ИННОВАЦИИ И ИНВЕСТИЦИИ
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИНОСТРАННОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В УКРАИНЕ
А.О. Вишняк, аспирант
Луганский национальный аграрный университет
В статье рассмотрены проблемы и перспективы иностранного инвестиционного развития сельского хозяйства в контексте существующих причин низкой инвестиционной привлекательности отрасли. Обозначена роль государства в организационно-экономическом обеспечении инвестиционного развития сельскохозяйственного производства, намечены основные задачи государственной политики в активизации инвестиционных процессов.
Постановка проблемы. Функционирование агропромышленного комплекса Украины задекларировано как одно из приоритетных направлений экономики страны и одно из необходимых условий ее экономической и продовольственной безопасности. Именно от развития и деятельности агропромышленного комплекса, в частности сельского хозяйства, непосредственно зависят объемы продовольственного рынка, занятость сельского населения, обеспечение сырьевой базой перерабатывающей и пищевой промышленности, а также устойчивое развитие сельских территорий. Непременным условием ускоренного развития сельского хозяйства и преодоления кризисных явлений является активизация инвестиционной деятельности, которая может обеспечить наращивание производственного потенциала отрасли, воспроизводство основных производственных фондов, их качественное улучшение, активизацию производственных, технологических, научных, организационных, социальных, природных факторов производства, внедрения достижений научно-технического прогресса, переход к инновационному пути развития. О приоритетности инвестиционного развития свидетельствует и тот факт, что важное значение имеет проблема рационального использования имеющихся финансовых ресурсов предприятий, которая отображается в формировании структуры инвестиций, влекущей к прогрессивным изменениям. Именно поэтому главным признаком устойчивого, постепенного и качественного экономического развития сельскохозяйственных предприятий в современных условиях хозяйствования должна быть направленность на активизацию инвестиционных процессов.
Именно этими положениями обусловлена актуальность проблемы обеспеченности предприятий не только своими внутренними, но и внешними инвестиционными возможностями и ресурсами, в частности иностранного происхождения, что возможно при условии создания благоприятных экономических условий в Украине для функционирования инвестиционного капитала в сфере налогообложения, защиты прав собственности и интересов иностранных субъектов хозяйствования.
Анализ последних исследований и публикаций. Среди ученых и их научных публикаций, в
которых исследуются проблемы иностранного инвестирования развития сельскохозяйственного производства можно выделить М.С. Виткова, А.П. Гайдуцкого, О.Б. Панасюка, Р.В. Черного, П.Т. Саблука, В.И. Власова, М.И. Кисиля, А.В. Чуписа, М.М. Геенка и др. Однако проблемы, преимущества и потенциал иностранного инвестирования для агропромышленного комплекса, в частности, сельского хозяйства, исследованы недостаточно.
Целью статьи является проведение анализа современного состояния иностранного инвестирования сельскохозяйственного производства в Украине в контексте обоснования перспектив его развития.
Основной материал исследования. Сельское хозяйство - одна из важнейших отраслей в экономике каждой страны и одна из наименее привлекательных для инвестиций, что предопределено ее спецификой в производственной плоскости, а в Украине - нестабильностью правовой, политической и экономической ситуации.
Аграрный сектор отечественной экономики замедленными темпами выходит из депрессивного состояния. Для того, чтобы его преодолеть нужны значительные объемы инвестиций и рациональное их использование. Однако в Украине в условиях трансформации экономики, в том числе, сельского хозяйства, имеет место проблема недостатка частных и государственных вложений. Для решения этой проблемы, правительство государства должно привлекать иностранные инвестиции.
Правовое обеспечение иностранного инвестирования сельского хозяйства Украины осуществляется как общими нормами действующего законодательства о внешнеэкономической деятельности, так и специальными законами, в частности - Законом Украины «О режиме иностранного инвестирования» от 19.03.1996 г. [3], а также международными соглашениями, обязательность которых принята Верховной Радой Украины согласно ст. 9 Конституции Украины. На международном уровне подписаны: в 1965 г. Вашингтонская конвенция о порядке решения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами и в 1985 г. Сеульская конвенция о страховании инвестиций.
Коллизия между нормами законодательных актов Украины и международными договорами по вопросам инвестирования должна разрешаться в пользу последних, что предусмотрено ст. 6 Закона Украины «О режиме иностранного инвестирования».
