УДК 338.2+379.85
Энеев Джамбулат Омарович
НОУ ВПО «Московская академия экономики и права»
Россия, Москва1 Аспирант
E-Mail: Dzhambulat1984@mail.ru
Черкесов Радмир Мухаметбиевич
ФГКОУ ВПО «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации»
Северо-Кавказский институт повышения Квалификации (филиал)
Россия, Нальчик Преподователь E-Mail: Radmir.therkesov@mail.ru
Туристический кластер как инструмент обеспечения экономической безопасности Северо-Кавказского
федерального округа
Аннотация. Сфера туризма представляет собой целую отрасль деятельности, затрагивая социально-экономическую сторону общества и государства, тем самым оказывая влияние на мировое сообщество. Туристическая отрасль вбирает в себя много отдельных составляющих частей такие как: наука, культура, образование, транспортная инфраструктура, экономика, политика, экология, безопасность. Отрасль туризма имеет немаловажное значение как для отдельной личности ,так и для государства в целом.
Анализируя кластерный подход формирования туристической индустрии, задачей которого является повышение качества социально- экономического роста в регионе, в статье рассматриваются факторы, определяющие туристическую привлекательность региона. Сформулированы условия успешного развития и функционирования туристско-рекреационного кластера в Северо-Кавказском федеральном округе. В статье рассмотрены и проанализированы риски туристического кластера на Северном Кавказе в контексте экономической безопасности, а также освещены основные задачи которые помогут снять и смягчить те риски и ограничения для более эффективного развития туризма в данном регионе.
Ключевые слова: безопасность; туризм; модернизация; инвестиции; территория; туристско-рекреационный кластер; кластерная стратегия региона; конкурентоспособность.
Идентификационный номер статьи в журнале 55EVN314
1117105, г. Москва, Варшавское шоссе, д. 23,
На современном этапе туриндустрия в России находится на этапе развития и влияние туризма на экономическую составляющую страны пока незначительно. Отсутствие в округах Российской Федерации туристических кластеров, которые имеют конкурентный рекреационный потенциал, не позволяет нам занять на мировом рынке достойное место.
Развитие регионального туризма в рамках государственно-частного партнерства должна быть приоритетом для нашей страны. Государственно-частное партнерство (ГЧП) -это сотрудничество вместе бизнес и государственных структур, основной направленностью которого является реализация социально-экономических, общественных проектов. В данном партнерстве предпринимательство заинтересованно в появлении нового конкурентного поля для реализации своих экономических выгод. Развитие туристического сектора автоматический активизирует и частный сектор экономики. Также необходимо создания управляющей компании, которое представляло бы собой независимую организацию использующую систему государственно-частного партнёрства и представленной как администрацией региона, так и бизнес структурами и общественными организациями2. Данный вид модели учитывает интересы всех активных участников туристского кластера, а также обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие территории. Кластерная организация туриндустрии обладает рядом преимуществ. Это поступление в бюджет администрации дополнительных налогов, тем самым бизнес может при поддержке администрации получать новые возможности развития бизнеса.
С помощью кластеров возможно более эффективное использование новых рыночных механизмов, которые окажут позитивное воздействие на социально-экономическое развитие округа3. Для предпринимательства появление деловой активности в регионе является определенным стимулом для полной реализации своего потенциала. Для бизнеса открываются дополнительные возможности для улучшения конкурентоспособной среды, подготовки специалистов, улучшения инфраструктуры для научной и инновационной отрасли, возможность взаимовыгодного сотрудничества, используя совместный, положительный опыт.
Автором составлена таблица в котором выявлены выгоды участников туристического комплекса ориентированные на долгосрочную перспективу (таблица.1).
2Шепелев И.Г., Маркова Ю.А., Туристско-рекреационный кластер- механизм инновационного совершенствования системы стратегического управления развития регионом // СИСП, - 2012. №3
3Глоова А.В., Кластерный подход как ключевой инструмент развития туризма в регионе // Экономика и экономический менеджмент, - 2011. - № 2.
