РОЛЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ОБРАЗОВАНИИ РЕКРЕАЦИОННОГО КЛАСТЕРА
КАЛАЙЧИЕВА ЛАМАРА МАНОЛИСОВНА,
Администрация МО Ейский район, специалист отдела потребительского рынка и услуг, соискатель кафедры «Экономическая теория», Южный федеральный университет, e-mail: [email protected]
Основной целью данной работы является анализ стратегического управления предпринимательскими структурами в сфере рекреационного кластера, который, в свою очередь, может быть определен как эффективное сосуществование организаций в рекреационной системе, основанное на расширении конкурентных стратегий, изменении мировой конъюнктуры и внешних условий объектов рекреации, образующих кластерное взаимодействие между ними1.
Ключевые слова: предпринимательские структуры; рекреационный кластер; кластерное взаимодействие.
The main purpose of this study is to analyze the strategic management of business structures in the area of recreational cluster, which in turn can be defined as an effective co-existence of organizations in the recreation system, based on the expansion of competitive strategies, changes in world market conditions and external environment of recreation facilities, forming a cluster interaction between them.
Keywords: entrepreneurial structures; recreational cluster; cluster interactions.
Коды классификатора JEL: M19.
В последние годы принципы рыночного хозяйствования укрепились в курортно-рекреационной сфере, что способствовало его саморегулированию, которое проявилось в возникновении большого числа хозяйствующих субъектов, росте конкурентоспособности санаторно-курортных организаций, повышении качества и привлекательности их услуг, создании гибкой системы ценообразования, учитывающей сезонность спроса и его эластичность, но также и в возникновении новых социально-экономических проблем в курортном регионе.
Развитием концепции государственного управления регионами России, в том числе методологической основой методики оценки эффективности использования экономического потенциала рекреационной сферы, является кластерный подход. Несмотря на множество исследований, вопрос о том, что такое кластер, все еще остается открытым. По мнению различных авторов, это целый комплекс географически близко расположенных и взаимосвязанных организаций: производственных, образовательных, туристических, которые вместе усиливают конкурентные преимущества конкретного продукта2.
1 О кластерном взаимодействии предпринимательских структур в рекреационной системе см.: (Яковлева-Чернышева 2011).
2 Понятие кластер имеет много определений с точки зрения интерпретации различных авторов, см. например (Борисова и Лобова 2010).
© Л.М. Калайчиева, 2011
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 2, № 2. 2011
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 2, № 2. 2011
Кластерный подход дает возможность проанализировать многочисленные обратные связи и синергетические эффекты, с которыми сопряжено развитие новых высокотехнологичных отраслей экономики. Потенциал этих кластеров рассматривается как основа для создания единого комплекса, так как их специализация позволяет говорить о формировании межкластерных и региональных цепочек. Например, инновационные разработки в сфере биотехнологий имеют спрос в рекреационном секторе. Таким образом, мы можем рассмотреть понятие рекреационного кластера.
Рекреационный кластер — это система географически локализованных взаимосвязанных конкурентоспособных предпринимательских структур, непосредственно или косвенно участвующих в технологическом процессе оказания рекреационных услуг на базе эффективного использования рекреационного потенциала.
Деятельность большинства субъектов, предоставляющих населению курортнорекреационные услуги, носит предпринимательский характер3.
Учитывая вышеизложенное, можно сказать, что под кластерным взаимодействием предпринимательских структур в рекреационном кластере следует понимать совокупность деловых контактов, которые они устанавливают между участниками рекреационного кластера и воспроизводят в процессе предпринимательской деятельности4.
Развитие предпринимательского сектора регионального туристско-рекреационного комплекса во многом зависит от его взаимодействия с общественным сектором. Идеи развития государственно-частного партнерства являются основой развития теории и практики использования туристской ренты.
Отдельные авторы рассматривают процессы кластеризации туризма за рубежом и в нашей стране в рамках функционирования только предпринимательского сектора сферы туризма и, кроме того, деятельности только туристских предпринимательских структур. При этом природа кластерного подхода не отражает его многоаспект-ность, процессы глобализации, влияющие на кластеризацию территорий во всем мире. В этих процессах важнейшую роль играют другие сектора экономики — общественный, неприбыльный («третий») и сектор домохозяйств (табл. 1). Туристский кластер — атрибут не только предпринимательской деятельности, он является инициативным кластером5.
Росту деловой активности в курортно-рекреационной сфере призвано способствовать комбинирование задействованных в ней организаций путем их соединения в своеобразные предпринимательские кластеры, в основе сочетания которых лежит финансовый интерес. В такие кластеры могут входить не только соседствующие организации, частные лица, но и находящиеся на большом расстоянии предприятия, где финансовое единство обеспечивается современными информационными технологиями и коммуникациями. Различие функций и экономического качества участников курортно-рекреационных кластеров (КРК) обусловливает и разные формы объединяющих их связей как организационно-структурных, так и финансовых6.
3 Оказание рекреационных услуг не может осуществляться без предпринимательской деятельности, см.: (Скворцова).
