5. Фигатнер Ю. Ю., ПерепелкинЛ. С. Эволюция макроинститутов государства и гражданского общества: методология и теория социальной эволюции. // Российская академия наук. Институт востоковедения. Российский центр стратегических и международных исследований. М., 1996.
6. BentleyA. The process of Government. A study of social pressures. Cambridge, 1967.
7. Coen D. The European Business Interest and the Nation State: Large-firm Lobbying in the European Union and Member States. Cambridge University Press. 1998.
8. Olson M. The Logic of Collective Action. Public goods and the theory of groups. Cambridge, 1965.
9. Schmitter Ph. Still the Century of Corporatism. // Review of Politics. 1974. №36 (1).
10. Truman D. The Governmental Process. Public interests and public opinion. NY, Knopf, 1951.
ЗАВОРИН А.Н.
Южный федеральный университет, экономический факультет, кафедра политической экономии и экономической
политики, доцент, кандидат экономических наук, e-mail: [email protected]
государственная политика в информационной экономике
Фактором повышения экономической эффективности в информационной экономике является снижение трансакционных издержек. Развитие информационной экономики требует новой экономической ^ политики.
Ь
^ Ключевые слова: информационная экономика; меркантилизм; информация; самопрограммирующаяся
у рабочая сила
^ Коды классификатора JEL: И54, И57
г
Ш Исследования, посвященные понятиям «постиндустриальное общество» и «информация» в современной эко-]> номической теории, говорят о том, что информация является важнейшим элементом современной экономики, которая получила второе имя - информационная экономика. Тем не менее, информационная экономика не является центром изучения для экономистов. Работы пионеров в этой области также не смогли сильно изменить
□ картину. Научные исследования в этой области, начатые в 60-е годы XX в., Джорджем Дж. Стиглером принесли
□ ему в 1982 году всемирную славу - он стал нобелевским лауреатом по экономике. Тема нобелевской лекции Джорджа Дж. Стиглера выбрана не случайно: «Развитие и достижение экономики», в ней знаменитый учёный говорит о трансформации экономической теории в течение нескольких столетий. Стиглер пытается взглянуть на экономическую теорию как на рынок новых идей. Временной разрыв в 20 лет с момента начала научного творчества Стиглера до присуждения ему премии, да и сама тональность его нобелевской речи, конечно, говорит о сложнейшем пути, который проделал ученый, рассматривая это важнее понятие.
Ф Основной тезис выступления ученого заключается в том, что ряд экономистов вовсе не являются поставщиками новых идей и теорий. Эти экономисты лишь потребляют новые идеи, критикуют их, не привнося > ничего нового в теорию. Противостоит этим экономистам группа учёных, которые посвящают свои усилия и время на то, чтобы опровергать, подтверждать и развивать принципиально новые идеи. Усилия этой группы экономистов направлено на то, чтобы убедить научное сообщество принять эти идеи. Причем «выход на рынок новых идей стоит дорого: чтобы изучить идею до такой степени, когда станет ясно, перспективна он или нет, требуется много и времени, и умственной работы» [3, С. 457]. В определенный период времени перед
00 □
□
CU
О о
I—
ф
I—
S
0 а ф
со S
1
а исследователем встает задача дать определение самой науки. Джордж Дж. Стиглер, говоря о научной и дона-^ учной стадии, в качестве критерия научности называет интегрированность областей знания. Главная задача о учёных (сообщества профессионалов) - утверждение и расширение научного знания. 2 Джордж Дж. Стиглер приводит пример, связанный с развитием меркантилизма, идеи которого опровергаем лись, но научное сообщество не совсем принимало эту критику. Потребовались титанические усилия, чтобы 9 меркантилизм перестал быть неотъемлемой частью государственной экономической политики и после чего ^ перестал обосновываться экономистами-учеными в качестве фундаментальной экономической идеи. Прежде всего, это случилось благодаря твердой позиции в парламентской борьбе Дэвида Рикардо, ратовшего за отме-о ну правительством Великобритании протекционистских мер, подрывающих развитие рыночной экономики. Сам Д. Рикардо не увидел законопроектов, отменявших политику меркантилизма в Великобритании, законы были приняты после его смерти. о Джордж Дж. Стиглер утверждал то, что экономическая наука не может немедленно реагировать на из-$ меняющийся мир. «Если бы проблемы экономической жизни изменялись слишком часто и резко и если бы >§ в самом характере не было преемственности, экономической науки не могло бы и быть» [3, 462]. Если бы ^ слишком часто менялись проблемы и методы, то кумулятивный рост знания был бы невозможен. Примером ш такой сквозной проблемы в экономической теории является проблема стоимости. Стиглер, ссылаясь на Гэри ^ С. Беккера, выдвигает тезис о том, что ученый, обладающий реальным капиталом, дающий ему возможность о распоряжаться в определенной области знания, решительно не принимает новые идеи, так как в случае при-о знания новой теории эти знания устаревают. Этот консерватизм тормозит развитие экономической теории ^ не только на Западе в середине XX в., но и у нас в России начале XXI в.
