Сумской области до сих пор интересует иностранных инвесторов, частично это обусловлено тем, что развитые рынки перенасыщены, а долгосрочные инвестиционные вложения в поисках мест на рынках, которые развиваются. Мы считаем, что рынок сельскохозяйственной продукции Сумской области есть довольно-таки молодым, а потенциал дальнейшего развития есть высоким, прежде всего в сегментах долгосрочного иностранного капиталовложения, что способствует привлечению иностранных инвесторов в нашу область. А мировой финансовый кризис и поддержка государства будут способствовать раз-
витию украинского рынка сельского хозяйства на пользу сообразительных инвесторов.
Источники
1. Узун В. Механізми участі інвесторів у фінансовому оздоровленні неплатоспроможних сільськогосподарських підприємств Росії // Економіка України. - 2002. - № 6. - С. 59-69.
2. Бровко Л.И., Сталев И.И. Экономическое обоснование инвестиций в аграрный сектор АПК под ред.В.В. Радченко. - Днепропетровск: Пороги, 1999. - 134 с.
3. Мацибора Т.В. Іноземні інвестиції в АПК України: Монографія. - К.: ННЦ ІАЕ, 2008. - 186 с.
Доклады
Пленарного заседания международной научно-практической конференции «РОЛЬ ИННОВАЦИЙ В РАЗВИТИИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА»
21 октября 2008 г.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ АПК: КОНЦЕПЦИИ, ФОРМЫ, РЕСУРСЫ
Л.С. Орсик, д.э.н., дир. Департамента научно-технической политики и образования Министерства сельского хозяйства РФ
По поручению руководства Министерства сельского хозяйства Российской Федерации разрешите мне поздравить Вас с открытием Международной Конференции «Никоновские чтения-2008» и пожелать Вам успешной и плодотворной работы.
Никоновские чтения проводятся регулярно с 1996 г. и сегодня они проходят в тринадцатый раз. Эта конференция овеяна прославленным именем академика Александра Александровича Никонова и поэтому она традиционно собирает лучшие умы аграрной науки, а также молодежь, которая решила связать свою жизнь с очень нелегким делом - аграрной наукой и аграрным производством. Здесь открыто обсуждаются самые насущные проблемы агропромышленного комплекса. И сегодня программой конференции предусмотрено рассмотрение одной из самых злободневных тем - инновационное развитие АПК.
Слово инновации, которое мы сейчас слышим из средств массовой информации чуть ли не каждый день и по любому поводу, может быть и не совсем понятно для кого-то, но только не для тех, кто собрался в этом зале. В этом зале присутствуют ученые, которые всю жизнь посвятили решению этих вопросов, которые знают все тонкости и нюансы по этой проблематике. (Мне хотелось бы предоставить следующее слово для выступления Вячеславу Филипповичу Федоренко директору «Росинформагротеха»).
Комплекс мероприятий по реализации инновационной политики в АПК в значительной мере определяется преобразованиями, обеспечивающими развитие новых прогрессивных форм инновационной деятельности с учетом особенностей агропромышленного производства.
По своему характеру методы реализации инновационной политики направлены на реализацию
поставленной цели - создание на всех уровнях АПК условий для эффективной инновационной деятельности. Такие методы разработаны для реализации инновационной политики на всех стадиях инновационного цикла от создания, насыщения рынка и освоения инноваций.
Инновационная политика является сложной управляющей системой, поэтому для ее реализации необходимо располагать организационными, экономическими, законодательно-правовыми и социально-психологическими методами.
Успешная реализация инновационной политики невозможна без формирования законодательных и нормативно-правовых механизмов, регламентирующих инновационную деятельность в АПК. Для этого необходимы разработка и принятие федеральных и региональных законов и законодательных актов, других нормативных документов, в которых необходимо определить отношение государства к развитию инновационных процессов в АПК и ответственность государственных организаций, направления и меры государственной поддержки, а также предусматривающие благоприятные условия для инвестирования средств в инновационную деятельность.