Таблица 1
Выгоды участников туристического комплекса ориентированные на долгосрочную перспективу
Муниципальные органы власти Предпринимательство Социальная сфера
- Способность эффективно управлять социально-экономическими процессами в данной сфере. - Расширение возможностей для притока инвестиций в регион. - Формирование и увеличение налоговой базы за счет концентрации налогоплательщиков в регионе. - Увеличение уровня конкурентоспособности региона в целом. - Снижение издержек за счет близости поставщиков и присутствия между ними конкуренции. - Повышение уровня квалификации работников. - Новые возможности для более успешного выхода на международные рынки. - Обеспечение синергетического эффекта экономической деятельности турбизнеса. - Увеличение занятости в регионе. - Рост уровня заработной платы. - Повышение объема отчислений в бюджеты различных уровней и во внебюджетные фонды. - Развитие инновационной инфраструктуры - Рост удовлетворенного спроса на туристские услуги населения.
На территориях Северокавказских республик 2011 год, знаменовался созданием особых экономических зон на инвестиционных площадках, для формирования и развития туркластеров. Данные экономические зоны туристко-рекреационного кластера дают резидентам определённые преимущества. Сюда можно отнести: финансирование и строительство инфраструктуры за счёт государственного бюджета, налоговые льготы, пилотный статус проекта, узнаваемый бренд.
Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации от 22 июля 2005 года №116-ФЗ определяет правовой порядок их формирования4.
Реализация туристско-рекреационных кластеров с использованием механизмов государственно-частного партнерства имеет свои сложности: отсутствие практики использования схемы государственно-частного партнёрства; нехватка специалистов в области туриндустрии высокого уровня; отсутствие качественной и достаточной инфраструктуры; слабое использование инноваций в процессе; длительный период запуска проектов не менее 4 - 5 лет;
Преимущественными задачами регионального руководства при использовании механизмов государственно-частного партнерства являются: налаживание сотруднических отношений между участниками проекта; создание инвестиционной привлекательности проектов; реализация образовательных тренингов, задача которых направлена повысить
4 Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ
уровень профессиональной подготовки участников и местного населения; финансирование для стимулирования развития новых бизнес - проектов; совершенствование инфраструктуры.
Реализация кластерных проектов в регионе, несомненно, благотворно повлияет и на укрепление и развитие на экономическую тенденцию в округе, для местных властей кластеры имеют и политическую значимость, в связи с выполнением социальных обязательств перед населением. В рамках реализации туркластера автоматически начнётся активизация предпринимательства в регионе, где откроются новые возможности для местных предпринимателей и местного населения, улучшится кадровая инфраструктура, появится инфраструктура для исследований и разработок, снизятся издержки, появляются возможности для более продуктивного входа на международные рынки, что даёт возможность получать положительный опыт. Зарубежный опыт реализации туркластеров показывает, что кластеры благоприятно воздействуют на развитие экономики региона.
Основной целью развития туркластеров в Северокавказском федеральном округе является стимулирование социально-экономического развития, создания благоприятного климата в регионе для развития предпринимательства, увеличение рабочих мест, повышение уровня жизни населения. Успех развития туриндустрии в России напрямую зависит, насколько данная отрасль, поддерживается государством. Для успешного развития туриндустрии на Северном Кавказе необходимо разработать комплексную стратегию развития регионов, которая будет координировать деятельность всех отраслей туристской деятельности. С тем чтобы повысить конкурентоспособность регионального продукта относительно зарубежных аналогов. Туристическую отрасль необходимо рассматривать как способной создать мультипликативный эффект в развитии региональной индустрии гостеприимства, а в отдельных субъектах стать основой планов социально-экономического развития.
Для того, чтобы индустрия туризма стала самостоятельной и равноправной отраслью в условиях рыночной экономики необходимо создание государственными органами власти, правовой базы, которая выполняло бы регулятивные функции в данной сфере. На сегодняшний день выработка общенационального механизма, которая могла бы обеспечить координационную функцию для индустрии туризма, является необходимостью.
В 2010 году правительством Российской Федерации была принята Стратегия социально-экономического развития Северного Кавказа до 2025 года. В данной стратегии развитию туризма уделяется особое внимание, так как Северокавказский округ разнообразен своим природно-климатическими характеристиками, национальным составом населения, ремесленным искусством, своей историей и самобытностью, данный регион в стратегической перспективе становится объектом внимания федеральных властей.
