значимых видах экономической деятельности, осуществляемых в рекреационной сфере.

Литература:

1. Государственно-частное партнерство при реализации стратегических планов: практика и рекомендации [Текст]. СПб.: Международный центр социально-экономических исследований «Леон-тьевский центр», 2005.

2. Ефимова, Л.И. Некоторые модели государственно-частных

партнерств: тенденции и зарубежный опыт [Электронный ресурс] / Л.И. Ефимова. Режим доступа: www.eatc.ru/rus/

doc.id_71.book_1.php.

3. Кардинальные проблемы российской экономики на современном этапе: сборник научных трудов [Текст] / Под ред. Ф.И. Шамхалова. М.: Экономика, 2006. 140 с.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАЗВИТИЯ СЕРВИСНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ НА ТРАНСПОРТЕ

Ландсман А.Я., д.э.н., профессор Винников М.В., к.э.н., МАДИ

Показана актуальность развития мобильного сервиса в транспортной системе. Изложены методы определения экономической эффективности сервисных сетей для финансового, информационного и ресурсного обслуживания пассажиров и эксплуатационного персонала.

Ключевые слова: транспортные узлы, качество обслуживания пассажиров, мобильные сети, эффективность.

ECONOMIC EFFICIENCY OF SERVICE ON TRANSPORT INFRASTRUCTURE

Landsman A., Doctor of economics, Professor,

Vinnikov M., Ph.D., MADI

The urgency of development of mobile services in the transportation system. Methods for determining cost-effectiveness of service networks for the financial, information and resource service for passengers and operational staff.

Keywords: crossings, the quality of passenger service, mobile network performance.

Введение. Повышение качества транспортного обслуживания отличается непреходящей актуальностью, особенно в свете международной интеграции транспортных систем. В этой проблеме выделим повышение надежности финансового, информационного и ресурсного обслуживания пассажиров и эксплуатационного персонала в транспортных узлах и пути следования. Именно в таком контексте следует рассматривать эффективность сервисной инфраструктуры - не только коммерческий эффект использования терминалов, но и качество обслуживания пассажиров.

Опыт размещения и эксплуатации сетей терминалов [ 1,2 ] в ряде регионов страны (на транспортных коммуникациях, в аэропортах, офисах, гостиницах, учебных заведениях и др.) показал необходимость комплексного подхода к структурной и функциональной задачам дальнейшего развития сервисной подсистемы на транспорте. Анализ результатов использования терминалов показал целесообразность их объединения в региональные сети, а сетей - в мобильную терминальную сервисную систему (ТСС) на

основе хранилища аналитической информации и системы программных продуктов БАР В1. Мониторинг исполнения функций ТСС вывел на первый план требование устойчивого обслуживания пассажиров на всем пути следования.

В методическом отношении функции мобильной сервисной системы должны включать дополнительно к всестороннему обслуживанию пассажиров еще и функции управления этими процессами. В этом случае совокупность отдельных элементов: терминалов, БАР, ремонтной службы, инкассаторов объединена в систему общими функциями обслуживания, мониторинга, анализа и тарифной политики. Система отличается эмерджентностью - новым свойством: устойчиво выполнять информационное и финансовое обслуживание пассажиров с заданным уровнем готовности оборудования и прибылью от его эксплуатации. В мобильной сервисной системе выделены подсистемы - сервисные сети, которые территориально или функционально обособлены, но также обладают системными свойствами. Таким образом, ремонтно-эксплуатационная

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.