1. Основные направления правового обеспечения инновационной деятельности в АПК
осуществляются путем законодательного оформления необходимых и достаточных регуляторов инновационной деятельности в сфере АПК, формированием условий экономической, хозяйственной и юридической самостоятельности субъектов инновационной деятельности, законодательным оформлением соблюдения социальной и экологической направленности инновационной деятельности в отраслях АПК, созданием действенного механизма
защиты интеллектуальной собственности, инновационных технологий и технических решений на всех этапах их создания и освоения (к сожалению до настоящего времени этот механизм не отработан), проявление интереса сельскохозяйственных производителей к ускоренному освоению инновационной продукции, усиление юридической ответственности разработчика инновационных проектов и производителей инновационной продукции за некачественное их выполнение, и создания юридически оформленной системы страхования рисков при освоении инновационной продукции.
Большое значение для реализации инновационной политики в АПК имеет деятельность различных инновационных формирований, для которых характерны принципиальные отличия как по структуре и функциям, так и по особенностям функционирования. Их успешная деятельность будет в значительной мере зависеть от своевременной разработки основополагающих нормативных актов, регулирующих их организацию и функционирование. Такие законодательные документы могут быть приняты на федеральном и региональном уровнях. В частности, необходимо принятие федерального закона о развитии инновационной деятельности в АПК. На региональном уровне, применительно к местным условиям, должны быть разработаны законодательные акты по развитию инновационных процессов в АПК региона.
Правовое обеспечение инновационной деятельности должно основываться на системе законодательных актов, обеспечивающих социально-экологическую ее направленность, раскрытие творческого потенциала научно-технических работников научных центров, гарантию защиты интеллектуальной собственности, сохранность капитала и свободу творчества.
Одним из основных регулирующих документов является контракт на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, роль которого, по нашему мнению, должна возрастать.
Так, в 2008 г. Министерством заключено 52 госконтракта на сумму 152,5 млн р. на научноисследовательские и опытно-конструкторские работы по Госпрограмме, Федеральным и Ведомственным программам в интересах всех отраслей АПК, а также 44 Госконтракта на методические разработки в интересах отрасли АПК (животноводство, растениеводство, ветеринария, пищевой и перерабатывающей промышленности и др.) для нужд Минсельхоза России, законопроекты и техрегламенты на сумму 59,4 млн р.
К концу текущего года запланировано освоение средств Федерального бюджета на научные разработки (502,4 млн р.) и методические разработки (220,6 млн р.).
Таким образом, в сравнении с предыдущим годом, в 2008 г. лимит бюджетных средств увеличился в 3,5 раза.
2. К организационным методам реализации инновационной политики следует отнести создание четкой организационно-управляемой инновационной системы, в которой каждый элемент будет наделен специфическими функциями, внутренними и внешними связями и станет осуществлять свою деятельность в соответствии с общими целями и задачами всей системы.
Для этого возникает необходимость формирования и развития инновационной инфраструктуры в виде альтернативных формирований: научных
центров и технополисов, включающих в себя университеты или крупные научно-исследовательские институты, научно-технические и научно-технологические центры, технопарки, инкубатории инновационных разработок, инновационные и информационные консультационные службы, научнопроизводственные объединения и системы, специализированные формирования по производству наукоемкой продукции.
Структурой научных центров или агротехнополисов должны быть предусмотрены подразделения стратегического планирования, прогнозирования, экономики, маркетинга, информации и коммерциализации продукции инновационного процесса. В связи с этим повышается актуальность работ, направленных на совершенствование организационного механизма инновационного процесса: от планирования фундаментальных и прикладных исследований и разработок по наиболее приоритетным направлениям инновационной направленности ( с учетом спроса на научную продукцию) до завершающего этапа создания инноваций и освоения их в производстве.
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации как орган государственной власти согласно выработанной стратегии в методическом и правовом аспекте определяет приоритеты инновационной политики. Эти приоритеты отвечают потребностям производства. Применительно к научному центру или агротехнополису на основе стратегии министерство и региональные органы управления формируют стратегию и структуру инновационного процесса, интегрирующие системы: мониторинга, прогнозирования, стратегического планирования, информации, сертификации, подготовки кадров, коммерциализации и реализации научно-технической продукции.
Для этого необходимо прилагать усилия к интеграции научных организаций с аграрными и обслуживающими предприятиями отрасли и создания системы малого бизнеса для обслуживания программ федеральных, межрегиональных и региональных научных центров и агротехнополисов.