4 Главной особенностью управления предпринимательскими структурами является то, что в качестве объекта управления выступают не отдельно взятые организации, но и сети предпринимательских структур и взаимодействие между ними, см.: (Дырдонова 2010).
5 Туристский кластер способен повысить эффективность деятельности входящих в его состав субъектов хозяйствования. Для последних усиливается обмен информацией и внедрение нововведений, появляется возможность совместного использования инфраструктурных объектов, обслуживающих туристов (Катанский 2010).
6 Автор рассматривает актуальные проблемы государственного регулирования и использования рекреационных ресурсов на уровне региона, см.: (Потапов 2008).
Таблица 1
Система интересов участников туристского кластера7
Участник туристского кластера Интерес участника
Администрация региона (муниципального образования) — рост налоговых поступлений в бюджетную систему (рост числа налогоплательщиков и налогооблагаемой базы); — появление новых форм взаимодействия с бизнесом на основе принципов государственно-частного партнерства; — появление реальных условий для диверсификации экономического роста в регионе; — социально-политическая значимость: туристский кластер как форма социальных обязательств перед населением; — способность реально эффективно управлять социально-экономическими процессами в туристской сфере региона
Предпринимательский сектор — появление новых хозяйствующих субъектов предпринимательского сектора; — рост конкурентных сил и деловой активности предпринимательского сектора; — повышение социальной ответственности предпринимательского сектора туристской сферы в регионе
«Третий» сектор рост удовлетворенного спроса потребностей социального маркетинга в туристской сфере региона
Сектор домохозяйств рост удовлетворенного спроса на туристские услуги населения в регионе и за его пределами
Все участники туристского кластера обеспечение синергетического эффекта, эффекта масштаба, стимулирование инноваций, инвестиций, роста социально-экономической эффективности турбизнеса, развития внешнеэкономической деятельности субъектов турбизнеса
В пределах одной отрасли или межотраслевого взаимодействия в рекреационном кластере можно выделить следующие виды сотрудничества:
• формальное взаимодействие между участниками на договорной основе (например, договоры в экстренных случаях рекреационных организаций с учреждениями здравоохранения и т.д.);
• кооперация, включающая временные соглашения об объединении финансовых и трудовых ресурсов в целях реализации какого-либо проекта, договоренности о согласованной маркетинговой политике на рынке рекреационных услуг и др.;
• интеграция, связанная с объединением предпринимательской деятельности участников (например, создание санаторно-курортных объединений или гостиничных сетей, контролируемых одним собственником).
В современной экономической литературе курортно-рекреационная сфера рассматривается в основном фрагментарно: гостиничное хозяйство —либо отдельно, либо совместно с туристическим бизнесом; экология — совместно с курортным обслуживанием; рекреационная сфера — в сочетании со спортом и туризмом (Попов 2010).
7 Финансовая обеспеченность участников КРК имеет немаловажное значении в развитии предпринимательских структур в рекреационной системе (Попов 2010).
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 2, № 2. 2011
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 2, № 2. 2011
В результате этого оздоровительные функции многих организаций и предприятий курортно-рекреационной сферы ограничиваются своим собственным финансовым и трудовым потенциалом, а население, в свою очередь, имеет ограниченный доступ к получению качественного сервиса в обслуживании из-за дороговизны и низкой конкурентоспособности последних.
Таким образом, субъекты предпринимательства курортной сферы действуют с низкой степенью эффективности для инвесторов и полезности для населения. Развитие предпринимательства в сфере рекреации сдерживается большим количеством нерешенных законодательных проблем, неэффективностью поддержки предпринимательских структур со стороны федеральных, региональных, муниципальных органов власти, присутствием административных барьеров, несмотря на различные инициируемые программы в поддержку развития малого и среднего предпринимательства в России. По- прежнему не разработаны мероприятия по рациональному территориальному размещению рекреационных ресурсов и продвижению рекреационных услуг на региональном уровне. В результате обостряются кризисные последствия проведенных рыночных преобразований для части экономически нестабильных рекреационных предприятий, отсутствуют реальные инвестиции в данный сектор, сохраняется неразвитость инфраструктуры на отечественных курортах и, соответственно, сохраняется высокое конкурентное давление со стороны иностранных курортов.
Поэтому первая проблема и направление развития туристско-рекреационной сферы в регионах - это обеспечение доступности рекреационных услуг для населения. Вторая - дальнейшее развитие туризма, повышение эффективности и конкурентоспособности туристско-рекреационных комплексов регионов (Реутова 2011). Решение данных и других не менее важных вопросов требует совершенствования механизма регулирования и устойчивого развития рекреационной сферы региона, позволяющего существенно повысить эффективность использования рекреационных ресурсов и конкурентоспособность региона в целом8.
Имеющая место в российской экономике кризисная ситуация вряд ли позволит в ближайшем будущем выделить значительные средства из бюджета на развитие данной отрасли, что при неиспользовании местной предпринимательской инициативы обрекает ее на плачевное состояние. В данной ситуации действенным методом решения проблемы и могут выступать сетевые структуры в форме многоотраслевых курортно-рекреационных кластеров (Попов 2010).