К национальному законодательству, которое регулирует иностранные инвестиции, принадлежат договоры Украины с иностранными государствами о взаимной защите инвестиций, ратифицированные Верховной Радой Украины. Понятие, виды, формы, порядок осуществления иностранных инвестиций определяются и регулируются ЗУ «О режиме иностранного инвестирования», в соответствии с которым иностранные инвестиции это «ценность, которая вкладывается иностранными инвесторами в объекты инвестиционной деятельности в соответствии с законодательством Украины с целью получения прибыли или достижения социального эффекта» [3]. Инвесторами могут быть иностранные государства, юридические и физические лица, международные организации, граждане, которые проживают за рубежом. Теоретические основы инвестирования, которые включают классификацию инвесторов и инвестиций, являются одинаковыми для всех отраслей экономики. Но сельское хозяйство находится в несколько других экономических условиях по сравнению с другими сферами экономики: зависимое от природных факторов, с ярко выраженным сезонным, циклическим характером производства, является более отсталой в технологическом отношении отраслью по сравнению с промышленностью и сферой услуг. Вложенный в сельскохозяйственное производство капитал, соответственно, приносит меньшую отдачу, а при неблагоприятных природно-экономических условиях - убыток. Значительная часть продукции сельхозпредприятий реализуется в четвертом квартале, следовательно финансовый результат от хозяйственной деятельности возможно определить в конце отчетного года. К тому же, всегда должны быть сформированы резервные фонды на случай стихийного бедствия (наводнения, засухи) в растениеводстве или эпидемии болезни в животноводстве. Все это не может не отражаться на инвестиционных процессах в данной отрасли [6].
Инвестиционная деятельность в АПК Украины характеризуется наличием значительных кризисных явлений, главной причиной которых являются макроэкономические факторы. Прежде всего, это сокращение собственного инвестирования товаропроизводителей в результате резкого ухудшения их финансового состояния и обесценивания инвестиционных ресурсов в условиях инфляции; уменьшение объемов прямой государственной инвестиционной поддержки; сложные условия получения кредитов, размеры процентов по которым превышают уровень безубыточности кредитования; кризис финансово-кредитной банковской системы; нарушение хозяйственных связей,
разрушение материально-технического снабжения, углубление диспаритета цен и т.п. В результате нарушения инвестиционного процесса в агропромышленном производстве сформировалась инвестиционная проблема, масштаб которой свидетельствует о том, что ее решение является задачей государственного значения. В основу государственного регулирования инвестиционной деятельности должны быть положены принципы активно-пассивного государственного регулирования, выраженные в основном в финансовой поддержке предприятий, ценовой, антимонопольной, амортизационной политике, развитии инфраструктуры аграрного рынка, становлении ипотечных отношений и т.п.
Иностранный капитал присутствует в настоящее время практически в каждой стране мира и почти везде его роль в национальной экономике страны-реципиента растет. Это объясняется углублением процесса глобализации мировой экономики, которое предусматривает все большую открытость и взаимозависимость государств. Кроме того, сохранению такой общемировой тенденции способствует повышение эффективности экономики страны, в которую привлечен иностранный капитал, более стремительные темпы их экономического роста.
Вступление Украины в ВТО способствовало большей открытости украинской экономики, но и большей ее уязвимости от внешних угроз. Будущее соглашение о зоне свободной торговли с Европейским Союзом, которое может вступить в силу через 23 года, должно не только способствовать уменьшению тарифов на импорт, но и совершенствовать регу-ляторную процедуру во внешней торговле.
При всех положительных признаках иностранного инвестирования сельскохозяйственного производства следует отметить то, что их привлечение обуславливает наличие риска зависимости национальной экономики от зарубежных инвесторов, а также следовательно оказывает влияние на продовольственную безопасность государства.
Мировые глобальные процессы, по нашему мнению, являются не только источником возможной внешней угрозы для национальной продовольственной безопасности, но и механизмом ее укрепления при условии международного сотрудничества, которое должно изменить свой вектор с торгового на инвестиционный.
Среди всех форм иностранных инвестиций наиболее эффективной и целесообразной является прямое иностранное инвестирование с непосредственным участием инвестора в выборе объектов инвестирования и вложении средств. В течение последнего десятилетия в Украине наблюдается прирост прямых иностранных инвестиций в сельское хозяйство Украины (рис. 1).
Рис. 1. Прямые иностранные инвестиции в сельское хозяйство Украины, на конец года, млн. дол. США [7]
1000
2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Прямые иностранные инвестиции в % к предыдущему году
Линейный (Прямые иностранные инвестиции)
В 2011 г. объемы иностранных инвестиций в сельское хозяйство по сравнению с 2002 г. увеличились в 9,97 раза, однако их удельный вес в общем объеме иностранного инвестирования экономики остается низким и почти неизменным: колеблется в пределах 1,8-1,9%. То есть рост объема инвестиций на фоне постоянного уровня показателя их удельного веса свидетельствует об устойчивойнеудовлетвори-тельной инвестиционной привлекательности отрасли сельского хозяйства Украины по сравнению с други-
ми отраслями экономики (рис. 2). Доминирующей причиной низкой инвестиционной активности, в первую очередь, являются: неуверенность большинства потенциальных инвесторов по поводу политической стабильности государства; чрезмерная заполитизиро-ванность экономики; отсутствие какой-либо гарантии относительно возврата вложенного капитала; несовершенство и нестабильность законодательной базы; повышенная налоговая нагрузка на деятельность хозяйствующих субъектов.