Особое место в реализации инновационной политики в современных условиях занимает организация целенаправленной инновационной службы АПК по оказанию помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям в освоении инноваций и передового отечественного и зарубежного опыта (информационно-консультационная служба).
В последние годы в развитии сельскохозяйственного консультирования произошли кардинальные изменения. Ст. 6, 7 ФЗ «О развитии сельского хозяйства» от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ впервые информационное обеспечение и предоставление консультационной помощи определены в качестве мер по реализации государственной аграрной политики и включены в основные направления государственной поддержки сельскохозяйственного производства. Расширение доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения к консультационным услугам предусмотрено мероприятиями Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг.
Эта служба стала одним из важных инструментов практической реализации инновационного процесса, способствует оперативному использова-
нию достижений науки и техники и постоянному технико-технологическому обновлению агропромышленного производства. Создание инновационной службы в структуре научных центров позволяет достичь ускорения процесса освоения инноваций и осуществить обратная связь с потребителями инновационной продукции. В результате деятельности этой службы сельскохозяйственные товаропроизводители не только получают информацию, но и пользуются ее услугами по освоению инноваций в производстве.
Результаты мониторинга свидетельствуют, что в АПК России функционирует система службы сельскохозяйственного консультирования, включающая федеральный, региональные и районные уровни.
В настоящее время федеральный уровень представлен Российским центром сельскохозяйственного консультирования, функции федерального учебно-методического центра сельскохозяйственного консультирования возложены на ФГУ «Учебнометодический кабинет по профессионально-техническому образованию».
В рамках Госпрограммы развития АПК подготовлено примерное положение о региональных учебно-методических центрах, проведен отбор 27 образовательных учреждений, на которые возлагаются функции региональных учебно-методических центров.
Подготовлено примерное положение о Демонстрационном центре ресурсосберегающих технологий сельскохозяйственного производства, проведен отбор 11 образовательных учреждений, на которые возлагаются функции Демонстрационных центров.
На сегодняшний день в 53 субъектах Российской Федерации имеются центры сельскохозяйственного консультирования.
Районный уровень представлен 351-м информационно-консультационным центром.
В системе сельскохозяйственного консультирования занято 2190 чел., из которых 956 чел. работают в региональных центрах, 1184 чел. в районных центрах.
Хотелось бы отметить, что если три года назад большинство консультантов работали по совместительству, то в 2007 г. (по 2008 г. информация собирается) лишь 31% сотрудников привлекаются из других организаций. По нашему мнению это дает основание считать, что в АПК России формируется профессиональный состав консультантов.
В прошлом году формированиями системы сельскохозяйственного консультирования оказано 211 тыс. консультационных услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям и сельскому населению, организовано 1436 конференций и иных конгрессных мероприятий, проведено 2444 обучающих семинаров, издается 23 журнала (37 тыс. экземпляров) и 769 наименований (около 65 тыс. экземпляров) методической и другой печатной продукции, написано более 3118 статей.
1. Система сельскохозяйственного консультирования в регионах, состоит из регионального центра в форме государственного или автономного учреждения или госпредприятия и муниципальных учреждений в районах. В качестве примеров такой организации службы можно назвать консультационные службы республики Башкортостана, Чувашской республики, Краснодарского края, Новгородской и Воронежской областей.
2. Другой весьма распространенной и очень эффективной формой вертикально соподчиненных региональных систем сельскохозяйственного кон-
сультирования являются системы, состоящие из регионального госучреждения со структурными подразделениями в районах. По такому пути развиваются консультационные службы в республиках Бурятия, Калмыкия, Саха (Якутия) а также в Ярославской и Самарской областях.
3. Третье направление развития представляет региональный центр в форме некоммерческой организации со своими структурами в районах. Примерами успешного использования такой организации системы являются Нижегородская и Тюменская области.
Эти три схемы, развития региональных систем сельскохозяйственного консультирования, особенно две первые, в настоящее время являются наиболее развивающимися и всячески поддержи -ваются и пропагандируются Минсельхозом России. Активное развитие формирований системы сельскохозяйственного консультирования во многом объяснимо, с точки зрения сотрудников федерального центра и руководителей региональных центров, правильностью выбранных форм развития и их усилиями по продвижению таких направлений.