Реализация кластерной политики в регионах может сыграть существенную роль в оживлении региональной экономики: увеличить инвестиционную привлекательность и поступление доходов в региональный бюджет; увеличить число занятых и сократить миграционные процессы трудоспособного населения; субсидировать предпринимательство и местное производство, обеспечив спрос на товары местных производителей; улучшить экологию за счет формирования и финансовой поддержки природоохранных программ.
Новые управленческие механизмы в перспективе должны внедряться и использоваться региональными стратегиями, задача которых состоит в развитии конкурентоспособной кластерной политики. Государственный менеджмент должен адаптироваться к новым условиям хозяйственной деятельности в рамках туркластеров.
Северокавказский регион обладает уникальными природно-рекреационными ресурсами, что является необходимым условием, но недостаточным для формирования
туриндустрии в данном округе. Для того, чтобы развитие туриндустрии в Северокавказских республиках было форсированным необходимы следующие условия: сформировать стратегический план реализации кластеров; эффективный механизм управления регионом в экономическом и финансовом контексте; обеспечение безопасности отдыхающих; внедрение инновационных систем развития; субсидирование малого и среднего предпринимательства; благоприятная экологическая обстановка. Реализация перечисленных механизмов создаст импульс для перспективного развития и результативной деятельности туристского кластера в округе. Также эффективное функционирование туристического кластера предполагает необходимость обеспечения качественной информацией, предоставление позитивной информационной среды, которая может обеспечить доступ для потенциальных потребителей услуг. Необходимо развивать смежные отрасли туризма, то есть увеличивать мультипликативный эффект туризма создавая взаимосвязь между участниками туриндустрии со смежными отраслями и тем самым обеспечить единый механизм обслуживания потребителей5.
Кроме того, необходимо в системном порядке проводить и организовывать различные фестивали, форумы, мероприятий, конференций, для дополнительного привлечения отдыхающих и гостей. Также необходимо создать благоприятный и безопасный имидж и репутацию, курортов Северного Кавказа, формируя бренд. Для эффективного функционирования туриндустрии на российском рынке необходимо присутствие всех трёх составляющих, то есть: бренд, имидж и репутация. Если система лишена хотя бы одной составляющей, то возможно не произойдет того качественного преобразования, которого ожидают участники и эксперты туристической индустрии.
Туристическая индустрия Северокавказского региона представлена практически всеми существующими видами туриндустрии: пляжный, оздоровительный, познавательный, развлекательный, экстремальный. Для гостей имеется огромное количество разнообразных программ, экскурсий и путешествий по всей территории Северного Кавказа. Горнолыжный отдых выступает явным лидером в рамках туристического бизнеса. Другие виды туристической отрасли выступают как дополняющие, и имеет меньшую популярность, чем горнолыжные виды. Поэтому развитие данного направления имеет большие надежды государственных и региональных властей в улучшении социально-экономической ситуации округа.
На данный момент в Северокавказском регионе действуют два относительно крупных горнолыжных курорта федерального значения, Приэльбрусье и Домбай. Вместимость этих курортов единовременно около двенадцати тысяч отдыхающих, из которых частными являются большая часть. Стратегия социально-экономического развития СКФО связывает перспективы развития горнолыжного отдыха не с этими, уже существующими «точками роста». Она предлагает создать пять новых горнолыжных зон катания. Чтобы реализовать эту программу власти сформировали управляющую компанию «Курорты Северного Кавказа». Горнолыжный кластер Северного Кавказа включает в себя пять гонолыжных зон развития; В Кабардино-Балкарии - Эльбрус-Безенги, в Карачаево-Черкессии - Архыз, в Адыгее -Лагонаки, Мамисон в Северной Осетии, Матлас в Дагестане. Позднее в состав туркластера был включён курорт Ведучи.
Для более объективной оценки преимуществ и рисков реализации данного проекта автором проанализирована существующая туристская инфраструктура в данном регионе.