CL
1 5
Если говорить о теории, описывающей информационную экономику, то последняя, по мнению другого лауреата нобелевской премии Джозефа Е. Стиглица выходят за рамки чистой экономической теории (экономике), им вводится ранее известный термин «политическая экономия». Джозеф Е. Стиглиц наделяет этот термин другим смыслом, подчеркивая сходство в современных научных концепциях, описаний политических и экономических механизмов. Эта мысль сейчас является доминирующей не только в экономической теории, но и философии, социологии, других общественных дисциплинах.
Первый вопрос, который возникает с формированием теории информационной экономики и выработки соответствующей государственной экономической политики, связан с трактовкой понятия информации. Под информацией в самом широком смысле слова понимают универсальное свойство всех вещей, выражающее характер и степень их упорядоченности. Некоторые авторы говорят о том, что информация является общим началом, которое объединяет собой материю и дух, вещество и энергию, бытие и сознание [4, С. 24]. Философ Э.В. Ильенков пишет: «... Материя постоянно обладает мышлением, постоянно мыслит самое себя ... Материя не может существовать без мышления ... Как нет мышления без материи, понимаемой как субстанция, так нет и материи без мышления, понимаемого как её атрибут» [1]. Исходя из принципа равноудаленности от различных политических и идеологических течений, присущего истинному объективному экономическому мышлению нельзя полагать какую-то часть исходной, а вторую производной. Сознание вырастает из бытия и покоится на нем, реализуя самого себя и находя в нем опору для своего движения, и в то же время идея не только отражает материальный мир, но и творит его. Материя идеальна, идея материальна - в этом и состоит суть их взаимного определения.
В своем труде «Пролегомены» Иммануил Канта говорит об этом так: «Рассудок не почерпывает свои законы (a priori) из природы, а предписывает их ей». Для методологической чистоты у нас нет нужды выяснять, что является «базисом», а что является «настройкой» в современном мире, так как любая умозрительная по- ^Г сылка в этом приведет к немедленному искажению всех последующих конструкций научного построения. Да ^ и «тело» экономики не терпит никакого насилия и подчинения, выяснения ответа на вопрос «кто главный?». о Экономика, рынок, экономическое развитие слишком либеральны, чтобы подчинять одной идее все остальные концепции. ^
Один из столпов современной экономической теории Мануэль Кастельс описывает реалии «новой экономики». М. Кастельс и другие авторы говорят о рынке США, потому что именно в этом регионе впервые на
планете произошло полномасштабное внедрение новые технологий в экономику в конце XX в., хотя необхо- ^ димые изобретения и материальная инфраструктура были сформированы в середине 80-х гг. XX в. Для большинства стран мира такое полномасштабное внедрение новых технологий является пока еще неисполнимой мечтой. Даже европейские рынки и рынок Японии на фоне экономического роста новой экономики в США в □ конце XX в. в начале XXI в. выглядят карликовыми. М. Кастельс объясняет это низким процентом фирм, свя- О занных с информационными технологиями: около 3% в Германии, Японии и 7% в США [2]. Именно поэтому ^ для изучения теории информационной экономики будет показательным рынок сША.
главным фактором повышения экономической эффективности в информационной экономике является появление возможности взаимодействия напрямую (без посредников). На посредников в традиционной (до-индустриальной и индустриальной) экономике приходится высокая доля трансакционных издержек. Произошла и трансформация на рынке труда в США. Все большое значение приобретает временная занятость, новая экономика потребовала большого количества высокообразованных кадров. А также появление нового ® феномена - «самопрограммирующейся рабочей силы», которая может работать самостоятельно с минимальным вмешательством работодателя. ^
Важнейшим катализатором развития информационного сектора экономики становиться государство. М. Кастельс приводит пример Китая, который восстановил доколониальный способ управления наукой, в результате которого китайская экономика становится главнейшим игроком на мировой экономической арене. ф Государство целенаправленно создает систему управления наукой и ее развитием в странах, где стремительно £ развивается научно-техническая сфера, растет качество жизни. США и страны Запада делают упор на разви- ^ тие самопрограммирующейся рабочей силы. Опять это требует государственного вмешательства - создание ^ новой системы образования. В США мы наблюдаем развитие системы образования и переход к постоянному о образованию в течение всей жизни, а в Европе реформируются институты образования под воздействием Болонского процесса.
Материальным доказательством существования информационной экономики явился экономической кризис 2000 - 2001 годов, в результате которого сложилась новая структура экономики США, где информаци- ^ онный сектор стал занимать ведущие позиции. После кризиса стало очевидным, что экономике нужна государственно-экономическая политика в научно-технической сфере для поддержания стабильного развития и модернизация образования. ^
Государственная политика, направленная на рост информационного сектора и как следствие рост ВВП и 1 национального богатства, должна иметь в фокусе внимания управление информационным сектором через создание специальных институтов и проектов (таких как изобретение интернета) и модернизацию системы образования.
О
О о
I—
ф
0
1_
CD
I_
о
ф
о
ЛИТЕРАТУРА ®
т
1. Ильенков Э.В. Космология духа // Философия и культура. М., 1991. о
2. Мануэль Кастельс: Галактика Интернет: Размышление об Интернете, бизнесе и обществе : Академический о бестселлер / Пер. с англ. А. Матвеева; под ред. В. Харитонова.- Екатеринбург: У-Фактория, 2004. (Т)