14 регионов используют в качестве региональных центров учреждения дополнительного профессионального образования специалистов и высшие учебные заведения, а также научные организации. Достоинством таких структур является хорошая материально-техническая база и высококвалифицированные специалисты, а недостатком - нежелание развивать районную сеть (ни в одном из таких регионов районного звена нет) и практическое отсутствие консультантов работающих на основе полной занятости консультационной деятельностью.
Развитие районных центров, консультанты которых осуществляют непосредственное консультирование, является наиболее слабым местом развития системы сельскохозяйственного консультирования на данном этапе - сегодня они функционируют в 351 районе Российской Федерации, из 1866, что составляет около 20%.
Основное количество районных структур, как и в 2006 г. (41 центр) в 2007 г. создавалось в рамках реализации ФЦП «Социальное развитие села до 2010 г.» - создан 91 центр и все они были оснащены оборудованием.
3. В условиях рынка большое значение имеют экономические методы реализации инновационной политики. К ним относятся: создание экономических условий для реализации инновационных программ и проектов, государственное финансирование приоритетных направлений инновационной деятельности, широкое привлечение инвестиций в инновационную сферу, развитие предпринимательства и коммерциализация инновационных проектов.
Не меньшее значение для реализации инновационной политики в АПК имеют финансовое оздоровление предприятий, повышение их платежеспособности и возможности приобретения инноваций и ресурсов, необходимых для их освоения.
Основа реализации инновационной политики
- формирование экономического механизма регулирования рынка инновационных разработок, способствующего обеспечению заинтересованности структурных подразделений органов управления и научных центров в ускорении темпов научнотехнического прогресса в АПК.
Основным условием реализации экономической политики является обеспечение восприимчивости инноваций сельхозтоваропроизводителями.
Выполнения этого условия можно добиться методом экономической привлекательности потребителя инновационной продукции по всей цепочке «исследование-производство» в ускоренном ее освоении, с одной стороны, и в формировании заказов на дальнейшие инновационные разработки - с другой.
Основные составляющие экономической политики это - формирование рынка научной и инновационной продукции и условий для его эффективного функционирования, устранение постоянно возникающих монопольных стремлений, развитие здоровой конкуренции, регулирование рыночных отношений с помощью ценовых и неценовых нормативов, налоговой политики, законодательных и нормативных актов, формирование льгот, стимулирующих научную и инновационную деятельность на федеральном и региональном уровнях, формирование государственного заказа по приоритетным направлениям развития инновационной деятельности, создание условий, способствующих заинтересованности потребителей в ускоренном освоении инновационной продукции и др.
Экономический механизм реализации инновационной политики в АПК по мере совершенствования организационно-экономического механизма функционирования предприятий отрасли целесообразно развивать в направлении усиления экономического стимулирования инновационной деятельности на всех стадиях процесса, более полного его соответствия экономическому механизму функционирования АПК, постепенному развитию хозрасчетных отношений и увеличение доли затрат непосредственных товаропроизводителей на инновационную деятельность, вовлечения в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности.
Непосредственными инструментами реализации экономической политики в АПК являются прогнозирование и стратегическое планирование инновационной деятельности, контракты на создание инновационной продукции как правовой основы взаимоотношений заказчика и разработчика, формирование рынка научной и инновационной продукции, развитие конкуренции на стадии выбора разработчика инновации, разработка основных методологических и методических принципов ценообразования научной и инновационной продукции.