5 Каурова А.Д. Организация сферы туризма: учеб. Пособие.- СПБ.: Герда,2010
Наиболее детально рассмотрена ситуация в Приэльбрусье и Домбае. Был проведен краткий анализ по другим курортам Северного Кавказа.
Цей в Северной Осетии включает в себя пару отелей и альплагерь, здесь функционирует одна канатная дорога, пропускная способность которой 350 человек в час. Долина Цей в силу своего небольшого размера может принимать не более 1500 туристов одновременно. Горнолыжный сезон продолжается около 100 дней.
Чиндирчеро в Дагестане новый горнолыжный объект, очень небольшой. Данный объект может служить примером модернизации сверху, то есть где инвестором выступает один человек. Гостиница на двести мест и один подъемник на сегодняшний день удовлетворяют спрос населения республики и небольшого количества приезжих.
Домбай и Приэльбрусье развиваются на основе еще советской инфраструктуры и в какой-то степени удовлетворяют «настольгический» спрос отдыхающих.
Сегодня Приэльбрусье одновременно может разместить около пяти тысяч гостей, с учетом арендованного жилья. На сегодняшний день введен в эксплуатацию новый подъемник с пропускной способностью 2500 тысяч человек в час на поляне Азау. На Чегете, функционируют две старые канатно-кресельные дороги, пропускная способность которых 1000 человек.
Домбай в отличие от Приэльбрусья начал застройку позже на пять лет, но строительство шло очень динамично. Строительство новой австрийской канатной дороги, стало основным стимулирующим фактором роста строительства. По официальным данным, на курорте 63 гостиницы, все они частные. Мощность курорта сопоставима с Приэльбрусьем примерно пять тысяч гостиничных мест. В большинстве случаев как в Приэльбрусье так и на Домбае инвесторами становились сами отдыхающие.
Горнолыжная индустрия Приэльбрусья и Домбая держится на тех нескольких десятков предпринимателей, которые смогли заработать и получить опыт на сфокусированном спросе и первых инвестициях. Если говорить о правах собственности на землю, как в Кабардино-Балкарии, так и в Карачаево-Черкесии. Особая сложность возникает с теми землями, которые находятся на территории Национального парка «Приэльбрусье» в особо охраняемых зонах. Примерно такая же ситуация и в Карачаево-Черкесии.
Горнолыжная индустрия на Домбае и в Приэльбрусье семейный этнический бизнес, который выступает важнейшим фактором, обеспечивающим конкурентоспособность с внешними инвесторами. Бизнес, который носит семейный характер, позволяет его владельцу сокращать издержки, и выживать в летний сезон, когда спрос не столь высок как летом. Этнический характер бизнеса помог становлению туриндустрии Приэльбрусья и Домбая особенно на этапе становления, где предприниматели объединялись в сообщества, конкурируя, и одновременно поддерживая друг друга, в сложной институциональной обстановке. Также можно подчеркнуть, что семейный характер бизнеса часто позволял решать и вопросы безопасности, так как от спокойствия туристов зависит и сам бизнес.
Развитие туристического бизнеса постепенно ведет к профессионализации и интернационализации персонала и менеджмента.
Большим преимуществом для развития региона является то, что индустрия туризма обладает мультипликативным эффектом. Развитие горнолыжного бизнеса благоприятно сказывается и на развитие других сопутствующих бизнесов таких как: прокат горнолыжного инвентаря, строительный бизнес, пассажирские перевозки, поставки продуктов, продажа вязаных вещей.
Проведя анализ мы можем сказать, что туриндустрия как в Приэльбрусье так и в Домбае являются точками роста на Северном Кавказе, позволяющий развивать сопутствующие бизнесы.
На протяжении последних десяти лет развития курортов спрос превышал предложение. Сейчас ситуация начинает меняться. В Приэльбрусье анализ последних трёх лет показал существенное сокращение отдыхающих, связаными, прежде всего с обеспечением безопасности.
Обеспечение безопасности отдыхающих выступает одним из главных составляющих успешности развития того или иного курорта. Любые угрозы для жизни отдыхающих автоматический подрывают не только экономику курорта, но и имидж всего региона в целом.
В этом смысле и горнолыжный кластер, и существующие курорты находятся в одинаковом положении, если будут риски для жизни туристов, никакой туристической индустрии в регионе быть не может.