2 2
-1,8 - -"-Гб-- -19- " -19-1,8 - 2 - 1,9
2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Удельный вес иностранных инвестиций
-Линейный (Удельный вес иностранных инвестиций)
Рис. 2. Удельный вес иностранных инвестиций сельского хозяйства в общем объеме иностранных
инвестиций экономики Украины, % [7]
Объективной причиной низкого удельного веса привлечения инвестиций в сельское хозяйство является такая особенность отрасли, которая состоит в большой территориальной рассредоточенности, низкой оборачиваемости капитала, высокой вероятности риска влияния природных условий на результаты хозяйствования и т.п.
Среди регионов Украины наибольшие объемы иностранного капитала были вложены в Киев -21859,2 млн. долл., Днепропетровскую область -7486,7 млн. долл. и Харьковскую область - 2705,4 млн. долл. Объем прямых иностранных инвестиций на одного человека в 2010 г. составил 978,5 долл. в среднем по Украине [7].
Анализируя географию иностранного инвестирования в Украине необходимо отметить, что бесспорным лидером по объему вложенного капитала в развитие сельского хозяйства Украины является Кипр. В 2008 г. удельный вес капитала этой страны составил 35,5% от общего объема иностранных инвестиций в сельское хозяйство Украины. То есть из общего объема инвестирования Кипру принадлежит больше трети финансирования. На втором месте по объемам инвестиций в сельское хозяйство стабильно находится Великобритания (15,1%). Третью группу стран со значительным объемом инвестиций формируют США, Дания, Швеция, Германия, Австрия и Польша. Удельный вес этих стран составляет от 3,5% до 6,0% от общего объема иностранных инвестиций в сельское хозяйство. Четвертую группу составляют Нидерланды, Франция, Российская Федерация с долей инвестирования от 2,3% до 2,9%.
Как результат необходимо отметить то, что динамика прямого иностранного инвестирования остается положительной, их объем, в расчете на одного человека, значительно ниже, чем в странах восточной Европы. Для примера, размер инвестиций на одно человека в соседней Польше составляет около 2719, Чехии - 7581, Болгарии - 2690, Латвии - 3293 и Российской Федерации - 1400 долл.
Невзирая на позитивную тенденцию в инвестиционном процессе сельского хозяйства, в настоящее время еще не введена в действие система экономических рычагов стимулирования инвестиционной деятельности, в частности мероприятия по регулированию отношений собственности на землю и имущество, которые не имеют инвестиционной стимулирующей направленности, процесс создания фондового рынка недостаточно охватывает аграрную сферу, финансово-кредитные учреждения не заинтересованы в осуществлении инвестиционных операций в сельском хозяйстве, отсутствует механизм обеспечения поддержки инвестиций в оборотный капитал предприятий.
Недостаточная степень доверия иностранных инвесторов к Украине и высокий уровень инвестици-
онного риска предопределяют низкий уровень поступлений инвестиций. Причиной этого является неблагоприятный инвестиционный климат (недостаточная макроэкономическая и политическая стабильность; неразвитость инвестиционной инфраструктуры). Факторы, которые влияют на принятие решений относительно иностранного финансирования проектов, имеют разную весомость и не являются постоянными.
Инвестиционный климат в свою очередь непосредственно влияет на основные показатели социально-экономического развития государства. На современном этапе развития экономика Украины, включая ее агропромышленный комплекс, находится в состоянии глубокого кризиса. Негативное влияние имеет структурная, межотраслевая диспропорция, которые накопились в экономике на протяжении нескольких десятилетий привели к острому дефициту товаров производственного и непроизводственного назначения, и особенно энергоносителей. Кризис усиливается разбалансированностью финансово-кредитной системы, несоответствием сформированной управленческой структуры потребностям экономического развития. При том, что положительный инвестиционный климат способствует решению социальных проблем, обеспечивает высокий уровень занятости населения, позволяет обновлять производство, проводить модернизацию и наращивание основных фондов предприятий, внедрять новейшую технологию, в настоящее время стабилизация инвестиционного климата является важнейшей задачей для Украины [6].