Что касается форм инновационного развития хочу сказать, что в настоящее время в Российской Федерации реализуется государственная программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» (далее - Программа), одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2006 г. № 328-р, координацию которой осуществляет Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Для рассмотрения вопроса о создании в рамках Программы агротехнопарков администрациям субъектов Российской Федерации необходимо разрабатывать и представлять в Минкомсвязи России концепции и детальные финансово-экономические обоснования предлагаемых проектов, включая обеспечение администрациями субъектов Российской Федерации решений земельных и социальных вопросов, связанных с созданием и функционированием технопарков, а также вопроса софинансиро-вания создания объектов инфраструктуры. При этом необходимо прорабатывать развернутые предложения по следующим вопросам:
- стратегическая цель создания агротехнопарка и планируемые результаты для развития при-
кладных направлений в областях отечественной науки, инновационной системы, национальной и региональной экономики;
- специализация агротехнопарка, его место в отраслевой инновационной и производственной структуре, краткое описание основных бизнес-процессов, потенциальных резидентов и партнеров агротехнопарка;
- механизмы управления и организационно-правовая модель агротехнопарка;
- закрепление территории, проектирование (проектно-техническая документация) и строительство инфраструктуры агротехнопарка;
- оценка потребности средств бюджетов, необходимых для создания объектов инфраструктуры и их функционирования;
- экономическая эффективность агротехнопарка в долгосрочной перспективе, разработка путей привлечения внебюджетных инвестиций.
После одобрения концепций и финансовоэкономических обоснований проектов Минкомсвязи России как субъект бюджетного планирования решает вопрос увеличения расходных обязательств федерального бюджета на 2009 и 2010 гг. на цели создания агротехнопарков.
Вопрос о софинансировании из федерального бюджета создания агротехнопарков предварительно рассмотривается Правительственной комиссией по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период (далее - Бюджетная комиссия).
После указанных согласований подготавливается проект распоряжения Правительства Российской Федерации и проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Программу».
В настоящее время Депнаучтехполитикой совместно с администрацией Тамбовской области и заинтересованными министерствами ведется работа по созданию технопарка в сфере высоких биотехнологий в городе Мичуринске Тамбовской области. Здесь планируется на базе биотехнологий обеспечить комплексное решение актуальных проблем в сфере аграрного производства и создания функциональных продуктов питания, обеспечивающих защиту человека от негативных факторов окружающей среды.
Второй технопарк, создаваемый на территории Санкт-Петербургского государственного аграрного университета, будет ориентирован на разработку инновационных аграрных технологий и комплексных моделей ландшафтно-усадебного развития России в XXI в.
По нашему мнению, наиболее рациональной структурой реализации инновационной деятельности являются научные центры. Такие центры включают в себя технопарки, инновационные центры и в ряде случаев предприятия, учитывающие специфику процессов производства сельскохозяйственной продукции и стратегические задачи. Стратегия научных центров -это стратегия новых сфер деятельности на основе развития сети региональных центров высшего технологического уровня, требующей разработки стратегии интеллектуализации всего хозяйства.
Несколько слов о форме в виде агротехнополисов - поселок городского типа, располагающий административным и жилищным фондом, земельными угодьями и социальной инфраструктурой, современной связью, автомобильными дорогами, связывающими его с административным центром и потенциальными клиентами, расположенный в эко-
логически привлекательных местах региона и открытый для инвестиций в инновационную деятельность. Агротехнополис - это, прежде всего, центр передовых технологий, научных исследований и проектно-конструкторских разработок и подготовки кадров для сельского хозяйства региона.
Образование агротехнополиса принципиально возможно в любом регионе, отвечающем требованиям и характерным природно-климатическим условиям, специализации хозяйственно-экономической деятельности при заинтересованности и активной поддержке администрации региона. Это позволит значительно укрепить экономику региона за счет создания и освоения наукоемких региональных технологий, привлечения в регион научных и высококвалифицированных кадров, инвестиций частного сектора, развития производства, увеличения количества рабочих мест и решения социальных проблем.
В будущем планируется создать систему технопарков сельскохозяйственного назначения.
Однако на сегодняшний день согласование документов по формированию агротехнопарков затягивается и упирается в решение вопросов об объемах и источниках финансирования. Учитывая важность формирования системы агротехнопарков для инновационного развития агропромышленного производства, Минсельхоз России надеется на понимание и поддержку в решении организационных и финансовых вопросов со стороны, прежде всего, Минэкономразвития России и Минфина России.
В качестве ресурсного обеспечения инновационного развития сельскохозяйственного производства может оказать существенное влияние проведение научных исследований в области нанотехнологий и освоение нанотехнологической продукции.
В настоящее время большое внимание уделяется вопросам развития нанотехнологий, которые регулируются рядом нормативных правовых актов Российской Федерации, в частности данную сферу деятельности регулируют следующие правовые акты Российской Федерации.