Опираясь на анализ состояния горнолыжных курортов в Приэльбрусье и на Домбае, автором сформулированы возможные риски, которые несет проект создания горнолыжного кластера на Северном Кавказе для двух уже существующих курортов.
При строительстве в рамках туркластера хотя бы одного курорта, мощностью сопоставимые, с Приэльбрусьем или Домбаем где сервис и безопасность будут на должном уровне, то отток отдыхающих из этих курортов неизбежен. Очевидно и то, что строительство курортов будет сопровождаться вниманием высокопоставленных чиновников, которые могут выступать и в роли инвесторов. В таких условиях другие уже существующие курорты станут нежелательными конкурентами, не позволяющими реализовать дело государственной важности.
В такой ситуации вполне возможно искусственное обострение факторов, выталкивающих туристов из существующих курортов и заставляющих их делать выбор в пользу новых. Вряд ли стоит сейчас предполагать, в каких конкретных формах это может происходить. Однако с учетом того, какие методы используются на Северном Кавказе для разрешения хозяйственных споров и достижения конкретных преимуществ, действия, направленные на подрыв конкурентоспособности Приэльбрусья и Домбая, могут носить достаточно агрессивный и провокационный характер.
Появление бюджетных денег, причем больших на любых рынках, в том числе и в туристическом бизнесе, запускает процесс негативной трансформации предпринимательской среды. Вместо конкуренции за клиента в центре внимания оказывается конкуренция за бюджет. В условиях деградации существующих курортов с высокой вероятностью можно ожидать обострения социального напряжения в связи с частичной потерей рабочих мест, снижением (возможно в разы) душевых доходов, ликвидацией малого бизнеса. Возможна активизация этнических и религиозных конфликтов, экстремистских и террористических проявлений, в том числе против новых курортов, ведь «очаговая модернизация» в Приэльбрусье и на Домбае сдерживает и криминал, и насилие в этих регионах. Трудно прогнозировать судьбу нового курорта, выбранного победителем на государственном уровне.
Окажется ли, курорт заполнен, и будет ли это заполнение достаточным для окупаемости инвестиций и устойчивого функционирования бизнеса. Грамотной оценки реального спроса на услуги курортов в рамках горнолыжного кластера, их конкурентоспособности по сравнению с зарубежными аналогами проведено не было. Тем самым риск завышенной оценки потенциальной прибыльности данного бизнеса существует. Если этот риск реализуется, есть вполне реальная вероятность, что новый курорт превратится в дотационное предприятие.
Таким образом, воплощение в жизнь проекта горнолыжного кластера несет в себе определенные риски выживанию существующих курортов, при этом, не гарантируя успешное развитие туристического бизнеса во вновь построенных. При реализации негативного сценария могут быть разрушены сложившиеся очаги модернизации и не создано новых очагов. С подобными рисками нельзя не считаться. В то же время развитие на базе существующих курортов также не свободно от проблем и рисков.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бунаков О.А. Кластерный подход к позиционированию в туризме // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. -2011.- №4.
2. Глоова А.В., Кластерный подход как ключевой инструмент развития туризма в регионе // Экономика и экономический менеджмент, - 2011. - № 2.
3. Государственная программа Российской Федерации «Развитие СевероКавказского федерального округа на период до 2025 года». [Электронный ресурс]. URL: http://krskfo.ru/documents/10180/31309/35.pdf.
4. Каурова А.Д. Организация сферы туризма: учеб. Пособие.- СПБ.: Герда,2010.
5. Квашнина Е.Б. Роль информационных технологий в оценке мультипликативного эффекта туристской индустрии // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. - 2011. - №4. - 0,5 п.л.
6. Квашнина Е.Б. Метод оценки мультипликативного эффекта инвестиций в туристскую индустрию региона // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. - 2012. - №2. - 0,5
7. Министерство экономического развития КБР, [Электронный ресурс]. www.economykbr.ru, www.pravitelstvokbr.ru.
8. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития СевероКавказского федерального округа до 2025 года // Распоряжение Правительства Российской Федерации от 06.09.2010 № 1485р. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.rbc.ru/rbcfreenews/.