Среди проблем макроэкономического характера можно выделить также несколько социально -экономических факторов. В Украине не сформирована четкая стратегия развития экономики, не определены основные приоритеты и мероприятия по ее реализации. Из-за отсутствия достаточного количества финансовых ресурсов поддержка этих приоритетов осуществляется на недостаточном уровне. Естественно, это вызывает определенное непонимание со стороны иностранных инвесторов, в первую очередь относительно вопросов развития предпринимательства, формирования инвестиционной инфраструктуры в сельской местности, развития информационного обеспечения, купли-продажи земли, ипотечного кредитования, повышения уровня доходов и преодоления бедности населения. К тому же, инвестиционная привлекательность земли сельскохозяйственного назначения в Украине значительно отличается показателями экологического состояния и региональными природно-климатическими условиями. Инвесторы не заинтересованы вкладывать деньги в сельскохозяйственное производство на малопроизводительной, эродированной или загрязненной земле.
Среди макроэкономических факторов, которые не способствуют привлечению инвестиции, следуют также отметить значительный уровень тенизации эко-
номики и коррупции, высокий уровень налогового давления, отсутствие настроенной системы сбыта продукции и т. п.
По мнению некоторых зарубежных экспертов в Украине существует высокая вероятность политических рисков, что ограничивает привлечение иностранных инвестиций. Эти риски обусловлены определенной непоследовательностью в направлениях и моделях международной интеграции Украины, изменении законодательства в сфере инвестиций и предпринимательства.
Сельскохозяйственные предприятия ограничены в выборе работников. Уровень профессиональной подготовки и ответственности менеджеров и рабочих не всегда является достаточно высоким. Низкий уровень менеджмента, дисциплины и квалификации работников признается экспертами одним из важнейших препятствий в привлечении инвестиции.
Выводы и предложения. Таким образом, основными препятствиями в привлечении инвестиций в агропромышленный комплекс Украины являются: высокие риски, связанные со спецификой сельского хозяйства (природно-климатические условия, длительность производственного процесса, уровень землепользования), экологическим аспектом и экономической ситуацией в государстве. С целью активизации инвестиционной деятельности и роста инвестиционной привлекательности как сельскохозяйственных предприятий, так и отрасли в целом, прежде всего, необходимо обеспечить на государственном уровне формирование благоприятной, экономически эквивалентной, рыночной среды хозяйствования, которая способствовала бы активизации инвестиционных процессов, а у субъектов хозяйствования - появлялась и расширялась инвестиционная возможность для обновления основного капитала и его наращивания за счет собственных, привлеченных средств, включая и иностранный капитал.
Следовательно, приоритетными задачами государственной политики в направлении активизации инвестиционных процессов в сельском хозяйстве должны стать: повышение технического и технологического уровня сельскохозяйственных товаропроизводителей; динамическое социальное развитие села на основе содействия развитию занятости и роста доходов сельского населения; оптимизация бюджетного инвестирования в сельское хозяйство, реализация комплекса мероприятий по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных предприятий; совершенствование законодательно-нормативной базы, которая
будет содействовать развитию инвестиционной деятельности в отрасли; формирование условий развития мощных интегрированных структур, которые объединяют в себе производителей сельскохозяйственной продукции и перерабатывающие предприятия; налаживание автоматизированной информационной системы для обеспечения оперативного поиска партнеров в сфере иностранного инвестирования, надлежащего режима консультационного обслуживания по вопросам финансирования и страхования.
Литература
1. Амбросов, В. Я. Углубление общественного разделения труда и трансформация производственной структуры [Текст] / В. Я. Амбросов // Экономика АПК. - 2011. - № 5. - С. 17-25.
2. Гайдуцкий, А. П. Инвестиционная конкурентоспособность аграрного сектора Украины [Текст]: монография / А. П. Гайдуцкий. - К: «Нора - Печать», 2004. - 246 с.
3. Закон Украины «О режиме иностранного инвестирования» [Текст]. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://zakon2.rada.gov.ua
4. Руда, О. Л. Инвестиционный климат Украины и проблемы его формирования [Текст]. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://intkonf.org/ruda-ol-investitsiyniy-kHmat-ukrayini-ta-problemi-yogo-formuvannya
5. Осташко, Т. О. Ценовая конкурентоспособность мясо-молочной продукции в условиях ВТО [Текст] / Т. О. Осташко // Экономика АПК. - 2011. -№ 2. - С. 155-161.
6. Сенина, Г. В. Государственное регулирование инвестиционной деятельности в аграрной сфере [Текст] / Г. В. Сенина, В. В. Кузьмина. - К.: Институт аграрной экономики УААН, 2003. - 126 с.
7. Статистическая информация Государственного комитета статистики Украины / [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.ukrsat.gov.ua
® 0954184139
E-mail: [email protected]
Ключевые слова: иностранные инвестиции, сельскохозяйственное производство, инвестиционная привлекательность, государственная политика, инвестиционный климат.