Федеральный закон от 19 июля 2007 г. № 139-ФЗ «О Российской корпорации нанотехнологий».
Постановление Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2008 г. № 127 «О направлениях, порядке и условиях инвестирования, предельном размере инвестируемых временно свободных средств государственной корпорации «Российская корпорация нанотехнологий».
Постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 2007 г. № 498 «О федеральной целевой программе «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008-2010 гг.».
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 августа 2006 г. № 1188-р (о Про-грамме координации работ в области нанотехнологий и наноматериалов в Российской Федерации).
Постановление Правительства Российской Федерации от 29 января 2007 г. № 54 «О федеральной целевой программе «Национальная технологическая база» на 2007-2011 гг.».
Распоряжение Правительства РФ от 27 февраля 2008 г. № 233-р (об утверждении Программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2008-2012 гг.).
По указанному вопросу в пределах установленной компетенции федеральными органами исполнительной власти издан ряд нормативных правовых актов, в частности, изданы акты Минфина России, Ми-
нобрнауки России, а также акты Главного государственного санитарного врача Российской Федерации.
Указанными нормативными актами развитие нанотехнологий непосредственно в агропромышленном комплексе (в сельском хозяйстве) не закреплено.
Вместе с тем пунктом 5.3. Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 г. № 450, установлено, что Министерство вправе проводить в установленном порядке конкурсы и заключать государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг, а также на проведение научноисследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности.
Полагаем, что указанное полномочие Министерство может осуществлять, в том числе и в отношении продукции высоких технологий, в установленном порядке.
В целях обеспечения правового регулирования развития нанотехнологий в сфере сельского хозяйства (в агропромышленном комплексе) потребуется издание в установленном порядке соответствующих нормативных правовых актов по указанным вопросам.
Считаем, что нанотехнологии и наноматериалы имеют большие перспективы в биологии и генной инженерии, растениеводстве и животноводстве, переработке сельскохозяйственной продукции, при создании новой сельхозтехники и техническом сервисе. Освоение нанотехнологической продукции коренным образом могло бы повлиять на экономический рост в сельскохозяйственном производстве.
Учитывая это, Минсельхоз России совместно с Россельхозакадемией подготовил и направил в Минобрнауки России предложения по приоритетным направлениям развития работ в области нанотехнологий в агропромышленном комплексе (43 темы). Наши предложения были приняты Минобрнаукой России к рассмотрению.
Но в последствии Минобрнауки России проинформировал, что финансирование проведения исследований по нанотехнологиям и наноматериалам планируется проводить в рамках существующих в Министерствах федеральных целевых программ. Однако всем известно, что средства, предусмотренные на финансирование работ в рамках ФЦП, уже распределены по годам на весь срок действия программ.
В связи с этим выполнение НИР, направленных на развитие наноиндустрии в АПК, в рамках уже действующих федеральных целевых программ не представляется возможным.
Не рассчитывая на помощь извне, Минсельхоз России планирует проводить исследования, направленные на развитие наноиндустрии в интересах агропромышленного комплекса, в рамках НИОКР по семи темам с общим объемом финансирования в 2008-2009 гг. 60 млн 500 тыс. р.
1. «Проведение исследований и разработка нового поколения вакцины против гриппа А птиц на основе нанотехнологий».
2. «Проведение научных исследований по определению спектра селекционно-значимых ДНК-аномалий крупного рогатого скота и разработка технологии их выявления на основе использования нанотехнологий».
3. «Проведение исследований и разработка комплекса методов оценки состояния и использования племенных ремонтно-маточных стад объектов аква-культуры на основе нанотехнологий».
4. «Разработка технологии генетической идентификации сортов картофеля и рапса с целью защиты интеллектуальной собственности».
5. «Получение высокопродуктивных линий рапса, устойчивых к основным видам болезней и вредителей биотехнологическими методами, с проведением полевых испытаний».
6. «Разработка нанотехнологии «активной» упаковки для молочных продуктов, обеспечивающих положительную миграцию в них нанообъектов, стабилизирующих расфасованный продукт».
7. «Разработка нанотехнологии воздействия электромагнитных волн в инфракрасном и ультрафиолетовом диапазонах на биологические активные вещества молока».