9. Сухов Иван., «Не курорт», // Московские новости, 11 июля 2012 г.
10. Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ.
11. Шепелев И.Г.,Маркова Ю.А., Туристско-рекреационный кластер-механизм инновационного совершенствования системы стратегического управления развития регионом // СИСП, - 2012. №3
Рецензент: Гребеник Виктор Васильевич, доктор экономических наук, доцент, заведующий кафедрой финансов НОУ ВПО «Московская академия экономики и права».
Dzhambulat Eneyev
NOU VPO «Moscow Academy of Economics and law»,
Russia, Moscow Dzhambulat1984@mail.ru
Radmir Therkesov
North-Caucasian Institute of Qualification improvement branch of Krasnodar University of the Ministry of internal Affairs of Russia
Russia, Nalchik E-Mail: Radmir.therkesov@mail.ru
Tourist cluster as instrument of economic security in the North Caucasus federal district
Abstract. At the present stage of international development tourism transformed into the profound and economic phenomenon, it exerts a great influence on the world system, economics and policy of many states and regions.
Interests of culture and transport, security and the international relations, ecology and employment, hotel business and sanatorium service are closely bound in this sphere. This branch is very important for the whole state, for districts of the Russian Federation, for municipalities, and also for an individual.
The article analyses a cluster approach to the development of the tourist and recreational activity and some factors defining a tourist attractiveness of the North Caucasus. The main targets of such activity is social and economic growth of the above-mentioned district. Conditions of functioning and successful development of the tourist and recreational cluster in the North Caucasus federal district are determined here. The writer of the article formulates how is possible to remove and to soften risks and restrictions in the way to more effective development of tourism in this district of the Russian Federation.
Keywords: security; region; tourism; modernization; investments; territory; national park; tourism and recreation cluster; cluster in the region; competitiveness.
Identification number of article 55EVN314
REFERENCES
1. 2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
Bunakov O.A. Klasternyj podhod k pozicionirovaniju v turizme // Upravlenie jekonomicheskimi sistemami: jelektronnyj nauchnyj zhurnal. -2011.- №4.
Gloova A.V., Klasternyj podhod kak kljuchevoj instrument razvitija turizma v regione // Jekonomika i jekonomicheskij menedzhment, - 2011. - № 2.
Gosudarstvennaja programma Rossijskoj Federacii «Razvitie Severo-Kavkazskogo federal'nogo okruga na period do 2025 goda».URL:http://krskfo.ru/documents/.
Kaurova A.D. Organizacija sfery turizma: ucheb. Posobie.- SPB.: Gerda,2010.
Kvashnina E.B. Rol' informacionnyh tehnologij v ocenke mul'tiplikativnogo jeffekta turistskoj industrii // Izvestija Sankt-Peterburgskogo universiteta jekonomiki i finansov. - 2011. - №4. - 0,5 p.l.
Kvashnina E.B. Metod ocenki mul'tiplikativnogo jeffekta investicij v turistskuju industriju regiona // Izvestija Sankt-Peterburgskogo universiteta jekonomiki i finansov. - 2012. - №2. - 0,5.
Ministerstvo jekonomicheskogo razvitija KBR, (Jelektronnyj resurs). www.economykbr.ru, pravitelstvokbr.ru
Ob utverzhdenii Strategii social'no--jekonomicheskogo razvitija Severo-Kavkazskogo federal'nogo okruga do 2025 goda // Rasporjazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 06.09.2010 № 1485-r. [Jelektronnyj resurs]. URL: http: // www.rbc.ru/rbcfreenews/ 20121213153045.shtml.
Suhov Ivan., «Ne kurort», // Moskovskie novosti, 11 ijulja 2012 g.
Federal'nyj zakon "Ob osobyh jekonomicheskih zonah v Rossijskoj Federacii" ot 22 ijulja 2005 g. № 116-FZ.
Shepelev I.G., Markova Ju.A., Turistsko-rekreacionnyj klaster-mehanizm innovacionnogo sovershenstvovanija sistemy strategicheskogo upravlenija razvitija regionom // SISP, - 2012. №3