Формирование стратегии развития предпринимательской деятельности организаций санаторно-курортной сферы — это выбор целей и средств их достижения, выбор партнеров и ресурсов, выбор правил поведения на рынках, факторов производства и путей предотвращения возможной несостоятельности субъектов рынка. Таким образом, деятельность этих организаций в условиях рынка приводит к необходимости более тщательного выбора управленческих решений. Нового подхода требует и проработка законов и закономерностей конкуренции и конкурентного поведения, а, следовательно, и механизма принятия стратегически верных и обоснованных решений.
Главное отличие кластеров в рекреационной сфере от прочих кластеров состоит в его маршрутной территориальной организации. Туристский маршрут и соответствующий ему туристский поток связывают объекты кластера, превращая их из конкурирующих во взаимодействующие элементы системы. Благодаря организа-
8 Автор рассматривает актуальные проблемы государственного регулирования и использования рекреационных ресурсов на уровне региона, см.: (Потапов 2008).
ции туристского потока формируется сам кластер. Прерогативой туристского кластера может быть как объект инфраструктуры, так и объект туристского интереса, но главным условием развития туристского кластера является наличие маршрутов и туристских потоков. Таким образом, туристский кластер формируется в пределах туристского района и характеризуется наличием туристских предприятий, имеющих тесные связи. Принимается во внимание возможность развития специализированного туристского предпринимательства в каждом кластере для сбалансированного изменения всей туристско-рекреационной системы. Каждый кластер должен иметь возможность создания особенных туристских брендов, выполнять свои особые функции в региональной туристско-рекреационной системе.
Таким образом, правомерно сделать следующие выводы и ориентироваться на реализацию в социально-экономической практике ряда следующих предложений:
Предпринимательство в рекреационной сфере — это индивидуальная деятельность юридических и физических лиц, направленная на удовлетворение потребностей рекреантов в оздоровлении и отдыхе, на систематическое получение прибыли, осуществляемая на свой риск, а также создающая условия для устойчивого развития соответствующих территорий и повышения качества жизни населения.
Устойчивое развитие предпринимательских структур сосредотачивает на себе экологические и социально-экономические результаты их функционирования, обеспечивая процесс воспроизводства в туристско-рекреационном секторе.
Из общего числа факторов, сдерживающих развитие предпринимательства в рекреационном кластере, можно выделить несовершенство законодательной базы, существующие административные барьеры, низкую инвестиционную активность, нехватку высокоспециализированных кадров и т. д.
Связи, устанавливаемые в процессе взаимодействия между предпринимательскими структурами, осуществляются посредством потоков ресурсов, которые объединяют различные организации. Чем чаще происходят обращения к потокам, тем сильнее кластерное взаимодействие между предпринимательскими структурами. Тем самым, анализируя использование потоков ресурсов, можно оценить интенсивность кластерного взаимодействия между участниками рекреационного кластера.
Отсюда следует вывод о том, что социально-экономическая система туристско-рекреационного комплекса является очень гибкой, динамичной, со сложными по свойствам взаимодействий связями между ее структурными элементами. Поэтому на практике субъектам управления туристско-рекреационным комплексом необходимо учитывать эти свойства системы. С позиции системного подхода это означает, что со временем внутри системы приоритетность ее элементов меняется и соответственно возникает необходимость управлять этими изменениями, постоянно отслеживая особенности функционирования системы и их трансформации.
ЛИТЕРАТУРА
Борисова О.В. и Лобова С.В. (2010). Роль коммерческой деятельности в формировании агроориентированного территориального кластера // Региональная экономика. № 26 (161).
Бунаков О.А. (2011). Кластерный подход к позиционированию в туризме // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. № 4 (28). (http://uecs.mcnip.ru).
Дырдонова А.Н. (2010). Методические подходы к выявлению и оценке кластеров в экономике региона // Региональная экономика. № 28 (163).
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 2, № 2. 2011
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 2, № 2. 2011
КатанскийА.А. {2010). Управление развитием туристско-рекреационного комплекса региона. Автореферат. СПб.
Попов А.Р. {2010). Кластерные формы организации и финансирования курортно-туристической сферы // Региональная экономика. № 24 {149).
Попов А.Р. {2010). Управление инвестиционными ресурсами курортнорекреационных кластеров в условиях экономической нестабильности. Автореферат, Майкоп.
Потапов А. П. {2008). Использование рекреационных ресурсов в повышении конкурентоспособности регионов. Автореферат. {http://www.dissercat.com).
Реутова Ю.Н. {2011). Развитие санаторно-курортного кластера в системе региональной экономики. Автореферат. Ростов н/Д.
Сербин Ю. В. {2006). Формирование стратегии развития предпринимательской деятельности в организациях санаторно-курортной сферы. {http://www.dissland. com).
Скворцова А. В. {2009). Совершенствование механизма управления предпринимательскими структурами в сфере санаторно-курортных услуг. Автореферат. {http://www.dissercat.com).
Яковлева-ЧернышеваА.Ю. {2011). Кластерный подход к управлению развитием предпринимательских структур в рекреационной системе. М.: Инфра-М.