9 апреля 2008 г. в Минсельхоз России поступили материалы, представленные Государственной Корпорацией «Роснанотех» к заседанию Правительственного совета по нанотехнологиям из которых следует, что финансирование проектов возможно также за счет
средств Государственной Корпорации «Роснанотех», которая использует имущественный вклад Российской Федерации в объеме 130 млрд р.
Заявки на финансирование инвестиционных проектов должны соответствовать требованиям к составу и содержанию проектов в области нанотехнологий, предлагаемых к финансированию за счет средств ГК «Роснанотех» и положению об экспертизе проектов ГК «Роснанотех».
В отношении ресурсного обеспечения разработки и продвижения инновационных проектов в настоящее время реализуются ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 гг.» по линии Минобрнауки России.
В 2008 г. приняты ФЦП «Национальная система биологической и химической безопасности Российской Федерации», а также ведомственные целевые программы «Развитие льняного комплекса России на 2008-2010 г.» и «Развитие пушного клеточного звероводства России на период до 2010 г.».
Таким образом, государственное регулирование инновационного развития АПК сдвинулось с мертвой точки и постепенно начинает набирать обороты.
РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АПК
В.Ф. Федоренко, д.т.н., проф., чл.-кор. РАСХН, дир. ФГНУ «Росинформагротех»
Динамичное, устойчивое развитие аграрного сектора Российской Федерации во многом определяется эффективностью инновационной деятельности. Актуальность проблемы обусловлена тем, что освоение инноваций позволяет обеспечить непрерывное обновление технологической, технической, организационно-экономической базы сельскохозяйственного производства, получение конкурентной продукции. Все это способствует интеграции России в мировой рынок.
В ведущих странах мира и у нас в стране начался новый этап технологической перестройки, связанный с формированием экономики, базирующейся на знаниях. Формируются механизмы и институциональные структуры для распространения и использования знаний - национальные инновационные системы.
Важнейшим аспектом в формировании инновационной инфраструктуры, таких систем в целом, является информационная составляющая.
В настоящее время информация рассматривается как «сырье» для инноваций. Трудность обоснованного выбора оптимальных путей решения научных, технических, экономических и социальных задач, отсутствие надежной основы для объективной оценки результатов исследований, инновационных разработок и производственного опыта, невозможность во многих случаях эффективной правовой защиты создаваемых объектов промышленной и интеллектуальной собственности, снижение или потеря конкурентоспособности отечественных товаров на мировом рынке - все это последствия неудовлетворительного обеспечения научно-технической информацией ученых и специалистов образовательной сферы и производства в АПК.
В вузах и НИИ Министерств и в Россельхоза-кадемии создан значительный научный раздел: только за последние пять лет научными коллективами разработано свыше 10 тыс. наименований
научной продукции (в том числе 1700 сортов и гибридов сельскохозяйственных; 58 породных групп, типов, линий и кроссов сельскохозяйственных животных, птиц, рыб и полезных насекомых; 660 новых образцов машин, оборудования и приборов; 260 вакцин, диагностикумов, препаратов и дезинфицирующих средств; 277 препаратов защиты растений; 780 прогрессивных технологий, 4650 новых продуктов питания повышенной пищевой и биологической ценности; 3260 патентов и авторских свидетельств).
Вторая составляющая этой проблемы - формирование спроса на инновации со стороны сельхозтоваропроизводителей, улучшение общеэкономической ситуации, повышение доходности аграрной отрасли.
И в этой части информатизация является важнейшим фактором повышения конкурентоспособности экономики и расширения возможностей российского АПК. Она способствует повышению эффективности процессов управления в государственном и негосударственном секторах агропромышленного комплекса России и структур местного самоуправления в условиях их взаимодействия.
В этой связи в Федеральный закон № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» включена статья № 17 «Система государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства», а в «Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (на 2008-2012 гг.)» поставлены задачи по инновационному развитию в сфере сельского хозяйства:
- ускоренный переход к использованию новых высокопроизводительных и ресурсосберегающих технологий, а также к разработке совместно с органами управления АПК субъектов Российской Федерации зональных технологий сельскохозяйственного производства;